- Обязанности старшего воспитателя
- Деятельность старшего воспитателя в современном ДОУ
- Плюсы профессии
- Трудности, с которыми сталкиваются старшие воспитатели
- Кто может получить эту должность
- 15 советов старшему воспитателю
Детский сад в наше время – это государственное или частное образовательное учреждение, которое берет на себя ответственность по присмотру, уходу, оздоровлению и воспитанию наших детей в возрасте до 7 лет. В ДОУ работают нянечки, воспитатели, методисты и руководящие сотрудники.
Должность старшего воспитателя – это следующая карьерная ступень для воспитателей детского сада. В статье мы разберем обязанности этой профессии, ее плюсы и минусы, а также поговорим о том, какие есть способы получить эту специальность.
Обязанности старшего воспитателя
Старший воспитатель должен осуществлять качественное руководство деятельности менее опытного педагогического состава детского сада. Его функции прописываются в должностной инструкции. Мы расскажем об основных из них.
- Планирование и реализация образовательного процесса в соответствии с программой, установленной государством.
Обычно старший воспитатель формирует план на весь учебный год.
- Контроль за деятельностью педагогического состава.
Осуществляется в текущем и итоговом режиме. Это не означает, что старший педагог постоянно смотрит за работой других воспитателей, он имеет право организовать удобный для себя процесс наблюдения и форму отчетности и посещать группу с контрольным визитом, к примеру, один раз в месяц.
- Проведение мониторинга результатов
(постановка целей, подбор методики оценок). Проверку динамики развития детей осуществляют рядовые педагоги, после чего отдают итоговые результаты для отчетности старшему воспитателю.
- Взаимодействие с родителями
– консультации, помощь в осуществлении воспитательного процесса, решение возникающих вопросов.
- Проведение педсоветов и общественных мероприятий
для педагогов и детей.
- Оказание методической помощи в обучении сотрудников.
Это и выдача пособий, и закрепление за начинающим педагогом более опытного сотрудника, и проведение оценки актуальности компетенций педсостава ДОУ.
Должностная инструкция старшего воспитателя ДОУ
1. Общие положения
1.1. На должность старшего воспитателя может быть принято лицо, которое соответствует требованиям профессионального стандарта «01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного и среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда и Соцзащиты РФ № 544н от 18 октября 2013 г.
1.2. Старший воспитатель ДОУ должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.
1.3. Особыми условиями допуска к работе являются:
- прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- вакцинация в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и национальным календарем прививок по эпидемиологическим показаниям;
- наличие личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
- отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, установленных статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
1.4. Старший воспитатель детского сада принимается на работу и освобождается от должности заведующим дошкольным образовательным учреждением, подчиняется непосредственно заведующему детским садом.
1.5. На период отпуска и временной нетрудоспособности старшего воспитателя детского сада его должностные обязанности могут быть возложены на воспитателя ДОУ из числа наиболее опытных сотрудников. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа заведующего дошкольным образовательным учреждением, соответствующего требованиям трудового законодательства Российской Федерации.
1.6. Старшему воспитателю детского сада непосредственно подчиняются все воспитатели дошкольного образовательного учреждения.
1.7. Старший воспитатель детского сада должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации,
- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования;
- нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций);
- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
- конвенцию о правах ребенка;
- основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики;
- пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения;
- основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
- трудовое законодательство специфику дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
- основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
- общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
- особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
- основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
- современные тенденции развития дошкольного образования;
- научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки;
- педагогические закономерности организации образовательного процесса;
- законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;
- теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся;
- закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;
- основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;
- основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
- социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ;
- основы работы с текстовыми и графическими редакторами, презентациями, электронной почтой и web-браузерами, мультимедийным оборудованием;
- санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения (далее – санитарно-эпидемиологические правила);
- гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее – гигиенические нормативы);
- санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее – санитарные правила);
- нормы охраны труда, правила пожарной безопасности и требования антитеррористической защищенности.
1.8. Старший воспитатель ДОУ должен уметь:
- владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.;
- объективно оценивать знания обучающихся в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
- разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
- использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона
- строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
- общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
- управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
- анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
- защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
- находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися;
- владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.;
- сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;
- владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
- использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий;
- осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ;
- понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.);
- составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося;
- разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
- владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся;
- формировать детско-взрослые сообщества;
- организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства;
- применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации;
- использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;
- владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);
- выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
- владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
1.9. Старший воспитатель детского сада должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать требования антитеррористической защищенности, пути эвакуации, при угрозе совершения, совершении террористического акта, иной кризисной ситуации выполнять нормы антикризисного плана действий в чрезвычайной ситуации, распоряжения заведующего и ответственных за пожарную безопасность, антитеррористическую защищенность.
2. Должностные обязанности
2.1. Основными трудовыми функциями старшего воспитателя в ДОУ являются:
2.1.1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательной деятельности в организациях дошкольного образования:
- Обучение.
