Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Дом моделей»


Рисование на тему «Одежда, обувь и головные уборы» в старшей группе: разбираемся в аспектах

Если в среднем дошкольном звене ребята рисовали одежду, обувь и головные уборы преимущественно по готовому шаблону, то в старших группах они сами рисуют и раскрашивают ее силуэт. У детей 5–6 лет уже довольно развито чувство формы, цвета, пропорции. Глядя на предмет гардероба, они быстро определяют его форму и воссоздают ее на листе бумаги. Кроме того, они без труда рисуют вещи по памяти или по представлению.

Дети данного возраста успешно овладевают композиционными умениями: размещают предмет на бумаге согласно его пропорциям: например, если это длинный сарафан или платье, то лист бумаги располагается вертикально, если же предмет вытянут в ширину (пара варежек) – то горизонтально.

У ребят закрепляется знание базовых цветов, они узнают новые цвета (фиолетовый) и оттенки (сиреневый, светло-зеленый и пр.) и активно используют их в своих работах. Дети различают тона темные и светлые, бледные и насыщенные. Отметим, что воспитателю стоит обратить внимание дошкольников на то, что привлекательно выглядят не только разноцветные композиции, но и одноцветные (иногда это может сделать рисунок более выразительным). Однако при рисовании одежды педагог не навязывает детям своего мнения: дает им возможность выразить свои собственные предпочтения.

Рисование одежды, обуви и головных уборов, хотя и относится к предметному, на самом деле очень тесно переплетается с декоративным рисованием: ведь, малыши не просто изображают платья, сапожки, варежки, но и украшают их самыми разными, порой замысловатыми, узорами. Задача педагога — помочь им добиваться ритмичности построения орнамента.

Используемые материалы и основа

При рисовании предметов гардероба используется в основном стандартная основа (листы бумаги формата А4). При рисовании красками она тонируется в бледные пастельные оттенки. Что касается готовых шаблонов, то они предлагаются ребятам лишь в том случае, если акцент на занятии ставится на украшение одежды каким-либо специфическим узором (например, при изображении одежды древних славян или если тема обозначена как «Роспись ткани»). Здесь оцениваются, прежде всего, декоративные умения дошкольников. Отметим также, что работа с шаблонами также более уместна при занятиях с детьми с ЗПР.

Если предполагается коллективная работа, то воспитатель заранее готовит шаблон большого размера и необходимой формы.

Дошкольники раскрашивают элементы по своему вкусу

Заготовка, которую будут заполнять деталями несколько дошкольников

Что касается инструментов для рисования, то в старшем дошкольном звене детям предоставляются не только цветные карандаши и краски (гуашь и акварель) – часто используются восковые мелки и простой графитный карандаш (графические композиции).

Техники и приёмы рисования, которые нужно использовать

В старшей группе происходит дальнейшее совершенствование всех изобразительных навыков. Самые ключевые из них — это различное положение карандаша и кисти в зависимости от приемов рисования. При закрашивании больших деталей инструмент больше наклоняется к бумаге — штрихи получаются более широкими. При прорисовке мелких элементов кисть или карандаш нужно держать практически вертикально, ближе к основанию. Все эти приемы вырабатывают легкость и свободу движений, что дает возможность проявлять творческую фантазию.

Воспитанники старшей группы также отрабатывают навык регулирования нажима на карандаш. Проведение легких линий дает возможность рисовать более точную реалистичную форму, корректируя ее по мере необходимости. С другой стороны четкие линии необходимы для получения интенсивного цвета.

Если в среднем звене дети изображали предметы сложной формы, разделяя их на более простые составляющие части, то теперь педагог учит их рисовать контур одной линией. Для этого умения необходимо отрабатывать свободный поворот руки в процессе изображения (не нужно поворачивать бумагу). Данный навык формируется постепенно (рисование разнонаправленных дуг, волнистых линий, завитков).

При работе с красками дошкольники учатся самостоятельно получать новые цвета и оттенки, высветлять цвет акварельной краски, разбавляя ее водой.

Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности при рисовании предметов гардероба, уместность индивидуального подхода

Изображение одежды, обуви и головных уборов — это во многом декоративное рисование, поэтому использование различных дополнительных видов украшения здесь будет очень уместно. Это может быть аппликация как привычными, так нетрадиционными материалами. Например, нарисованную и раскрашенную карандашами шапочку украсят бумажные геометрические фигуры, а к раскрашенному гуашью пальто можно приклеить настоящие пластмассовые пуговицы.

Рисование органично сочетается с аппликацией

Интересно смотрятся на рисунке аппликативные элементы из тканей. Например, нарисованная девочка одета в наклеенную шубку из бархатистого материала, которую украшают бумажные пуговицы.

