Пять этапов плана по самообразованию к теме экология
I этап – информационно – аналитический. Подбор темы по самообразованию для воспитателей
На этом этапе изучается психолого – методическая литература и подбираются экологические темы по самообразованию для воспитателей. Составляется перспективный план работы, организуются выставки игр и пособий, обобщаются опыты работы по экологическому воспитанию дошколят, вместе с родителями организуется выставка поделок из овощей, фруктов и листьев.
II этап – внедрение в практическую деятельность
На этом этапе разрабатывается программно – методическое обеспечение процесса образования. Формой распространения опыта является:
- календарно-тематическое планирование;
- наглядный материал;
- просмотр педагогической деятельности;
- подготовка памяток, анкет рекомендаций и советов для родителей, педагогов и детей;
- подборка методического оснащения и пополнение методической копилки;
- составление перспективного рабочего плана.
III этап. План самообразования по экологии в ДОУ – это представление рабочего опыта по экологической теме.
Составляются конспекты занятий, консультирования для родителей, педагогов, развлечения по воспитанию экологии. Далее проводится самоанализ воспитательной работы, диагностируются и отслеживаются результаты работы, оформляются отчеты в виде информационных листов в таблицах с результатами.
IV этап – работа с семьей
Оформляются родительские уголки по теме «Заучивание стихов о временах года». Изготавливаются папки-передвижки на следующие темы: «Лесные сокровища», «Птичья жизнь зимой», «Не причиняйте вред природе», «О чем говорят растения». Изготавливают семейные газеты, фотовыставки «Лучшие места отдыха в нашей деревне», а также читают «Изумительный книжный мир», как способ повышения культуры родителей по экологии.
V этап – мероприятия для детей
На данном этапе проводятся мероприятия для ребят «Осенние дары», «Природный мир глазами ребят», подготавливаются стенгазеты «Мир экологии в жизни малюток», «Берегите природные богатства», «Маленький эколог», «Зеленая аптечка». Загадываются загадки, декламируются стихи по экологии, проводятся наблюдения, тематические прогулки и изготавливаются плакаты в защиту природного мира.
Для дошколят экология в Доу и самообразование педагогов направлено на создание и реализацию таких развлекательных замыслов, как:
- обогащение и систематизирование знания дошколят об экологии, природном мире, предметах и явлениях внешнего мира;
- развитие памяти, внимания, воображения, мышления, речи, сенсорики дошколят;
- формирование желания действовать с различными игрушками и играми, побуждение к творчеству в игре, самостоятельности и инициативы;
- воспитание творческой самостоятельности, формирование дружелюбия, дисциплинированности;
- воспитание культуры честного соревнования в соревнованиях.
Самообразование воспитателя в Доу по экологии возрастает вместе с размышлением над тем, чего не хватает нашим малышам. Многие педагоги занимаясь самообразованием, пришли к выводу, что дошколята являются равнодушными к окружающему миру, не замечают тот или иной природный объект, у них нет чувства единого целого с природой.
По мнениям многих педагогов, для понимания экологии и природного мира, ребенку необходимо дать не только знания о ней, а научить слушать и сопереживать природным явлениям, научить видеть, как зеленеет травка, как поют птицы, какой звук издает ветер. Тогда обогатится и внутренний мир малышей. Но без обучения самого педагога и обогащения опыта работы не обойтись, поэтому для воспитателя будут полезны следующие вебинары:
- «Как организовать зону природы в ДОО: методический инструментарий для воспитателей»;
- «Виртуальные экскурсии в ДОО как средство экологического воспитания дошкольников».
План работы по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Полина Смелянец
План работы по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Актуальность:
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, желание узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала природа.
Цель: Повысить свой теоретический, практический уровень профессионального мастерства и компетентности; систематизировать работу по реализации системы мероприятий, направленных на формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков взаимодействия с природными объектами.
Задачи:
• Формировать элементарные экологические знания и представления
• Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
• Учить понимать причинно-следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
• Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
• Развивать ответственное и бережное отношение к животным; учить детей правильно взаимодействовать с природой.
• Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.
• Совершенствовать и обогащать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
• Повысить собственный уровень знаний путём изучения научной и учебно-методической литературы; изучение методик и технологий педагогов в Интернете.
Формы работы:
• Совместная деятельность воспитателя с детьми;
• Индивидуальная работа с детьми;
• Свободная самостоятельная деятельность самих детей;
• Консультативная работа с родителями.
Прогнозирование результата:
1. Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
2. Повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.
3. Развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков.
