Технология ТРИЗ. Опыт работы во второй младшей группе детского сада.


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Картотека игр по технологии ТРИЗ первая младшая группа

Авторская разработка воспитатель: Ткаченко Е.А.

1. Дидактическая игра: «Признак рельеф и анализатор рука»

(Мячики по рельефу)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора рука.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

Развивать наблюдательность;

Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «рельеф» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Рельеф.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить рельеф объекта?

Д: Рука.

В: Смотрите в коробочке мячики.

Давайте, определим какой мячик по рельефу?

Д: (гладкий), (колючий).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить рельеф объектов?

Д: Рука.

В: Рука трогает, а умная голова видит и понимает, какой по признаку рельеф мячик.

Спасибо ребята!

2. Дидактическая игра: «Признак влажность и анализатор рука»

(Платочек)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора рука.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

Развивать наблюдательность;

Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «влажность» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Влажность.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить влажность объекта?

Д: Рука.

В: Смотрите в коробочке платочки.

Давайте, определим какой платочек по влажности?

Д: (сухой), (мокрый, влажный).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить влажность объектов?

Д: Рука.

В: Рука трогает, а умная голова видит и понимает, какой по признаку влажность платочек.

Спасибо ребята!

3. Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза»

(Маша и её тарелочки)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

Развивать наблюдательность;

Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «цвет» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Цвет.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта?

Д: Глаза.

В: Смотрите в коробочке разноцветные тарелочки.

Давайте, поможем Маше определить какие тарелочки по цвету?

Д: (синяя), (красная), (зелёная), (жёлтая).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов?

Д: Глаза.

В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет тарелочки.

Спасибо ребята!

4. Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза»

(Цветочки и бабочки)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

Развивать наблюдательность;

Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «цвет» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Цвет.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта?

Д: Глаза.

В: Смотрите в конверте разноцветные (четырёхцветные) цветочки и такого же цвета бабочки. Давайте, поможем бабочкам найти цветочек по цвету.

Д: (синяя), (красная), (зелёная), (жёлтая).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов?

Д: Глаза.

В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет бабочки и цветочки.

Спасибо ребята!

5. Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза»

(Как петушок себе цвет подбирал).

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза.

Задачи: Уточнить знания детей о цвете: красный, желтый, зеленый, синий. Побуждать детей фантазировать на основе изменения значений признака «Цвет».

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Цвет.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта?

Д: Глаза.

В: В гости к нам пришёл Петушок (бесцветный силуэт).

Д: Дети здороваются с ним, знакомятся.

В: Отмечает, что Петушок белого цвета и спрашивает детей, как сделать его красивым (выслушивает все варианты без замечаний).

Предлагаю вам отправить Петушка погулять по «волшебной дорожке».

Д: Дети называют цвета, живущие на этой дорожке.

В: Петушок гуляет по дорожке и окрашивается в соответствующий цвет.

Петушок просит детей принести игрушки соответствующего цвета, назвать игрушку и ее цвет. Воспитатель обобщает, что все игрушки красного цвета.

Петушок просит детей найти красный цвет в одежде детей.

В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов?

Д: Глаза.

В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет объекты (петушок, дорожка, игрушки).

В конце занятия петушок благодарит детей за то, что они сделали его красивым, нарядным, разноцветным.

Следующая >

Игры ТРИЗ в развитии детей младшего и дошкольного возраста

Практика последних лет показывает, что использование метода теории решения изобретательских задач, применяемого для развития детей младшего и дошкольного возраста, является одним из наиболее часто применяемых и эффективных.

Сама технология ТРИЗ нацелена на создание условий, в которых ребенок найдет путь решения задачи не методом проб и ошибок, а методом оценочных суждений. Самые распространенные и наиболее простые в применении это игровые формы системы ТРИЗ: Выявление функций объекта, его признаков, свойств и т.д.

Данная методика использования не несет за собой никаких сложных подготовок к игровому процессу, тут важнее воображение и подход. Дав возможность ребенку самому рассуждать и мыслить в ходе игры, мы тем самым улучшим его мыслительные возможности, оценочные суждения, что будет в итоге являться основным средством познания. Разберем пример такой игры:

1 «Что умеет?» (игра для детей с 3-х лет)

Правила игры: Ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Примерный ход:

В: Магнитофон.

Д: Может сломаться, может играть музыку, играть радио, записывать музыку

песни, включаться, выключаться, светиться.

2 «Хорошо или плохо» (игра для младшего дошкольного возраста). Цель: Научить детей давать оценочные суждения и рассуждения об окружающем мире.

Правила игры:

Ведущим называется любой объект у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход игры.

В: Кататься на велосипеде — хорошо. Почему?

Д: Потому весело.

В: Кататься на велосипеде. Почему?

Д: Можно упасть.

То есть вопросы задаются по принципу: «если хорошо, то почему?», «если плохо, то почему?».

Так же в данной игре вопросы можно задавать по цепочке опираясь на ответы детей на первый заданный вопрос.

Используя данный метод можно придумать различные вариации данной игры, например «Кто, где живет», «Что было раньше, что позже» и т.д. Еще раз убеждаемся, что в данном вопросе больше важен подход к детям и воображение самого воспитателя.

Таким же способом можно применять и круги Луллия как один из инструментов чувственного познания мира через формирование признаков объекта. Например:

В: Ребята, посмотрите на «волшебные круги». Кого вы видите на картинках?

Д: — Это животные

Д: — Перечисляют животных

В: — Правильно. На кругах картинки с животными и местом где они обитают. Сегодня мы о них будем говорить

В: Первая игра, в которую предлагаю поиграть, называется «Кто где живет?». Но сначала, загадаю загадку, кто первый ответит, тот и будет вращать круги.

Д: — Что нужно делать в этой игре?

В: — Нужно назвать животное на картинке, попавшей под стрелку на большом круге, подобрать и назвать на втором круге место, где он живет.

Как мы видим игры довольно вариативные и отлично будут развивать мышление, оценочно-познавательной деятельности у детей, на что в целом и направлена вся методика использования технологии ТРИЗ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]