Шубка из мягкой ткани наклеена на нарисованный силуэт девочки

Для декоративных целей при рисовании одежды вполне можно использовать и пластилин, формируя из него различные элементы узора.

Поскольку дошкольники в старшей группе уже отличаются друг от друга по уровню развития художественных способностей, то им вполне можно индивидуализировать задания по степени сложности. Хорошо подготовленному ребенку можно предложить украсить свой рисунок любым из перечисленных выше способов либо предложить еще одну один лист бумаги или шаблон для создания новой композиции (уже в другом плане).

Конкретные варианты композиций в рамках темы «Одежда, обувь и головные уборы»

В первом полугодии (октябрь) воспитанником старшей группы предлагается рисование на тему «Девочка в нарядном платье». Однако здесь внимание уделяется не столько форме и украшению одежды, сколько передаче правильных пропорций человеческой фигуры. Кстати, чуть позже, в декабре, проводится лепка «Девочка в зимней шубке».

Целесообразно периодически предлагать дошкольникам изображение отдельных предметов одежды. Это должно быть рисование по сезону (например, зимой — варежки, шапка, пальто, осенью — платье, весной — сарафан). Некоторые темы, например, затрагивающие одежду древних славян, уместны в любое время года. Желательно, чтобы рисованию предшествовало соответствующее занятие по ознакомлению с окружающим миром.

Рисованию конкретных предметов одежды в идеале должно предшествовать занятие по декоративной росписи ткани, на котором ребята украшают красивым узором шаблоны платьев, сарафанов, свитеров. Задача такой деятельности в том, чтобы дети уяснили, что материалы бывают не только однотонные, но и декорированные красивым принтом.

Обозначим конкретные варианты занятий в рамках темы:

  • «Дом моделей» (или «Ателье»).
  • «Одежда славян» («В чем на Руси ходили»).
  • «Нарядные сапожки» («Сапожки для куклы»), «Валенки».
  • «Пальто для куклы» («Шубка для куклы»).
  • «Нарядное платье для мамы».
  • «Моя шапка» (или комплект «Шапка и варежки»).
  • «Красивые варежки» («Варежки для снегурочки»).

При желании можно также организовать коллективную работу, например, «Красивый теплый шарф». Дети разделяются на подгруппы примерно по семь человек. Каждой из них воспитатель предлагает большую основу в виде шарфа и отдельные бумажные фрагменты, составляющие его по принципу пазла. Каждый ребенок раскрашивает свой элемент, а затем они приклеиваются к основе — получается оригинальный разноцветный аксессуар.

Аксессуар составлен из отделдьных бумажных фрагментов

Еще один оригинальный вариант

Какие нюансы учитываются при подготовке занятия по рисованию одежды

Целями изображения одежды, обуви и головных уборов в старшей группе является:

  • знакомство с историей развития костюма, а также особенностями народных элементов в одежде,
  • работа с шаблонами и создание собственных эскизов предметов гардероба,
  • разъяснение правил выбора одежды для разных сезонов, жизненных ситуаций (по случаю торжества — яркая, праздничная, на прогулку — повседневная и т. п.),
  • обогащение знаний относительно профессий, имеющих отношение к созданию одежды (сапожники, модельеры, портные, раскройщики и др.),
  • воспитание чувства меры и гармонии при подборе декоративных элементов костюма.

Рисование одежды даёт возможность ребятам самим выбирать цветовые решения для раскрашивания, а затем оценивать результат с точки зрения эстетичности

Что нужно для занятия

Предметы гардероба, как правило, изображается на листах стандартной белой бумаги формата А4. Важный нюанс: если рисунок предполагается красками, то лист нужно тонировать только бледными пастельными тонами. На яркой подложке изображение «потеряется». Если рисование предполагается декоративное, то можно использовать готовые шаблоны, которые ребята расписывают в соответствии с заданием. К примеру, славянские узоры народного костюма в теме «Роспись ткани».

Рисование — важный вид изодеятельности с детьми с ЗПР. Однако в силу ограниченных возможностей, таким ребятам может оказаться не под силу создание рисунка «с нуля», поэтому педагог активно привлекает работу с шаблонами, которые нужно раскрасить, декорировать или дополнить недостающими линиями, например, тулье шляпы дорисовать верхнюю линию.

Для рисования в старшей группе на тему «Одежда, обувь и головные уборы», так же, как и для других тем, используются цветные карандаши, краски (акварель и гуашь с более сочными оттенками), восковые мелки, фломастеры для создания ярких образов, а также простой карандаш для выполнения наброска или графической композиции. Например, в рамках темы «Дом моделей» дети делают наброски летних/зимних/осенне-весенних костюмов в карандаше.

