Познавательное развитие детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера
К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.
Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.
Внимание — это обязательное условие любой деятельности. Внимание бывает произвольным и непроизвольным. При произвольном внимании человек ставит перед собой цель: обращать внимание на определённый объект путём волевых усилий.
Воображение — психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций никогда не воспринимавшихся.
Память — запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение того, что ранее человек воспринимал, переживал, думал, делал. Это основа психической жизни, основа нашего сознания. Накопление опыта, его сохранение и использование есть результат деятельности памяти.
Мышление — обобщённое, опосредованное, отвлечённое отражение внешнего мира и его законов. Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное (познаётся с помощью манипулирования предметов); наглядно-образное (познаётся с помощью представлений предметов, явлений); словесно-логическое (познаётся с помощью понятий, слов, рассуждений). Из трёх видов мышления: словесно-логического, наглядно-образного и наглядно-действенного — у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого — словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться к 6–7 годам.
Речь — процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык — средство общения людей друг с другом.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Основная особенность развивающих игр: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность развивающих игр.
Развивающая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.
Таким образом, знания, полученные ребенком на занятиях, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого — в бытовую деятельность.
Организуя работу по развитию познавательной активности, целесообразно применять не только специально изготовленные игры, но и обычные предметы, чтобы ребенок увидел, что реальный мир не существуют сам по себе. Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов использовать не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы — режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну).
Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как «Назови одним словом», «Назови три предмета» требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр.
Развитие познавательной активности детей через развивающие игры:
‒ Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
‒ Развивается способность к воображению;
‒ Проявляют интерес к занятиям;
‒ Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.
Игры для занятий необходимо подбирать с учетом познавательного материала, который дети изучали. Для занятий по математике игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения: игры головоломки; игры шутки; игры с занимательными вопросами.
В занятиях по развитию речи игры: на развитие умения «вглядываться» в предмет, явление; на умение делать умозаключения и предположения.
На занятиях по ознакомлении с окружающим миром игры: на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире; способствующие развитию любознательности, наблюдательности.
В ходе самих игр в зависимости от возраста детей необходимо задавать вопросы, давать образец действий, образец высказывания, напоминать правила, обращаясь к опыту детей, брать на себя роль ведущего или наблюдать за ходом игры.
В процессе игровой деятельности с детьми стараться вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей необходимо создать в группе предметно-развивающую среду — специальную развивающую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.
Развивающие игры способствуют:
‒ развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению; расширению имеющихся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умения высказывать свои суждения, делать умозаключения;
‒ развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;
‒ социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.
Структуру развивающей игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Проведение развивающих игр включает:
- Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
- Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
- Показ игровых действий.
- Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
- Подведение итогов игры — ответственный момент в руководстве ею.
По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.
Виды развивающих игр:
‒ Игры с предметами (игрушками).
‒ Настольно-печатные игры.
‒ Словесные игры.
Игры с предметами — основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др.) — что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Настольно-печатные игры — это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры — это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.
Развивающая игра в опытнической деятельности — способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность.
Литература:
- Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы / Б. Г. Ананьев / Уч. зап. ЛГУ, № 265; вып. 16, Психология. — Л., 1959. — С. 41–60.
- Аверин В. А. Психология детей и подростков. — С-Пб, 1998.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду/ А. К. Бондаренко.-М., 1991 г.
- Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология (Личность от молодости до старости): Учебное пособие. — М., 1988.
- Крыжановская Л. М. Психология развития. — М., 1997.
- Мухина В. С. Возрастная психология. — М., 1998.
- Развитие у детей старшего возраста познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности:учеб.-метод. Пособие/ авт.-сост. А. Ю. Кузина.-Тольятти:ТГУ, 2009.-60с.
- Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада / Е. В. Субботский. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
- Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.
Развитие познавательной активности дошкольников через дидактические игрыметодическая разработка
Актуальность выбранной темы.
Мы хорошо знаем, как любознательны дети. Мир перед глазами ребенка, огромен многолик.
Дошкольников интересует все: люди, предметы, животные, растения, явления природы и т. д. Мы постоянно сталкиваемся с детскими вопросами «Почему..?» Поэтому в шутку ребенка называют «почемучкой».
Все чаще и чаще, все смелее и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» — тех знаний, которое человечество приобрело на пути своего развития, Дети смело «пересекают пространство и время», им все интересно, все привлекает их внимание. Они с одинаковым интересом пытаются освоить и то, что уже доступно их пониманию на данном возрастном этапе, и то, что пока они не в состоянии глубоко осознать.
