Перспективный план работы кружка «Умелые ручки» с детьми старшего возраста


Программа кружка «Умелые Ручки»

Екатерина Уржумова

Программа кружка «Умелые Ручки»

ПРОГРАММА КРУЖКА

«Умелые ручки»

Пояснительная записка.

Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которой особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются именно в этом виде деятельности. Ведь малыш имеет неограниченную возможность придумывать свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. В процессе ручного труда повышается работоспособность, улучшается кровообращение, развивается координация движений руки и глаза. Изготавливая поделки, дети активно действуют инструментами, по назначению их используют, учатся узнавать свойства материалов, сравнивать их по форме, величине в зависимости от цели, размера поделки. У ребенка формируется представление о таких категориях, как величина, форма. Он на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познает законы гармонии и красоты. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Цель кружка:

Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей в процессе создания поделок, используя различные материалы и техники.

Задачи:

Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.

Формировать умения учитывать конкретные свойства материалов при выполнении поделок из них.

Учить предварительно, планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки)

.

Учить определять приемы работы и инструменты, самостоятельно ориентироваться в задание.

Развивать творческое воображение, фантазию, сообразительность, умение устанавливать причинно-следственные связи, познавательные интересы и творчество, конструктивные умения, эстетический вкус.

Развивать мелкую моторику руки, общую умелость руки, координацию движений руки и глаза.

Развивать сенсорные эталоны формы, величины, цвета.

Совершенствовать коммуникативные навыки.

Активизировать и обогащать словарь детей. Обогащать игровой опыт и создавать условия для самовыражения и расширения социального опыта.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Создать условия для положительных эмоций.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь)

.

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок, беседа, рассказ, сказка).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)

.

Подготовка предметно–развивающей среды:

Бумага разного формата, цвета, качества, цветной картон;

Краски, клей, ножницы, лак, пластилин, фломастеры, карандаши, кисточки;

Природный материал: зерна, горох, семечки и пр.

Бросовый материал: нитки, пуговицы, стразы, бисер, бусы, перья, вата, спички, ткань и

пр.

Структура занятий:

1. Формирование положительной мотивациии трудовой деятельности;

2. Рассматривание образцов, обсуждение;

3. Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»

);

4. Выбор материала;

5. Пальчиковая гимнастика;

6. Самостоятельная работа детей;

7. Анализ готовой работы;

8. Физкультурная минутка или игра с поделкой.

Занятия проводятся с сентября по май, длительность занятия – 25-30 минут.

Работа с родителями:

Ознакомление родителей с целью и задачами кружка, с планом работы.

Оформление для родителей папок раскладушек, информационных стендов, проведение

индивидуальных консультаций с целью расширения знаний, о работе, проводимой с детьми.

Организация выставок детских работ

Ожидаемые результаты.

Дети будут знать:

— о разнообразии материалов, из которых можно делать поделки;

— о свойствах и качествах различных материалов;

— о способах соединения деталей между собой (при помощи клея, проволоки, иголки и т. д.)

— о технике безопасности во время работы с ножницами, клеем, проволокой и т. д.

Дети будут уметь:

— планировать свою работу;

— договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

— анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

— создавать индивидуальные работы;

— использовать различные материалы и способы создания предметов;

— аккуратно и экономно использовать материалы.

Список использованной литературы

1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома. –Москва: Просвещение, 1996 г.

2. Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала. –Москва: Просвещение,1984 г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание»

№3 1990 г.

4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. –Москва: Карапуз-Дидактика, 2009 г.

5. Тарловская Н. Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. –Москва: Просвещение, 1996 г

Сентябрь

Тема занятия Программное содер. Материал

1-я неделя Вводное занятие.

Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи Бумага, картон, пластилин, ткань,семена и плоды растений: жёлуди, каштаны, кора, ветки, семена, листья, ракушки, перья.

2-я неделя

«Овощная ярмарка»

Продолжать учить детей лепить разные по форме овощи /шарообразные, овальные, конусообразные/, передавать их характерные признаки. Закрепить прием приглаживания. Пластилин, дощечка, стека,натуральные овощи: огурец, помидор, картофель, лук, морковь, свекла.

3-я неделя

«Осенние картины»

Учить детей создавать сюжетные композиции, воспитывать желание сохранять красоту природы в аранжировках и флористических композициях. Листья разных деревьев и кустарников, травы, лепестки цветов, семена, цветной картон, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, варианты композиций.

