Характерные особенности общения в дошкольном возрасте


Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста

Потребность в общении заложена в самой природе человека. Но эта потребность имеет множество нюансов. На разных возрастных этапах общение выполняет свои актуальные функции. Меняется характер и мотивы коммуникации и на таком непродолжительном этапе как дошкольное детство.

Во-первых, постепенно расширяется круг лиц, с которыми взаимодействует ребенок. Прежде всего, это взрослые люди, которые все поясняют, помогают, защищают. Но затем у дошкольника активизируется интерес к общению с такими же детьми, как он сам.

Во-вторых, меняется предметность общения. На смену коммуникациям на основе практических действий приходит умственное общение. Если 3-4-летний малыш тянется к собеседнику, чтобы показать, какое красивое платье у куклы или рассказать о новой машинке, то пятилетний ребенок может часами задавать свои «Почему?», просто шагая рядом с мамой.

Никакие подручные предметы или игрушки не нужны, чтобы расспрашивать, куда садится солнце, из чего сделана радуга, почему курица не летает. А все это так интересует детей.

Прогресс общения в дошкольном возрасте продолжается и далее, привнося новые мотивы в потребность общаться со взрослыми или сверстниками. Забросав родителей вопросами о природных явлениях и что-то для себя уяснив, дети стремятся поделиться своими знаниями со сверстниками. А взрослым адресуется следующая порция вопросов – теперь уже об отношениях людей, о профессиях, об увлечениях и других человеческих тонкостях.

Общение – лучшая возможность познать окружающую действительность и себя. Это один из видов активности, поэтому его называют коммуникативной деятельностью. Дошкольники вовлечены в эту деятельность. Они руководствуются разными мотивами. Формы общения в дошкольном возрасте приобретают внеситуативный характер, поскольку развитие познавательных процессов и речи позволяют ребенку рассуждать отвлеченно, а не только о том, что он видит и слышит в конкретный момент.

Как разговаривать с детьми?

С первых дней своей жизни малышу необходимо слышать речь родителей (колыбельная песня на ночь, и постоянный диалог во время купания, пеленания, кормления), это характерная черта каждого.

Общаться с детьми нужно правильно

Важно! Слова остаются в подсознании малыша. То, что маленькое чадо смогло услышать, в дальнейшем поможет ему заговорить самостоятельно.

К концу грудного периода малыш пробует проговаривать самостоятельно. Не стоит пытаться разговаривать с ним, произнося слова так, как это делает он. Нужно придерживаться правильного произношения.

В дошкольном периоде необходимо рассказывать на уровне понимания, не отделываться фразами: «расскажу, когда подрастешь», «рано об этом знать». Ребенок может это принять, как нежелание разговаривать, его не любят.

Слова следует четко выговаривать

Для чего разговаривать с детьми?

Малыш с раннего возраста нуждается в общении, даже когда не умеет говорить. Это необходимо так же, как питание и воздух.

Полезно достигать успехов, отмечать их похвалой, поговорить о дальнейших планах, составить программу дел на выходные и повесить памятку на холодильник, разговорить на секреты.

Обратите внимание! Без общения не вырастет человек, умеющий излагать желания, отстаивать позицию, решать вопросы в коллективе, семье с помощью слова, а не силы.

Разговаривать с новорожденным, так же необходимо, как и с дошкольником. Если кроха не может сказать, не значит, что ничего не понимает. По интонации, тембру голоса он чувствует, в каком эмоциональном состоянии находятся мама или папа, воспринимает отношение к себе.

Роль общения с родителями в психологическом развитии дошкольников

Ведущим методом общения является игра. Словами родители могут рассказать правила. Дошкольник может рассказать о результатах, побывать в ролях и почувствовать отрицательный результат. Полезно изучить технологию лепки теста, развивать моторику, провести мастер-клас по рисованию.

Роль общения ребенка с родителями огромна. При недостаточном разговоре может развиться заторможенность развития речи, психики, комплекс неуверенности в себе. Если нет разговора ребенка, рвутся жизненные ориентиры. Дети копируют родителей. То, как в семье поставлен диалог, какова тональность, как отзываются о других в присутствии ребенка, все это проявится в поведении среди сверстников в детском саду, на улице, в общении с воспитателем.

