План по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».


Самообразование

Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игр по возрасту. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей.

Что бы игра для ребенка (да и для взрослого, который, скорее всего, часто будет ему партнером) была интересной, она должна быть достаточно понятной и простой и логичной по правилам. Цель игры тоже должна быть проста, понятна и в принципе достижима. В тоже время в ней должна быть очень большая управляемая вариантность развития сюжета игры, событий. И игрок (даже маленький) должен осознанно выбрать и пытаться реализовать какой-то конкретный, выигрышный с его точки зрения, вариант. Но в то же время должен быть и большой элемент случайности, делающий игру эмоциональной, нивелирующий мастерство и делающий возможным выигрыш даже новичком. Ведь если один игрок все время выигрывает, а второй проигрывает, у «вечно проигрывающего» быстро пропадает охота играть. А если «мастер» все время вынужден поддаваться — пропадает охота играть у него. Случайность же ставит игроков в почти одинаковые условия. Удача дает шансы каждому, а вот кто как сумел их реализовать? И когда ребенок обыгрывает «самого папу» и не потому что тот поддался, а в «честном сражении» — восторгу нет предела.

Нельзя сбрасывать со счетов развивающую сторону игры. Ребенок, играя в настольную игру, даже самую простую, развивает свою фантазию, учится быстро считать, учится принимать какое- то решение и начинает понимать взаимосвязь между принятием решения, своими действиями и их результатом. Его ошибочные действия очевидны для него самого и он уже начинает думать, как их не повторить или избежать, понимает какая ситуация плохая, а какая – хорошая. У него развивается не только тактическое, но и стратегическое мышление.

Приобретая игру важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игра ему нужна. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игры на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

План самообразования на тему «Формирования понятия числа у дошкольников»

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 59 «Золотой ключик»

План самообразования

на тему «Формирования понятия числа у дошкольников» на 2020-2021 учебный год.

Васильева А.А.

г.Улан-Удэ

2020г.

План самообразования воспитателя ДОУ по теме: «Формирование понятия числа у дошкольников».

Тема:

Формирование понятия числа у дошкольников.

Цель:

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.

3. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

4. Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности учебные и воспитательные программы с применением ИКТ.

5. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы.

6. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Актуальность выбранной темы.

«Математика приводит в порядок ум».

М. В. Ломоносов.

Умственное воспитание ребенка — важнейшая педагогическая задача на всех возрастных этапах развития дошкольника. Одна из основных задач умственного воспитания — ознакомление детей с факторами и явлениями окружающего мира. При знакомстве с ними обогащаются представления детей, стимулируется любознательность и познавательные интересы.

Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.

Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по ФЭМП.

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить их не только читать и считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать. Отправляясь в увлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок не зубрил математические понятия, а приобщился к материалу, который предоставит ему возможность творить, мыслить, затронет не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Мы же, педагоги, должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное – ощущение радости при преодолении трудностей.

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счёта, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребёнок поймёт и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Известно, что математика – огромный фактор интеллектуального развития ребёнка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приёмы мыслительной деятельности.

Многие современные родители считают, что если ребёнок умеет читать и считать, то он готов к школе, но это заблуждение. Для того чтобы дошкольник соответствовал социальной роли ученика, он должен обладать такими качествами, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, у него должно быть желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.

Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.

Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.

Перспективный план работы по самообразования на 2021 -2021 учебный год.

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение литературы. Сентябрь – май 1. Пономарева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. Изд. Мозаика-Синтез. М.: 2021.

2. Развивающие занятия с детьми 5-7 лет. / под ред. Л. А. Парамоновой. – М., 2009.

3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. — М., 2000.

4.А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74.

5. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122 .

6. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: Просвещение 1989.

1.Разработка конспектов НОД.

2. Разработка индивидуальных заданий для дошкольников.

