Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста: методы и приемы

Теги: Развивайка, Развитие речи
Развитие речи ребенка – важное направление дошкольного и школьного образования. И один из критериев успеха – богатый словарный запас (объем слов, которым ребенок может пользоваться в ходе общения).

Чтобы избежать задержки речевого развития, уже с первого года жизни нужно обогащать словарный запас малыша. Занятия, направленные на расширение и активизацию словаря, должны вестись не от случая к случаю, а ежедневно. Только при условии регулярной и систематической словарной работы вы сможете вырастить эрудированного и интеллектуально развитого ребенка.

Особенности детского словаря по годам

1–3 года

Годовалый малыш знает и умеет употреблять 5–9 одно- или двухсложных слов («дай», «ма-ма», «па-па», «ля-ля»). В следующие 2 года его словарь быстро расширяется за счет слов, которые употребляют его родители в бытовом общении, и достигает 800–1000 лексических единиц.

Тематические категории, которыми оперирует малыш в 1–3 года:

  • имена членов семьи, клички домашних животных;
  • названия игрушек, окружающих его бытовых вещей (посуды, мебели, пищи);
  • наименования 5–10 животных и растений;
  • названия времен года и погодных явлений («дождь», «снег», «солнце»).

Основа словаря трехлетнего малыша – существительные с конкретным значением и глаголы. Прилагательные и наречия в этом возрасте не используются: ребенок не может с помощью слов описать предмет или свое эмоциональное состояние.

4–5 лет

В этот период происходит качественный скачок: словарь ребенка обогащается новыми тематическими группами и достигает объема в 1900–2200 слов.

Новые тематические категории в словаре ребенка в 4–5 лет:

  • душевные переживания, чувства и эмоции («веселый», «злой», «грустный», «обиженный»);
  • качественные характеристики предметов («большой», «зеленый», «холодный»);
  • уменьшительно-ласкательные формы («мамочка», «братик»);
  • названия детенышей животных («котенок», «утенок»).

В 5 лет ребенок познает основы словообразования. Теперь он может создавать группы однокоренных слов, используя приставки и суффиксы: «вода» – «водяной», «гусь» – «гусенок», «стол» – «столик». При этом он осознает не только родство таких лексических единиц, но и их различия («гусь – это взрослая птица, а гусенок – детеныш»).

5–7 лет

Словарный запас ребенка увеличивается примерно в 2 раза: теперь его объем составляет около 3000–4000 слов.

Тематические группы, которыми должен пользоваться ребенок в 5–7 лет:

  • временные интервалы («минута», «час», «год»), дни недели, месяцы и времена года;
  • пространственные понятия («верх», «низ», «лево», «право»);
  • числительные (от 1 до 10, иногда – до 100);
  • имена и фамилии родителей, близких родственников, известных писателей;
  • некоторые термины обществознания («страна», «Родина», «народ», «труд», «Россия»), названия городских достопримечательностей и праздников («Новый год», «День рождения», «Рождество»);
  • профессии и виды спорта, цвета и оттенки, части человеческого тела, природные явления;
  • бытовые предметы (одежда, обувь, головные уборы, игрушки, посуда, мебель, средства гигиены), транспортные средства (водные, наземные, воздушные);
  • домашние и дикие животные, растения, фрукты, ягоды, овощи, цветы;
  • слова с обобщающим значением («животные», «транспорт», «посуда»);
  • эмоционально-оценочные слова со значением чувств и переживаний человека.

Перед зачислением малыша в первый класс почти все школы проводят тестирование, включающее оценку речевого развития ребенка. Вот почему так важно заранее выявить пробелы в знаниях будущего первоклассника и своевременно их устранить.

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№19, 27.05.2019

Педагогические науки

Шарова Влада Витальевна

Научный руководитель: Нуриева А.Р., ассистент, б/с, Елабужский институт (филиал) КФУ.
Ключевые слова: СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС; ДЕТИ; ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ИГРА; РАЗВИТИЕ РЕЧИ; LEXICON; CHILDREN OF PRESCHOOL AGE; GAME; SPEECH DEVELOPMENT.