Основное общение складывается с родителями

Правила общения с родителями для детей

Для детей существуют правила речевого взаимодействия: уважительно и на должном уровне. Родители хотят, чтобы дети были вежливыми. Идя спать, говорили («Спокойной ночи мама и папа»), а проснувшись, приветствовали («С добрым утром»), чтобы просьбы сопровождали словом «пожалуйста», не забывали поблагодарить («спасибо»), чтобы просьба «собрать игрушки» не вызывала негативных слов в ответ, а была выполнена без пререканий.

Занятия по познавательному развитию в старших группах

Ребенку недостаточно только желания родителей. Необходимо показать, как надо отвечать на просьбы, приветствия. И сделать это не «открытым уроком культурного поведения», а повседневным постоянством. Узнать секреты общения поможет аудиокнига или видео онлайн.

Основные условия развития общения в дошкольном возрасте

В жизни ребенка первостепенную роль играют близкие люди, и вовлечение малыша в общение зависит от них. В отличие от старших детей, любая деятельность дошкольников направляется взрослыми. Складываются соответствующие особенности общения детей дошкольного возраста:

  • Взрослый постепенно погружает ребенка в знания и умения, выработанные многими поколениями человечества, и без которых немыслима жизнь.
  • Ребенок воспринимает взрослых людей как образец — как вести себя, какие чувства и качества проявлять в разнообразных ситуациях.
  • Общаясь со взрослыми, дошкольник получает обратную связь в виде поддержки, похвалы.
  • Общение со сверстниками предоставляет возможность ребенку познавать себя и осознавать, что он один из таких же детей.

Мотивы общения дошкольников

Выясним, какие мотивы движут дошкольниками, когда они инициируют общение с взрослым или сверстником. 3-летний малыш подает папе детали конструктора – это уже приглашение к взаимодействию. 4-летний «почемучка» осаждает родителей вопросами, что да как. Дошкольник 5 лет усаживает бабушку в кресло и заявляет, что он будет ее лечить. 6-7-летний ребенок заявляет, что он пойдет играть с Мишкой, а вот с Владиком ему неинтересно.

В любом из этих случаев проявляется ведущий мотив. У младших дошкольников преобладают познавательные мотивы. Дети понимают, что взрослые многое умеют и знают, поэтому, кроме эмоционального притяжения к взрослым людям, ими управляет познавательный интерес.

В среднем дошкольном возрасте дети нуждаются в партнерах по игре. Их привлекают сюжетные игры, моделирующие повседневную жизнь.

А поскольку самым расторопным партнером по игре является взрослый, дети любят вовлекать в исполнение роли мам, бабушек и реже мужскую часть семьи. Пусть имеет место игровая деятельность, но преобладают в этом возрасте деловые мотивы общения.

Старшие дошкольники активно общаются как со взрослыми, так и с ровесниками. По отношению к сверстникам они становятся избирательными. У них появляются друзья, с которыми они готовы играть в «дочки-матери», в футбол и любую другую игру. Но выявляется и категория детей, с которыми они не намерены общаться. А если играть в командной игре, то в разных командах. На первый план на данном возрастном этапе выходят личностные мотивы.

К взрослым 6-летние дети также продолжают обращаться с вопросами или желанием услышать оценку, похвалу. Наряду с познанием мира, их теперь часто интересуют вопросы нравственного характера. Мотивы общения детей дошкольного возраста с взрослыми в подобных случаях также можно отнести к личностным.

Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста

Коммуникативная потребность особенная. Она складывается как необходимость познания себя и других людей. Для удовлетворения названной потребности важны хотя бы первичные навыки общения. О каких коммуникативных навыках можно говорить в возрасте 3-5 лет?..

Чтобы направлять ребенка к развитию успешных взаимодействий, обратите внимание, как малыш проявляет себя, пытаясь общаться с такими же малышами. Для общения младших дошкольников характерно:

  • Внимание к сверстнику как к такому же «как я сам».
  • Эмоциональное восприятие взаимодействия с ровесником.
  • Стремление показать себя сверстнику: что умею, как делаю.
  • Чуткость и восприимчивость к тому, как относится маленький партнер по общению.

