Формы и методы эстетического воспитания — описание, задачи и средства

Эстетическое воспитание реализуется на каждом этапе развития личности. Оно становится тем более результативным, чем раньше ребенок попадает в сферу адресного эстетического воздействия, которое должно быть единым, совмещать все занятия, любые стороны его жизни.

Система эстетического воспитания направлена на:

  1. Создание у детей набора элементарных знаний, впечатлений, на базе которых формируется интерес к эстетическим явлениям, художественным предметам.
  2. Развитие способностей к эстетическим переживаниям, формирование качеств личности, которые позволят оценить высокохудожественные предметы, явления и дадут возможность получать удовольствие от их созерцания, обладания ими.
  3. Пробуждение в учениках творческих способностей. Эстетически развитая личность становится активным созидателем, старается привести свою жизнь, все, что ее окружает к подчинению усвоенным канонам красоты.

Цели

Не всем бывают понятно, зачем нужно эстетическое воспитание. А ведь у каждого метода развития есть своя цель. Это может дать культура ребенку:

  • Восприятие. Научиться видеть прекрасное в окружающем мире. Это полезно для здоровья как физического, так и эмоционального. Человек, который умеет видеть красоту окружающих его предметов и объектов, будет склонен к активному отдыху, долгим прогулкам и созерцанию окружающего мира. Люди, которые не получили должного воспитания в детстве, предпочитают виртуальный мир, который предоставляет телевидение, реальному.
  • Чувства. Человек должен не только уметь различать красоту, но и соответственно на нее реагировать. Поэтому нужно развивать чувство прекрасного. Всесторонне развитая персона может управлять своими чувствами и отдавать себе отчет об их зарождении и развитии.
  • Потребности. Личность, которая с детства привыкла к любованию красотой в различных ее вариациях, будет всю жизнь желать этого. Сегодня сложно встретить человека, который с радостью пойдет в музей только по той причине, что приехала новая выставка. А ведь люди должны воспринимать искусство как жизненную необходимость.
  • Вкус. Благодаря погружению в прекрасное у человека вырабатывается хороший вкус. Он может отличить красивое от безобразного. Правильно расставленные приоритеты не позволят человеку вульгарно себя вести или одеваться.
  • Идеалы. Чтобы куда-то стремиться, у человека должны быть высокие моральные и духовные ценности. Их формированием занимается культура во всех своих проявлениях.

Понятие эстетического воспитания и его функции

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности.

В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. Одновременно в эстетическом воспитании формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении).

Таким образом, эстетическое воспитание обладает двумя основными функциями, составляющими единство противоположностей:

формирование эстетическо-ценностной ориентации личности

развитие эстетическо-творческих потенций личности

Эти функции и определяют место эстетического воспитания в общественной жизни, связь с другими видами воспитательной деятельности. Эстетическое воспитание сопрягается с нравственным воспитанием, так как существует единство между эстетическими и этическими ценностями. Красота, помимо другого своего назначения, выступает как один из регуляторов человеческих взаимоотношений, способствуя тому, чтобы они становились в полной мере человечными. Благодаря красоте люди интуитивно тянутся к добру еще до того, как идея добра будет осмысленно воспринята их моральным сознанием. Эстетическое воспитание развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Многие часы, которые провел, играя на скрипке. Л, Эйнштейн, не были похищены у науки, ибо, по собственному свидетельству физика, «настоящая наука и настоящая музыка требует однородного мыслительного процесса».

Конфликт между основными функциями эстетического воспитания возникает тогда, когда эстетические «ценности», в духе которых воспитывается человек, выражают интересы реакционных слоев общества, являются антигуманистическими по своей сути (например, пропаганда жестокости, насилия, милитаризма, гонки ядерных вооружений в различных видах и жанрах буржуазной массовой культуры),не только не требуют развития человеческих творческих способностей, а, наоборот, направлены на всяческое их притупление. Если же предполагается формирование личности в духе подлинно эстетических ценностей — таких, которые выражают развитие свободы и свободное развитие человека и общества,— то функции эстетического воспитания гармонически обусловливают друг друга. Ибо постижение эстетических ценностей, возникающих в процессе творческой деятельности, не может не носить творческого характера. Эстетическое воспитание осуществляется многими средствами. Это и бытовая среда жизни человека, обстановка его трудовой деятельности, эстетическая сторона нравственных отношений, спортаи т. п.

Важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность является искусство, т. к. в нем концентрируется и материализуется эстетическое отношение. Поэтому художественное воспитание — воспитание потребности в искусстве, развитие его чувствования и понимания, способности к художественному творчеству — составляет неотъемлемую часть эстетического воспитания в целом. Призма искусства направляет восприятие эстетических ценностей жизни. Обращаясь к искусству, человек как бы вступает а лабораторию творческой деятельности. Иными словами, искусство участвует в осуществлении как ценностно-ориентационной, так и творческой функций эстетического воспитания. При этом эстетическое воспитание с помощью искусства не сводится только к художественномувоспитанию. Оно гораздо шире, т. к. предполагает воздействие на эстетические аспекты труда, быта людей, их поведения, а также формирование эстетического отношения к самой действительности. Социальными основаниями несоответствия между основными функциями эстетического воспитания являются антагонизмы между интересами личности и общества, т. к. для личности непосредственно важно развитие ее творческих способностей, а для общества — эстетическо-ценностная ориентация во имя укрепления общественной целостности.

Задачи

Цели культурного воспитания детей понятны. Какие методы и задачи эстетического воспитания существуют? Специалисты выделяют следующие:

  • Формирование личности. Человек должен быть разносторонне развит. Именно это поможет ему в будущем чувствовать себя полноценно. Если при формировании личности в какой-либо области допущен пробел, человек может испытывать депрессию по поводу своей неполноценности. Родители всегда уделяют физическому и интеллектуальному развитию ребенка больше времени, чем эстетическому воспитанию. Именно поэтому в целом уровень культуры с каждым годом становится ниже. К чему это может привести? Падают моральные ценности, рушатся идеалы. В результате человек постепенно опускается до первобытного уровня.
  • Формирование умения видеть прекрасное. Человек должен уметь позитивно смотреть на мир. Именно эта способность поможет ему в будущем преодолеть все жизненные проблемы и неурядицы. Это не значит, что нужно надевать розовые очки, но это значит, что установка, которую внутренне дает себе человек, будет положительная.
  • Выработка вкуса. Сегодня человеку пытаются подменять идеалы. Чтобы не чувствовать себя глупцом и не обменивать стекло на золото, как это делали туземцы, каждый индивид должен иметь выработанное понятие о красоте, которое будет соответствовать устоявшимся канонам.
  • Побуждение творческих способностей. Творческий человек способен жить интересно и создавать что-то новое. Креативность, хорошее воображение и фантазия творят чудеса. Чтобы развить эти области мышления, нужно заниматься эстетическим воспитанием.