Аннотация: В статье рассматривается процесс обогащения словаря дошкольников, а также влияние игры как одного из основных средств формирования и развития словаря детей.

Одним из существенных показателей гармоничного развития ребёнка является его словарный запас, который отражает уровень развитие интеллекта человека.

Развитие речи напрямую зависит от восприятия ребенком окружающего мира, познавательной деятельности, накопление представлений, интеллектуальное развитие, формирование его характера эмоций, у личности в целом. В работе воспитателя это основная роль за все время пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Игровая деятельность способствует развитию ребенка; через игру он познаёт мир, готовится к взрослой жизни, выражая свои желания, представления, чувства. Игра- основа творческого развития дошкольника, в ней он находит выражение своих потребностей к любознательности, самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, подражая им.

Словарная работа — целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая усвоение ребенком новых слов.

Сегодня выделяют четыре основные задачи работы в детском саду по развитию речи:

Обогащение словаря за счет новых слов, которые были неизвестны ребенку.

Закрепление и уточнение уже знакомых ребенку слов.

Активизация словаря. Ведь в работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно закреплено и воспроизведено ими в речи.

Устранение нелитературных слов (диалектных, просторечных, жаргонных). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды. Воспитатель добивается при помощи специальных приемов, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и часто использовали в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову.

Цель данной работы — изучить влияние игровой деятельности на формирования словаря детей дошкольного возраста с помощью упражнений и дидактических игр.

Объект исследования — формирование словаря детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования — игровая деятельность как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: при проведении в условиях ДОУ планомерной и целенаправленной работы по формированию и развитию словаря детей будет эффективным, если:

— будет выявлен уровень развития словаря дошкольников. — использовать специальные игры и упражнения, направленные на обогащение словаря детей. — создать развивающую среду, способствующую речевому развитию дошкольников.

Исходя, из поставленной цели перед нами ставятся следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы.
  2. В беседе с воспитателями в дошкольном образовательном учреждении выявить, насколько актуальна проблема формирования словаря дошкольников для их повседневной практики.
  3. Выявить показатели и критерии сформированности словаря детей дошкольного возраста.
  4. Провести работу по обогащению словаря детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности.

Чтобы изучить изначальный уровень сформированности словаря у детей дошкольного возраста провели диагностику 20 детей средней группы.

Для диагностики словаря у этих детей были применены рекомендации и методика Ушаковой О.С., Струниной Е.М., для установления уровня развития речи ребенка.

Перед занятиями с детьми был установлен определенный эмоциональный контакт, для установления взаимопонимания взрослого и ребенка. После завтрака проводила диагностику с каждым ребенком индивидуально. Для диагностики выбраны хорошо знакомые детям материалы, рисунки. В доброжелательной обстановке каждый ребенок получал задание и давал на него ответы. В случае затруднение выполнения задания ребенку оказывалась необходимая помощь.

Методика исследования по Ушаковой, Струниной, результаты которых подразделяется на три уровня словарного развития детей средней группы.

В результате этого обследования были определены следующие особенности сформированности словаря детей:

Диаграмма 1.

Изначальный уровень словарного запаса детей.


Рис.1. Результаты исследования по выявлению изначального уровня развития речи.

По результатам проведенной диагностики было выявлено, что основная масса детей с работой справилась 13 человек, имеющие средний уровень развития речи, что составляет 65%.

Отлично справились с заданиями 4 человека, имеющие высокий уровень развития словарного запаса 15%.

У 20 % детей выполнение заданий вызвало большие затруднения.

Полученные нами данные говорят о необходимости более серьезной работы по обогащению и активизации словаря детей. Дошкольники испытывают затруднения при употреблении некоторых обобщающих слов, затрудняются в назывании части предметов, испытывает определенные трудности при построении предложений. Словарь некоторых детей беден и однообразен, многие затрудняются в подборе синонимов и антонимов к словам.

Это обусловило проведение мероприятий, направленных на создание эффективных педагогических условий развития словарного запаса через дидактическую игру.

В рамках формирующего этапа мы подключили к работе воспитателей с детьми, проводили дидактические игры во время занятий, в самостоятельной деятельности, дети расширяли свои знания об окружающем их мире, что привело хотя и не к значительному, но улучшению словарного.

