Эстетическое воспитание реализуется на каждом этапе развития личности. Оно становится тем более результативным, чем раньше ребенок попадает в сферу адресного эстетического воздействия, которое должно быть единым, совмещать все занятия, любые стороны его жизни.
Система эстетического воспитания направлена на:
- Создание у детей набора элементарных знаний, впечатлений, на базе которых формируется интерес к эстетическим явлениям, художественным предметам.
- Развитие способностей к эстетическим переживаниям, формирование качеств личности, которые позволят оценить высокохудожественные предметы, явления и дадут возможность получать удовольствие от их созерцания, обладания ими.
- Пробуждение в учениках творческих способностей. Эстетически развитая личность становится активным созидателем, старается привести свою жизнь, все, что ее окружает к подчинению усвоенным канонам красоты.
Цели
Не всем бывают понятно, зачем нужно эстетическое воспитание. А ведь у каждого метода развития есть своя цель. Это может дать культура ребенку:
- Восприятие. Научиться видеть прекрасное в окружающем мире. Это полезно для здоровья как физического, так и эмоционального. Человек, который умеет видеть красоту окружающих его предметов и объектов, будет склонен к активному отдыху, долгим прогулкам и созерцанию окружающего мира. Люди, которые не получили должного воспитания в детстве, предпочитают виртуальный мир, который предоставляет телевидение, реальному.
- Чувства. Человек должен не только уметь различать красоту, но и соответственно на нее реагировать. Поэтому нужно развивать чувство прекрасного. Всесторонне развитая персона может управлять своими чувствами и отдавать себе отчет об их зарождении и развитии.
- Потребности. Личность, которая с детства привыкла к любованию красотой в различных ее вариациях, будет всю жизнь желать этого. Сегодня сложно встретить человека, который с радостью пойдет в музей только по той причине, что приехала новая выставка. А ведь люди должны воспринимать искусство как жизненную необходимость.
- Вкус. Благодаря погружению в прекрасное у человека вырабатывается хороший вкус. Он может отличить красивое от безобразного. Правильно расставленные приоритеты не позволят человеку вульгарно себя вести или одеваться.
- Идеалы. Чтобы куда-то стремиться, у человека должны быть высокие моральные и духовные ценности. Их формированием занимается культура во всех своих проявлениях.
Понятие эстетического воспитания и его функции
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности.
В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. Одновременно в эстетическом воспитании формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении).
Таким образом, эстетическое воспитание обладает двумя основными функциями, составляющими единство противоположностей:
формирование эстетическо-ценностной ориентации личности
развитие эстетическо-творческих потенций личности
Эти функции и определяют место эстетического воспитания в общественной жизни, связь с другими видами воспитательной деятельности. Эстетическое воспитание сопрягается с нравственным воспитанием, так как существует единство между эстетическими и этическими ценностями. Красота, помимо другого своего назначения, выступает как один из регуляторов человеческих взаимоотношений, способствуя тому, чтобы они становились в полной мере человечными. Благодаря красоте люди интуитивно тянутся к добру еще до того, как идея добра будет осмысленно воспринята их моральным сознанием. Эстетическое воспитание развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Многие часы, которые провел, играя на скрипке. Л, Эйнштейн, не были похищены у науки, ибо, по собственному свидетельству физика, «настоящая наука и настоящая музыка требует однородного мыслительного процесса».
Конфликт между основными функциями эстетического воспитания возникает тогда, когда эстетические «ценности», в духе которых воспитывается человек, выражают интересы реакционных слоев общества, являются антигуманистическими по своей сути (например, пропаганда жестокости, насилия, милитаризма, гонки ядерных вооружений в различных видах и жанрах буржуазной массовой культуры),не только не требуют развития человеческих творческих способностей, а, наоборот, направлены на всяческое их притупление. Если же предполагается формирование личности в духе подлинно эстетических ценностей — таких, которые выражают развитие свободы и свободное развитие человека и общества,— то функции эстетического воспитания гармонически обусловливают друг друга. Ибо постижение эстетических ценностей, возникающих в процессе творческой деятельности, не может не носить творческого характера. Эстетическое воспитание осуществляется многими средствами. Это и бытовая среда жизни человека, обстановка его трудовой деятельности, эстетическая сторона нравственных отношений, спортаи т. п.
Важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность является искусство, т. к. в нем концентрируется и материализуется эстетическое отношение. Поэтому художественное воспитание — воспитание потребности в искусстве, развитие его чувствования и понимания, способности к художественному творчеству — составляет неотъемлемую часть эстетического воспитания в целом. Призма искусства направляет восприятие эстетических ценностей жизни. Обращаясь к искусству, человек как бы вступает а лабораторию творческой деятельности. Иными словами, искусство участвует в осуществлении как ценностно-ориентационной, так и творческой функций эстетического воспитания. При этом эстетическое воспитание с помощью искусства не сводится только к художественномувоспитанию. Оно гораздо шире, т. к. предполагает воздействие на эстетические аспекты труда, быта людей, их поведения, а также формирование эстетического отношения к самой действительности. Социальными основаниями несоответствия между основными функциями эстетического воспитания являются антагонизмы между интересами личности и общества, т. к. для личности непосредственно важно развитие ее творческих способностей, а для общества — эстетическо-ценностная ориентация во имя укрепления общественной целостности.
Задачи
Цели культурного воспитания детей понятны. Какие методы и задачи эстетического воспитания существуют? Специалисты выделяют следующие:
- Формирование личности. Человек должен быть разносторонне развит. Именно это поможет ему в будущем чувствовать себя полноценно. Если при формировании личности в какой-либо области допущен пробел, человек может испытывать депрессию по поводу своей неполноценности. Родители всегда уделяют физическому и интеллектуальному развитию ребенка больше времени, чем эстетическому воспитанию. Именно поэтому в целом уровень культуры с каждым годом становится ниже. К чему это может привести? Падают моральные ценности, рушатся идеалы. В результате человек постепенно опускается до первобытного уровня.
