Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию


Преемственность в свете государственных стандартов

Принимая ФГОС, государство устанавливает норму образованности, соответствующую идеалам общества. В документе отражены ожидания социума к уровню образования дошкольников. На эти ориентиры опираются учредители, специалисты, семьи воспитанников ДОУ, общественность. Система дошкольного и школьного образования находит общие точки соприкосновения, становится единым целым.

ДОУ и начальная школа взаимодействуют по трем направлениям:

  • Согласование направлений работы по преемственности, целей и задач.
  • Тщательный отбор содержания образования, как в ДОУ, так и в начальной школе.
  • Расширение диапазона методов обучения, постоянный поиск новых форм работы.

Сейчас приоритетом для российской системы образования стало качество полученных детьми знаний и умений. Если между ступенями образования нет плавного перехода, такого качества добиться будет очень непросто.

Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться». Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в раннем дошкольном возрасте. С уходом детей из школы это желание получать знания не должно заканчиваться, оно в идеале сохраняется на протяжении всей жизни. В соответствии со ФГОС начальной школы, одна из главных задач этого звена — освоение УУД (универсальных учебных действий):

  • личностных;
  • коммуникативных;
  • регулятивных;
  • познавательных.

Не всегда педагоги и родители правильно понимают, как плавно и наименее травматично для психики ребенка провести переход между школой и детским садом. Они убеждены, что раннее освоение программы первого класса облегчит их ребенку адаптацию, поможет хорошо учиться. Хотя на самом деле не так уж важно, насколько хорошо ребенок умеет читать или считать. Главное — сформированы ли у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности, развиты ли качества психики, значимые для учебы в школе.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Преемственность детского сада со школой. Хорошие традиции во благо детей.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л.С. Выготский

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Но особая необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального образования назрела в связи с модернизацией Российского образования, а именно в связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты в школе и в дошкольных учреждениях. ФГОС предполагает, что у дошкольника при поступлении в первый класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося. Это означает, что сегодня школа должна выстраивать свою работу, опираясь на достижения дошкольника и организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта, т.к. содержание программы дошкольного образования и применение предметно-пространственной развивающей среды на занятиях дошкольников направлено на развитие тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения в школе. Преемственность — двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а главное – сохраняет «радость детства» (Н. Н. Поддьяков). С другой – школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.

В течение ряда лет наш детский сад сотрудничает со школой. Перед воспитателями детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы на I ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности. В этом году в нашем детском саду на высоком уровне внедрена работа по развитию проектной деятельности, в которой активное участие принимают дети, родители и педагоги. Использование проектной деятельности дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия.

Информационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольника, а также творческая познавательная деятельность – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти задачи требуют особых условий обучения. В связи с этим огромное значение в детском саду отведено лего-конструированию. С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач и проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста лего-конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умений учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает предпосылки первой учебной деятельности. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе.

В начале учебного года учителя начальной школы приглашают педагогов нашего детского сада на открытые уроки. Эти уроки позволяют воспитателям увидеть своих воспитанников уже учениками, увидеть и результаты своей работы. Учителя же показывают результаты привыкания детей к обучению в школе.

На методических объединениях в детском саду педагоги познакомились с итогами федерального мониторинга первоклассников, обсудили сильные и слабые стороны нашей деятельности. Познакомились с учебно-методическим комплексом А.А. Плешакова ( «Школа России»), по которому занимаются учащиеся начальной школы, чтобы определиться с выбором программы дошкольного образования с целью обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям. С этой целью в этом году на базе школы открыт адаптационный класс «Школа будущего первоклассника». Наши воспитанники, которые осенью пойдут в школу, посещают этот класс каждую субботу. Будущим школьникам предоставлена возможность уже сегодня почувствовать себя учеником. Ребята занимаются на уроках продуктивной деятельностью, учатся работать от звонка до звонка, знакомятся с помещениями школы, посещают школьную столовую. Такие мероприятия производят на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию, способствуют принятию детьми школьной культуры и способствуют быстрейшей адаптации детей к школе. После посещения школы дети в детском саду делятся впечатлениями, стремятся выразить радость от общения со школой в рисунке, лепке, сюжетно-ролевой игре, инсценировке. На конец апреля — начало мая запланировано посещение таких уроков воспитателями подготовительной группы нашего детского сада с целью общения с будущей учительницей, наблюдения за своими воспитанниками, выявления тех трудностей, с которыми сталкиваются ребята в новой для них обстановке. Учителю важно будет узнать более полную характеристику о каждом ребёнке, о его способностях, знаниях, умениях, желаниях, темпераменте, о семье, в которой ребёнок воспитывается и т.д. В свою очередь, учитель посетит наш детский сад, познакомится с формами работы в подготовительной группе, возможно, даст какие-то рекомендации воспитателям по подготовке детей к школе, понаблюдает за будущими школьниками на занятиях в детском саду, определит уровень знаний и умений, приобретенный детьми к концу старшего дошкольного возраста.

Несомненно, важную роль в процессе подготовке детей к школе играют родители. В рамках плана преемственности воспитателями подготовительной группы в марте было проведено родительское собрание, на котором обсуждались наиболее важные вопросы, касающиеся подготовки детей к школе. Для родителей будущих первоклассников было организовано и проведено родительское собрание и в школе.

Сложилась система сотрудничества с начальной школой в плане проведения совместных мероприятий. Ежегодно разрабатывается совместный социально-значимый проект «День выпускника» с целью организации детского общения. Это стало традицией детского сада. Проект включает в себя экскурсию по детскому саду «Что изменилось в детском саду?»; интервьюирование первоклассников «Воспоминания о детском садике» и дошкольников «Хочешь ли ты пойти в школу и почему?».

В рамках проекта проводятся интеллектуальные соревнования «КВН», «Что? Где? Когда? или спортивные соревнования воспитанников подготовительной группы и первоклассников – бывших выпускников детского сада. Все мероприятия обязательно включают в себя музыкально-ритмическую деятельность.

В нашей методической копилке имеется немало мероприятий, организованных с целью детского общения, развития коммуникативных навыков ребят, умения действовать в коллективе, общения с взрослыми и сверстниками: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», КВН «Сказочный калейдоскоп», спортивные мероприятия «Весёлые старты», «Зоологические забеги», «Царь Горы», День Здоровья, посвящённый 20-летнему юбилею детского сада «Колобок».