Кроме того, были даны методические рекомендации родителям по активизации и расширению словарного запаса детей.

Цель формирующего этапа эксперимента: апробирование разработанной методики игр для обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Содержание работы строилось на основе данных, полученных в результате констатирующего эксперимента об уровне усвоения дошкольниками лексики природоведческого содержания:

— частота употребления слов в речи детей; — тематический принцип; — доступность слова детям.

Работа по обогащению словаря проводилась на основе игрового опыта детей с учетом особенностей развития представлений и понятий. Дети овладевали способностью выделять характерные признаки предметов и явлений, обобщать, выстраивать логические цепочки.

С целью обогащения словаря детей решались следующие задачи:

— активизировать имеющийся у ребенка словарь. Обогащать словарь путем расширения, анализируя знакомые предметы, объекты, явления природы и выделяя их свойствам в игровой деятельности; — учить опираться на разные признаки предметов для классификации.

Работа по обогащению словаря органично включена в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения. Мы старались не оставлять без внимания и руководства все виды деятельности, имеющие место в дошкольном образовательном учреждении (игровая, учебная, трудовая, бытовая).

Таблица.1

Перспективный план проекта по развитию речи детей с помощью игр в условиях ДОУ

Дата Название Цель
Первая неделяДидактическая игра «Найди ошибку»Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
«Магазин – Супермаркет»
Предварительная работа:

Беседы с детьми «Какие магазины бывают и что в них можно купить?» «Кто работает в магазине?», «Правила работы с кассой». Д/и «Магазин»

Цель: Закрепление словаря детей по теме «Овощи»
посредством сюжетно- ролевой игры.
Занятие «Соберем урожай» в средней группе.Цель:активизация активного словаря по темам «овощи»,»фрукты»
Дидактическая игра «Магазин» в средней группеЦель: Закреплять умение понимать и использовать в речи обобщающие слова: продукты, фрукты, овощи, ягоды.
Словесная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»Цель игры: учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать воображение, сообразительность.
Дидактическая игра «Овощи и Фрукты»Цель: Закрепить названия овощей и фруктов. Обогащать и развивать словарный запас. Учить правильно называть названия фруктов и овощей.
Вторая неделяЗанятие в средней группе «В мире диких животных».Цель: дать детям представление о диких животных, об их образе жизни, питании и жилищах. Расширять словарный запас детей за счет имен существительных ( повадки, дупло, гнездо, берлога, логово, нора).
Дидактическая игра «Бабочка и гриб»Цель: изменение глагола с помощью приставки.
Кто в домике живет?Цель игры: закрепить знания о животных, умение правильно произносить звуки.
Дидактическая игра «В зоопарке».Цели: совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным.
Занятие в средней группе «Спешим на помощь лесным жителям».Цель:Расширять словарный запас детей за счет имен существительных (повадки, дупло, гнездо, берлога, логово, нора).
Словесная игра «Кто больше действий назовёт».Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Диаграмма 2.

Контрольный этап.


Рис.2. Результаты исследования по «Диагностике уровня развития речи детей» у детей среднего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента.

Таким образом, по результатам исследования на контрольном этапе эксперимента можно сделать вывод, проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с различными видами игр дает положительный результат.

Диаграмма 3.


Сравнительная диаграмма (констатирующий и контрольный этап)

Результаты нашего исследования позволяют сказать о том, что если использовать в процессе обучения дидактические игры и упражнения, направленные на расширение словарного запаса детей-дошкольников, то речь детей станет красочнее, разнообразнее.

За время пребывания в детском саду, особого улучшения замечено не было, однако работа по расширению словарного запаса детей в МБДОУ №11 будет продолжаться, и мы надеемся на более положительный результат.

Способы развития словарного запаса

Существует общепринятая формула, описывающая механизм пополнения детского словаря:

  1. ребенок слышит слово;
  2. понимает его значение;
  3. запоминает слово (отправляет в пассивный словарный запас);
  4. учится применять его в речи (переводит в активный словарный запас).