- Формирование умения видеть прекрасное. Человек должен уметь позитивно смотреть на мир. Именно эта способность поможет ему в будущем преодолеть все жизненные проблемы и неурядицы. Это не значит, что нужно надевать розовые очки, но это значит, что установка, которую внутренне дает себе человек, будет положительная.
- Выработка вкуса. Сегодня человеку пытаются подменять идеалы. Чтобы не чувствовать себя глупцом и не обменивать стекло на золото, как это делали туземцы, каждый индивид должен иметь выработанное понятие о красоте, которое будет соответствовать устоявшимся канонам.
- Побуждение творческих способностей. Творческий человек способен жить интересно и создавать что-то новое. Креативность, хорошее воображение и фантазия творят чудеса. Чтобы развить эти области мышления, нужно заниматься эстетическим воспитанием.
Принципы эстетического воспитания
Творческие способности необходимо развивать с рождения. С раннего детства нужно прививать хороший вкус, вырабатывать потребность общения с возвышенным. Эстетическое воспитание направлено на развитие способности видеть красивое и следование правилам хорошего поведения, опыт доброжелательных отношений с окружающими. Его основой являются такие принципы:
- Взаимодействие. Любое действие должно стремиться к эстетическому совершенству: общение с ровесниками, природой, предметами искусства, самостоятельная бытовая и трудовая деятельность.
- Комплексный подход. Воспитание дает ощутимые результаты, если творческая деятельность основана на межпредметных связях, соединяет различные виды искусства.
- Социализация. Эстетико-художественная деятельность не оторвана от жизни. Так формируется адекватное отношение учеников к окружению, они смогут находить красивое в разных его проявлениях.
- Системность. Общее и эстетическое развитие взаимосвязаны. При таком подходе гармонично развиваются эмоциональная сфера и все познавательные процессы.
- Самостоятельное творчество. Методика эстетического воспитания наиболее эффективна в применении к детям дошкольного возраста, если они осваивают какие-то творческие занятия сами: танцы, рисование, лепку или пение в хоре.
- Эстетика должна главенствовать во всей жизни. Маленьким детям необходимо жить в красоте. Основной воспитательный смысл в осознании важности аккуратности, вежливости. На правильное эстетическое развитие влияет красота помещения, одежды.
- Учитывается возраст воспитанника. Соответственно возрасту, подбираются средства воспитания. Становление личности в более зрелые годы зависит от того, насколько у младших школьников было правильно сформировано эстетическое восприятие.
Цели и задачи эстетического воспитания
Средства
Что помогает развивать вкусы человека и его представления о прекрасном? Это самые простые вещи, которые мы ежедневно видим перед собой. Среди них:
- Изобразительное искусство. Живопись, графика, другие приемы рисования помогают человеку лучше прочувствовать красоту этого мира. Художники в своих полотнах преобразуют реальность так, так они ее воспринимают. Результат их видения предстает перед зрителем. Созерцание шедевров живописи вдохновляет человека и помогает ему постичь истинную цель своего существования.
- Архитектура. Одна из древнейших форм искусства позволяет человеку видеть красоту рядом с собой ежедневно. Восхитительные памятники, соборы, церкви, дворцы и просто жилые здания подтверждают фразу, что прекрасное всегда рядом.
- Музыка. Песни способны вдохновить человека на новые свершения. Музыка помогает испытать прилив сил и энергии, ощутить невероятные эмоции.
- Театр. Эта форма искусства показывает человеку красоту жизни, демонстрирует пороки людей, а также в комедийной или драматической форме повествует о том, как следует жить.
- Кино. Родители должны с детства приучать своих детей к хорошим фильмам. Чтобы человек в будущем имел возможность самостоятельно сформировать свой вкус и получать удовольствие от просмотра кинолент, ему нужно дать понятие о том, что такое хорошо.
- Литература. Чтение открывает перед человеком новые миры. Все знания наших предков хранятся в книгах. Невозможно переоценить значение литературы для современного человека. Помимо классических изданий, ежегодно выходят современные творения, которые помогают человеку лучше познать себя и свое окружение.
- Природа. Человек всегда искал вдохновение в окружающем мире. Сегодня эта ситуация не изменилась. Чтобы отдохнуть, расслабиться и посмотреть на первозданную красоту, можно поехать в лес, на речку, в заповедник.
Факторы эстетической культуры и эстетического воспитания
На основе анализа основных показателей уровня эстетической культуры личности мы можем подойти к вопросу о главных факторах, влияющих на молодого человека в процессе его эстетического воспитания и самовоспитания. Воздействие произведений искусства является лишь одним, хотя и зачастую определяющим, фактором эстетического воспитания.
К основным факторам эстетического воспитания молодого человека в развитом обществе относится воспитание:
в труде и других видах человеческой деятельности;
под воздействием окружающей предметной среды;
через влияние произведений искусства;
в ходе занятий художественной самодеятельностью;
теоретическое эстетическое воспитание.
Попытаемся рассмотреть перечисленные факторы более подробно.
Для современного человека становление чувства прекрасного будет односторонним, неполным и пассивным, если он только любуется красотами природы, произведениями искусства или совершенными результатами материальной человеческой деятельности. Лишь обретая свободу в любом виде предметно-трудовой и вообще человеческой практики, индивид непосредственно соприкасается с истоками прекрасного в обществе и уже не умозрительно, а действенно приобщается к творчеству по законам красоты.
Поэтому эстетическое воспитание в процессе труда есть совершенно необходимый компонент в формировании высокой и многосторонней эстетической культуры.
Важную роль в эстетическом воспитании играют и те, кому поручена охрана лесов, водоемов и заповедников, кто отвечает за сохранение и размножение многих видов птиц и животных, словом, те, кто заботится о сохранении экологического равновесия природы в условиях бурного развития промышленного производства, современной научно-технической революции и урбанизации.
Радости непосредственного эстетического общения с природой не заменят человеку никакие книги, симфонии пли кинофильмы, А прямо или косвенно втянутая в человеческую практику природа обладает огромным облагораживающим потенциалом в своем эстетическом воздействии на личность.