- Воспитательная деятельность.
- Развивающая деятельность.
2.1.2. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.
2.2. В рамках указанных в п. 2.1 трудовых функций старший воспитатель детского сада выполняет следующие должностные обязанности:
2.2.1. Осуществляет методическое руководство воспитательно-образовательной деятельностью воспитателей и других педагогических работников, обеспечивая выполнение основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
2.2.2. Координирует деятельность воспитателей, педагогических работников в проектировании образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.
2.2.3. Оказывает учебно-методическую и научную поддержку всем участникам образовательного процесса.
2.2.4. Осуществляет взаимосвязь и сотрудничество в работе детского сада, семьи и социума.
2.2.5. Содействует всестороннему развитию воспитанников дошкольного образовательного учреждения через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в детском саду.
2.2.6. Помогает формированию общей культуры личности, социализации, развитию познавательных интересов воспитанников.
2.2.7. Содействует непрерывному профессиональному развитию и росту педагогов.
2.2.8. Участвует в выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования.
2.2.9. Систематически выполняет разного вида контроль и анализ состояния образовательной и воспитательной работы в ДОУ и принятие на его основе конкретных мер по повышению качества и эффективности работы.
2.2.10. Контролирует работу воспитателей в части:
- соблюдения прав и свобод детей, по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников во время воспитательно-образовательного процесса;
- планирования и выполнения воспитательно-образовательной работы с учетом требований санитарных правил и гигиенических нормативов;
- организации и проведении в группах образовательной деятельности воспитанников, режимных моментов, игровой и самостоятельной деятельности;
- выполнения годового плана работы дошкольной образовательной организации и решений, принятых на заседаниях педсоветов;
- самообразования.
2.2.11. Организовывает проведение мониторинга:
- в начале учебного года – для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника;
- в конце года – в выявлении уровня достижений каждым воспитанником промежуточных и итоговых показателей освоения программы, динамики формирования интегративных качеств.
2.3. Старший воспитатель ДОУ организовывает:
- работу по подготовке и проведению педагогических советов, родительских собраний и других мероприятий, предусмотренных годовым планом дошкольного образовательного учреждения;
- взаимодействие воспитателей и других специалистов ДОУ для решения задач годового плана и образовательной программы;
- внедрение педагогики партнерства для всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- групповые и тематические консультации, тематические выставки и конкурсы;
- работу творческих и проектных групп воспитателей и других педагогов-специалистов;
- работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов, а также по использованию образовательных ресурсов;
- наставничество с целью оказания помощи молодым воспитателям-специалистам в их профессиональном становлении, а также реализация идеи социально-педагогического партнерства;
- проведение совместных мероприятий с общеобразовательными учреждениями и другими социальными партнерами;
- обеспечение информационного поля для родителей о деятельности дошкольного образовательного учреждения с использованием различных ресурсов.
2.4. Старший воспитатель ДОУ принимает участие:
- в подборе кандидатов на должности воспитателей, помощников воспитателей, педагогов-специалистов;
- в создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
- в обеспечении соблюдения работниками детского сада прав и свобод воспитанников, норм по охране их жизни и здоровья во время воспитательно-образовательного процесса, выполнения правил охраны труда и пожарной безопасности;
- в стратегическом планировании, разработке и внедрении программы развития, образовательной программы и годового плана работы организации;
- в создании положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения в социуме;
- в организации, контроле и координации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками;
- в организации экспериментальной, исследовательской и проектной работы в детском саду;
- в развитии и эффективном использовании творческого потенциала педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения;
- в установлении связей и развитии сотрудничества с партнерами детского сада (другими дошкольными образовательными учреждениями, школами, библиотеками и т.д.);
- в работе районных и городских методических объединений.
2.5. Старший воспитатель планирует методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и специалистов, предусматривая:
- уровень их профессиональной квалификации;
- оказание помощи в самообразовании и методической помощи (в первую очередь начинающим специалистам) в применении в работе с воспитанниками деятельностных технологий, использование форм и приемов организации детей ДОУ;
- учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;
- в обеспечении преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования;
- ознакомление педагогических работников с достижениями современной педагогической теории и практики;
- построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития ребенка и организации совместной деятельности детей и родителей;
- оказание помощи при подготовке к процессу аттестации педагогических работников;
- организовывает обмен опытом работы среди педагогов дошкольного образовательного учреждения с целью повышения их квалификации (открытые просмотры, семинары, тренинги и др. формы).
2.6. Старший воспитатель в детском саду способствует:
- обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
- обеспечению уровня подготовки воспитанников, соответствующего ФГОС ДО;
- созданию развивающей образовательной среды, которая обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание детей, высокое качество дошкольного образования и его доступность, открытость и привлекательность для воспитанников и их родителей; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья детей, являющейся комфортной по отношению к детям и педагогам.
2.7. Старший воспитатель оказывает методическую помощь воспитателям, которые занимаются воспитательно-образовательной деятельностью с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует с медицинскими организациями.
