Средства и методы эстетического воспитания детей в детском саду


Средства и методы эстетического воспитания детей в детском саду

Короткова Светлана

Средства и методы эстетического воспитания детей в детском саду

Средства и методы эстетического воспитания детей в детском саду.

Основой процесса эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направлена на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности. К общим вопросам эстетического воспитания детей относятся: организованная среда, в которой растет и воспитывается ребенок, использование в оформлении помещения дошкольного учреждения произведений искусства (репродукций картин, эстампов, скульптур и др., привлечение детей к художественной деятельности, учет интересов, наклонностей детей.

Средствами эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности.К ним относятся:

1. Эстетика быта.

Призвана научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни, воспитывать в нем стремление создавать и беречь ее. Художественное оформление дошкольного учреждения обуславливается содержанием воспитательной работы, требованиями по охране жизни и укрепления здоровья, его художественного развития. Чистота и порядок является не только гигиеническими, но и эстетическими требованиями к интерьеру детского сада. Важно, чтобы оформление было стилистически выдержанным. В оформлении помещений можно использовать рисунки детей, родителей, воспитателей. Соответствующим гигиеническим и эстетическим требованиям должно отвечать и оформление площадки детского сада.

2. Произведения искусства.

Их используют в оформлении быта, во время обучения, самостоятельной деятельности. С этой целью подбирают произведения бытовой и сказочной живописи (портреты, натюрморты, пейзажи, графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации, малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева, произведения декоративно-прикладного искусства (керамика, художественное стекло, народные декоративные и др.)

.

Разнообразные мероприятия в детском саду обязательно сопровождаются музыкой (утренняя гимнастика, досуг и т. п.)

.

3. Природа.

Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и др. Все это сопровождается рассказами педагога о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели, использованием их произведений (например, «Времена года»

П. Чайковского, репродукции картин И. Шишкина и др.).

Эффективны экскурсии на природу, ведь пережитые ребенком в дошкольном возрасте впечатления оставляют след на всю жизнь. Для педагога важно подобрать такие слова для сопровождения наблюдения, которые отвечали бы задачам эстетического воспитания.

4. Специальное обучение.

Формированию представлений о прекрасном, навыков художественно-творческой деятельности, развития эстетических оценок, переживаний и вкусов способствует специальное обучение дошкольников в детском саду. Для этого используют различные виды занятий, художественно-дидактические игры, праздники, утренники, экскурсии, прогулки, просмотр кино и телепередач, спектаклей и т. п.

5. Самостоятельная художественная деятельность детей.

Является важным средством эстетического воспитания дошкольников. В процессе художественной деятельности они реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развиться в способности к художественному творчеству.

Развитие самостоятельной художественной деятельности стимулируют такие факторы:

— процесс обучения на занятиях, его развивающий характер, формирование способов самостоятельных действий;

— художественные впечатления детей, побуждающие их к дальнейшему воплощению в деятельности;

— педагогически целесообразная эстетическая предметная среда;

— поощрительное влияние родителей, которые стимулируют творческие поиски и попытки детей;

опосредованное влияние педагога, который инициирует самостоятельный поиск детей.

Для развития самостоятельной художественной деятельности в группе создают специальные зоны (центры)

с необходимым оборудованием, материалами, которыми дети могут свободно пользоваться. Педагог при этом заботится о разнообразии деятельности
детей,сочетании различных видов художественной деятельности: изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой, музыкальной.
6. Праздники.

С ними связаны яркие эстетические переживания детей, стремление испытать себя в разных жанрах искусства. Подготовка к празднику, участие детей в создании его программы, условия проведения, ожидание праздничного действа формируют особое предпраздничное коллективное настроение. К участию в подготовке и праздновании часто привлекают родителей детей, что придает им эмоциональную теплоту.

Интересные замыслы воспитателя по организации эстетического воспитания дошкольников могут достичь своих целей правильным подбором и комбинированием его методов,которые классифицируют по различным критериям:

— по главной педагогической цели.

К таким методам относятся: убеждение; упражнения в практических действиях, направленных на преобразование окружающей среды; проблемные ситуации, побуждающие к творческим и практическим действиям; побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительному отклику на прекрасное, негативное отношения к безобразному;

— по общей и специальной направленности.

К этой группе относят общепедагогические и специальные методы, отбор которых зависит от вида искусства, которому педагог стремится приобщить детей;

методы обучения художественной деятельности.

Среди них выделяют наглядные (образец, показ приемов выполнения действий, словесные (беседы, инструкции, указания, советы, оценка и самооценка результатов деятельности детей);

методы развития художественно-творческих способностей детей.