Так же ежегодно приглашаются педагоги детского сада на школьные мероприятия «Первый звонок», «Прощай, школа!». Воспитатели в течение ряда лет следят за успехами своих воспитанников в школе и на последнем звонке, сдерживая слёзы, желают уже почти взрослым ребятам не бояться вступать во взрослую жизнь, быть достойными гражданами своей Родины.

Педагоги школы обязательно посещают выпускной праздник в детском саду, где заведующая детским садом «вверяет» выпускников для дальнейшего их обучения и развития учителю, а учитель будущим ученикам говорит напутственные слова, желает набираться летом здоровья, выражает желание поскорее увидеть их в школе.

Осенью на базе школы ежегодно, начиная с 2009 года, наши педагоги участвуют в совместных педагогических конференциях, на которых обсуждаются наиболее актуальные вопросы, касающиеся образования и развития детей, их безопасности и сохранения здоровья. Педагоги делятся опытом работы, разрабатывают рекомендации.

Дважды на профессиональный праздник День учителя педагогов всех образовательных организаций посёлка в торжественной обстановке в школе награждали Благодарностями и Грамотами с последующим концертом от школьников. Эту хорошую традицию хотелось бы продолжить и внести в план совместной деятельности.

Однако и в нашей работе есть свои недостатки. Хотя в основном совместные запланированные мероприятия и проводятся, последние годы планы преемственности составляются односторонне. На это влияют разные причины: недостаток времени для встреч, неблагоприятные погодные условия, заболеваемость детей, закрытие учреждений на карантин и т.п. Если не удается провести какое-то совместное мероприятие в срок, позже его проведение часто является нецелесообразным.

В заключение хочется сказать, что только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.

Следующая >

Как сохранить образовательную систему целостной

В основе ФГОС лежит обучение ребенка умению самостоятельно добывать знания. Обоснованность деятельностного подхода подтверждается научными исследованиями, утверждающих, что любые знания могут лежать мертвым грузом, если ребенок не может их применить.

«Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я пойму, дай попробовать — и я запомню». Информация, преподносимая педагогом, не должна восприниматься пассивно. Знания передаются дошкольникам не в готовом виде, а осваиваются ими в процессе совместной с воспитателем деятельности. Так развивается сотрудничество взрослого и ребенка, коммуникативные способности детей. У дошкольников формируют психологические качества, облегчающие овладение учебной деятельностью:

  • инициативность,
  • самостоятельность,
  • креативность,
  • любознательность,
  • произвольность.

Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе очень сложен. Не напрасно в первом классе уделяется так много внимания адаптации детей. Преемственность детского сада и школы помогает сделать образовательную среду единым целым.

Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания. Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться.

Понимание особенностей личности воспитателя и учителя важно не менее, чем формирование интереса к школе. Для многих первоклассников сильным стрессом становится то, что между учеником и учителем должна присутствовать определенная дистанция. В детском саду воспитатель эмоционально ближе к детям, он как бы заменяет родителей во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Такие различия еще более усложняют адаптацию первоклассников, привыкших к психологическому комфорту в отношениях с взрослыми.

Задачи сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы образования:

  • выработка единой концепции процесса образования и воспитания в школе, в детском саду и в семье;
  • максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных ступенях образования, способов их достижения;
  • просвещение родителей по основным психолого-педагогическим направлениям развития ребенка;
  • создание системы качественной психологической поддержки родителей для преодоления проблем при переходе детей в первый класс из детского сада;
  • распространение семейного опыта позитивного отношения к активной деятельности детей в обществе.

И школа, и детский сад не могут быть закрытыми общественными институтами. Учителя и воспитатели должны отлично ориентироваться в программах подготовительной к школе группы и первого класса школы.

Программа «Организация преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС»

1)Обеспечение оптимального перехода ребенка – субъекта образования — от дошкольной ступени к ступени начального общего образования:

-доступность качественных услуг общего образования для детей старшего дошкольного возраста, выравнивание их стартовых возможностей при переходе в начальную школу;

-благоприятные условия для успешного перехода на следующую образовательную ступень — начальную школу в части преемственности образовательных программ (подведение выпускника дошкольных групп к целевым ориентирам, определенными в ФГОС ДО, его готовность к первоначальному включению в жизнь общества, единство требований, предъявляемых к первокласснику ФГОС НОО).

-уменьшение периода адаптации первоклассников к условиям обучения в школе;

-возможности для развития неповторимой индивидуальности каждого ребенка, проявления каждым ребенком творческих способностей в разных видах деятельности.

-стабильный интерес детей к процессу обучения.

-формирование позиции успешного первоклассника.

2) Осуществление профессиональных взаимосвязей между воспитателями и учителями начальной школы, обеспечивающих:

-внедрение эффективной системы управления качеством образования;

-создание условий для успешной профессиональной самореализации, проявления и развития творческого потенциала, в том числе в рамках предшкольного образования детей;

-понимание взаимосвязи ФГОС ДО и ФГОС НОО;

-создание возможностей для постоянного повышения уровня психолого-педагогических знаний и умений, взаимообмена ими с коллегами;

-использование механизмов новой системы оплаты труда: возможность финансового стимулирования педагогов при оценке качества их деятельности, рост средней заработной платы педагогических работников.

3) Максимальное удовлетворение социального заказа, в частности запросов родителей в качественной подготовке ребенка к начальному общему образованию:

-повышение интереса к деятельности дошкольной ОО, их активного и сознательного вовлечения в жизнь ОУ;

-укрепление партнерских отношений с педагогами на этапе перехода ребенка на новую ступень развития – школьную;

-обеспечение свободного доступа к информации, возможности повышения компетентности в вопросах развития и воспитания детей с использованием информационной среды учреждения;

-предоставление родительской общественности возможности принимать активное, заинтересованное участие в государственно-общественном управлении учреждением.

4) Разработка методических рекомендаций необходимых для воспитания, обучения и развития выпускника дошкольных групп – успешного первоклассника.

5) Создание комфортной преемственной развивающей предметно-пространственной образовательной среды:

-обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

-гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

-комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Методы и формы создания преемственности на пороге школы

При правильно организованном плавном переходе в школу и родители, и дети всегда могут рассчитывать на полную информацию о том, что их ожидает, на квалифицированную помощь и поддержку психологов и педагогов.