Принципы эстетического воспитания

Творческие способности необходимо развивать с рождения. С раннего детства нужно прививать хороший вкус, вырабатывать потребность общения с возвышенным. Эстетическое воспитание направлено на развитие способности видеть красивое и следование правилам хорошего поведения, опыт доброжелательных отношений с окружающими. Его основой являются такие принципы:

  • Взаимодействие. Любое действие должно стремиться к эстетическому совершенству: общение с ровесниками, природой, предметами искусства, самостоятельная бытовая и трудовая деятельность.
  • Комплексный подход. Воспитание дает ощутимые результаты, если творческая деятельность основана на межпредметных связях, соединяет различные виды искусства.
  • Социализация. Эстетико-художественная деятельность не оторвана от жизни. Так формируется адекватное отношение учеников к окружению, они смогут находить красивое в разных его проявлениях.
  • Системность. Общее и эстетическое развитие взаимосвязаны. При таком подходе гармонично развиваются эмоциональная сфера и все познавательные процессы.
  • Самостоятельное творчество. Методика эстетического воспитания наиболее эффективна в применении к детям дошкольного возраста, если они осваивают какие-то творческие занятия сами: танцы, рисование, лепку или пение в хоре.
  • Эстетика должна главенствовать во всей жизни. Маленьким детям необходимо жить в красоте. Основной воспитательный смысл в осознании важности аккуратности, вежливости. На правильное эстетическое развитие влияет красота помещения, одежды.
  • Учитывается возраст воспитанника. Соответственно возрасту, подбираются средства воспитания. Становление личности в более зрелые годы зависит от того, насколько у младших школьников было правильно сформировано эстетическое восприятие.

Цели и задачи эстетического воспитания



Средства

Что помогает развивать вкусы человека и его представления о прекрасном? Это самые простые вещи, которые мы ежедневно видим перед собой. Среди них:

  • Изобразительное искусство. Живопись, графика, другие приемы рисования помогают человеку лучше прочувствовать красоту этого мира. Художники в своих полотнах преобразуют реальность так, так они ее воспринимают. Результат их видения предстает перед зрителем. Созерцание шедевров живописи вдохновляет человека и помогает ему постичь истинную цель своего существования.
  • Архитектура. Одна из древнейших форм искусства позволяет человеку видеть красоту рядом с собой ежедневно. Восхитительные памятники, соборы, церкви, дворцы и просто жилые здания подтверждают фразу, что прекрасное всегда рядом.
  • Музыка. Песни способны вдохновить человека на новые свершения. Музыка помогает испытать прилив сил и энергии, ощутить невероятные эмоции.
  • Театр. Эта форма искусства показывает человеку красоту жизни, демонстрирует пороки людей, а также в комедийной или драматической форме повествует о том, как следует жить.
  • Кино. Родители должны с детства приучать своих детей к хорошим фильмам. Чтобы человек в будущем имел возможность самостоятельно сформировать свой вкус и получать удовольствие от просмотра кинолент, ему нужно дать понятие о том, что такое хорошо.
  • Литература. Чтение открывает перед человеком новые миры. Все знания наших предков хранятся в книгах. Невозможно переоценить значение литературы для современного человека. Помимо классических изданий, ежегодно выходят современные творения, которые помогают человеку лучше познать себя и свое окружение.
  • Природа. Человек всегда искал вдохновение в окружающем мире. Сегодня эта ситуация не изменилась. Чтобы отдохнуть, расслабиться и посмотреть на первозданную красоту, можно поехать в лес, на речку, в заповедник.

Факторы эстетической культуры и эстетического воспитания

На основе анализа основных показателей уровня эстетической культуры личности мы можем подойти к вопросу о главных факторах, влияющих на молодого человека в процессе его эстетического воспитания и самовоспитания. Воздействие произведений искусства является лишь одним, хотя и зачастую определяющим, фактором эстетического воспитания.

К основным факторам эстетического воспитания молодого человека в развитом обществе относится воспитание:

в труде и других видах человеческой деятельности;

под воздействием окружающей предметной среды;

через влияние произведений искусства;

в ходе занятий художественной самодеятельностью;

теоретическое эстетическое воспитание.

Попытаемся рассмотреть перечисленные факторы более подробно.

Для современного человека становление чувства прекрасного будет односторонним, неполным и пассивным, если он только любуется красотами природы, произведениями искусства или совершенными результатами материальной человеческой деятельности. Лишь обретая свободу в любом виде предметно-трудовой и вообще человеческой практики, индивид непосредственно соприкасается с истоками прекрасного в обществе и уже не умозрительно, а действенно приобщается к творчеству по законам красоты.

Поэтому эстетическое воспитание в процессе труда есть совершенно необходимый компонент в формировании высокой и многосторонней эстетической культуры.

Важную роль в эстетическом воспитании играют и те, кому поручена охрана лесов, водоемов и заповедников, кто отвечает за сохранение и размножение многих видов птиц и животных, словом, те, кто заботится о сохранении экологического равновесия природы в условиях бурного развития промышленного производства, современной научно-технической революции и урбанизации.

Радости непосредственного эстетического общения с природой не заменят человеку никакие книги, симфонии пли кинофильмы, А прямо или косвенно втянутая в человеческую практику природа обладает огромным облагораживающим потенциалом в своем эстетическом воздействии на личность.

Искусство путем обобщения и передачи косвенного опыта помогает молодому, человеку почувствовать эстетические моменты, моменты свободы и творчества в собственном труде. Художественное описание таких моментов, присутствующих в самых простых и физически тяжелых трудовых операциях, может послужить толчком для изменения отношения к труду, постоянных поисков в нем творческих, эстетических аспектов. То же самое касается учебы, научных исследований, организаторской деятельности и общественной работы.

