Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте


Венгерский психолог и педагог разработал замечательные упражнения и игры, способствующие освоению математических понятий, а так же творческого и логического мышления. Работа по знакомству с блоками начинается ещё во второй младшей группе, где малыши выделяют один признак предмета. В средней группе задания усложняются, появляются карточки-символы, с помощью которых дети выбирают необходимые фигуры. А какие же игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте можно использовать?

Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте

Дети старшего дошкольного возраста в состоянии оперировать сразу несколькими свойствами предмета. У детей развито образное мышление и они способны разгадывать загадки, читать символы, заниматься кодировкой и раскодировкой. Дошкольники с удовольствием играют и выполняют упражнения с блоками Дьенеша. [ads1]

Игра «Отгадай загадку»

На поле из 4 или 5 частей, в зависимости от уровня подготовленности детей, выкладывают символы фигур, при этом последнее окошко остаётся для отгадки. Например, на поле выкладываем знаки: жёлтая тонкая и треугольная. В пустом окошке ребёнок должен положить жёлтый тонкий треугольник, при этом размер фигуры не учитывается. Можно составлять загадки из четырёх символов, например: круг, толстая, большая, синяя. В ответе ребёнок положит синий большой толстый круг. Наиболее сложный вариант этой игры с отрицанием 1, 2, или 3 признаков. Игра-противоположность «Загадай загадку» представляет из себя пустую табличку, на которую дети, выбрав фигуру, раскладывают соответствующие знаки.

Развивающая игра «Рассели жильцов»

Игра «Рассели жильцов» очень увлекательна и подготовишки могут в неё играть целыми компаниями, а потом проверять друг друга. В каждой квартире нужно поселить жильца, опираясь на его признаки (цвет, форму, размер и толщину). Например, на первом этаже живёт синий, толстый жилец, а на втором — красный, не толстый, но квадратный, на третьем — не синий, немаленький, круглый и тонкий. Домики разработаны для детей с разным уровнем подготовленности, где необходимо учитывать 2-4 признака, использовать отрицания.

Развивающая игра «Лабиринт»

Дети с радостью откликаются на игры типа «Лабиринт», «Дерево» и т.д., где они должны найти место своей фигуре. Такие игры направлены на развитие умения классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Нарисуйте дерево с ветками разных цветов без листьев. На каждой веточке свой символ, означающий форму, размер или толщину.

Ребёнок с красным большим треугольником должен найти красную ветку со значком «треугольник и большой» (или не квадрат, большой, или треугольник, не маленький и т.д.). Всё зависит от уровня развития детей и творчества педагога. Можно рисовать лабиринты, дороги к гаражам, грядки на огороде и всю информацию кодировать значками. Детям такие игры приносят большое удовольствие и зная об «инстинкте открывателя», можно добиться больших результатов.

Развивающая игра «Хоровод»

Зимними вечерами, да и жаркими летними, можно играть в домино или складывать хороводы. Для этого разделите все блоки между детьми и договоритесь о правилах. Первый игрок кладёт любую фигуру, а следующий должен положить фигуру другого размера, или такой же формы, но другого цвета, или другой формы, но такого же размера и толщины и т.д. Правила могут придумывать дети, педагог внимательно следить за их исполнением.

Из «склада боеприпасов» – в игровую детскую

Ни для кого не сек­рет, что на каж­дом этапе раз­ви­тия ребенка тре­бу­ются раз­ви­ва­ю­щие игры. И роди­тели все­гда очень обес­по­ко­ены вопро­сом, как выбрать самое полез­ное. В итоге дет­ская ком­ната пре­вра­ща­ется в некий музей, или в некий такой «склад бое­при­па­сов» раз­ви­тия ребенка.

И ребе­нок, зава­лен­ный этими раз­ви­ва­ю­щими игруш­ками, не про­яв­ляет к ним ника­кого инте­реса. Роди­тели рас­стра­и­ва­ются, видимо, решают, что ими было выбрано не самое луч­шее посо­бие, и поку­пают новые – ещё интереснее.