Все перечисленные компоненты важны. Наблюдая за ребенком, взрослым несложно заметить, что присутствует в избытке, а какие проявления и вовсе отсутствуют. Например, если дошкольник только демонстрирует свои достижения, необходимо вмешаться и предложить: «Давай посмотрим, как девочка/мальчик умеет делать…», «Показал свой экскаватор, а теперь твой друг хочет продемонстрировать, как ездят его машинки».

Полезно регулировать эмоциональный фон общения дошкольников. Насупившимся детям их настроение будет мешать. Изменению эмоций способствует удивление. Придумайте, как удивить малышей (построив необычную башенку, продемонстрировав неочевидные достоинства знакомой игрушки и пр.), и увидите, как положительно изменится их настроение и завяжется общение.

Если прививать культуру взаимодействий с раннего детства, со временем младшие дошкольники интуитивно проявляют столь важное качество — уделять внимание партнеру по общению. Это возможность развить коммуникативные способности ребенка.

Общение старших дошкольников более многопланово. После 5-ти лет дети проводят значительное время со сверстниками. Они связаны различными видами деятельности, требующими общения.

Это и сюжетно-ролевая игра, и творчество, и продуктивная деятельность. Взаимодействие с другими часто принимает форму сотрудничества.

Насколько успешно будет складываться сотрудничество, зависит от каждого участника. В старшем дошкольном возрасте развитие навыков общения тесно переплетено с формированием нравственных качеств. Доброжелательность и внимание к другому, приветливость и дружелюбие, готовность к взаимопомощи и способность уступить – те качества, без которых межличностные отношения не могут быть успешными.

Консультация для родителей

Педагоги разделяют дошкольный период на:

  • Младший — от двух до четырех лет.
  • Средний — от четырех до пяти лет.
  • Старший — от пяти до шести лет.

Обратите внимание! Общение, как ведущая потребность дошкольника, отмечена психологами в возрасте 2-4 года, и предполагает не только игру вместе с детьми, но и разговор, названия предметов, заучивание детской песенки.

Дидактические игры по изобразительной деятельности в детском саду

Средний возраст богат детскими страстями, малыш может несколько раз за день поссориться и помириться, пытается проявить характер в общении.

Старший возраст эмоционален. Малыши говорят и делают только то, что хочется. Какие бы ни были эмоции, положительными или отрицательными, главное, что искренны. Ребенок умеет различать границы поведения в кругу друзей, в присутствии взрослых, в том числе и речевого поведения.

Родителям необходимо помнить, что дошкольник в кругу сверстников и в домашнем кругу, это два разных человека. Он понимает, что, как выражает эмоции в кругу сверстников, не всегда можно выразить при родителях. Не стоит родителям принимать в штыки замечания, как некрасиво себя ведет со сверстниками в саду, когда дома тихий, скромный и спокойный.

Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка

В психическом развитии ребенка существуют два вида общения: вербальное и невербальное.

Вербальное подразумевает общение при помощи речи. Выделяют четыре вида речевой деятельности:

  • Говорение — использование языка для речевого сообщения.
  • Слушание — понимание звуковой речи.
  • Письмо — умение фиксировать речь на бумаге.
  • Чтение — восприятие информации с текста на бумаге.

По мимике можно понять многое

Невербальное — это общение без использования речи. Виды:

  • взгляд;
  • мимика;
  • жесты.

В жизни ребенка присутствуют оба вида общения, нельзя одно отделить полностью от другого. Ребенок корчит рожицы, кривляется, кого-то пародирует не только в разговоре, но и в жестах. Оба вида общения необходимы для дошкольника, чтобы уметь правильно выразить свои мысли.

Тематическая литература для родителей

Родители много полезного про разговоры с ребенком и его воспитание могут получить из книг.

Книга Лисиной

Особое внимание стоит уделить книге М.И. Лисиной «Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни». В этой книге в легкой доступной форме формулируется такое понятие, как «общение», его роль в формировании ребенка, мотивы, средства, формы общения, участие взрослых в формировании более совершенной формы общения.