Возможные формы работы с дошкольниками:

  • экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т.д.;
  • знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;
  • проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря);
  • участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;
  • подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.

Работа с педагогами:

  • посещение воспитателями уроков в первом классе и учителями — образовательной деятельности в ДОУ;
  • совместные тренинги для педагогов, проведенные психологом;
  • анализ диагностики психологической готовности к школьному обучению выпускников ДОУ;
  • анализ результатов адаптации первоклассников к школьному обучению;
  • проведение совместных семинаров, мастер-классов, «круглых столов».

Взаимодействие с родителями будущих первоклассников:

  • дни открытых дверей в школе и в детском саду;
  • встречи с учителями;
  • консультирование на актуальные темы педагогами и психологами;
  • совместные родительские собрания, дискуссионные клубы;
  • курс обучения на тему психологической готовности к школе.

Если целенаправленно заниматься формированием преемственности, это поможет детям проявить волевые усилия, инициативность и уверенность в себе, креативность и положительное отношение к себе и свои товарищам при переходе в первый класс.

Преемственность дошкольного и начального образования

Преемственность дошкольного и начального образования.

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме, проблеме обеспечения преемственности между детским садом и начальной школой в рамках ФГОС.

Рассмотрен процесс организации преемственности в старших группах детского сада и в первых классах начальной школы в рамках ФГОС.

Ключевые слова: преемственность, дошкольное образование, начальное образование, дошкольники, начальная школа.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается довольно сложным, потому необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий педагогов детского сада и начальной школы.

Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Их внедрение способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

Необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования связано с тем, что у дошкольника при поступлении в первый класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий. Современный первоклассник должен не только обладать инструментом познания, но и уметь им осознанно пользоваться. Это означает, что сегодня школа должна строить работу, а основываться на достижениях дошкольника. Изучению проблеме обеспечения преемственности между дошкольным образованием и начальной школой посвятили исследования ученые О.С. Богданова, A.B. Запорожец, Б.Г. Ананьев, С.М. Годник, А.Г. Мороз, А.М. Пышкало, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Ю.А. Самарин и др.

В настоящее время учителям начальной школы и педагогами детского сада ведется поиск преемственных форм и методов организации образовательной деятельности в ДОО и школе.

Педагогические условия преемственности в различных направлениях определяются А. В. Запорожцем, С. А. Лебедевой, Р. Б. Стеркиной, 3. Б. Лопосоновой, Т. А. Плотниковой и др. [1, с.11].

Преемственность подразумевает взаимодействие образовательных организаций: детского сада и начальной школы при определении целей, задач, содержания, методов и форм работы. На этой основе возникают технологии интегрированного функционирования дошкольных и начальных образовательных учреждений. Они рассматриваются в работах С. А. Шадовой, Г. А. Смирновой, Р. Б. Стеркиной, Л. П. Тарасовой и др.

Т. Н. Астраханцева считает, что «преемственность должна осуществляться в условиях тесного взаимодействия воспитателей и учителей, как в методическом обеспечении педагогического процесса, так и в практическом его осуществлении, соблюдения преемственности в среде жизнедеятельности детей в детском саду и начальной школе, приобщения родителей к педагогической деятельности, включения детей дошкольного и младшего школьного возраста в совместные виды деятельности, отвечающие психофизическим особенностям детей. Эти условия могут служить опорными пунктами в определении условий преемственности при подготовке детей к обучению» [1, с.11].

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

МКДОУ Кантемировский детский сад № 1 сотрудничает с МБОУ Кантемировский лицей № 1. В связи с модернизацией системы образования возникла необходимость обеспечить преемственность и непрерывность в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Анализ работы показал, что педагоги МКДОУ Кантемировский детский сад № 1 понимают значение обеспечения преемственности между детским садом и школой. Однако несколько лет назад отмечались и некоторые сложности: несовпадение взглядов на проблему готовности к обучению в школе, формализм, нерегулярные встречи воспитателей и учителей начальной школы, слабая методическая база, отсутствие согласованности целей.

За этот период была проделана большая работа: изучена нормативно-правовая документация, определены цель и задачи, составлен план работы детского сада по осуществлению преемственности со школой.

Была разработана система работы по обеспечению преемственности, проводились консультации, круглые столы с педагогами детского сада и с учителями школы, осуществлялось сотрудничество с родителями воспитанников ДОО, проводились занятия с детьми подготовительной группы по обеспечению мотивационной и психологической готовности детей.

Благодаря проводимой работе удалось обеспечить сотрудничество всех участников образовательного процесса.

Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу, которые проводятся каждый год. Педагоги проводят родительские собрания о подготовке ребёнка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей, беседуют о выборе школы и будущих программ обучения детей.

Преемственность осуществляется по трем основных направлениям: методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника»), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы); работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий); работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Учителя начальной школы посещают занятия по развитию речи, математике, ИЗО, анализируют знания, дают рекомендации по тому или другому разделу программы. Воспитатели старшей группы работают в контакте с учителями начальной школы: участвуют в совместных педсоветах по вопросам воспитания и обучения детей; проводят родительские собрания.

Педагоги считают, что оптимальными формами осуществления преемственности являются следующие: совместная работа педагогов и родителей с психологами; открытые мероприятия в школе и детском саду, круглые столы для родителей и специалистов школы.

Организация работы по преемственности между детским садом и школой включала в себя несколько этапов:

— составление плана мероприятий совместной деятельности по обеспечению преемственности;

— реализация намеченного плана, то есть организация и проведение запланированных мероприятий в течение всего учебного года.

Мы стремились к созданию условий, обеспечивающих эффективность осуществления преемственности. Работа проводилась по трем направлениям:

— работа с детьми по развитию их познавательных интересов и мотивации;

— работа с родителями по информированию их об особенностях подготовки детей к школе посредством родительского собрания, индивидуальных бесед и консультаций;

— работа с педагогами по изучению опыта их сотрудничества с учителями начальных классов посредством бесед, наблюдений, участия в обсуждении проблем преемственности в форме круглого стола.

В сентябре мы с детьми подготовительной группы посетили торжественную линейку возле здания школы. День знаний оставил яркие и незабываемые впечатления у наших детей. По дороге в детский сад дети оживленно беседовали о школе, рассказывали друг другу, как они пойдут в школу. Посещение линейки способствовало созданию праздничного настроения, формировало у детей желание вновь прийти в школу в качестве учеников.