В старшей группе дети сами могут готовить необходимые для работы материалы и инструменты

Рисование одежды и другие изотехники

Привлечение других изобразительных техник в рисование одежды является одним из приёмов реализации индивидуального подхода. Поскольку тема подразумевает в том числе и декоративное рисование, подбор украшений оказывается очень уместным. Так, шапку можно украсить геометрическим узором из вырезанных бумажных фигурок. Гармонично будет смотреться не только бумажная, но и тканевая аппликация. Например, пальто из фетра с бумажными пуговицами в дополнение к рисованной шапочке.

В рисунок также могут добавляться ленты, пуговицы, тесьма. Интересны идеи рисунков одежды на основе конструирования из бумаги. Так, роспись по ткани дети могут выполнять на рубашке-оригами.

Кроме того, декоративные элементы — те же пуговицы, полоски на ткани — могут выполняться из пластилина.

Фотогалерея: примеры использования разных изотехник в рисовании одежды, обуви и головных уборов

В качестве модельеров дети придумывают необычный декор валенок, используя краски, ленту

Рисование орнаментов национального костюма обычно совмещается с аппликацией на соответствующую тему

Аппликативные геометрические фигуры — самый доступный вариант создания декора

Создание открыток в виде рубашек-оригами с прорисовкой узоров может быть приурочено ко Дню защитника Отечества

Рисование шапочки может комбинироваться с тканевой аппликацией пальто

Дополнительным заданием к декору варежки может быть создание подходящего фона

Реализация индивидуального подхода

Индивидуализация основывается на уровне владения детьми навыками рисования, особенностями развития внимания, памяти, а также на настроении во время занятия. И если найти задание для ребят, проявляющим интерес к работе, можно с помощью вариантов дополнительных изотехник или поручения тонировать основу для рисунка, то тем, у кого есть сложности, индивидуализировать учебную задачу сложнее. Это может быть задание раскрасить шаблон в тёплых или холодных оттенках, если ребёнок испытывает трудности с выбором комбинаций цветов для раскрашивания. Или украсить сапожок куклы рисунком на своё усмотрение, если дошколёнок не в духе и отказывается работать вместе со всеми.

Индивидуальный подход реализуется в том числе и посредством привлечения в рисунок дополнительных изотехник

Приёмы классической техники рисования в теме «Одежда, обувь и головные уборы»

Отработка приёмов рисования является важным элементом работы, направленной на развитие мелкой моторики, в частности подготовки руки к письму (!). Среди основных приёмов значатся:

  • прорисовка линий разной длины и частоты, что является основным элементом узоров на одежде или обуви,
  • хаотичная штриховка, то есть выполненная в свободном направлении, а затем очерченная границами контура,
  • вертикальная штриховка, обычно используемая для передачи смены оттенков за счёт варьирования нажима карандаша,
  • диагональная штриховка для прорисовки фактуры ткани,
  • горизонтальная штриховка, которая часто привлекается для смены положения руки при закрашивании,
  • выполнение точек и тонких/толстых линий за счёт разных способов примакивания кисти (отрывистое движение кончиком кисточки для точки, непрерывная линия кончиком ворса для тонкой линии, нажим всем ворсом для толстых линий).

Фотогалерея: образцы рисунков одежды в традиционной технике

Для создания декора одежды обычно используются шаблоны

Рисование одежды предполагает в том числе и изображение костюмов представителей определённых профессий

Раскрашивая одежду, дети учатся находить не только цветовые решения, но и выбирают наиболее подходящие для вещи орнаменты

Ребята могут сами придумывать декор для своих нарядов

Глядя на готовые рисунки, дети делают выводы о наиболее удачных вариантах сочетания цветов

Разные варианты примакивания кисти могут отрабатываться в одном рисунке: тонкие линии на юбке и нажим всем ворсом для верха

Фотогалерея: примеры рисунков обуви

Вариантом задания по украшению сапог может быть создание волшебной пары обуви для Снегурочки

Для украшения сапожек для куклы ребята используют не только краски, фломастеры, карандаши, но и элементы аппликации

Декор валенок выполняется на основе предварительно раскрашенного шаблона

Дети рисуют обувь как на плоской подошве, так и на каблуке

Фотогалерея: образцы рисунков головных уборов в традиционной технике

Раскрашивать шаблоны можно и красками,и карандашами

Для создания контуров варежек дети обводят простым карандашом свои ладошки

На варежках дети могут рисовать как симметричные рисунки, так и части одного сюжета

Для придания оригинальности образу шапочку можно украсить помпоном из бумаги

Фотогалерея: примеры рисунков национального костюма

Для рисования орнаментов национального костюма важно использовать только подходящие для этого цвета

Одним из вариантов рисования национального костюма может быть роспись кокошников

Для росписи белых рубашек красным орнаментом можно использовать гелевую ручку

Расписывая национальные костюмы, важно следить за точностью линий орнаментов

Нетрадиционные техники рисования на тему «Одежда, обувь и головные уборы»

Нетрадиционные техники в теме используются обычно для создания узора, например, роспись платья для мамы ватными палочками, пальчиками. Или привлечение штампов, к примеру, для цветочков из вырезанной нужной формы моркови. Кроме того, для росписи ткани можно использовать набрызг, когда палочкой или кисточкой краска с зубной щётки стряхивается в границы контура.