Мастерство во всех видах человеческого труда служит фундаментом и основой эстетического в самой действительности. А художественное мастерство — определенный эталон и катализатор появления эстетических моментов в трудовой деятельности. Немалую роль играет искусство и в формировании эстетических аспектов окружающей человека вещественной среды.

Архитектура с древних времен считается особым видом искусства. И именно зодчие — создатели отделы зданий, промышленных объектов, городских комплексов, интерьеров, садов, парков и т. д. — оказывают огромное влияние на формирование окружающей человека среды. Со стандартизацией жилищного строительства, широким внедрением в него железобетона, стекла, алюминия художественная функция архитектуры только повысилась. Монотонность архитектурной среды наносит медленный и незаметный, но часто непоправимый ущерб формированию и развитию эстетического сознания, особенно молодежи. Города, которые воздвигаются и реконструируются сейчас, будут стоять десятилетия и даже века. Практика показала, что вредными крайностями в архитектуре являются как функционально необусловленное украшательство, так и унылая обнаженность чисто утилитарных деталей. Перед зодчими градостроителями стоит задача не только обеспечения непрерывно возрастающих потребностей населения в жилье, но и удовлетворения возрастающих духовных потребностей человека. И, видимо, роль архитектуры и градостроительства в эстетическом воспитании с каждым годом будет все более возрастать.

Возрастают также и требования к эстетическим качествам промышленного оборудования, предметам домашнего обихода. Появление на производстве художников-модельеров и дизайнеров может служить удовлетворению этой потребности. Они стоят как бы на стыке материального производства и искусства; во всяком случае, должны обладать высокой художественной культурой, эстетическим вкусом.

Художники-модельеры своего рода законодатели в области моды.

Мода — это сложное явление обыденного эстетического сознания. В процессе формирования и распространения ее действуют многие социально-психологические закономерности.

Однако и в процессе труда, и в вещественном мир* окружающем человека, эстетические моменты являют лишь сопутствующими.

Личность не может быть эстетически развитой, не владея высокой художественной культурой, потому что художественное есть квинтэссенция, своеобразный экстракт эстетического, существующего в самой жизни.

Произведения искусства — главное средство формирования у личности передового эстетического идеала, привития каждому хорошего вкуса, повышения культуры чувств. Поэтому именно произведения искусства, где прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, низменное и возвышенное, красивое и изящное в самой жизни предстает в художественно преобразованном, какой-то степени «очищенном» от случайных моментов и эстетически заостренном виде, являются определяющим фактором такого воспитания.

Методы

Как родители воспитывают ребенка? Не все из них задумываются над тем, какие существуют методы эстетического воспитания. Многие мамы и папы делают все по наитию. Родителям следует чередовать различные приемы для достижения оптимального результата. Среди них существуют такие:

  • Беседа. Чтобы развивать ребенка быстро и эффективно, с ним нужно разговаривать. О чем? Дети очень восприимчивы ко всему, что говорят взрослые. Поэтому следует рассказывать то, что интересно лично вам. Говорите с детьми об изобразительном искусстве, об архитектуре. Совместно слушайте музыку или смотрите фильм, а затем обсуждайте содержимое услышанного и прочитанного. В процессе беседы ребенок будет формировать круг своих интересов и способность их отстаивать.
  • Пример. Лучший способ научить чему-то ребенка – это показать ему что-либо на собственном примере. Если вы хотите заставить ваше чадо читать, то сами должны часто появляться на глазах ребенка с книгой. В этом случае у малыша возникнет четкая связь того, что родители читают. А ведь дети всегда копируют поведение старших.
  • Уроки. Формы и методы эстетического воспитания могут быть разными. Урок – это одна из них. Под этим понятием подразумевается не только занятие в школе, но и обучение в саду или дома. Ребенок должен получать дозированную информацию по выбранному педагогом или родителем предмету, уметь ее воспроизводить.
  • Экскурсии. Одним из распространенных методов эстетического воспитания младших школьников являются совместные прогулки по музеям. Родители или экскурсоводы рассказывают малышам о шедеврах живописи, скульптуры или прикладного искусства. Увиденные образы помогают ребенку сформировать свою картину мира и выработать хороший вкус.
  • Утренники. Популярный метод эстетического воспитания дошкольников – это проведение праздника. На таких мероприятиях дети получают доступную информацию о теме увеселительного мероприятия, учатся работать в команде и получают навык публичных выступлений.

Принципы

Что помогает ребенку лучше и быстрее познать культуру своей страны и понять, что в мире принято считать красивым? К таким критериям относятся:

  • Обстановка. Дети должны видеть красивое помещение. Хороший ремонт в квартире нужен не только, чтобы продемонстрировать его гостям. Ребенок должен расти в помещении, которое будет вдохновлять его на развитие творческих способностей. Это касается не только его комнаты. Помещение детского сада тоже должно способствовать развитию хорошего эстетического вкуса малышей.
  • Самостоятельная деятельность. Нельзя ограничивать детское творчество. Конечно, его нужно направлять в нужное русло и объяснять границы дозволенного. Но не стоит критиковать работы малыша. Дети познают мир через образы. Восприятие у всех разное, поэтому и результат деятельности тоже будет отличаться. Родители должны поддерживать любую творческую инициативу ребенка и помогать ему в реализации задуманных проектов.
  • Руководство деятельностью. Родители не должны безучастно смотреть на то, как их ребенок творит ерунду. Если чадо решило порисовать на обоях, нужно отругать ребенка. Между творчеством и вседозволенностью лежит тонкая грань, за которую нельзя переступать. На первых порах правила игры всегда должны задавать родители. Дети должны подключаться к игре и модернизировать ее по своему желанию. Родители должны следить, чтобы ребенок не переходил границ разумного.