По окончании экскурсии мы провели занятие по рисованию на тему: «Что тебе понравилось в школе». Дети отразили свои впечатления в рисунках, многие из них нарисовали себя и учительницу у доски.

В октябре мы привели детей на экскурсию в школу. Данная экскурсия преследовала цель: создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе.

Было замечено, что экскурсия дошкольников способствовала:

— возникновению познавательной мотивации, проявлению желания учиться в школе;

— формированию устойчивого интереса к школе;

— снятию страха у будущих первоклассников.

Анализ проведения экскурсии показал, что у детей возник интерес к школьному обучению, сформировалось положительное отношение к школе, учителю.

В октябре мы вместе с детьми изготавливали атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Школа». Организовав игру, мы заметили, что многие дошкольники хотят быть учителем. В ходе организации сюжетно-ролевой игры «Школа» мы воспитывали у детей желание принять позицию школьника – ученика, учили подчинять свои желания коллективным.

В ноябре, в ходе физкультурного праздника была проведена игра «Кто быстрее соберёт портфель». В ходе игры у детей развивали наблюдательность, закрепили знания детей о назначении школьных предметов.

Мы организовали выставку семейных фотографий «Как мои родители учились в школе» и провели конкурс творческих рассказов родителей на тему «Как я пошел в первый класс». Рассказы родителей мы прочитали детям, организовали их обсуждение.

Мы провели беседу с детьми на тему: «Для чего нужен звонок».

В январе была организована встреча с учениками – выпускниками детского сада «Наши выпускники». Дети-первоклассники пришли в гости к детям подготовительной группы. Для детей мы подготовили развлечение.

В целом, преемственность достигалась путем следующих форм работы: посещение дошкольниками уроков, встречи с учащимися, приглашение первоклассников в садик для бесед и досуга, совместные беседы о школе, экскурсии в школу, библиотеку, рассматривание иллюстраций на школьную тематику, чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни.

Для воспитателей детского сада и учителей начальной школы были организованы и проведены совместные мероприятия, круглый стол «Создание картотеки дидактических игр на школьную тематику», практическая лаборатория «Развитие графических навыков детей», проводились дни открытых дверей, открытые просмотры.

В течение года были организованы беседы для родителей по следующим темам: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Портрет первоклассника», «Режим будущего школьника» и др.

Были составлены памятки для родителей «Скоро в школу», в которых даются советы и рекомендации по развитию и воспитанию дошкольников в целях их успешной подготовки к школе.

Итак, взаимодействие с учащимися первых классов и учителями, посредством разнообразных форм работы позволит обеспечить создание условий для благоприятного вхождения учащегося в школьный мир, успешную адаптацию и развитие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Список литературы

Астраханцева Т. Н. Педагогические условия обеспечения преемственности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: дис. канд. пед. наук / Т. Н. Астраханцева. -Чебоксары, 2002. – 159 с.

Блинова В.А. Преемственность содержания и форм организации дошкольного и начального образования// Начальная школа. – 2015. – № 8. – С.3 – 6.

Голицина Л.А. Преемственность между дошкольным и начальным образованием// Начальная школа. – 2014. – № 8. – С.3 – 6.

МБДОУ «ДС № 353г. Челябинска»

Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования

Незаметное для многих, но очень важное превращение детского сада в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) породило целый ряд как теоретических, так и практиче­ских проблем методологического характера, на сегодняшний день не только не имеющих своего решения, но и не всегда осознаваемых работни­ками дошкольных учреждений — методистами и воспитателями. Одной из важнейших проблем этого ряда является проблема преемственности между дошкольным и начальным звеньями.
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с нарушением пре­емственных связей в целях, содержа­нии, методах обучения и воспитания и изменением требований общества к качеству воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Переход начальной школы на четы­рехлетнее обучение является реаль­ным фактом перспективного планиро­вания образовательной стратегии в нашей стране. Насколько целесообраз­ным он является с точки зрения возрастных этапов развития ребенка и создает ли для него условия благопри­ятной адаптации к школьному обуче­нию — это вопрос, по которому мнения части психологов и методистов расхо­дятся. С точки зрения анализа возрастных этапов развития ребенка, ориентированного на периодизацию, связанную с кризисами возрастного развития (Л.С. Выготский), возраст 6,5 лет, определенный как оптимальный для поступления в четырехлет­нюю начальную школу, не является благоприятным для ребенка периодом, поскольку совпадает с кризисом седь­мого года жизни.

Кризис седьмого года жизни связан с изменением восприятия своего места в системе отношений, т.е. с изменением социальной ситуации в жизни ребенка. Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет — это период рождения со­циального «Я» ребенка. Психологи счи­тают, что характерная для этого перио­да переоценка ценностей определяется изменением внутренней позиции ре­бенка под влиянием внутренних (орга­нических) факторов, подготовленных всем ходом личностного развития ре­бенка (И.Ю. Кулагина). Намечавшееся в конце дошкольного детства умение осо­знавать свои переживания упрочивает­ся. В период кризиса седьмого года жиз­ни проявляется то, что Л.С. Выготский называл обобщением переживания, при котором осознанные переживания об­разуют устойчивые аффективные ком­плексы. И.Ю. Кулагина считает, что этот кризис независим от того, когда ре­бенок пошел в школу — в 6 или 7 лет, по­скольку у разных детей кризис может сместиться либо к 6, либо к 8 годам, т.е. он не жестко связан с объективным изменением ситуации.

Однако реальные наблюдения в школьной практике дают основания полагать, что у значительной части детей кризис происходит именно под влиянием начавшегося школьного обучения. Ребенок попадает в новую социальную ситуацию, где значимые для прежнего жизненного этапа ценно­сти, связанные с игрой, прежние инте­ресы, мотивы действий мгновенно те­ряют внешнее подкрепление. И.Ю. Ку­лагина пишет: «Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основ­ным содержанием его жизни». Суть в том, что сам ребенок может еще долго не понимать, что игра «перестала быть основным содержанием его жизни». Учителя практически весь первый год пребывания «шестилеток» в школе отмечают этот факт. Именно это не­совпадение внутренних и внешних условий существования ребенка в дан­ный период может являться причиной обострения кризиса седьмого года жизни. Не секрет, что многие «шести­летки», так рвавшиеся в августе в школу, уже к концу сентября испытывают жестокое разочарование в школьной жизни.