В некоторых случаях неклассические способы рисования могут использоваться и для создания основы. Например, для очертаний варежки дети делают отпечаток своей ручки, отставив большой палец и соединив все остальные.

Фотогалерея: примеры рисунков в нетрадиционных техниках

Ватные палочки незаменимы для нанесения точечных узоров

Рисование ватными палочками и пальцами можно комбинировать с тычком кистью

Ладошку можно полностью закрасить краской, а можно обрисовать лишь контур и затем раскрасить

Варианты темы и формы организации работы детей

Тема рисования одежды в старшей группе в разных вариантах прослеживается в течение всего учебного года. Так, в октябре дети создают украшение наряда в рамках темы «Девочка в нарядном платье». К слову, эта тема продолжается другим видом изодеятельности: в декабре ребята лепят «Девочку в зимней шубке». В каждый сезон дети рисуют отдельные предметы одежды: зимой — варежки, сапожки, осенью — платье и т. д.

Кроме того, рисование может быть способом закрепления знаний по темам в других образовательных направлениях. Например, изображение традиционного русского костюма в рамках рассмотрения темы «Одежда славян» на ознакомлении с окружающей средой.

Методисты рекомендуют при наличии учебного времени рисование предварять заданиями по росписи готовых шаблонов. Так ребятам проще уяснить, что красота и изысканность одежды во многом зависит от принта.

Что касается тематики занятий по рисованию, связанной с одеждой, обувью, головными уборами, то это могут быть такие варианты:

  • «Дом моделей» (или «Ателье»),
  • «Одежда славян» («В чём на Руси ходили»),
  • «Нарядные сапожки» («Сапожки для куклы»),
  • «Валенки»,
  • «Пальто для куклы» («Шубка для куклы»),
  • «Нарядное платье для мамы»,
  • «Моя шапка» (или комплект «Шапка и варежки»),
  • «Красивые варежки» («Варежки для снегурочки»).

Рисование одежды может быть как индивидуальным, так и коллективным заданием. Одним из вариантов групповой работы может быть рисунок на тему «Тёплый шарф для друга». Педагог делит ребят на группы по 6–7 человек, разрезает рисунок шарфа по количеству детей в группах и раздаёт каждой шестёрке/семёрке по элементу. Дети раскрашивают свои элементы и собирают из них пазл-шарф с необычным орнаментом.

Для коллективного рисунка выбирается один общий инструмент: краски, карандаши или восковые мелки

Как мотивировать ребят

Мотивационные приёмы на вводном этапе занятия позволяют не только актуализировать знания ребят по теме, но и настроить их на продуктивную работу.

Таблица: примеры мотивационных приёмов на занятии по рисованию на тему «Одежда, обувь и головные уборы»

