Комплекс занятий по песочной терапии в период адаптации детей раннего и младшего возраста.
Комплекс занятий по песочной терапии в период адаптации детей раннего и младшего возраста.
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор Возьмем в игру… Подобно Богу Мы создадим свой Мир чудес, Пройдя Познания дорогу.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Таким образом, важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.
Одним из эффективных средств адаптации является «Песочная терапия»
. Песочная терапия – разновидность игровой терапии.
Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из – за отсутствия активной речи. Песочная терапия может оказаться полезной для установления взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка.
При работе с детьми рекомендуется использовать простые упражнения, которые основываются на таких особенностях детей раннего возраста, как: эмоциональность, впечатлительность, способность быстро заражаться, как положительными, так и отрицательными, эмоциями от взрослых и сверстников и подражать их действиям.
Каждое занятие с использованием метода песочной терапии имеет свои структурные особенности:
1. Разминка (или разогревающие игры)
. Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка.
Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.
На этапе прикосновений к поверхности сухого песка используют такие игры и упражнения как:
— Игра «Здравствуй песок!»
— Игра «Песочный дождик»
— Упражнение «Песочный ветер»
— Игра «Необыкновенные следы»
.
2. Непосредственно обучающая часть.
Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.
Игры:
Игра«Песочные прятки»
Игра«Спрячь игрушки»
Игра«Детские секретики»
Упражнение«Веселые пальчики»
и др.
3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.
Цель песочной терапииметодическая разработка (младшая группа) на тему
Основная цель песочной терапии — снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя. Для реализации поставленной цели используются различные игры и упражнения с кинетическим песком: «Песочный дождик», «Следы на дорожке», «Волшебный холмик», «Воротца и заборчики», «Найди и назови», превращает коррекционно-развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети, эмоционально раскрепощаясь, активно и свободно выражают свои эмоции и настроение в постройках из песка.
Использование данного терапевтического средства, как песок способствует коррекции асоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперреактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе. Песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук. Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снятию психоэмоционального напряжения, а также развитию межполушарного взаимодействия.
Kinetic Sand – песок, являющийся чем-то средним между пластилином и песком из песочницы. Из него можно лепить различные фигуры либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки превратится обратно в рассыпчатую песчаную массу. Песок не застывает и не вызывает аллергических реакций. Он не рассыпается на мелкие крупинки и не оставляет жирных следов как пластилин. Волшебная текстура массы настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что завораживает детей и взрослых не менее чем строительство замков из песка на морском побережье. Дети остаются довольны от интересной игры, а взрослые не переживают за испачканную мебель, комнату и руки ребенка.
Песочная терапия полезна, если у ребенка:
- плохой сон, ночные кошмары;
- плохо развита мелкая моторика;
- истерики, непослушание, капризы;
- логоневроз (заикание), задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;
- застенчивость, неуверенность в себе;
- агрессия, тревожность;
- нет взаимопонимания с родителями;
- расстройства невротического характера;
- недержание мочи или кала (энурез, энкопрез);
- психосоматические заболевания;
- страх перед школой, садиком;
- частая плаксивость (без повода);
- ребенок пережил сильный стресс.
Результаты индивидуальны и зависят от целей, поставленных в начале коррекционного курса:
- Улучшится общее эмоциональное состояние ребенка;
- Уйдут страхи, негативные эмоции, переживания;
- Развитие воображения, творческого потенциала;
- Развитие мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;
- Развитие самооценки и уверенности в себе;
- Адаптация в новой среде (детский сад, школа);
- Улучшение взаимоотношений с родителями и сверстниками;
- Формирование положительных черт характера.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ (АРТ-ТЕРАПИЯ) + ВИДЕО УРОК С ОКСАНОЙ МИХАЙЛОВОЙ
История метода
Ещё до появления песочной и арт-терапии Карл Густав Юнг — основатель аналитической психологии, помимо сеансов психоанализа, уделял большое внимание работе пациентов с книгами по искусству.
Особенно ярким примером, стала дочь Рокфеллера — Эдит, когда девушка на почве бессодержательности своей жизни впадала в депрессию.
Она учились рисовать и сравнивать с произведениями искусства образы из своих снов.
