Методы и приёмы театрализованной деятельности в детском саду


Технология организации театрализованной деятельности в ДОУматериал

«Работа с дошкольниками над постановкой спектакля»

Воспитатель Горбатова Н.Г.

В методические рекомендации включены основные этапы работы с дошкольниками над постановкой спектакля и разработки сценариев спектаклей.

Работа с дошкольниками над постановкой спектакля

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить.

Существует важная проблема, волнующая педагогов. По данным, в период психологической адаптации ребенка к школе у 69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот развязанность и суетливость, отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Именно драматизация «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». (Л.С.Выготский).

Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.

В ходе подготовки к спектаклю стараться соблюдать несколько основных правил:

  1. не перегружать детей;
  2. не навязывать своего мнения;
  3. предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку. Сказка — пробуждает в детях сострадание, желание понять другого человека, чувство соучастия, справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

Выбирая материал для инсценировки, отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в тоже время нужно обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.

Театральное объединение «Кукляндия» открыто для мальчишек и девчонок с 2003 года. Сначала это были подростки и старшие школьники. С 2006 года коллектив пополнился младшими школьниками, а с 2009 года коллектив расширился — дошколятами. В данной методической рекомендации хотелось бы уделить внимание основным этапам работы с дошкольниками над постановкой спектакля или инсценировки.

Основные этапы работы над спектаклем:

  1. Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
  2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  3. Работа над эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
  4. Поиск образа (определение характера героя, манера двигаться, говорить).
  5. Поиск мизансцен (музыкально-пластического решения эпизодов, постановка танцев). Можно создавать с детьми эскизы декораций и костюмов.
  6. Работа над текстом: предлагаемые обстоятельства и мотив поведения персонажей.
  7. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в условиях публичности, закрепление отдельных мизансцен.
  8. Репетиции по картинам с элементами декорации и реквизита (можно условным), с музыкальным оформлением.
  9. Репетиция всей пьесы целиком — прогон (декорация, реквизит, костюм).
  10. Премьера спектакля. Обсуждение.
  11. Повторные показы. Подготовка альбома с фотографиями.

Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя инсценировки по народным и авторским сказкам, можно провести беседу о жизни и быте людей того времени (во что одевались, чем питались, как общались, какие обычаи соблюдали). Прослушивание музыки, художественные иллюстрации. Можно просматривать фильмы, они помогают почувствовать атмосферу сказочных событий. И это расширяет кругозор. Активизирует познавательный интерес.

Полезно, для развития воображения, умения фантазировать, предложить детям сочинить жизнь героев до начала пьесы (т.е. фрагмент жизни), помогая разнообразными, наводящими вопросами. Таким образом, ненавязчиво подводим детей к умению анализировать и поиску образа персонажа.

Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды (куски). Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга и придумывают название.

Третий этап — это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками становятся самые активные дети, но надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. С начала детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет ведение диалога, но чувствуя поддержку (подсказку) педагога, дети начинают действовать более естественно и уверено, и их речь становиться разнообразнее и выразительнее.

Четвертый этап — поиск образа, работа строится сначала как беседа; обсуждение характера героя, манера говорить, двигаться, Выслушиваем все варианты, кто как думает? Почему? Зачем? и т.д.

В обсуждении принимают участие все дети, но задача педагога, непринужденно, подвести именно к верному решению, объясняя почему и как. Далее придумываем пластические этюды (походка, манера) и демонстрируем. На этом этапе приходится много говорить о работе актера и о роли. О том, что нет плохих ролей. Очень часто дети не хотят играть отрицательных героев, поэтому нужно объяснить детям, что задача актера показать эти отрицательные черты характера, поведения героя в нравственных целях. И еще один прием, которым можно воспользоваться, это в отрицательном герое ищем положительные качества, а в положительном отрицательные.

Пятый этап — поиск мизансцен. Создание эскизов декорации и костюмов.