Вариант мотивацииМетодическая ценностьПримеры
Картинки, плакатыЭти варианты наглядности помогают детям передать пропорциональность деталей одежды (например, длину рукава, размер узоров на народном костюме и пр.)
БеседыКроме актуализации опорных знаний, позволяют эвристически подойти к рассмотрению темы.Педагог предлагает ребятам рассмотреть одежду друг друга и ответить на вопросы:
  • Во что мы одеты?
  • Чем отличаются шорты Серёжи и Миши?
  • Какая ткань называется однотонной?
  • Какие орнаменты могут украшать ткань?
Перед рисованием на тему «Одежда славян» педагог рассказывает интересные факты из истории костюма. Новорожденного пеленали в ткань из распоротой одежды родителей, чтобы малыш впитал лучшие качества мамы и папы.
ИгрыОбъединяют ребят общим делом, а также помогают повторить материал по теме.
  • составление рассказа о любимой одежде по плану (Цвет одежды. Ткань, из которой она сшита. Из каких деталей состоит? Для какого времени года предназначается? Это вещь для мальчика или девочки? Как нужно ухаживать за этой одеждой),
  • «Четвёртый лишний» (дети выбирают один предмет одежды, который по каким-то признакам отличается от трёх других),
  • «Найди отличия» (ребята находят отличия в картинках, изображающих предметы гардероба).
ЗагадкиПомогают привлечь внимание детей и переключить их с одного вида деятельности на другой.Подборка загадок об инструментах для шитья одежды:
  • На пальце одном Ведёрко вверх дном. (Напёрсток),
  • Я — одноухая старуха. Я прыгаю по полотну, И нитку длинную из уха, Как паутинку я тяну. (Иголка с ниткой),
  • Два кольца, два конца, А посредине гвоздик. (Ножницы).
Стихотворения
  • У меня в шкафу живёт Настоящий шкафолот! Он нисколько не скучает, Каждый день озорничает, Беспорядок оттого У меня из-за него. Кофты, брюки и футболки, И рубашки все на полке Он комком всегда кладёт. Только мама не поймёт, Что не я всё это сделал, Шкафолот там то и дело Развлекает так себя, А винят всегда меня! (О. Алейникова),
  • в виде физкультминутки: Валенки, валенки, Невелички, маленькие. (Стоят в кругу и показывают поочерёдно ноги) На резвые ноженьки Нашему Серёженьке. (Бегут по кругу) Ноженьки пляшут, Рученьки пляшут. (Показывают движения руками и ногами) Валенки новенькие, Серёжа чернобровенький. (Поочерёдно показывают ноги).
Рассказы, сказки, мультфильмы
  • М. Пришвин «Дедушкин валенок»,
  • Л. Ковалёва «Валенки и калоши»,
  • «Сказка о непослушной одежде»,
  • отрывки из сказки К. Чуковского «Мойдодыр»,
  • мультфильм «Тралик и Валик. Одежда» (для систематизации гардероба — верхняя одежда, головные уборы, обувь),
  • мультфильм «Маша и Медведь. Большая стирка» (как вариант создания красивого, немаркого платья для Маши),
  • фрагменты мультфильма «Ситцевая улица» (для получения представлений о процессе создания ткани).
Сюрпризные моментыЗадание формулируется педагогом от лица «гостя»: куклы, автора письма или собеседника в телефоне.Дети слышат за дверью плач. Оказывается, это кукла Маша, которая расстроилась из-за того, что платья, сшитые для её подружек, неяркие, однотипные. Педагог предлагает ребятам сделать на ткани яркий и оригинальный принт.

Видео: обучающий мультфильм «Тралик и Валик. Одежда»

Видео: мультфильм «Маша и Медведь. Большая стирка»

Видео: мультфильм-сказка «Ситцевая улица»

Конспекты занятий

ФИО автораНазвание конспекта
Савельева О.«Дом моделей»
Образовательные задачи: познакомить дошкольников с профессией художника-модельера, учить создавать собственные модели одежды, опираясь на шаблоны, украшать ее по своему вкусу. Развивающие задачи: закреплять знание предметов гардероба. Воспитательные задачи: воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту в окружающем мире. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Демонстрационный материал: атрибуты для игры «Ателье», «Магазин одежды». Раздаточный материал: листы тонированной бумаги согласно количеству детей, шаблоны частей одежды, акварель, стаканчики-непроливайки, кисточки, подставки под них, салфетки. Ход занятия: Воспитатель сообщает дошкольникам, что у них в группе открывается дом моделей. Обсуждается специфика профессии художника-модельера, педагог рассказывает о людях, которые еще работают в ателье. Детям предлагается превратиться в модельеров и создать коллекцию одежды для дома моделей. Это могут быть вещи на все случаи жизни: для работы, отдыха, спортивные или праздничные наряды. Самостоятельная деятельность дошкольников, после которой организуется показ мод. Воспитатель объявляет имя каждого модельера, а он представляет свой наряд (рассказывает, из какой ткани можно его сшить, как украшен). После занятия все работы оформляются в журнал мод.
Канарейкина М.Л.«Платье для мамы» (рисование восковыми мелками)
В начале занятия воспитатель читает стихотворения Г. Демыкиной про маму:
  • Платье у мамы ну прямо не счесть.
  • Синее есть и зеленое есть,
  • Есть голубое с большими цветами-
  • каждое служит по-своему маме.
  • В этом уходит она на работу.
  • В этом в театр и в гости идет,
  • В этом сидит, занята чертежами.
  • Каждое служит по-своему маме.

Дети обсуждают стихотворение, а также вопрос: зачем маме нужны разные наряды. Педагог предлагает ребятам нарисовать для своей мамы праздничное платье с необычным узором. Идет обсуждение на тему: как должно выглядеть нарядное платье. Дети высказывают различное мнение: пышное, длинное, с ярким рисунком, «как у принцессы». Педагог рассказывает дошкольникам, из каких частей состоит платье: лиф, юбка, воротник, пояс. Обсуждаются возможные элементы узора: полоски, точки, кружки, завитки и пр.

Проводится физкульминутка:

  • Маме нужно отдыхать. (потягиваться)
  • Маме хочется поспать.
  • Я на цыпочках хожу. (Ходьба на носочках)
  • Маму я не разбужу.
  • Я на кухню проскользну, (Семенящий шаг)
  • Подарок мастерить начну.

