Конспект урока ИЗО на тему: «Декоративное рисование», 1 класс
МБОУ СОШ № 29, г.Екатеринбург
Учитель начальных классов Сёмина Серафима Андреевна
Урок изо в 1 классе
Урок по ИЗО на тему:
«Декоративное рисование»
Цель урока:
создать композицию «Букет цветов» в технике «ниткография».
Задачи:
- учить детей работать в технике «ниткография»;
- учить детей намазывать нить краской до нужной консистенции;
- учить детей располагать нить на бумаге для получения узора;
- учить детей придавливать бумагу с нитью для получения узора;
- учить детей дополнять узор различными элементами до узнаваемого образа (листья, тычинки, мелкие детали);
- учить детей располагать объекты на листе бумаги;
- учить детей смешивать краски.
I. Организационный момент.
II. Объяснение нового материала.
а)
Введение.
Ребята, вы когда-нибудь дарили в подарок букет цветов? А вам дарили? А что такое букет? Букет
– это срезанные или сорванные цветы, подобранные друг к другу.
Вчера, готовясь к вашему уроку, из этой книги я узнала, что в каждой национальности букеты составляются по-разному и существенно отличаются друг от друга. Меня очень заинтересовали японские букеты. Япония – маленькая страна, находится на островах. Зелень японцы очень берегут, т.к. она очищает воздух и поэтому их букеты славятся тем, что в них немного цветов. Японские букеты строятся вот по какому принципу. В их букетах используются сухие ветки, листья и может быть всего лишь один цветок или несколько. Каждый их букет с глубоким содержанием и имеет своё имя. Славятся японцы своими икебанами, так по-японски называют аранжировку (расположение цветов). Согласно правилам, применительно к икебанам, цветы расставляются в вазе в «естественном виде». Стебельки каждого цветка должны стоять самостоятельно и ничто не должно их заслонять.
Когда кто-то из семьи приходит из леса, сада, то они, наверняка, приносят букеты зимние или летние? В этих букетах видно каждый цветок или они заслонены друг другом? Россия – большая страна и букеты мы ставим овалом. Наши букеты, чаще всего, превращаются в веник. Если вы будете ставить букет, то нужно чтобы каждый лист и травинка были видны. Русские букеты следуют двум основным направлениям: 1) природному, т.е. в вазе цветы стоят также, как и в природе; 2) декоративному, где внимание уделяется на формы и контуры. По форме букеты могут быть круглыми и свободно собранными, односторонними когда букет ставится к стене, вертикальными, массовыми и др.
Сегодня вы будете художниками и ваша задача – создать красивый букет в необычной технике – ниткография. Вашей кистью сегодня будет нить, которой вы будете вырисовывать различные узоры. Но кисть и гуашь вам обязательно пригодятся для намазывания нити цветом.
Перед собой вы видите половинку листа – это палитра, на которой вы будете намазывать нить краской и также смешивать краски для получения нужного цвета. Также перед вами лист, который я вам раздала. Он – тренировочный, на нём вы будете тренировать создавать узор. И у каждого из вас есть две нити, одна – для тренировочного узора, другая – для изображения нашего букета на чистом листе.
б)
Объяснение нового материала.
Давайте посмотрим на иллюстрации, нарисованные мной. Мы видим, что букеты все различны как по форме, количеству цветов, так и по цветовой гамме. Нужно запомнить, что чем выше узор, тем он светлее, чем ниже, тем он темнее. Для верхних узоров лучше брать жёлтую или оранжевую краску, для узоров ниже – красную, бордовую и для нижних узоров – синюю.
Возьмёте тренировочный лист, положите его перед собой, свернёте поперёк пополам и раскроете. Возьмёте нить, свёрнёте её пополам, намочите два её кончика в воде для того, чтобы они не «расходились» во время работы. Свернёте нить пополам, но так чтобы конец нити с петлёй был чуть выше намоченного конца нити. Ещё раз свернёте нить пополам, сравняв концы (петля должна быть расположена напротив петли). И ещё раз свернёте нить пополам и снова петля напротив петли. Обратите внимание на то, что намоченный в воде конец нити в сворачивании не участвует, он нужен нам для того, чтобы держаться за него в течение рисования.
Кладёте свёрнутую нить на палитру, намоченный конец оставляем вне её. Берёте кисть, вымачиваете её в воде и набираете на неё ту краску, которая вам больше всего нравится, и кистью начинаете полностью намазывать краской свёрнутую нить, кроме намоченного её конца. После того, как нить выкрашена, переворачиваете её и намазываете с другой стороны краской этой же.
После берёте выкрашенную нить и осторожно её разворачиваете, т.к. она может запутаться. После того, как нить развернули, с неё нужно убрать лишнюю краску. Взявшись за намоченный конец нити правой рукой, двумя пальцами левой руки – большим и указательным – проводите по нити, убрав лишнюю краску. Руки при этом будут грязными, но такова техника.
Возьмёте тренировочный лист, уже свёрнутый пополам, к линии сгиба приложите нить так, чтобы вымоченный её конец выходил за пределы листа. За него мы будем нить вытягивать. Другим концом нити начинаете вырисовывать петли, одна петля побольше, другая – в ней – меньше и этот же конец выводите к линии сгиба так, чтобы он тоже выходил за пределы листа.
Накладываете чистую сторону листа на сторону листа с нитью, плотно прижимаете и, взявшись за оба конца нити вытягиваете её, можно тянуть за один конец. Затем открываете лист и смотрите, что получилось. А получились красивые узоры, похожие на лепестки цветка.