Приобщение к искусству

Как родители могут объяснить юному созданию, что такое искусство? Для этого человеку нужно демонстрировать формы его проявления. Способы, с помощью которых можно приобщить ребенку к прекрасному:

  • Показ. Это метод художественно-эстетического воспитания, когда ребенок знакомится с каким-то предметом или объектом. Родители показывают чаду полотно с мировым живописным шедевром и объясняют, что в картине нужно увидеть заложенный художником смысл.
  • Наблюдение. Еще одним методом эстетического воспитания является созерцание. Ребенок должен долго смотреть на картину, чтобы понять ее смысл. Чтобы осознать философию рассказа, школьнику может потребоваться дважды прочитать книжку.
  • Пример. Родители и учителя должны рассказывать ребятам о том, что нужно любить культуру, а затем на личном примере демонстрировать привязанность к прекрасному. Например, родители, которые хотят приобщить ребенка к театральному искусству, должны водить его на спектакли и сидеть на представлении вместе с чадом.
  • Объяснение. После просмотра театрального представления или после прочтения книги с ребенком нужно обсудить усвоенный материал. То, что взрослому человеку может показаться доступным, для ребенка может быть непонятным.
  • Анализ. Когда ребенок скажет, что он понял объяснение взрослого, родитель должен попросить чадо объяснить ему усвоенный материал. Ребенок только тогда сможет осознать что-то, когда научится анализировать увиденное и услышанное.

Формы организации

Каким образом можно организовать образовательный процесс? Существуют стандартные формы и методы эстетического воспитания младших школьников. Среди них:

  • Занятия. Уроки или небольшие получасовые рассказы о чем-то помогут ребенку получить необходимые знания, а также помогут ему увеличить зону внимание и навык осознания информации.
  • Самостоятельная деятельность. Человек усваивает материал лучше, если на практике отрабатывает теорию. Поэтому после похода в художественную галерею выдайте ребенку краски, пусть он сотворит свой шедевр по образу и подобию великих мастеров.
  • Самодеятельность. Одним из методов художественно-эстетического воспитания дошкольников является проявление их творчества. Это может быть организация домашнего концерта или постановка небольшого спектакля. Дети могут поставить собственный танец или же устроить театр теней.
  • Организация праздников. Увеселительные мероприятия, которые проводят взрослые, помогают проявлению творчества у детей. Ребята видят процесс подготовки, хотят помочь своим авторитетам, постепенно приобщаясь к творческому процессу.
  • Развлечения. Чтобы ребенок полноценно развивался, занятия нужно чередовать с отдыхом. Родители должны придумать развлечения для детей, которые помогут развиваться ребятам во время игры. Это могут быть всевозможные викторины или подвижные конкурсы.
  • Экскурсии. Родители могут отводить детей в общественные места и учить их работать в группе. Сегодня пользуются популярностью экскурсии в художественные галереи и литературные музеи для дошкольников.

Формы организации эстетического развития детей дошкольного возраста

Рита Макаренко

Формы организации эстетического развития детей дошкольного возраста

ГАПОУ Салаватский колледж образования

и профессиональных технологий

Макаренко Р. Ф.

Преподаватель эстетических дисциплин

Формы организации эстетического развития

детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», предусмотренная Программами дошкольного образования, основывается на изобразительном и музыкальном искусстве и отражает впечатления окружающей жизни: природу, людей, предметные и художественные образы, другие виды искусства (театр, архитектура, литература и т. п.). Ежедневно в процессе игр, бесед, обсуждений, чтения книг, слушания аудиозаписей, просмотра мультфильмов, занятий по всем образовательным областям дети воспринимают, переживают, оценивают различные образы предметов, объектов, явлений искусства.

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него заинтересованность и чувство удовольствия. Эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, познать красоту во всех ее красках. Эстетическое воспитание детей направлено в первую очередь на формирование в ребёнке готовности к творчеству. Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

Для достижения главной цели эстетического воспитания необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазию, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Если создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка и др.

Полноценное развитие ребенка средствами изобразительного искусства будет эффективно, если:

— будут регулярно проводиться занятия по изобразительной деятельности;

— на занятиях ребенок будет получать как практические, так и теоретические знания по изобразительному искусству;

— занятия будут включать задания по развитию мышления, воображения, памяти, речи ребенка, мелкой моторики руки, глазомера, умения видеть и изображать цвет, пространство, передавать свои эмоции в картине и так далее;

— воспитателем будут использоваться разнообразные формы и методы проведения занятий;

— воспитатель будет поддерживать интерес ребенка к изобразительной деятельности.

В современной практике дошкольного образования осуществляются различные формы организации эстетического развития детей дошкольного возраста. Активно внедряются в практику разнообразные методы, приемы и средства обучения и воспитания детей.

Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Безусловным является положение о том, что эстетическое развитие детей направлено в первую очередь на формирование в ребёнке готовности к творчеству. А для раскрытия детского творчества большой потенциал заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Если создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.

В дошкольной педагогике общеизвестно, что обучение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте средством всестороннего развития личности дошкольников и способствует умственному и эстетическому развитию, нравственному воспитанию, а также физическому развитию ребенка. Значит, основная задача педагога в образовательной области художественно-творческого развития заключается в том, чтобы обеспечить интересную, познавательную и активную изобразительную деятельность для детей и регулярно поддерживать интерес к ней у каждого ребенка. Изобразительная деятельность выступает как эмоционально насыщенная деятельность, активизирующая все психические процессы, способствующая развитию мира чувств ребенка, что и является главным в эстетическом развитии детей.

Согласно различным методическим источникам, с точки зрения ФГОС ДО, образовательная деятельность ДОО подразделяется на образовательную деятельность в ходе режимных моментов, совместную образовательную деятельность детей и взрослых и самостоятельную деятельность детей.

В педагогической практике реализуются самые разнообразные формы организации художественно-продуктивной деятельности:

— ООД (с группой, подгруппой детей, индивидуально);

— самостоятельная художественно-продуктивная деятельность;

— выставки творческих работ детей или совместного творчества;

— творческие конкурсы;

— экскурсии и заочные путешествия;

— досуги, развлечения, праздники как форма совместной деятельности детей и взрослых

— дополнительное художественное образование.

Организованная образовательная деятельность

является основной формой обучения изобразительному искусству. Чаще всего в ходе таких занятий рекомендуется использовать игровые обучающие или проблемные ситуации. Замечено, что одним из актуальных мотивов, побуждающим ребенка к рисованию, является личное эмоциональное переживание при воспоминании или восприятии предмета либо события. Поэтому часто обучение начинается с рассказа, беседы, обсуждения, игры, одним словом — с общения с детьми. В комплексе с изобразительным применяются элементы таких видов искусства, как музыка, литература, театр и даже танец.

Изобразительная деятельность дает детям широкие возможности экспериментирования с материалом. Для малышей необходима бумага больших размеров, расположенная на большом столе или на полу: ватман, обои, рулонная бумага. Лучше работать с различными художественными материалами: фломастеры и карандаши, мелки и маркеры, гелиевые ручки, гуашь и акварель.

Привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к художественному творчеству, развить детское творчество на занятиях при умелом руководстве помогают нетрадиционные методы и приемы рисования

. Для создания работ в нетрадиционных техниках помогают поролоновые губки, «печатки», мятая бумага и полиэтилен, кисти и щетки разных размеров, вата, соломинки, мыло, свечи, а также пальчики и ладошки. Такие техники как кляксография, ниткография, рисование мыльными пузырями и мятой бумагой, набрызг, калябушки и другие вызывают у детей сильные положительные эмоции, т. к. результат всегда похож на фокус или волшебство. А сами ребятишки чувствуют себя настоящими творцами. В тематическом рисовании рекомендуется активно применять коллективные формы работы: «Осенний сад», «Морское путешествие», «Птицы прилетели», «В музее искусств», «Русская ярмарка» и многие другие.

Подобные приемы и средства можно и в ручном художественном труде

, когда дети учатся соединять в поделках бумагу, текстиль, природные, пластические и искусственные материалы. Незаменимым в работе является огромный спектр различных видов бумаги и картона – самый доступный и безопасный материал. Как правило, продукты детского труда находят место в интерьере и среде группы, иногда используются в играх или на прогулках.

Обычно всё, чему дети учатся на основных занятиях, можно увидеть в их самостоятельной деятельности. Здесь очень удобно закреплять навыки и умения детей, проводить мониторинг детских предпочтений, использовать результаты наблюдений для дальнейшей педагогической практики либо для рекомендаций родителям. Конечно, не любая техника доступна детям в их самодеятельном творчестве, но то, к чему они проявляют устойчивый интерес, может снова использоваться в обучении и получить свое развитие.

Безусловно, продукты детского художественного творчества находят свое место на выставках и в экспозициях.

Ставшая традиционной сменная экспозиция детских работ позволит формировать положительное эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности. Как правило, дети дорожат своими работами, учатся сравнивать свои работы с работами других детей, стремятся к хорошему результату. Кроме этого, выставка позволяет проследить динамику обучаемости ребёнка, наглядно представить результаты педагогической работы.

Особой формой организации эстетического развития может стать творческий конкурс

. Как правило, любой конкурс носит игровой характер или напрямую является игрой. Это не случайно. Действительно, детям познавать окружающий мир проще и легче в игровой деятельности. Кроме этого, творческий подход предусматривает возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации. Обычно дети, иногда вместе с родителями, делятся на команды и выполняют конкурсные задания творческого характера, связанные с изобразительным искусством. Существуют целые сборники с такими сценариями творческих конкурсов, которые можно активно использовать в дошкольной практике: «Путешествие в Страну изобразительных средств», «Конкурс знатоков изобразительного искусства», Конкурс народных умельцев «Добрым людям на загляденье», «Мы идем по радуге» и другие.

Экскурсии и заочные путешествия

всегда требуют тщательной подготовки и организации, поэтому проводятся нечасто. И именно это делает их необычной и желанной для детей формой деятельности. Обычно первые экскурсии бывают недолгими и часто проводятся внутри учреждения (в музей детского сада, на выставку или экспозицию, методический кабинет). Здесь дети знакомятся детей с мастерами, художниками и их творчеством, с народным искусством. Затем можно пригласить детей в городскую среду: краеведческий музей, картинную галерею, творческие мастерские художников и умельцев и т. д. При проведении экскурсии важно соблюдать баланс между познавательными и эмоциональными аспектами. Заочные путешествия проводятся с использованием ИКТ. Незабываемыми могут стать заочные путешествия в Третьяковскую галерею или Эрмитаж, в село Городец. А с виртуальным участием мастеров из Дымково малыши могут сами вылепить настоящих дымковских лошадок.

Одной из форм совместной деятельности детей и взрослых являются различные праздники и развлечения

с элементами анимации. Эта форма заслуживает внимания с точки зрения ее комплексного подхода к развитию дошкольников с обязательным участием взрослых. Такие мероприятия подразделяются на концерты, театральные спектакли, музыкальные сказки, фольклорные и календарные праздники, утренники. Данная форма способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников, а также единству интеллектуального и чувственного развития детей. Оригинальным и запоминающимся станет праздник, где дети сами украшают стены зала своими рисунками, участвуют в концертных номерах, ищут клад, собирают изобразительные пазлы, водят хоровод с родителями и угощаются вкусными пирожными. В свою очередь, такая интеграция способствует формированию и развитию коммуникативных и творческих способностей, моделированию различных типов взаимодействия детей в процессе художественно-эстетической и коммуникативной деятельности.

В сфере дополнительного художественного образования во многих учреждениях успехом пользуется студия изобразительного искусства

для дошкольников, которую посещают дети разного возраста по согласованию с родителями. Здесь педагоги стремятся, чтобы дети не просто овладели различными способами художественной обработки материалов, но и умели выражать художественными средствами свое настроение, впечатление и ощущение, состояние, иногда желание. Используя язык искусства, каждый человек способен выразить свое Я. Поэтому на занятиях в кружке или студии рисуют не только в реалистической манере, но также работают над абстрактными, стилизованными и символическими изображениями. Характерной особенностью таких занятий является целевая направленность на участие в городских, региональных, общероссийских фестивалях и конкурсах. Итогами работы обычно являются конкурсы и тематические выставки: «Живая кисть», «Город мастеров», «Я горжусь Победой деда», «Дети мира – за мир», «Моя семья», «Наше лето», «Фестиваль цветов» и т. д.

Таким образом, воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование у них художественно-эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в творческой деятельности являются актуальными факторами общего развития человеческой личности. Можно сказать, что в целом различные формы эстетического развития тесно взаимосвязаны между собой. У них одинаковые целевые установки и общие задачи в деле воспитания подрастающего поколения.

