Технология группового сбора. 25.11.2013 Задачи группового сбора 1.Создать положительный эмоциональный настрой на весь день- «задать тон» 2. Обеспечить. — презентация


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года), Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011г.) в настоящее время воспитательно- образовательный процесс в детском саду претерпевает изменения. Изменилась структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ, которая рассматривается, как модель организации образовательного процесса.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Мы хотим поделиться своим опытом организации образовательной деятельности на утреннем групповом сборе, который является одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего группового сбора как важного режимного момента. Утренний сбор для дошкольников — это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь. Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога – это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность. Свирская Л.В. в своей книге поставила следующие задачи группового сбора: · создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»; · обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых; · активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации планирования и организации собственной деятельности; · выбрать совместно с детьми тему нового проекта; · разработать план реализации нового проекта; · подвести итоги проекта; · прививать навыки культуры общения; · поддерживать стремления договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности; · учить: — формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения; — выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично; — внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других; — объяснять словами свое эмоциональное состояние и корректировать его; — делать выбор; — планировать собственную деятельность. Для более плодотворной работы над развитием ребенка для себя мы выделили основные этапы утреннего сбора: -приветствие; -работа с календарём; -рассказывание новостей; -обсуждение темы; -реклама деятельности в центрах активности; -выбор детьми центров активности. На примере организации деятельности с детьми на групповом сборе в ходе проекта «Это знают все вокруг, что здоровье – лучший друг» покажу как решались задачи по развитию коммуникативных навыков детей. Утренний сбор начинается с приветствия. Перед началом которого, мы с детьми обращаем внимание на стенды «Я пришел», «Уголок именинника», «Наша звездочка», «Полянка настроений». В нашей группе введено дежурство по приветствиям, по выбору которого оно и проводится. Для того чтобы разнообразить данный этап группового сбора, у нас существует картотека приветствий. Это набор карточек со словами и (для неумеющих читать) – подсказкой в виде картинки. Дежурный вместе с остальными детьми сопровождают произносимый текст движениями, в конце дотрагиваются до соседа (гладят, обнимают, пожимают руку и т.д.) и называют ласково его имя, глядя в глаза. При разучивании приветствия, побуждаю детей к чёткой артикуляции, использованию мимики, обсуждаем и придумываем жесты, беседуем, почему важно смотреть в глаза собеседнику, улыбаться. Понятно, что главная задача приветствия – это социализация детей, сплочение коллектива, настрой на позитивное состояние, но и одновременно решаются задачи развития общения и всех сторон речи. Также мы используем стихотворные, песенные приветствия; здороваемся ладошками, плечиками, дарим разнообразные пожелания, комплименты, в общем, игры которые создают эмоционально — положительный настрой на весь день. Работа с календарем. Дети не просто отмечают время года, но и называют предыдущее и следующее; перечисляют признаки текущего времени года. В нашей группе имеется дополнительный календарь, где мы вместе с детьми записываем приметы каждого месяца. Во время озвучивания даты (число, месяц, год), дети ежедневно повторяют названия и значение ближайшего праздника, отмечают его в календаре специальными картинками. Во время счета детей совершенствуется навык порядкового счета, умение согласовывать существительное с числительным, уточняется значений слов «больше», «меньше», «равно» (дети ставят знаки). С целью поддержания интереса к правильному счету, у нас активно используется график посещения детей, в котором дежурный по календарю отмечает количество присутствующих детей, сравнивает с другими днями месяца. Таким образом, в интересной, полезной деятельности дети осваивают нормы родного языка, учатся быть ведущими в коллективной деятельности. Рассказывание новостей Данному разделу группового сбора мы уделяем наибольшее внимание. Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни, опираясь на составленную совместно с ними схему. Иногда мы сначала зарисовываем новость в виде пиктограммы, а потом уже ее озвучиваем. Часто мы рассказываем тематические новости (дождливые, осенние, фруктовые и т.д.), что, несомненно, повышает желание высказаться каждому. Новости принимаются как факт. А если время ограничено, используем некоторые хитрости, например: сегодня новостями делятся только мальчики, или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков. И, конечно предлагаем детям самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях. Хочется отметить, что дети не только рассказывают новости, но и задают вопросы друг другу по мере их возникновения. Следующий этап утреннего сбора — обсуждение темы. При обсуждении темы, мы стараемся придерживаться партнерской позиции, задаем только открытые вопросы, принимаем все ответы детей, учим их отстаивать свое мнение и уважать мнение других детей. В ходе обсуждения, используем тризовские приемы: «хорошо-плохо», «Что было бы, если бы…» и т.д. При обсуждении темы «Полезные и вредные продукты» детям был задан вопрос: «Почему некоторые продукты одновременно могут быть полезными и вредными?». Дети ответили так: Во время обсуждения любой темы с целью обеспечения комфортного и конструктивно-делового участия всех детей, мы часто используем игры или игровой тренинг. Игры могут быть любые, не требующие большой подвижности, словесные игры, игры – фантазии, игры – шутки. Для проекта «Это знают все вокруг, что здоровье – лучший друг» мы подобрали следующие игры: ……………………………………. Реклама деятельности в центрах активности – важная часть группового сбора. Дети не просто выбирают центр, в который хотят пойти, но и сами решают в каком центре можно решить ту или иную задачу. Например, в ходе обсуждения темы «Чистота – залог здоровья», дети сами сделали вывод, что проверить чистоту рук мы можем в . Обыграть ситуацию употребления продуктов грязными руками можно в . Соорудить умывальник – в и «Мы художники» и т.д. Иногда, при выборе центра мы используем дополнительную стимуляцию. Например, при выборе , детям было предложено в случае правильного выполнения задания, прикрепить лучик с одной из составляющих здоровья к «Солнышку Здоровья». Дети выбирают желаемую деятельность, которую отмечают на доске выбора индивидуальными карточками. Статью подготовили воспитатели МКДОУ д/с № 7 г. Новосибирска Куликова Татьяна Николаевна и Леонова Ирина Валерьевна