4. Привлечение родителей к участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.).
5. Создание образовательной среды, формирующей развитую, социально адаптированную, увлечённую личность, сознательно использующую знания о природе;
6. Формирование у детей и родителей осознанного бережного отношения к природе.
Перспективный план работы:
I этап – Подготовительный:
Изучение методической литературы по теме, анализ опыта работы в интернет-ресурсах;
Сбор информации для создания картотеки бесед о природе, наблюдений и экспериментов
II этап – Практический:
Разработка долгосрочного проекта «Времена года»:
• Изготовление пособий для проведения НОД, дидактических игр, сюжетно – ролевых игр.
• Создание картотеки наблюдений и бесед на прогулке.
• Оформление картотеки дидактических игр, пальчиковых игр, по теме «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Живая природа», «Неживая природа», «Защита окружающей среды», «Труд взрослых», «Насекомые». «Растения», «Цветы» и др.
• Чтение художественной литературы по теме самообразования (стихотворения, сказки, рассказы, пословицы, загадки)
• Прослушивание музыкальных произведений и выполнение ритмических движений по теме проекта
Работа с детьми:
• Проведение познавательных мероприятий, организация сюжетно-ролевых, дидактических игра на знакомство и закрепление знаний детей по теме самообразования.
• Создание комплекта демонстрационного и раздаточного материала для НОД
• Организация и проведение тематических досугов и праздников («Праздник осени», «Новогодний утренник», «Масленица», «Утренник, посвященный 8 Марта»)
• Беседы с детьми по технике безопасности
• Разучивание с детьми стихотворений, отгадывание загадок
Работа с родителями:
• Консультации для родителей
• Оформление папок-передвижек «Осень», «Учим ребенка наблюдать за изменениями в природе», «Зима», «Весна», «Как помочь птицам зимой?», «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?»,
• Организация и проведение выставок совместного художественного творчества родителей и детей (Осенняя выставка «Дары природы», «Новогодняя игрушка», «Зима», «Масленица»)
• Организация фотовыставок «Осень золотая», «Зимушка-зима», «Весна стучится в окна»
• Участие в акции «Поможем птицам» (создание кормушек)
• Участие в акции «Добрые крышечки»
III этап – Обобщающий: Подведение итогов. Составление отчета о проделанной работе по теме самообразования и презентации.
Перспективное планирование на 2021 – 2021 учебный год:
Октябрь
— Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада. Формировать у детей представления о состоянии растений осенью, развивать память, внимание
— Беседы «Что растет на огороде», «Чем полезны овощи». Закрепить обобщающее понятие «овощи», названия различных овощей, рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека (источник витаминов, вкусный продукт питания). Закрепить умения правильно держать карандаш и закрашивать без пробелов в определенном направлении.
— П/и «Огуречик, огуречик», «Перенеси овощи из обруча в обруч», «Съедобное – несъедобное», «Где мы были, что делали», «Повтори движения». Развить ловкость, быстроту, формировать умение действовать по сигналу
— Просмотр презентаций «Чудоовощи», «Дары Осени». Познакомить детей с плодами овощных культур. Закрепить знания о месте их произрастания — огороде. Закрепить умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме. Воспитывать чувство благодарности к природе и людям, которые благодаря своему труду получают урожай
— Чтение художественной литературы: Ю. Тувим «Овощи», рус. нар. сказка «Вершки и корешки», рус. нар. Сказка «Репка», М. Дружинина «Весёлый огород», В. Степанов «Был у зайца огород», Н. Носов «Огурцы», К. Ушинский «История одной яблоньки». Воспитывать умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации сказки
— Дидактические игры «Что где растет», «Собираем урожай», «Овощи и фрукты», «Чего не стало», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек». Закреплять полученные знания, развивать внимание, речь, память, воображение.
— Пальчиковые игры «Мы капусту рубим», «Заяц и кочан капусты». Развить мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.
Ноябрь
— Рассматривание иллюстраций, картин с изображением фруктов, муляжей. Закреплять полученные знания, развивать внимание, речь, память, воображение
— Просмотр презентаций «Любимые красоты осени». Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме.
— Беседы: «В осеннем лесу», «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Как правильно одеваться осенью на прогулку?» Развить творческую активность детей, закрепить знание содержания произведений, развить выразительную речь, воспитывать усидчивость, умение вступать в диалог.