Семейное воспитание

Где ребенок получает знания о культуре, моральных нормах и этикете? Правильно, в семье. Методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста в семье должны быть такими:

  • Личный пример. Как уже не раз писалось выше, ребенок сможет стать культурным человеком только в том случае, если его родители будут светскими личностями. Взрослые в обязательном порядке должны ходить на выставки, в музеи и в театры. Естественно, на часть этих мероприятий ребенка нужно брать с собой.
  • Чтение сказок. Народная мудрость в огромном количестве сосредоточена в сказках и былинах. Из подобного рода литературы дети получают первые представления о добре и зле, о честности и подлости, о справедливости и возмездии. Родители должны воспитывать детей на сказках.
  • Колыбельные. Методы эстетического воспитания в семье могут быть различны. Колыбельные, которые поет мать засыпающему младенцу, являются одной из форм проявления эстетического воспитания. Ребенок запоминает тембр голоса матери, а также приобщается к музыке.
  • Эстетика быта. Дети, которые в своей повседневной жизни видят много красивых вещей, привыкают к тому, что красота должна быть везде и во всем. Это не всегда зависит от достатка семьи. Ребенка можно красиво одевать, даже не имея больших средств.
  • Беседы. Содержание и методы эстетического воспитания — это не сухая наука. Информация должна быть красиво преподнесена ребенку. Долгие разговоры с детьми помогают развивать ценности ребенка. Родители, которые рассказывают своим детям сказки и читают былины, формируют его воображение, разговоры о творчестве великих людей мотивируют ребенка, а музыкальные паузы помогают улучшить его вкус.

Средства и методы эстетического воспитания дошкольников.

• эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию яв­ления социальной жизни;

• стремление сопереживать чужую радость и печаль;

• активные попытки преобразовать быт, хотя бы в игре;

• желание участвовать в посильном художественном труде, укра­шающем жизнь;

• потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т. д.

Работа по эстетическому воспитанию в современном детском саду должна строиться на следующих принципах.

• Эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении.

• Принцип взаимосвязи обучения и развития. Весь воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится на основе единства воспитания и обучения, которое носит раз­вивающий характер и ведет за собой эстетическое, нравствен­ное и интеллектуальное развитие детей. Особенное значение при этом придается взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным.

• Детское творчество связано с жизнью и отражает в себе все мно­гообразие ее проявлений, что предопределяет вариативность содержания, форм и методов организации детской художествен­ной деятельности.

• Интеграция разных видов искусства и художественной деятель­ности в эстетическом развитии детей. Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ре­бенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или создан­ных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, спе­цифичной для той или иной деятельности (музыкальной, изо­бразительной, театрально-игровой).

• Художественно-эстетический принцип отбора материала опре­деляет стратегию отбора произведений, ориентирует воспитате­ля и ребенка на то, что пред ними произведения словесного ис­кусства, которые раскрывают богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты; учатся понимать прекрасное в жизни.

• Принципы народности и культуросообразности, соответствия мо­делируемой картины мира самосознанию того народа, культура которого изучается. В то же время культурологический принцип позволяет познако­мить детей дошкольного возраста с культурой разных народов мира, раскрыть своеобразие, неповторимость произведений на­родного творчества и художественной литературы.

• Индивидуальный подход в художественно-эстетическом воспита­нии, основанный на выявлении индивидуальных различий де­тей и определении оптимальных путей развития творческих ху­дожественных способностей каждого ребенка и др.

• Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольно­го и младшего школьного возраста.

Вышеперечисленные принципы синтезируют вокруг себя все эс­тетические понятия, раскрывая, обосновывая и развивая их. Они обосновывают эстетический взгляд на мир, предопределяющий со­держание эстетического воспитания.

Содержание эстетического воспитания включает в себя два ком­понента:

• содержание воспитательной деятельности по развитию художе­ственной деятельности детей;

• содержание воспитывающих влияний по художественно-эсте­тическому развитию воспитанников в процессе образователь­ной деятельности всех сотрудников детского сада и семьи в целом.

Содержание обоих компонентов в конкретном дошкольном обра­зовательном учреждении определяется образовательной программой ДОУ, современными концепту­альными подходами к определению сущности и содержания эстети­ческого развития ребенка.

2. Методами эстетического воспитания являются:

Словесные методы: объяснение, анализ, пример взрослого, описание. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточе­но на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое от­ношение, владел способами выражения чувств. Бес­страстный, неэмоциональный воспитатель не сможет про­будить в ребенке чувства, отношения. Важная профессио­нальная черта воспитателя детей дошкольного возраста, да и педагога вообще, — артистичность.

Практические методы: показ, наблюдение,упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Под­робно эти методы рассматриваются в методиках изобрази­тельной деятельности и музыкального воспитания. Интересны и эффективны творческие задания. Творческие задания можно использовать и при обучении детей танцевальным движениям, в театрализованных играх, при создании музыкально-игровых образов, в рисовании при подборе материалов для изображения и др. Это очень эффек­тивный педагогический прием, так как он всегда вызывает у детей положительный эмоциональный настрой и интерес. Но творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам ху­дожественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творчес­кое при всей условности понимания данного термина при­менительно к дошкольникам.

Средства реализации содержания художественно-эстетического воспитания подбираются педагогическим коллективом в соответст­вии с целями и задачами, поставленными перед ДОУ:

• Эстетическое общение — особое условие и средство эстетиче­ского воспитания. Главной задачей педагога в процессе эстетического общения является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, раз­вить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповто­римость, веру в то, что он пришел в мир творить добро и красо­ту, приносить людям радость.

• Природа: она заключает в себе многообразие чувственно-эсте­тических свойств и благодаря этому имеет огромные возможно­сти разностороннего воздействия на ребенка.

• Искусство как одно из наиболее универсальных средств. Искусство (музыка, литература, театр, произведения художест­венно-декоративного творчества) играет огромную роль в фор­мировании духовно развитой личности ребенка, в совершенст­вовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Это не только спо­собствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, но и активизирует эсте­тическое сознание, т. е. позволяет человеку от психофизическо­го отношения к произведениям искусства перейти к аналитиче­скому отношению к нему. Общение детей с искусством совер­шенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.

• Окружающая предметная среда. Оборудование и оформление детского сада, облик детей и педагога должны быть культурными и красивыми. Не только красивые предметы сами по себе эсте­тически воспитывают детей, «но и та живая работа, то заботли­вое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходи­мо воспитывать». В свою очередь, эстетически организованная обстановка жизни, труда и общения со взрослыми и сверстника­ми повышает активность, результативность, творческий харак­тер художественно-эстетической деятельности дошкольников.

