Венгерский психолог и педагог разработал замечательные упражнения и игры, способствующие освоению математических понятий, а так же творческого и логического мышления. Работа по знакомству с блоками начинается ещё во второй младшей группе, где малыши выделяют один признак предмета. В средней группе задания усложняются, появляются карточки-символы, с помощью которых дети выбирают необходимые фигуры. А какие же игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте можно использовать?
Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте
Дети старшего дошкольного возраста в состоянии оперировать сразу несколькими свойствами предмета. У детей развито образное мышление и они способны разгадывать загадки, читать символы, заниматься кодировкой и раскодировкой. Дошкольники с удовольствием играют и выполняют упражнения с блоками Дьенеша. [ads1]
Игра «Отгадай загадку»
На поле из 4 или 5 частей, в зависимости от уровня подготовленности детей, выкладывают символы фигур, при этом последнее окошко остаётся для отгадки. Например, на поле выкладываем знаки: жёлтая тонкая и треугольная. В пустом окошке ребёнок должен положить жёлтый тонкий треугольник, при этом размер фигуры не учитывается. Можно составлять загадки из четырёх символов, например: круг, толстая, большая, синяя. В ответе ребёнок положит синий большой толстый круг. Наиболее сложный вариант этой игры с отрицанием 1, 2, или 3 признаков. Игра-противоположность «Загадай загадку» представляет из себя пустую табличку, на которую дети, выбрав фигуру, раскладывают соответствующие знаки.
Развивающая игра «Рассели жильцов»
Игра «Рассели жильцов» очень увлекательна и подготовишки могут в неё играть целыми компаниями, а потом проверять друг друга. В каждой квартире нужно поселить жильца, опираясь на его признаки (цвет, форму, размер и толщину). Например, на первом этаже живёт синий, толстый жилец, а на втором — красный, не толстый, но квадратный, на третьем — не синий, немаленький, круглый и тонкий. Домики разработаны для детей с разным уровнем подготовленности, где необходимо учитывать 2-4 признака, использовать отрицания.
Развивающая игра «Лабиринт»
Дети с радостью откликаются на игры типа «Лабиринт», «Дерево» и т.д., где они должны найти место своей фигуре. Такие игры направлены на развитие умения классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Нарисуйте дерево с ветками разных цветов без листьев. На каждой веточке свой символ, означающий форму, размер или толщину.
Ребёнок с красным большим треугольником должен найти красную ветку со значком «треугольник и большой» (или не квадрат, большой, или треугольник, не маленький и т.д.). Всё зависит от уровня развития детей и творчества педагога. Можно рисовать лабиринты, дороги к гаражам, грядки на огороде и всю информацию кодировать значками. Детям такие игры приносят большое удовольствие и зная об «инстинкте открывателя», можно добиться больших результатов.
Развивающая игра «Хоровод»
Зимними вечерами, да и жаркими летними, можно играть в домино или складывать хороводы. Для этого разделите все блоки между детьми и договоритесь о правилах. Первый игрок кладёт любую фигуру, а следующий должен положить фигуру другого размера, или такой же формы, но другого цвета, или другой формы, но такого же размера и толщины и т.д. Правила могут придумывать дети, педагог внимательно следить за их исполнением.
Из «склада боеприпасов» – в игровую детскую
Ни для кого не секрет, что на каждом этапе развития ребенка требуются развивающие игры. И родители всегда очень обеспокоены вопросом, как выбрать самое полезное. В итоге детская комната превращается в некий музей, или в некий такой «склад боеприпасов» развития ребенка.
И ребенок, заваленный этими развивающими игрушками, не проявляет к ним никакого интереса. Родители расстраиваются, видимо, решают, что ими было выбрано не самое лучшее пособие, и покупают новые – ещё интереснее.
В лучшем случае месяц-два ребенок играет, и вскоре это снова становится неважно, неинтересно и неактуально.
На самом деле всё гораздо приятнее и проще. Достаточно небольшого количества пособий и игрушек для того, чтобы можно было развивать своего ребенка во всем периоде дошкольного и начального школьного возраста.
