Проблемы и перспективы в системе дошкольного образования


Проблемы и перспективы в системе дошкольного образования

Проблемы и перспективы в системе дошкольного образования.

Главной целью в области современного дошкольного образования является обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования для всех детей. Анализ основных вопросов развития системы дошкольного образования позволяет выделить ключевые проблемы: проблема доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями, недостаточная материально- техническая база ДОУ, квалификация педагогических кадров, не в полной мере соответствующая современным требованиям. Многие вопросы дальнейшего развития системы дошкольного образования требуют совершенствования законодательства на федеральном уровне.

Предшкольное образование направлено на обеспечение равных стартовых возможностей детям дошкольного возраста. За последнее десятилетие дошкольное воспитание прошло достаточно непростой путь встраивания в новые современные реалии, что значительно расширило границы ответственности детских дошкольных учреждений. Образовательная программа направлена в первую очередь на создание условий, отвечающих современным характеристикам процесса воспитания и обучения. Дошкольное образование в соответствии с ФГОС определяет уровень общего образования, где закладываются основы социальной личности в системе образования в целом с учетом установленных требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, прежде всего к психолого-педагогическим и кадровым сторонам проблемного решения данного вопроса. Ключевым фактором успешной реализации данного государственного стандарта по-прежнему является педагог. Важным моментом становится задача формирования условий, затрагивающая возможности раскрепощения прежде всего педагога, определения пути для самореализации в создании нового импульса его развития.

Сегодня приоритетным направлением работы с педагогами является повышение их профессиональной компетентности и эффективное методическое сопровождение в условиях введения и последующей реализации ФГОС дошкольного образования. Нужно менять стратегию и позицию в отношении кадрового обеспечения ДОУ, оказывать комплексную поддержку работникам, приглашая специалистов для оказания психологической профилактики эмоционального выгорания, проводить деловые игры, мастер- классы, организовывать научно-методическое просвещение на специально организованных семинарах-практикумах .

Педагогу, чтобы вписаться в современный ритм, нужно непрерывно заниматься саморазвитием, самообразованием на основе современных педагогических технологий. На сегодняшний день это одно из требований ФГОС. Ситуация в сфере дошкольного образования качественно меняется, большинство педагогов за последние годы освоили инновационные программы в рамках курсовой подготовки. Воспитатель- это человек, который связывает детей с новым, неизведанным пока миром взрослых. У воспитателя многогранная по специфике работа. Быть воспитателем — значит, нести зерно воспитанности, образованности и культуры, возрождать духовность и закладывать в умы и сердца своих воспитанников основы гражданского самосознания , самоопределения личности каждого дошкольника. Если педагог сам не успешен, не может найти свое место и не видит перспектив для дальнейшего развития и собственного роста, то и воспитанник будет следовать его примеру. В своей педагогической практической деятельности воспитателю необходимо создать условия для выявления и развития полноценного личностного ресурса каждого ребенка, используя системно-деятельностный подход, что позволит научить ребенка умению понимать задачу , анализировать варианты решений, сравнивать , из единого целого выделять составляющие, и не просто вооружить его знаниями, а сформировать умение и желание учиться всю жизнь. Так, для успешной адаптации и закреплении молодых кадров в ДОУ необходимо создавать Школу молодых педагогов, где каждый найдет ответы на многие трудные вопросы , возникающие в начале профессионального пути . Более опытные наставники должны быть не только грамотными и компетентными, но и умело тиражировать уровень своих достижений, заинтересовывать на повышение уровня компетенций и статуса, как внутри коллектива ,так и в педагогическом сообществе своих коллег и единомышленников.

