Конспект урока «Части суток, представление о времени»


Обсуждаем картинки с ребенком

После подробного изучения картинок постарайтесь добиться от ребенка ответной реакции. Проводить такие занятия можно уже с детьми 2-2,5 лет: они вполне способны ответить на вопросы.

Попросите малыша сказать:

  1. что происходит на небе ночью,
  2. как наступает утро,
  3. почему становится светло,
  4. почему днем теплее, а вечером становится холоднее и т.д.

Такие задачи вполне по силу ребенку, если, конечно, он предварительно получил от вас всю необходимую информацию. Спрашиваем только то, чему научили сами!

И, конечно, полезным этапом в обучении станут раскраски. При изучении картинок обращайте внимание на те цвета и полутона, которые господствуют в природе в определенное время суток. Предлагая малышу раскраску на данную тему, попросите отобразить основные цвета утра, вечера, ночи. Это отличная тренировка памяти и воображения.

Таким образом, предложенные на нашем сайте картинки помогут вам развить ребенка, изучить с ним новые понятия, глубже познать окружающую нас природу.

Как обучить ребенка понятиям «утро-день-ночь»: подсказки от педагога

Действуйте через личный опыт ребёнка

Насыщайте части суток существенными признаками детской активности, максимально приближенной к его личному опыту. Обращайте внимание на части суток в повседневной жизни: «Пришёл вечер, мы принимаем ванну и готовимся ко сну», «Наступает ночь, а ночью все люди отдыхают. И мы ложимся спать» и тому подобное.
Рассматривайте и читайте книгу Вольта Суслова «Часы». А затем закрепляйте эти знания в игре «Подскажи словечко». Начинайте предложения, которые малыш должен завершить. Например: «Обедаем мы днём, а ужинаем — …»

Другая полезная игра — «Когда это бывает?» : используйте готовые картинки с частями суток или сфотографируйте разные рутинные дела. Покажите их ребенку, спросите, что он делает на фотографиях, когда это происходит. Пусть разложит фотографии по порядку.

Расширяйте представление о частях суток и их последовательности с 3-4 лет

На этом этапе важно научить ребёнка определять последовательность частей суток с разных точек отсчёта. Для этого задавайте вопросы: «Что наступит после утра? Что делают дети днём?… Закончилась ночь. Что наступит после ночи?» и тому подобное.

Для того чтобы малыш понимал такие свойства времени, как текучесть и непрерывность, предлагайте ему разложить карточки с изображением частей суток так, чтобы они начинались с дня, вечера или ночи (но не с утра).

Используйте стихотворения о частях суток, отмечайте характерные особенности, которые можно увидеть в природе. Для этого отлично подойдёт «Ночная книга» Ротраут Сюзанны Бернер. Закрепляйте знания в игре «Назови соседей». Вы говорите «день», а ребенок — «утро» и «вечер» и так далее.

Чувство времени можно развивать с 5-6 лет

В 5-6 лет подводите детей к понятию «сутки». Рассказывайте о том, что одни сутки образуют утро, день, вечер и ночь. В этом же возрасте уже пора развивать чувство времени, то есть умение отличать длительность временных интервалов (1 и 3 минуты).

Во время сборов на прогулку используйте песочные часы, они привлекают внимание детей и способствуют развитию чувства времени. Предложите одеться, пока песчинки пересыпаются в нижний отсек часов. Легко ли это сделать за три минуты? А сможет ли одеться за три минуты папа?

Поиграйте в «Молчанку». Предложите помолчать минуту (засеките на телефоне или песочных часах). После игры поинтересуйтесь, легко ли было молчать. Показалась ли минута медленной или быстрой?

Читайте книжки, которые наглядно рассказывают о часах и времени: «Воплощение времени» Натальи Сапунковой, «Часы — часики» Эльмиры Котляр, «Который час?» Вольта Суслова, «Часы с кукушкой» Софьи Прокофьевой. По последней книжке снят мультфильм, который тоже полезно посмотреть и обсудить с дошкольником.

Детский сад «Калинка», Волгодонск

В последующих упражнениях по закреплению знаний о последовательности частей суток использовали цветные знаки в качестве раздаточного материала и предлагали детям показывать карточки-знаки, идущие до или после названной воспитателем. Или предлагали разложить карточки-знаки, начиная с любой из них и затем пояснить словами последовательность частей суток.