Дети приступают к раскрашиванию шаблонов платьев. Вначале их нужно обвести, чтобы получился силуэт на листе бумаги. Попутно педагог объясняет, как карандашом изобразить складки на юбке.

В конце занятия воспитатель предлагает ребятам закрыть глаза и представить, как мама обрадовалась такому замечательному подарку.

Лапсакова В.«Сапожки для кота»
В группу к детям приходит игрушечный Кот в сапогах, у которого случилась беда — порвались его любимые сапожки. А на улице холодно. Воспитатель объясняет ребятам, что кот носил свои сапоги и зимой, и летом — вот они и прохудились. Дети отгадывают загадки про разные виды обуви и знакомят с ними кота:
  • 1. Если дождик не тужим Бойко бегаем по лужам. Станет солнышко сиять Нам под вешалкой стоять. (Резиновые сапоги). 2. На улицу не ходим ни летом, ни зимой Зато без нас ни шагу, когда придешь домой. (Тапки). 3. Ни ботинки, ни сапожки Очень сильно греют ножки В них мы бегаем зимой Утром в сад, потом домой. (Валенки). 4. Что же летом на ногах? Летом жарко в сапогах, Чтобы рады были ножки Я надену … (Босоножки). 5. Быстро в них ныряет ножка Ведь нет ни пятки, ни застежки. (Шлепки).

Обсуждаются следующие вопросы: зачем нужно столько разной обуви? Можно ли маленьким девочкам на праздник надевать туфли на каблуках? Как правильно выбрать обувь?

Проводится танцевальная игра «Ноженьки пляшут». Дидактическая игра «Ремонтная мастерская» – собрать пазлы с изображением сапожек (4 подгруппы детей).

Воспитатель предлагает ребятам стать модельерами и придумать для котика новые красивые сапожки. По окончании работы кот благодарит детей и возвращается обратно в сказку.

Моисеева Л.М.«Мы — славяне»
В начале занятия воспитатель беседует с детьми о том, то такое внешность, чем отличаются внешне мальчики и девочки. Рассматриваются картинки с изображением девушки и юноши, мужчины и женщины, бабушки и дедушки. На одной картинке дети изображены в разных национальных костюмах. Детям предлагается найти русский национальный костюм. Воспитатель сообщает ребятам, что они тоже славяне, и будут сегодня рисовать себя в славянском костюме. Педагог напоминает детям приемы рисования фигуры человека. Просит ребят представить себя рядом со старинной избой, на зеленой лужайке. Девочки одеты в сарафаны, а мальчики — в широкие штаны и рубахи-косоворотки. На ногах лапти. Самостоятельная работа детей. Анализ рисунков.

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Мы юные дизайнеры»

Конспект занятия по детскому дизайну «Мы юные дизайнеры» в подготовительной группе

Цель: формирование у детей представления о дизайне , как области искусства предметного мира;о ценности дизайнерских разработок ; о структуре конкретного трудового процесса (моделирование, изготовление одежды). Знакомство с новой техникой рисования «фроттаж».

Задачи:

-Продолжать, обобщать представления о связи труда людей занятых на одном производстве.

— познакомить детей с профессией модельер – дизайнер, её предназначением.

— Знакомить с работой великих кутюрье — дизайнеров (В. Юдашкиным, В. Зайцевым) .

-Познакомить дошкольников с нетрадиционной техникой текстурного рисования фроттаж.

— Формировать умение в создании дизайна одежды используя полученные знания при выполнении практических заданий:украшение (дизайн) современной одежды.

-Совершенствовать навыки штриховки, регулировать силу нажима, подбирать цветовую гамму, закреплять умение создавать композицию.

— Развивать умения, необходимые для коллективного творчества, коммуникативные навыки, наблюдательность, творческие способности, эстетический вкус.

-Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе. Вызвать интерес к нетрадиционному изобразительному материалу и желание действовать с ним. — Воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал и оборудование:картинки с изображением великих кутюрье– дизайнеров -В. Зайцева и его коллекции одежды, В. Юдашкина и его коллекции дизайнерской одежды. Коробка с катушками ниток, сантиметром, ножницами, иголками, мелом,наперстком, небольшой швейной машинкой, кусок ткани, лекало, готовое платья. Эскизы одежды на бумаге А 4, восковые мелки, мягкие цветные карандаши, разнообразные фактуры для подкладывания под бумагу, образцы готовых узоров.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: — Посмотрите ребята, сегодня на занятия я принесла красивую коробку. Давайте все вместе посмотрим, что в ней находится?

Педагог достаёт из коробки по одному предмету и предлагает детям назвать эти предметы (нитки, сантиметр, ножницы, иглы, мел, наперсток, ткань, небольшую швейную машинку, лекало, фасон платья).

