Диагностика мышления дошкольников
В дошкольном возрасте (3-6 лет) дети как губка впитывают знания об окружающем мире. Чем больше их ареол познания, тем больше характеристик окружающих объектов они знают и больше синонимов могут предъявить.
Виды мышления, характерные для дошкольников:
- наглядно-действенное (до 3 лет) – выражается в том, что узнавание свойств предмета происходит через физический контакт с ним;
- наглядно-образное (от 3 до 5 лет) – в данный период малыш уже способен оперировать образами предметов, не имея их под рукой, заменять одни предметы другими в игре;
- словесно-логическое (5–6 лет) – дети учатся оперировать абстрактными понятиями, без использования наглядных пособий, опираясь на рассуждения и доказательства.
В дошкольном возрасте из трех описанных видов мышления наиболее развитыми являются первые два, словесно-логическое мышление только начинает развиваться. Именно поэтому в заданиях для дошкольников должны использоваться образы предметов, а не их словесные обозначения.
Тест «Найди отличия»
Выявляет уровень развития наблюдательности.
Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях).
Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.
Методики диагностики мышления у детей дошкольного возраста
Наглядно-действенное мышление диагностируется у дошкольников с помощью достаточно простых методик, таких как, например, доски Сегена, “Почтовый ящик” и др.
Диагностика наглядно-образного мышления
Методика “Нелепицы”
Методика направлена на выявление понимания ребенком простейших связей, отношений между животными и природой, а также его умения рассуждать логически. Методика состоит в предъявлении испытуемому картинки, на которой изображены животные в нелепых ситуациях, ребенку необходимо указать на нестыковки, объяснив, что не так, потом нужно рассказать, как правильно должен повести себя тот или иной персонаж. На выполнение задания даётся 3 минуты.
Если за это время ребенок находит все 7 изображённых нелепиц, успевает рассказать, как должно быть на самом деле, — он получает самую высокую оценку, подтверждающую высокий уровень наглядно-образного мышления. Когда испытуемому не удается найти больше четырех нестыковок на рисунке, это говорит о слабо развитом наглядно-образном мышлении.
Обведи контур
В качестве материала даются фигуры, лишь половина которых контуром отображена на рисунке. Задача — точно повторить левую половину изображения с правой стороны. По итогам работы оценивается скорость ее выполнения, точность (контуры фигур изображены в тех же местах, что и с левой стороны, углы точно соединены) и аккуратность (линии нарисованы прямыми). Высший балл получают дети, затратившие на работу менее 90 секунд, выполнившие свою половину изображения, точно повторяя образец. Самый низкий балл присуждается дошкольникам, выполнившим задание за более чем 150 секунд, если линии не прямые, а углы соединены неверно.
Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор
В заданиях такого типа дошкольник должен найти недостающий фрагмент. Учитывая, что большая часть изображения дана, у ребенка должен возникнуть целостный образ, опираясь на который он может отыскать пропущенный фрагмент по принципу пазла. Существуют похожие задания, где приводится только часть изображения и нужно понять, какой цельный образ за ним скрывается.
Рисунки по теме ПДД в детских садах — безопасность глазами детей
Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация)
В данном виде заданий предлагается объединить предметы по образу и подобию или функционалу в группы или рассортировать по тем же признакам. Например, даётся набор предметов, среди которых нужно найти то, что может пригодиться в школе или в походе, чем пользуется доктор или повар. Также детей просят объединить рисунки в пары по их назначению (например, вилка + нож), цвету (помидор + клубника), форме (мяч + апельсин), взаимосвязи (пила + бревно) и др.
Задания на нахождение закономерностей
В таких заданиях даётся ряд с повторяющимися предметами, закономерность чередования которых нужно уловить (лист, цветок, лист, пропуск, лист) или ряд, где предмет изменяется по нарастающей и нужно угадать, как он будет выглядеть на определенном отрезке пути (круг – круг со стрелками – часы) и т.д.
Четвертый лишний
Задания содержат изображения предметов, среди которых нужно найти один лишний. Оставшиеся картинки нужно объединить под одним названием. Для детей трех лет это может быть набор: лиса, заяц, мяч, волк (лишний мяч, остальное — животные). Далее задание усложняется, например, даются рисунки: лиса, заяц, жираф, волк (лишний жираф, т.к. остальные животные живут в лесу).
Диагностика творческого мышления
Признанный факт: творчество — это больше процесс, чем конечный продукт. Творческий подход к делу означает постановку перед собой задачи и поиск способов ее наилучшего решения.
Именно поэтому человека с творческими способностями отличает сильная потребность к познанию нового. Высокий уровень познавательной активности начинает проявляться в раннем возрасте, когда ребенок только начинает познавать мир. Увидеть ее проявления легко, наблюдая за малышом:
- эмоциональные реакции на новые игрушки, предметы, ситуации проявляются ярко и находят положительный отклик на изменения;
- большой интерес проявляется к новым людям, способам поведения, знаниям;
- высокая потребность к подражанию, повторению услышанных слов, действий.
