Специфика рисования животных в средней группе ДОУ
Дети в средней группе умеют изображать предметы, примерно передавая их форму, величину и цвет. В этом возрасте дошкольники уже могут составить несложную композицию из нескольких предметов, поэтому можно предложить им сюжетное рисование животных (например, «Козлята пасутся на лугу» или «Ежики идут по лесу).
Малыши 4–5 лет довольно хорошо подбирают цвета, оценивая окраску животного на картинке.
Процесс обучения рисованию животных можно условно разделить на два направления: познавательная деятельность (дети уясняют особенности строения, окраски живых существ) и совершенствование непосредственно изобразительных навыков. Чтобы изобразить какого-либо зверька дошкольник должен хорошо уметь рисовать округлые и овальные, треугольные и прямоугольные формы (ведь, именно из них складывается тело объекта). Педагог также должен совершенствовать композиционные умения детей — гармонично располагать предметы на листе бумаги.
Отметим, что ребятам 4–5 лет легче изображать игрушечных животных: как правило, у них большая голова, толстые лапки, относительно короткое туловище. Поэтому правильные пропорции в таком рисунке будут не очень важны. Перед тем, как приступить к рисованию, воспитатель должен дать малышам потрогать игрушку, поиграть с ней.
Обучая дошкольников рисованию животных, воспитатель должен подчеркивать, что в их строении много общего. Кроме того, крайне желательно, чтобы занятию по рисованию предшествовала лепка по аналогичной теме.
Что касается образца, то в средней группе он имеет очень большое значение. Перед самостоятельной детской деятельностью педагог демонстрирует ребятам все этапы рисования. Образец остается на доске до конца занятия, чтобы дети могли ориентироваться на него в процессе работы.
Используемые материалы и основа
Животные изображаются на листе бумаги формата А4. Поскольку чаще всего их изображают красками (гуашь или акварель), то педагог предварительно тонирует основу в природный фон. Это может быть голубая верхняя часть (небо) и низ зеленого цвета (травка). Если предполагается, что животное будет рисоваться в домашней обстановке, например, кошка, то тонировать бумагу можно в любые пастельные оттенки.
Использование гуаши позволяет сделать работу яркой, насыщенной. Это особенно актуально, например, при рисовании жирафа или белого козленка на зеленом фоне.
Воспитанник средней группы рисует гуашью
Изображения акварелью получаются более нежные.
Если рисунок предполагает наличие мелких деталей (травка, грибы, ягоды и пр.), можно предложить дошкольникам цветные карандаши.
Рисунок карандашом
В некоторых случаях уместно использование фломастеров. Например, с помощью рисования «петельками» можно передать особенность шкуры козлят.
Рисование петельками с помощью фломастеров
Техники и приёмы, которые нужно использовать при рисовании животных
Обучая детей 4–5 лет рисованию животных, необходимо отрабатывать навык правильного закрашивания кистью. Контур тела зверька и мелкие детали (мордочка, лапки, хвост) аккуратно прорисовываются кончиком кисти. Туловище же закрашивается более интенсивно, всем ворсом.
Штриховка же карандашом должна быть в одном направлении: сверху вниз либо слева направо.
Кроме того, ребята должны овладеть навыком своевременной остановки движения, регулировать его размах в зависимости от размера закрашиваемой поверхности.
Дети должны учиться по-разному держать кисточку и карандаш. Например, при закрашивании больших фигур карандаш можно побольше наклонить к бумаге — штрихи будут более широкими. При прорисовке мелких элементов инструмент удобнее держать практически вертикально. Те же приемы касаются и использования кисти. Все это способствует легкости и свободы движения кисти.
Отметим, что усвоив способ изображения одного животного, ребенку будет значительно проще изобразить любое другое. Однако это вовсе не принуждает малыша к однотипному решению образов.
Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности, уместность индивидуального подхода
Рисунок в анималистическом жанре в средней группе вполне можно разнообразить включением в него аппликативных деталей. Например, изображая козлят, которые пасутся на зеленом лугу, можно оформить травку из полосы цветной бумаги с надрезами: приклеивается только нижняя часть, а надрезанный верх остается свободным — возникает эффект объема. С помощью аппликации также можно украсить кошку бантиком на шее или смастерить яблоки, которые ежик будет нести на спинке (мелкие детали прорисовываются).
Вверху композиции можно разместить солнышко, выполненное в технике пластилинографии.
Что касается пластилина, то можно предложить малышам вылепить из него глазки и носик животного. Если это кошка, то можно сделать ей красивые усы из тонких пластилиновых жгутиков. А нарисованный ежик будет смотреться более эффектно, если добавить ему несколько вылепленных колючек.