Мизансцена — это размещение актеров, вещей, различных вещей (реквизит, элементы декорации) на сценической площадке в отдельные моменты спектакля. На этом этапе, юные (уже) актеры учатся действовать. Задача педагога помочь найти нужный (по логике действия) жест, движения, действие и подвести к этому действию ребенка, чтобы он действительно смог прожить какой то момент, что бы движение, действие было живым о оправданным, а не навязанным взрослым. Мы подводим ребенка к этому, основываясь именно на его жизненном опыте, анализируя его жизненные ситуации, а чтобы ты сделал…, если бы.…? а как бы ты сказала…, если бы …?). Итак, как видите на этом этапе дети сталкиваются с «магическим: если бы …»Станиславского, а это ведет к умению перевоплощаться.

Также на этом этапе проходит знакомство детей с музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле. А яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение, сначала они просто импровизируют под музыку, затем двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж.

Одновременно учатся создавать эскизы, делают рисунки отдельных картин, образов по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

Шестой этап — это постепенный переход к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями и много раз, что позволяет детям быстро выучить практически все роли. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где? когда? в какое время? почему? зачем?) о подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?)

Седьмой этап начинается работа над ролью. Уже зная, что основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, ребенок вспоминает ситуацию своей жизни, когда переживал чувства похожие на ощущения героев пьесы. Не навязывайте юным актерам логику действия другого человека. Дети могут предлагать самые удачные на их взгляд придуманные мизансцены и их закрепляем.

На этом этапе добиваться выразительности и четкости речи, выявлять речевые характеристики героев. У каждого своя манера (плавно, растягивая слова, другой — очень быстро, эмоционально, третий — медленно, уверенно и т.д.)

Восьмой этап — репетиция по картинам в разных составах. Во время репетиции следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонации других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Учить размещаться по сцене (логически), не сбиваясь, не перекрывая друг друга (закон сцены). Всякую находку, новое удачное решение отмечать и поощрять, учить не бояться, а умело работать с реквизитом, обыгрывать декорацию, т.к., главное на сцене действие.

Девятый этап — самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого на репетициях некоторые декорации и реквизит были условными, то теперь используем подготовленный для спектакля реквизит, декорации, а также костюмы, которые помогают в создании образа.

Репетиции идут с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля, затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканость. Закреплять обязанности в подготовке реквизита и смене декораций.

Десятый этап — премьера спектакля, является одновременно и генеральной репетицией т.к. на премьеру приходит первый зритель.

Премьера — это всегда волнение, суета, ну и конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя (реквизитора, звукооператора, бутафора, костюмера и т.д.) зависит успех спектакля. Аплодисменты!

Обсуждение не имеет смысла проводить сразу после выступления. Юные актеры еще слишком возбуждены и не смогут оценить свои успехи и неудачи. Но на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре отвечая на вопросы, что было хорошо, а что — нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость на сцене, отмечать выразительность и находчивость поведения на сцене, отмечая выразительность и находчивость отдельных исполнителей.

А задача педагога направить беседу в нужное русло своими вопросами, стараясь указать на основные промахи и недостатки, но в тоже время похвалить и отметить удачные и интересные моменты выступления.

И, заключительный этап — это повторные показы спектакля. Утверждение, о том, что детям надоедает играть одно и тоже, неверное. Это надоест, если в спектакле все запрограммировано и юные актеры только слепо выполняют волю режиссера. А если дети понимают, что они должны делать на сцене, то пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. А это для педагога, как для руководителя театрального коллектива — самое дорогое, т.е. задача, которую ставила перед собой выполнена — раскрыть творческую индивидуальность (научить искать свои выразительные средства, а не подражать другим), способную подлинно, органически действовать в условиях публичности (сцена).

Далее прилагаются разработки сценариев различных спектаклей.

