Перспективный план кружка «Пластилиновое чудо»
Автор: Бобрецова Валентина Станиславовна
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.
Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Также дети знакомятся с использованием разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой.
Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки: также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
Цели:
· развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией.
· формирование и развитие художественно-творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности, создание необходимых условий для самоопределения и самореализации личности ребенка.
Задачи:
Обучающие:
· Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
· Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
· Дать теоретические знания и формировать у обучающихся практические приемы и навыки работы с пластилином.
Развивающие:
· Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.
· Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.
· Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
· Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывающие:
· Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.
· Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
· Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
· Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.
Материалы:
— наборы пластилина;
— стеки, доски, влажные салфетки;
— наборы плотного картона разного по форме, цвету, одноразовая посуда, разная по форме, величине;
— фото или иллюстрации с изображением различных композиций и предметов;
— различный бросовый материал (бусинки, бисер, зубочистка и т.д.).
Занятие по пластилинографии проводится один раз в неделю, во вторник. Длительность занятия составляет 20 минут.
Примерная таблица занятий.
Октябрь.
Неделя | Тема занятия | Задачи |
1,2. | «Воздушные шары» | 1. Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. 2. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней. 3. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. 4. Развивать эстетическое и образное восприятие. |
3, 4. | «Созрели яблочки в саду» | 1. Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева. 2. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. 3. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). 4. Развивать образное восприятие. |
Ноябрь.
Неделя | Тема занятия | Задачи |
1,2. | «Звездное небо» | 1. Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии. 2. Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочков прямыми движениями, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета. 3. Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев. 4. Развивать композиционное и пространственное восприятие. |
3,4. | «Бусы для Люси» | 1. Закрепить умение детей лепить предмет. Состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке. Чередуя по цвету. 2. Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на равные части при помоши стеки. 3. Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки. 4. Закреплять знания о цвете, развивать чувство ритма. |
Декабрь.
Неделя | Тема занятия | Задачи |
1,2. | «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» | 1. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание им помочь. 2. Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему приплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. 3. Упражнять в раскатывании комочков пластилина прямыми движениями обеих рук. 4. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. |
3,4. | «Мы делили апельсин» | 1. Продолжать учить детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных фруктов. 2. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями, оттягивать пальцами нужные части предметов. 3. Учить использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. 4. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином. |
Январь.
Неделя | Тема занятия | Задачи |
3,4 | «Черепаха» | 1. Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи. 2. Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки. 3. Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом. 4. Воспитывать бережное отношение к живым существам. |
Февраль.
Неделя | Тема занятия | Задачи |
1,2. | «Клубочки для котенка» | 1. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. 2. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. 3. Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали. 4. Развивать мелкую моторику рук. |
3,4. | «Улитка, улитка, выпусти рога» | 1. Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. 2. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. 3. Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали. 4. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик), используя знакомые предметы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы. |
Март.
Неделя | Тема занятия | Задачи |
1,2. | «Самолет летит» | 1. Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. 2. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. 3. Дополнять изображение характерными детелями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы лепки: раскатывание, сплющивание. 4. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости – пластилинографии. |
3,4. | «Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки» | 1. Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разные по величине. 2. Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. 3. Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела (цыпленок гуляет, цыпленок клюет). 4. Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе. |
Апрель.
Неделя | Тема занятия | Задачи |
1,2. | «Мышка-норушка и золотое яичко» | 1. Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. 2. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук. 3. Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание. 4. Развивать сюжетно-игровой замысел. |
3,4. | «Уточка с утятами» | 1. Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей. 2. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную. 3. Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придумывать им нужную форму (хвост утенка). 4. Развивать чувство формы и композиции. |
Май.
Неделя | Тема занятия | Задачи |
1,2. | «Радуга-дуга» | 1. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. 2. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. 3. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. 4. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга). |
3,4. | «Бабочки» | 1. Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки. 2. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке. 3. Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – рисование пластилином, расширять знания о возможностях данного материала. 4. Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. |
Для составления перспективного плана были использованы пособия Давыдовой Г.Н. «Пластилинография».
comments powered by HyperComments
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Цель: Развитие творческих способности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи кружка: познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки, раскрашивание готовых изделий; закрепление знаний о дымковской, хохломской, гжельской росписях; закрепить рельефную, объемную лепку; познакомить с техникой выполнения изделий из соленого теста; сформировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами; закрепить знания у детей материалов, которыми можно работать и уметь ими правильно пользоваться.