— Рисование «Осень». Закрепить знания детей об осени. Продолжать вызывать у них эмоциональный отклик на прослушивание стихов об осени. Закрепить знания названий некоторых деревьев: рябина, берёза, осина, ель. Закрепить умение рисовать кистью, гуашью методом примакивания; развивать ритмичность в рисунке.
— Аппликация «Падают, падают листья, в нашем саду листопад». Развивать умение любоваться осенней красотой, обратить внимание на изменения, которые произошли с цветами, кустарниками, деревьями. Воспитывать чувство прекрасного; закрепить навыки намазывания клеем и приклеивания листьев
— Дидактические игры «Времена года», «Собери картинку», «Расскажем мишке о красоте осенней природы», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки», «Что где растёт». Закреплять полученные знания, развивать внимание, речь, память, воображение
— Пальчиковый театр «Репка». Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме
Декабрь
— Беседа: «Здравствуй, Зимушка-зима!». Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы, развивать разговорную речь, память; воспитывать любознательность
— Дидактическая игра: «Цветные варежки». Учить детей подбирать предмет по цвету и величине. Развивать тактильные ощущения мелкой моторике рук. Воспитывать интерес к игре
— Беседа: «Не ешь снег – можешь заболеть!». Формировать элементарные правила поведения на прогулке; развивать желание заботиться о своем здоровье
— Аппликация «Падают снежинки». Познакомить детей с новым видом аппликации – обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на картон)
— Чтение стихотворения С. Маршака «Сыплет, сыплет снег». Познакомить детей со стихотворением С. Маршака
— Беседа: «Скоро, скоро, Новый год!». Побуждать детей рассказывать о том, как их семья готовится к новому году. Воспитывать бережного отношение к окружающему миру, к природе, умение замечать красоту зимней природы
— Аппликация коллективная: «Украсим елку». Учить детей аккуратно наклеивать детали изображения; развивать творческое воображение; воспитывать желание выполнять коллективную работу
— Изготовление открыток к Новому году для родителей. Формировать желание у детей радовать своих близких подарками, сделанными своими руками
— Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «Устроим снегопад». Развивать стремление у детей играть в подвижные игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание, воспитывать желание играть дружно и весело
Январь
Рисование «Зимний лес». Повторить основные приемы рисования. Закрепить умение рисовать красками; воспитывать желание любоваться красотой зимнего леса
— Лепка «Сосульки». Продолжать учить детей отщипывать комочки от большого куска пластилина. Раскатывать комочки глины между ладонями. Воспитывать интерес к лепке
— Дидактическая игра: «Собери Снеговика». Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами. Развивать умения собирать снеговика из трёх частей разной величины. Воспитывать интерес к игре
— Словесная игра: «Что нам нравится зимой?». Учить детей называть зимние забавы и развлечения; воспитывать интерес к зимним забавам
— Инсценировка сказки: «Заюшкина избушка». Учить детей слушать сказку в инсценированном варианте; воспитывать любовь к животным
— Подвижная игра: «Прокати снежок». Совершенствовать основные виды движений. Развивать стремление у детей играть в подвижные игры, воспитывать желание играть дружно и весело
Февраль
— Рассматривание сюжетных картинок о зиме. Побуждать детей рассматривать сюжетные картинки о зиме. Воспитывать бережного отношение к окружающему миру, к природе, умение замечать красоту зимней природы
— Рассматривание альбома: «Зимующие птицы». Познакомить детей с образом птиц зимой; развивать желание узнавать птицу, называть ее части тела; воспитывать бережное отношение к птицам
— Беседа по картине: «Хорошо зимой». Интерес к зимним забавам. Вызвать желание детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображённом на картине, развивать речь детей; воспитывать любознательность
— Коллективная работа по художественному творчеству (лепке): «Снеговик» Продолжать знакомить с приемами лепки. Закреплять умение раскатывать пластилин круговыми движениями. Воспитывать желание лепить из пластилина
— Рисование «Снеговик». Упражнять детей в рисовании предметов круглых форм, упражнять в умении сравнивать предметы по величине. Закрепить навыки закрашивания круглой формы, повторяя очертания нарисованной фигуры
— Чтение стихотворений о зиме. Продолжать знакомить детей со стихами о зиме; развивать желание слушать стихи внимательно; воспитывать любовь к зиме
— Беседа: «Скользкая дорога». Познакомить с правилами поведения детей на дороге. Развивать разговорную речь, память. Воспитывать внимание
— Беседа: «Когда на улице мороз отморозить можно нос». Продолжать знакомить детей с правилами безопасности в зимний период и при обращении с предметами. Формировать основы здорового образа жизни
— Игра-драматизация: «Рукавичка». Вызвать интерес у детей к театрализованной игре. Развивать умение следить за развитием действий в играх-драматизациях и кукольных спектаклях. Воспитывать любовь к сказкам
— Опыты со снегом: «Тает – не тает». Продолжать проводить опыты со снегом; знакомить со свойствами снега; воспитывать любознательность.
