Какие условия для общения предоставляет детям игра
В дошкольном возрасте игра является главной формой детской активности, ведущей деятельностью, которая стимулирует всестороннее развитие ребенка. Подавляющее большинство игр рассчитано на партнерство, коллективные взаимодействия.
Хочет ребенок проявить себя в какой-либо роли – ему нужны партнеры; желает бегать-прыгать – нуждается в соучастниках активного действа.
Такая деятельность подразумевает взаимодействие, коммуникацию, общение как друг с другом, так и в коллективе детей.
Игра обладает совокупностью требований и характеристик, которые имеют прямое отношение к развитию общения.
- Необходимость устанавливать связи с другими детьми, что-то сообщать, о чем-то спрашивать.
- Умение и готовность действовать сообща.
- Возможности проявить инициативу и убедить сверстников, чтобы приняли в игру или согласились с предложением какого-либо правила и пр.
- Готовность подчиниться требованиям коллектива и изменить свое поведение.
- Необходимость считаться с мнением других.
- Умение найти свое место в игре и коммуницировать в ходе действий.
- Готовность проявлять внимание и эмоциональную поддержку сверстникам.
- Потребность контролировать свое поведение, высказывания, всплески эмоций.
Общение в жизни человека выполняет три основные функции: информационно-коммуникативную, регулирующую взаимоотношения и обеспечивающую эмоциональность отношений (аффективно-перцептивная). Если проанализировать вышеприведенный список, то становится очевидным, что для каждой из функций общения есть место развитию в игровой деятельности дошкольников.
Детская игра как среда для развития всех сторон общения
Рассмотрим, как условия игры открывают дошкольникам возможности формировать навыки коммуникации с точки зрения основных функций общения.
Развитие информационно-коммуникативной функции
Если в обычных беседах дети говорят, не особо слушая другого, то игровая ситуация значительно уменьшает подобный хаос. Складывается ситуативно-деловая форма общения.
Нужно ли договориться, в какую игру будут играть, распределить роли или обсудить правила – дошкольники стараются выслушать говорящего. В группе детей всегда находятся те, кто перебивают, не дослушав, выкрикивают свои предложения. Другие дети таких крикунов останавливают, просят помолчать, одергивают: «Дай послушать!».
Следуя сюжету, дошкольники стремятся выполнять роли так, чтобы передавать характер отношений, а не просто выполнять действия. Активно используется ролевая речь, адресуемая партнерам по игре. Часто развиваются диалоги между героями сюжета. Это отличная тренировка коммуникации.
В старшем дошкольном возрасте нередко содержанием игры становятся отношения между людьми и правила, регулирующие поведение и общение. К примеру, изображая занятие в школе, один из дошкольников выступает строгим учителем, делает замечания ученикам, строго следит за учебным регламентом.
Таким образом, благодаря включению в игру дети обмениваются информацией, узнают много нового, приобретают опыт эффективной коммуникации, имеют возможность высказаться самим и услышать других.
Формирование навыков взаимодействия
Освоение дошкольником мира отношений в значительной степени происходит за счет подражания другим. Важнейшая практическая задача для дошкольника – научиться действовать сообща, согласуя свои желания и действия с активностью сверстников.
Чем старше дошкольник, тем больше у него проявляется желание к совместной игре. Он даже может соглашаться на роли, мало ему интересные, ради того, чтобы включиться в коллективную деятельность.
Интересно, что далее срабатывают иные механизмы: выбирая партнера в рамках сюжета, дети не хотят случайного выбора, а предлагают совместно играть тому, с кем уже установились дружеские отношения или проявились общие интересы.
Как пример, девочка может согласиться быть не стюардессой (привлекательная роль), а пассажиром, но при этом пригласит и своего друга в «пассажиры». И только после этого гораздо задорнее включится в исполнение роли, которая изначально особого интереса не вызывала.
Сюжетно ролевая игра создает условия, чтобы у детей параллельно складывались ролевые и реальные отношения. В ролевых они тренируются «как надо», а в реальных ведут себя так, как им хочется.
Когда дети высказываются в соответствии с выбранной ролью, они отражают свои представления о стиле и характере взаимоотношений. Они ежедневно видят, как общаются их родители, как взаимодействуют другие взрослые, и подражают им в соответствии с игровым сюжетом.
Любопытно наблюдать, как дошкольник на минутку выходит из роли и начинает высказывать свои замечания, что кто-то ведет себя не так, или правила игры не соответствуют тому, как это бывает в жизни.
Развитие эмоциональной сферы и восприятия детьми друг друга
Ситуации, проигрываемые детьми, придуманы понарошку, а чувства, переживаемые в игре, – настоящие, реальные.
В игре ребенок может проявить себя так, как он не решится вести себя в повседневном общении со сверстниками. Особенно это касается робких детей. Взрослые, организовывающие или наблюдающие игры дошкольников, должны способствовать тому, чтобы несмелые ребятишки также оказывались в главных ролях. Это не только откроет потенциал ребенка, но и позволит другим детям увидеть сверстника с новой стороны.
В детских играх много экспрессии, смеха или бурных возмущений. Дошкольник учится управлять своим поведением и эмоциональностью, осваивает нравственные нормы взаимоотношений.