Основываются они на выработке у детей умения действовать при решении проблемно-поисковых задач, в нестандартных ситуациях.

Исследователи предлагают использовать в эстетическом воспитании дошкольников игровые приемы обучения, игровые ситуации, обыгрывание детских работ на занятиях, что создает положительную эмоциональную атмосферу, способствует эффективному овладению изобразительными навыками и умениями, повышает качество работы и способствует развитию интереса к изобразительной деятельности. Особенно важно обеспечить сочетание различных видов деятельности в развитии художественных умений дошкольников.

Поскольку в дошкольном возрасте ребенок настроен прежде всего на игру, необходимо,широко использовать в целях развития его творчества разнообразные игровые приемы:

— игровые ситуации, которые помогают развить познавательно-творческую активность;

— песни, загадки, стихи, сказки, музыкальные произведения;

— демонстрацию эпизодов кукольных спектаклей, которые сосредоточивают внимание, вызывают положительные эмоции, интерес к изображаемому, углубляют эстетическое удовольствие, но не влияют на результаты работы;

— рассказы — рисование с элементами сказки; поисковые ситуации; воображаемые ситуации.

Дети, у которых выявлены определенные навыки, интересы к художественно-изобразительной деятельности, образуют контингент дошкольных учреждений художественно-эстетического направления, в которых под руководством педагогов с художественным образованием функционируют кружки, студии, творческие мастерские. Привлекают к участию в них детей, согласно их задатков и интересов. Художественная деятельность создает серьезные возможности для проявления индивидуальности ребенка, поэтому его знания, развитие художественных способностей является первоочередным условием осознания ребенком себя как наделенной творческим потенциалом личности, воспитание в себе ответственности за свой талант, как Божий дар, стремление, преодолевая жесткие испытания, неповторимо реализовать свой талант. История мировой культуры знает много примеров, когда все это ребенок начинал осознавать в раннем возрасте. Поэтому каждый педагог должен исходить из того, что, возможно, и его воспитанники вынашивают такие мечты.

Эстетическое развитие связано с формированием всех граней личности. В дошкольном возрасте формируются основы потребностей и вкусов, рождается любовь к искусству, заявляют о себе творческие способности, которыми в разной степени наделен каждый ребенок. Для их реализации необходимо правильно организованное воспитание и обучение, которое учитывает особенности возраста, индивидуальность ребенка.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Комплексное использование разнообразных средств и методов эстетического воспитания в системе дошкольной образовательной организации

Мигалева Марина Владимировна, воспитатель МБДОУ ДС №72 «Акварель» г. Старый Оскол, Белгородская область

Понятие эстетическое воспитание органично связано с термином эстетика. Эстетика (от греческого aisthetiris – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) есть наука о наиболее общих закономерностях эстетического, в том числе художественного, освоения человеком действительности [11].

История эстетики начинается с Древней Греции. У древнегреческих философов мы находим много интересных суждений о прекрасном и об искусстве. Одним из первых, кто попытался дать определение красоты, был Пифагор. В своих суждениях об эстетике он остался математиком и пытался подсчитать и измерить красоту. Гераклит в основе прекрасного видит гармонию, но считает, что красоту нельзя свести к низменным законам числовых отношений, как это было у Пифагора. Другие исследователи основным фактором эстетического воспитания рассматривается либо характер или социальная реальность.

Рассмотрим понятие эстетического воспитания в работах педагогов

Автор Определение

Аристотель Прекрасное – свойство самих предметов, вещей, явлений. Он считает обязательным для произведений искусства целостность, единство, пропорциональность, соответствие формы и содержания.

  • Л. С. Выготский Эстетическое воспитание зависит от специфики возрастного развития и полностью ею определяется.
  • Ю. К. Бабанский Эстетическое воспитание – это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры дошкольников.
  • В. Н. Шацкая Эстетическое воспитание – целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.
  • А. Ильинов Эстетическое воспитание – процесс целенаправленного формирования у человека способности понимать и ценить прекрасное и комическое, чувствовать и переживать трагическое, создавать красоту во всех сферах жизни.

Мнение автора Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. В — четвертых развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Наиболее удачно отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М. М. который считает: «Конечная цель (эстетического воспитания) — гармоничная личность, всесторонне развитый человек…образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства». [18; 142 c.]

Таким образом, изучив множество определений «эстетического воспитания» нельзя не согласиться со словами русского драматурга А. П. Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». [20, 256 с.]