2.8. Старший воспитатель ведет в установленном порядке необходимую документацию, своевременно представляет заведующему ДОУ необходимые данные и сведения (в соответствии с номенклатурой дел дошкольной образовательной организации).
2.9. Старший воспитатель строго соблюдает:
- свою должностную инструкцию старшего воспитателя в ДОУ;
- права и свободы воспитанников, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Конвенции о правах ребенка;
- требования охраны жизни и здоровья воспитанников;
- правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности;
- трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка детского сада;
- правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.
2.10. Старший воспитатель уважает честь и достоинство педагогических работников, а также воспитанников детского сада.
2.11. Старший воспитатель систематически повышает свой профессиональный уровень, проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.
2.12. Старший воспитатель проходит в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению заведующего дошкольным образовательным учреждением.
3. Права
Старший воспитатель ДОУ имеет права:
3.1. Предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом и другими локальными актами дошкольного образовательного учреждения.
3.2. В пределах своей компетенции принимать участие в разработке Программы развития, образовательной программы и годового плана дошкольного образовательного учреждения, должностных инструкций воспитателей.
3.3. По вопросам, входящим в его компетенцию, вносить на рассмотрение администрации детского сада свои предложения по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса и методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности детского сада недостатков.
3.4. Требовать от администрации дошкольного образовательного учреждения создания условий для выполнения своих профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.5. Проверять работу непосредственно подчиненных ему сотрудников; присутствовать на проводимых ими занятиях и мероприятиях; давать обязательные для исполнения распоряжения непосредственно воспитателям курируемых групп.
3.6. Знакомиться с проектами решений администрации дошкольного образовательного учреждения, которые касаются его профессиональной деятельности.
3.7. Повышать свою квалификацию (не реже 1 раза в 3 года).
3.8. На предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.9. Устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции.
4. Ответственность
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений заведующего детским садом, должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией старшего воспитателя в детском саду, в том числе за не использование предоставленных прав, старший воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ;
4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка старший воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности;
4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, несет ответственность в пределах определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.4. За виновное причинение ДОУ или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей старший воспитатель несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
4.5. За невыполнение требований по охране труда, пожарной безопасности, неоказание первой доврачебной помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации детского сада произошедшего несчастного случая несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
5. Порядок аттестации
5.1. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности является обязательной и проходит в сроки, определенные законодательством РФ. Ее проведение должно быть не реже чем раз в 5 лет. При этом стаж и категория воспитателя никоим образом не может повлиять на периодичность проведения процедуры проверки. Такой вид является проверкой на профессиональное соответствие занимаемой должности.
5.2. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории является добровольной и проводится по желанию самого работника в целях повышения имеющейся категории.
5.3. На основе приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» старший воспитатель может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, имея стаж не менее 2 лет.
Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам на основе:
- стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
- стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
- личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
5.4. Старший воспитатель может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.
Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
- обладания первой квалификационной категорией;
- достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
- достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
- личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
- активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
6. Регламент взаимоотношений и связи по должности
Старший воспитатель детского сада должен:
6.1. Работать в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному заведующим ДОУ, участвовать в плановых общих мероприятиях детского сада, на которые не установлены нормы выработки.
6.2. Самостоятельно планировать свою работу, разрабатывать и своевременно предоставлять на утверждение план работы.
6.3. Осуществлять координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.
6.4. Своевременно предоставлять заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе или непосредственно заведующему детского сада письменный отчет о своей деятельности.
6.5. Получать информацию от заведующего и заместителя заведующего дошкольным образовательным учреждением по воспитательно-образовательной работе, информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомиться под расписку с соответствующими документами.
6.6. Принимать участие в совещаниях, педагогических советах, проводимых в дошкольном образовательном учреждении.
6.7. Систематически обмениваться информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками детского сада.
7. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции
7.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.
7.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.
7.3. Факт ознакомления старшего воспитателя с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
Деятельность старшего воспитателя в современном ДОУ
Стремительный рост развития образования в нашей стране безусловно отражается и на деятельности современных детских садов и его сотрудников. Должность старшего воспитателя предполагает, что он обязан быть в курсе всех актуальных нововведений в системе детского образования. Поэтому так важна будет способность личности старшего воспитателя к анализу, чтобы иметь возможность не только оценить качество образовательной литературы, но и суметь выбрать именно ту информацию, которая подойдет для работы конкретного дошкольного учреждения.
Знание современных технологий поможет оперативно вести всю необходимую отчетную документацию, систематизировать информацию, следить за достижениями детей и оформлять презентации. Все эти действия старший воспитатель должен не только уметь выполнять сам, но и обучить им менее опытных сотрудников ДОУ.
Итак, из всего вышесказанного следует, что в наши дни старший педагог/методист – это, прежде всего, эксперт-аналитик, новатор, который умеет работать в многозадачном режиме, организовать результативную и экспериментальную деятельность в своем детском саду, знает о новых информационных технологиях, способен слушать и слышать людей.