• Самостоятельная художественная деятельность детей (музы­кальная, изобразительная, художественно-игровая). Развитие самостоятельной художественной деятельности рас­сматривается как процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, развитие потребности в художественно-творческой деятельности, фор­мирование мировосприятия ребенка средствами искусства.

• Разнообразные виды игр: дидактические, подвижные, сюжет­но-ролевые, игры-драматизации.

• Разные виды труда детей в детском саду.

• Физические упражнения и элементы спортивных игр.В процессе развития разных видов художественной деятельно­сти детей идет развитие моторики, ручной умелости, микро- и макродвижений, зрительно-двигательной координации. Это сближает задачи эстетического и физического воспитания. Физические упражнения сочетают достижения физической красоты и духовного, нравственного развития. Выпадение дан­ного средства из системы эстетического воспитания нарушает гармонию телесного и духовного развития детей. В дальнейшем сама изобразительная и художественная деятельность дошколь­ников выступает как психолого-педагогическое условие, спо­собствующее охране психофизического и психологического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия.

Важным средством эстетического воспитания детей Е.А. Флерина считала праздники. Основное в празднике — идея, оформ­ление в музыке, в изобразительном искусстве, художественном слове — все это вместе способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников и, самое главное, единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.

3. Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому фор­мы ее организации очень разнообразны:

1. Игры.

Игра в осуществлении эстетического развития и воспитания де­тей в ДОУ выступает в качестве средства интеграции всех видов ис­кусства и художественно-творческой деятельности детей (Г.Г. Гри­горьева, Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон). Кроме того, мотивы игровой и художественно-творческой деятельности детей сходны.

Специфика детского рисования заключается в том, что, ри­суя, малыш реализует те же мотивы деятельности, что и в игре. Толь­ко в качестве предметов-заместителей использует «каракули» и «рисунки-схемы». Желание рассказать о себе и своих переживаниях в ри­сунке, привлекая других к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Оно постепенно перерастет в стремление ребенка выразить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. Это обстоятельство влияет на специфику проте­кания всех этапов творческого процесса у дошкольников.

2. Занятия.

Основной задачей занятий по развитию художественно-эстетиче­ской деятельности является формирование у детей структуры самой деятельности. Например, обучение детей лепке, рисованию, апплика­ции. В соответствии с этим структура занятий с детьми дошкольного возраста повторяет ход развертывания изобразительной деятельности детей — имеет три части: обследовательскую, исполнительскую и оценочную. Эти части присутствуют на всех занятиях, но характер и длительность каждой из них меняется в зависимости от целей, про­граммного содержания занятий, уровня подготовки детей.

Во время обследовательской части занятия проводится рассматри­вание и анализ образца; рассматривание, ощупывание или обведение натуры по контуру; чтение и анализ текста; беседа об увиденном, ана­лиз изобразительной задачи; составление описания обследованного образца, предмета, ситуации. Именно в этой части занятия роль взрослого особенно велика. Он планирует и осуществляет руковод­ство анализом образца, натуры, текста.

Во время исполнительской части занятия дети в большинстве слу­чаев действуют самостоятельно: лепят, рисуют, наклеивают. В зави­симости от года обучения проводится рисование, лепка, аппликация по подражанию, образцу, с натуры, по представлению, по замыслу детей, по заданной теме. Роль воспитателя или педагога ИЗО-студии сводится к наблюдению и индивидуальной помощи.

В конце занятия — в оценочной его части — педагог вновь активно осуществляет руководство. По окончании работы детям нужно по­мочь сопоставить полученное изображение с предметом, ситуацией или текстом.

3. Выставки детских работ.

Все детские работы взрослый обязательно сохраняет и подшивает в отдельные папки. Периодически они используются для проведения групповых, персональных или коллективных выставок. Они способству­ют тому, что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему результату, формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности. С другой стороны, вы­ставки детских рисунков позволяют проследить динамику обучаемо­сти ребенка от младшей до подготовительной к школе группе, на­глядно представить результаты воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

4. Экскурсии.

Экскурсия включает:

• подготовку воспитателя (разработку программных задач, под­бор оборудования и др.) и детей к экскурсии;

• использование взрослым разнообразных методов и приемов ор­ганизации детского восприятия на экскурсии, когда есть воз­можность проводить наблюдения и изучение различных пред­метов и явлений в естественных условиях или в музеях, а также на выставках;

• организацию разнообразной художественно-эстетической дея­тельности детей на экскурсии или после нее.

5. Праздники и развлечения.

Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнооб­разно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные ве­чера или «посиделки» (на фольклорной основе), детские концерты, зрелища (все виды театра), музыкально-литературные концерты, спортивные развлечения, инсценировки, игры-драматизации и музы­кальные сказки, игры-забавы, прогулки с сюрпризами, викторины и конкурсы.

Виды праздничных действий, в свою очередь, подразделяются на концерты, театрализованные действия, спектакли, фольклорные праздники на основе народных традиций, комплексные занятия, экс­курсии с выступлениями детей, тематические занятия, утренники.

По мнению А.И. Бурениной, С.И. Мерзляковой, Т. Тютюнниковой и др., в практике современных ДОУ существует четыре формы организации детских утренников, которые отличаются как по по­строению, так и по методике подготовки и проведения.

Первой формой вышеназванные педагоги называют «затейниче­ство», в основе которого лежит игровая идея, «затея», соответствую­щая содержанию праздника, разворачивающаяся в определенном сю­жете.

Вторая форма — наиболее популярная в настоящее время — «кон­церт самодеятельности», демонстрирующий «таланты», индивидуаль­ные возможности юных артистов.

Третья форма — «театрализованное представление», в основе которого — игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. В отличие от первой формы, где главное — сюрприз и импровизация, игра-драматизация вырастает из репетиций, которые надо понимать не как «повторение выучен­ного», а как «поиск действий и взаимодействий», «вхождение в образ».

И, наконец, четвертая форма организации праздников, по мне­нию авторов, строится на основе фольклорных праздников и подчиняет­ся культурно-историческим традициям. Содержание наиболее типич­ных из них (Масленица, Рождество, Святки) раскрыто в многочисленных публикациях. При подготовке таких утренников важно не исказить смысл фольклорных праздников и подобрать соот­ветствующий репертуар. Лучшими источниками репертуара, по мне­нию А.И. Бурениной, С.И. Мерзляковой и Т. Тютюнниковой, явля­ются материалы, подготовленные специалистами-этнографами и ис­кусствоведами (Г.М. Науменко, Н. Шангиной и др.).