Приведем еще одну цитату из посо­бия И.Ю. Кулагиной: «Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком обще­нии), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффек­тивного комплекса — чувства неполно­ценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исклю­чительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере на­копления опыта другого рода. Но неко­торые из них, подкрепляясь соответ­ствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие само­оценки ребенка, его уровня притяза­ний». Как не узнать в этом описании наших школьных «неудачников» (не­успевающих учеников) и «удачников» («отличников»)! Конечно, пусковым механизмом этих аффективных ком­плексов является школьная неуспешность ребенка, которая постоянно подвергаетcя оценке учителем, родителя­ми и сверстниками.

Таким образом, даже те дети, кото­рые самостоятельно еще «не созрели» для кризиса седьмого года жизни, не­минуемо вводятся в его ситуацию на­чалом школьного обучения. И.Ю. Ку­лагина отмечает, что чисто кризисным проявлением дифференциации внеш­ней и внутренней жизни детей в этот период обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натяну­тость поведения. Эти внешние прояв­ления — так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, — начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Возможно, этот новый возраст и был бы наиболее благоприятным для боль­шинства детей периодом, если бы школьное обучение с его правилами и системой ценностей не явилось бы но­вым психотравмирующим фактором в жизни ребенка. Конечно, пришлось бы смириться с тем, что первый класс окажется разновозрастным, посколь­ку в него придут дети 6, 7 и даже 8 лет. Однако опыт школьной педагогической деятельности подсказывает, что важен не столько биологический возраст ребенка, сколько уровень его психиче­ского развития, поскольку ребенок дей­ствительно становится школьником тогда, когда приобретает соответству­ющую внутреннюю позицию, а это возможно лишь при отсутствии устой­чивых аффективных комплексов, связанных со школьной жизнью.

Очевидно, что целесообразное взаи­модействие между ведущими линия­ми обучения и воспитания в этом воз­расте определяет успешность всего дальнейшего развития ребенка, ком­фортность его пребывания в началь­ной школе и, вероятно, не должно ставиться в зависимость от организа­ционных сторон системы обучения.

Преемственность между дошколь­ным и начальным звеньями рассмат­ривается на современном этапе как од­но из условий непрерывного образова­ния ребенка. Однако это не означает, что основная цель дошкольного образо­вания — это подготовка к школе. К со­жалению, сегодня многие авторы рас­сматривают проблему целесообразного отбора содержания дошкольного обра­зования как более раннее изучение программы первого класса и сводят це­ли непрерывного образования к форми­рованию уже в дошкольном детстве уз­копредметных знаний, умений и навы­ков. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школь­ным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществ­ления новой деятельности, сформиро­ваны ли предпосылки деятельности учения, а только тем, готов ли он к изучению русского языка, математики, природоведения.

Приведем философское определе­ние понятия преемственности.

Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания отрицания. Материалистическая диалектика связывает преемственность с процес­сами поступательного развития в при­роде, обществе и мышлении, при кото­ром более высокая форма развития объекта или явления, будучи преемственно связана с низшей, не отменяет ее, а включает в себя и подчиняет себе.

Диалектически понятое отрицание предполагает не только ликвидацию старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рацио­нального, что было достигнуто на пре­дыдущих ступенях, без чего невоз­можно движение вперед ни в бытии, ни в познании.

Правильное понимание процессов преемственности имеет особое значение для анализа закономерностей раз­вития того или иного процесса.

Таким образом, преемственность — это не только подготовка к; новому, но и, что еще более важно и существен­но, сохранение и развитие необходи­мого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа по­ступательного развития процесса.

Для образовательного процесса тео­ретическая разработка понятия пре­емственности является. важнейшей проблемой, предваряющей собственно построение систем взаимосвязанных образовательных звеньев. Основные задачи, требующие решения на дан­ном этапе, можно охарактеризовать следующим образом.

1. Определение общих и специфиче­ских целей образования на каждой из данных ступеней и определение на ос­нове их поступательной взаимосвязи преемственных целей (сохраняющих­ся и развивающихся на обоих этапах).

2. Построение на этой основе единой взаимосвязанной и согласованной ме­тодической системы образования (ее целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации) с обоснова­нием преемственных связей этих пара­метров на разных возрастных этапах.

3. Построение единой содержатель­ной линии в предметных областях, со­гласующейся с обоснованием методи­ческой системы и исключающей не­обоснованные содержательные пере­грузки образовательных областей на дошкольном этапе, ориентацию на форсированное обучение («натаскива­ние») предметным знаниям и умениям, дублирующее школьные программы.

Решение всего комплекса задач мо­жет быть достигнуто различными пу­тями. Один из них — создание непре­рывных комплексных программ до­школьного и начального образования либо единым авторским коллективом, либо взаимодействующими коллек­тивами. Примерами такого подхода к решению проблемы являются программы «Школа 2100», «Из детства в отрочество» и «Сообщество».

Существует и другой путь решения поставленного комплекса задач — об­щетеоретическое решение проблемы на основе компонента «готовность к школе». Н.Ф. Виноградова характе­ризует данный компонент как сформированностъ на необходимом уров­не тех качеств личности ребенка, которые делают этого ребенка уче­ником, т.е. помогают ему учиться. Слово «учиться» понимается в данном случае в прямом смысле — «учить себя», т.е. владеть учебной самодея­тельностью.

Таким образом, понятие готовности к школе фактически трактуется в смысле формирования элементов учебной деятельности ребенка в до­школьный период, до того, как он непо­средственно столкнется с ежедневной необходимостью применять эти уме­ния в непосредственной деятельности учения. Это взгляд методолога и дидакта. Эту сторону проблемы педагоги дошкольного образования еще только начинают замечать, причем на сегодня совершенно не решен вопрос о том, чьей непосредственной обязанностью является работа над формированием этого комплекса умений — школьных педагогов или дошкольных. Во всяком случае в дошкольной педагогике речь об этом пока не идет в принципе.