Октябрь

Тема занятия Программное содер. Материал

1-я неделя «Осенние деревья»

Познакомить детей с одним из видов мозаики –
«мозаика из карандашных стружек»
закреплять представления о приметах осени; продолжать учить детей совмещать разные способы в работе, для достижения наибольшей выразительности; Бумага, гуашь, кисти, клей ПВА, карандашные стружки.

2-я неделя «Букет осенних листьев»

Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца Картон, пластилин, стека.

3-я неделя «Сказочные герои леса»

Продолжать учить детей работать с природным материалом. Учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. Шишки еловые, сосновые, ольхи, каштана, жёлуди, ракушки, крылатки ясеня, скорлупа грецких орехов, пух и перья птиц, косточки слив, оливок, абрикосов, мох, различные семена.

4-я неделя Моделирование игрушек по замыслу детей. Учить детей самостоятельно подбирать тему для работы, используя имеющийся опыт создания поделок из природного материала. Разнообразный природный материл, пластилин, проволока, стеки, дощечки.

Ноябрь

Тема занятия Программное содер. Материал

1-я неделя

«Рыбки в аквариуме»

Продолжать знакомить детей с японским искусством оригами и формировать к нему интерес; развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания; развивать пространственное воображение
(учить читать чертежи)
; закреплять умение следовать устным инструкциям; развивать концентрацию внимания и творческие способности. Цветная бумага, ножницы, карандаши.

2-я нед «Утка с утятами на озере»

Цветная бумага, ножницы, карандаши.

3-я нед. «Зайцы в лесу»

Цветная бумага, ножницы, карандаши.

4-я нед «Снегири на ветке рябины»

Цветная бумага, ножницы, карандаши.

Декабрь

Тема занятия Программное содер. Материал

1-я неделя «Долгожданная гостья»

Учить детей делать объёмную ёлочку из конуса и цветных полосок одинаковой длины Цветная бумага (зелёная, ножницы, клей.

2-я неделя «Новогодние игрушки»

Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами; развивать чувство формы, цвета и композиции; развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Цветная бумага; шаблоны геометрических форм; ножницы; тесьма для изготовления петелек; клей; кисточки; гуашевые краски; баночки с водой; салфетки

3-я неделя «Гирлянды для праздника»

Развивать интерес к совместному труду, воспитывать желание доставлять радость другим детям. Цветная бумага, клей, кисти, ножницы, клеёнки, салфетки, шаблоны.

4-я неделя «Звонкие колокольчики»

Учить детей создавать объёмные полые поделки из солёного теста; учить лепить колокольчик из шара путём вдавливания и моделирования формы; показать разные приёмы оформления фигурок. Образец, готовое тесто, стеки, ленточки, дощечки, салфетки, материал для украшения
(бусинки, крупа)
Январь

Тема занятия Программное содер. Материал

1-я неделя «Подружим иголку с ниточкой»(вдевание нитки в иголку; пришивание пуговиц)

Продолжать знакомить детей со швейными принадлежностями: иголкой, ниткой, игольницей; учить отмерять нужную длину нитки; учить вдевать нитку в иголку и завязывать узелок на конце нитки; учить крепко, пришивать пуговицу с разным количеством дырочек
(2и4)
к лоскутку ткани; закреплять знания правил техники безопасности при работе со швейными принадлежностями и ножницами; Ножницы, иголка с игольницей, катушка с нитками, лоскуток ткани, пуговица.

2-я неделя Знакомство со швом «вперёд иголка»

Учить детей свободно пользоваться иглой,шить швом:
«вперёд иголка»
, по направлению справа налево. Образец шва
«Вперёд иголка»
, нитки, ножницы, иголка с игольницей, лоскуток ткани.

3-я неделя Знакомство с новым швом «через край»

Продолжать учить детей шить, познакомить с новым швом
«через край»
, учить шить снизу наверх, двигаясь слева направо, продолжать учить правильно обращаться с иглой. Образец шва
«Через край»
, нитки, ножницы, иголка с игольницей, лоскуток ткани.

4-я неделя Знакомство с «Двойным швом»

Познакомить детей с новым «Двойным швом»

, помочь понять, что он выполняется на основе шва
«Вперёд иголка»
; продолжать учить детей шить ровными и одинаковыми стежками. Образец
«Двойного шва»
, нитки, ножницы, иголка с игольницей, лоскуток ткани.