Эдит стала заниматься творчеством, преобразилась, стала более утонченной и жизнерадостной.
Последователи Юнга, создали метод песочной терапии. Песочные картины, созданные детьми, были отображением их мыслей и переживаний, что стало открытием в психотерапии.
Особенности метода (в чем польза):
Особенностью метода является то, что художественные образы, отражают все подсознательные процессы, включая страхи, воспоминания, конфликты и мечты.
Для детей это просто незаменимая среда, где они могут мягко соприкоснутся с тем, что тревожит или пугает, отыграть эти сценарии и приобрести новый опыт в безопасных условиях.
Работа с песком обращается к внутренним, внутренним ресурсам ребёнка и тесно связанными с его способностью к самоисцелению и творческими возможностями.
Это помогает осознать себя и быть успешнее, в непрерывно меняющемся мире.
Задачи метода (какие проблемы решает):
Песочная терапия — это мощнейшая техника, не имеющая противопоказаний.
Она прекрасно работает и с взрослыми, но с детишками она в буквальном смысле творит чудеса!
Она помогает отыграть непрожитые эмоции, дать выход истинным чувствам и мыслям,
в мирной форме выпустить агрессию, улучшить коммуникацию, справиться со страхами, повысить самооценку и просто получить удовольствие от процесса!
Принципы метода (как это работает):
При помощи песочницы и маленьких фигурок малыш проигрывает ситуацию, которая его волнует.
Рисуя картину из песка или играя, малыш раскрывается и в этот момент проявляется его внутренний мир,
Предложите ребёнку превратиться в волшебника и создать свой собственный мир или целую планету, волшебный лес или город будущего,
всё, что наиболее соответствует возрасту малыша, дав ему полную свободу действий в полете фантазии!
Вы можете показать, как строить ландшафты из песка, создавать реки и моря, использовать фигурки деревьев и животных.
Отключите внутреннего критика и творите вместе, дав полную свободу фантазии,
тогда вы придумаете массу новых и замечательных игр, которые легко реализуются в песочнице!
Здесь можно всё!
И ребёнок удивит вас своей фантазией и подходом к делу!
Через такие игры высвобождается энергия для развития и обучения.
Другими словами, к ребенку возвращается его собственная внутренняя сила.
Показания к терапии. Требования к педагогу:
Когда обращаться к специалисту?
Это случаи, когда вы замечаете, что без видимых причин у ребёнка нарушается аппетит или сон.
Если вы заметили, что ребёнок излишне замкнут, стеснителен или пуглив.
Когда после событий, затрагивающих жизнь ребёнка, вы наблюдаете резкое изменение в поведении или настроении малыша.
Здесь стоит прояснить ситуацию с психологом.
При выборе специалиста, обязательно обратите внимание на его опыт и образование, чтобы не нанести вред ребёнку.
Совет психолога родителям: как расшифровать знаки
Чтобы процесс игры в песочнице приносил пользу ребёнку, предоставьте ему полную свободу действий и творчества – ребенок сам может выбирать, какие игрушки ему хочется поставить в песочницу, и что с ними делать.
Это мир вашего ребенка, и в нём он полноправный хозяин – кого хочет закапывает, кого хочет возвышает, —
словом выражает свои мысли и чувства, а родители здесь просто наблюдают за происходящим.
Оставьте советы, пусть он выразит свои чувства.
Помогайте, если только малыш сам вас об этом просит!
Узнать, что происходит в его мире, или что-то прокомментировать, можно используя правильные вопросы:
- Это открытые вопросы.
Например: — кто это у тебя? Вместо вопроса: что это за монстр?
Для вас это может быть монстр, а для ребёнка положительный персонаж или даже спаситель.
- Очевидные вопросы.
Отражайте то, что происходит в песочнице, но без критики.
Например: если вы видите, что у ребёнка в песочнице стоит дерево, на котором живёт кролик, вы можете задать ему вопрос: я вижу, у тебя кролик живёт на дереве?
Ребёнок с удовольствием вам ответит – так ли это, или, может быть, кролик залез туда по каким-то другим причинам.