Ведь при творческом подходе, при желании расти вместе со своим ребенком, при желании с ним играть и получать радость от образовательного процесса можно придумать массу интересных игр в каждом возрасте.
Это поможет уберечь родительский кошелек, и конечно, развивать своего ребенка. Потому что ребенок, который умеет манипулировать с одним и тем же предметом по-разному, более зрелый в интеллектуальном смысле.
Сегодня на примере пособия мы расскажем о том, как можно начиная буквально с полугода и заканчивая третьим-четвёртым классом на одном пособии растить ребенка и развиваться, между прочим, вместе с ним, потому что некоторые задания сложны даже взрослым.
Игры с обручами и блоками Дьенеша
Особый раздел в методике Дьенеша отведен играм с обручами, которые так же начинаются с выполнения простых заданий и постепенно усложняются, позволяя педагогу развивать аналитическое мышление, гибкость ума и быстроту реакции у будущих школьников.
«Игра с одним обручем»
На полу лежит обруч. У каждого ребёнка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча — все красные блоки, а вне обруча — все остальные. Детям задают вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри. При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом другу друга определяют одним словом фигуры вне обруча.
«Игра с двумя обручами»
На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать внутри синего обруча, внутри красного обруча, внутри обоих обручей, вне красного обруча, внутри синего, но вне красного, внутри красного, но вне синего, вне синего и красного обручей.
Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча — все красные.
На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
- Внутри синего, но вне красного обруча?
- Внутри красного, но вне синего?
- Вне обоих обручей?
Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств — формы и цвета.
«Игра с тремя обручами»
В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трём свойствам. Ведущий кладёт на пол три разноцветных (красный, синий, жёлтый) обруча так, как показано на рисунке, т.е. чтобы образовалось 8 областей.
После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трёх обручей, внутри красного и синего, но вне жёлтого и т.д.), предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего — все квадратные, а внутри жёлтого — все большие.
После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры с тремя обручами) вопросов.
- Какие блоки лежат внутри всех трёх обручей?
- Какие блоки лежат внутри красного и синего, но вне жёлтого обруча?
- Какие блоки лежат внутри синего и жёлтого, но вне красного обруча?
- Какие блоки лежат внутри красного и жёлтого, но вне синего обруча?
- Какие блоки лежат внутри красного, но вне синего и вне жёлтого обруча?
- Какие блоки лежат внутри синего, но вне жёлтого и красного обруча?
- Какие блоки лежат внутри жёлтого, но вне красного и вне синего обруча?
- Какие блоки лежат вне всех трёх обручей?
В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трёх свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим). [ads2] Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте не требуют особой подготовки, необходимо только подготовить специальные карточки для совместной и индивидуальной работы. Вы можете скачать архив с карточками для игр с блоками Дьенеша, в котором представлены карточки-символы и карточки-отрицания, а так же карточки для игр «Отгадай загадку», «Рассели жильцов», «Логические таблицы» разного уровня сложности.
Ещё больше игр
Наряду с блоками, можно использовать пособие «Давайте вместе поиграем», которое продолжает и углубляет работу по системе Дьенеша. В него входят:
- карточки с условными изображениями признаков фигур или отрицанием их свойств, 11 подтверждающих признак (круглый), и 11 – отрицающих (не красный). Помогают в освоении таких абстрактных для детей понятий, как знаки.
- 9 групп фигур, каждая из которых состоит из 24 штук;
- логические кубики – 5 с обозначениями свойств и один с цифрами, формируют у ребёнка такие навыки, как кодирование и декодирование.
Используя вместе с комплектом карточек логические блоки, можно составить около 20 различных сюжетов игры. Вот лишь некоторые из них.
Игра «В магазине»
В наборе также имеются листы, с нарисованными игрушками из игровых фигур. Малышу даются «деньги» (блоки), на которые он может приобрести себе игрушки. Но сделать это можно таким образом, чтобы у имеющегося блока и фигур на изображении был хотя бы один общий признак. К примеру, за красный треугольник можно приобрести домик или зверюшку с треугольными ушами.