Февраль

Тема занятия Программное содер. Материал

1-я неделя «Волшебные тарелочки Развивать чувство формы, цвета и композиции; творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Бумажная тарелка, цветная бумага, клей, ножницы

2-я неделя Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества. Учить задумывать содержание открытки, использовать разнообразные приёмы вырезания. Учить красиво располагать изображение на листе. Листы плотной бумаги, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, клеёнка, образец.

3-я неделя Изготовление игрушек «Ворона»

и
«Филин»
Учить детей делать объёмную игрушку на основе цилиндра, совершенствовать навыки работы с ножницами. Цветная бумага, ножницы, клей.

4-я неделя Подарок для мамы. «Макаронный букет»

Продолжать учить детей делать аппликацию из макарон, основными способами приклеивания, правильно располагать мелкие детали на поделке; воспитывать у детей желание доставлять родным радость, изготовляя подарок своими руками. Цветной картон 15*20, цветная бумага, макаронные изделия в форме цветка, клей, гуашь, глубокие миски, кисточка, вода, газета.

Март

Тема занятия Программное содер. Материал

1-я неделя «Потерявшиеся котята»

Продолжать учить детей обводить силуэт по контуру, работать с ватой, равномерно распределяя её по всему контуру. Цветной картон, силуэтное изиизображение котёнка, цветная бумага, ват клей, ножницы.

2-я неделя «Кукла из цветной пряжи»

Учить детей простейшему преобразованию пряжи в куклу-сувенир, самостоятельному использованию элементов декоративного оформления поделки. Цветная пряжа, ножницы, цветная бумага, клей.

3-я неделя «Плетёная закладка для книг»

Учить детей переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги. Цветная бумага, ножницы, клей.

4-я неделя «Мой любимый сказочный герой — Незнайка»

Продолжать учить детей изготавливать поделки в стиле оригами,совмещая в работе приемы: «получение квадрата из прямоугольника»

,
«загибание уголочка»
,
«мятые комочки»
,
«базовая форма оригами – дверь»
. Цветная бумага, ножницы, клей, карандаш.

Апрель

Тема занятия Программное содер. Материал

1-я неделя «Весёлый зоопарк»

Учить детей самостоятельно, используя различные крупы, передавать характерные особенности внешнего вида животных. Контурные изображения животных, клей, различные виды круп, ножницы.

2-я неделя «Птица Счастья»

На основе полученных впечатлений (в процессе подготовительной работы)

предложить создать в аппликации образ сказочной птицы, самостоятельно используя элементы декоративного оформления. Показать способ вырезывания силуэта птицы из бумаги сложенной пополам. Выставка работ на тему
«Сказочные птицы»
выполненные разными способами. Аудиозапись
«Голоса птиц»
,
«Звуки леса»
и т. п. Цветной картон, полоски цветной бумаги, конфетти, клей, клеевая кисть, ножницы, салфетка.

3-я неделя «Браслет из бисера»

Познакомить детей с таким видом художественного творчества, как бисероплетение, научить изготавливать простейшее украшение из бисера.

Разноцветный бисер, тонкая леска (нить, ножницы.

.

4-я неделя «Бусы в подарок маме»

Май

Тема занятия Программное содер. Материал

1-я неделя «Игрушка для игры с ветром»

Продолжать детей учить складывать бумагу в разных направлениях (оригами, анализировать чертёж и создавать по нему поделку. Бумага (формат А4, полоски гофрированной бумаги, клей, кисти, салфетки, ножницы.

2-я неделя «Берёзка»

Развивать чувство формы, цвета; творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Белый картон, черная бумага, двусторонняя цветная бумага – зеленая, клей, ножницы

3-я неделя «Подсолнухи»

Продолжать учить вырезать силуэтные изображения по нарисованному контуру; закреплять навыки самостоятельного изготовления поделки по образцу. Цветная бумага, картон, семечки подсолнуха, клей, ножницы.

4-я неделя «Хризантемы»

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами.

Цветная бумага, ножницы, клей.

Перспективный план кружковой работы по изобразительной деятельности «Умелые руки»

Рисунок- это волшебство. И если ты постиг его,

Рисуй и знай, Что с волшебством

Ты как с самим собой знаком!

Но волшебство не упусти,

Расти его и сам расти!

ОКТЯБРЬ. «Пальчики — палитра».

Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнём в красную краску, другой — в синюю, третий — в жёлтую…

Чем не палитра?

1. «Забавная игрушка»

Цель: Учить детей рисовать пальцами руки, развивать фантазию, воображение.

Многократно прикладывать к листу бумаги «разноцветные пальцы».

Фантазируй, что у тебя получилось?

2. «Дымковская фантазия».

Цель: Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования. Учить фантазировать.

Выбрать любое заранее нарисованное контурное изображение игрушки и раскрасить его так, чтобы самому и всем кто, увидит игрушку, стало весело.

3. «Гроздья спелой рябины».

Цель: Продолжать учить рисовать пальцами руки, дорисовывая недостающие детали кисточкой. Испытать творческое наслаждение.

Можно рисовать сразу тремя пальцами, дорисовать тонкой кисточкой веточки и чёрные точки на ягодах.

4. «Волшебные облака».

Цель: Закрепить умение рисовать пальцами. Прививать интерес к рисованию.

Приглядись к ним, и ты увидишь пушистого зайца, забавного котёнка, озорного лисёнка, а может быть и самого себя.

НОЯБРЬ.

«Печатать от руки».

Обмакните всю ладонь или её часть в краску и оставьте отпечатки на бумаге. А можно раскрасить ладошку в разные цвета. Что получилось?

1. «Подарим маме цветы».

Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования — ладонью. Учить, изображать, крупно используя весь лист.

Взять для работы 1/4 ватмана. Отпечатывать ладони, поворачивая лист бумаги. Можно отпечатывать ладонь, ребро ладони, пальцы.

2. «Неожиданный гость».

Цель: Продолжать учить рисовать ладонью. Развивать фантазию, творчество. Создать радостное настроение.

Отпечаток одной ладони без пальцев похож на чьё-то лицо. Может быть, к нам в гости пришёл домовёнок Кузя? Или гном? Осталось взять кисточку и дорисовать оставшиеся детали.

3. «Лебедь».

Цель: Закрепить умение рисовать ладонью. Развивать фантазию, творческий замысел и доводить его до конца. Вызвать желание рисовать.

Четыре пальца руки и ладонь — туловище. Отставленный в сторону большой палец руки — шея. Берём кисточку и краски. И гадкий утёнок превращается в прекрасного лебедя. (Море в технике «растяжка»).

«Печатка».

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

4. «Закладки, для книг».

Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить использовать для украшения симметричный рисунок, используя печатки.

ДЕКАБРЬ.

1. «Праздничный платок для матрёшки»

Цель: Продолжать учить детей использовать для

украшения симметричный рисунок, пользуясь печаткой. Развивать фантазию, воображение, творчество.

«Набрызг».

Это набрызгивание капелек краски с помощью специального приспособления. Зубной щёткой, в правой руке, наберём небольшое количество краски, а стекой будем проводить по щетине быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. А может и не только на неё! Место зубной щётки можно использовать кисть. Кистью с краской ударять о картон.

2. «Красивая салфетка».

Цель: Учить детей пользоваться новой техникой набрызга.

Сделаем набрызг разной краской и полюбуемся полученным эффектом.

3. «Снегопад».

Цель: Продолжать осваивать с детьми новую технику «набрызг». Развивать фантазию, воспитывать

чувства прекрасного.

По цветному фону — белый «набрызг». Кружатся в танце белые снежинки, сливаются в хоровод.

4. «Закружила осень золотая».

Цель: Закрепить новую технику «набрызг». Вызвать желание фантазировать, воспитывать чувство прекрасного.

Кисточкой прорисовать стволы и ветки. Жёлтой краской набрызгать кружащуюся листву.

ЯНВАРЬ.

«Монотипия».

Нам понадобится гуашь разного цвета и сложенный пополам лист бумаги. Нарисуем половину круга на правой стороне от сгиба, левую сторону прижмём к правой, разгладим. Откроем лист…

Что получилось? Мяч? Солнце? Тогда дорисуем лучики.

1. «В стране Двуляндии».

Цель: познакомить детей с новой техникой «монотипия». Заинтересовать детей к выполнению работ в новой технике.

Это обычная страна в ней ничего не бывает по одному. Смотрите, я рисую рожицу. Сложу лист пополам, разверну их две… А что есть в вашей стране Двуляндии?

2. «Каких я видел бабочек»

Цель: Продолжать учить рисовать в новой технике. Вызывать интерес к этому виду.