— Настольно-печатные игры: Подбери по цвету», «Найди лишнее». Учить детей подбирать предмет по цвету и величине. Развивать тактильные ощущения мелкой моторике рук. Воспитывать интерес к игре
— Беседа: «Как звери к зиме готовятся?». Уточнить и расширить знания детей о животных зимой; развивать разговорную речь; воспитывать желание помогать животным зимой
— Чтение русской народной сказки: «Снегурочка». Познакомить детей с русской народной сказкой: «Снегурочка». Развивать желание слушать сказку. Воспитывать уважение к взрослым
— Беседа: «До свидание, Зимушка-зима!». Систематизировать и обобщить знания о зиме; рассказать детям, что зима приносит нам много радости (игры на улице, праздники, красота зимней природы, времена года сменяют друг друга. Воспитывать положительные эмоции
Март
— Рассматривание иллюстраций, альбомов «Весна», «Птицы», «Животные». Закреплять полученные знания, развивать внимание, речь, память, воображение
— Наблюдения за погодой. Учить детей обращать внимание на то, как изменилась природа
— Рисование «Веточка мимозы». Учить рисовать мимозу путем примакивания пальцем. Закрепить навык нанесения краски близко к веточке. Развивать творчество, художественный вкус
— Аппликация «Скворечники». Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей, определить форму частей
— Пластелинография «Пора сажать деревья». Развивать глаза, пальцы, возбудить фантазию и воображение.
— Чтение художественной литературы: Заучивание стихотворений о весне. Загадывание загадок. Использование пословиц, поговорок о весне, объяснение их смысла. Воспитывать бережного отношение к окружающему миру, к природе, умение замечать красоту весенней природы
— Беседа «Опасный лёд». Повторить правила безопасного поведения в природе, на улице
— Развлечение «К нам спешит весна». Формировать желание у детей радовать своих близких
— Уход за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений
— П/и «Солнышко и дождик», «Через ручеёк», «Птички и птенчики», «Скворечники», «Поймай комара». Совершенствовать основные виды движений. Развивать стремление у детей играть в подвижные игры, воспитывать желание играть дружно и весело
Апрель
— Просмотр презентаций «Прогулка в весеннем лесу». Рассказать детям о пробуждении жизни в лесу после зимы.
— Рассматривание картинок «Ледоход», «Весна пришла». Вызвать детей на разговор
— Коллективная аппликация «Встречаем весну». Развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей
— Наблюдение на участке за сезонными изменениями (таянием снега, лужами, ручьями, сосульками, птицами, почками, первыми листьями, первой травой, одуванчиками, работой дворника). Формировать представления об изменениях в природе, учить различать и характеризовать приметы весны, воспитывать любовь к природе
— Чтение художественной литературы: Л. Толстой «Пришла весна…», Е. Карганова «Весна», К. Льдов «Ласточка», Л. Аграчёва «Весело аукнула», М. Борисова «Песенка капели». Развивать у детей творческое воображение
— Д/и «Сложи картинку»,» Что перепутал художник?», «Чей малыш?», «Времена года», «Кто где живёт?», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Одень куклу». Развитие памяти, мышления, внимания
— Пальчиковые игры «Росточек», «Кораблик», «Весна», «Насекомые», «Подснежник». Совершенствовать основные виды движений. Развивать стремление у детей играть в подвижные игры, воспитывать желание играть дружно и весело
— П/и «По ровненькой дорожке». Развивать у детей умение двигаться ритмично, согласовывать движения со словами
Май
— Рисование «Божья коровка», «Одуванчики в траве». Развивать художественные способности
— Чтение художественной литературы: «Весна, весна красная.» Скребицкий Г. «Весна в лесу». Формирование интереса и потребности чтении книг.
— Познавательные рассказы «Для чего нужны скворечники», «Первоцветы». Развивать у детей познавательный интерес.
— Просмотр презентаций «Путешествие на полянку». Формировать у детей гордость за красоту родной природы; воспитывать культуру.
— Игры – забавы «Солнечные зайчики», «Плывут– плывут кораблики». Развить ловкость, быстроту, формировать умение действовать по сигналу.