Воспитатель: — Молодцы! Скажите, кто же работает с этими предметами, и что с помощью этих предметов можно делать?(Ответы детей).

Воспитатель: — Перечислите профессии, которые относятся к пошиву одежды?( Закройщик, швея, портной, модельер).

Воспитатель: — Вы правильно назвали профессии людей, которые занимаются пошивом одежды.

— Я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Вопрос- ответ».

Вопросы: 1. Все люди во что-то одеты, где они приобретают свою одежду? 2. Как одежда попала в магазин? Кто её сшил? 3. Как называют тех людей, которые шьют одежду? 4. А если в магазине вы не сможете найти то, что нужно, где можно сшить одежду? 5. В ателье примет заказ человек, который кроит одежду. Как называется его профессия? 6. Принесли портнихе ткань, просят сшить платье. С чего она начинает свою работу? 7. Что нужно сделать, прежде чем раскроить платье для пошива? 8. Где портниха берёт модели одежды? 9. Кто придумывает модели одежды?

— Не все люди могут шить и придумывать красивую одежду. Нужно много учиться и любить это делать, быть фантазёром, иметь эстетический вкус.

Все профессии: швея, закройщик, модельер тесно связаны между собой и занятына одном производстве.

Воспитатель: — Вы все молодцы и верно ответили на все вопросы, правильно назвали профессии, которые участвуют в пошиве одежды и рассказали о функции каждой.

Воспитатель: — На сегодняшнем занятии, я предлагаю поближе познакомиться с профессией «Модельер – дизайнер».

Основная часть: Рассказ воспитателя.

Модельер (в русской традиции) – это специалист по изготовлению моделей одежды, дизайнер одежды, создатель экспериментальных образцов, разрабатывающих декор, выбирающий цвет и материалы, продумывающий аксессуары и дополнения.

— Мы сейчас познакомимся с двумя известными модельерами – дизайнерами, первыми завоевавшими признание и славу в индустрии моды и прославившие эту творческую профессию не только в России, но и за приделами нашей Родины.

Вячеслав Зайцев — кутюрье, художник, поэт, президент Московского Дома Моды, член Союза художников РФ, заслуженный деятель искусств РФ. Человек года в мире моды.

Родился 2 марта 1938 года в Иванове, в рабочей семье. С отличием окончил Ивановский Химико-технологический техникум, получил квалификацию художника по росписи тканей. 1962 год — закончил с отличием Московский Текстильный институт. Работал на экспериментальной швейной фабрике. Сейчас возглавляет Московский Дом Моды. В. Зайцев ведёт многогранную творческую работу с молодыми художниками, модельерами и дизайнерами. Во многом благодаря его усилиям русская мода достигла мирового уровня, заняв достойное место. (показ коллекции одежды от В. Зайцева)

Валентин Юдашкин родился 14 октября 1963 г. в поселке Баковка Одинцовского района Московской области.

Страсть к моделированию одежды у Валентина Юдашкина проявилась еще в школе. Днями и ночами, будущий кутюрье рисовал свои первые «модели» и сам же воплощал их в жизнь. Делал выкройки, шил из всего, что попадалось под руку — для себя и для друзей. После сдачи выпускных экзаменов для Валентина не стояло вопроса, куда пойти учиться. Новость о его решении огорчила родителей, считавших, что профессия модельера — «не для мужчин». В 1981 году Валентин поступил в Московский индустриальный техникум на факультет моделирования. Юдашкина не остановило и то, что на его курсе «Дизайн моды» были одни девчонкиТак получилось, что уже с первых шагов в профессии Юдашкин представлял российскую индустрию моды за рубежом коллекции его работ демонстрировались во всех мировых столицах мод, некоторые модели платьев Юдашкина находятся в Музее костюмов Лувра. Среди знаменитостей он считается королем свадебной моды. (показ коллекции)

Вашему вниманию я предлагаю коллекцию и других модельеров- дизайнеров, которые создают красивые платья не только для взрослых, но и для детей.)

(показ коллекции платьев для девочек)

Воспитатель: — Вам понравились необыкновенно красивые, эксклюзивные дизайнерские работы модельеров – дизайнеров? (ответы)

Школу юных модельеров собираюсь я открыть,

Не хотели б Вы, девчёнки и мальчишки, в эту школу поступить (да) Очень рада, но сначала, говорю без лишних слов

Одного желанья мало — каждый должен быть готов: РИСОВАТЬ — ЧЕРТИТЬ, КРОИТЬ И ШИТЬ Быстро научиться, а для этого нам всем

Школа «Юных модельеров» очень пригодится.

Воспитатель: — Я всех зачисляю в школу «Модельеров» и прежде чем пройти на рабочие места предлагаю поиграть в подвижную игру «Фигура с платками.»