Именно на этой универсальной формуле должны быть построены упражнения и занятия, способствующие увеличению словарного запаса крохи. Если хотя бы одно звено будет упущено, необходимое слово не станет частью детского словаря.

Наблюдение с комментариями

С самого рождения крохи начинайте разговаривать с ним: малыш должен привыкнуть к звучанию человеческой речи. Варианты занятий:

  1. Во время прогулки рассказывайте младенцу обо всем, что вы видите. Постарайтесь сделать рассказ живописным и образным: используйте много прилагательных, употребляйте синонимы. Пример удачного описания: «Это дерево. Оно зеленое, яркое, с сочной листвой. А какое оно большое, высокое и величественное! Это по-настоящему гигантское дерево!» Постарайтесь комментировать события эмоционально: говорите, какие чувства вы испытываете от созерцания радуги или что вы ощущаете, когда к руке прикасается горячий предмет.
  2. Восьмимесячному ребенку уже можно рассказывать о строении тела. Дотроньтесь до него и скажите: «А вот это ручка, твоя ручка; маленькая розовая ручка». Потом покажите свою руку и скажите: «А вот это моя ручка: посмотри, какая она большая». Не забывайте использовать как можно больше прилагательных.
  3. Организуйте совместное наблюдение за чем-нибудь: за домашним животным, за насекомым, за колышущимся на ветру деревом или за происходящим на улице. Одновременно комментируйте происходящее: «Смотри, кузнечик ползет по листочку. Сейчас он пошевелил лапкой. Забавный, не правда ли? О, ну все, он ускакал». Если есть возможность, дайте ребенку потрогать наблюдаемый предмет, понюхать или даже облизнуть.
  4. Можете провести несколько экспериментов с ребенком. Поднесите его ручку к шерстке кошки и скажите: «Это кошка; она мягкая, теплая и гладкая». Потом предложите крохе подержать кусочек льда и скажите: «Это холодный, твердый и мокрый лед».
  5. С 2 лет можно целенаправленно вводить в словарь малыша новые лексические единицы. Для этого вы должны продемонстрировать ребенку предмет, произнести его название несколько раз и убедиться, что малыш его запомнил. Старайтесь делать это естественно. На прогулке, как бы между прочим, покажите ему дерево и скажите: «Это ель». Покажите на другую ель и снова скажите: «И это ель». Потом, указав на дерево, спросите: «Как ты думаешь, это ель?». Чтобы убедиться, что малыш запомнил слово, покажите на ель и спросите: «Что это за дерево?»

Беседы

С 3 лет ребенок уже понимает смысл звучащего текста и осознает содержание стихов и сказок, которые читает ему мама. Поэтому вы можете обсуждать прочитанные книжки или просмотренные иллюстрации. Эффективные упражнения:

  • ребенок рассказывает, что изображено на картинках, составляет по ним рассказы;
  • малыш отвечает на вопросы по только что прослушанному тексту (удачные вопросы: кто тебе больше всех понравился? какое событие запомнилось? как бы ты поступил на месте героя? почему?);
  • ребенок подробно описывает какой-либо предмет (родители могут задавать уточняющие вопросы: а какой он формы? какого цвета?).

Чтобы изучить названия частей тела и предметов одежды, предложите ребенку описать себя или куклу.

Чтение художественной литературы

Обязательно читайте ребенку вслух. Ведь чтение художественной литературы – важнейший способ обогащения словаря. Дети, которые с детства полюбили книги, обладают более развитой речью, чем их сверстники, умеют грамотно строить предложения, лучше пишут сочинения в школе.