Искусство путем обобщения и передачи косвенного опыта помогает молодому, человеку почувствовать эстетические моменты, моменты свободы и творчества в собственном труде. Художественное описание таких моментов, присутствующих в самых простых и физически тяжелых трудовых операциях, может послужить толчком для изменения отношения к труду, постоянных поисков в нем творческих, эстетических аспектов. То же самое касается учебы, научных исследований, организаторской деятельности и общественной работы.
Мастерство во всех видах человеческого труда служит фундаментом и основой эстетического в самой действительности. А художественное мастерство — определенный эталон и катализатор появления эстетических моментов в трудовой деятельности. Немалую роль играет искусство и в формировании эстетических аспектов окружающей человека вещественной среды.
Архитектура с древних времен считается особым видом искусства. И именно зодчие — создатели отделы зданий, промышленных объектов, городских комплексов, интерьеров, садов, парков и т. д. — оказывают огромное влияние на формирование окружающей человека среды. Со стандартизацией жилищного строительства, широким внедрением в него железобетона, стекла, алюминия художественная функция архитектуры только повысилась. Монотонность архитектурной среды наносит медленный и незаметный, но часто непоправимый ущерб формированию и развитию эстетического сознания, особенно молодежи. Города, которые воздвигаются и реконструируются сейчас, будут стоять десятилетия и даже века. Практика показала, что вредными крайностями в архитектуре являются как функционально необусловленное украшательство, так и унылая обнаженность чисто утилитарных деталей. Перед зодчими градостроителями стоит задача не только обеспечения непрерывно возрастающих потребностей населения в жилье, но и удовлетворения возрастающих духовных потребностей человека. И, видимо, роль архитектуры и градостроительства в эстетическом воспитании с каждым годом будет все более возрастать.
Возрастают также и требования к эстетическим качествам промышленного оборудования, предметам домашнего обихода. Появление на производстве художников-модельеров и дизайнеров может служить удовлетворению этой потребности. Они стоят как бы на стыке материального производства и искусства; во всяком случае, должны обладать высокой художественной культурой, эстетическим вкусом.
Художники-модельеры своего рода законодатели в области моды.
Мода — это сложное явление обыденного эстетического сознания. В процессе формирования и распространения ее действуют многие социально-психологические закономерности.
Однако и в процессе труда, и в вещественном мир* окружающем человека, эстетические моменты являют лишь сопутствующими.
Личность не может быть эстетически развитой, не владея высокой художественной культурой, потому что художественное есть квинтэссенция, своеобразный экстракт эстетического, существующего в самой жизни.
Произведения искусства — главное средство формирования у личности передового эстетического идеала, привития каждому хорошего вкуса, повышения культуры чувств. Поэтому именно произведения искусства, где прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, низменное и возвышенное, красивое и изящное в самой жизни предстает в художественно преобразованном, какой-то степени «очищенном» от случайных моментов и эстетически заостренном виде, являются определяющим фактором такого воспитания.
Методы
Как родители воспитывают ребенка? Не все из них задумываются над тем, какие существуют методы эстетического воспитания. Многие мамы и папы делают все по наитию. Родителям следует чередовать различные приемы для достижения оптимального результата. Среди них существуют такие:
- Беседа. Чтобы развивать ребенка быстро и эффективно, с ним нужно разговаривать. О чем? Дети очень восприимчивы ко всему, что говорят взрослые. Поэтому следует рассказывать то, что интересно лично вам. Говорите с детьми об изобразительном искусстве, об архитектуре. Совместно слушайте музыку или смотрите фильм, а затем обсуждайте содержимое услышанного и прочитанного. В процессе беседы ребенок будет формировать круг своих интересов и способность их отстаивать.
- Пример. Лучший способ научить чему-то ребенка – это показать ему что-либо на собственном примере. Если вы хотите заставить ваше чадо читать, то сами должны часто появляться на глазах ребенка с книгой. В этом случае у малыша возникнет четкая связь того, что родители читают. А ведь дети всегда копируют поведение старших.
- Уроки. Формы и методы эстетического воспитания могут быть разными. Урок – это одна из них. Под этим понятием подразумевается не только занятие в школе, но и обучение в саду или дома. Ребенок должен получать дозированную информацию по выбранному педагогом или родителем предмету, уметь ее воспроизводить.
- Экскурсии. Одним из распространенных методов эстетического воспитания младших школьников являются совместные прогулки по музеям. Родители или экскурсоводы рассказывают малышам о шедеврах живописи, скульптуры или прикладного искусства. Увиденные образы помогают ребенку сформировать свою картину мира и выработать хороший вкус.
- Утренники. Популярный метод эстетического воспитания дошкольников – это проведение праздника. На таких мероприятиях дети получают доступную информацию о теме увеселительного мероприятия, учатся работать в команде и получают навык публичных выступлений.
Принципы
Что помогает ребенку лучше и быстрее познать культуру своей страны и понять, что в мире принято считать красивым? К таким критериям относятся:
- Обстановка. Дети должны видеть красивое помещение. Хороший ремонт в квартире нужен не только, чтобы продемонстрировать его гостям. Ребенок должен расти в помещении, которое будет вдохновлять его на развитие творческих способностей. Это касается не только его комнаты. Помещение детского сада тоже должно способствовать развитию хорошего эстетического вкуса малышей.
- Самостоятельная деятельность. Нельзя ограничивать детское творчество. Конечно, его нужно направлять в нужное русло и объяснять границы дозволенного. Но не стоит критиковать работы малыша. Дети познают мир через образы. Восприятие у всех разное, поэтому и результат деятельности тоже будет отличаться. Родители должны поддерживать любую творческую инициативу ребенка и помогать ему в реализации задуманных проектов.
- Руководство деятельностью. Родители не должны безучастно смотреть на то, как их ребенок творит ерунду. Если чадо решило порисовать на обоях, нужно отругать ребенка. Между творчеством и вседозволенностью лежит тонкая грань, за которую нельзя переступать. На первых порах правила игры всегда должны задавать родители. Дети должны подключаться к игре и модернизировать ее по своему желанию. Родители должны следить, чтобы ребенок не переходил границ разумного.