Пояснительная записка:
Наше время требует творческих, нестандартных, мыслящих и действующих во благо развития личности и общества людей. Поэтому социальный заказ общества – развитие у детей творческих способностей, умения мыслить не по шаблону, не бояться высказывать мнение отличающиеся от общепринятого, видеть необычное в обычном.
По мнению психологов и педагогов, дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития мышления, воображения – психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач дошкольного образования и воспитания.
Использование в практике работы с детьми нетрадиционных техник лепки работают на решение сразу нескольких развивающих задач:
- развитие у детей творческих способностей (во всем многообразии этого понятия);
- развитие и совершенствование мелкой пальцевой моторики;
- формирование умений и навыков работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами;
- знакомство с новыми техниками и технологиями;
- умение применять их на практике.
Частота проведения кружка: один раз в неделю в течении одного учебного года.
Продолжительность проведения кружка: 25 минут.
Ожидаемые результаты воспитанника:
Лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы лепки;
Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
Создает изображения по мотивам народных игрушек.
Сентябрь:
1. Тема: «Яблоки и груши». Дары осени. Признаки осени.
Цели и задачи: Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки.
Материалы и оборудование: Соленое тесто, муляжи фруктов, стека,
репродукция картин с фруктами. (1/59)
2. Тема: «Подсолнух»
Цели и задачи: Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки.
Материалы и оборудование: Соленое тесто, фото подсолнуха, стека, семечки. (11/14)
3. Тема: Декоративная тарелка «Роза». Дары осени.
Цели и задачи: Формировать умение из отдельных частей лепить розу, раскатывать шарики, расплющивать, составлять цветок из 6-8 лепестков. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат.
Материалы и оборудование: Глина, стека (11/20, 3/61)
4. Тема: Раскрашивание красками декоративной тарелки «Розы» в стиле «гжель»
Цели и задачи: Познакомить детей с народным творчеством. Продолжать формировать умение раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски, смешивать, для получения нужного оттенка. Оформлять работу на тарелке.
Материалы и оборудование: Гуашь, кисточки, палитра, посуда с росписью «гжель» (8/85)
Октябрь:
1. Тема: «Колючий ёжик». Поведение животных осенью.
Цели и задачи: Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали. Дополнять работу грибками, яблочками.
Материалы и оборудование: Цветное соленое тесто, стека, слайд с изображением ежика в лесу осенью (11/12)
2. Тема: «Конь красивый, удалой»
Цели и задачи: Продолжить знакомить детей с народным творчеством. Лепить коня из целого куска глины. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат.
Материалы и оборудование: Глина, стека, вода, фото филимоновского коня (2/56)
3. Тема: «Каргопольский козлик»
Цели и задачи: Продолжить знакомить детей с народным творчеством. Лепить коня из целого куска глины. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат.
Материалы и оборудование: Глина, стека, вода, фото каргопольского козлика (1/112)
4. Тема: «Слоник»
Цели и задачи: Закрепить умение лепить объемные вещи, развитие моторики.
Материалы и оборудование: Пластилин, стека, фото слона, образец слона (5/14)
Ноябрь:
1. Тема: «Божья коровка» (на листике)
Цели и задачи: Учить лепить божью коровку из частей: голова, туловище, используя налепы, дополнительный материал для оформления. Пользоваться формочкой для вырезания листика. Уметь регулировать силу нажима при выполнении налепов.
Материалы и оборудование: Солёное тесто, формочка «листик», игрушка, вода, кисточка (12)
2. Тема: Раскрашивание красками «Божья коровка «.
Цели и задачи: Формировать навыки аккуратности при раскрашивании работы. Уметь использовать навыки нетрадиционного рисования — пальчиком, для рисования точек. Упражнять в способах работы с красками, оформлении работы на листике.