4. Взаимосвязь эстетического с другими направлениями воспитания детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематиче­ский процесс воздействия на личность ребенка в целях развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Основной результат эстетического воспитания они видят в формировании эстетической культуры ребенка.

Эстетическая культура включает в себя формирование культуры общения, поведения и деятельности в процессе эстетического восприятия искусства и действительности, художественно-творческой деятельности, изобразительного искусства и изобразительной дея­тельности и т. д. Благодаря этому у ребенка развивается способность к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасно­го в действительности и искусстве, не только расширяется художест­венный кругозор, но и по-другому организуются чувства, осуществ­ляется духовное развитие личности и формируется творческое отно­шение к жизни. Потому что «смысл искусства не только в отражении действительности, но и стремлении к ее преобразованию, измене­нию, улучшению в соответствии с идеалами художника». В связи с этим в процессе формирования эстетической культуры особенно важ­но эстетизация предметно-развивающей и пространственной среды развития детей и пересечение линий социально-нравственного, об­щеинтеллектуального и общекультурного направлений развития лич­ности ребенка. Поэтому эстетическое воспитание оказывается тесно связанным с другими направлениями воспитательно-образователь­ной работы в детском саду.

Например, эстетическое воспитание в процессе физкультурно-оздоровительной работы предполагает гармоничное развитие детей разных форм телосложения, формирование у них простоты и изяще­ства движений, грации, усвоение детьми ценностей и представлений о здоровом образе жизни как о проявлении гармонии физического и эстетического развития. В этом отношении средства физического и эстетического воспитания могут быть интегрированы. Это обуслов­ливает роль движений, игры и музыки в физическом и эстетическом воспитании. Особое значение в связи с этим можно уделить эстетиче­ской характеристике народных подвижных игр (игровые зачины, диа­лог, считалки, оригинальные обороты речи, неповторимая русская напевность, ритмическая четкость.

Несомненна и связь эстетического воспитания с умственным воспитанием. Об этом говорят результаты исследований Е.А. Флериной, P.M. Чумичевой, Н.А. Курочкиной, Н.М. Петрухиной и др. Пересечению линий эстетического и умственного воспитания способствуют:

• формирование представлений о гармонии;

• обучение детей пониманию, о чем рассказал автор, что он хотел выразить, т. е. выделять личностный смысл создания художест­венного произведения;

• обучение детей восприятию и оценке художественных средств, используемых автором;

• включение опыта познания, переживания и преобразования (в воображаемом плане) в процесс восприятия художественного произведения с последующим выражением данного опыта в деятельности и др.

Не менее очевидна связь эстетического и нравственного воспита­ния детей. По мнению Н.А. Ветлугиной, ее формирование выступает важнейшей задачей воспитания ребенка-дошкольника. «Научить раз­личать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красо­ту форм, линий, звуков, красок — это значит сделать его лучше, нрав­ственнее, содержательнее», — писала она.

Формирование нравственно-эстетических представлений вклю­чает в себя:

• формирование представлений о внешнем виде человека как эле­менте его нравственного облика, уважительного отношения к ак­куратности и чистоте и формирование представления о внутрен­ней красоте человека как о проявлении его нравственной воспи­танности, важности единства внешней и внутренней красоты;

• развитие способности критически относиться к несоответствию между внешним обликом человека и характером его поведения, способности критически относиться к проявлениям дурного вкуса;

• установление взаимосвязи между нравственными поступками и эстетическим отношением человека к тем или иным предметам, явлениям окружающего мира;

• знакомство с естественной красотой природы, воспитание уме­ния замечать и эмоционально реагировать на эту красоту, бе­режно относиться к природе; воспитание потребности в дея­тельности, имеющей целью сохранение и приумножение при­родных богатств.

Главным результатом такого пересечения линий эстетического и социально-нравственного развития дошкольников являются: эмо­циональный отклик детей на доступные их пониманию явления со­циальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовать быт, хотя бы в игре; желание участ­вовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь; по­требность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т. д.

Таким образом, эстетическое воспитание должно осуществляться во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в до­школьном учреждении. Как показывают исследования, проводимые такими авторами, как Г.Г. Григорьева, Т.Г. Козакова, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, тогда эстетическое воспитание оказывает влияние на становление базиса личностной культуры как важнейшего психоло­гического новообразования детей дошкольного возраста.

⇐ Предыдущая15Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Школьное воспитание

Какие предметы помогают развитию культуры ребенка и приобщают его к искусству? Основных среди них три:

  • Русский язык и литература. Школьные уроки – это один из методов эстетического воспитания детей. Учитель рассказывает детям о нормах языка, формирует красивую речь, помогает развить хороший литературный вкус.
  • Изобразительное искусство. Методы и приемы эстетического воспитания на уроках рисования могут быть разными. Все зависит от настроя детей и их готовности сотрудничать с учителем. Дети могут рисовать, лепить, заниматься аппликацией, делать витражи.
  • Музыка. Хороший музыкальный вкус может развить достойный учитель, который сам увлекается музыкальными произведениями. Какие методы эстетического воспитания школьников используются в данной области? Теоретические лекции сменяются практическими занятиями. Это может быть разучивание песен или посещение детских музыкальных мероприятий.

Воспитание подростков

Многие дети проводят в стенах школы больше времени, чем дома. Что должны делать учителя для развития хорошего вкуса у детей, кроме проведения уроков? Хороший педагог может проводить с детьми такие мероприятия:

  • Дискуссии. Популярным методом и средством эстетического воспитания являются беседы на отвлеченную тему. Классный руководитель подобным образом может готовить детей к публичным выступлениям, обучать своих подопечных вести гармоничный диалог.
  • Посещение театров. Не все родители имеют возможность водить своих детей в театр, поэтому эта миссия нередко ложится на плечи классного руководителя.
  • Посещение музеев. Это входит в эстетическое образование школьников.
  • Классный час. Если давать описание метода художественно-эстетического воспитания школьников, то можно назвать это внеклассной деятельностью. Дети под руководством классного руководителя готовят концерты, придумывают комедийные номера, поют песни, разучивают танцы.
  • Конкурсы. Для школьников должны проводиться всевозможные конкурсы, где дети могут продемонстрировать свои таланты.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]