Приобщение к искусству
Как родители могут объяснить юному созданию, что такое искусство? Для этого человеку нужно демонстрировать формы его проявления. Способы, с помощью которых можно приобщить ребенку к прекрасному:
- Показ. Это метод художественно-эстетического воспитания, когда ребенок знакомится с каким-то предметом или объектом. Родители показывают чаду полотно с мировым живописным шедевром и объясняют, что в картине нужно увидеть заложенный художником смысл.
- Наблюдение. Еще одним методом эстетического воспитания является созерцание. Ребенок должен долго смотреть на картину, чтобы понять ее смысл. Чтобы осознать философию рассказа, школьнику может потребоваться дважды прочитать книжку.
- Пример. Родители и учителя должны рассказывать ребятам о том, что нужно любить культуру, а затем на личном примере демонстрировать привязанность к прекрасному. Например, родители, которые хотят приобщить ребенка к театральному искусству, должны водить его на спектакли и сидеть на представлении вместе с чадом.
- Объяснение. После просмотра театрального представления или после прочтения книги с ребенком нужно обсудить усвоенный материал. То, что взрослому человеку может показаться доступным, для ребенка может быть непонятным.
- Анализ. Когда ребенок скажет, что он понял объяснение взрослого, родитель должен попросить чадо объяснить ему усвоенный материал. Ребенок только тогда сможет осознать что-то, когда научится анализировать увиденное и услышанное.
Формы организации
Каким образом можно организовать образовательный процесс? Существуют стандартные формы и методы эстетического воспитания младших школьников. Среди них:
- Занятия. Уроки или небольшие получасовые рассказы о чем-то помогут ребенку получить необходимые знания, а также помогут ему увеличить зону внимание и навык осознания информации.
- Самостоятельная деятельность. Человек усваивает материал лучше, если на практике отрабатывает теорию. Поэтому после похода в художественную галерею выдайте ребенку краски, пусть он сотворит свой шедевр по образу и подобию великих мастеров.
- Самодеятельность. Одним из методов художественно-эстетического воспитания дошкольников является проявление их творчества. Это может быть организация домашнего концерта или постановка небольшого спектакля. Дети могут поставить собственный танец или же устроить театр теней.
- Организация праздников. Увеселительные мероприятия, которые проводят взрослые, помогают проявлению творчества у детей. Ребята видят процесс подготовки, хотят помочь своим авторитетам, постепенно приобщаясь к творческому процессу.
- Развлечения. Чтобы ребенок полноценно развивался, занятия нужно чередовать с отдыхом. Родители должны придумать развлечения для детей, которые помогут развиваться ребятам во время игры. Это могут быть всевозможные викторины или подвижные конкурсы.
- Экскурсии. Родители могут отводить детей в общественные места и учить их работать в группе. Сегодня пользуются популярностью экскурсии в художественные галереи и литературные музеи для дошкольников.
Формы организации эстетического развития детей дошкольного возраста
Рита Макаренко
Формы организации эстетического развития детей дошкольного возраста
ГАПОУ Салаватский колледж образования
и профессиональных технологий
Макаренко Р. Ф.
Преподаватель эстетических дисциплин
Формы организации эстетического развития
детей дошкольного возраста
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», предусмотренная Программами дошкольного образования, основывается на изобразительном и музыкальном искусстве и отражает впечатления окружающей жизни: природу, людей, предметные и художественные образы, другие виды искусства (театр, архитектура, литература и т. п.). Ежедневно в процессе игр, бесед, обсуждений, чтения книг, слушания аудиозаписей, просмотра мультфильмов, занятий по всем образовательным областям дети воспринимают, переживают, оценивают различные образы предметов, объектов, явлений искусства.
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него заинтересованность и чувство удовольствия. Эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, познать красоту во всех ее красках. Эстетическое воспитание детей направлено в первую очередь на формирование в ребёнке готовности к творчеству. Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.
Для достижения главной цели эстетического воспитания необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазию, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Если создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка и др.
Полноценное развитие ребенка средствами изобразительного искусства будет эффективно, если:
— будут регулярно проводиться занятия по изобразительной деятельности;
— на занятиях ребенок будет получать как практические, так и теоретические знания по изобразительному искусству;
— занятия будут включать задания по развитию мышления, воображения, памяти, речи ребенка, мелкой моторики руки, глазомера, умения видеть и изображать цвет, пространство, передавать свои эмоции в картине и так далее;
— воспитателем будут использоваться разнообразные формы и методы проведения занятий;
— воспитатель будет поддерживать интерес ребенка к изобразительной деятельности.
В современной практике дошкольного образования осуществляются различные формы организации эстетического развития детей дошкольного возраста. Активно внедряются в практику разнообразные методы, приемы и средства обучения и воспитания детей.
Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Безусловным является положение о том, что эстетическое развитие детей направлено в первую очередь на формирование в ребёнке готовности к творчеству. А для раскрытия детского творчества большой потенциал заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Если создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.
В дошкольной педагогике общеизвестно, что обучение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте средством всестороннего развития личности дошкольников и способствует умственному и эстетическому развитию, нравственному воспитанию, а также физическому развитию ребенка. Значит, основная задача педагога в образовательной области художественно-творческого развития заключается в том, чтобы обеспечить интересную, познавательную и активную изобразительную деятельность для детей и регулярно поддерживать интерес к ней у каждого ребенка. Изобразительная деятельность выступает как эмоционально насыщенная деятельность, активизирующая все психические процессы, способствующая развитию мира чувств ребенка, что и является главным в эстетическом развитии детей.
Согласно различным методическим источникам, с точки зрения ФГОС ДО, образовательная деятельность ДОО подразделяется на образовательную деятельность в ходе режимных моментов, совместную образовательную деятельность детей и взрослых и самостоятельную деятельность детей.
