ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой является. Это ее земля, природа, богатства. Это народ, населяющий страну и создающий ее богатства, это образ жизни общества. В дошкольном возрасте закладываются простейшие представления детей об окружающем, интерес и положительные отношения, к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, гражданская позиция, а также формируются определенные черты личности — активность, самостоятельность, инициативности.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина своей страны необходимо сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающим, что невозможно без воспитания любви к близким, своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа.
Государственная символика является частью истории и культуры страны. Ознакомление с важнейшими государственными символами – гербом, флагом, гимном – традиционно входит в содержание программ воспитания и обучения.
Мною создан цикл бесед «Я – Россиянин» для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с государственной символикой.
Цель моей работы:
- Формирование представлений о государственных символах России (герб, флаг, гимн), об их основных функциях – объединять жителей страны, служить отличительными знаками государства.
- Воспитывать уважительное отношение к государственным символам РФ, гордость за принадлежность к Российскому государству и ее народу.
Беседы для детей старших или подготовительных групп проводятся во второй половине дня как совместная деятельность воспитателя с детьми, в течение одной недели, так как входят в общий план по ознакомлению дошкольников с родной страной. Беседы по объему небольшие, каждая последующая беседа является продолжением предыдущей.
Детям дошкольного возраста доступны некоторые элементарные представления о геральдике, символике цвета.
Чтобы суметь прочитать герб и флаг, нужно знать значение изображений, поэтому тема первой беседы цикла — «Символы», из которой дети узнают об историческом значении некоторых символов на основе фольклорных образов (пословиц, легенд и загадок). Цветовые символы: красный, белый, синий – красота окружающего мира. Красными, синими нитями по белому полотну вышивали затейливые узоры на одежде. Эти цвета всегда почитались на Руси.
Следующий этап работы – знакомство с флагом России. В старшем возрасте дети начинают проявлять интерес к историческим событиям, особенно если они представлены в сказочной форме и подкреплены иллюстрациями. Их яркость и красочность помогают формировать положительное отношение к гербу и флагу, а знаково-символический компонент предполагает формирование элементарных представлений о том, что изображено, что обозначают цвета, приобщают к прошлому и настоящему страны. (Первые стяги и флаги с ликами святых, русский корабль «Орел», на котором впервые был поднят бело-сине-красный флаг).
В следующей беседе дети узнают о гимне как о символе, который всегда с тобой, ведь если знать слова и мелодию, его можно всегда спеть.
Заключительная беседа подводит итог ознакомлению и носит название «Я живу в России», в ходе которой дети закрепляют свои знания о стране и ее символах.
В своей работе педагог должен учитывать:
- Одной из основных особенностей окружающего мира является его изменение с течением времени, поэтому необходимо познакомить детей с тем, что государственная символика тоже изменяется, как все, что нас окружает.
- Содержание элементарных знаний детей должно иметь историческую основу, но учитывать возраст ребенка.
- Сведения, полученные детьми должны быть краткими и не охватывать все исторические этапы создания этих символов.
- Не стоит рассматривать российскую символику в политическом контексте.
- При подготовке наглядно-дидактического материала не следует использовать любые пособия, нарушающие целостность изображения государственного герба и флага, использовать раскраски, так как, раскрашивая рисунок не всегда можно точно передать цвета государственных символов.
Таким образом, цикл бесед позволяет сделать процесс ознакомления с символикой России систематическим, развивающим, сформировать у ребенка чувство принадлежности к определенной культуре, истории и заронить в души детей маленькое зернышко любви к Родине.
I ТЕМА БЕСЕДЫ: Символы.
Программное содержание:
- Знакомство с народной символикой;
- Развитие познавательных интересов;
- Воспитание интереса к истории и культуре своей страны.
Предварительная работа. Наблюдение на прогулке вывешенных на зданиях флагов, дорожных знаков, различных обозначений (символов).
Материал. Словарь, символы: красный крест, дорожные знаки и т. д.
Ход.
Предложить детям для рассматривания разные символы.
— Что это? Все это можно назвать символом.
— Что такое символ?
— Где можно узнать значение этого символа? (в словаре).
Прочитаем, что говорит словарь об этом.
Символы бывают разные. Некоторые пришли к нам из давних времен, когда люди еще не умели читать, многого не знали. Думали, что земля не круглая, а плоская, как блин. Солнце – грозный человек, который живет на небе. Загадка: «Красная девица по небу ходит».
— С чем еще могли сравнить солнце? (с птицей – орлом, жар-птицей; с девицей красивой).
Летит орел выше лесу
На крыльях огонь имеет
Весь мир освещает.
— А вы знаете загадки о солнце? Загадайте.
— От солнца много зависит в нашей жизни.
— Если вдруг солнышко исчезнет, что будет?
— Каким цветом люди изображали солнце? (красным). Они считали, что красный цвет это цвет силы, отваги, красоты, так как слово «красный» означает прекрасный.
— Цвет раньше тоже был символом. О красном мы поговорили.
— А что можно сказать о синем цвете?
— Что он может обозначать? (небо, воду (реки, моря), верность, правду.) В нашей стране очень много рек, озер. Поэтому и любили этот цвет.
— А что обозначает белый цвет? (чистоту).
Белый, синий, красный цвета – красота окружающего мира, эти цвета всегда почитались на Руси. Красными, синими нитями по белому полотну вышивали затейливые узоры. Разноцветные ткани использовали, когда шили одежду.
(Рассмотреть народные костюмы: (русский, хакасский и другие)).
Раскрашивание русской народной одежды, рисование солнца.
ЛИТЕРАТУРА:
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. – М.: АРКТИ, 2007
- Журнал «Обруч» №3, 2003
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…- М.: АРКТИ, 2005
- «Моя страна Россия» Виноградова Н.Ф., Соколова Н.А. М. Просвещение. 2001
- «Наследие. Патриотическое воспитание в д/с». Новицкая М.Ю. М. Просвещение, 2003
- Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. — М.: ТИД «Русское слово – РС», 2004
- «С чего начинается Родина?» Кондрыкинская Л.А. М. 2004
Доможакова Т.И.
Воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Рябинушка» г. Абакан, Республика Хакасия.
Следующая > |