«Логический поезд»
В приложении даётся несколько поездов, каждый имеет свой цвет, присвоенный номер и четыре вагончика. Дети кладут над своими вагонами карточки, с указанным алгоритмом изменения признаков фигур и подбирают соответствующие блоки. Например, если можно поменять форму и цвет, то красный круглый груз станет жёлтым квадратным.
Иные системы развития :
- Методика Макото Шичида
- Счетные палочки кюизенера
Среди листов с заданиями в наборе «Давайте вместе поиграем» есть и такие, которые представляют собой алгоритмы. С ними можно играть в «архитекторов», создавая проект детской площадки или нарядить по схеме ёлочку.
Готовясь к школе
После трехлеток, плавно усложняя и усложняя задания, подходим к деткам- «подготовишкам» к школе, деткам шести-семи лет
. Для них очень важно развивать логическое мышление, заниматься выстраиванием понятийных рядов.
Вместе с детками мы сможем выстраивать так называемые логические цепочки, когда мы подбираем и меняем фигуры в соответствии с каким-то заданием.
И хорошо, если мы можем просчитать, какая фигура была вначале, если мы пошли от круга, и дальше должны прийти, допустим, к прямоугольнику. От большого должны прийти к маленькому; от толстого должны прийти к тонкому – сколько этапов надо нам пройти, чтобы эту дорожку выстроить? Или наоборот, мы пошли все от круга, и, изменяя одну категорию, вольно творя, каждый получит свой результат.
Вот этот момент развития логики, внимания, концентрации внимания как раз очень нужен будущим первоклассникам, которые должны услышать учителя. Потому что учитель один, а в классе их тридцать человек. Детям важно поймать эту мысль, удержать в голове и донести до получения результата, и потом оценить свой результат.
Еще хочется сказать о том, что пособия настолько комфортны в работе, что ими можно работать абсолютно везде
. Не обязательно делать это как академическое задание, сидя за столом. С ними можно бегать, их можно рассыпать, собирать, сортировать, перемешивать и таким образом
компенсировать двигательную активность, которая нужна всем нашим дошколятам.
Для детей всех возрастов в обучающий процесс стоит включать активные игры
. А что касается дошкольников – то это просто необходимо. Например, игра «магазин открывается – магазин закрывается». Магазин открывается – у нас лежит куча этих блоков, которые манят своей пестротой, и продавец может продать товар только одной категории: ты можешь взять только толстые.
Деткам постарше мы можем подключать к игре категорию «количество»: только три толстые фигуры ты можешь взять, и желательно все – разных цветов. И так далее, усложняя и усложняя до бесконечности
. Из отобранных по разным критериям блоков можно построить, например, дом, а из мелких деталей сделать сад.
Поле для фантазии
Для того, чтобы не было скучно – все-таки любые вещи немножко приедаются, – можно добавлять совершенно любые сценарии.
Например, строить корзинки и класть в них деревянные фрукты – вот то, что у вас есть, или настоящие фрукты, а потом весело их хрумкать. Можно брать различных интересных животных и строить для них разные корабли. И эти животные у нас будут путешествовать. Не бояться творить, не бояться экспериментировать.
Если кубики у вас не деревянные, то надо стараться компенсировать это различными материалами. Материалы все различны по фактуре: и очень шумный, звонкий пластик; и замечательное дерево; и всеми любимое стекло – тяжелое, гладкое, шумящее; и замечательные яркие разноцветные пуговки.
Это и составляет универсальность пособий – тот принцип, что вы можете использовать для игры всё, что у вас под рукой. Более того, если у вас нет возможности купить пособие, вы можете открыть страничку в интернете и увидеть весь перечень материалов.
Можете сами, если у вас нет дерева, склеить их из картона и создать вот этот образовательный набор ребенку, настолько универсальный, что вы можете идти с ним в долгую жизнь исследователя физических явлений и юного покорителя интересных математических заданий.