В педагогической практике реализуются самые разнообразные формы организации художественно-продуктивной деятельности:
— ООД (с группой, подгруппой детей, индивидуально);
— самостоятельная художественно-продуктивная деятельность;
— выставки творческих работ детей или совместного творчества;
— творческие конкурсы;
— экскурсии и заочные путешествия;
— досуги, развлечения, праздники как форма совместной деятельности детей и взрослых
— дополнительное художественное образование.
Организованная образовательная деятельность
является основной формой обучения изобразительному искусству. Чаще всего в ходе таких занятий рекомендуется использовать игровые обучающие или проблемные ситуации. Замечено, что одним из актуальных мотивов, побуждающим ребенка к рисованию, является личное эмоциональное переживание при воспоминании или восприятии предмета либо события. Поэтому часто обучение начинается с рассказа, беседы, обсуждения, игры, одним словом — с общения с детьми. В комплексе с изобразительным применяются элементы таких видов искусства, как музыка, литература, театр и даже танец.
Изобразительная деятельность дает детям широкие возможности экспериментирования с материалом. Для малышей необходима бумага больших размеров, расположенная на большом столе или на полу: ватман, обои, рулонная бумага. Лучше работать с различными художественными материалами: фломастеры и карандаши, мелки и маркеры, гелиевые ручки, гуашь и акварель.
Привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к художественному творчеству, развить детское творчество на занятиях при умелом руководстве помогают нетрадиционные методы и приемы рисования
. Для создания работ в нетрадиционных техниках помогают поролоновые губки, «печатки», мятая бумага и полиэтилен, кисти и щетки разных размеров, вата, соломинки, мыло, свечи, а также пальчики и ладошки. Такие техники как кляксография, ниткография, рисование мыльными пузырями и мятой бумагой, набрызг, калябушки и другие вызывают у детей сильные положительные эмоции, т. к. результат всегда похож на фокус или волшебство. А сами ребятишки чувствуют себя настоящими творцами. В тематическом рисовании рекомендуется активно применять коллективные формы работы: «Осенний сад», «Морское путешествие», «Птицы прилетели», «В музее искусств», «Русская ярмарка» и многие другие.
Подобные приемы и средства можно и в ручном художественном труде
, когда дети учатся соединять в поделках бумагу, текстиль, природные, пластические и искусственные материалы. Незаменимым в работе является огромный спектр различных видов бумаги и картона – самый доступный и безопасный материал. Как правило, продукты детского труда находят место в интерьере и среде группы, иногда используются в играх или на прогулках.
Обычно всё, чему дети учатся на основных занятиях, можно увидеть в их самостоятельной деятельности. Здесь очень удобно закреплять навыки и умения детей, проводить мониторинг детских предпочтений, использовать результаты наблюдений для дальнейшей педагогической практики либо для рекомендаций родителям. Конечно, не любая техника доступна детям в их самодеятельном творчестве, но то, к чему они проявляют устойчивый интерес, может снова использоваться в обучении и получить свое развитие.
Безусловно, продукты детского художественного творчества находят свое место на выставках и в экспозициях.
Ставшая традиционной сменная экспозиция детских работ позволит формировать положительное эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности. Как правило, дети дорожат своими работами, учатся сравнивать свои работы с работами других детей, стремятся к хорошему результату. Кроме этого, выставка позволяет проследить динамику обучаемости ребёнка, наглядно представить результаты педагогической работы.
Особой формой организации эстетического развития может стать творческий конкурс
. Как правило, любой конкурс носит игровой характер или напрямую является игрой. Это не случайно. Действительно, детям познавать окружающий мир проще и легче в игровой деятельности. Кроме этого, творческий подход предусматривает возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации. Обычно дети, иногда вместе с родителями, делятся на команды и выполняют конкурсные задания творческого характера, связанные с изобразительным искусством. Существуют целые сборники с такими сценариями творческих конкурсов, которые можно активно использовать в дошкольной практике: «Путешествие в Страну изобразительных средств», «Конкурс знатоков изобразительного искусства», Конкурс народных умельцев «Добрым людям на загляденье», «Мы идем по радуге» и другие.
Экскурсии и заочные путешествия
всегда требуют тщательной подготовки и организации, поэтому проводятся нечасто. И именно это делает их необычной и желанной для детей формой деятельности. Обычно первые экскурсии бывают недолгими и часто проводятся внутри учреждения (в музей детского сада, на выставку или экспозицию, методический кабинет). Здесь дети знакомятся детей с мастерами, художниками и их творчеством, с народным искусством. Затем можно пригласить детей в городскую среду: краеведческий музей, картинную галерею, творческие мастерские художников и умельцев и т. д. При проведении экскурсии важно соблюдать баланс между познавательными и эмоциональными аспектами. Заочные путешествия проводятся с использованием ИКТ. Незабываемыми могут стать заочные путешествия в Третьяковскую галерею или Эрмитаж, в село Городец. А с виртуальным участием мастеров из Дымково малыши могут сами вылепить настоящих дымковских лошадок.
Одной из форм совместной деятельности детей и взрослых являются различные праздники и развлечения
с элементами анимации. Эта форма заслуживает внимания с точки зрения ее комплексного подхода к развитию дошкольников с обязательным участием взрослых. Такие мероприятия подразделяются на концерты, театральные спектакли, музыкальные сказки, фольклорные и календарные праздники, утренники. Данная форма способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников, а также единству интеллектуального и чувственного развития детей. Оригинальным и запоминающимся станет праздник, где дети сами украшают стены зала своими рисунками, участвуют в концертных номерах, ищут клад, собирают изобразительные пазлы, водят хоровод с родителями и угощаются вкусными пирожными. В свою очередь, такая интеграция способствует формированию и развитию коммуникативных и творческих способностей, моделированию различных типов взаимодействия детей в процессе художественно-эстетической и коммуникативной деятельности.