Следующая >

Групповой сбор в ДОУметодическая разработка

Технология «ГРУППОВОЙ СБОР» в условиях дошкольного учреждения.

«Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас»

Эрнст Легуве

В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в детском саду претерпевает изменения. Изменилась структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ, которая рассматривается, как модель организации образовательного процесса.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Принцип развивающего образования, в условиях ФГОС предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребёнку с учётом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учётом его интересов, что способствует развитию, т.е. реализации как явных, так и скрытых возможностей.

В своей работе мне нравится применять педагогическую технологию «утренний сбор» или «групповой сбор»

«УТРЕННИЙ СБОР» – это одна из форм организации образовательного процесса совместной деятельности с детьми, где ребёнок может проявлять свою активность.

Задачи группового сбора:

обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, детских интересов

формирование мотивации к предстоящей деятельности

предоставление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах

осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей

обмен информацией о прошедших и предстоящих событиях, выявление детских интересов

установление сопричастности, общности детей и взрослых группы.

Групповой сбор включает в себя несколько структурных элементов.

— Позывные для группового сбора. Необходимо выбрать сигнал, который будет возвещать о начале группового сбора.

В один день игровой сбор начинается со звона колокольчика, в другой – с прихода игрушечного героя, героя сказки, мультфильма, большой интересной новости, освещения проблемной ситуации.

— Далее короткое приветствие «глаза в глаза», передача настроения, доброты, внимания. Это может быть прикосновение ладошек, плечиков, локотков, носиков. Всё это даёт позитивный настрой, позволяет детям говорить и слышать друг друга.

— Затем – обмен новостями. Это очень ответственная и очень значимая часть сбора, т. к. здесь развиваются коммуникативные навыки. Детям предоставляется возможность высказать свои мысли, фантазии, ребенок может радоваться за своих друзей или огорчаться вместе с ними. Высказаться всегда хочется всем, поэтому существуют правила, которые вводятся совместно с детьми, «говорит тот, у кого в руках волшебная палочка».

-Игры по теме проекта. Этот компонент группового сбора направлен на расширение информационного поля тематического проекта, так как здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Использую различные презентации какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи).

— Следующая часть группового сбора – это выбор деятельности. Для этого в группе есть «Доска выбора».

«Доска выбора» — один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей. Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. Под каждой пиктограммой находятся кармашки. Затем воспитатель совместно с детьми (и по их желанию) изготавливает для каждого ребенка особый значок. Выбрав вид деятельности, дети помещают значки в соответствующие кармашки. Такая доска больше всего подходит для детей подготовительной группы.

Перед тем, как начать работу с «Доской выбора» дети садятся в кружок. В кругу сидят понимающие тебя люди, маленькие и большие, желающие тебе добра и радости. Круг – это гарантия твоей защищенности. Тональность утреннего сбора определяет атмосферу первой половины дня всей группы, а для взрослых – утренний сбор своего рода индикатор понимания детей, их состояния и настроения.

— После беседы педагог определяет время, в течение которого ребята будут заниматься самостоятельной деятельностью (например, 30 минут), и договаривается с дошкольниками о том, что они заканчивают игру сразу после того, как прозвучит сигнал (звон колокольчика, песенка или же музыка).

— По окончании работы дети снова собираются в кружок для анализа результатов своей деятельности, и воспитатель спрашивает: «Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»; «У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»; «Доволен ли ты результатом своей работы?»

Для ответа у каждого ребенка есть набор значков, с помощью которых он отвечает:

Палец вверх — я старался, я доволен, все получилось!

Палец вниз — я старался, но не получилось.

ИЛИ:

Изображение солнышка — я старался, и все получилось!

Изображение солнышка, частично закрытого тучкой — я старался, но не все получилось.

В групповом сборе для ребенка раскрывается ряд возможностей: возможность для общения, возможность для проявления самостоятельности, самоорганизации, возможность свободы и ответственности, возможность для сотрудничества. Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется воспитателями вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических проектов.

Роль ребёнка в Групповом сборе:

Важно помнить, что групповой сбор – это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, учиться управлять собой, своим временем, своим учением, даёт возможность руководить другими (по согласованию), влиять на текущие события и формировать будущие.