Отметим, что все эти приемы можно использовать также в рамках индивидуального подхода, поскольку в средней группе уже начинают просматриваться способности детей. Кто-то справляется быстрее, и такому ребенку будет интересно внести дополнительную оригинальность в вою композицию.
Конкретные варианты композиций (в том числе коллективных) в рамках темы
Во втором полугодии в средней группе детям предлагается лепка игрушечного животного по выбору, чуть позднее лепка козленка с последующим рисованием на тему «Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок». Далее следует лепка и последующее рисование зайчиков (в виде изображения подвижной игры «Бездомный заяц»).
Кроме того, дошкольникам можно предложить следующие темы в анималистическом жанре:
- «Медведь», «Медвежонок», сюжетная композиция «Медведь с бочонком меда», «Три медведя» (иллюстрация к сказке), «Мишка спит в берлоге».
- «Ёжик», «Ёжик везет на спине грибы (яблоки)».
- «Белка», «Белочка с грибочком (орешком)».
- «Кошка», «Кошка спит», «Котенок играет с клубком», «Котенок есть из мисочки».
- «Собака», «Веселый щенок», «Собака в будке».
- «Лиса», «Лисичка-сестричка и серый волк» (по русской народной сказке).
- «Поросенок», «Три поросенка» (иллюстрация к сказке).
- «Волк», «Волк из мультфильма «Ну-погоди» (в одежде), «Злой волк из сказки про Красную Шапочку».
- «Жираф».
Рисование животных при желании можно преобразовать в коллективную деятельность. Например, педагог может предложить ребятам средней группы оформить композицию «Ферма»: дети работают в группах по 4–5 человек, каждый рисует какое-то домашнее животное. Другой вариант — оформить иллюстрацию к сказке «Зимовье» (также изображение домашних животных).
Конспект НОД по рисованию «Медведь» в средней группе
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№25»
образовательной деятельности в средней группе.
Тема недели
«Кто как готовится к зиме»
Разработала и провела: воспитатель Мезенцева О.И.
Цели:
Продолжать учить осваивать примеры рисования (круглых и овальных форм), закрашивать их круговыми движениями, аккуратно, не выходя за пределы контура.
Уметь передавать характерные особенности животного (медведя), соблюдая пропорции.
Закрепить форму, цвет, величину.
Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
Картон голубого цвета (по количеству детей), краски, кисточки, стаканчики с водой; шаблоны; образец воспитателя; видео письмо от медведя.
Предварительная работа: сюрпризный момент в начале недели в группу приходит игрушка / гномик
/. Гномик переставляется в течении недели, незаметно для детей, по группе и на это обращается внимание детей воспитателем.
Предварительная работа:
рассматривание альбома «Зима в лесу», беседа «Как звери готовятся к зиме», чтение стихотворения «Почему медведь зимой спит?» В. Орлова.
Рисование в средней группе домашних и диких животных: конспекты занятий
ФИО автора | Название конспекта |
Чикунова Л.Г. | «Кошка» Образовательные задачи: учить рисовать кошку, передавая ее характерные черты. Развивающие задачи: развивать глазомер, цветовосприятие, чувство пропорций. Воспитательные задачи: воспитывать интерес и заботливое отношение к животным. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Демонстрационный материал: игрушечная кошка. Раздаточный материал: листы белой бумаги согласно количеству детей, гуашь, стаканчики-непроливайки, кисточки, подставки под них. Ход занятия: Занятие начинается с сюрпризного момента — кто-то плачет. Оказывается, это кошечка. Она грустит, потому что ее бабушка живет далеко. Кошечка хочет отправить ей свой портрет, но не умеет рисовать (мотивация). Дети с радостью соглашаются помочь животному. Беседа на тему: что есть у кошки, какие части тела, что находится на мордочке. Какого цвета может быть это животное, какого размера? Что любят делать кошки? Проводится дидактическая игра «Кто больше?»: кошки сравниваются по размеру с лисицей, собакой, хомячком, медведем, мышкой и пр. Воспитатель демонстрирует поэтапное изображение кошки. На доске оставляется образец и схема поэтапного рисования. Проводится пальчиковая гимнастика «Кошки»: Раз, два, три, четыре, хлопают в ладоши В нашем доме кошки жили. руки вверх «показывают крышу» Кошки мячиком играли, руки вытянуты «показывают мяч» Кошки молочко лакали. ладошки в виде «ковша» поднести к губам Кошки коготки точили, «точить» об коленки Мышек сереньких ловили. руки вытянуты пальцы сжимать–разжимать. Физкультминутка: дети имитируют передвижения кошки.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей. Выставка работ. Кошечка обещает подарить их своей бабушке, чтобы она не так сильно скучала. |
Тонких Л.П. | «Медвежонок» Занятие начинается с мини-беседы о животных. Сюрпризный момент: кто-то шевелится в сугробе. Чтобы узнать, кто это, дети должны отгадать загадку.
