картотека подвижных игр «Подвижная математика»
Описание: Каждому игроку из команд дается одна фишка – крышечка. Нужно добежать до ориентира выполняя задания (огибая кегли, перепрыгивая через косички), и расположить крышечку на круге, в кругу нужно положить только четыре крышечки.
Правила: быстро выполнить задание, добежать до пуговицы, положить правильно крышечку. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справилась с заданием.
Варианты: по пять крышечек на один кружок, шесть, семь,..
Эстафета «Небоскребы»
Задачи: упражнять в беге с заданием; закреплять умение группировать предметы по определенному количеству.
Оборудование: мягкие колечки по количеству детей, диаметром 30 см.
Описание: У каждого ребенка находится мягкое колечко. Нужно крутя на руке колечко, добежать до ориентира и положить колечко в какую либо колонну (по четыре, пять) как указано на карточках рядом.
Правила: быстро добежать, крутить колечко, не уронив его и положить колечко согласно заданию. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справиться с заданием.
Эстафета « Больше на один»
Задачи: упражнять в прыжках, в сравнении чисел.
Оборудование: карточки с цифрами по две на каждого ребенка, цифры для задания.
Описание: Дети строятся в команды, у каждого карточка с определенным числом. Нужно попрыгать змейкой вокруг кегель, на левой ноге (2м), взять карточку с цифрой, больше на один, (согласно заданию) и обратно прыгать на правой ноге.
Правила: Прыгать до ориентира на левой, назад на правой ноге. Быть внимательным в выполнении задания. Побеждает та команда, чья быстрее и правильнее справится с заданием.
Эстафета «Больше, меньше, равно»
Задачи: Упражнять в равновесии, прыжках, в сравнении множеств с помощью математического знака.
Оборудование: Для двух команд: гимнастическая доска, косички 4 шт., ориентир 2 шт., табло с цифрами команд – 4.
Описание: Дети строятся в команды. Каждый участник эстафеты добегает до ориентира по гимнастической доске, перепрыгивая через ров из косичек, перелистывает табло с цифрами, встает между ними и показывает знак руками.
Правило: быстро добежать до ориентира, выполнив задание, правильно показать сравнение. Вернуться назад, передать эстафету хлопком по руке.
Эстафета «Твоя цифра»
Задачи: упражнять в прыжках на фитбол — мячах, закреплять количественный счет предметов и соотнесение его с цифрой.
Оборудование: карточки с количественным рисунком для каждого ребенка, карточки с цифрами, фитбол – мячи, ориентиры.
Описание: Каждому игроку раздаются карточки с количественным рисунком ( пять цветов, одна бабочка, три пчелы,..), на каждую команду дается по фитбол – мячу. Нужно допрыгать на мяче до ориентира и взять карточку с такой цифрой, которая соответствует твоему рисунку.
«Подвижные игры для интеграции познавательной и двигательной деятельности детей в ДОУ»
- 10 февраля 2015
Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
В системе дошкольного образования большое место занимают проблемы необходимости применения интегративных знаний. Интегрированное образование создаёт новые условия деятельности педагогов и воспитанников, представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приёмов обучения.
Интеграционный подход, основанный на всеобщности, единстве и целостности, использовании законов детской психологии выступает как ведущий принцип, в современном дошкольном образовании, позволяющий обеспечить условия для познавательной деятельности, в рамках целостного процесса, где ребёнок познаёт всё новое с различных точек зрения в разных образовательных сферах.
Использование различных форм и методов интегрированного интеллектуального и двигательного развития дошкольников, в процессе физического воспитания даёт нам возможность всесторонне развивать дошкольников и в то же время укреплять здоровье детей. Так же интеграция двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста позволяет: повысить эффективность физкультурно-оздоровительной работы и качество образовательного процесса в дошкольных организациях; позволяет оптимизировать режим двигательной активности детей в условиях ДОО; оказывает положительное воздействие на психофизическое развитие и физическую подготовленность детей.