В сфере дополнительного художественного образования во многих учреждениях успехом пользуется студия изобразительного искусства
для дошкольников, которую посещают дети разного возраста по согласованию с родителями. Здесь педагоги стремятся, чтобы дети не просто овладели различными способами художественной обработки материалов, но и умели выражать художественными средствами свое настроение, впечатление и ощущение, состояние, иногда желание. Используя язык искусства, каждый человек способен выразить свое Я. Поэтому на занятиях в кружке или студии рисуют не только в реалистической манере, но также работают над абстрактными, стилизованными и символическими изображениями. Характерной особенностью таких занятий является целевая направленность на участие в городских, региональных, общероссийских фестивалях и конкурсах. Итогами работы обычно являются конкурсы и тематические выставки: «Живая кисть», «Город мастеров», «Я горжусь Победой деда», «Дети мира – за мир», «Моя семья», «Наше лето», «Фестиваль цветов» и т. д.
Таким образом, воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование у них художественно-эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в творческой деятельности являются актуальными факторами общего развития человеческой личности. Можно сказать, что в целом различные формы эстетического развития тесно взаимосвязаны между собой. У них одинаковые целевые установки и общие задачи в деле воспитания подрастающего поколения.
Семейное воспитание
Где ребенок получает знания о культуре, моральных нормах и этикете? Правильно, в семье. Методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста в семье должны быть такими:
- Личный пример. Как уже не раз писалось выше, ребенок сможет стать культурным человеком только в том случае, если его родители будут светскими личностями. Взрослые в обязательном порядке должны ходить на выставки, в музеи и в театры. Естественно, на часть этих мероприятий ребенка нужно брать с собой.
- Чтение сказок. Народная мудрость в огромном количестве сосредоточена в сказках и былинах. Из подобного рода литературы дети получают первые представления о добре и зле, о честности и подлости, о справедливости и возмездии. Родители должны воспитывать детей на сказках.
- Колыбельные. Методы эстетического воспитания в семье могут быть различны. Колыбельные, которые поет мать засыпающему младенцу, являются одной из форм проявления эстетического воспитания. Ребенок запоминает тембр голоса матери, а также приобщается к музыке.
- Эстетика быта. Дети, которые в своей повседневной жизни видят много красивых вещей, привыкают к тому, что красота должна быть везде и во всем. Это не всегда зависит от достатка семьи. Ребенка можно красиво одевать, даже не имея больших средств.
- Беседы. Содержание и методы эстетического воспитания — это не сухая наука. Информация должна быть красиво преподнесена ребенку. Долгие разговоры с детьми помогают развивать ценности ребенка. Родители, которые рассказывают своим детям сказки и читают былины, формируют его воображение, разговоры о творчестве великих людей мотивируют ребенка, а музыкальные паузы помогают улучшить его вкус.
Средства и методы эстетического воспитания дошкольников.
• эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни;
• стремление сопереживать чужую радость и печаль;
• активные попытки преобразовать быт, хотя бы в игре;
• желание участвовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь;
• потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т. д.
Работа по эстетическому воспитанию в современном детском саду должна строиться на следующих принципах.
• Эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении.
• Принцип взаимосвязи обучения и развития. Весь воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится на основе единства воспитания и обучения, которое носит развивающий характер и ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей. Особенное значение при этом придается взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным.
• Детское творчество связано с жизнью и отражает в себе все многообразие ее проявлений, что предопределяет вариативность содержания, форм и методов организации детской художественной деятельности.
• Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом развитии детей. Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфичной для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, театрально-игровой).
• Художественно-эстетический принцип отбора материала определяет стратегию отбора произведений, ориентирует воспитателя и ребенка на то, что пред ними произведения словесного искусства, которые раскрывают богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты; учатся понимать прекрасное в жизни.
• Принципы народности и культуросообразности, соответствия моделируемой картины мира самосознанию того народа, культура которого изучается. В то же время культурологический принцип позволяет познакомить детей дошкольного возраста с культурой разных народов мира, раскрыть своеобразие, неповторимость произведений народного творчества и художественной литературы.
• Индивидуальный подход в художественно-эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих художественных способностей каждого ребенка и др.
• Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Вышеперечисленные принципы синтезируют вокруг себя все эстетические понятия, раскрывая, обосновывая и развивая их. Они обосновывают эстетический взгляд на мир, предопределяющий содержание эстетического воспитания.
Содержание эстетического воспитания включает в себя два компонента:
• содержание воспитательной деятельности по развитию художественной деятельности детей;
• содержание воспитывающих влияний по художественно-эстетическому развитию воспитанников в процессе образовательной деятельности всех сотрудников детского сада и семьи в целом.
Содержание обоих компонентов в конкретном дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой ДОУ, современными концептуальными подходами к определению сущности и содержания эстетического развития ребенка.
2. Методами эстетического воспитания являются:
Словесные методы: объяснение, анализ, пример взрослого, описание. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.
При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Бесстрастный, неэмоциональный воспитатель не сможет пробудить в ребенке чувства, отношения. Важная профессиональная черта воспитателя детей дошкольного возраста, да и педагога вообще, — артистичность.
Практические методы: показ, наблюдение,упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания. Интересны и эффективны творческие задания. Творческие задания можно использовать и при обучении детей танцевальным движениям, в театрализованных играх, при создании музыкально-игровых образов, в рисовании при подборе материалов для изображения и др. Это очень эффективный педагогический прием, так как он всегда вызывает у детей положительный эмоциональный настрой и интерес. Но творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам.
Средства реализации содержания художественно-эстетического воспитания подбираются педагогическим коллективом в соответствии с целями и задачами, поставленными перед ДОУ:
• Эстетическое общение — особое условие и средство эстетического воспитания. Главной задачей педагога в процессе эстетического общения является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
• Природа: она заключает в себе многообразие чувственно-эстетических свойств и благодаря этому имеет огромные возможности разностороннего воздействия на ребенка.
• Искусство как одно из наиболее универсальных средств. Искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества) играет огромную роль в формировании духовно развитой личности ребенка, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Это не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, но и активизирует эстетическое сознание, т. е. позволяет человеку от психофизического отношения к произведениям искусства перейти к аналитическому отношению к нему. Общение детей с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.