Вопросы склонных к творчеству малышей могут быть неожиданностью для родителей и вызывать ступор, т.к. пытливый ум детей углубляется в интересующий вопрос. В 5 лет пытливые умы начинают проводить эксперименты, пробуя найти ответы самостоятельно. Также в 5-6 лет растущий уровень потребности к познанию окружающего мира подталкивает малыша уже самого пытаться отвечать на собственные вопросы. Поиск решений задач производится планомерно и последовательно. Ближе к младшему школьному возрасту у ребенка возникает потребность делиться своими открытиями с ближайшим окружением.
Для оценки творческих способностей детей в психологии используется ряд критериев, выявленных американским учёным П.Торренсом:
- продуктивность;
- гибкость;
- оригинальность;
- разработанность творческих идей и решений.
Для оценки творческих способностей детей дошкольного возраста применяются методики, дающие простор для фантазии, в процессе работы над заданием ребенок может проявить себя и раскрыть свой творческий потенциал.
Методики для диагностики творческих способностей дошкольников
Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой
В ходе исследования детей просят сочинить собственную сказку, потом оценивается ее продуктивность, оригинальность и вариативность. Низший балл получают участники, отказавшиеся от предложенного задания, пересказавшие известную сказку. Высший балл — дети, которым удалось самостоятельно придумать сказку и подробно ее изложить.
Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптация Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо)
Методика содержит две фигуры (капля и боб), бланк с незавершенными контурами изображений и бланк с повторяющимися линиями, которые применяются для решения трёх задач (длительность выполнения каждой — 10 минут):
- “Нарисуй картинку” — для создания рисунка используются тестовые фигуры. Исходные формы можно дополнять нужными деталями, а далее нужно придумать название для получившейся картины.
- “Незавершённые фигуры” — ребенку предлагается представить, на что могут быть похожи 10 исходных незаконченных фигур. Каждая из них привязана к устойчивому образу, но чем креативнее созданное изображение, тем более творческим является мышление дошкольника. Каждой законченной картинке необходимо дать название.
- “Повторяющиеся фигуры” — дошкольнику даётся бланк, на котором изображены повторяющиеся парные линии. Из каждой пары линий необходимо создать рисунок. Для этого задания важно рисовать без повторений, придумывая разные изображения.
Оценка выполненных работ производится с учётом продуктивности, гибкости, оригинальности и детализации выполненных заданий.
Творческое задание “Покажи, как двигается, говорит”
В этой методике используются карточки с изображением одушевлённых и неодушевлённых предметов. Для каждого из них ребенку необходимо придумать речь, манеру говорить, язык и способ движения. После предъявления выстроенных образов происходит оценка: для высокого уровня творческого мышления характерна точность, целостность представленного образа и выразительность его предъявления; на низком уровне образ не передается точно и выразительно.
Творческое задание “Три краски”
Дошкольнику предлагают выбрать три краски, которые подходят друг другу, и заполнить ими лист целиком. Далее спрашивают, на что похож этот рисунок, что он напоминает ребёнку. Если у дошкольника возникают трудности, разрешается добавить в рисунок недостающие детали. После распознавания образов, скрытых в рисунке, ребенку предлагают придумать к нему как можно больше названий. Чем больше испытуемый может увидеть образов и придумать интересных названий для изображения, тем лучше развито его творческое мышление.
Благодаря этому упражнению можно не только проводить диагностику творческого мышления, но и развивать фантазию и художественное восприятие.
Творчество, как психологический процесс, многогранно, поэтому требует комплексную диагностику для получения достоверных результатов.
Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»
Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку.
Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты.
Выполнение детьми предложенных заданий оценивалось по десятибалльной системе, где:
8-10 -высокий уровень
5-7 — средний уровень
0-4 — низкий уровень
Хлюпин Ю.А., Осотов В.Н. Методы диагностирования высоковольтного маслонаполненного силового электрооборудования (Документ) Костюков В.Н., Науменко А.П. Автоматизированные системы контроля качества и диагностики (Документ) Развивающая игра логические таблицы (Документ) Презентация — Психофизиология внимания (Реферат) Грудянов А.И., Зорина О.А. Методы диагностики воспалительных заболеваний пародонта Руководство для врачей (Документ) Величковский Б.М. Современная когнитивная психология (Документ) Клюев В.В Неразрушающий контроль и диагностика. Справочник (Документ)
Тест «Лишний предмет»
Выявляется умение обобщать, логическое, образное мышление.
Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать и картинки, и словесный ряд
Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой выбор
Подготовьте картинки или слова, например: изображение белого гриба, подберезовика, цветка и мухомора; кастрюля, чашка, ложка, шкаф; стол, стул, кровать, кукла.
Возможные словесные варианты: собака, ветер, смерч, ураган; смелый, храбрый, решительный, злой; смеяться, сидеть, хмуриться, плакать; молоко, сыр, сало, простокваша; мел, ручка, сад, карандаш; щенок, котенок, лошадь, поросенок; тапочки, туфли, носки, ботинки, т.д.
Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя лирический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).