В луч­шем слу­чае месяц-два ребе­нок играет, и вскоре это снова ста­но­вится неважно, неин­те­ресно и неактуально.

На самом деле всё гораздо при­ят­нее и проще. Доста­точно неболь­шого коли­че­ства посо­бий и игру­шек для того, чтобы можно было раз­ви­вать сво­его ребенка во всем пери­оде дошколь­ного и началь­ного школь­ного возраста.

Ведь при твор­че­ском под­ходе, при жела­нии расти вме­сте со своим ребен­ком, при жела­нии с ним играть и полу­чать радость от обра­зо­ва­тель­ного про­цесса можно при­ду­мать массу инте­рес­ных игр в каж­дом возрасте.

Это помо­жет убе­речь роди­тель­ский коше­лек, и конечно, раз­ви­вать сво­его ребенка. Потому что ребе­нок, кото­рый умеет мани­пу­ли­ро­вать с одним и тем же пред­ме­том по-раз­ному, более зре­лый в интел­лек­ту­аль­ном смысле.

Сего­дня на при­мере посо­бия мы рас­ска­жем о том, как можно начи­ная бук­вально с полу­года и закан­чи­вая тре­тьим-чет­вёр­тым клас­сом на одном посо­бии рас­тить ребенка и раз­ви­ваться, между про­чим, вме­сте с ним, потому что неко­то­рые зада­ния сложны даже взрослым.

Игры с обручами и блоками Дьенеша

Особый раздел в методике Дьенеша отведен играм с обручами, которые так же начинаются с выполнения простых заданий и постепенно усложняются, позволяя педагогу развивать аналитическое мышление, гибкость ума и быстроту реакции у будущих школьников.

«Игра с одним обручем»

На полу лежит обруч. У каждого ребёнка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча — все красные блоки, а вне обруча — все остальные. Детям задают вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри. При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом другу друга определяют одним словом фигуры вне обруча.

«Игра с двумя обручами»

На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать внутри синего обруча, внутри красного обруча, внутри обоих обручей, вне красного обруча, внутри синего, но вне красного, внутри красного, но вне синего, вне синего и красного обручей.


Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча — все красные.

На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса:

  1. Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
  2. Внутри синего, но вне красного обруча?
  3. Внутри красного, но вне синего?
  4. Вне обоих обручей?

Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств — формы и цвета.

«Игра с тремя обручами»

В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трём свойствам. Ведущий кладёт на пол три разноцветных (красный, синий, жёлтый) обруча так, как показано на рисунке, т.е. чтобы образовалось 8 областей.


После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трёх обручей, внутри красного и синего, но вне жёлтого и т.д.), предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего — все квадратные, а внутри жёлтого — все большие.

После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры с тремя обручами) вопросов.

  • Какие блоки лежат внутри всех трёх обручей?
  • Какие блоки лежат внутри красного и синего, но вне жёлтого обруча?
  • Какие блоки лежат внутри синего и жёлтого, но вне красного обруча?
  • Какие блоки лежат внутри красного и жёлтого, но вне синего обруча?
  • Какие блоки лежат внутри красного, но вне синего и вне жёлтого обруча?
  • Какие блоки лежат внутри синего, но вне жёлтого и красного обруча?
  • Какие блоки лежат внутри жёлтого, но вне красного и вне синего обруча?
  • Какие блоки лежат вне всех трёх обручей?

В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трёх свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим). [ads2] Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте не требуют особой подготовки, необходимо только подготовить специальные карточки для совместной и индивидуальной работы. Вы можете скачать архив с карточками для игр с блоками Дьенеша, в котором представлены карточки-символы и карточки-отрицания, а так же карточки для игр «Отгадай загадку», «Рассели жильцов», «Логические таблицы» разного уровня сложности.