Любая деятельность человека, как внешняя практическая, так и внутренняя психическая, имеет определенную структуру: потребность, мотив, цель, средства (действия и операции), результат. В интеллектуальной деятельности многие ученые в качестве основного аппарата переработки информации, который обеспечивает получение нового, рассматривают умственные действия: анализ, синтез, сравнение, классификацию, причинно-следственные связи и отношения. Все эти качества у дошкольников формируются в ходе развития познавательных интересов и потребностей.
В основу нашей деятельности по формированию познавательной активности дошкольников положена теория поэтапного формирования умственных действий и созданная в ходе работы пошаговая методика по ее развитию.
Целью нашей работы стало: изучение особенностей познавательной активности через игровую деятельность, а именно дидактические игры.
Задачи:
- Изучить и проанализировать проблему развития познавательной активности в психолого-педагогической литературе.
- Охарактеризовать возрастные особенности детей дидактических игр.
- Рассмотреть развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
- Экспериментально изучить особенности познавательной активности дошкольников и проанализировать полученные в ходе результаты.
Работая над данной темой мы опирались на передовой педагогический опыт таких ученых как: П.Я.Гальперин, А.И.Раев, Н.Ф.Талызина.
Нами были изучены и апробированы на практике методики Глена Домана, Сесиль Лупан, П.Тюленева, Н.А.Зайцева., в которых в доступной и занимательной форме детям прививаются элементарные математические способности, в частности формирование пространственно-временных ориентировок и представлений, представление о цвете, форме и величине, а также изучение счета и цифр.
Методика О.Л. Собалевой, нацеленная на формирование мотивации к учению и не стереотипного творческого речевого поведения у детей.
В настоящее время, работая на группе раннего возраста, мною изучается и внедряется методика «Художники в памперсах» М.В.Гмошинской. Данная методика основывается на изучении детей цветового спектра и с помощью рисования позволяет детям более в легкой форме «отвыкнуть от матери» и адаптироваться к детскому саду.
Для формирования умения устанавливать взаимосвязи предметов их частей, функций, признаков, свойств и качеств в младшем и среднем возрасти мы используем следующие упражнения:
-рассмотреть незнакомую игрушку и рассказать о ней;
— отобрать все гладкие и шероховатые, большие или маленькие , круглые или плоские камешки для клумбы;
— выбрать из мешочка только деревянные или бумажные предметы;
-найти кроватку, на которой кукле или медвежонку удобно будет спать.
В старшем дошкольном возрасте для формирования тех же качеств можно применять следующие упражнения:
«Догадайся, из чего меня сделали?», «Кому пригодиться эта вещь?», «Без чего не может быть…» (чайника, карандаша, машины и т.д)
Для развития действий анализа и синтеза у младших дошкольников можно использовать такие упражнения и игры:
-«Новая мебель» — для семьи кукол привезли новую мебель. Им нужно помочь разобрать ее, расставить и определить ее назначение.
— Сказка «Футбольный мяч», «Из чего удобнее пить?», «Из какого материала лучше изготовить стул».
Старший дошкольный возраст – в данном возрасте очень важно чтобы ребенок мог проводить опыты, экспериментировать, моделировать. Для этого можно использовать следующие игры: «Собери урожай», «Из чего сделано», «Магазин игрушек», «Узнай предмет по заданному признаку».
Для развития действий сравнения можно использовать такие игры: «Во что поставить букет?», «Каждому растению свой уход», «Найди сходство и различие», «во что вы сегодня оденете куклу», «О чем говориться», «Помоги Красной Шапочке», «Загадочный утконос».
Для развития действий установления причинно-следственных связей и отношений можно использовать такие игры: «Надуй шарик», «Закрой окошко», «Чего на свете не бывает?», «Кто кем будет?» , «Что было, Что будет?».
Данная работа не ограничивается строгим расписанием или временем. При этом дошкольники сами определяют интенсивность и длительность выбранных ими игр, свободно планируют свое время, выбирая предметы изучения в соответствии со своими интересами. Как следствие, широкие временные рамки нашей системы способствуют развитию проблемно-поискового аспекта в процессе обучения: выдвигать гипотезы, высказывать предположения, проводить исследования, экспериментировать и размышлять. Для того чтобы донная работа имела свой положительный результат, педагог сам легко и непринуждённо должен ориентироваться и оперировать данными понятиями. Только выполняя эти требования можно добиться положительного результата.