Каким должен быть современный старший воспитатель ДОУстатья по теме
Каким должен быть современный
старший воспитатель ДОУ
В настоящее время к старшим воспитателям ДОУ, отвечающим за организацию и контроль педагогического процесса, координацию деятельности всех специалистов дошкольного учреждения, предъявляются особенно высокие требования. И это касается не только уровня их профессиональной компетенции, но и личностных качеств.
Всегда ли предъявлялись высокие требования к должности старшего воспитателя?
Надо сказать, что должность старшего воспитателя формировалась постепенно, начиная с 60-х годов XX в.Изначально это была должность «педагог» для обслуживания детей ясельного возраста и руководства их воспитанием в яслях-садах. Затем была введена должность «воспитатель-методист», позднее – должность «старший воспитатель». Но независимо от названия должности к старшему воспитателю всегда предъявлялись более высокие требования. Был период, когда на должность заведующего дошкольным учреждением принимались люди со средним специальным образованием, а на должность старшего воспитателя или воспитателя-методиста всегда брали людей только с высшим педагогическим образованием. Это объясняется функциональной ответственностью данного специалиста за самый главный раздел работы детского сада – педагогический процесс. От того, насколько старший воспитатель профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми дошкольного возраста, будет зависеть качество работы всего коллектива.
Какую часть в деятельности старшего воспитателя занимает сегодня работа с детьми?
Прежде всего, надо помнить о том, что старший воспитатель – не подменный воспитатель. Он не может и не должен быть постоянно подменным педагогом из-за отсутствия в группе по разным причинам основного воспитателя. Хотя раньше, да и сейчас в отдельных дошкольных учреждениях это практикуется. Сегодня основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя. Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс, а для этого не менее 2/3 времени надо бывать в группах, наблюдать, оценивать, корректировать работу педагогов. Например, если организуется экскурсия за пределы детского сада, он обязательно идет вместе с детьми и воспитателем и берет часть организационной работы на себя. Совместно с другими специалистами он проводит диагностику знаний и умений детей, а следовательно работает, общается с дошкольниками и оказывает помощь воспитателям. Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется прежде всего умение работать с людьми.
В чем заключается умение «работать с людьми» для старшего воспитателя?
Среди современных педагогов много специалистов с высшим и средним специальным образованием. Это люди, у которых сложился свой творческий педагогический почерк. И не каждый станет выполнять то, что ему советуют, потому что имеет свои взгляды на ту или иную методику, педагогический прием и т. д. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит.
Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Это еще один немаловажный момент. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ помогут старшему воспитателю в работе.
Главным методом в его арсенале должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, методист должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчиненными.
Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.
Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности.
Назовите, пожалуйста, основные формы работы с педагогами, которые должен использовать старший воспитатель?
Прежде всего старший воспитатель должен учитывать интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат. Например, старший воспитатель говорит о том, что есть проблема, которую он один разрешить не может, и предлагает подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца. Если старший воспитатель провел активную форму, он обязан подвести итог и выдать продукт в виде рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей. При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный. И если вы создали рекомендации, алгоритм действий, напишите, кто участвовал в этой работе. Это не только приятно, но и накладывает на педагога ответственность за их выполнение. Старший воспитатель должен преследовать при этом и вторую цель: не только активизировать педагогов, но и знать, для чего он это делает. Например, получить результат при меньших затратах, как можно меньше отрывать педагогов от работы.
Мне бы хотелось подчеркнуть, что в рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОУ. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними. Другими словами, им будет, о чем говорить. Самообразование одно из направлений деятельности старшего воспитателя. Прежде чем требовать с воспитателей, старший воспитатель должен определить, над какой темой он будет работать в этом году сам. Когда составляется план самообразования педагогов детского сада на год, первыми в списке должны быть заведующий, старший воспитатель, и только потом – все воспитатели. Это и есть система непрерывного самообразования.
Во многих дошкольных учреждениях до сих пор методический кабинет воспринимается как личный кабинет старшего воспитателя. Как организовать его работу, чтобы он стал для педагогов своеобразным методическим центром? Методический кабинет детского сада это не личный кабинет старшего воспитателя. Это научно-методическое оснащение образовательного процесса в ДОУ. И здесь главное не сколько кукол и кубиков находится в кабинете, а какой собран опыт, какое перспективное планирование, какие есть наглядные пособия для работы с детьми, подбор диагностических методик, интересных сценариев, конспектов и т. д. Пополнять и оснащать методический кабинет – трудоемкий и длительный процесс.