Ещё больше игр

Наряду с блоками, можно использовать пособие «Давайте вместе поиграем», которое продолжает и углубляет работу по системе Дьенеша. В него входят:

  • карточки с условными изображениями признаков фигур или отрицанием их свойств, 11 подтверждающих признак (круглый), и 11 – отрицающих (не красный). Помогают в освоении таких абстрактных для детей понятий, как знаки.
  • 9 групп фигур, каждая из которых состоит из 24 штук;
  • логические кубики – 5 с обозначениями свойств и один с цифрами, формируют у ребёнка такие навыки, как кодирование и декодирование.

Используя вместе с комплектом карточек логические блоки, можно составить около 20 различных сюжетов игры. Вот лишь некоторые из них.

Игра «В магазине»

В наборе также имеются листы, с нарисованными игрушками из игровых фигур. Малышу даются «деньги» (блоки), на которые он может приобрести себе игрушки. Но сделать это можно таким образом, чтобы у имеющегося блока и фигур на изображении был хотя бы один общий признак. К примеру, за красный треугольник можно приобрести домик или зверюшку с треугольными ушами.

«Логический поезд»

В приложении даётся несколько поездов, каждый имеет свой цвет, присвоенный номер и четыре вагончика. Дети кладут над своими вагонами карточки, с указанным алгоритмом изменения признаков фигур и подбирают соответствующие блоки. Например, если можно поменять форму и цвет, то красный круглый груз станет жёлтым квадратным.

Иные системы развития :

  • Методика Макото Шичида
  • Счетные палочки кюизенера

Среди листов с заданиями в наборе «Давайте вместе поиграем» есть и такие, которые представляют собой алгоритмы. С ними можно играть в «архитекторов», создавая проект детской площадки или нарядить по схеме ёлочку.

Готовясь к школе

После трех­ле­ток, плавно услож­няя и услож­няя зада­ния, под­хо­дим к дет­кам- «под­го­то­виш­кам» к школе, дет­кам шести-семи лет

. Для них очень важно раз­ви­вать логи­че­ское мыш­ле­ние, зани­маться выстра­и­ва­нием поня­тий­ных рядов.

Вме­сте с дет­ками мы смо­жем выстра­и­вать так назы­ва­е­мые логи­че­ские цепочки, когда мы под­би­раем и меняем фигуры в соот­вет­ствии с каким-то заданием.

И хорошо, если мы можем про­счи­тать, какая фигура была вна­чале, если мы пошли от круга, и дальше должны прийти, допу­стим, к пря­мо­уголь­нику. От боль­шого должны прийти к малень­кому; от тол­стого должны прийти к тон­кому – сколько эта­пов надо нам пройти, чтобы эту дорожку выстро­ить? Или наобо­рот, мы пошли все от круга, и, изме­няя одну кате­го­рию, вольно творя, каж­дый полу­чит свой результат.

Вот этот момент раз­ви­тия логики, вни­ма­ния, кон­цен­тра­ции вни­ма­ния как раз очень нужен буду­щим пер­во­класс­ни­кам, кото­рые должны услы­шать учи­теля. Потому что учи­тель один, а в классе их трид­цать чело­век. Детям важно пой­мать эту мысль, удер­жать в голове и доне­сти до полу­че­ния резуль­тата, и потом оце­нить свой результат.

Еще хочется ска­зать о том, что посо­бия настолько ком­фортны в работе, что ими можно рабо­тать абсо­лютно везде

. Не обя­за­тельно делать это как ака­де­ми­че­ское зада­ние, сидя за сто­лом. С ними можно бегать, их можно рас­сы­пать, соби­рать, сор­ти­ро­вать, пере­ме­ши­вать и таким обра­зом
ком­пен­си­ро­вать дви­га­тель­ную актив­ность, кото­рая нужна всем нашим дошколятам.
Для детей всех воз­рас­тов в обу­ча­ю­щий про­цесс стоит вклю­чать актив­ные игры

. А что каса­ется дошколь­ни­ков – то это про­сто необ­хо­димо. Напри­мер, игра «мага­зин откры­ва­ется – мага­зин закры­ва­ется». Мага­зин откры­ва­ется – у нас лежит куча этих бло­ков, кото­рые манят своей пест­ро­той, и про­да­вец может про­дать товар только одной кате­го­рии: ты можешь взять только тол­стые.