Огромное значение в успешной реализации образовательной деятельности в ДОУ в настоящее время придается позиции родительской общественности , т.к. руководитель ДОУ просто вынужден привлекать к решению проблем детского сада различные социальные институты: родителей, общественность. Без помощи извне трудно справиться с огромным количеством задач по организации функционирования современного образовательного учреждения. Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Как много проблем возникает между ними, когда существует недопонимание, не хватает терпения и такта при рассмотрении различных вопросов. Отсутствие взаимопонимания, непонимание всей тяжестью проблематичности ложатся на неокрепшие плечи ребенка. Порой наблюдаешь, как некоторые родители пытаются отойти от воспитания своего ребенка, возложив все на плечи педагогов. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь понять всю ситуацию в понимании важности единых требований семьи и детского сада? Многие вообще считают, что детский сад- место, где за ребенком присматривают, пока родители дома. Важно понимать, что родители являются первыми педагогами для своих детей и в этом аспекте мы видим наши партнерские основы во взаимоотношениях ДОУ и семьи. Необходимо создать такие условия, чтобы родители воспринимали образование не только как готовый продукт, а разделяли ответственность с педагогами в вопросах воспитания детей, необходимо их активное включение в воспитательно-образовательный процесс, благодаря включению их в проектную деятельность поискового характера на основе предполагаемой совместной практической деятельности воспитанников , педагогов и самих родителей. Данный процесс становиться неотъемлемой частью модернизации образования, направленный на обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Решающую роль имеет заинтересованность самих педагогов, умение квалифицированно сориентировать родителей в особенностях и возможностях ребенка для решения задач дошкольного образования на этапе подготовки к школе.

Активная реализация образовательной деятельности дошкольного учреждения педагогическими кадрами и специалистами, разъяснение родителям основных задач воспитания и обучения детей позволяет создать условия для комфортного перехода ребенка старшего дошкольного возраста на следующую ступень образования, выработать единый стиль взаимодействия между педагогами и родителями. Важно компетентно донести суть цели дошкольного образования и создать условия для успешного продолжения образования в начальной школе. Образовательная работа с детьми в ДОУ дает достаточный уровень умений и навыков , необходимых будущему школьнику, таких как: навыки общения, познавательная деятельность, умение выполнять простые интеллектуальные действия. Ориентир на развитие личностных качеств воспитанников способствует развитию у них важных социально- психологических умений и физических качеств, гарантирующих каждому дошкольнику позитивный школьный старт в будущем. Родители должны быть союзниками воспитателя в образовании и развитии детей, а нам, воспитателям, надо помочь родителям, чтобы они пришли самостоятельно к мысли о том, что они способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему, сделать его умным, воспитанным, добрым и просто хорошим.

Сколько написано в мире статей И сколько прочитано лекций умных О том, как воспитывать нам детей, Пытливых и добрых, смешных и шумных. Советы несутся со всех сторон; Пишут ученые, и писатели, И методисты, и воспитатели, Иные из кожи аж лезут вон. Тысячи мнений простых и сложных, Как разные курсы для корабля, О том, что любить надо осторожно И мудрости вдалбливать детям должно С первых шагов, ну почти с нуля., Как быть? Да внушать можно то и се, А средство, по-моему, всем по росту, Тут все очень сложно и очень просто: Будьте хорошими. Вот и все!

(Э.Асадов)

Любовь и дисциплина

— Давайте поговорим о реформировании самого воспитательного процесса. Как вы себе это представляете?

— Все начинается с детского сада. Ребенок в среднем посещает его четыре года. Первое: нужно сделать так, чтобы в детских садах дети чувствовали себя комфортно. Там не должно быть «жести», как в советских садиках, когда ребенок описался, его поставили на стол, все на него показывают пальцем. Или ругают. Или заклеивают скотчем глаза.

— Да нет же, сейчас так не делают.

— Слушайте, делают так, что вы даже не представляете. У нас много этих историй, я могу рассказать, но не буду. Если ребенок не может сходить в детском саду в туалет — стесняется или боится, а подобное происходит сплошь и рядом, — значит, что-то случилось. Может быть, его осудили или посмеялись над ним. А к ребенку со стороны воспитателей должно быть бережное отношение — как к своему, по-доброму, с принятием. Ребенок должен получать базовые навыки, но в первую очередь он должен просто кайфовать все детство. Пусть он шалит, бегает, играет, поет и так далее.

— Опять же, сейчас идут перекосы, когда детям позволяется все, что угодно.

— Согласен. Поэтому должен быть баланс. У нас в Smile Fish две рельсы: любовь и дисциплина. Любить ребенка — это не значит позволять ему скакать по подоконникам, бить других детей или выбегать на проезжую часть. Наша любовь выражается в том, чтобы все дети в группе чувствовали себя расслабленно, комфортно и, главное, в безопасности. Мы даем определенную свободу каждому ребенку, чтобы он ощущал себя как дома.