Материалы и оборудование: Гуашь, кисточка, клей (12)
3. Тема: «Панно с цветами» (сграффито).
Цели и задачи: Ознакомление с техникой сграффито — «нацарапанный» на пластилине. пластилин,
Материалы и оборудование: картон, стека, картина с цветами
4. Тема: «Пингвины на льдине».
Цели и задачи: Продолжать формировать умение лепить фигурку из целого куска, используя приёмы скатывания, вытягивания, сплющивания, надрезания стекой, передавая их характерные особенности и пропорции. Использовать фольгу при лепке туловища. Развивать фантазию детей, сообразительность.
Материалы и оборудование: Солёное тесто, фольга, пенопласт. (11/8)
Декабрь:
1. Тема: Раскрашивание красками «Пингвин на льдине».
Цели и задачи: Продолжать формировать умение детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию. Формировать умение детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия.
Материалы и оборудование: Гуашь, кисточка, клей. (11/8)
2. Тема: «Елка под снегом» (рельефная лепка)
Цели и задачи: Ознакомление детей с новым приемом лепки – пластилиновой растяжкой. Материалы и оборудование: пластилин, стека, карточка с елкой (13)
3. Тема: «Снегурочка»
Цели и задачи: Учить отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности.
Материалы и оборудование: Глина, макет снегурочки (10/24)
4. Тема: Раскрашивание красками гжельской росписью снегурочки.
Цели и задачи: Повторить с детьми роспись «Гжель». Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать формировать умение видеть конечный результат задуманной работы.
Материалы и оборудование: Гуашь, кисточка, палитра. Народная роспись «Гжель» (8/85)
Январь:
1. Тема: «Нарядная ёлочка»
Цели и задачи: Формировать умение у детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации.
Материалы и оборудование: Соленое тесто, трафарет «Ёлка» из картона, стека, бисер. (17)
2. Тема: Раскрашивание красками «Нарядная ёлочка».
Цели и задачи: Продолжать формировать умение раскрашивать ёлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ёлке. При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы
Материалы и оборудование: Гуашь, кисточки, клей, нитки, бисер, конфетти. (17)
3. Тема: «Каргопольский конь»
Цели и задачи: Продолжать развивать умение лепить из целого куска глины.
Материалы и оборудование: глина, стека. (7/8)
4. Тема: «Разукрашивание каргопольского коня».
Цели и задачи: Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Прививать любовь к животным, желание помогать им.
Материалы и оборудование: Гуашь, кисть, палитра (7/8)
Февраль:
1. Тема: «Медведь-народная игрушка»
Цель: Продолжать закреплять умение лепить из цельного куска. Знакомить с традициями гончаров.
Материалы и оборудование: пластилин, стека (9/10)
2. Тема: «Кружка для папы».
Цели и задачи: Формировать умение детей лепить кружку, раскатывать пластилин в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края. Лепить начальную букву имени для украшения. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира. Материалы и оборудование: Пластилин, стека (6/28)
3. Тема: «Сердечки»
Цели и задачи: Закрепление умения лепить из теста предметы или их части, пользуясь движением всей кисти.
Материалы и оборудование: Цветное соленое тесто, вода
4. Тема: «Аист на крыше».
Февраль: Упражнять в «закрашивании» пластилином рисунка. Воспитывать интерес к творчеству.
Материалы и оборудование: Пластилин, картон, карточки с перелетными птицами, энциклопедия про птиц (15)
Март:
1. Тема: «Четвероногий друг»
Цели и задачи: Формировать умение использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, сплющивание, оттягивание, сглаживание краёв). Развивать творческое воображение, интерес к работе.
Материалы и оборудование: Стека, пластилин, картон (10/28)
2. Тема: Признаки весны.»Цветочная поляна».
Цели и задачи: Совершенствование навыка ручного труда средствами лепки из цветного теста.
Материалы и оборудование: Цветное тесто, стека, вода, слайды с весенними цветами (11/14)
3. Тема: «Корзина с цветами»
Цели и задачи: Продолжать формировать умение у детей раскатывать глину ровным слоем, вырезать корзинку по трафарету, процарапывать вилкой. Перевивать жгутики между собой для ручки, донышка. Лепить знакомые цветы и листья. Развивать воображение, желание дарить радость другим.
