Формы и методы работы по экологическому воспитанию в ДОУ


Формы и методы работы по экологическому воспитанию в ДОУ

Кузенкова

Формы и методы работы по экологическому воспитанию в ДОУ

Консультация на педагогический совет на тему: «Формы и методы работы по экологическому воспитанию в ДОУ«

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества. В это время закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть и взрослого населения страны — работники сферы дошкольного воспитания и родители детей.

Методы работы с детьми по экологическому воспитанию.

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателей и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В экологическом воспитании детей широко используются следующие методы обучения: наглядные, практические, словесные.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе. В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда – при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию

Организованная образовательная деятельность (занятия)

Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.

Экскурсии. Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, а также развитию

Экологические праздники и досуги. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное»

содержание. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком. Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы — их организует
воспитатель.
Экологические акции. Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

Ознакомление детей с природой в повседневной жизни. Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводятся в тесной связи с работой в повседневной жизни. Педагоги широко используют для экологического воспитания детей прогулки. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагоги знакомят воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада, организуют разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность.

А также в группах детского сада необходимо создать соответствующую предметно-развивающую среду, которая предусматривает построение вариативного развивающего пространства, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, участников совместной деятельности. Она должна быть доступной, т. е. обеспечивать свободный доступ воспитанников к материалам, пособиям, объектам природы. Безопасной, т. е. все ее элементы должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования. И включать в себя не только природный уголок, но и центр познавательной активности для экспериментирования с различными материалами, наблюдения за природными явлениями и объектами неживой природы.

Труд детей в природе. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.)

. Эта
работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.
Работа с родителями — одна из важнейших форм экологического воспитания. Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда детский сад и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются различные формы:

• Анкетирование, проведение опросов

• Родительские собрания, мастер-классы, консультации;

• Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

• Участие в тематических выставках, смотрах-конкурсах.

• Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке детского сада, озеленение территории детского сада;

• Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов,

Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.

Заключение. Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее. А в заключение хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Методы экологического образования детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Иванова, В. В. Методы экологического образования детей дошкольного возраста / В. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 4 (19). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3536/ (дата обращения: 21.11.2021).


Всем известно о благоприятном влиянии природы на человека. Организация полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (В. Г. Грецова, Е. Н. Николаева, П. Г. Саморукова и др.), является основой осознанного, бережного отношения к природе. Именно так можно определить границы важнейшей в наше время проблемы экологического воспитания детей. Проблема экологического воспитания и образования — одна из самых актуальных на сегодняшний день. В системе непрерывного экологического образования начальное звено — это дошкольное детство. В этот период идет становление важнейших качеств человеческой личности, и закладываются основы экологической культуры. Уже с дошкольного возраста необходимо дать детям представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде.

Классическая педагогика выделяет два понятия — «методы обучения» и «методы воспитания», их теоретическое рассмотрение поможет определить и охарактеризовать методы экологического образования дошкольников.

Ведущие отечественные педагоги (И. Я. Лернер, Н. М. Скаткин, Ю. К. Бабанский и др.) рассматривают методы обучения как систему последовательных взаимосвязанных действий учителя и ученика. При этом любые методы обучения характеризуются тремя признаками: целью обучения, способом усвоения содержания, взаимодействием участников процесса.

Исследователи, как наши, так и зарубежные, отмечают общую разработанность теории методов обучения, следствием чего являются многочисленные и разные основания их классификации [3].

Ю. К. Бабанский в своей классификации выделяет три группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно — познавательной деятельности; ее стимулирования и мотивации; ее контроля и самоконтроля. Термин «учебно — познавательная деятельность» как раз и подразумевает совместную деятельность учителя и учащихся, в которой учитель совершает учебные действия, а ученики — познавательные.

По мнению С. Н. Николаевой, дошкольная педагогика еще в меньшей степени, чем школьная, исследует методы воспитания и обучения детей. С. Н. Николаева дает следующее определение педагогическому методу — это метод воздействия взрослого на детей через совместную деятельность.

В экологическом образовании единой классификации методов не существует.

В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов (наглядные, словесные, практические) Объекты и явления природы, который должен познать ребенок, требует использование разнообразных методов.

При ознакомлении детей с природой необходимо использовать все методы в комплексе, при этом правильно сочетать их между собой.

Метод экологического образования — это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Основной целью экологического воспитания детей является, научить ребенка развивать знания живой природы [1].

Основным методом в экологическом воспитании является — наглядный метод.

Наглядные методы способствуют формированию у детей четких представлений об окружающем мире, игровой и трудовой деятельности, развитию восприятия. Наглядные методы — это наблюдение, которое стимулирует интерес детей.

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает следующие задачи:

  1. Формирует у детей знания о природе;
  2. Развивает интерес;
  3. Воспитывает эстетические чувства. [4]

Воспитатель использует различные виды наблюдения.

Распознающее наблюдение.

Оно используется для ознакомления с новым явлением природы. В процессе распознающего наблюдения дети учатся различать цвет, форму, величину, пространственное расположение частей.

Длительное наблюдение.

Например, можно наблюдать за ростом лука в банке с водой. В ходе этих наблюдений развивается сообразительность, наблюдательность, сравнения, учатся анализировать.

Проведение наблюдения начинается с выбора объекта. Чтобы вызвать интерес у детей, воспитатель использует стихи, малые формы фольклора, отрывки из художественных произведений.

Наглядные методы способствуют формированию у детей четких представлений об окружающем мире, игровой и трудовой деятельности, развитию восприятия.

Словесные методы. При использовании словесных методов воспитатель должен учитывать способность к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании [2].

Например: во время прогулки дети увидели муравьев, которые трудятся. «Что они делают?» — спрашивают дети. Воспитатель предлагает сначала посмотреть, а затем в процессе наблюдения рассказывает про муравьев.

— Рассказ — используется, чтобы привлечь внимание детей.

Следующая группа методов — это практические методы. К практическим методам относится: игра.

Основу классификации игр заложил Я. Ф. Лесгафт. Он раскрыл систему подвижных игр, разработал их методику.

Игра является методом при помощи, которой дети знакомятся с окружающим миром. При ознакомлении с природой, используются следующие виды дидактических игр.

Предметные — это игры с использованием разных шишек, семян, листьев и т. д.

Настольно — печатные — развивают логические мышления («Ягоды и фрукты», «Грибы», «Лото»).

Словесные игры — устные вопросы о природе детям («Когда это бывает?», «Кто летает?» и т. д.)

Творческие игры: строительные, которые способствуют познанию детьми качество и свойства предметов природы (песок, шишки, снег, глина).

Подвижные игры: дети подражают повадкам животных. («Наседка и цыплятки», Волки и овцы», «Солнышко и дождик»)

Труд. Применяется в повседневном уходе за растениями в уголке природы.

Воспитывая трудовые навыки, одновременно нужно закреплять знания о природе. Например: Перед посевом — рассмотреть семена (форму, размер, цвет).

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — важная составляющая. При этом учитывается возраст детей и суть изучаемых занятий явления или объекта природы. А самым главным является вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить и знакомится с экологической деятельностью.

Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста.

Литература:

  1. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами6 Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: ГНОМ и Д. 2003. 100с.
  2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников/ Николаева С. Н.- М.,2001.
  3. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду/ Рыжова Н. А.- М.2000.
  4. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Серебрякова Т. А. — М., 2006.
  5. Суркина С. А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие Суркина С. А. — Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2011. — 103 с.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, окружающий мир, экологическое воспитание детей, дошкольный возраст, игра, природа, экологическое образование, познавательная деятельность, трудовая деятельность, экологическое воспитание.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]