В дошкольной педагогике проблема формирования готовности к школе тра­диционно считается проблемой психо­логической. В пособии Н.И. Гуткиной «Психологическая готовность к школе» появляется термин «феномен психоло­гической готовности к школьному обу­чению», т.е. подразумевается, что это «вещь» редкостная и неординарная. И действительна, в пособии приводятся достаточно шокирующие данные иссле­дования, проводившегося в 90-х годах с целью определения уровня сформированности у детей, поступающих в первый класс, психологического компо­нента «готовность к школе». Оказалось, что среди обследованных детей шести­летнего возраста к школе были готовы только 6% детей, соответственно 94% детей, которым предстояло начать учиться с шести лет, к школе не были го­товы. Аналогичное обследование «семи­леток» показало, что к школе были гото­вы 17% детей, соответственно 83% детей в 7 лет еще не были готовы к школе.

В качестве основных показателей готовности к школе в этом исследова­нии рассматривалась учебная мотива­ция, позволяющая ребенку адекватно воспринимать и старательно выпол­нять учебные задания. В этом ключе такая важная характеристика, как произвольность поведения, рассмат­риваемая многими психологами как важнейший компонент готовности к школе, выступает как закономерное следствие высокого уровня развития учебной мотивации, что не требует от­дельного рассмотрения и измерения данного психологического параметра у ребенка. Иными словами, фактически речь снова идет о формировании важного компонента учебной деятель­ности (учебная мотивация по опреде­лению — один из основных параметров учебной деятельности согласно В.В. Давыдову и любому другому теоретику учебной деятельности школьника). Однако суть заключается в том, что готовность к школе должна быть сформирована у ребенка до его поступления в школу (на момент поступления!), т.е., складываясь по­степенно, к данному моменту готов­ность к школе «вызревает» как итог всей дошкольной жизни ребенка. Это позиция психолога. И, таким образом, мы снова оказываемся перед необходимостью разработки как теоретиче­ской, так и практической проблемы формирования и развития у дошкольника элементов учебной дея­тельности.

Следует отметить, что все эти теоре­тические проблемы составляют как бы «параллельную вселенную» по отноше­нию к реальной жизни. В практической деятельности готовность к школе не воспринимается как проблема ни до­школьными, ни школьными педагога­ми. Как показывает многолетний опыт работы автора статьи с педагогами обо­их профилей в системе повышения квалификации, для абсолютного боль­шинства педагогов этой проблемы не существует, поскольку ситуация счи­тается абсолютно ясной — требуется только «как следует руки приложить».

Термин «готовность к школе» тради­ционно воспринимается педагогами до­школьного воспитания и школьными учителями достаточно однозначно, в основном с точки зрения готовности к изучению конкретных школьных предметов, что породило собственно систему предварительного тестирова­ния знаний, умений и навыков дошкольников при поступлении в шко­лу на конкретном содержательном ма­териале (счет, решение примеров «в уме» и решение простых задач, чтение текстов, списывание слов и фраз и т.п.).

Такое восприятие данного понятия обусловлено, с одной стороны, сложив­шейся практикой диктата требований старшего звена образовательной систе­мы младшему (тот же диктат наблюда­ется при переходе из начальной школы в среднюю, а затем при поступлении ребенка в вуз). С другой стороны, само приятие «готовность к школе» являет­ся совершенно неразработанным в теоретической базе категории «пре­емственность». Такое положение по­рождает разночтения в его понимании, причем преобладает чисто житейское понимание, сложившееся в последнее десятилетие под действием практики приема дошкольников в школу, когда проверяется только готовность к изуче­нию конкретного школьного предмета и, соответственно, ценится наличие (количество) этих знаний, как правило, служит членам «приемной комиссии» основанием для распределения детей в классы «по развивающим програм­мам» и «в традиционку».

Отсутствие этих знаний может спровоцировать отказ в приеме ребен­ка в школу до следующего года (или отказ в зачислении в тот класс, где обучение ведется по привлекающей родителей программе или конкретным учителем), что, с одной стороны, явля­ется нарушением конституционных прав ребенка, потому что право отказа в приеме в школу принадлежит только медицинским работникам; а с другой стороны, приводит к погоне воспитате­лей дошкольного образования и роди­телей за формированием у ребенка по­верхностных, заученных, формализо­ванных предметных знаний. Методика постоянного репродуктивного заучи­вания (имеющего целью последующее воспроизведение заученного) различ­ных фактов и способов деятельности в предметном содержании приводит к разрушению познавательных интере­сов, потере интереса к процессу уче­ния и общему «уставанию» ребенка от этого процесса еще до его начала, т.е. до начала школьного обучения. Есте­ственно, такое «предваряющее уста­вание» ребенка ни в коей мере не ведет к формированию готовности к школе.

Рассмотрим понятие «готовность к школе», понимая его как ключевое средство решения проблемы подго­товки ребенка к школе в русле преем­ственности и непрерывности дошколь­ного и начального звеньев системы образования. Для анализа этого поня­тия обратимся к вопросу о целях дошкольного и начального этапов образования ребенка.

В Концепции непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста обозначены об­щие цели непрерывного образования на дошкольном этапе:

  • воспитание нравственного чело­века;
  • сохранение и поддержка индиви­дуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.

Знания, умения и навыки рассмат­риваются в системе непрерывного об­разования в качестве важнейшего средства развития ребенка.

Терминологическое несоответствие данной цитаты (выделенные курсивом цели являются воспитательными, а не образовательными; знания, умения и навыки не могут быть средством раз­вития ребенка, поскольку их наличие -это результат обучения, т.е. специ­ально организованного процесса, на­правленного на усвоение знаний, уме­ний и навыков) еще требует своей ре­дакции, однако изменение этих целей по отношению к целям, обозначенным в прежней типовой программе воспи­тания и обучения ребенка в детском са­ду, — факт очевидный.

В интервью с академиком А.А. Ле­онтьевым, приведенном после текста Концепции, особо отмечено то, что Концепция не имеет целью обозна­чить, чему и как учить, а призвана обозначить, что именно в развитии ребенка должно обеспечить образова­ние и каким мы ожидаем видеть ре­бенка на пороге начальной школы.

Поскольку Концепция не уходит от содержательной характеристики обра­зования (в разделе «Познавательно-речевое развитие» очерчены образова­тельные области — естественные на­уки, общественная жизнь, математи­ческие представления, основы речевой и языковой культуры), целесообразнее было бы предположить, что средством развития ребенка должно стать это со­держание, а усвоение знаний, умений и навыков — следствием достижения ребенком определенного уровня разви­тия познавательной деятельности.