Выполнила: Шустрова Т.А. Воспитатель МБДОУ Д/С «Калинка»

В конце года, когда у детей уже сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова «сутки».

Мы еще не раскрываем количественную характеристику суток — 24 часа, но продолжительность этой меры времени можно объяснить, используя части суток. Слово «сутки» должно выступить как обобщение, т. е. сутки состоят из четырех частей — день, вечер, ночь, утро. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь и утро — это части целого — суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить начиная с любой из них.

При усвоении детьми средней группы понятия «сутки» мы использовали ряд приемов. На доске в один ряд ставили четыре картинки одного и того же пейзажа в разные части суток. По каждой картинке выясняли, когда это бывает. На основании одновременно представленных четырех частей суток знакомили с понятием

Спрашивали детей: «Сколько частей суток нарисовано на всех этих картинках? Как можно назвать одним словом все то время, когда пройдут утро, день, вечер и ночь, все четыре части суток?» Дети обычно отвечали: «Весь день», «Целый день». Мы уточняли: «Все эти четыре части носят название «сутки». Утро, день, вечер и ночь составляют одни сутки». Затем повторяли, сколько в сутках частей, как они называются, каков порядок их следования. Предлагали также сложить знаки-символы частей суток и назвать все это время одним словом.

Проводились также игры, например «Назови соседей»: — Назови соседей утра. — У части суток — утро соседи — ночь и день, потому что до утра — ночь, а после утра наступает день. — Назови соседей ночи. «Назови все части суток»: — Дети, я назову одну часть суток, а вы назовете все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День, что дальше? (Вечер и т. д.)

Для закрепления понятия о сутках и о последовательности частей суток проводили беседу по таким вопросам: «Вспомните, что знаете о сутках. Какое сейчас время суток? Какие части суток бывают еще? Что наступает после вечера? Как вы узнаете, что наступила ночь? Назовите все части суток, начиная с дня». И т. п.

Все эти приемы позволяют показать детям последовательность частей суток и дать представление о сутках в целом. При этом у них складывается элементарное понятие о текучести и непрерывности времени.

Дни недели:

Времена года:

«Сначала — потом»

Завтра и вчера

Категории времени “завтра, сегодня, вчера, послезавтра” пока недоступны пониманию малыша, потому что не связаны с деятельностью и тактильными/зрительными ощущениями. Чтобы приучить малыша к различению этих понятий, необходимо отталкиваться от деятельности. Например, малыш хорошо запомнил поход в цирк. Как можно использовать это событие для обучения времени? Нужно говорить:

  • завтра мы пойдем в цирк;
  • сегодня мы смотрели тигров в цирке;
  • где мы были вчера?

Понятие “вчера” ребенок поймет быстрее, ведь он помнит вчерашние события. Сложнее объяснить и осознать слово “завтра”. Для этого расскажите, когда приходит “завтра”:

  • сначала малыш должен лечь спать ночью;
  • следующим утром наступит “завтра”.

Постепенно малыш начнет осознавать разницу между “сегодня, завтра и вчера”. Главное, не следует торопить ребенка в освоении новых (абстрактных) понятий и злиться на его непонимание. Со временем он все освоит.

Развитие мышления

Когда в сознании малыша четко отпечатается разница между утром и вечером, можно пойти дальше – активировать его мышление. Для этого необходимо показать картинки с изображением деятельности человека и спросить, в какое время суток занимаются такими делами.


Дела на день

Вопросы необходимо задавать так:

  • когда появляются звездочки на небе – днем или ночью?
  • когда детки обедают – днем или вечером?
  • когда делают зарядку – утром или днем?
  • когда светит солнышко на небе – днем или ночью?

Такие вопросы вы можете придумать сами, побуждая малыша к беседе и оперированию основными понятиями времени. Также вы можете спрашивать ребенка, чем занимается солнышко утром/ночью/вечером.


Ночной сон

Рассвет и сумерки

Для детей очень важно связывать новые понятия с конкретными примерами. Допустим, ребенок быстро усвоит слово “день”, если его связать с видимым солнышком на небе. То есть, абстрактные символы и понятия для мозга детей пока недоступны. Поэтому в методичках для детского сада можно найти множество наглядного материала для обучения детей.

День/ночь ребенку понятны и осознаются легко. Сложнее объяснить, что такое утро и что такое вечер. Почему они по-разному называются, и в чем их принципиальное отличие? Для этого следует показать малышу картинки, на которых изображена деятельность человека.