Из своего опыта работы могу посоветовать следующий прием: зная сильных воспитателей, увлеченных той или другой методикой, старший воспитатель может сделать их помощниками в оснащении методического кабинета, предложив вместе скомплектовать, например, раздел по ознакомлению с окружающим миром или раздел по развитию речи. При этом необходимо дать возможность педагогам самим определить, какие материалы им нужны. Тогда они будут себя чувствовать хозяевами и не будут бояться заходить в методический кабинет. Педагоги будут знать, что они сами делали то или иное пособие. Пополняя кабинет пособиями, сразу заводите картотеки (тематические каталоги, библиографические списки) и учите воспитателей ими пользоваться. Чем более дифференцированными будут каталоги, тем легче педагогам с ними работать. Организуя деятельность таким образом, старший воспитатель снимает с себя обязанность выдачи пособий, что очень важно, т. к. на это уходит много времени. Это и есть научная организация методического кабинета. Кроме того, в кабинете обязательно должна быть представлена справочная литература. По возможности это должны быть не только энциклопедии, но и учебники, где можно найти необходимую информацию.
В детских садах–новостройках проблема организации работы методического кабинета и использования педагогами пособий осложняется также тем, что некоторые старшие воспитатели начинают с красивого оформления полок, систематизации материалов по папкам. Это важный блок работы, но не нужно стараться оформлять все сразу в один год. Нужно сосредоточить свои силы на решении годовых задач. Например, взять на этот год 2–3 задачи и по этим направлениям систематизировать и дополнять, постепенно оснащать методический кабинет. Это является самым важным моментом организации образовательного процесса.
С какими трудностями приходится сталкиваться старшему воспитателю детского сада–новостройки?
Еще одна проблема в деятельности старшего воспитателя, когда детский сад работает в режиме становления, новостройки, – умение распределять функционал, обязанности и ответственность каждого, а также написание таких документов, как программа развития и образовательная программа ДОУ. В данный момент с творческой группой специалистов Южного округа г. Москвы разрабатывается программа развития детского сада для новостроек. Она схематична, и мы думаем, что может быть использована как основа для работы в первый, второй год для всех новостроек.
Следует заметить, что в период становления детского сада очень много сил моральных и физических уходит на создание коллектива единомышленников, определение помощников в работе, установление человеческих взаимоотношений.
В этом отличие от детского сада, работающего в режиме функционирования, где все отлажено, каждый на своем рабочем месте, и старший воспитатель должен больше времени уделять организации инновационной деятельности, инициировать педагогов к творческому поиску, чтобы не было творческого застоя в коллективе, чтобы работа педагогов не превращалась в рутину.
Инновационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного учреждения. Как это отражается на работе старшего воспитателя?
В настоящее время старший воспитатель должен быть широко информирован о всех инновациях в системе дошкольного и школьного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции старшего воспитателя, который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается. Сейчас большое количество литературы, которая зачастую не отвечает требованиям классической педагогики, психологии. А закупает методическую литературу в основном старший воспитатель. Он должен еще в магазине, пролистав, просмотрев бегло пособие, понять, подойдет ли оно для работы. При этом важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать ее, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей.
Старший воспитатель детского сада сегодня должен уметь сам работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную и экспериментальную работу в учреждении на любом уровне и вести ее. Важная задача – умение настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив.
Коллектив педагогов всегда неоднороден: одни стремятся к творчеству и не хотят работать по накатанной, все время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей. Учитывая это, старшему воспитателю следует проектировать методическую работу в ДОУ, включающую деятельность по созданию, внедрению и распространению лучшего педагогического опыта.
Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, мы создаем, формируем, транслируем опыт лучших воспитателей. Старший воспитатель должен знать палитру педагогического опыта в округе, микрорайоне, городе, стране. Зная проблему в своем детском саду, не нужно пытаться решить ее только своими силами. Следует почитать литературу, периодические издания, например журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», где и дается как раз обзор передовых технологий работы с детьми, педагогическими кадрами и т. д. Познакомить педагогов с опытом коллег, попробовать применить в своей работе. Внедряя чей-то опыт, важно помнить, что ни один опыт не дает одинаковых результатов, потому что в разных дошкольных учреждениях различные условия, коллектив, разные дети. И значит, на основе этой инновации появится что-то свое, новое. Это бесконечный процесс совершенствования.
Содержание инноваций может предлагаться наукой. Поэтому старший воспитатель должен следить, что нового в педагогике, психологии, смежных науках, методиках. Т.е. не пользоваться багажом знаний, которые были приобретены 5–10 лет назад в колледже, институте, университете. Жизнь идет вперед, значит, необходимо самому идти за новыми знаниями.
Очень хорошо, что во многих современных журналах дается обзор научных статей. Старшие воспитатели, готовящиеся к защите своей кандидатской, совершают первый шаг к глубокому обзору и анализу того, что есть в науке. Смотреть ли информацию в Интернете, ходить ли на конференции, читать журналы, каждый решает сам. Сегодня все источники важны. Инновационная и экспериментальная работа это еще и дополнительная нагрузка, и документация.
Сегодня старшему воспитателю важно уметь пользоваться информационными технологиями?