Дет­кам постарше мы можем под­клю­чать к игре кате­го­рию «коли­че­ство»: только три тол­стые фигуры ты можешь взять, и жела­тельно все – раз­ных цве­тов. И так далее, услож­няя и услож­няя до бес­ко­неч­но­сти

. Из ото­бран­ных по раз­ным кри­те­риям бло­ков можно постро­ить, напри­мер, дом, а из мел­ких дета­лей сде­лать сад.

Поле для фантазии

Для того, чтобы не было скучно – все-таки любые вещи немножко при­еда­ются, – можно добав­лять совер­шенно любые сценарии.

Напри­мер, стро­ить кор­зинки и класть в них дере­вян­ные фрукты – вот то, что у вас есть, или насто­я­щие фрукты, а потом весело их хрум­кать. Можно брать раз­лич­ных инте­рес­ных живот­ных и стро­ить для них раз­ные корабли. И эти живот­ные у нас будут путе­ше­ство­вать. Не бояться тво­рить, не бояться экспериментировать.

Если кубики у вас не дере­вян­ные, то надо ста­раться ком­пен­си­ро­вать это раз­лич­ными мате­ри­а­лами. Мате­ри­алы все раз­личны по фак­туре: и очень шум­ный, звон­кий пла­стик; и заме­ча­тель­ное дерево; и всеми люби­мое стекло – тяже­лое, глад­кое, шумя­щее; и заме­ча­тель­ные яркие раз­но­цвет­ные пуговки.

Это и состав­ляет уни­вер­саль­ность посо­бий – тот прин­цип, что вы можете исполь­зо­вать для игры всё, что у вас под рукой. Более того, если у вас нет воз­мож­но­сти купить посо­бие, вы можете открыть стра­ничку в интер­нете и уви­деть весь пере­чень материалов.

Можете сами, если у вас нет дерева, скле­ить их из кар­тона и создать вот этот обра­зо­ва­тель­ный набор ребенку, настолько уни­вер­саль­ный, что вы можете идти с ним в дол­гую жизнь иссле­до­ва­теля физи­че­ских явле­ний и юного поко­ри­теля инте­рес­ных мате­ма­ти­че­ских заданий.

Дело выбора

Когда дети ста­но­вятся постарше, мы можем при­ду­мы­вать раз­ные игры, и тогда к малень­ким ребя­тиш­кам при­хо­дят на помощь плю­ше­вые игрушки – наши пуши­стые дру­зья, кото­рых мы можем кор­мить, оде­вать, с кото­рыми мы можем идти гулять и пры­гать по лужам.

А потом при­ду­мы­вать дей­ствия с фигур­ками из набора – ска­жем, вооб­ра­зить, что это кусочки мыла, кото­рым мы будем их мыть, и парал­лельно, очень акку­ратно в игре давать малы­шам раз­ные поня­тия: деле­ние по цвету, деле­ние по форме.

Пони­ма­ние, что есть раз­ные фигуры, и один из самых слож­ных момен­тов – пони­ма­ние, что надо взять фигуру
не такую, а дру­гую
. Напри­мер, не синюю и не крас­ную – а тогда какую? Напри­мер, не боль­шую – а тогда какую?

А если она и не синяя и не боль­шая, так это полу­ча­ется слож­ная загадка. И всё время надо созда­вать ситу­а­цию поиска. И тогда у ребенка будет и инте­рес, и жела­ние развиваться.

Зани­ма­ясь с малень­кими детьми, не тре­буйте от них усид­чи­во­сти и собран­но­сти не по воз­расту.

Глав­ное, чтобы всем участ­ни­кам было весело. Самые малень­кие ребя­тишки могут кон­цен­три­ро­вать вни­ма­ние всего лишь несколько минут. То есть
если ваш малыш пере­би­рал эти пред­меты в тече­ние трех-пяти минут, счи­тайте, что заня­тие у вас состоялось.
Детки постарше уже могут играть минут десять. Но опять же, все будет зави­сеть от вашего жела­ния играть. Если у вас глаза горят, и вам всё время хочется при­ду­мы­вать новое, то ваше заня­тие с ребя­тиш­ками-трех­лет­ками может идти и пол­часа. И с удо­воль­ствием будете с ними откры­вать новые и новые истории.

