Формы физкультурно-оздоровительной работыконсультация по физкультуре по теме
Формы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.
Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Российская Академия медицинских наук
Одна из основных задач в дошкольном учреждении – охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие и закаливание организма. В нашем детском саду создана система физкультурно-оздоровительной работы, которая способствует формированию здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребёнка, хорошо владеющего своими движениями, любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности. Для этого созданы все условия, которые отвечают медицинским и учебно-воспитательным требованиям по сохранению и укреплению здоровья детей. Педагоги детского сада используют различные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учётом уровня их развития и состояния здоровья. Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется не только на образовательной деятельности по физической культуре, но и в повседневной жизни. Ежедневно в течение дня проводится несколько форм физкультурно-оздоровительной работы.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика должна проводится ежедневно до завтрака в течение 6-12 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий).
При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года важно помнить об их вариативности содержания и характера. Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольных учреждений могут быть введены разные ее типы и варианты как в содержательном плане, так и в методике проведения. Предлагаем разные варианты. Утренняя гимнастика игрового характера включает 2-3 подвижные игры или 5-7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения на полосе препятствий — детям можно предложить упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий. Утренняя гимнастика может проводиться в форме оздоровительной пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе — в течение 5-7 мин. непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения. Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5-6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)
В содержание утренней гимнастики включаются различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.
Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение двух недель.
В старшем дошкольном возрасте дети должны самостоятельно воспроизводить весь комплекс целиком после 2-3 повторений. Во время организации необходимо музыкальное сопровождение.
Физкультминутка проводится воспитателем по мере необходимости (в течение 3-5 мин.) в зависимости от вида и содержания образовательной деятельности, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. Перед началом физкультминутки следует открыть фрамуги.
Общеизвестно, что физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12-15 мин.), наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным.Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения.
Двигательная разминка (динамическая пауза) проводится во время большого перерыва между занятиями, позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3-4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1-2 мин. Продолжительность разминки не более 10 мин.
Подвижные игры, физические упражнения на прогулке. Подвижные игры — сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры.
Гимнастика пробуждения. После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7-15 минут).
Комплекс упражнений проводится в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3-4 минут, выполняют 4-5 общеразвивающих упражнений. Можно предложить упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую в бег — выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17-19 градусов, после чего переходят к массажным дорожкам. Дети занимаются в одних трусах и босиком. После проведения разных вариантов гимнастики переходят к водным закаливающим процедурам: обтирание влажной варежкой с последующим растиранием сухим полотенцем.В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется проведению закаливающих процедур, которые особенно влияют на укрепление здоровья и снижение заболеваемости.
Закаливание — важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Цель закаливания — выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным и инфекционным заболеваниям. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
Положительных результатов от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении таких принципов, как постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.
Закаливание воздухом — наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.
Помимо организованной деятельности по физической культуре в режиме дня детей старшего дошкольного возраста значительное место должна занимать самостоятельная двигательная деятельность. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.
При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделить в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.
Воспитатель должен влиять на выбор детьми соответствующих упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. Он учит детей играть сообща, побуждает более ловких детей, хорошо владеющих движениями, помогать своим сверстникам.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.
Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели.
Обучив дошкольника простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ.
Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное утомление у детей. Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3—5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Лишь осуществляя комплексный подход, можно добиться выполнения главных задач воспитательно-образовательной работы по укреплению физического, психического и сексуального здоровья детей и их оптимального физического развития. Ю.Ф.Змановский
7525_ozdorovitelnaya rabota 2.docx