Учитывая, что нагрузка у старшего воспитателя увеличилась, хотя, казалось бы, цели остались те же, владение информационными технологиями действительно становится профессиональной необходимостью. Чем это вызвано? Современная обработка всевозможной документации, весь документооборот требуют оперативного оформления. Сегодня важно не просто собрать информацию, систематизировать ее, сравнить, обобщить, выделить проблемы, но и грамотно оформить результаты. Участие дошкольных учреждений или отдельных педагогов в различных конкурсах предполагает оформление мультимедийных презентаций, визитных карточек и т. д. – этому старший воспитатель должен тоже научиться. Современные родители воспитанников детского сада часто пользуются и создают всевозможные сайты, касающиеся вопросов воспитания ребенка, оставляют там свои отзывы о работе детских садов. Я рекомендую старшим воспитателям заглянуть на эти сайты, чтобы понять, как родители оценивают работу ДОУ, в чем они нуждаются. Уверена, что это позволит более критично взглянуть на систему взаимодействия с родителями в вашем детском саду. Ведь формирование компетентного родительства – это также задача ДОУ в целом и старшего воспитателя в частности.
Подводя итог всему вышесказанному, какой он, современный старший воспитатель? Современный старший воспитатель – это специалист, эксперт-аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать инновационную и экспериментальную работу в своем дошкольном учреждении, владеющий новыми информационными технологиями. Коммуникативный человек, умеющий слушать других. И самое главное – любящий свою профессию и детей. Я желаю всем старшим воспитателям быть профессионалами и помнить, что профессионализм приходит с опытом и зависит от личных способностей, интереса к делу, стремления к постоянному познанию.
Плюсы профессии
Помимо самого главного преимущества – погружения в мир детства, – профессия старшего воспитателя имеет множество и других плюсов.
- Она статусная и престижная, руководителю есть за что себя уважать.
- Предполагает стабильную заработную плату.
- Дает возможность контролировать своего ребенка в ДОУ.
- В большинстве детских садов бесплатно кормят персонал.
- Работникам госучреждений становятся доступными все льготы.
- Профессия старшего воспитателя востребована на рынке труда.
- Специалист в области педагогики получает возможность раннего выхода на пенсию (после 25 лет стажа).
- Старший воспитатель – это интересная должность, не предполагающая рутины и однообразия.
- Возможно постоянное самосовершенствование и самообразование из-за регулярного внедрения новшеств.
- Контроль за менее опытными сотрудниками способствует собственной дисциплинированности и стремлению к знаниям.
Трудности, с которыми сталкиваются старшие воспитатели
- Повышение до должности старшего воспитателя (методиста) – это признание начальством ДОУ вашего педагогического опыта, способностей к руководству и управлению персоналом. Поэтому главной сложностью является высокая степень ответственности, ведь именно со старшего воспитателя будет спрос по верному ведению документации, грамотной деятельности педагогического состава и результатам обучения и развития детей в условиях детского сада.
- Старший воспитатель наравне с руководителем отвечает за жизнь и здоровье дошкольников, поэтому возможен риск эмоционального выгорания.
- Работа в тесном контакте с начальством также предполагает серьезное напряжение, ведь постоянно ощущать на себе контроль не так-то просто.
- Специалист может столкнуться со сложностями в управлении коллективом – у всех педагогов индивидуальный темперамент и характер.
- Старший воспитатель должен быть стрессоустойчивым, хорошо ориентироваться в психологии, потому как в процессе работы придется решать множество проблемных вопросов и общаться с разными людьми, не всегда приятными и дисциплинированными.
- А вот самому специалисту придется тщательно следить за своей организованностью, без этого качества в принципе невозможно руководить людьми.
Статья «Размышления о должности старший воспитатель»
Шахтерское ДОУ комбинированного типа № 7 «Теремок»
управления образования администрации города Шахтерска
Размышления о старшем воспитателе ДОУ
(статья)
Старший воспитатель
Усова М.В.
Аннотация к статье:
Статья заключает в себе размышления о профессии старшего воспитателя, актуальности и направлениях методической работы в современном детском саду. В статье затронуты различные стороны взаимодействия старшего воспитателя коллективом, в том числе и пути решения проблем в педагогическом коллективе. Предложен опыт старшего воспитателя детского сада. Статья предназначена для педагогов, воспитателей, методистов ДОУ.
«Хороший лидер знает дорогу, показывает дорогу и идет ею»
Роберт Фьюс
Размышления о старшем воспитателе ДОУ
Я, Усова Марина Владимировна, работаю старшим воспитателем 6 лет. Надо сказать, что должность старшего воспитателя для несведущих людей, мало кому знакома. Что делает воспитатель, многие знают, а старший воспитатель — нет. Хотя история формирования данной профессии начинается с 60-х годов XX в. Изначально это была должность «педагог» для обслуживания детей ясельного возраста и руководства их воспитанием в яслях-садах. Затем была введена должность «воспитатель-методист», позднее – должность «старший воспитатель». Но независимо от названия должности к старшему воспитателю всегда предъявлялись более высокие требования. Был период, когда на должность заведующего дошкольным учреждением принимались люди со средним специальным образованием, а на должность старшего воспитателя или воспитателя-методиста всегда брали людей только с высшим педагогическим образованием. Это объясняется ответственностью старшего воспитателя за самый главный раздел работы детского сада – педагогический процесс. От того, насколько старший воспитатель профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми дошкольного возраста, будет зависеть качество работы всего коллектива. На сегодняшний день основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя. Поэтому старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется, прежде всего, умение работать с людьми.