Читая ребенку книгу, постарайтесь четко, громко и правильно произносить слова, не допускать ошибок в артикуляции и постановке ударений. Если в тексте встречаются незнакомые слова, объясняйте их значение малышу.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Сказка как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Медведева Наталия Васильевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета

Аннотация: в статье описывается, как сказка влияет на пополнение и обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. В настоящее время вопрос речевого развития дошкольников особенно актуален среди педагогов. Особенно актуальна проблема развития словаря детей дошкольного возраста, ведь именно дошкольное детство является наиболее благоприятным временем для развития словаря. Если в дошкольном учреждении и дома не ведётся достаточная работа в этом направлении, большинство детей на момент поступления в школу, не владея достаточным словарным запасом, испытывает трудности в общении, а это в свою очередь является одной из причин школьной неуспешности. Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Именно в детском саду создаются наиболее благоприятные условия для формирования устной речи детей. Согласно ФГОС ДО образовательная область «речевое развитие» является основой — необходимым условием и спутником в освоении других областей. Без устной речи невозможно познание окружающего мира, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, а так же развитие личности в целом. Повсеместное распространение и активное внедрение компьютеров, планшетов, смартфонов в бытовую жизнь ребенка только усугубляет речевые нарушения – речь интонационно не выразительна, словарный запас беден, связная речь отсутствует, грамматический строй нарушен. Совокупность этих явлений является большой проблемой современного общества.

В арсенале педагога существует множество методик и приемов, направленных на понимание, расширение и активизацию словаря дошкольников, применение их происходит систематически и беспрерывно. Особая роль в этом вопросе отводится применению детской художественной литературы, а именно сказок. При использовании сказки в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Чтение детской художественной литературы, а именно сказок позволяет реализовать следующие задачи по обогащению словаря детей дошкольного возраста:

  1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
  2. Закрепление и уточнение словаря.
  3. Активизация словаря.

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.

Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение.

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой – «герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты — «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.

Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Они делают сказки более образными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.

Также богаты русские народные сказки сравнениями, метафорами, словами с уменьшительными суффиксами. Таким образом, язык русской народной сказки полон образных слов и выражений.

Чтение русских народных раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка. Работа со сказкой не ограничивается прочтением, содержание прочитанного подробно обсуждается и анализируется, обязательно делаются выводы, задаются вопросы, благодаря которым выявляется степень понимания текста ребенком. В ходе данной деятельности речь не только насыщается новыми словами, но и возрастает понимание их значений. Для полного погружения ребенка в атмосферу сказки часто возникает необходимость визуализировать услышанное — обыграть, инсценировать, этот процесс тренирует ребенка в пересказывании. Дети с огромным удовольствием вовлекаются в процесс прочтения, слушания сказки, в качестве мотивации можно использовать викторину, иллюстрации, костюмы героев и многое другое. Дошкольникам можно предложить самостоятельно развить часть сюжета или же сочинить всю сказку целиком, что несомненно способствует развитию фантазии, воображения. При правильном подборе сказок с учётом возрастных особенностей детей сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка, развивают сферу чувств, будит соучастие, сострадание, формирует нравственные представления, развивает различные способности детей. Во время чтения сказки и беседы по ее содержанию между педагогом и воспитанниками возникает очень яркая эмоциональная связь, что в свою очередь благотворно влияет на усвоение нравственных ценностей, заложенных в произведении.

Детям нужно читать даже тогда, когда он уже умеет сам, потому что у них есть потребность в простом прослушивании произведения. Обязательно вместе с детьми нужно побеседовать о прочитанном произведении, задавать вопросы об услышанном, уточнять, выяснять, что понял и извлек для себя ребенок. Это приучит дошкольников делать анализ смысла текста, поможет развитию связной речи, пересказу, дети смогут научиться характеризовать героев произведения, а также выражать свое мнение и отношение к происходящему в произведении и, в конце концов, такая беседа закрепит в словаре ребенка новые слова и активизирует их. В результате к школе ребёнок будет иметь необходимый уровень развития словаря, а также начнет разбираться в грамматических формах своего родного языка.

Сказка вовлекает детей, предоставляя возможность пофантазировать, воображать, возможно, даже ребёнок захочет переделать что-то в сказке, тем самым сочиняя свое новое произведение.

Благодаря многогранности сказки, развитие дошкольников происходит всесторонне: помимо обогащения духовно-нравственного мира ребенка, расширяется и активизируется словарь. Речь ребенка наполняется богатыми образными выражениями, формами слухового и зрительного русского литературного языка. Мыслительные процессы совершенствуются, что способствует построению словесных логических умозаключений между явлениями и предметами. Возрастает речевая активность во время пересказывания, а так же выразительность речи.