В такой трактовке возникает доста­точно «крамольная» для дошкольной педагогики идея: в качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте можно было бы понимать познавательную деятельность. Тогда форми­рование и развитие познавательной деятельности ребенка в дошкольном возрасте становится центральной ди­дактической, психологической и мето­дической задачей для педагогов до­школьного образования. При этом формирование и развитие познава­тельной мотивации (важного компо­нента познавательной деятельности) явится прямой подготовкой базы для формирования в перспективе учебной мотивации, поскольку познаватель­ная мотивация — это основа учебной мотивации. А формирование и разви­тие познавательных способностей (сенсорных и интеллектуальных) создаст базу для развития формиру­ющихся на их основе учебных умений, самооценки и самоконтроля (основных параметров учебной деятельности).

На сегодня задача формирования и развития познавательной деятельности дошкольника рассматривается в до­школьной педагогике как некое дополнение к основной задаче — разви­тию игровой деятельности. Такое «до­полнительное положение» познава­тельной деятельности в иерархии пер­востепенных задач педагогической дея­тельности воспитателя, на наш взгляд, и приводит к тому, что неразвитость и несформированность познавательной деятельности дошкольника становит­ся главным бедствием в решении про­блемы преемственности дошкольного и начального образования. Более того, мы полагаем, что именно эта причина является главной во всех проблемах школьной неуспешности ребенка на на­чальном этапе образования. А посколь­ку школьная неуспешность на началь­ном этапе, как правило, пролонгируется в среднее (а оттуда — в старшее) звено, мы совершенно закономерно имеем «эффект снежного кома».

Принятие новой парадигмы до­школьного образовательно-воспита­тельного процесса потребует полной переработки ее дидактических основ с точки зрения личностно- деятельностного подхода, который пока никак не проявлен в дидактике дошкольного образования. В этом случае при построении системы образования до­школьника необходимо предусмот­реть как обязательное условие воз­можность самореализации ребенка на всех этапах работы с обозначен­ным содержанием. Иными словами, дошкольник всегда должен видеть и понимать применимость своих знаний и умений в значимой для него практи­ческой деятельности. В качестве такой практической деятельности может выступать игра, наблюдение и детское экспериментирование, конст­руктивная деятельность любых ви­дов, художественно-изобразительная и музыкально-двигательная деятель­ность, литературно-языковая дея­тельность, общение, физическая двигательная и разнообразная трудо­вая деятельность (хозяйственно-бытовая, труд в природе, художест­венный труд).

Применяя свои знания и умения в различных видах значимой для него деятельности, ребенок будет само­утверждаться и самореализовываться как личность. А задача педагога -сделать этот процесс успешным для ребенка, т.е. таким образом организо­вать условия этой деятельности, чтобы ребенок сумел справиться со всеми проблемами, используя свои знания и умения. При этом чем выше методическое мастерство педагога, тем незаметнее для ребенка становится его помощь в преодолении возникающих трудностей. Именно в этом случае бу­дет происходить достижение ребенком эмоционального благополучия, стиму­лирование активности детей в различ­ных видах деятельности, развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе. И именно в этом случае учебная мотивация будет фор­мироваться у ребенка как следствие его самореализации в успешной и зна­чимой для него деятельности.

Таким образом, будут решаться приоритетные задачи непрерывного образования детей, обозначенные в Концепции:

— приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

— обеспечение эмоционального бла­гополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

— развитие инициативности, любо­знательности, произвольности, способ­ности к творческому самовыражению;

— формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, иг­ровой и других видов активности детей в различных видах деятельности;

— развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;

— включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Иными словами, формирование у до­школьника готовности к школьному обучению не на содержательном, а на деятельностном уровне, т.е. наличие сформированности умений учиться как фундаментальных новообразований дошкольного детства, обеспечит пси­хологическую готовность ребенка к школе как с дидактической, так и с пси­хологической точки зрения (поскольку учебная мотивация является одной из составляющих понятия «учебная дея­тельность»). Безусловно, данный под­ход к решению проблемы кажется невероятным и неправдоподобным, по­скольку в дошкольной педагогике не только не рассматривались вопросы формирования и развития учебной дея­тельности ребенка, но и в целом пробле­ма организации развивающего обуче­ния дошкольников кажется многим спе­циалистам дошкольного образования весьма сомнительной. Главную отрица­тельную роль в становлении такого от­ношения к развивающему обучению до­школьников играет, на наш взгляд, при­вычка к традиционному толкованию обучения как формирования знаний, умений и навыков предметного характера, причем традиционными репро­дуктивными методическими приемами. Вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивиду­альности каждого ребенка. Индивидуа­лизация как основа построения образо­вательного процесса в дошкольном дет­стве должна стать одним из базовых постулатов этой системы. В этой связи любая диагностика готовности детей к школе может рассматриваться только как этап в организации последующей индивидуализации обучения.

Решение вопроса преемственных связей на дошкольном и школьном этапах по линии формирования веду­щих видов деятельности ребенка позволит развести понятия «учение» как приобретение знаний и «учебная деятельность» как деятельность по самообразованию, по формированию ребенка, «умеющего учиться».

Все обозначенные выше цели созда­ния системы непрерывного образования на дошкольной и начальной ступени требуют глубокой аналитической ис­следовательской деятельности от спе­циалистов, разрабатывающих пробле­му преемственности между дошколь­ным и начальным звеном, поскольку вопросы формирования умений учить­ся как психологических новообразова­ний в дошкольном возрасте являются практически не разработанными в тео­рии обучения. То же самое можно ска­зать об, уровне разработки одной из сложнейших сегодняшних проблем процесса организации обучения — его индивидуализации.

От решения этих проблем как на те­оретическом, так и на методологическом и содержательном уровнях будет зависеть успешность научно обоснованного решения проблемы преемственности непрерывного дошкольно-начального образования.

Готовить ребенка к школе — это значит активно формировать его учебно-познавательные мотивы (же­лание учиться) и развивать те специ­фические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни.

Установление иерархии этих компо­нентов, их взаимосвязей и взаимозави­симостей, и разработка на их базе ди­дактических основ формирования пре­емственного дошкольного и начального образования ребенка является акту­альной проблемой современного непре­рывного образовательного процесса.