Дошкольники, играя, довольно часто ссорятся. Особенно на этапе распределения ролей, установления правил, развития сюжета. Причиной этих ссор являются различия в представлении действий и характера игры. Например, один ребенок считает, что их игровой «магазин» должен копировать супермаркет с самообслуживанием, а другой настаивает, чтобы «продавец» взвешивал, принимал «деньги» и пр.
Спорящим приходится идти на компромисс и договариваться. Иначе игра не состоится. Причем такие споры дошкольники решают сами, без обращения к взрослым. Так они учатся уступать, соглашаться с иным мнением, справляться с обидой и предпринимают первые попытки анализировать свое поведение и поступки других детей.
Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности
Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3-м году его жизни. Ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри личностные конфликты.
Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх, которые становятся для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому проблема формирования навыков общения у детей младшего возраста при помощи игры является актуальной.
Исходя из этого основными задачами являются:
- Обучение детей речевым средствам общения
- Развитие творческих способностей и воображение в процессе игрового общения.
- Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми
- Формирования умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)
- Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, доброжелательного отношения к окружающим.
- Воспитывать у детей интерес к окружающим людям, желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общее решение в конфликтных ситуациях, чувство понимания и потребности в общении.
Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Педагог внимательно наблюдает за тем, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка и соответственно обогащает детский опыт. В данном возрасте большая роль в правильной организации общения принадлежит взрослому. Воспитатель показывает пример доброго отношения к окружающим.
Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Выделим лишь наиболее распространенные её виды:
Сюжетно-ролевая игра
Подвижные игры
Дидактические игры
Настольно-печатные игры
Театрализованные игры
Сюжетно-ролевая игра — основной вид игр дошкольников. В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм можно отнести «Магазин», «На приеме у врача», «Дочки-матери» и многие другие, большинство из которых знакомят детей с различными профессиями. Развивает навык общения друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других.
Подвижные игры — здесь дети очень активны и непоседливы, могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки. Развивают навык взаимоотношения в коллективе; согласованию своих действий с действиями других.
Для развития общения, важную роль играют дидактические игры, которые имеют определенное значение в социальном воспитании детей. Сначала ребенок приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушки, не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной деятельности. Вместе рассматривают картинки, составляют узоры, соединяют пазлы. Зарождается интерес к действиям другого ребенка, радость от общих действий.
Дидактические игры развивают способности к совместным действиям со сверстником как с партнером по игре. Это игры типа «Чей это домик», «Профессии», «Чей домик», «Малыши и краски».
Настольно-печатные игры — Развивают умение вступать в общения, договариваться о правилах игры, соблюдать очередность действий. Их сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Приключение Буратино», «Мозаика», «Доминошники».
Театрализованные игры — пользуются у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребёнок пропускает через себя все чувства, эмоции проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Во время игры дети чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, малыш принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
Театрализованные игры развивают навык совместной деятельности, желание общаться, умение вести диалог, преодолевать застенчивость. Использовались такие приемы как: стихи-диалоги. помогают детям почувствовать общение с конкретным лицом в привычной для детей разговорной речи, как они разговаривают в жизни (Курочка Рябушка зачем тебе водичка? — Цыпляток поить. –Как цыплятки просят пить? — Пи-пи-пи) Игровые-ситуации позволяющие ребёнку выражать свои желания, интересы, ориентируясь на собственные потребности и желания других детей («Котик обиделся» (у него отобрали клубочек, с которым он играл; дети жалеют его, дают другой клубочек, поют ему песенки). Постановка сказок помогающие сближению детей, делая их союзниками, партнёрами в общем деле («Теремок», «Курочка Ряба», «Репка»).
Формирование навыков общения со сверстниками на первых этапах должно базироваться на следующих принципах:
- Безоценочность. Любая оценка фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание угодить взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками.
- Отказ от реальных предметов и игрушек. Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают из-за игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнер. В связи с этим следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на сверстников.
- Отсутствие соревновательного момента в играх. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако они направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге — разобщенность в коллективе. Именно поэтому для формирования нравственного начала важно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкурентности.
Таким образом через игровую деятельность развиваются:
− навыки общения со сверстниками и взрослыми;
− взаимоотношения в коллективе;
− навык совместной деятельности;
− преодолевается застенчивость;
− сотрудничество в коллективе.
Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет говорить со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, становится раздраженным, агрессивным.
В младшем возрасте без помощи взрослых трудно научить ребенка общаться со сверстниками. Поэтому желаю вам быть активными участниками игры и показывать образцы культурного общения.
Литература:
- Воронова, А. П. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. Для детей от 3 до 6 лет. — М.: Детство-Пресс, 2008.
- Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте: учебное пособие — СПб: Питер, 2008.
- Калиниченко, А. В. Организация игровой деятельности дошкольников: методическое пособие. М.: Айрис-Пресс, 2004.
- Лисина, М. И. Развитие общения дошкольников со сверстниками -М.: Педагогика, 1989.
- Михайленко, Н. Я. Короткова, Н. А. Как играть с ребенком: пособие для воспитателя. — М.: Гном, 1990.
- «Игра в коррекции психического развития ребенка» Учебное пособие Москва 1997 г.
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1997. 210 с.
- Арушанова А. Г. Образовательная область «Коммуникация»: формы организации психолого-педагогической работы // Современный детский сад. 2011. № 2. С. 19–26.
- Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя дет. сада / сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. М.: Просвещение, 1983. 192 с.
- Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 2011. 96 с.
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. М.: ГНОМ и Д, 2000. 96 с.