А вы, знаете, что бумагу можно сгибать в разных местах и направлениях? Тогда полюбуйтесь нарядными бабочками!

3. «Осенний парк».

Цель: Продолжать заинтересовывать детей новой техникой. Развивать фантазию, творчество.

Дорогу и небо можно нарисовать в технике «монотипия».

А потом по небу поплывут облака, разной формы, А на дороге появятся лужи разной формы и опавшие листья.

4. «Маски для калядования».

Цель: Закрепить навыки рисования в технике «монотипия». Развивать фантазию и творчество.

Маску нарисуем в рассматриваемой технике. Сделаем отверстия для глаз и носа, прикрепим резинку. Вот маска и готова!

ФЕВРАЛЬ.

«Рисование по сырой бумаге».

Для рисования нам понадобится влажная салфетка и ёмкость с водой. Намочим бумагу, и поместим её на влажную салфетку (чтобы бумага не высыхала). Возьмём акварельный мелок, и нарисуем что душе угодно.

1. «Летний дождь».

Цель: познакомить детей с новой техникой рисования. Заинтересовать их. Развивать воображение.

Мокрые дорожки блестят от капель дождя. Мелькает чей-то домик. И я бы побежала под дождём, да так, чтобы брызги в разные стороны!

2. «Воробушки зимой».

Цель: Продолжать учить детей рисовать по сырой бумаге, не боятся листа, рисовать крупно.

Холодно птахам нахохлились они, распушили перья. Ничего скоро весна!

3. «Когда меня обижают».

Цель: Продолжать учить детей рисовать по сырому листу бумаги. Поддерживать интерес к этой технике.

Каким тогда мне кажется мир? Всё расплывается от слёз, становится серым. Нарисуй так, чтобы мы погрустили вместе. И тогда станет не так обидно и одиноко.

4. «Мой добрый, маленький друг». Цель: Закрепить умение рисовать по мокрому листу. Развивать фантазию и творчество.

Я, люблю, его он всё понижает и радуется, когда я с ним играю. А как приятно прижаться к его пушистой мордочке.

МАРТ.

«Цветные ниточки».

Возьмите нитки длинной 25-30 см. Окрасьте их в разные цвета. Выложите, как захочется на одной стороне, сложенного пополам листа. Другой стороной листа прижмите их и разгладьте. Затем, не снимая ладони с верхнего листа, выдёргивайте одну нитку за другой. Разверните лист. Смотрите, а нитки то волшебные!

1. «Морозные узоры».

Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования. Привлечь их необычной формой рисунка.

Окрасим нитки в белый цвет и выложим их на бумагу разных цветов.

2. «Страна цветных узоров».

Цель: Продолжать учить детей рисовать в новой технике. Развивать фантазию, воображение.

Нитки окрасить в краски холодных и тёплых цветов.

3. «Вологодские кружева».

Цель: Закрепить умение детей рисовать ниткой. Развивать фантазию, вымысел.

Выложить нитки на вырезанном из бумаги воротнике (сложенном пополам), или кокошнике.

Правда, красиво?

«Рисование по мятой бумаге».

4. «Гриб лесовик».

Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования «по мятой бумаге». Вызвать интерес к ней, Желание создавать новые сюжеты.

АПРЕЛЬ.

«Рисование восковыми мелками или свечой».

Суть в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берём большую кисть и раскрашиваем фон. Проявляется рисунок.

1. «Утренняя зарядка».

Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования. Вызвать желание рисовать.

Нарисуй, как мы выполняем упражнения под музыку: голова похожа на круг, футболка на треугольник, шорты, как два квадрата. А теперь раскрась, вот и ожил рисунок.

2. «Замёрзшее дерево».

Цель: Продолжать учить детей изображать окружающий мир с помощью красок и свечи. Поддерживать интерес к рисованию. Стоит дерево и не шелохнётся и в утренние часы, и солнечным днём, и таинственной ночью.

3. «Что мы видели в лесу».

Цель: Закрепить полученные знания. Развивать фантазию и творчество.

Нарисуй веточку с ягодами, гриб под листочком, колючего ежа, пушистую белочку. А потом, закрашивая рисунок, увидим, кто — что увидел в лесу.

МАЙ.

Выполнение работ по желанию детей.

Цель: Вызвать желание рисовать, используя понравившуюся технику самостоятельно. Закреплять полученные навыки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]