Инновационные подходы к организации методической работы в ДОУ на современном этапе.
С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности педагогов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом. В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики. Ведущими критериями оценки педагогического процесса является готовность каждого педагога, специалиста к созданию следующих условий:
- для становления личности ребёнка как субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды;
- для реализации целей образовательного процесса;
- для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме.
Необходимо оценивать также и содержание деятельности воспитателей:
- социальному заказу государства к данному типу учреждения;
- социальным ожиданиям субъектов образовательного процесса (детей, родителей законных представителей, педагогов);
- включённость других специалистов учреждения в педагогическую работу.
Модернизация кадрового обеспечения образовательного процесса дошкольного учреждения направлена на переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному, и вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален. Она существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы ДОУ. Встают следующие вопросы:
- как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником педагогического процесса?
- как избавиться от пассивности отдельных педагогов?
- как перевести педагогов от репродуктивной деятельности к исследовательской?
Постоянно находясь в поиске нестандартных подходов к организации непосредственно методической работы, оптимальных форм и наиболее эффективных методов работы с педагогами, можно сделать вывод, что активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с ними. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.
Значение интерактивных методов — достижение таких важнейших целей, как:
- стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;
- повышение уровня активности и самостоятельности;
- развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
- развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития общества возлагаются очень ответственные социальные задачи — обучать, воспитывать и готовить педагогов.
На данном этапе в такой работе необходимо найти такие методы, с помощью которых можно преодолеть все негативные явления в работе с педагогами. Главными из них являются активизация человеческих факторов в просвещении, развитии творческого потенциала педагогов ДОУ. Современная реальность, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития детей обусловливают необходимость повышения роли и значения методической работы в ДОУ.
Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится важнейшим критерием оценки управленческой деятельности ДОУ, необходимы новые подходы к организации методической работы в ДОУ. Прежде всего, в дошкольном учреждении необходимо создать условия для повышения активности и инициативы педагогов, для пробуждения и поощрения их творческих поисков. В настоящее время практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации, обмену опытом и повышению творческого потенциала педагогов.
Достижение нового качества дошкольного образования и личности ребенка возможно, только при условии повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Исходя из этого, выделяем задачи методической работы на новом этапе.
- Моделирование основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО.
- Создание развивающей образовательной среды в ДОО, которая позволит реализовать достижения нового качества образования.
- Формирование в ДОУ коллектива единомышленников: выработать педагогическое кредо, развить традиции, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт, приобщить воспитателей к экспериментальной работе.
- Способствование развитию профессиональных компетентностей воспитателей, направленных на использование продуктивных педагогических технологий.
- Повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.
Профессиональное развитие педагога ДОУ – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях ДОУ.
Учебно-методическое сопровождение – это одно из основных направлений, через которое проводится работа с педагогическим коллективом. Оно должно соответствовать требованиям предметно-развивающей среды и программам нового поколения (пособия, игрушки, технические средства обучения и воспитания дошкольников), помогать воспитателю в организации учебно-воспитательного процесса на современном уровне. Методическая работа, позволяет педагогам быть в курсе научно-методической информации и оперативно использовать новинки в практической работе. Одна из эффективных и результативных форм методической работы, дающих импульс творчеству педагогов – система поддержки профессионального роста педагогов.
Методическое обеспечение педагогов – это:
- необходимая информация, учебно-методические комплексы, т. е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности;
- это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия), включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива);
- апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий;
- информирование, просвещение и обучение кадров.
Для эффективности образовательной деятельности необходим поиск и внедрение в практику работы новых, более результативных методик обучения детей, при помощи которых происходит передача детям содержания образования.
Работа нашего муниципального дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации образования и работы в инновационном режиме потребовала новых подходов к организации методической работы для создания такой образовательной среды, в которой полностью реализуется творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.
Она направлена на: организацию образовательного процесса на основе современных научных подходов с использованием новым методов, способов, технологий; повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ; обеспечение педагогам необходимой информации об основных направлениях развития образования; научно — методическое обеспечение содержания образования; объединение усилий педагогов и родителей по развитию личности ребенка; мониторинг результатов педагогического процесса.
Такая оптимальная организация педагогического процесса гарантирует компетентность педагогов, комфортность и эмоциональность пребывания ребенка в ДОУ и методическую помощь родителям в семейном воспитании при условии компетентного управления и действенности работы с педагогическим коллективом.
Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшим образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ.
Одной из форм активной работы с педагогами являются деловые игры и диспуты, которые повышают профессиональное мастерство педагогов.
В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Применение деловых игр имеет положительное значение. Положительно то, что деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели.
Деловая игра — это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми.
Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.
В целом игры, с их многосторонним анализом конкретных ситуаций, позволяют связывать теорию с практическим опытом.
Сущность деловых игр в том, что они имеют 2 черты: учение и труд. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.
Подготовить и провести деловую игру — процесс творческий и к нему привлекаются педагоги с большим опытом работы. Но они могут объединиться педагогом, у которого стаж работе еще не велик. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора или авторов. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели.
Одним из вариантов повышения уровня педагогической деятельности для молодых педагогов, это оказание помощи с помощью творческой группы педагогов. В образовательной системе ДОУ, практикуются следующие творческие группы, где используются индивидуальные и подгрупповые консультации, диспуты, приглашение на открытое занятие, посещение режимных моментов, выявление трудностей с использованием диагностики проблем педагога. Широко использую методический час, где рассматриваем теоретические и практические вопросы. Педагоги делятся своими трудностями и проблемами, совместными усилиями ищем пути их решения. При проведении диспутов и круглых столов применяю разнообразные приемы: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, решение кроссвордов, Все это помогает уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор.