В условиях современной природно- социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50% , имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% — хронически больны. ( Д анные матери алов Всероссийского совещания « Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях) . Остро эта задача стоит в дошкольных учреждениях. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым кри тическим периодам жизни ребенка. Термин «критический возраст» введен учеными для характеристики тех фаз жизни ребенка, когда он особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний. Исходя из этого, физическое воспитание должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а задача укрепления здоровья одн а из приоритетных в работе ДОУ. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер, к числу которых относится закаливание. Как показывают данные социологических исследований ученых традиционные методы закаливания( узко педагогический и узко медицинский) не приводят к улучшению сложившийся ситуации. Положение о необходимости комплексного применении оздоровительных мер в детском саду общеизвестно. Стремление к комплексности оправдано и понятно, тем более в таком деле как оздоровительная работа Учеными доказано, простое воздействие на конкретное состояние ребенка не эффективно. Педагогические и медицинские задач и порой хорошо состыковываются на бумаге, в действительности же в традиционной системе оздоровления детей педагоги выполняют свои функции механически( обливание стоп, хождение по ребристой дорожке принятие воздушных ванн и так далее) поддерживая общий жизненный тонус ребенка. Однако если учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы телесного и духовного здоровья то становится очевидным отсутствие целостности или комплексности в данных оздоровительных мероприятиях. Программа «Педагогика оздоровления» Этой программе присущи следующие черты: 1. В её центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития 2. З доровый ребенок рассматривается как целостный телесно- духовный организм. 3. Оздоровлние трактуется не как совокупность лечебно- профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. 4. Ключевым, средством программы является индивидуально- дифференцированный подход. Цель программы Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья Ожидаемые результаты О сознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья П овышение уровня ориентации к современным условиям жизни. О владения навыками самооздоровления. С нижение уровня заболеваемости О сновные принципы программы П ринцип научности- подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно- обоснованными и практически апробированными методиками П ринцип активности и сознательности- участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей П ринцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно- воспитательного процесса всех видов деятельности П ринцип адресованности и преемственности- поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья. П ринцип результативности и гарантированности- реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ Профилактическое- о беспечение благоприятной адаптации в ыполнение сангигиенического режи ма решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний Организационное – организация здоровьесберегающей среды ДОУ определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик. изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников лечебное коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитие витаминотерапия оказание скорой помощи при неотложных состояниях Физкультурно- оздоровительные мероприятия 1. Утренняя гимнастика 2. Д вигательная разминка во время перерыва между заняти- ями 3. Ф изкультминутка 4. Подвижные игры и упраж- нения на прогулке. 5. Пробежки по массажным дорожкам в сочетании с кон- трастными воздушными ваннами 6. Гимнастика после дневного с на( комплекс упражнений) Ежедневно в зале или на улице Ежедневно Ежедневно, по мере необходи- мости, в зависимости от вида и содержания занятия Ежедневно, во время прогулки 2- 3 раза в неделю группами по 7- 10 человек, проводятся после дневного сна. 2- 3 раза в неделю, по мере пробуждения и подъема детей УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ По физической культуре Самостоятельная Двигательная деятельность 2 раза в неделю, одно в часы прогулки. Ежедневно, под руководством Воспитателя. ФИЗКУЛЬТУРНО- МАССОВЫЕ ЗАНЯТИЯ 1. Неделя здоровья. 2. Физкультурно- спотивные праздники на открытом воздухе. 3. Физкультурный досуг. 2 раза в год 2- 3 раза в год 1- 2 раза в месяц СОВМЕСТНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДОУ И СЕМЬИ 1. Домашние задания 2. Участие родителей в физкультурно- оздорови- тельных массовых мероприятиях ДОУ Определяются воспитателем Подготовка и проведение Физкультурных досугов Праздников, посещения открытых Мероприятий. Организация двигательного режима Формы организации Младшая группа Средняя группа Старшая группа Поготов. к школе группа Утренняя гимнастика 6- 8 минут 6- 8 минут 8- 10 минут 10- 12 мин Хороводная игра или игра средней подвижности 2- 3 мин 2- 3 мин 3- 5 мин 3- 5 мин Физминутка во время занятия 2- 3 мин 2- 3 мин 2- 3 мин 2- 3 мин Динамическая пауза между занятиями( если нет физо или музо) 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин Подвижная игра на прогулке 6- 10 мин 10- 15 мин 15- 20 мин 15- 20 мин Индивид. работа по развитию движений на прогулке 8- 10 мин 10- 12 мин 10- 15 мин 10- 15 мин Динамический час на прогулке 15- 20 мин 20- 25 мин 25- 30 мин 30- 35 мин Физкультурные занятия 15- 20 мин 20- 25 мин 25- 30 мин 30- 35 мин Музыкальные занятия 15- 20 мин 20- 25 мин 25- 30 мин 30- 35 мин Гимнастика после дневного сна 5- 10 мин 5- 10 мин 5- 10 мин 5- 10 мин Спортивные развлечения 20мин 1 раз/ мес 30 мин 1 раз/ мес 30 мин 1 раз/ мес 40- 50 мин 1 раз/ мес Спортивные праздники 20 мин 2 раза/ год 40 мин 2/ год 60- 90 мин 2/ год 60- 90 мин 2/ год День здоровья 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц Подвижные игры во 2 половине дня 6- 10 мин 10- 15 мин 15- 20 мин 15- 20 мин Прогулки, походы 1 час 1 раз/ квартал 1, 5 часа 1 раз/ квартал Самостоятельная двигательная деятельность ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Физкультурно- оздоровительные занятия и их в ариативность 1. У тренняя гимнастика. Традиционный комплекс Подвижные игры Оздоровительные пробежки вокруг детского сада Преодоление полос препятствий 2. Д вигательная разминка между занятиями. Игровые упражнения Подвижные игры на ориентировку в пространстве Двигательные задания. 3. Ф изкультминутки. У пражнения для развития мелкой моторики рук И митационные упражнения О бщеразвивающие упражнения. 