В данной работе представлен материал по использованию различных форм и методов интегрированного интеллектуального и двигательного развития дошкольников
Подвижные игры
«Математическое одеяло»
Цель: учить выполнять задания по схемам, решать арифметические задачи на сложение, закреплять знание геометрических фигур, цифр.
1. На полу лежит одеяло, с изображением геометрических фигур разного цвета или цифр. Дети получают карточки – схемы, с изображённым маршрутом движения, по которому надо попрыгать на двух или одной ноге.
2. На полу лежит одеяла, с изображением цифр. Дети метают мешочки с песком различными способами на одеяло, затем подсчитывают количество набранных очков.
«Волшебники»
Цель: закреплять знания геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку и выразительность движений.
Дети получают канат со связанными концами, берутся за него двумя руками и по сигналы образуют различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник).
«Слепой – поводырь»
Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.
На полу расположены предметы, препятствия. Через них надо пройти на другую сторону. Препятствия проходит игрок с завязанными глазами, слушая команды другого игрока «поводыря». Например: Два шага вправо, четыре шага прямо, перешагивай, три шага влево, присядь, ползи, стоп и т.д.
«Буратино»
Цель: развивать воображение, закреплять знания геометрических фигур, развивать ориентировку в пространстве.
Дети сидят на ковре «по-турецки» с закрытыми глазами.
Воспитатель: Представьте, что ваш нос – это карандаш. Нарисуйте им…
Дети рисуют воображаемым карандашом геометрические фигуры.
«Корзинки»
Цель: закреплять знания геометрических форм, цветов, цифр.
Дети получают наклейки на футболки с изображением геометрических фигур разного цвета или цифр. Стоя парами врассыпную, образовывают «корзинки». Водящий догоняет ребёнка, а он, убегая, прячется в «корзинку». Забежав в «корзинку», ребёнок называет одного из детей по изображению наклейки. Например: «Красный круг!» Кого назвали, тот теперь убегает от водящего. Водящий должен успеть осадить игрока, а игрок опять прячется в «корзинку», называя любого другого игрока.
«Парашют»
Цель: закреплять знания геометрических фигур, объёмных фигур, коммуникативные способности.
Дети стоят по кругу, держа «парашют» в руках. Под ним лежат «Блоки Дьенеша» или цифры. Дети одновременно поднимают «парашют» вверх, а один ребёнок, запомнив, что ему надо достать под «парашютом» подлезает на высоких четвереньках. Далее берёт свой предмет, возвращаясь на место, называет то, что он взял.
Игра с парашютом (палочки Кюизенера)
Цель: учить бегать по кругу, меняя направление. Закрепить знание цифр, развивать умение выявлять, абстрагировать, называть цвет.
Дети бегают с парашютом по кругу. Музыка останавливается, воспитатель показывает карточку-число, а названный ребёнок достаёт из парашюта цветную палочку (палочку Кюизенера), которая обозначает это число и говорит, какого она цвета.
«Математический ёжик»
Цель: закреплять знание геометрических фигур, цвета, цифр, умение находить цифру по количеству знаков, соответствующих этой цифре.
1. На ковре лежат ёжики с изображением геометрических фигур разного цвета, а у детей грибы с изображением тех же фигур. Дети, бегая по залу врассыпную, держат в руке гриб. По команде дети находят ёжика с такой же фигурой, как на шляпке у гриба.
2. То же задание с цифрами, только дети ищут цифру у ёжика, которая соответствует количеству точек на шляпке гриба.
«Домики»
Цель: Закреплять знания детей о составе числа, умение действовать по сигналу.
На ковре лежат домики, дети бегают или выполняют другие движения с цифрой в руке. По сигналу находят свободное окошко для своей цифры, которая в сумме с другой цифрой обозначает состав числа на крыше домика. Усложнение для игры, это когда дети по сигналу ищут себе пару и вместе выкладывают в пустые окошки свои цифры, которые в сумме обозначают состав числа на крыше домика.