Во второй раз также сворачиваете нить, набираете на кисть другую краску и запоминаете, чем выше узор, тем он светлее, чем ниже, тем темнее. Берёте краски меньше, т.к. нить хлопчатобумажная, она хорошо впитывает, снова убираете лишнюю краску, также накладываете нить снизу, чуть ниже уже полученного узора, плотно прижимаете бумагу, вытягиваете нити и смотрите, что получится.
У кого осталось внизу листа место, можно сделать третий узор таким же образом.
В букете мы должны добавить листочки. На палитре нужно смешать краски. Какими цветами бывают листья? (Зелёные, желтые).
Эти краски мы смешаем, добавив белую, чтобы цветы на фоне листочков не терялись.
Листочки будут «выходить» от линии сгиба. Набрав на кисть краску, я мазну и вытяну, прижимаю кисть и вытягиваю.
Серединку листочков украсим тычинками. У цветка это то место, где находится пыльца. Их мы изобразим тонкими линиями, выходящими из одной точки.
в)
Использование технологических карт.
Давайте посмотрим на схему, на которой изображены узоры, которые вы можете выводить нитью. Также вы можете придумать и свои узоры.
Не забывайте, чем выше расположение цветка, тем он светлее, чем ниже, тем он темнее. Для верхних цветов лучше брать жёлтую или оранжевую краску. Для цветов пониже – красную, бордовую, а для самых нижних – синею. Зелёную краску мы будем использовать для листков.
III. Самостоятельная деятельность детей.
а)
рисование узора на тренировочном листе;
б)
выбор цвета для рисования букета;
в)
расположение узора на листе.
IV. Индивидуальная работа с детьми.
а)
помогать располагать нить на тренировочном листе;
б)
помогать выбрать цвета для букета;
в)
помогать расположить узор на листе.
V. Анализ работ детей.
5
— Понравилась вам наша выставка? Чем? (яркие краски, цветы, кони красивые, как в сказке и т.д.)
-Что рисуют городецкие мастера на предметах быта?(Дети вслед за воспитателем находят коня, птиц, листья, розы, купавы, бутоны, ромашки и называют их.)
Поиграем: «Я буду показывать вам картинки. Если на картинке городецкая роспись, тогда хлопайте в ладоши, если какая-то другая, то топайте ногами»
— Из какого материала все эти изделия? (из дерева)
Да, городецкая роспись выполняется только по дереву.
— Какие краски используют мастера городецкой росписи? (зеленая, оттенки красной, оттенки синей, желтая, белая, черная).
Ребята, а вы хотите стать мастерами-художниками? Проходите в нашу мастерскую.
Городецкие узоры
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
( Дети подходят к столу №4 с заготовками разделочных досок)
В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева, как и ваши листочки.
На столах вы видите заготовки разделочных досок. Но узор на них не завершен. Чего –то не хватает. Мы постараемся украсить их,
Загадка: Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она — … (купавка). (Показать рисунок)
Попробуем ее нарисовать?
Какие цвета мы будем использовать? Чтобы нарисовать купавку надо нарисовать несколько этапов. Пройдемте к первому столу.
Первый этап: подмалевок. Этот этап мы обозначим розовым цветом
Сначала нужно нарисовать круг любого цвета — подмалевок. Воспитатель: Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть у вас? Каких цветов не хватает?
Дети: Розовых
Воспитатель: Что же нам делать?
Дети: Надо смешать краски.
Воспитатель: Какие краски надо смешать, чтобы получить розовый цвет?
Дети: В белую краску добавить немного красной.
(работа с палитрой, повторить правила работы кисточкой)
Чтобы наш круг превратился в красивый цветок мы переходим ко второму этапу.
Второй этап- Теневка
Наши подмалевки высохли. Кисточки тонкие.
На вершине этого цветка нужно нарисовать небольшой шарик и внутри подрисовать серпик (дужку).
Чтобы получилась дуга красивой формы, нужно начать прописывать кончиком кисти слегка касаясь поверхности. К середине дуги постепенно усиливаем нажим и заканчиваем рисование опять без нажима
Дальше мы начинаем прорисовывать лепестки нашей купавки
Рисуем лепестки – дужки. Начинаем с центрального лепестка (по центру серпика) и симметрично дорисовываем остальные лепестки. Этот этап мы обозначаем красным цветом
Физминутка «Цветочек»
Последний этап– Оживка. Краска высохла и у вас на столе –белая краска
Когда все хорошо просохнет, нужно тоненькой кисточкой прорисовать белую оживку.
Этот этап мы обозначаем белым цветом
Вот и получилась у нас нарядная купавка. Какие три этапа прошли, чтобы нарисовать этот цветок?
А теперь подойдем к нашим доскам и распишем их, поместим нашу красавицу купавку и дополним узор
— Какие чудесные работы у вас получились!
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоты той нет конца
Это всё для Городца.
— Теперь, мои юные мастера, я прошу вас протянуть руки над вашей работой и сделать движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной: «Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё чему мы научились»
Рефлексия.
-Что мы сегодня рисовали?
— Какие цвета использовали в 1м этапе? Во втором? В третьем?
— На сырую или на сухую краску наносится оживка.
Мы прошли много этапов,нарисовали красивые купавки. Я думаю, что полученные сегодня знания вам еще пригодятся.
Выставка работ.
Вокруг себя вы повернитесь, и в педагогов превратитесь.
Спасибо всем за участие.