Но если вы будете утверждать, что так не бывает, и обучать, что кролики на деревьях не живут, а живут в норах, и у ребёнка в игре всё неправильно, то это может сработать на снижение самооценки ребёнка и запрет на творческое проявление себя.
- Отраженные ответы ребенка.
Например, вы спросили: — Это кто? – Кошка. – А куда идёт эта кошка? — Она идёт к своему другу.
И здесь вы начинаете зеркалить: я вижу, что кошка отправилась к своему другу.
В этот момент ребёнок будет видеть, что вы внимательно и уважительно относитесь к его игре, что вы слышите, что он говорит, и что вы принимаете это так, как есть, без попытки исправить и научить.
Когда нам позволяют быть естественными, быть собой, и происходит процесс исцеления и гармонизации.
Через некоторое время после таких игр Вы заметите, что эмоциональное состояние ребёнка и его поведение изменились. Срок у каждого свой, но если игра построена правильно — это произойдёт.
Это будет означать, что новый опыт, который ребёнок приобрёл в играх с песком, встроился в систему его мировосприятия и стал проявляться в реальной жизни.
ВИДЕО УРОК С ОКСАНОЙ МИХАЙЛОВОЙ «ЭЛЕМЕНТЫ АРТ-ТЕРАПИИ»
ПОЛНЫЙ СБОРНИК УРОКОВ РИСОВАНИЯ НА ПЕСКЕ И АРТ-ТЕРАПИИ — ЗДЕСЬ
Метод песочной терапии завоёвывает популярность у практикующих психологов. Появившись в рамках аналитической психологии, песочная терапия долгое время развивалась в рамках этой концепции, оставаясь инструментом юнгианских психотерапевтов. Сегодня метод используют специалисты различных направлений (часто добавляя в него то новое, что позволяет использовать метод в рамках других концепций) — в сказкотерапии, арт-терапии, психодраме, в качестве среды для коррекционных и развивающих занятий.
Песочная терапия помогает человеку обратиться к своему внутреннему миру, погрузиться в него для поиска ответов на актуальные вопросы, индивидуальных ориентиров и ресурсов, внутренних смыслов. В ходе песочно-терапевтических сеансов человек получает доступ к неосознаваемым частям Я, что ведет к высвобождению психической энергии и способствует осознанию целостности личности. Человек имеет возможность установить связи между своим телом, сознанием и бессознательным, устранить причины многих соматических проблем. Основные причинами, по которым специалисты часто делают выбор в пользу этого метода:
- Комплексное воздействие на человека;
- Песочная терапия может действовать на человека на нескольких уровнях;
- Медитативное состояние, снимающее напряжение;
- Обращение к личному бессознательному для решения внутриличностных конфликтов;
- Обращение к коллективному бессознательному через трактовку символов.
В контексте глубинного влияния песочной терапии на психику клиента встает вопрос о необходимости специальной подготовки для песочных терапевтов. На сегодня существует широкий спектр образовательных программ, освещающих теоретические и практические аспекты песочной терапии. Безусловно, для обращения к юнгианской трактовке символов требуется длительная подготовка, соответствующее обучение и опыт. Основной задачей специалиста-практика является обеспечение максимально безопасного пространства (с психологической точки зрения), ведь манипуляции в песочнице – это разговор человека с самим собой, и именно это является главной предпосылкой и залогом реальных жизненных изменений.
Широта целевой аудитории Песочная терапия активно используется в работе со взрослыми и детьми. Многие специалисты используют песочные занятия в контексте развивающих занятий, особенно эффективны песочные занятия при речевых нарушениях, недостаточном развитии интеллектуальной сферы, минимальных дисфункциях мозга. В детских коллективах возможно проведение групповых занятий с песком, в них выявляются позиции участников коллектива, ситуационный стиль общения, групповая динамика.
Многообразие решаемых задач И все же, главное, почему специалисты различных направлений обращаются к песочной терапии — в пространстве песочницы возможно решение самых разнообразных проблем. В песочном пространстве развивается фантазия и актуализируется творческое начало личности, выводятся на осознаваемый уровень подавляемые эмоции, гармонизируется психоэмоциональное состояние, проигрываются и проживаются актуальные конфликты, активизируется адаптационный потенциал. Песочница удачно вписывается в работу арт-терапевта, специального психолога, бизнес-консультанта, тренера, коррекционного педагога.