Появляется игрушечный медведь — оказывается, он потерял свою маму и забрел к детям на лесную полянку. Нужно помочь животному — нарисовать его портрет и развесить по лесу на деревьях. Мама увидит его и найдет (мотивация). Беседа на тему: какая по цвету шубка медведя, какой формы его голова, лапы, туловище, сколько лап у медведя. Педагог показывает технику рисования и раскрашивания медведя. Проводится физкультминутка
Самостоятельная деятельность дошкольников под музыкальное сопровождение. |
Луканина Ю. Г | «Ёжик» (на контурной основе) Занятие начинается с беседы о зиме. Педагог подводит детей к тому, что зимой диким животным в лесу холодно. Детям демонстрируется презентация «Дикие животные», которая сопровождается коротким рассказом воспитателя о каждом звере. Дошкольникам предлагается дидактическая игра «Найди маме её детёнышей» Физкульминутка
Дидактическая игра «Кто, чем питается?» Дидактическая игра «Где, чей дом?» Беседа о ежах: где они живут, чем питаются, для чего им нужны иголки. Сюрпризный момент — появляется зайчик с посылкой и письмом из леса. Письмо написал ежик: у него в норке мрачно, он хочет сделать ее нарядной — повесить над кроваткой свой портрет (мотивация). А за это он передает детям гостинцы. Педагог показывает, как нарисовать ежика. После пальчиковой гимнастики ребята приступают к работе. |
Тажекенова С.А. | «Козленок» Занятие начинается с чтения стихотворения «Козленок»
Беседа по содержанию: кто герой стихотворения, куда мама звала сыночка, что ответил ей козленок. Дошкольники рассматривают картинку с изображением козленка, обсуждают форму его тела, шерсть. Демонстрация приемов рисования (животное изображается белой краской, силуэт рисуется по частям, начинается с головы). Педагог предлагает ребятам нарисовать также цветочки на лужайке (по желанию). Проводится физкультминутка на цветочную тему:
Самостоятельная деятельность детей. Выставка работ. |
План — конспект занятия по рисованию «Рисуем диких животных «. Эскиз
Тема занятия: «Рисуем диких животных», эскиз
Цель:
Научиться выполнять изображения животных, делать зарисовки, фиксирующие характерную позу животного.
Задачи :
Предметные:
Знакомство с произведениями художников-анималистов, понятиями «анималист», «анималистический жанр»
Метапредметные:
Научится извлекать необходимую информацию, расширяющую представление о технике рисования;
находить решение творческой проблемы.
Личностные:
Воспитание интереса к предмету, чуткого и бережного отношения к животным.
Оборудование:
проектор
Материалы:
альбомы, простые карандаши, ластики
Зрительный ряд:
рисунки зверей, птиц и насекомых, методические таблицы (последовательность выполнения рисунка, цветовое оформление работы).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
— Здравствуйте!
Смотрим на стол. Сегодня нам на занятие нужны альбом для рисования . Не забываем про карандаш и ластик.
В нашем мире так много прекрасного и интересного. Изученного и неопознанного. На нашей планете живут сотни тысяч известных и неизвестных человеку животных, насекомых, птиц, рыб.
И сегодня мы продолжаем знакомится с ….(миром животных).
Но не просто животных, а определенной группой. Это дикие животные и птицы.
Но для начала вспомним что было на прошлом занятие(кто первым изобразил животных ,художники – анималисты, кто это).
— Сегодня на занятие мы с вами не только научимся рисовать диких животных и птиц, но и передавать на рисунке особенности их характера.
2. Работа над темой урока.
— В мире много диких животных и птиц. Если мы будем их всех перечислять, то нам не хватит этого занятия. Все они по-своему красивы и интересны. Трудно выбрать, какое животное или птицу изобразить?
У меня для вас небольшое задание, рассмотрите животных, которые я покажу, и объясните закономерность.
— А на какие группы их можно разделить? — Дикие животные, домашние животные и насекомые. — Найдем среди наших гостей домашних животных. — Лошадь, свинья, корова. — Давайте назовем насекомых. — Оса, бабочка и комар. (Педагог вывешивает их отдельно)
— Среди насекомых особенно прекрасны бабочки. Их называют живыми цветами. Из-за красоты их любят ловить дети. Этого делать нельзя, потому что бабочки очень нежные, от наших прикосновений они ранятся и погибают. Это нам нужно помнить и не обижать бабочек.