Материалы и оборудование: Глина, вилка, трафарет корзинки, стека. (11/14)
4. Тема: Раскрашивание красками корзинки и цветов.
Цели и задачи: Воспитывать интерес к творчеству, коллективизм, эстетические восприятия.
Материалы и оборудование: Гуашь, кисточка. (11/14)
Апрель:
1. Тема: «Удивительный подводный мир» (пластилинография)
Цели и задачи: Ознакомление с нетрадиционную техникой рисование (пластилином).
Материалы и оборудование: пластилин, стека (11/26)
2. Тема: «Ракета».
Цели и задачи: Формировать умение делать конусообразную форму. Развивать мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование: Солёное тесто, стека. Фото ракеты (14)
3. Тема: Геометрический человечек
Цели и задачи: Продолжать формировать умение детей расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета. Формироватьумение точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
Материалы и оборудование: Глина, шпажка, краски, кисточка (6/14)
4. Тема: «Мой папа пожарный»
Цели и задачи: Продолжать формировать умение лепить весёлых человечков, используя приёмы раскатывания шаров, овалов, сплющивание, оттягивание. Для соединения частей использовать спички, палочки. Воспитывать умение работать коллективно.
Материалы и оборудование: Глина, спички, палочки, стека (2/79)
Май:
1. Тема: «Георгиевская ленточка».
Цели и задачи: Формировать умение раскатывать глину скалкой, вырезать формы по шаблону. Воспитывать интерес к творчеству.
Материалы и оборудование: Пластилин, шаблон, стека
2. Тема: «Клевер»
Цели и задачи: Закрепить умение скатывать шарики разного размера. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки.
Материалы и оборудование: Пластилин, шаблон, стека (3/38)
3. Тема: «Цирк в Самаре».
Цели и задачи: Продолжать формировать умение замечать и передавать в лепке характерные особенности архитектурного строения.
Материалы и оборудование: Пластилин, стека, фото цирка (16)
4. Тема: «Дети на прогулке».
Цели и задачи: Продолжить учить детей передавать в лепке движение.
Материалы и оборудование: Пластилин, стека. (2/80)
Список литературы:
- Бондаренко Т.М «Комплексные занятия в старшей группе детского сада». ЕЦ «Учитель», Воронеж, 2007 год
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», Воронеж, 2008 год
- Давыдова Г.Н. «Пластилинография. Цветочные мотивы», М., 2009 год
- «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М., Мозайка-синтез, 2014год.
- Петрова О. «Зверушки из пластилина». ООО «ФСТ-ПРЕСС КНИГА», М., 2013 год
- Пломер А.Л. «Мастерим из глины» Харьков, 2013 год
- Учебное издание «Искусство-детям. Каргопольская игрушка». изд. «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», М., 2008 год
- Уткин П.И. «Народные хужожественные промыслы Росии». М., 1984
- Учебное издание «Искусство-детям. Лепим народную игрушку». изд. «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», М., 2010
- Учебное издание «Искусство-детям. Хохломская роспись». изд. «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», М., 2010
- Фирсова А «Чудеса из соленого теста». ООО «АЙРИС-пресс», М., 2013
Следующая > |
Статья:
Лепка является одной из разновидностей изобразительного искусства. Она играет важную роль в процессе воспитания и обучения дошкольников. С ее помощью ребенок учится придавать форму предмету, передавая его характерные и наиболее выраженные признаки. Лепка из пластилина или глины является одним из обязательных занятий в детском саду.
Создание даже самой простой фигуры из глины или пластилина – это творческий процесс, развивающий детское воображение.
Так, например, небольшой глиняный шарик представляется ребенку яблоком, мячиком либо апельсином, а сомкнутая колбаска из глины может быть колечком, обручем или бубликом.
В процессе занятий ребенок учится создавать предмет, опираясь на имеющиеся у него представления о форме и размере. Пытаясь реализовать свой замысел, он нередко акцентирует внимание на второстепенных деталях, опуская главное.