В зависимости от поставленных задач могут использоваться различный песок и разнообразные песочницы. Классическая юнгианская песочница, выполненная из натурального дерева, имеющая стандартные размеры (50*70*8) и прямоугольную форму может использоваться практически для любых занятий.
Борта и дно, символизирующие небо и воду, обычно выкрашены в голубой цвет, что имеет большое символическое значение в аналитической психологии. Хотя некоторые специалисты считают целесообразным применение цветных дощечек, накладываемых на дно и борта песочницы для изменения цветового фона песочной композиции (1). Песочница отлично вписывается в индивидуальные консультации, однако, в силу своих размеров не всегда может использоваться в групповой работе.
Для использования песочницы в группе больше подойдет уникальная круглая песочница, вокруг которой может удобно встать несколько человек, находясь на одинаковом расстоянии от центра песочницы, который несет обычно наибольшую смысловую нагрузку. Круглая форма песочницы вносит в процесс песочных манипуляций особый символический смысл. Круг – древнейший символ, используемый в различных культурах для обозначения важнейших трансцендентных понятий: космоса, времени, жизни. Линия круга не имеет ни начала, ни конца, что способствует восприятию «песочного пространства» как пространства, изначально наделенного внутренней гармонией.
Движение по кругу, символизирующее постоянное возвращение, в контексте песочной терапии олицетворяет ее основную задачу – движение человека к самому себе, пониманию и принятию собственной сущности, соединению в единое целое своего прошлого и настоящего для гармоничного развития в будущем. Стоящие вокруг песочницы люди оказываются в этом же символическом «круге», что провоцирует максимальную открытость между участниками занятия, способствует сплочению группы. Также некоторые специалисты советуют использовать круглые песочницы на завершающем этапе терапии, для закрепления достигнутого успеха (1).
Для развития творческого потенциала личности отлично подойдет песочница, способная менять цвет (Планшет для Sand-art и цветотерапии).
Известные релаксационные свойства песка, способного снимать внутреннее напряжение, усиливаются за счет подключения цвета – мощнейшего подсознательного источника ассоциаций. Всемирно известный автор науки о цветовых выборах М. Люшер называет цвет «визуализированным языком чувств», способным раскрыть подсознательные побуждения и мотивы на языке цветовых символов (2). Основные терапевтические манипуляции, реализуемые в цветовой песочнице – рисование песком — один из самых популярных методов арт-терапии, способствующий высвобождению подсознательной энергии через индивидуальные образы, позволяет отражать сильные эмоциональные состояния.
А также занятия с этой песочницей способствуют развитию мелкой моторики и образного мышления. Окруженный волнами цвета, человек как будто попадает в сказку, где является главным сказочным персонажем, руки сами тянутся к песку, способному реализовать любую фантазию в форме рисунка и также легко ее разрушить, ведь в песочной терапии, как и в сказке – герой всесилен.
Также необходимо остановиться на терапевтических свойствах песка. Ассоциативно связанный с вечностью, он вызывает у человека удивительные ощущения, песочные картины легко строятся, легко рушатся, песок равняется, на смену одним зарисовкам приходят другие, старое уступает место новому. Человек, являясь автором песочных картин, получает чудесный психотерапевтический опыт изменений, который может успешно перенести в свою жизнь.
Использование разного песка также определяется основными задачами занятия. Обычно для песочной терапии используется очищенный прокаленный песок, который необходимо время от времени менять.
Сегодня становится все более популярным «живой песок». Разработанный в Швеции кинетический песок имеет целый ряд особенностей, сделавших его популярным во всем мире. Песок имеет уникальный состав, благодаря чему по ощущениям напоминает мокрый песок, но при этом не пачкается, не сыплется, а «течет сквозь пальцы» и прекрасно сохраняет заданную ему форму. Удивительно красивые песочные картины, которые получаются из этого материала, стимулируют фантазию и заставляют автора почувствовать себя настоящим художником. Приятный на ощупь, легкий и вязкий, песок сочетает в себе свойства сразу многих терапевтических материалов, которые обычно используются для упражнений релаксации и развития мелкой моторики: глины, теста, пластилина. Песок может принимать участие во всех видах детских развивающих и коррекционных занятий, воздействуя на ребенка комплексно, он способствует развитию пространственного мышления и воображения, обеспечивает синхронизацию работы рук, развивает тактильную чувствительность и способствует концентрации внимания. Занятия с таким песком будут очень эффективны для детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания (СДВГ), для детей с речевыми нарушениями и задержкой психического развития, для детей, имеющих травматический опыт. Песок нетоксичен, не вызывает аллергии, сохраняет свои свойства до 5 лет. Однако, как показывает практика, релаксационные свойства кинетического песка находят отклик и у взрослой аудитории.