Дело выбора
Когда дети становятся постарше, мы можем придумывать разные игры, и тогда к маленьким ребятишкам приходят на помощь плюшевые игрушки – наши пушистые друзья, которых мы можем кормить, одевать, с которыми мы можем идти гулять и прыгать по лужам.
А потом придумывать действия с фигурками из набора – скажем, вообразить, что это кусочки мыла, которым мы будем их мыть, и параллельно, очень аккуратно в игре давать малышам разные понятия: деление по цвету, деление по форме.
Понимание, что есть разные фигуры, и один из самых сложных моментов – понимание, что надо взять фигуру
не такую, а другую
. Например, не синюю и не красную – а тогда какую? Например, не большую – а тогда какую?
А если она и не синяя и не большая, так это получается сложная загадка. И всё время надо создавать ситуацию поиска. И тогда у ребенка будет и интерес, и желание развиваться.
Занимаясь с маленькими детьми, не требуйте от них усидчивости и собранности не по возрасту.
Главное, чтобы всем участникам было весело. Самые маленькие ребятишки могут концентрировать внимание всего лишь несколько минут. То есть
если ваш малыш перебирал эти предметы в течение трех-пяти минут, считайте, что занятие у вас состоялось.
Детки постарше уже могут играть минут десять. Но опять же, все будет зависеть от вашего желания играть. Если у вас глаза горят, и вам всё время хочется придумывать новое, то ваше занятие с ребятишками-трехлетками может идти и полчаса. И с удовольствием будете с ними открывать новые и новые истории.
Помогут в учёбе
Таким образом, развиваются и переключение внимания, и конечно, логика. То есть это то, за чем сейчас, наверное, гонится основная часть родителей – то есть развитие интеллекта
. Вот так интеллект развивать безопасно, мы не перегрузим ребенка. Потому что когда ребенок устанет, он просто не в состоянии будет ничего сопоставлять, и мы поймем, что мы немножечко пережали, передавили с этим заданием.
Всегда надо заканчивать тогда, когда еще велик интерес
, не бояться обрывать занятие на самом-самом интересном моменте. И тогда следующего занятия ребенок будет ждать, будет бежать, торопиться, а не стараться обязательно дойти до какой-то точки, какой-то вывод обязательно подвести. Не всегда это важно. Иногда важнее сохранить интерес к обучению.
Могут ли «Блоки Дьенеша» послужить ребенку и в школьные годы? Конечно да.
Заданий с ними так много, что даже взрослые могут пораскинуть мозгами, а для детей выбор заданий и сценарий игр почти неисчерпаем.
Конечно, возникает удивление: как это, для полугодовых и для девятилетних детей одно и то же пособие?
На самом деле те же самые логические понятия, те же самые логические цепочки в более усложненном варианте, конечно, представляют огромный интерес и для детей младшей школы.
В рамках школьной программы у учителя нет возможности в полном объеме раскрыть вот эти понятия, отработать многие логические умозаключения с детьми.
Эти пособия позволяют, если вы организованные родители, осуществить проектную деятельность – написать некий проект, что вы будете строить.
Проанализировать, составить перечень необходимых вам материалов, подобрать их, потом построить то, что вы предполагали и оценить, соответствует ли полученный результат тому проекту, который вы строили.
И эта деятельность, во-первых, может привлечь нескольких детей разного пола, и для каждого найдется интересная история
. И эта история может длиться несколько дней, может занять, допустим, субботу и воскресенье, когда дождливая погода, и вы можете несколькими семьями объединиться и строить целые города, целые планеты, корабли, отправляться в интересное путешествие в поисках новых знаний, открытий.
Несложные, на первый взгляд, задания с «Блоками Дьенеша» могут поставить в тупик кого угодно. Ведь для некоторых игр требуется быстро сделать выбор, прибегая к логике.
И если есть определенные затруднения в разных возрастах, которые говорят о том, что недостаточно развито логическое мышление, то не надо бояться отступить на несколько ступенечек назад, не надо бояться дать слишком простое задание ребенку. Очень важно и нужно именно этим заниматься.