4. П одвижные игры и физические упражнения. Подвижные игры. Спортивные упражнения Двигательные задания, с использованием полосы препятствий Упражнения в основных видах движений Элементы спортивных игр. 5. Коррекционная работа с детьми по развитию движений. Дифференцированные игры, подобранные с учетом двигательной активности детей. Упражнения по формированию осанки и стопы Двигательные задания по усмотрению воспитателя. 6. Г имнастика после дневного сна. Разминка в постели и самомассаж Игровые упражнения Сюжетно- игровая гимнастика Пробежки по массажным дорожкам. 7. У чебные занятия по физической культуре традиционное игровое сюжето- игровое тренировочное ритмическая гимнастика по интересам детей комплексное контрольно- проверочное тематическое 8. С амостоятельная творческая деятельность детей на воздухе. Под руководством воспитателя. 9. Н еделя здоровья подвижные игры и упражнения, разработанные по сценарию фрагменты из физкультурных досугов 10. Ф изкультурные праздники и досуги игры и упражнения спортивные игры упражнения в основных видах движения игры- эстафеты музыкально- ритмические упражнения ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ. Задачи физического развития дошкольников. 1. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствования их физического здоровья, повышения сопротивляемости организма, улучшения умственной и физической работоспособности. 2. Формирования у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение определенного уровня физической подготовки. 3. Воспитание у детей личной физической культуры. Формирование потребностей в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Для реализации этих задач в ДОУ созданы следующие условия: Оборудован спортивный зал, спортплощадка, уголки здоровья в группах. Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами: 1. Полноценное питание детей. 2. Закаливающие процедуры. 3. Развитие движений. 4. Гигиена режима. Принципы организации питания: — выполнение режима питания- калорийность питания, ежедневное соблюдения норм потребления продуктов. — гигиена приема пищи- индивидуальный подход к детям во время питания- правильность расстановки мебели. Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития организма ребенка. Основные факторы закаливания: — закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня- закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности. — закаливание проводится на положительном фоне и при тепловом комфорте организма ребенка- постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур В ДОУ проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий: — облегченная одежда для детей в ДОУ- соблюдение сезонной одежды на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья- соблюдение температурного режима в течении дня- дыхательная гимнастика после сна- релаксационные упражнения- виброгимнастика- самомассаж- мытье рук прохладной водой по локоть Развитие движений. Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями. Укрепление здоровья средствами физического воспитания: — повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды- совершенствование реакций терморегуляции и закаливание организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям- повышение физической работоспособности- нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также возможная коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития- повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья Основные принципы организации физического воспитания в ДОУ 1. Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья 2. Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами 3. О б язательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости кардиореспираторной системы 4. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья Формы организации физического воспитания: — Физкультурные занятия в зале и на спортивной площадке- физкультминутки- спортивные игры- утренняя гимнастика- индивидуальная работа с детьми Гигиена режима 1. Выполнение санитарных требований к помещению, участку, оборудованию. 2. Рациональное построение режима дня 3. Охрана жизни и деятельности детей 4. Санитарно- просветительая работа( с сотрудниками и родителями) 5. Физкультурно- оздоровительные мероприятия в режиме дня 6. Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям: — привитие стойких культурно- гигиенических навыков- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи- формирование элементарных представлений об окружающей среде- фо рмирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям. Комплекс оздоровительных мероприятий Утренняя гимнастика( с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику) Физкультурные занятия в зале( в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения Чесночные «киндеры» Фитонциды( лук, чеснок) Прогулки: дневная 10. 15 – 11. 50; вечерняя 17. 30 – 18. 30 Оптимальный двигательный режим Сон без ма ек Дыхательная гимнастика в кроватях Обширное умывание, ходьба босиком Упражнения на профилактику плоскостопия+ индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы Библиография Антонов Ю. Е. «Здоровый дошкольник. Оздо ровительные технологии 21 века», «Аркти» М. , 2001 г. Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М, 1993 г. Алямовская В. Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания» Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М. , 2001 г. Гурич А. Г. «Теория биологического поля» М, 1944 г. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду. , С- П. , 2002 г. Ильенков Э. В. «Диалектическая логика» М, 1984 г. Казначеев В. П. «Космопланетарный феномен человека» Новосибирск, 1991 г. Кудрявцев В. Т. , Нестерюк Т. В. , «Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4- 7 лет», М. , 1997 г. Кудрявцев В. Т. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М. , 1999 г Казначеев В. П. «Космопланетарный феномен человека» Новосибирск, 1991 г. Леви- Гориневская Е. Г. , Быкова А. И. «Закаливание детского организма» М. , 1962 г. Материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ» М. , 2001 г. Манахеева М. Д. «Воспитание здорового ребенка», «Аркти», М. , 2000 г. Маркова Л. С. , «Программа развития дошкольного образовательного учреждения», М. , 2002 г. Праздников В. П. « Закаливание детей дошкольного возраста» «Медицина» 1988 г. «Радуга» программа и методическое руководство М, 1996 г. Сивачева Л. Н. «Физкультура – это радость» Санкт- Петербург «Детство- Пресс» 2002 г. МДОУ – детский сад «Березка» Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Педагогика оздоровления» Воспитатель: Утрясова С. А. 2015 год