Ребёнок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до группового сбора работу или игру или принять участие в групповом сборе; включиться в него сразу или когда он сам будет готов это сделать, разумеется, если такое поведение не нарушает сложившуюся к этому моменту общую атмосферу или логику обсуждения какого-либо вопроса. Ребёнку не запрещается включение в групповой сбор с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, учиться управлять своим временем и поведением.

Роль воспитателя в Групповом сборе:

Роль воспитателя заключается в том, чтобы:

обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании;

установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога);

демонстрировать своё собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его;

стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий;

предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них;

помогать ребятам выбирать и планировать работу;

оказывать поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности.

Во время группового сбора самым естественным образом формируются ключевые компетентности:

коммуникативная – в играх, в общении, в обмене новостями;

социальная – в выборе места для действия, в выборе партнёра для совместной деятельности (сверстника, воспитателя, другого взрослого);

информационная – в обращении к различным источникам информации при обсуждении новостей, тем и содержания проектов, способов действий;

деятельностная – в выборе и планировании дела для себя и своих друзей на текущий день или на перспективу.

здоровъесберегающая – в самостоятельном регулировании активности: отдыха, свободного выбора позы, длительности и скорости выполнения конкретного дела.

В основе технологии группового сбора лежит убеждение, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда сама побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества.

Педагоги могут творчески подойти к оформлению центров: совместно с детьми придумать название и эмблему каждому центру, составили правила поведения в них.

Это, например, «Конструкторское бюро Дровосека», «Владения мыльного пузыря», «Королевство Кисточки», «Островок размышлений», «Умелые руки», «Заниматика», «Познавай-ка», «Экспериментальная грядка» и др. Развивающая среда изменяется от темы к теме, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых с детьми.

Таким образом, при получении новых знаний дошкольникам отводится роль не пассивных получателей информации, а самостоятельных и инициативных субъектов деятельности. Они проявляют собственную исследовательскую активность, стремление к познанию нового.

Наш опыт показал, что сначала дети оценивают себя только положительно, но постепенно их самооценка становится более адекватной. При работе с «Доской выбора», надо учитывать ряд моментов. Если, например, дошкольник прекратил игру раньше намеченного времени, то для этого могут быть свои причины: недостаточное количество материала, ребенок изначально сделал неправильный выбор, он не умеет планировать свою деятельность. Задача воспитателя, который наблюдает за детьми, — выяснить, чего именно не хватает ребенку и добавить это в игру, научить его правильно планировать свою деятельность.

Организация утреннего и вечернего сбораматериал на тему

Организация утреннего и вечернего сбора

В ходе организации режима пребывания детей в группе дошкольного учреждения, я использую разнообразные методы и формы, включая всех детей в совместную деятельность. Одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего сбора как важного режимного момента. Утренний сбор для детей — это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь. Мне утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у моих воспитанников чувства взаимного уважения и доброты.

Начинаем утренний сбор с приветствия. Я использую самые разнообразные его формы. Это может быть прикосновение ладошек, плечиков, локотков, носиков. Или можно здороваться «по кругу». т. е. по цепочке называя друг друга по имени пожелать доброго утра, здоровья и т. д. Всё это даёт эмоционально — положительный настрой на весь день, позволяет детям говорить и слышать друг друга.

Далее идет обмен новостями. Дети стремятся поделиться домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями, рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Дети задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, они учатся правилам ведения речевого диалога, обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Если время ограничено, использую некоторые хитрости, например, сегодня новостями делятся только мальчики, или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков. И, конечно, предлагаю детям самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях.

Следующий этап группового сбора — выбор деятельности. Совместно с детьми презентую центры активности, функционирующие в этот день, в которых дети самостоятельно планируют свою деятельность на день, отражая свои желания на «Доске выбора». Для обозначения центров дети изготовили символы — кружочки, на которых изображены начальные буквы названий центров. Затем придумали карточки — символы с изображением разных видов деятельности, которые дети используют при выборе работы в центрах.

Иногда в процессе занятий в центрах активности возникают проблемы поведенческого характера, и тогда на утреннем сборе привлекаю детей к выработке определённых правил, в которых даётся способ их выполнения. Участие детей в выработке правил позволяет им в дальнейшем осуществлять самоконтроль за своим поведением, а также заставляет требовать выполнения правил другими детьми.

На вечернем сборе дети снова собираются вместе для анализа результатов своей деятельности, и я спрашиваю: «Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»; «У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»; «Доволен ли ты результатом своей работы?». Дети анализируют полученные результаты работы в центрах, сложности и проблемы, с которыми столкнулись в течение дня, делятся открытиями и изюминками.

Внедрение утреннего и вечернего сбора помогло ребятам повысить самооценку, стать значимыми в коллективе. А также сформировали нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения. Использование «Доски выбора» организовало самостоятельную деятельность детей, с учетом их интересов, дети научились планировать свою деятельность и правильно делать выбор, не конфликтовать, не ссориться.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]