Допустим, утро отличается от дня тем, что нужно чистить зубки и умываться после сна. Это наглядно показывает картинка. Днем детки гуляют на улице и играют на детской площадке, а вечером играют дома или в помещении детского сада. Таким образом, в сознании ребенка упорядочиваются процессы деятельности и формируется логическая цепочка “время суток – действия”.

Конспект занятие в старшей группе на тему «Время суток»

Занятие в старшей группе ДОУ. Тема: Время суток
Задачи: 1. Закреплять представления о времени суток. Продолжать учить правильно употреблять слова : утро, день, вечер, ночь. 2. Развивать внимание. 3. Воспитывать интерес к занятиям по математике; отвечать на вопросы педагога,не перебивая друг друга. Материал: мяч, иллюстрации к частям суток, фонарики по числу детей, луна, солнце, картинки с частями суток. Методы и приёмы: рассказ, вопросы к детям, сюрпризный момент, дидактическая игра, поощрение, художественное слово.
Ход:

Дети сидят на стульчиках. Стук в дверь, входит Хрюша.
Хрюша: Добрый вечер, ребята! Воспитатель: Подожди, Хрюша, ты что-то перепутал. Дети, разве сейчас нужно говорить, добрый вечер? Мы ведь только пришли в детский сад. Дети поправляют Хрюшу, говорят ему о том, что только проснулись, умылись и пришли в детский сад, значит наступило утро.Хрюша: Проснулись, умылись. А что дальше? Дети: Будем завтракать, заниматься. Хрюша: А что дальше? Дети: Пойдём гулять, а потом будем обедать и ложиться спать. Хрюша: А что дальше? Дети: Проснёмся, сделаем гимнастику, поиграем, пойдём гулять. Хрюша: А что дальше? Дети: Придём с прогулки,умоемся, будем ужинать и играть. Хрюша: А что дальше? Дети:Придут родители, и мы пойдём домой. Хрюша:А что дальше? Дети: Дома поиграем и будем ложиться спать. ночь наступит, все дети и взрослые спят. Воспитатель предлагает детям и Хрюше поиграть в игру» Фонарики»Воспитатель: Когда включают фонари? Дети: Вечером и ночью. Воспитатель: А когда выключают? Дети:Утром. Воспитатель: Сейчас вы возьмёте фонарики и будете ходить,а когда я скажу: наступил вечер, фонарики нужно будет выключить-поднять вверх. Играют 2-3 раза. садятся на стульчики. Воспитатель обращает внимание на коробку. Откуда она? Кто принёс? Предлагает открыть коробку.Воспитатель: Кто там? Хрюша спрятался,захотел поиграть с вами. Давайте и мы с ним поиграем в игру» Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем!» Физминутка. Дети жестами показывают , что они делали в течение дня. Хрюша должен отгадать, что делали дети и в какое время суток. Хрюша ошибается,дети его исправляют. Хрюша: Ой,устал я. Воспитатель: Давайте поиграем в игру » День и ночь». Когда я покажу солнышко- вы гуляете. Покажу месяц-что нужно делать? Дети: Спать. Воспитатель: Когда ночь -дети глазки закрывают, спят. Играют 2-3 раза Хрюша предлагает отдохнуть и поиграть в загадки — отгадки. Загадывает детям загадки.
Когда петушок Раньше всех встаёт, Голосисто поёт, Солнышко встречать зовёт? (Утро)
Дети показывают соответствующую картинку.
Стало за окном темнеть, Птицы стали тише петь. Убирать игрушки нужно Мама всех зовёт на ужин. Когда это бывает? (Вечером) Спи-ка, усни, Дитя Ванюшенька. Все ласточки спят, И касаточки спят, И куницы спят, Нашему Ване спать велят. (Ночью)
Хрюша говорит детям спасибо за то,что помогли ему. Дарит детям игру «Весёлые часы». Рефлексия занятия.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД детей с родителями в средней группе. Кукла своими руками Конспект занятия по развитию речи на тему «Игрушки» в средней группе Методическая разработка НОД по развитию коммуникативной деятельности у детей средней группы Конспект игрового занятия по математике в средней группе ДОУ

Похожие статьи:

Занятие в средней группе «Зимняя одежда»

Конспект занятия по математике «Цифра 1». Средняя группа

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]