• Окружающая предметная среда. Оборудование и оформление детского сада, облик детей и педагога должны быть культурными и красивыми. Не только красивые предметы сами по себе эстетически воспитывают детей, «но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать». В свою очередь, эстетически организованная обстановка жизни, труда и общения со взрослыми и сверстниками повышает активность, результативность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольников.
• Самостоятельная художественная деятельность детей (музыкальная, изобразительная, художественно-игровая). Развитие самостоятельной художественной деятельности рассматривается как процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, развитие потребности в художественно-творческой деятельности, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства.
• Разнообразные виды игр: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
• Разные виды труда детей в детском саду.
• Физические упражнения и элементы спортивных игр.В процессе развития разных видов художественной деятельности детей идет развитие моторики, ручной умелости, микро- и макродвижений, зрительно-двигательной координации. Это сближает задачи эстетического и физического воспитания. Физические упражнения сочетают достижения физической красоты и духовного, нравственного развития. Выпадение данного средства из системы эстетического воспитания нарушает гармонию телесного и духовного развития детей. В дальнейшем сама изобразительная и художественная деятельность дошкольников выступает как психолого-педагогическое условие, способствующее охране психофизического и психологического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия.
Важным средством эстетического воспитания детей Е.А. Флерина считала праздники. Основное в празднике — идея, оформление в музыке, в изобразительном искусстве, художественном слове — все это вместе способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников и, самое главное, единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.
3. Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому формы ее организации очень разнообразны:
1. Игры.
Игра в осуществлении эстетического развития и воспитания детей в ДОУ выступает в качестве средства интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности детей (Г.Г. Григорьева, Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон). Кроме того, мотивы игровой и художественно-творческой деятельности детей сходны.
Специфика детского рисования заключается в том, что, рисуя, малыш реализует те же мотивы деятельности, что и в игре. Только в качестве предметов-заместителей использует «каракули» и «рисунки-схемы». Желание рассказать о себе и своих переживаниях в рисунке, привлекая других к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Оно постепенно перерастет в стремление ребенка выразить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса у дошкольников.
2. Занятия.
Основной задачей занятий по развитию художественно-эстетической деятельности является формирование у детей структуры самой деятельности. Например, обучение детей лепке, рисованию, аппликации. В соответствии с этим структура занятий с детьми дошкольного возраста повторяет ход развертывания изобразительной деятельности детей — имеет три части: обследовательскую, исполнительскую и оценочную. Эти части присутствуют на всех занятиях, но характер и длительность каждой из них меняется в зависимости от целей, программного содержания занятий, уровня подготовки детей.
Во время обследовательской части занятия проводится рассматривание и анализ образца; рассматривание, ощупывание или обведение натуры по контуру; чтение и анализ текста; беседа об увиденном, анализ изобразительной задачи; составление описания обследованного образца, предмета, ситуации. Именно в этой части занятия роль взрослого особенно велика. Он планирует и осуществляет руководство анализом образца, натуры, текста.
Во время исполнительской части занятия дети в большинстве случаев действуют самостоятельно: лепят, рисуют, наклеивают. В зависимости от года обучения проводится рисование, лепка, аппликация по подражанию, образцу, с натуры, по представлению, по замыслу детей, по заданной теме. Роль воспитателя или педагога ИЗО-студии сводится к наблюдению и индивидуальной помощи.
В конце занятия — в оценочной его части — педагог вновь активно осуществляет руководство. По окончании работы детям нужно помочь сопоставить полученное изображение с предметом, ситуацией или текстом.
3. Выставки детских работ.
Все детские работы взрослый обязательно сохраняет и подшивает в отдельные папки. Периодически они используются для проведения групповых, персональных или коллективных выставок. Они способствуют тому, что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему результату, формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности. С другой стороны, выставки детских рисунков позволяют проследить динамику обучаемости ребенка от младшей до подготовительной к школе группе, наглядно представить результаты воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ.
4. Экскурсии.
Экскурсия включает:
• подготовку воспитателя (разработку программных задач, подбор оборудования и др.) и детей к экскурсии;
• использование взрослым разнообразных методов и приемов организации детского восприятия на экскурсии, когда есть возможность проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, а также на выставках;
• организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности детей на экскурсии или после нее.
5. Праздники и развлечения.
Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера или «посиделки» (на фольклорной основе), детские концерты, зрелища (все виды театра), музыкально-литературные концерты, спортивные развлечения, инсценировки, игры-драматизации и музыкальные сказки, игры-забавы, прогулки с сюрпризами, викторины и конкурсы.
Виды праздничных действий, в свою очередь, подразделяются на концерты, театрализованные действия, спектакли, фольклорные праздники на основе народных традиций, комплексные занятия, экскурсии с выступлениями детей, тематические занятия, утренники.
По мнению А.И. Бурениной, С.И. Мерзляковой, Т. Тютюнниковой и др., в практике современных ДОУ существует четыре формы организации детских утренников, которые отличаются как по построению, так и по методике подготовки и проведения.
Первой формой вышеназванные педагоги называют «затейничество», в основе которого лежит игровая идея, «затея», соответствующая содержанию праздника, разворачивающаяся в определенном сюжете.
Вторая форма — наиболее популярная в настоящее время — «концерт самодеятельности», демонстрирующий «таланты», индивидуальные возможности юных артистов.
Третья форма — «театрализованное представление», в основе которого — игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. В отличие от первой формы, где главное — сюрприз и импровизация, игра-драматизация вырастает из репетиций, которые надо понимать не как «повторение выученного», а как «поиск действий и взаимодействий», «вхождение в образ».
И, наконец, четвертая форма организации праздников, по мнению авторов, строится на основе фольклорных праздников и подчиняется культурно-историческим традициям. Содержание наиболее типичных из них (Масленица, Рождество, Святки) раскрыто в многочисленных публикациях. При подготовке таких утренников важно не исказить смысл фольклорных праздников и подобрать соответствующий репертуар. Лучшими источниками репертуара, по мнению А.И. Бурениной, С.И. Мерзляковой и Т. Тютюнниковой, являются материалы, подготовленные специалистами-этнографами и искусствоведами (Г.М. Науменко, Н. Шангиной и др.).