Работа с детьми Сентябрь Дидактическая игра «Сколько?», «Какой цифры не стало?». Картотека дидактических игр.
Октябрь Дидактическая игра «Путаница?», «Что изменилось». Сюжетно – ролевая игра «Прогулка в лес».
Ноябрь Игра «Чудесный мешочек», «Цифры — вкладыши» Вечер подвижных игр математического содержания «Вышли мышки как – то раз», «Космонавты».
Декабрь Дидактическая игра «Считай не ошибись», «Вставь пропущенные цифры». Театрализованная игра «Колобок ищет друзей».
Январь Дидактическая игра «Цифры заблудились», «Новоселье». Открытое мероприятие «Парад цифр».
Февраль Дидактическая игра «Кто первый назовёт?», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» Математическая прогулка
Март Дидактическая игра «Считай — не ошибись! », домино «Весёлая зарядка» Математическая викторина «Угадай -ка».
Апрель Дидактическая игра «Весёлый счёт», «Логический поезд». Сюжетно – ролевая игра «Магазин».
Май Сюжетно – ролевая игра «Билетик в кино», дидактическая игра «Чей домик?» Открытое мероприятие «Приключения Незнайки».
Сентябрь – май Чтение художественной литературы детям: А.Барто «Арифметика», В.Кудрявцева «В рыбьем царстве», Г.Дядина «Весёлые ступеньки», А.Гольцева «Весёлые цифры», О.Емельянова «Задачки в стихах для малышей», В.Степанова «Галочка — считалочка», Ю.Яковлев «Давайте, ребята, учиться считать».
Работа с родителями Сентябрь Консультация «Развитие у детей представлений и понятий о числе и счете». Картотека дидактических игр.
Январь Подготовка картотеки игр для детей старшей группы. Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольника».
Май Консультация «Весёлые задачки в стихах для дошкольников». «Математика своими руками» (выставка дидактических игр, атрибутов).
Самореализация В течении года Обобщение опыта в виде консультации «Методика формирования количественных представлений в средней группе».
Май Отчёт по теме самообразования.

Перспективный план самообразования на 2021 – 2021 учебный год.

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение литературы. Сентябрь – май 1. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду», — М.:2005.

2. Метлина А. С. «Математика в детском саду» Просвещение, 2006.

3. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры. — М.: Просвещение, 1987. — 96 с.

4. Сорокина А. И. Дидактическая игра в детском саду. — М.: Просвещение, 1982. — 98 с.

5. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников,»– М.: 2006.

6. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996.

7.А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74.

8.Пономарева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа. Изд. Мозаика-Синтез. М.: 2021.

1.Разработка конспектов НОД.

2. Разработка индивидуальных заданий для дошкольников.

Работа с детьми Сентябрь Дидактическая игра «Сколько?», «Угости зайцев морковками». Картотека дидактических игр.
Октябрь Дидактическая игра «Возьми столько же», «Убери лишнее». Сюжетно – ролевая игра «Магазин».
Ноябрь Игра «Чудесный мешочек», «Постучи столько же раз». Вечер подвижных игр математического содержания «Вышли мышки как – то раз», «Найди свой домик».
Декабрь Дидактическая игра «Сколько?», «Сделай поровну». Театрализованная игра «Теремок».
Январь Дидактическая игра «Узнай, поровну ли?», «Убери лишнее». Открытое мероприятие «».
Февраль Дидактическая игра «Угости кукол конфетами»», «Расставь парами».
Март Дидактическая игра «Украсим платок », домино «Один — много»
Апрель Дидактическая игра «Чего больше – чего меньше», «Разложи по порядку». Сюжетно – ролевая игра «Магазин».
Май Сюжетно – ролевая игра «День рождение Вари», дидактическая игра «» Открытое мероприятие «Научим Зайку математике».
Сентябрь – май Чтение художественной литературы детям: А.Барто «Арифметика», В.Кудрявцева «В рыбьем царстве», Г.Дядина «Весёлые ступеньки», А.Гольцева «Весёлые цифры», О.Емельянова «Задачки в стихах для малышей», В.Степанова «Галочка — считалочка», Ю.Яковлев «Давайте, ребята, учиться считать».
Работа с родителями Сентябрь Консультация «Развитие у детей представлений и понятий о числе и счете». Картотека дидактических игр.
Январь Оформить папку передвижку «Занимательная математика дома в повседневной жизни». Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольника».
Май Консультация «Методика формирования количественных представлений в младшей группе». «Математика своими руками» (выставка дидактических игр, атрибутов).
Самореализация Январь Выступление на педсовете. «Методика формирования количественных представлений в младшей группе».
Май Отчёт по теме самообразования.

Показ открытого мероприятия.

Выступление на педсовете.

Открытое мероприятие «Уроки тётушки Совы».

Сентябрь – май мини – сайт на портале nsportal.ru для обмена опытом с другими регионами. Участие в конкурсах.

Перспективный план самообразования на 2021 – 2021 учебный год.

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение литературы. Сентябрь – май 1. Пономарева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа. Изд. Мозаика-Синтез. М.: 2021.

2. Развивающие занятия с детьми 5-7 лет. / под ред. Л. А. Парамоновой. – М., 2009.

3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. — М., 2000.

4.А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74.

5. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122 .

6. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: Просвещение 1989.

1.Разработка конспектов НОД.

2. Разработка индивидуальных заданий для дошкольников.