Дисциплина при этом обязательна. Есть психологические исследования, когда ребенок видит лидера, знает четкие правила, то под таким контролем чувствует себя в безопасности. А когда ему все дозволено, то он расхлябан, неуравновешен, и от этого сам становится нервным, начинает волноваться, всего боится. Поэтому, естественно, в наших детских садах существует четкий режим дня: время приема пищи, сна, занятий, прогулок. В этом случае у ребенка формируется определенный внутренний ритм.

Я бы хотел отметить важную миссию воспитателя. Прежде всего, воспитатели должны любить детей и свою профессию, работать по призванию, а не принуждению. Задача воспитателя в детском саду — бережное отношение к здоровью и психологическому комфорту всех детей. С другой стороны, воспитатель должен увидеть талант у каждого ребенка, потому что все дети уникальны. Мы считаем, что воспитатели вообще одни из главных людей в жизни ребенка. Вспомните Арину Родионовну у маленького Саши Пушкина — она была обычным воспитателем, няней, а великий русский поэт увековечил ее имя в своих произведениях. Значит, она что-то делала, чтобы раскрыть его потенциал, относилась к нему по-доброму.

В наших детских садах есть программа «Пирамида взросления». Условно говоря, это такой треугольник, где воспитатель, ребенок и родитель общаются между собой. Все втроем должны взаимодействовать друг с другом, не боясь коммуникации. Таким образом можно развить сильные черты ребенка. Позднее функции воспитателя должен взять на себя школьный учитель.

— Вы считаете, что в школе тоже первично воспитание?

— Конечно. Вы помните свой первый класс? Я хорошо помню: много детей, огромный кабинет. И учитель говорит: «Здравствуйте, дети! Откройте страницу номер…» А мы сидим перепуганные за партами, никто никого не знает. А я ведь шел в школу как на праздник. Учитель что должен сделать? Отношения построить. Ему детей дали на четыре года, поэтому какие оценки, какая первая четверть? Это вообще неважно. Первое время, особенно когда на улице хорошая погода, дети с учителем должны гулять по паркам и прочее. Им нужно познакомиться, стать друзьями, выработать единые правила. Представляете, насколько такие дети будут эффективнее других?

В начальной школе детей учат прикладным вещам, которые потом используются всю жизнь. Вот я, к примеру, многое не помню из школьной программы — ни логарифмы, ни что такое синхрофазотрон, но зато я каждый день пишу, читаю, решаю какое-то микроуравнение. Поэтому главное для учителя — прозорливость, он должен видеть конечный продукт. Какими людьми станут мои ученики? Какими компетенциями будут обладать? Какие принципы я вложу в их жизнь? Какие фундаментальные истины я дам им?

И потом этот учитель должен рекомендовать уже родителям, какие таланты развивать, чтобы с пятого класса набор уроков был по выбору. В это время каждый ребенок должен уже отвечать на вопрос: что я создам? Один может попробовать себя в медицине, а другой мечтает стать блогером. Пусть дети экспериментируют. Ребенок должен понимать, как он улучшит свою жизнь, свою страну. Видеть себя в обществе, какой вклад привнесет в этот мир. Кроме того, в школе помимо базовых предметов нужно учить коммуникации, дружбе, построению семьи, этикету и так далее — вспомните колесо ценностей Smile Fish. Почему бы не ввести уроки публичных выступлений, финансовой грамотности — про банки, кредиты, ипотеки? Это должны быть предметы, которые сегодня актуальны. Почему наших детей этому не учат? Почему их вообще не учат жизни?

— Какие специалисты нужны вашей компании?

— Разные. Для меня диплом о высшем образовании вообще не показатель. Естественно, в наших садах работают профессиональные педагоги дошкольного образования, психологи. Но это не является гарантией, что человек получит у нас работу. Прежде всего мы отдаем предпочтение людям, которые действительно любят детей и у них куча идей, а это значит, что на собеседовании они с ходу могут спеть десять детских песенок, рассказать шутки-прибаутки, организовать игру, смастерить поделки из подручных материалов.


Smile Fish

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]