4. Взаимосвязь эстетического с другими направлениями воспитания детей дошкольного возраста
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка в целях развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Основной результат эстетического воспитания они видят в формировании эстетической культуры ребенка.
Эстетическая культура включает в себя формирование культуры общения, поведения и деятельности в процессе эстетического восприятия искусства и действительности, художественно-творческой деятельности, изобразительного искусства и изобразительной деятельности и т. д. Благодаря этому у ребенка развивается способность к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в действительности и искусстве, не только расширяется художественный кругозор, но и по-другому организуются чувства, осуществляется духовное развитие личности и формируется творческое отношение к жизни. Потому что «смысл искусства не только в отражении действительности, но и стремлении к ее преобразованию, изменению, улучшению в соответствии с идеалами художника». В связи с этим в процессе формирования эстетической культуры особенно важно эстетизация предметно-развивающей и пространственной среды развития детей и пересечение линий социально-нравственного, общеинтеллектуального и общекультурного направлений развития личности ребенка. Поэтому эстетическое воспитание оказывается тесно связанным с другими направлениями воспитательно-образовательной работы в детском саду.
Например, эстетическое воспитание в процессе физкультурно-оздоровительной работы предполагает гармоничное развитие детей разных форм телосложения, формирование у них простоты и изящества движений, грации, усвоение детьми ценностей и представлений о здоровом образе жизни как о проявлении гармонии физического и эстетического развития. В этом отношении средства физического и эстетического воспитания могут быть интегрированы. Это обусловливает роль движений, игры и музыки в физическом и эстетическом воспитании. Особое значение в связи с этим можно уделить эстетической характеристике народных подвижных игр (игровые зачины, диалог, считалки, оригинальные обороты речи, неповторимая русская напевность, ритмическая четкость.
Несомненна и связь эстетического воспитания с умственным воспитанием. Об этом говорят результаты исследований Е.А. Флериной, P.M. Чумичевой, Н.А. Курочкиной, Н.М. Петрухиной и др. Пересечению линий эстетического и умственного воспитания способствуют:
• формирование представлений о гармонии;
• обучение детей пониманию, о чем рассказал автор, что он хотел выразить, т. е. выделять личностный смысл создания художественного произведения;
• обучение детей восприятию и оценке художественных средств, используемых автором;
• включение опыта познания, переживания и преобразования (в воображаемом плане) в процесс восприятия художественного произведения с последующим выражением данного опыта в деятельности и др.
Не менее очевидна связь эстетического и нравственного воспитания детей. По мнению Н.А. Ветлугиной, ее формирование выступает важнейшей задачей воспитания ребенка-дошкольника. «Научить различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок — это значит сделать его лучше, нравственнее, содержательнее», — писала она.
Формирование нравственно-эстетических представлений включает в себя:
• формирование представлений о внешнем виде человека как элементе его нравственного облика, уважительного отношения к аккуратности и чистоте и формирование представления о внутренней красоте человека как о проявлении его нравственной воспитанности, важности единства внешней и внутренней красоты;
• развитие способности критически относиться к несоответствию между внешним обликом человека и характером его поведения, способности критически относиться к проявлениям дурного вкуса;
• установление взаимосвязи между нравственными поступками и эстетическим отношением человека к тем или иным предметам, явлениям окружающего мира;
• знакомство с естественной красотой природы, воспитание умения замечать и эмоционально реагировать на эту красоту, бережно относиться к природе; воспитание потребности в деятельности, имеющей целью сохранение и приумножение природных богатств.
Главным результатом такого пересечения линий эстетического и социально-нравственного развития дошкольников являются: эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовать быт, хотя бы в игре; желание участвовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т. д.
Таким образом, эстетическое воспитание должно осуществляться во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении. Как показывают исследования, проводимые такими авторами, как Г.Г. Григорьева, Т.Г. Козакова, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, тогда эстетическое воспитание оказывает влияние на становление базиса личностной культуры как важнейшего психологического новообразования детей дошкольного возраста.
⇐ Предыдущая15Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Школьное воспитание
Какие предметы помогают развитию культуры ребенка и приобщают его к искусству? Основных среди них три:
- Русский язык и литература. Школьные уроки – это один из методов эстетического воспитания детей. Учитель рассказывает детям о нормах языка, формирует красивую речь, помогает развить хороший литературный вкус.
- Изобразительное искусство. Методы и приемы эстетического воспитания на уроках рисования могут быть разными. Все зависит от настроя детей и их готовности сотрудничать с учителем. Дети могут рисовать, лепить, заниматься аппликацией, делать витражи.
- Музыка. Хороший музыкальный вкус может развить достойный учитель, который сам увлекается музыкальными произведениями. Какие методы эстетического воспитания школьников используются в данной области? Теоретические лекции сменяются практическими занятиями. Это может быть разучивание песен или посещение детских музыкальных мероприятий.
Воспитание подростков
Многие дети проводят в стенах школы больше времени, чем дома. Что должны делать учителя для развития хорошего вкуса у детей, кроме проведения уроков? Хороший педагог может проводить с детьми такие мероприятия:
- Дискуссии. Популярным методом и средством эстетического воспитания являются беседы на отвлеченную тему. Классный руководитель подобным образом может готовить детей к публичным выступлениям, обучать своих подопечных вести гармоничный диалог.
- Посещение театров. Не все родители имеют возможность водить своих детей в театр, поэтому эта миссия нередко ложится на плечи классного руководителя.
- Посещение музеев. Это входит в эстетическое образование школьников.
- Классный час. Если давать описание метода художественно-эстетического воспитания школьников, то можно назвать это внеклассной деятельностью. Дети под руководством классного руководителя готовят концерты, придумывают комедийные номера, поют песни, разучивают танцы.
- Конкурсы. Для школьников должны проводиться всевозможные конкурсы, где дети могут продемонстрировать свои таланты.