«Драматешка» — самый крупный в рунете архив детских пьес

Исходя из задач по развитию театрализованной деятельности с дошкольниками, определяется ее содержание работы в детском саду (Приложение 3). При этом формы организации могут быть различными. Например, Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова выделяют: занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные), праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия (Схема 6). Основная форма –занятие. Формы организации театрализованной деятельности (Схема 6)


Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова выделили следующие типы театральных занятий (Схема 7)

Типовые, которые включают следующие виды деятельности: театрально-игровую, ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве). Доминантные — доминирует один из указанных видов деятельности. Тематические, на которых все названные виды деятельности объединены одной темой, например: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «О собаках и кошках» и т. п. Комплексные — используется синтез искусств, дается представление о специфике видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись), о современных технических средствах (аудио-, видеоматериалы). Объединяются все виды художественной деятельности, чередуются, находятся черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ. Интегрированные, где в качестве стержневого вида деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность. Репетиционные, на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность дошкольников. Вопросы: 1. Перечислите основные формы организации театрализованной деятельности с дошкольниками. 2. Назовите типы театральных занятий в ДОУ. Задание для самостоятельной работы: Подготовить конспект по одному из типов театрального занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Литература 1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003. 2. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. — № 3. 3. Конович А.А. Театрализованный праздник и обряды. – М., 1990. 4. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. — М.: Владос, 2004. 5. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. — №11. 6. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М.: АРКТИ, 2004. 7. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.

Статья:

Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности». В нем подчеркивается, что педагог обязан:
• создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

  • приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Для этого необходимы определенные условия. В первую очередь организация работы. Почему, прежде всего организация, а не содержание? По нашему мнению, только разумная организация театрализованной деятельности поможет выбрать основные направления, форму и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., в итоге — целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

Театрализованная деятельность детей может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изодеятельности и т. д.), а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно. Чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей (это позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку), причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному — в зависимости от содержания занятий.

В соответствии со склонностями и интересам детей в вечернее время могут быть организованы занятия разнообразных студий по театрализованной деятельности («Кукольный театр — малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и т. д.), которые проводит воспитатель или специалист. Полезно, когда результаты работы студий (по ручному труду, изодеятельности, музыкальному воспитанию, театрализованной деятельности) в итоге объединяются в единый «продукт» — концерт, спектакль или праздник; в таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного общей целью.

В работе студий по театрализованной деятельности могут участвовать воспитатели и родители. Это очень важно: совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни в ДОУ, которому присуще зарегламентировать, искусственная изоляция детей разного возраста, ограниченные возможности их общения друг с другом и взрослыми. Подобная организация театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, развития способностей и творчества, но и позволяет им вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества; способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех: взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Участвуя в спектакле или концерте, ребенок усваивает опыт взрослых естественно и непринужденно, так же, как взрослый естественно задает собственным примером образцы поведения и способы деятельности. Кроме того, в совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При этом предметно -пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основной самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно -пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

  • Индивидуальные социально — психологические особенности ребенка;
  • Особенности его эмоционально — личностного развития;
  • Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

• Возрастные и поло — ролевые особенности. Социально — психологические особенности детей дошкольного возраста включает стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую — либо роль перед зеркалом или ещё раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т. д.

Учет индивидуальных особенностей эмоционально — личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных зон приватности — специальных мест, в которых каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой — либо костюм и т. д., которое он может использовать в театрализованной деятельности.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно -пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разного вида кукольные театры и ширма для его показа, детские рисунки и т. д. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям — в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряжения.

Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения(музыкальные и театральные залы, гримерная, комната сказок и т. п.), в которых могут проводиться специальные занятия по театрализованной деятельности детей, студийная работа и разнообразие праздники и развлечение. В «Школе развития» В. А. Сухомлинского была оборудована специальная комната сказки: «Каждая картина, каждый наглядный образ обостряли восприимчивость к художественному слову, глубже раскрывали идею сказки. Даже освещение в комнате сказки играло очень большую роль».

Учет возрастных особенностей ребенка как грани его индивидуальных особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов.Так, например, в группе для детей 2-4 лет в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки — животные для театрализации знакомых сказок. В группе же для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т. д.

В целях учета поло — ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно — пространственной среды:

  • Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
  • Организация зон приватности;
  • Предоставление права и свободы выбора;
  • Создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
  • Полифункциональность использования помещений и оборудования;
  • Возрастая и поло — ролевая адресованность оборудования и материалов.