Одной из задач лепки является научить маленького человечка правильно расставлять приоритеты – сортировать детали по степени их важности.
Таким образом, лепка:
— знакомит со строением и пропорциями всевозможных предметов;
— способствует развитию мелкой моторики, поскольку требует точных движений пальцев рук;
— развивает наблюдательность;
— учит воплощать замысел, правильно расставляя приоритеты.
В детском саду знакомство с лепкой происходит в трехлетнем возрасте, когда дети хорошо понимают инструкции воспитателя, умеют различать форму основных геометрических фигур и находить сходства и различия между ними.
Оба материала, как пластилин, так и глина гибкие и пластичные, с их помощью можно создавать бесконечное множество объемных форм.
В освоении навыков лепки можно выделить 5 этапов:
1. Знакомство с материалом – нужно рассказать ребенку о свойствах глины и пластилина и показать, что можно из них сделать. Некоторые дети поначалу отказываются брать в руки материал из-за его непривлекательного внешнего вида, но большинство проявляет неподдельный интерес – начинает мять его или размазывать по поверхности стола, получая при этом немалое удовольствие.
2. Приемы лепки. Изготовление палочки или колбаски. Воспитатель демонстрирует порядок действий, а дети в свою очередь пытаются повторить. Таким образом, они обучаются основному навыку, необходимому для лепки, – раскатыванию материала и преобразованию его в определенную форму. Это может быть шарик, кубик, блинчик, колбаска. На этом этапе ребенок учится работать двумя руками одновременно и координировать свои движения.
3. Освоив раскатывание колбасок, нужно научиться делать из них кольца. Ребенок, повторяя движения воспитателя, замыкает концы и получает круг, бублик или колечко.
4. Базовые навыки лепки успешно приобретены, а значит, пора переходить к более сложным фигурам – пирамидам и конусам. Дети учатся раскатывать материал под определенным углом, держа руки в вертикальном положении, осваивают навыки свертывания и сплющивания.
5. Завершающий этап обучения дошкольников – создание фигурок людей и животных. Приступать к этому этапу можно тогда, когда ребенок научится контролировать силу нажима на материал. Обратите внимание, что форма в детской работе упрощена: голова человека либо животного выполняется в виде небольшого шара, а конечности представляют собой цилиндры.
Таким образом, занятия лепкой являются неотъемлемой составляющей всестороннего развития ребенка. Усидчивость, четкая работа пальцев рук, представление о форме и размерах разных предметов – эти качества и навыки, приобретаемые на занятиях лепкой, пригодятся в школе. Именно поэтому в детском саду на изучение этой дисциплины должно отводиться немало времени.
Лепка в детском саду делится на предметную, сюжетную и декоративную.
Предметная лепка появляется на занятиях в детском саду самой первой. Дети учатся лепить простые объекты и предметы: животных, людей, мебель, посуду. Наряду с освоением мастерства лепки, малыш познает что-то новое о живой и неживой природе.
Например, изображая животных и людей, ребенок уясняет для себя, какие части тела у них есть. Кроме того, ребенок обогащает свой словарный запас, а также усваивает обобщающие понятия: мебель, посуда, животные.
Сюжетная лепка появляется немного позже. Это достаточно сложный вид изобразительной деятельности, так как требует от малыша серьезных интеллектуальных усилий. Во-первых, необходимо продумать сюжет, составить план действий (какие детали и фигуры необходимо слепить), расставить все элементы в нужной композиции, а еще соблюсти пропорции предметов. Дети лепят по сюжетам сказок и небольших рассказов, затем учатся связно рассказывать о своем сюжетном изображении. Это развивает плавную, развернутую речь, творческие способности.
Декоративная лепка связана с выполнением заданий на изготовление и украшение различных предметов. Она формирует эстетический вкус малыша, творческие способности, знакомит с народными промыслами. Так как в декоративной лепке много мелких деталей (в орнаментах, узорах), то она активно развивает тонкие и точные движения пальцев малыша. Это стимулирует речевые центры мозга, подготавливает руку к письму. Дети лепят и украшают посуду, изготавливают сувениры, украшения.