В чем же заключается умение «работать с людьми» для меня как старшего воспитателя? Среди педагогов нашего детского сада воспитатели и специалисты с различным образовательным и квалификационным уровнем. Это люди, у которых сложился свой творческий педагогический почерк. И не каждый станет выполнять то, что ему советуют, потому что имеет свои взгляды на ту или иную методику, педагогический прием и т. д. Поэтому для меня самым трудным является найти подход к каждому из них. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Ведь очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит. Немаловажным условием успешности этой команды является слаженность и единство требований руководителя дошкольного учреждения и старшего воспитателя.
Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ – это условие успешности методической работы в ДОУ. И главными методами в арсенале старшего воспитателя должны быть убеждение и доказательства, умение слушать и слышать собеседника, коллегу. Даже если воспитатель делает что-то не так, я должна убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. Да, работать с людьми трудно, особенно с женщинами, и здесь обязательно умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника. В последнее время важным профессиональным качеством становится умение педагога оценивать и говорить о результатах своего труда. А многие педагоги не умеют обобщить свой опыт, презентовать себя в положительном свете. Приходится сталкиваться с педагогами, у которых сложилась заниженная самооценка. Многие педагоги не хотят учиться, проводить самоанализ своей деятельности, совершенствоваться и т. п.
При этом педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому необходимы нетрадиционные методы обучения коллектива, это такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы, деловые игры, на мой взгляд, они дают наибольший результат. Из практики я заметила, что задания данные перед семинаром, тематическим педсоветом подталкивают к повышению уровня знаний и умений даже у пассивных педагогов. Так было, например, перед педсоветом «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у ребенка». Педагогам перед педсоветом дали задание: «изучить литературу по теме педагогического творчества». Результат превзошел ожидания- педагоги активно были вовлечены в дискуссию о педтворчестве без всякого принуждения. Или перед педсоветом педагогам предлагается ответить на ряд вопросов, а ответы потом использовать как пропуск на деловую игру.
Особо надо отметить работу с педагогами по проведению самоанализа своей работы. Для этого разработаны карты самоанализа занятий и других мероприятий, проводятся мастер-классы для молодых специалистов по определенной проблеме. После каждого открытого занятия педагоги проводят самоанализ и анализ проведенного мероприятия. Нельзя не сказать о профессиональных конкурсах, которые проводятся в ДОУ, которые тоже являются стимулом для профессионального роста:
- Смотр готовности к новому учебному году;
- Конкурс «Лучший воспитатель года» (по итогам года)
- Смотры-конкурсы газет, фотовыставок, портфолио, творческих работ педагогов (в течение года)
Мне бы хотелось подчеркнуть важность самообразования всех педагогов ДОУ «Теремок». Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними. Другими словами, им будет, о чем говорить. Самообразование одно из направлений деятельности старшего воспитателя. Стало традицией в конце учебного года проводить самоанализ педагогами результативности своей работы и выделение проблем, по которым надо работать в будущем. В соответствии с ними педагоги планируют темы самообразования на будущий год. Форма планов может быть разнообразной, главное, чтобы были отражены направления работы с детьми, родителями. Должна быть отражена работа по обогащению и совершенствованию развивающей среды, по обобщению опыта на методических мероприятиях в ДОУ, на районном МО.
Коллектив педагогов всегда неоднороден: одни стремятся к творчеству и не хотят работать по накатанной, все время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей. Учитывая это, я стараюсь проектировать методическую работу в ДОУ, включающую деятельность по созданию, внедрению и распространению лучшего педагогического опыта. Обмен опытом между педагогами – важная форма методического сопровождения. В ходе семинаров-практикумов, педсоветов, тематического контроля, открытых просмотров, взаимопосещений, обсуждений статей и опыта других садов выявляется положительные результаты деятельности определенного педагога. Это способствует не только взаимному обогащению, но и позволяет снять напряженность, тревожность в коллективе.
Вариантом представления опыта педагогов может стать портфолио педагога, в котором собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях, ходе работы над темой самообразования. Вот примерное содержание портфолио педагога ДОУ.
1. Фамилия, имя, отчество воспитателя
2. Информационная справка: образование, квалификация, категория по оплате труда (ксерокопии документов).
3. Курсы повышения квалификации (соответствующие документы).
4. Методическая тема.
5. Авторские дидактические и методические материалы (конспекты занятий, учебные программы, карты наблюдений за детьми).
6. Публикации.
7. Награды, грамоты, отзывы родителей, коллег по работе, научного руководителя.
8. Результативность педагогической деятельности (диагностика, отражающая динамику развития детей).