(под музыкальное сопровождения проводится динамическая пауза)

Музыка звучит раз, Музыка звучит два, Музыка звучит три, Красивая фигура с платками замри. (играем 2 раза)

Воспитатель: — Какие красивые движения вы выполняли под музыку, а фигуры были интересные, молодцы.

— А сейчас я прошу пройти в школу и попробовать себя в роли модельеров — дизайнеров и разработать коллекцию одежды, а так как скоро наступит лето предлагаю сделать летнюю коллекцию под названием «Яркие краски лета». Ребята, посмотрите у вас на столах лежат модели одежды. (Юбка, шорты, платье, футболка)-вырезанные из бумаги заготовки.Выберите себе любую модель.Но ваши модели одноцветные и чтобы они стали дизайнерскими к ним надо подобрать ткань. Сейчас мы расскрасим ваши модели в технике ,которая называется фроттаж. Трафаретами для нашей ткани могут быть любые предметы с рифленой поверхностью: обычная расческа, салфетки, кружева, листья деревьев, терка для овощей, детали конструктора, гофрированный картон, москитная сетка, обои с выпуклым рисунком.Нужно взять трафарет и подложить его под ваш эскиз выбрать восковой мелок, который вам понравился, и заштриховать модель. С помощью фактурных поверхностей и цветных карандашей или восковых мелков можно создавать не только красивые ткани ,но и оригинальные рисунки.

Воспитатель:Ребята предлагаю вам выбрать шаблоны трафаретов и приступить к работе.

Рисовать нужно аккуратно, не выходить за контур фигуры, каждую деталь раскрашивать в одном направлении, придерживать основу, подбирать соответствующие цвета.

Самостоятельная работа детей в технике «Фроттаж». Индивидуальная помощь каждому.

Воспитатель: Сегоднявы все молодцы! Очень постарались, хорошие и интересные наряды у вас получились. Давайте устроим выставку работ. (работы вывешиваются на доске,дети комментируют свои работы, обсуждается каждая работа).

Воспитатель: — Когда вы станете взрослыми, может кто-то из вас станет известным модельером, закройщиком или портным.

Примеры готовых работ воспитанников с комментариями по выполнению работы

Детям нравится придумывать свои неповторимые узоры. Просто и со вкусом оформлено «Платье с желто-синим орнаментом». Стильно выглядит блузка в этническом стиле (рисунок «Красивая блузка»).

Фотогалерея: Роспись ткани


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью

Воспитанники старшей группы создают очень оригинальные модели одежды: стильно выглядят топ и бриджи, украшенные золотистым ремешком. Очаровательный наряд – «Платье с рукавом-фонариком». Многие юные «модельеры» разработали красивые модели открытых сарафанов («Модный сарафан», «Сарафан с бахромой»). Покоряют веселенькой расцветкой «Юбка и топ».

Фотогалерея: дом моделей


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью

Юные художники всегда очень стараются, когда создают работы в подарок для близких людей. Так, очень ярко и привлекательно выглядит узор из крупных цветов на фотовыставке «Праздничное платье» и «Нарядное платье», а принт «клетка» никогда не выйдет из моды.

Фотогалерея: платье для мамы

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью

Дошкольники очень любят рисовать рукавички либо раскрашивать их готовые шаблоны. Очаровательный узор составлен в комопзиции «Красивый орнамент»: сочетание полосок, точек, елочек, волнистых линий, цепочек. В новогоднем стиле выдержаны варежки на рисунке «Зимние мотивы» и «Рукавички для Снегурочки». Весенние мотивы представлены в работе «Рукавички с растительным орнаментом».

Фотогалерея: шапочки и варежки


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Рисунок акварелью


Рисунок гуашью


Рисунок акварелью

Целый ассортимент валенок на любой вкус представлен на фотовыставке «Любимые валенки». Они украшены и снежинками, и колокольчиками, и другими затейливыми цветочками, и вишенками, и даже таким неодиданным рисунком, как светофор. Ребята в полной мере проявили свою творческую фантазию.

А сапоги на фотовыставке «Ай, да сапожки!» выглядят просто сказочными. Мы видим самые замысловатые узоры, включая даже имитацию кружева.

Фотогалерея: обувь

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью

Очень реалистичные мужские рубашки в этническом стиле представлены в работах «Мужская рубашка» и «Косоворотка». Очаровательным получился сарафан на рисугке «Одежда славянки». Вариации на тему дымковского сарафана мы видим в композициях «Дымковский сарафан» и «Сарафан дымковской барышни». Очень интересная фотовыставка представлена на стенде «В чем на Руси ходили»: это и роскошные шали, и милые шапочки, и старые добрые валенки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]