Еще одной формой работы с педагогами являются тренинги. Они преследуют разные цели — от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления. Содержание тренингов включает индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы; работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи; проведение деловой игры; создание методических рекомендаций. Педагогический тренинг позволяет анализировать работу коллег и, что более актуально, осуществлять самоанализ, который дает возможность увидеть положительные и отрицательные моменты в своей педагогической деятельности и скорректировать некоторые личностные качества.
Одной из проблем, стоящих перед руководителями ДОУ, — создание коллектива педагогов-единомышленников, способных не только работать вместе, но и решать профессиональные задачи.
Одним из вариантов работы с педагогическим коллективом может стать тимбилдинг (от английского team bulding — построение команды). Этот вариант не является чем-то совершенно новым, собственно как и формы его проведения.
Teambuilding представляет собой систему мер, направленных на построение из обычного рабочего коллектива успешной команды, где каждый участник максимально раскрывает свои способности и выполняет именно те задачи, в которых он особенно хорош, что в конечном результате приводит к качественным изменениям в структуре коллектива и его взаимоотношениях:
- налаживаются связи между теми сотрудниками, которые до этого не общались;
- происходит перераспределение ролей среди сотрудников организации;
- выявляются новые лидеры;
- появляются навыки быстрого командного решения проблем;
- развивается система подстраховки друг друга;
- работа становится приятнее для человека, так как он находится теперь не в окружении коллег по работе, а в среде единомышленников и друзей;
- у коллектива появляется более мощная мотивация, после грамотно проведенного тимбилдинга, сотрудники не просто просиживают время на работе, а нацелены на получение конкретного результата.
Основная цель тимбилдинга — создание собственного опыта командной работы коллектива через искусственно созданную ситуацию с последующим анализом результатов. Развитие коллектива направлено на улучшение эффективных вертикальных и горизонтальных связей, внедрение нововведений в работу организации, повышение лояльности персонала.
На наш взгляд, тимбилдинг или командообразование – будет являться перспективным направлением формирования команды единомышленников, способной эффективно осуществлять обновленные цели, стоящие перед ДОУ.
В работе с педагогами используем и мультимедийные презентации — это один из современных методов работы с педагогическими кадрами, способствующий решению многих задач, а именно:
- возможность точной, доступной и яркой передачи информации,
- одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста,
- быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ,
- педагоги делятся опытом по реализации наиболее успешных мероприятий при реализации проекта летней оздоровительной работы, что происходит при проведении педагогического часа в сентябре месяце
Таким образом, мультимедийные презентации, не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного и управленческого процесса.
Такая форма работы как «Мастер — класс», с защитой своего наработанного творческого материала по теме самообразования, проведением самоанализа и обозначением перспективы работы, пропагандирует лучший опыт педагогов ДОУ, его распространение является сильным стимулом для дальнейшего творческого роста педагога.
Не менее успешное использованием является проведение совместных с родителями спортивных соревнований по тематике педагогического коллектива. В данных соревнованиях идет сплочение коллектива и выявление наиболее ярких и значимых моментов в жизни членов коллектива ДОУ.
Оптимальность системы методической работы можно определить по реальным показателям конечного результата.
По мнению К.Ю. Белой, П.Н, Лосева общими критериями являются:
-критерий результативности; достигается, если уровни развития детей за отведенное время соответствуют оптимальному уровню, или приближаются к нему без перегрузки воспитанников;
-критерий рациональных затрат времени, экономичности рациональных затрат времени, когда рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование без перегрузки педагогов этими видами деятельности;
-критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом; стимулирующая роль методической работы: в коллективе улучшается психологический климат, растет творческая активность педагогов, их удовлетворенность результатами своего труда.
Истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.
Данный процесс будет работать при правильной организации работы методической работы, которая представляет собой целостную систему взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение профессионального роста воспитателя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья воспитанников.
В заключение необходимо отметить, что результат, к которому мы стремимся, соответствует следующим параметрам:
1) осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов;
2) субъектная позиция педагога в отношении внедрения ФГОС дошкольного образования,
3) повышение профессиональной компетентности педагогов;
4) активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;
5) самореализация педагога в профессиональной деятельности.
Литература:
1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2008.
2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М. : ТЦ Сфера, 2008.
3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. Издательство «Детство – Пресс», 2009.
4. Елжова Н. В. Е 50 Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение / Н. В. Елжова.— Ростов н/Д : Феникс, 2012. — 216
5. Лукина Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2010.
6. Майер А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах.Педагогическое общество России М.2014)
7. Педагогические советы в ДОО/Сост.Камалова Н.Р.,Благушко Л.Н., Стрельникова Л.Н., Петрова А.В.,Бабчинская В.Ю.,Мурченко Н.А. – Волгоград: издательство «Учитель», 2021.
8.Педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования/Сост. Бацина Е.Г., Сертакова Н.М., Крылова Л.Ю., Бабчинская В.Ю. – Волгоград: издательство «Учитель», 2014.
9. Сыромятникова Л. М. Педагогические советы в ДОУ. М.: планета, 2011.
8. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 9, 12 – 2008; № 3 – 2009; № 3, 12 – 2010.
9. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
10. https://mkschool3.narod.ru/kartinki/znak1.gif Картинки
Старший воспитатель высшей квалификационной категории Савченко Л.А.