ДЕТСТВО-ГИД

Мастер-класс для воспитателей

«Использование игровых методов и приемов

в организации театрализованной деятельности»

Устинова Ольга Викторовна,

воспитатель МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

Цель: формирование компетентности педагогов по использованию игровых методов и приемов в организации театрализованной деятельность. Задачи:1. Определить важность творческого развития дошкольников.

2. Уточнить этапы работы над ролью.

3. Определить методы и приемы организации театрализованной деятельности.

4. Применить игровые театрализованные методы и приемы в других образовательных областях на практике.

Ход мастер-класса:

Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что детство — время непрерывного познания мира, а театрализованная деятельность более легко и непринужденно дает возможность познать его. Помогают в этом правильно подобранные методы и приемы. Наш мастер-класс посвящён игровым методам и приёмам театрализованной деятельности.

«Первый этап — определение образа. Его задача — научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему. Рассмотрим метод — «начитывание контрастных отрывков». Выберем для демонстрации широко известный сказочный персонаж — лису. Необходимо распознать, какой именно образ лисы присущ той или иной сцене и дать ей характеристику.

  1. Наловил дед рыбы, едет домой, видит: лисичка свернулась калачиком и лежит себе на дороге, лежит не шелохнется, как мертвая. Дед закинул ее в сани и поехал домой, а лисичка рыбку за рыбкой всю и сбросила на дорогу.
  2. Лиса-Алиса спутница своего приятеля дружка кота Базилио, с целью наживы она вместе с Базилио пыталась добыть 5 золотых монет, которые Буратино получил от Карабаса-Барабаса.

После прочтения воспитатели-слушатели дают характеристику услышанным образам в соответствии с поставленными вопросами:

— Какой вы представляете себе лису Алису? (Предполагаемые ответы: настойчивая, напористая, экстравагантная и т.д.)

— Какую вы увидели лисичку-сестричку? (осторожную, хитрую, хищную и т.д.)

Итак, с помощью метода «начитывания контрастных отрывков» перед вами предстали два разных образа лисы.

Второй этап — работа над мимикой. Его задача — научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики. Можно использовать игру — Угадай кто я?

Детям на ушко говорится герой произведения, ребенок без слов должен показать героя, чтобы остальные догадались.

Выходят 4 человека, я говорю героев, воспитатели должны показать, а остальные угадать (лисичка-сестричка, трусливый заяц, Михайло-потапыч, сердитый волк).

Еще для работы над мимикой используется прием зеркало (особенно когда ребенок стесняется, можно индивидуально, ребенок берет зеркало, смотрится в него и представляет себя героем, например: Я серый волк, я ни кого не боюсь !!! Или –Я храбрый заяц, я волка не боюсь!!! Я лисичка-сестричка, самая красивая в этом лесу!!!

Третий этап — работа над голосом. Его задача — развитие речевого аппарата детей и совершенствование интонационной выразительности. Рассмотрим прием — «интонационная выразительность«.

Задание для одной половины воспитателей — проговорить фразу Лисички-сестрички «Я — лисичка, я — сестричка, я хожу не слышно«.

Задание для второй — проговорить фразу Лисы Алисы: «Ах вот ты где, Буратино…Я тебе сейчас все объясню«.

Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, присущей определённому образу лисы.

Сейчас давайте выйдут 4 человека и потренируемся.

1.Медведь — Лиса:

Пошел медведь к избушке и зарычал: — Ступай, лиса, вон! А она ему с печи: — Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

2.Петух — Лиса:

Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах в красных сапогах. Несу косу на плечи, Хочу лису посечи — пошла лиса вон с печи! — Ой-ой-ой! Собираюсь, шубу надеваю. Петенька, убегаю!

Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.

Таким образом, с помощью приёма «интонационная выразительность» можно придать речи эмоциональную окраску.

Еще для работы над голосом используется приём «голосовая импровизация» для расширения диапазона и тембра голоса в соответствии предложенным персонажем; Текст.

