Конспект «Знакомство с шахматной доской»план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Тема: «Знакомство с шахматной доской».
Цель: закрепить представления детей о шахматной доске, ее особенностях; развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость.
Задачи:
1.Познакомить детей с особенностями шахматной доски, некоторыми терминами, используемыми в шахматах: горизонталь, вертикаль.
2. Учить детей правильно чередовать цвета при изготовлении макета шахматной доски.
3. Воспитывать интерес к игре в шахматы.
Методы: наглядный, эвристический, словесные.
Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, чудесный мешочек, шахматные доски для каждой пары воспитанников, презентация И.Г. Сухин «Лена, Оля, Баба Яга и шахматы» (часть 1),расчерченные бумажные «шахматные» доски (на тетрадных листах в крупную клетку), черные или простые карандаши для раскрашивания,фишки иликружки зеленого и желтого цветов.
Ход
1. Вступительная часть.
Воспитатель:Добрый день!
— Мы с вами отправимся в Черно – белое Королевство.
2 . Основная часть.
Воспитатель: Что это такое? (Достает из чудесного мешочка шахматную доску).
Дети: Это шахматная доска.
Воспитатель: Верно, это шахматная доска, которая хранит много секретов, о которых мы с вами скоро узнаем. А кто знает, почему же Королевство называется Черно-белым?
Дети: Потому что на доске черные и белые клетки.
Воспитатель: Как называются эти клетки?
Дети: Эти клетки в шахматах называются полями, на доске есть черные поля и белые поля.
Воспитатель: Кто скажет, как располагаются поля на шахматной доске?
Дети: По порядку, поочередно, белые и черные чередуются.
Воспитатель: А кто из вас вспомнит, сколько на доске белых полей?
Дети: 32.
Воспитатель: А черных?
Дети: Тоже 32.
Воспитатель: А каких полей больше черных или белых?
Дети: Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных.
Воспитатель: Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля.
Воспитатель: У доски есть один секрет. Кто знает, как правильно поставить шахматную доску?
Воспитатель: Доска должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым. И еще посмотрите, чтобы возле этого поля была цифра 1.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, в шахматном Королевстве есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонталями, а те улицы, которые расположены сверху вниз – Вертикалями. Сосчитайте, сколько вертикальных улиц?
Дети: 8.
Воспитатель: А сколько горизонтальных?
Дети: 8.
Воспитатель: Кто сможет показать 1 вертикаль? А 3? А 6? И т. д.
Дети тренируются показывать сначала вертикали, потом горизонтали.
Физминутка.
Воспитатель: А сейчас все встали. Покажите руками горизонталь кто догадался, как это можно сделать? (Руки в стороны). Опустили руки. Еще раз покажите горизонталь. Молодцы.
А как можно показать вертикаль? (Одна рука внизу, другая вверху).
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места.
Давайте с вами поиграем в игру «Самый внимательный». Вам нужно при помощи кругов выложить вертикали и диагонали.
Д/и «Горизонтали и вертикали». Двое играющих по очереди выкладывают горизонтальные и вертикальные линии шахматной доски (фишками или кружками разного цвета: например, вертикаль – выложить зелеными кружками, горизонталь- желтыми).
Воспитатель:А теперь давайте посмотрим сказку «Лена, Оля, Баба Яга и шахматы».
Просмотр презентации И.Г. Сухин «Лена, Оля, Баба Яга и шахматы» (часть 1) -о горизонталях, вертикалях.
Воспитатель: А к нам в гости кто- то стучится. (Почтальон принес конверт с заданием).
Воспитатель: Ребята, это письмо от жителей шахматного Королевства.Они оставили для нас маленькие шахматные доски, только они какие-то странные, все белые. (Показывает заранее приготовленные расчерченные бумажные доски). Наверное, жители Черно-белого Королевства хотят, чтобы мы раскрасили доски, правильно чередуя черные и белые поля. Справитесь?
Дети: Да!
Дети раскрашивают свои маленькие шахматные доски.
3. Итог.
Воспитатель: Отлично, все справились с заданием, но вот кто живет в Черно-белом Королевстве, мы узнаем только на следующем занятии.
До свидания.
Литература
1. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.
2.Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1.- 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 80с., ил.