Помогут в учёбе

Таким обра­зом, раз­ви­ва­ются и пере­клю­че­ние вни­ма­ния, и конечно, логика. То есть это то, за чем сей­час, навер­ное, гонится основ­ная часть роди­те­лей – то есть раз­ви­тие интел­лекта

. Вот так интел­лект раз­ви­вать без­опасно, мы не пере­гру­зим ребенка. Потому что когда ребе­нок уста­нет, он про­сто не в состо­я­нии будет ничего сопо­став­лять, и мы пой­мем, что мы немно­жечко пере­жали, пере­да­вили с этим заданием.

Все­гда надо закан­чи­вать тогда, когда еще велик инте­рес

, не бояться обры­вать заня­тие на самом-самом инте­рес­ном моменте. И тогда сле­ду­ю­щего заня­тия ребе­нок будет ждать, будет бежать, торо­питься, а не ста­раться обя­за­тельно дойти до какой-то точки, какой-то вывод обя­за­тельно под­ве­сти. Не все­гда это важно. Ино­гда важ­нее сохра­нить инте­рес к обучению.

Могут ли «Блоки Дье­неша» послу­жить ребенку и в школь­ные годы? Конечно да.

Зада­ний с ними так много, что даже взрос­лые могут порас­ки­нуть моз­гами, а для детей выбор зада­ний и сце­на­рий игр почти неисчерпаем.

Конечно, воз­ни­кает удив­ле­ние: как это, для полу­го­до­вых и для девя­ти­лет­них детей одно и то же пособие?


На самом деле те же самые логи­че­ские поня­тия, те же самые логи­че­ские цепочки в более услож­нен­ном вари­анте, конечно, пред­став­ляют огром­ный инте­рес и для детей млад­шей школы.

В рам­ках школь­ной про­граммы у учи­теля нет воз­мож­но­сти в пол­ном объ­еме рас­крыть вот эти поня­тия, отра­бо­тать мно­гие логи­че­ские умо­за­клю­че­ния с детьми.

Эти посо­бия поз­во­ляют, если вы орга­ни­зо­ван­ные роди­тели, осу­ще­ствить про­ект­ную дея­тель­ность – напи­сать некий про­ект, что вы будете строить.

Про­ана­ли­зи­ро­вать, соста­вить пере­чень необ­хо­ди­мых вам мате­ри­а­лов, подо­брать их, потом постро­ить то, что вы пред­по­ла­гали и оце­нить, соот­вет­ствует ли полу­чен­ный резуль­тат тому про­екту, кото­рый вы строили.

И эта дея­тель­ность, во-пер­вых, может при­влечь несколь­ких детей раз­ного пола, и для каж­дого най­дется инте­рес­ная исто­рия

. И эта исто­рия может длиться несколько дней, может занять, допу­стим, суб­боту и вос­кре­се­нье, когда дожд­ли­вая погода, и вы можете несколь­кими семьями объ­еди­ниться и стро­ить целые города, целые пла­неты, корабли, отправ­ляться в инте­рес­ное путе­ше­ствие в поис­ках новых зна­ний, открытий.

Неслож­ные, на пер­вый взгляд, зада­ния с «Бло­ками Дье­неша» могут поста­вить в тупик кого угодно. Ведь для неко­то­рых игр тре­бу­ется быстро сде­лать выбор, при­бе­гая к логике.

И если есть опре­де­лен­ные затруд­не­ния в раз­ных воз­рас­тах, кото­рые гово­рят о том, что недо­ста­точно раз­вито логи­че­ское мыш­ле­ние, то не надо бояться отсту­пить на несколько сту­пе­не­чек назад, не надо бояться дать слиш­ком про­стое зада­ние ребенку. Очень важно и нужно именно этим заниматься.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]