Однако подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей воспитателя. Важно, чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Инновационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного учреждения. Как это отражается на работе старшего воспитателя? В настоящее время старший воспитатель должен быть широко информирован обо всех инновациях в системе дошкольного и школьного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции старшего воспитателя, который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается. При этом важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать ее, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей. В нашем ДОУ№7«Теремок» сложился творческий коллектив и почти каждый из педагогов занимается новыми идеями и разработками. В инновационном банке на сегодняшний день несколько методических разработок. Это, прежде всего методические наработки по организации занятий по развитию речи детей раннего возраста (воспитатель Якушина Л.Д.), методические разработки по оздоровлению детей в ДОУ (воспитатель Гомивка Е.В.), по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников (старший воспитатель Усова М.В.), обобщенный опыт работы по логопедии (учитель-логопед Фещенко Т.И.) это модифицированные программы по художественно-эстетическому развитию, краеведению, экологическому воспитанию. Как старший воспитатель я всегда стараюсь поддержать творческие начинания педагогов, помогаю выстроить цели, задачи, этапы работы, редактирую конспекты и т.п. Опыт наших педагогов неоднократно рассматривался на городских МО. Педагоги представляли свои наработки в журнале «Воспитатель ДОУ», на протяжении ряда лет участвуют в профессиональных конкурсах на уровне города.
Современная жизнь заставляет внедрять в работу новые технологии, поэтому в ДОУ ведется соответствующая документация по инновациям.
Современная обработка всевозможной документации, весь документооборот требуют оперативного оформления. Сегодня важно не просто собрать информацию, систематизировать ее, сравнить, обобщить, выделить проблемы, но и грамотно оформить результаты. Участие дошкольных учреждений или отдельных педагогов в различных конкурсах предполагает оформление мультимедийных презентаций, визитных карточек и т. д. Все это старший воспитатель должен уметь и научить воспитателей. Поэтому было внедрено в практику, оформлять отчеты о самообразовании педагогов и по итогам учебного года в форме презентаций. В 2015-2016 учебном году их показали на итоговом педсовете только 3 педагогов, в следующем году их было 9. Это тоже инновация в методической работе ДОУ.
Таким образом, современный старший воспитатель – это специалист, эксперт-аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать инновационную и экспериментальную работу в своем дошкольном учреждении, владеющий новыми информационными технологиями, коммуникативный человек, умеющий слушать и слышать других.
Используемая литература:
- Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ.- Москва, «Сфера», 2005 г.
- Белая К.Ю. Современный старший воспитатель, каков он? // «Справочник старшего воспитателя», 2010 г.
- Денякина Л.М. Руководство коллективом на демократических основах.// «Управление ДОУ» № 8, с.40
- Осинцева С.В. Мотивация педагогов к саморазвитию.//»Управление ДОУ» №12,с.89.
Кто может получить эту должность
Среднее педагогическое образование даст возможность соискателю претендовать на должности: помощника воспитателя, младшего воспитателя, воспитателя. Чаще всего, эти специалисты работают в саду несколько лет, участвуют в мероприятиях, пробуют писать образовательные программы, а после пяти лет такой деятельности могут получить повышение до старшего воспитателя. В некоторых коммерческих ДОУ этот срок незначительно сокращается.
В соответствии с законодательством старшим воспитателем (методистом) имеют право работать люди, имеющие диплом педагога и прошедшие программу профессиональной переподготовки.
Роль старшего воспитателя в работе с педагогами ДОУ.статья на тему
Роль старшего воспитателя в работе с педагогами ДОУ
Основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. Влияние на качество, результаты деятельности всего детского сада, старший воспитатель осуществляет, через воспитателей. Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс, а для этого не менее 2/3 времени надо бывать в группах, наблюдать, оценивать, корректировать работу педагогов. Совместно с другими специалистами он проводит диагностику знаний и умений детей, а следовательно работает, общается с дошкольниками и оказывает помощь воспитателям. Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется прежде всего умение работать с людьми. В чем заключается умение «работать с людьми» для старшего воспитателя? Среди современных педагогов много специалистов с высшим и средним специальным образованием. Это люди, у которых сложился свой творческий педагогический почерк. И не каждый станет выполнять то, что ему советуют, потому что имеет свои взгляды на ту или иную методику, педагогический прием и т. д. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит. Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Это еще один немаловажный момент. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ помогут старшему воспитателю в работе. Главным методом в работе старшего воспитателя должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, методист должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчиненными.
Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника. Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать самоанализу педагогов детского сада. Назовите, пожалуйста, основные формы работы с педагогами, которые должен использовать старший воспитатель? Прежде всего старший воспитатель должен учитывать интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мастер — классы, дают наибольший результат. Например, старший воспитатель говорит о том, что есть проблема, которую он один разрешить не может, и предлагает подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца. Если старший воспитатель провел активную форму, он обязан подвести итог и выдать продукт в виде рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей. При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный. И если вы создали рекомендации, алгоритм действий, напишите, кто участвовал в этой работе. Это не только приятно, но и накладывает на педагога ответственность за их выполнение. Старший воспитатель должен преследовать при этом и вторую цель: не только активизировать педагогов, но и знать, для чего он это делает. Например, получить результат при меньших затратах, как можно меньше отрывать педагогов от работы.