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
ЦРР д/с №1
городского округа города Райчихинска Амурской области
Развитие познавательной активности
дошкольников через дидактические игры
Веремеенко Наталья Викторовна
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Фёдорова Елена Валентиновна, воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ детский сад № 18 Кировского р-на, г.Санкт-Петербург
Работу с детьми по формированию у них интереса к познавательным играм провожу уже много лет.
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства и начальной школы требуют создания новых форм познавательного, учебного и игрового общения. Поэтому актуальной проблемой в настоящее время является нахождение оптимальных связей преемственности в работе детского сада и школы. Развитие математических способностей имеет важное значение, при подготовке дошкольников к школе. Ценно не только какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, владеет ли самоконтролем, самооценкой. Все эти качества формируются у дошкольников через познавательную деятельность. Активизировать познавательный интерес моих воспитанников через новые формы взаимодействия с ними -стало основной моей профессиональной задачей.
Одной из эффективных форм познавательного игрового общения я считаю использования в работе с детьми игровых проблемно практических ситуаций, когда педагог создаёт игровые условия, «препятствия», которые побуждают ребёнка применять имеющиеся у него знания в практической деятельности, изобретать нестандартные разно -вариантные подходы, согласуя своё мнение с партнёрами по игре, выслушивая их аргументы, возражения -всё это рождает поисковый способ логических действий. Широкое использование этого метода помогает мне выявлять индивидуальные способности ребёнка, определять уровень его знаний, индивидуальные особенности и намечать эффективные пути воздействия на личность ребёнка. Формируя и развивая у него познавательный интерес, произвольное мышление, волю и умение отстаивать свой путь решения логическими доводами. Моя роль в общении сводится к тому, чтобы поддержать того ребёнка, чей путь, предположительно оказался «тупиковым», рассматривая его не как неудачу, а как один из путей приближения к истине. Партнёрский стиль общения помогает мне убедить моих воспитанников, что без этого поиска логических опровержений многих версий партнёры не могут приблизиться к единственно правильному решению. Чаще всего лидерами становятся активные и эрудированные дети, которые предлагают наибольшее количество вариантов, просчитывают нерезультативный путь и отказываются от него.
Малоактивные дети с пользой для себя участвуют в этой работе, способны совершить в воображаемом плане логические действия и первыми побуждают контролировать действия партнёров и при необходимости корректировать их. Игровая мотивировка поддерживает интерес детей на протяжении всего времени решения проблемной ситуации. Трудности использования игровых проблемно — практических ситуаций состоят в том, что дети недостаточно готовы к диалогу, к интеллектуально — познавательному общению с взрослыми и сверстниками. А педагог должен, я думаю, последовательно и постоянно без видимой опеки и авторитетного давления, выполняя определённую игровую роль, направлять поисковую деятельность детей.
Использование игровых проблемно -практических ситуаций в познавательном процессе не должны быть случайными. К этому процессу мы с детьми подходим через большую работу, направленную на формирование у них стойких познавательных интересов.
Реализовать свою творческую и познавательную активность, индивидуальные возможности — ребёнок может только в практических видах деятельности, поэтому немаловажную роль в самостоятельной детской деятельности играет организации предметно -пространственно -развивающей среды. В свободном пользовании у детей занимательные игры разной сложности, игровые материалы и пособия такие как: «Сложи узор», головоломки, лабиринты, игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов, Танграмм, счётные палочки, домино, рамки «Мотессори», маршрутные игры, мозаики, блоки Дъенеша, Геоконт, волшебный квадрат Воскобовича и т.д.
Всю работу с детьми я построила на основе самостоятельной познавательно игровой деятельности детей. Включая следующие задачи:
- развитие интереса к решению познавательных, творческих задач
- умение воспринимать, отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать
- поддерживать интерес к творческому процессу познания
- умение самостоятельно находить решения
- развивать образное и логическое мышление
Реализуя эти задачи, в работе с детьми использовала разнообразные игры, задания, задачи-шутки. На первом этапе работы дети осваивали простейшие игры математического содержания. Очень нравились ребятам игры со счётными палочками. Начала эту работу с простых заданий, затем от занятия к занятию усложняла варианты. Эти занятия способствовали развитию воображения, пространственного мышления, смекалки. Разнообразя и усложняя игровые задания предлагала детям головоломки, например: составить разнообразные фигуры из шести палочек; два квадрата из семи палочек; Преобразовать какой -либо предмет —из цветка сделать звезду. Для развития и поддержания интереса у детей к математическим играм, создавала игровые ситуации, например: Винни — Пуху необходима помощь, Буратино прислал письмо, Незнайку надо научить, Мальвина пришла в гости. Это оживляло занятия, делало интересными и эмоциональными. Дети свободно рассуждали, доказывая правильность решения. Я старалась разнообразить игры, Придумывала игры – задания. Много можно придумать игр – заданий используя блоки Дъенеша, на которых дети упражнялись в определении геометрических фигур, в закреплении знаний цвета, величины, нахождения закономерностей, например: «Продолжи ряд», «Весёлые бусы», «Улитка», «Подбери по форме», что выше, что ниже, «Сделай так же». Играя в эти игры я учила детей сравнивать, рассуждать, выполнять правила.