Анна Витальевна Белошистая — канд. пед. наук, профессор кафедры дошкольного и начального образования Мурманского ин­ститута повышения квалификации работников образования.

Статья:

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть став учеником ,ребенок продолжает делать сегодня то ,что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»,-писал В.А Сухомлинский. Казахстанский государственный образовательный стандарт для школы – это конституция школьной жизни. Для нашего детского сада таким документом стал Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения республики Казахстан.
На ступени дошкольного образования нет требований к результатам освоения программы и выпускнику. Но в стандарте выделяется раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Анализ образовательных областей выявил содержательную преемственность, которую можно выразить следующим образом: только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности игра- как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности.

Принятие и утверждение государственного стандарта создали нормативную основу преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах: детский сад- начальная школа. Портреты выпускника сада и выпускника начальной школы во многом схожи, но результаты обучения в начальной школе предполагают качественно новый уровень развития компетенций, сформированных в детском саду (вернее ,предпосылок к развитию компетентностей). Требования к результатам освоения образовательных программ школы и сада во многом согласованны .Освоение образовательных областей в детском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе. Кроме того, предполагается, что 20%образовательной программы дошкольного образования формируется всеми участниками образовательного процесса исходя из потребностей детей и родителей. Такая же возможность утверждена стандартом для начальной школы. Еще один показатель преемственности — обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения всех детей. В стандарте прописаны также и требования к личностным и метапредметным результатам, основы которых заложены в модели выпускника сада.

Исходя из стандарта, так называемые точки соприкосновения деятельности структурного подразделения и школы опираются на три направления; — согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровнях; — отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом принципов непрерывности образования и психолого — педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с стандартом — обогащение организационных форм и методов обучения как в ДОУ, так и в начальной школе. Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста; — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; — воспитание нравственного человека; — сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей. Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач.

Переход ребенка в школьную образовательную среду это попадание в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода -проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Школа и детский сад-два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, увеличение потока информации, совершенствование содержания и повышение значимости образования. В учебно-воспитательной работе детского сада и школы должна существовать преемственность.

На дошкольной ступени: — приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; — обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; — развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; — формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности; — развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

На ступени начальной формы: — становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; — формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; — духовно — нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; — осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляции своего поведения в соответствии с ними, совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств; — индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания. Реализация общей цели и задач образования детей 3-10 лет требует соблюдения ряда психолого — педагогических условий.

На дошкольной ступени: — личностно- ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; — формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; — построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы: — опора на имеющийся уровень достижений дошкольного детства; — направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития; — сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

Общие условия: — признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; — создание преемственной предметно- развивающей образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; — учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся и воспитанников, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; — воспитательно — образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки; — создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися и воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности; — разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми и познавательной деятельности; — осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребенка; — доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами школы и сада. Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов детского сада «Солнышко», учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу. Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Формы преемственности

Работа с детьми: — экскурсии в школу; — посещение школьной библиотеки; — знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; — участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; — выставки рисунков и поделок; — встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной школы); — совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; — участие в театрализованной деятельности; — посещение дошкольниками адаптационного курса знаний, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и другими специалистами).

Взаимодействие педагогов: — совместные педагогические советы (сад и школа); — семинары, мастер- классы; — круглые столы для педагогов СП и учителей школы; — психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; — проведение диагностики по определению готовности детей к школе; — взаимодействие медицинских работников, психологов СП и школы; — открытие показы образовательной деятельности в СП и открытых уроков в школе; — педагогические психологические наблюдения.

Сотрудничество с родителями: — совместные родительские собрания с педагогами СП и учителями школы; — круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические гостиные; — родительские конференции, вечера вопросов и ответов; — консультации с педагогами СП и школы; — встречи с родителями с будущими учителями; — дни открытых дверей; — творческие мастерские; — анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе; — образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры; — семейные вечера, тематические досуги; — визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.); -заседания родительских клубов (занятия для родителей и детско- родительских пар). Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и ДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно стать развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Содержание преемственности отражено в годовом плане работы школы и ДОО. В начале учебного года совместно с педагогами детского сада составляется план работы по преемственности. Работа осуществляется по следующим направлениям: — методические (с педагогами); — с родителями; — детьми.

Методическая деятельность организуется через проведения совместных мероприятий для педагогов школы и детского сада: — семинаров; — круглых столов; — открытых показов образовательной деятельности в ДУЗ и школе; — заседаний методических объединений.

Работа с родителями осуществляется через: — совместные родительские собрания с педагогами; — информационные стенды, сайты детского сада и школы; — индивидуальные консультации с педагогами школы; — день открытых дверей в школе.

Работа с детьми заключается: — в проведении экскурсий, праздников, совместных проектов; — посещении школьного музея; — оформлении совместных выставок рисунков, поделок; — знакомстве дошкольников с учителями, учениками начальной школы; — участии в игровых программах, спортивных состязаниях.

Сотрудничество детского сада и школы складывается успешно, так как учитываются запросы родителей, осуществляется сотрудничество с семьями, координируется взаимодействие воспитанников и педагогов детского сада и начальной школы.

Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности между детским садом и школой позволяют выделить следующие группы проблем: — преемственность в содержании обучения и воспитания; — в формах и методах образовательной работы; — педагогических требований и условий воспитания детей.

Преемственность предусматривает использование разных форм деятельности: изучение программ, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирование у детей интереса к учебе. Для перехода от дошкольного образования к школьному учителя используют в своей работе дидактические, двигательные игры, игры- путешествия, создают условия комфорта, доброжелательности, прививают любовь к школе, работают в тесном сотрудничестве с воспитателями.

К шести годам у детей развита координация «глаз- рука». Для этого проводятся игры с конструктором, позволяющие ребенку постоянно координировать действия между глазами и руками, определять в окружающей обстановке форму геометрических фигур (круглый, как солнце, прямоугольный, как дверь), цвет, относительную величину. Такие игры и игрушки, как «Волшебная геометрия», Танграм, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, мозаика с геометрическими фигурами, используются в работе воспитателями и позволяют в игровой форме освоить знания о геометрических фигурах. Полученные знания становится основой для успешного изучения геометрического материала в начальной школе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]