«Математическая дорожка»
Цель: закреплять у детей знания геометрических фигур и цвета, умение ориентироваться в пространстве.
На полу лежит дорожка из мягких геометрических фигур разного цвета. Дети шагают или прыгают по ним, в соответствии с заданиями. Можно выполнять задания, двигаясь по геометрическим фигурам, используя схемы.
Приложение
Автор: Реброва Н.А., инструктор по физической культуре МБДОУ детского сада №49 комбинированного вида, Одинцовского района Московской области.
Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей средней группы
Картотека дидактических игр по ФЭМП
для средней группы
» Что длиннее, шире?»
Цель:
Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», «длиннее», «широкий», «узкий.
Содержание.
Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т.д.
«Что изменилось?»
Цель:
развить внимание и память детей.
Содержание
: Дети образуют круг. Внутри круга стоят несколько детей. По знаку воспитателя один уходит, затем, войдя, он должен определить, какие изменения произошли внутри круга. В этом варианте отгадывающий ребенок должен подсчитать, сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось, и, сопоставив эти два числа, определить, сколько детей ушло из круга.Затем при повторении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. А для этого требуется удержать в памяти имена всех стоящих в кругу детей и, посмотрев на оставшихся, установить, кого нет. Дальнейшее усложнение может быть таким: число детей в кругу остается то же (в пределах пяти), но изменяется их состав. Отгадывающий должен сказать, кто из детей ушел и кто встал на его место. Этот вариант требует от детей больше внимания и наблюдательности.
«Которая игрушка спрятана?».
Цель:
Закрепление порядкового счета.
Содержание:
Игрушки разного размера и формы стоят на столе на одной линии. Дети смотрят на игрушки, пересчитывают их, запоминают. Один из играющих выходит из комнаты, а в его отсутствие дети прячут какую-нибудь игрушку. Вернувшийся в комнату ребенок должен вспомнить, какой по счету (а затем и по размеру) игрушки на столе не стало.
«Кому сколько?»
Цель:
Усвоить понятие «сколько»
Содержание:
Ведущий раздает карточки с нарисованными мальчиками и девочками и их одеждой, а на стол кладет карточку с двумя девочками и спрашивает: «Сколько им надо шапочек?» Дети отвечают: «Две». Тогда ребенок, у которого на руках картинка с двумя шапочками, кладет ее рядом с карточкой, где нарисованы две девочки, и т. д. В присчитывании и отсчитывании дети упражняются в играх с мелкими игрушками. Игра состоит в том, что ребенок, получив карточку с нарисованными кружочками и сосчитав их, отсчитывает себе столько игрушек, сколько кружочков на карте. Затем карты смешиваются и снова раздаются. Дети пересчитывают на своих картах кружочки и, если их больше, чем отобрано игрушек по первой карте, решают, сколько еще надо прибавить игрушек или отнять, если кружочков меньше. Игрушек на столе должно быть много. А кружочков на маленьких карточках пять (1, 2, 3, 4, 5). Это число кружочков в карточках может несколько раз повторяться. К детям среднего дошкольного возраста предъявляются более высокие требования в овладении пространственными ориентировками.
«Что где находится?»
Цель:
Упражнять в определении пространственного расположения предметов по отношению от себя «впереди», «сзади», «перед», «слева», «справа», «вверху», «внизу».
Материал:
Игрушки
Содержание
: Ребенок останавливается в определенном месте комнаты и пересчитывает предметы находящиеся впереди, сзади, слева, справа.
«Когда это бывает?»
Цель:
Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Содержание
: Воспитатель называет время года,(показывает картинку) а дети отвечают, что бывает в это время года и что делают люди.
«Вчера, сегодня, завтра»
Цель:
Закреплять понятие о таких категориях, как «вчера», «сегодня», «завтра»
Материал:
Мяч
Содержание:
Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим и говорит: «Мы лепили…когда». Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечает на вопрос «когда?»
Мы пойдем гулять в парк….(сегодня)
Мы навещали бабушку….(вчера)
Мы будем читать книгу…(завтра)