В следующей группе задачи усложнялись. Знания и умения, полученные детьми ранее, позволили усложнить алгоритмы в играх, например: «Собери бусы» (по двум признакам: цвет и форма) и т.д. Предлагала игры на нахождение закономерностей, игры на составление целого из частей.
В работе с детьми старшего возраста я использовала повышенный интерес к моделированию, знакам, символам. Сделала подборку развивающих игр, где преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерности алгоритмов, осмыслению детьми последовательности действий, творческие занятия, практические упражнения на основании всех видов задач предлагала в интересной ребятам форме, стараясь развивать самостоятельное творчество, инициативу. При первичном знакомстве с играми дети рассматривали элементы, группировали, составляя из двух — трёх элементов новые формы, силуэты предметов, животных. Так же предлагала составить силуэт по расчленённому образцу. Дальнейшее освоение происходило в самостоятельной деятельности. Предлагались игры на развитие логического мышления: «Танграмм», мозаики, «Колумбово яйцо», «Головоломка Пифагора», «Блоки Дъенеша», «Архимедова игра», квадраты В.П. Никитина. В играх «Сложи так же», «Что изменилось?», «Геоконт», палочки Кюизинера, «Угадайка», -дети упражняли своё внимание и память. Подготовила детям игры — задания на развитие ориентировки в пространстве и нахождение закономерности. Продолжая работу по блокам Дъенеша, задания для детей усложнялись по сравнению со средней группой тем, что детям необходимо разделять фигуры по трём –четырём признакам (форма, цвет, величина, толщина). Вносятся условные обозначения. Находя решение игр — заданий дети делают свои умозаключения, выбирают нужное решение из множеств вариантов. Используя накопленный опыт, дети уже самостоятельно придумывали различные варианты игр, ситуаций, подбирали пособия, в играх самостоятельно выстраивали логические цепочки, умея их обосновать, доказать. Так постепенно инициатива в играх переходила к детям. Они переставали обращаться ко мне за помощью, увлечённо искали новые решения задач. Меня радовала возросшая инициатива и творчество в деятельности детей. Мои дети научились в определённой последовательности выполнять действия, выявлять составляющие части, планировать характер действий, и осуществлять контроль правильных решений.
Всю эту работу я проводила в тесном контакте с родителями. На одном из первых собраний познакомила их с объёмом работы по теме: «Использование игровых проблемно практических ситуаций в развитии математических способностей детей». Проводила консультации, где рассказывала, как заинтересовать детей такими играми, познакомила родителей с подборкой литературы с занимательными задачами. Книги и игры родители при желании могут использовать для досуга дома. На консультациях знакомила их с новинками игр математического характера. Результаты проведённой работы дают возможность утверждать, что использование игровых проблемно -практических ситуаций повысили у детей понимание необходимых знаний при решении нестандартных практических ситуаций.
Дети приобрели познавательный и практический опыт реализации поисковой деятельности; опыт отработки алгоритма поискового поведения. Дети научились усваивать познавательную информацию не про запас, а с целью регуляции игровых и практических действий.
Развитие эвристического мышления помогает им не бояться ошибок, взаимодействовать с партнёрами, а самое главное у моих воспитанников сформировался «вкус» к процессу познания.
Итогом моей работы с детьми было проведение вечеров досуга, КВН, вечеров развлечений математического и познавательного содержания. Во всех этих мероприятиях, В подготовке к ним активное участие вместе с детьми принимали и родители. Такое содружество в работе приносило свои плоды: помогло закрепить знания детей, поддерживать стойкий интерес к математической деятельности, укрепляло уважение и доброжелательность между детьми, родителями, педагогами.
Это даёт надежду, что дети успешно будут осваивать школьную программу и настраивает на дальнейшую работу по этой теме.
Следующая > |