По мнению ученых, мощным средством эстетического воспитания является природа.

Именно в ней можно увидеть гармонию — основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа — это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей. [20]

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка.

Еще одним средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Изобразительное искусство необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И тот и другой необходимы и взаимосвязаны — ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Все названные выше средства эстетического воспитания — быт, природа, искусство, деятельность — эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия. Надо искать и находить золотую середину.

Изучив наиболее эффективные средства эстетического воспитания в дошкольной образовательной организации, перейдем к изучению методов эстетического воспитания.

Метод – это путь достижения поставленной цели, способ решения задач [2].

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога. [19]

Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. Чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение. По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей [2].

Меняются методы и в зависимости от форм организации деятельности. На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения. Примером послужит разучивание стихов или песен, которое потребует предварительного исполнения их взрослым, беседы о художественных качествах, выражающих содержание и настроение произведения, применения наглядных пособий, повторного неоднократного исполнения детьми текста и так далее. На практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.

Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий: — метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

  • метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения
  • метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям
  • метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире [2].

Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие слова об окружающем, а действовать вразрез с ними. Эстетические переживания всегда связаны с этическими проявлениями.

Таким образом, рассматриваемые нами средства и методы эстетического воспитания в дошкольной образовательной организации помогают пробуждать у детей чувство прекрасного, желание действовать по – своим, детским, но законам красоты. На современном этапе данные средства и методы являются эффективными и способствующими формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий.

В целом лишь комплекс методов и средств может обеспечить полноценное эстетическое воспитание ребенка.

Список использованной литературы

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. -127с.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольника. М., 1998. -242с.
  3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996
  4. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Уч. пособие для ст-в высш. уч. зав-й. 2-е изд., испр. и доп. М.: Акад. проект, 2005. -240с.
  5. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. — №6. — С.57-67.
  6. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. -829с.
  7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1980. -384с.
  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.
  9. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников: Кн. для учителя. 2-е изд-е, доп. и перераб. Мн.: Нар. асвета, 1985. –128с.
  10. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность / И.А. Джидарьян. – М.: Наука, 1986. -191с.
  11. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театральной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. — №2.
  12. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985. -186с.
  13. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1983. – 76 с.
  14. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет. сада / Т.Г. Казакова. — М.: Просвещение, 1995.
  15. Красный Ю. Азбука чувств: Программа комплексного эстетического развития дошкольников / Ю.Красный // Искусство в школе. -2003. -№6. — с.17-29.
  16. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т. Лихачев. – Самара: Бахрах, 1998.
  17. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания дошкольников.
  18. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – СПб.: Питер, 1997.
  19. Надеждин Н.И. Сочинения: В 2 т. Т.1: Эстетика / Н.И. Надеждин / Под ред. З.А. Каменского. – СПб.: Питер, 2000.
  20. Обухова Л.Г. Психология детства. М., 1992. -263с.
Следующая >

Формы организации эстетического воспитания

Методы художественно-эстетического воспитания имеют наилучший результат, когда они между собой взаимосвязаны. Педагоги должны их сочетать и варьировать.

Методы имеют различия в:

  • способах передачи информации;
  • практической форме организации.

Способы делятся на:

  • наглядные (когда дети знакомятся с примерами искусства);
  • словесные (взрослые рассказывают, объясняют);
  • практические (проведение тестирования, творческих работ).


Наглядные методы (рассматривание картины, прослушивание музыкального произведения вместе) предполагают эмоциональную наполненность момента. Знакомство с предметами искусства должно произвести на малыша яркое впечатление, чтобы это запомнилось.

Форма организации бывает следующей:

  • когда взрослые показывают пример действия, приглашают малыша повторить стихотворение или спеть песенку;
  • воспитатели предлагают малышу самостоятельно определить способ исполнения задачи: что-то вылепить, вырезать или нарисовать.

Нужно помнить, что эстетическое воспитание дошкольников несколько отличается от методов работы с детьми школьного возраста. У малышей акцент ставится на зрительное восприятие, их плавно подводят к осознанию значимости чистоты и порядка. Дети постарше умеют воплотить свои творческие способности. Дошколята учатся оценивать, а школьники уже создают продукт, имеют творческий подход в процессе создания какого-либо предмета.

Методы эстетического воспитания

К основным методам, способствующим развитию у детей эстетических чувств, умению оценивать, применять творчески полученные знания, навыки относятся:

  1. Метод убеждения. Применяется только тогда, когда изучаемое явление прекрасно. У воспитанников возникает эмоциональный отклик при встрече с произведениями искусства, участии в празднике. Метод можно считать в равной степени словесным, т.к. наблюдения детей получают комментарий взрослого, будят мысли и чувства.