— А теперь назовем диких животных и птиц. — Лиса, волк и ворона. (Педагог вывешивает их отдельно) — Ребята, а вы помните тему нашего занятия. Кто напомнит? — Рисуем диких животных и птиц. — Правильно. Значит, здесь есть лишние группы, это….? Кто назовет их? — Лишние группы — это насекомые и домашние животные. — Правильно. Оставляем на доске рисунки диких животных ,а ненужные убираем . (Педагог убирает рисунки насекомых и домашних животных)
-У нас два стола. Так давайте мы с вами разделимся на две группы, и будем рисовать каждый своего зверя.
— Первый стол у нас рисует лису, второй – ворону. (Педагог на доске крепит соответствующие рисунки перед той группой, какое животное они будут рисовать.)
— Каждый зверь или птица отличается чем-то от других. Опишем их, используя прилагательные. Кто у нас знает больше о своем звере или птице?
— Давайте внимательно рассмотрим их. Если обобщить всю форму зверя, то можно условно увидеть геометрическую фигуру. С помощью этой фигуры мы и будем рисовать животное.
Итак, лиса – это овал и круг. Ворона – тоже овал и круг.
Но прежде, чем приступить к работе, вспомним о подготовке альбомного листа к рисованию. Кто напомнит? Пожалуйста.
— Прежде, чем приступить к рисованию, смотрим на рисунок. Если у рисунка высота больше, чем длина, то альбомный лист кладем вертикально, если у рисунка ширина больше, чем длина, то альбомный лист располагаем горизонтально. А затем находим середину листа и отмечаем ее.
— Все открываем альбомы и готовим их к работе. (Ребята готовят листы альбома к рисованию.)
— А теперь немного отдохнем. Тихо встали.
Минута отдыха
Сели, встали, сели, встали. Как вороны полетали, Волками мы побежали, Как лисица тихо сели,
И в листочки посмотрели.
— Сегодня мы на занятие учимся рисовать эскиз лисы и вороны. Умение рисовать этих животных понадобится нам на следующем занятие при изображение волка и орла.
3. Самостоятельная работа учащихся.
— Каждая группа рисует свое животное. Дома вы попробуете нарисовать других диких животных этим же способом, поэтому все мои объяснения слушайте внимательно.
В середине альбомного листа располагаем овал и, не нажимая на карандаш, легкими линиями рисуем овал.. Это будет туловище. Те, кто рисует лису и ворону, с правой стороны кладут и обводят круг. Это голова. Дальше каждый проводит линии согласно схеме рисования своих животных.
После завершения рисунка убираем лишние линии. Если вопросов нет, приступаем к работе. Таблица-1
4. Завершение работы.
5. Итог урока.
В конце урока ребенок каждой группы показывает свои рисунки . Работы оцениваются как педагогом, так и самими обучающимися.
Молодцы, ребята! Вы все отлично справились с сегодняшней работой. Как вы думаете, помогли вам геометрические фигуры при рисовании животных и птиц? Вы запомнили, кто такие художники — анималисты?
Примеры готовых работ воспитанников средней группы с комментариями по выполнению работы
Ребята с удовольствие создают иллюстрации к любимым сказкам — сюжетные композиции «Злой волк» (персонаж сказки «Красная шапочка» Ш. Перро), «Три медведя», «Три поросенка» (герои одноименных произведений русского и английского фольклора).
Для изображения животных очень уместна техника тычка сухой кистью. Она позволяет передать мохнатость шкуры или пушистость меха зверька. Таким нетрадиционным способом выполнены композиции «Медвежонок», «Зайчишка», «Рыжий кот», «Мишка косолапый», «Кошечка есть из миски».
Некоторых животных очень хорошо рисовать с помощью ладошек, например, это работа «Жираф». А чтобы нарисовать колючки ежика, нет лучше инструмента, чем вилка (работа колючий ежик»).
Ребята очень любят дополнять изображения животных характерными атрибутами. Это грибочек и шишечка для белки (рисунок «Белочка с грибком»), мисочка из которой есть кошка («Кошечка ест из миски»). А козлятки пасутся на лугу, украшенном красивыми цветочками («Козлятки вышли на лужок», «Козленок пасется на лугу»).
Фотогалерея: подборка детских рисунков
Иллюстрация к сказке «Красная шапочка»
Иллюстрация к сказке
Рисование гуашью
Рисование акварелью
Рисование акварелью
Рисование тычком
Рисование гуашью
Рисование акварелью
Рисование гуашью
Рисование ладошкой
Рисование гуашью
Рисование тычком
Рисование гуашью на цветной бумаге
Рисование тычком
Ричование гуашью
Рисование вилкой
Рисование тычком
Рисование тычком
Хорошее подспорье для дошкольников — поэтапное рисование. Ребята учатся не допускать ошибок, вырабатывают определенный алгоритм изображения животного. После нескольких тренировок они вполне могут рисовать объект и без схемы. Кроме того, это очень увлекательный процесс — наблюдать, как из фигур и штрихов получается изображение животного.