На полянке, на лугу три медведя жили,

Три медведя жили, малину есть любили. Как малину найдут сразу песню запоют. Папа-мишка низко пел: » ля-ля-ля-ля-ля-ля» Мама нежно песню пела: «ля-ля-ля-ля-ля-ля» А Мишутка-медвежонок звонко песню распевал, Да малину доедал: «ля-ля-ля-ля-ля-ля».

Воспитатели (3 человека) выбирают картинку с определённым инструментом, соответствующим по звучанию тембру голоса, предложенных персонажей. Далее имитируют голос персонажа, пропевая и проигрывая текст.

Для совершенствования навыка четкого произношения используются скороговорки, тренировки в четком произношении гласных и согласных в разных частях слова.

Для развития дикции используется подражание звукам:

-Фырканье лошадки, хрюкание поросят, мяукание котят, лай собаки …

Четвёртый этап — работа над жестом и движением. Его задача — научить детей двигаться в соответствии с заданной темой. Познакомимся с игровым методом на запоминание различных действий, используя игру «Повторяйка».

Для её проведения вызываю четырёх человек из воспитателей.

В.: Правила игры:

— совместно выбрать конкретный образ лисы (лисичка-сестричка);

— первый участник показывает одно движение, присущее выбранному образу;

— задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ.

Также для работы над жестом и движениями используется метод действий с воображаемыми предметами (3человека):

У одного день рожденье, к нему приходят гости и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений показывают, а именинник должен угадать, что ему дарят.

Еще можно использовать метод показа прочитанного(1 человек):

Уселась кошка на окошко И стала лапкой уши мыть Потом задумалась немножко — Решила грудочку помыть. довольная собой осталась, с хвостом пушистым разыгралась.

Таким образом, игры на память различных действий способствуют развитию двигательной активности детей через координацию «жест-образ».

Пятый этап — заучивание роли. Его задача — выучить текст конкретной роли.

«Прием «Книжечка» используется непосредственно во время прочтения текста. Детям предлагается закрыть лицо ладонями и вспомнить как можно больше предложений из текста. Затем, жестом ладони «превращаются» в раскрытую книгу. Дети, не отвлекаясь от «воображаемой книги», по очереди как бы «читают» из неё те предложения, которые запомнили. Чтобы выстроить из этих предложений ранее прочитанный текст, дети по очереди воспроизводят текст предложение за предложением. Воспитатель спрашивает, кто запомнил самое первое предложение, второе, третье предложение, и так постепенно с помощью воспитателя выстраивается текст.

Например: Мама с папой купили мне котенка. Котенок был маленький. Я поила его молоком. Котенок часто спал. А когда просыпался-играл со мной.

Еще для развития речи используется метод фраза по кругу. Дети стоят в кругу, начинаем с одного слова и по очереди каждый ребенок повторяет предыдущее, добавляя одно слово, чтобы получилось предложение.

Итог: Кроме показанных сегодня методов существует еще много разных приемов для организации театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность не исчерпала своих возможностей и продолжает активно вовлекать детей в процесс творчества. Очень важно искать новые методы и приемы, создавать специфическую предметно-окружающую среду, способствующие развитию творческой личности ребенка.
Программа по организации театрализованной деятельности Использование театрализованной деятельности в детском саду Роль театрализованной деятельности в детском саду Использование различных приемов в обучении детей рисованию разных видов пейзажей >

Формы организации театрализованной игровой деятельности в детском саду

Л.В. Артемоваиспользует синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Автор считает, что театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д.Б. Элькониным:

роль (определяющий компонент);

игровые действия;

игровое употребление предметов;

реальные отношения[3].

В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Характерными особенностями театрализованной игры являютсялитературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошина, Л.С. Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

Виды театров:

1) Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

2) Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

3) Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

4) Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

5) Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием [3].

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа [2]. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Поэтому очень важно, считает Т. Неменова, с самого раннего возраста приобщать ребёнка к музыке, театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия воспитателя, музыкального руководителя [6]. Именно искусство (театр) пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки. В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, творчество индивидуальность.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]