Воспитатель должен подобрать самые впечатляющие художественные произведения, позаботиться о соответствующем душевном настрое ребят. Предмет должен быть хорошо освоен педагогом, а речь точна и выразительна. Когда внимание акцентируется на прекрасном, воспитатель дает понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

  1. Метод приучения. Подразумевает практическое действие, упражнение, направленное на изменение окружающей обстановки, привитие принятых в обществе навыков культуры поведения. Содержание метода состоит в том, чтобы научить ребенка видеть и ценить прекрасное, действовать соответственно.


Систематические упражнения, художественная детская практика способствует активности детей.

  1. Метод проблемных ситуаций. Дает пробудиться творческим способностям, желанию действовать. Воспитатель предлагает воспитанникам самим найти способ претворить художественный замысел. К примеру, после прослушивания сказки детям предлагается изобразить кого-то из персонажей. Задача может быть простой или усложненной неудачным выбором героя. Ребенок сам учится думать, приходит к самостоятельному решению, как лучше воплотить задуманное: нарисовать, вылепить, сочинить стишок.
  2. Побуждение к сопереживанию. Отзывчивый человек, который умеет сопереживать, сострадать испытывает радость от общения с людьми, вместе с ними празднует удачи, победы. Дети, умеющие сочувствовать, более открыты и доброжелательны, у них больше друзей, они реже попадают в конфликтные ситуации.

Здесь поможет эмоциональное чтение сказок, обсуждение иллюстраций, кукольного спектакля или музыкального номера.

Традиционные методы воздействия на воспитанников

Рассказ. Он должен быть эмоциональным, иметь сюжетную канву, быть познавательным, влиять на воображение, но не мешать самостоятельной оценке.

Как научить ребенка танцевать: легкие танцы для начинающих детей

Лекция. Посвящается более сложным темам, уместна на занятиях с ребятами постарше. Большую образность придаст оснащение урока наглядным материалом. Допустимо поднять проблемные темы, столкнуть учащихся в обсуждении, склонить к высказыванию своей точки зрения.

Беседа. Это не монолог учителя перед детьми, а взаимный эмоциональный обмен мнениями. В ходе беседы воспитатель использует наглядный материал, толкует научные понятия, подчеркивает те или иные прекрасные характерные черты в произведениях искусства, труде, реальных и вымышленных героях литературы, театра, кино.

Диспут. Призван обнаружить и столкнуть разные точки зрения, поднять проблему, привлечь детей к ее обсуждению. Задача взрослых провести серьезную подготовительную работу, чтобы помочь выявить позиции, стимулировать диалог, направить спор в культурное русло.

Принципы эстетического воспитания

Творческие способности необходимо развивать с рождения. С раннего детства нужно прививать хороший вкус, вырабатывать потребность общения с возвышенным. Эстетическое воспитание направлено на развитие способности видеть красивое и следование правилам хорошего поведения, опыт доброжелательных отношений с окружающими. Его основой являются такие принципы:

  • Взаимодействие. Любое действие должно стремиться к эстетическому совершенству: общение с ровесниками, природой, предметами искусства, самостоятельная бытовая и трудовая деятельность.
  • Комплексный подход. Воспитание дает ощутимые результаты, если творческая деятельность основана на межпредметных связях, соединяет различные виды искусства.
  • Социализация. Эстетико-художественная деятельность не оторвана от жизни. Так формируется адекватное отношение учеников к окружению, они смогут находить красивое в разных его проявлениях.
  • Системность. Общее и эстетическое развитие взаимосвязаны. При таком подходе гармонично развиваются эмоциональная сфера и все познавательные процессы.
  • Самостоятельное творчество. Методика эстетического воспитания наиболее эффективна в применении к детям дошкольного возраста, если они осваивают какие-то творческие занятия сами: танцы, рисование, лепку или пение в хоре.
  • Эстетика должна главенствовать во всей жизни. Маленьким детям необходимо жить в красоте. Основной воспитательный смысл в осознании важности аккуратности, вежливости. На правильное эстетическое развитие влияет красота помещения, одежды.
  • Учитывается возраст воспитанника. Соответственно возрасту, подбираются средства воспитания. Становление личности в более зрелые годы зависит от того, насколько у младших школьников было правильно сформировано эстетическое восприятие.

Теоретические основы и методика музыкального воспитания



Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]