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. –400с.
  2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада/ А.Г. Арушанова – М.: Просвещение, 2001. – 285 с.
  3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб.: Детство – Пресс, 2007. – 472с.
  4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Развиваем речь и образное мышление. Пословицы и поговорки/ Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Н. Рудаков – М.: АСТ, 2016. –96 с.
  5. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2008. – 416 с.
  6. Козырева, О. А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи/ О. А. Козырева, Н. Б. Борисова. – М.: ВЛАДОС, 2021. – 119 с.
  7. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность/ А. А. Леонтьев. – М.: Либроком, 2004. – 216с.
  8. Леонтьев, А. А. Теория речевой деятельности/ А. А. Леонтьев. – М.: Высшая школа, 2001. – 294 с.
  9. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок/ А. И. Максаков. – М.: Просвещение, – 2003. – 159с.
  10. Максаков, А. И. Учите, играя/ А. И. Максаков, Г. А. Тумаков. – М.:, Мозаика – Синтез, 2005. –176с.
  11. Мешкова, Л. В. Развитие речи детей/ Л. В. Мешкова. – СПб.: Питер, 2002. – 315 с.
  12. Развитие речи у детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 2001. – 223с.
Следующая >

Словарные игры

  1. «Назови животное (растение, имя и т.д.)». Возьмите мяч и поставьте детей перед собой полукругом. Кидайте мяч детям по очереди: ребенок, который поймал мяч, должен назвать слово из заданной тематической группы и кинуть мяч обратно. Малыш, который не смог вспомнить слово, выбывает из игры. Победителем считается ребенок, который смог остаться в игре.
  2. «Съедобное – несъедобное». Ведущий называет любое слово и кидает ребенку мяч. Если слово обозначает съедобный предмет, ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает. Упражнение помогает понять, насколько правильно ребенок освоил значение слов. Например, если малыш утверждает, что тарелка относится к группе съедобных предметов, есть повод призадуматься.
  3. «Большой – маленький». Правила такие же, как и в предыдущей игре. Ведущий произносит одно слово из пары («стул» или «стульчик», «стол» или «столик», «ложка» или «ложечка»). Если ребенок считает, что ведущий назвал маленький предмет, он ловит мяч, если большой – отбрасывает.
  4. «Посылка». Каждый игрок получает «посылку» с каким-либо предметом. Ребенок должен подробно описать свой предмет, чтобы остальные поняли, о чем идет речь.
  5. «Аналогии». Напишите на карточке «уравнение»: «Голубь – птица, кошка — ?». Ребенок должен понять, к какой тематической группе относится второе слово. Это упражнение помогает изучить слова с конкретным и обобщающим значением.

Список литературы

  1. Волосовец Т.С. Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей ФГОС ДО 15г. — М. 2015.- 54 c.
  2. Карикова Ю.И. Особенности работы по речевому развитию дошкольников/ О.А. Скрябина, Ю.И. Карикова.- Рязань.: Нооосфера,2015.-289 с.
  3. Левшина Н.И.Современне подходы к методике развития речи дошкольников//Фундаментальные исследования.-М.:2015.-40 с.
  4. Невская В.П. Речевые игры и упражнения: пособие для учителей и логопедов, воспитателей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2021. -64 с.
  5. Рыбакова Е.В. Речевое развитие детей: отечественный и зарубежный опыт. — М.: ТЦ Сфера, 2021 -140 с.

Формирование активного и пассивного словарного запаса

Случается, что ребенок знает слово, но не употребляет его. Причина зачастую кроется в том, что малыш не уверен в его значении. Он просто не знает, в каком контексте его можно использовать. Задача родителей – выявить эти «мертвые» лексические единицы и постараться перевести их в активный запас (объяснить их значение и показать пример употребления в речи).

Для формирования словарного запаса ребенка выбирайте разнообразные методы. Активным и подвижным детям придутся по вкусу игры с мячом: они будут старательно вспоминать слова, лишь бы игра продолжалась. А вот спокойные дети предпочитают прослушивание книг и выполнение упражнений с описанием. И помните! Развитый словарный запас – гарантия успешного обучения в школе.

Комментарии ()

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]