Методика Гришаевой

Методику Гришаевой по развитию общения, тоже не стоит оставлять без внимания. Путем тематических бесед с использованием различных карточек, автор предлагает сформировать у детей культуру общения при встрече, показать формы приветствия, сформировать у малыша понятие о добре. Научить его осознанно проявлять сочувствие и доброту к окружающим людям, различать обман нехороших людей, аккуратно относиться к вещам, ценить труд постороннего человека.

Таким образом, родители, которые заинтересованы воспитать полноценную личность из своего малыша, должны помнить, что прежде всего, своим поведением и общением в семейном кругу они показывают модель общения ребенка в обществе.

Формы общения детей со взрослыми

Общение со взрослыми – это, по сути, взаимодействия в «зоне ближайшего развития», поскольку дошкольник задействует свой потенциал, заполняет белые пятна в своих знаниях.

Начиная с 3-летнего возраста, малыш становится активным исследователем всего вокруг.

Потребность в познавательной деятельности и стремление получить ответы на озадачивающие вопросы направляет его к родителям или другим значимым взрослым. Взаимодействие принимает внеситуативный характер и реализуется в двух формах общения, которые идут друг за дружкой.

Внеситуативно-познавательная коммуникативная форма

Общение может иметь ситуативный характер, и ребенок может просить нарисовать такого зайчика, который у него в руках. Но все чаще интерес выходит за пределы ситуаций. Дошкольник спрашивает, где живет зайчик, есть ли у него домик, и тут же продолжает задавать вопросы обо всех известных ему животных.

Взрослый является для ребенка экспертом, который все знает и все умеет. Малыш принимает любой ответ. Зачастую эти ответы подаются в фантазийном или сказочном контексте. Да и как иначе ответить малышу на вопрос в стиле, поет ли Медведица песенки своему Медвежонку?.. Тем не менее, дошкольник удовлетворяет свой актуальный познавательный интерес.

Познавательное общение со взрослым дает ребенку реальные представления о мире и расширяет его понимание причинно-следственных связей между окружающими предметами и явлениями.

Внеситуативно-личностная форма общения

Чем старше становится дошкольник, тем больше он понимает, что социальное окружение гораздо шире и разнообразнее, чем привычная для него среда. Ребенок осознает, что ему нужно научиться, как правильно себя вести и поступать в разных ситуациях. Тем более что он видит различное поведение своих сверстников, которое подталкивает к выводу, что не все ведут себя так, как следовало бы.

У дошкольника появляются вопросы к старшим, чтобы уяснить смысл взаимоотношений между людьми. В какой-то степени старший дошкольник сверяет свою точку зрения, совпадает ли она с позицией взрослого. Так присваиваются общепринятые социальные нормы.

Разговаривая со взрослыми, ребенок учится стандартам высказываний и поведенческим культурным нормам. У дошкольника появляются свои авторитеты. Для понимания определенной ситуации он все чаще обращается к тому взрослому, которого считает наиболее компетентным в данном вопросе.

Общение: сущность понятия и виды

Определение 1
Общение – это процесс установления и последующего развития контактов между людьми, порождаемый их потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, взаимное восприятие, попытки влиять друг на друга.

Замечание 1

Без общения невозможна никакая человеческая деятельность.

Общение имеет содержание, которое раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах:

  1. Общение выступает в виде процесса, который не подразумевает оказание влияния на изменения психологического состояния партнера. В данном случае общение используется с целью установления и последующего развития контактов между людьми. При этом данный контакт основан на совместной деятельности или потребностях человека.
  2. Общение выступает в качестве процесса, направленного на изменение психологического состояния партнера. В данном случае общение используется с целью изменения поведения собеседника, его личностно-смысловых образованиях.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Различают следующие виды общения, в зависимости от егосредств:

  • Вербальное общение – это общение, осуществляемое посредством речи, предоставляя человеку обширные коммуникативные возможности.
  • Невербальное общение – это общение, осуществляемое посредством жестов, мимики и пантомимики, а также через телесные или сенсорные контакты.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]