Погружая руки в песок, человек переносится мысленно на много лет назад, когда свободное творчество и познание мира были для него абсолютной нормой, а игра с формочками – важнейшим занятием. Отступает тревога, пропадают симптомы хронического стресса, повышается настроение и уверенность в себе. Живой песок способствует внутреннему расслаблению и активизации творческого начала.
Список литературы:
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Речь, 2010.
- Люшер М. Сигналы личности. – Воронеж, 1993.
Ананьева Е.А. — аспирант кафедры специальной психологии СПбГУ, руководитель научно-методического отдела ООО «Иматон» Профессиональный психологический инструментарий».
Игра «Ручеек течет»
»
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 131» Кировского района г. Саратова
Педагог-психолог высшей квалификационной категории Матвеева Татьяна Сергеевна г. Саратов
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор Возьмем в игру… Подобно Богу Мы создадим свой Мир чудес, Пройдя Познания дорогу.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Таким образом, важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.
Одним из эффективных средств адаптации является «Песочная терапия». Песочная терапия – разновидность игровой терапии.
Возможности песочной терапии многогранны, но сегодня мне хотелось бы остановиться только на ее преимуществах, связанных с адаптацией детей раннего возраста к новым условиям жизнедеятельности.
Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из – за отсутствия активной речи. Песочная терапия может оказаться полезной для установления взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка.
При работе с детьми рекомендуется использовать простые упражнения, которые основываются на таких особенностях детей раннего возраста, как: эмоциональность, впечатлительность, способность быстро заражаться, как положительными, так и отрицательными, эмоциями от взрослых и сверстников и подражать их действиям.
Существует большой комплекс упражнений и игр с мокрым и сухим песком. С погружением рук в песок и на его поверхности. Изучив литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что в первую очередь нужно использовать игры на поверхности сухого песка. Особый интерес для меня представляют такие игры как:
- «Отпечатки наших ручек»,
- «Идут медвежата»,
- «Прыгают зайки», и др.
также предлагаю детям
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки);
- пройтись по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой (можно группировать пальцы по два, три, четыре и т. д.)
Каждое занятие с использованием метода песочной терапии имеет свои структурные особенности:
1. Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка.
Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.
На этапе прикосновений к поверхности сухого песка, я использую такие игры и упражнения как:
- Игра «Здравствуй песок!»
- Игра «Песочный дождик»
- Упражнение «Песочный ветер»
- Игра «Необыкновенные следы».
2. Непосредственно обучающая часть.
Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.
На данном этапе я использую игры:
- Игра «Песочные прятки»
- Игра «Спрячь игрушки»
- Игра «Детские секретики»
- Упражнение «Веселые пальчики» и др.
3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.
Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.
На этом этапе я использую игры:
- Игра «Ручеек течет»
- Игра «Дождик моросит»
- Игра «Речка и ручеек»
- Игра «Куличики»
- Игра «Норки – холмики» и др.
Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. Например: «Заборчики». (Дети руками лепят заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка). При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.
Случается, так, что в процессе работы дети заболевают, и это факт. И после того как ребенок поправится и придет в детский сад, я начинаю работу сначала.
Работу с песком завершаю, когда у ребенка стабилизируется эмоциональный фон, он легко расстается по утрам с близкими, играет в группе, положительно относится к режимным моментам.
Заключение: таким образом, песочная терапия – прекрасный способ установления контакта с детьми, переживающими процесс адаптации к дошкольному учреждению, она развивает коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации в период раннего возраста.
Следующая > |