Работа с детьми Сентябрь Дидактическая игра «Сколько?», «Какой цифры не стало?». Картотека дидактических игр.
Октябрь Дидактическая игра «Путаница?», «Составь цифру». Математическая сказка «Приключения колобка».
Ноябрь Игра «Сорока — почтальон», «Цифры — вкладыши» Вечер подвижных игр математического содержания «Займи своё место», «Весёлый автобус».
Декабрь Дидактическая игра «Найди пару», «Вставь пропущенные цифры». Театрализованная игра «Теремок».
Январь Дидактическая игра «Цифры заблудились», «Живые числа». Открытое мероприятие «Лабиринт».
Февраль Дидактическая игра «Число как тебя зовут?», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» Пополнение уголка математики.
Март Дидактическая игра «Числовая лесенка», домино «Весёлая зарядка» Математическая викторина «Угадай -ка».
Апрель Дидактическая игра «Весёлый счёт», Сюжетно – ролевая игра «Магазин».
Май Сюжетно – ролевая игра «Билетик в кино», дидактическая игра «Найди на один меньше». Открытое мероприятие «Волшебная коробочка».
Сентябрь – май Чтение художественной литературы детям : С.Я. Маршак «Весёлый счет», А. Гольцева «Весёлые цифры», М.Шварц «Весёлый счёт от 0 до10», Н. Владимирова «Обратный счёт», В.Осеева «Пять сыновей», А.Усачёв «Семь сорок» и т.п.
Работа с родителями Сентябрь Консультация «Развитие математических способностей у дошкольников 6 -7 лет». Картотека дидактических игр.
Январь Консультация «Этапы знакомства дошкольников с двузначными числами». «Математика своими руками» (выставка дидактических игр, атрибутов).
Май Оформить папку передвижку «Арифметические загадки для дошкольников». Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольника».
Самореализация Январь Показ открытого мероприятия.

Выступление на педсовете.

Открытое мероприятие «Было у уточки десять цыплят».

«Методика формирования количественных представлений в подготовительной к школе группе».

Май Отчёт по теме самообразования.

Показ открытого мероприятия.

Выступление на педсовете.

Открытое мероприятие «Волшебная коробочка».

Сентябрь – май мини – сайт на портале nsportal.ru для обмена опытом с другими регионами. Участие в конкурсах.

Перспективный план самообразования на 2021 – 2022 учебный год.

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение литературы. Сентябрь – май 1. Развивающие занятия с детьми 5-7 лет. / под ред. Л. А. Парамоновой. – М., 2009.

2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. — М., 2000.

3.А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74.

4. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122 .

5. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: росвещение 1989.

1.Разработка конспектов НОД.

2. Разработка индивидуальных заданий для дошкольников.

Работа с детьми Сентябрь Дидактическая игра «Сколько?», «Какой цифры не стало?». Картотека дидактических игр.
Октябрь Дидактическая игра «Путаница?», «Составь цифру». Математическая сказка
Ноябрь Игра «Сорока — почтальон», «Цифры — вкладыши» Вечер подвижных игр математического содержания «Займи своё место», «Весёлый автобус».
Декабрь Дидактическая игра «Найди пару», «Вставь пропущенные цифры». Театрализованная игра «Теремок».
Январь Дидактическая игра «Цифры заблудились», «Живые числа». Открытое мероприятие «Весёлый счёт».
Февраль Дидактическая игра «Найди ошибку», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» Пополнение уголка математики.
Март Дидактическая игра «Числовая лесенка», домино «Весёлая зарядка» Математическая викторина «Угадай -ка».
Апрель Дидактическая игра «Весёлый счёт», Сюжетно – ролевая игра «Магазин».
Май Сюжетно – ролевая игра «Билетик в кино», дидактическая игра «Найди на один меньше». Мини -олимпиада «Юный математик».
Сентябрь – май Чтение художественной литературы детям : С.Я. Маршак «Весёлый счет», А. Гольцева «Весёлые цифры», М.Шварц «Весёлый счёт от 0 до10», Н. Владимирова «Обратный счёт», В.Осеева «Пять сыновей», А.Усачёв «Семь сорок» и т.п.
Работа с родителями Сентябрь Консультация «Развитие математических способностей у дошкольников». Картотека дидактических игр.
Январь Консультация «Развитие у детей представлений и понятий о числе и счете». «Конкурс математических загадок, пословиц, считалок, игр и игрушек».
Май Оформить папку передвижку «Арифметические загадки для дошкольников». Конкурс «Книжки-малышки математического содержания».
Самореализация Январь Показ открытого мероприятия.

Выступление на педсовете.

Открытое мероприятие «Царица чисел».

«Развиваем логику».

Май Отчёт по теме самообразования.

Показ открытого мероприятия.

Выступление на педсовете.

Открытое мероприятие «Царица чисел».

Сентябрь – май мини – сайт на портале nsportal.ru для обмена опытом с другими регионами. Участие в конкурсах.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]