«ШАХМАТНАЯ ДОСКА» план – конспект урока №1 по программе И.Г. Сухина «Шахматы – школе»


Конспект «Знакомство с шахматной доской»план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Тема: «Знакомство с шахматной доской».

Цель: закрепить представления детей о шахматной доске, ее особенностях; развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость.

Задачи:

1.Познакомить детей с особенностями шахматной доски, некоторыми терминами, используемыми в шахматах: горизонталь, вертикаль.

2. Учить детей правильно чередовать цвета при изготовлении макета шахматной доски.

3. Воспитывать интерес к игре в шахматы.

Методы: наглядный, эвристический, словесные.

Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, чудесный мешочек, шахматные доски для каждой пары воспитанников, презентация И.Г. Сухин «Лена, Оля, Баба Яга и шахматы» (часть 1),расчерченные бумажные «шахматные» доски (на тетрадных листах в крупную клетку), черные или простые карандаши для раскрашивания,фишки иликружки зеленого и желтого цветов.

Ход

1. Вступительная часть.

Воспитатель:Добрый день!

— Мы с вами отправимся в Черно – белое Королевство.

2 . Основная часть.

Воспитатель: Что это такое? (Достает из чудесного мешочка шахматную доску).

Дети: Это шахматная доска.

Воспитатель: Верно, это шахматная доска, которая хранит много секретов, о которых мы с вами скоро узнаем. А кто знает, почему же Королевство называется Черно-белым?

Дети: Потому что на доске черные и белые клетки.

Воспитатель: Как называются эти клетки?

Дети: Эти клетки в шахматах называются полями, на доске есть черные поля и белые поля.

Воспитатель: Кто скажет, как располагаются поля на шахматной доске?

Дети: По порядку, поочередно, белые и черные чередуются.

Воспитатель: А кто из вас вспомнит, сколько на доске белых полей?

Дети: 32.

Воспитатель: А черных?

Дети: Тоже 32.

Воспитатель: А каких полей больше черных или белых?

Дети: Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных.

Воспитатель: Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля.

Воспитатель: У доски есть один секрет. Кто знает, как правильно поставить шахматную доску?

Воспитатель: Доска должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым. И еще посмотрите, чтобы возле этого поля была цифра 1.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, в шахматном Королевстве есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонталями, а те улицы, которые расположены сверху вниз – Вертикалями. Сосчитайте, сколько вертикальных улиц?

Дети: 8.

Воспитатель: А сколько горизонтальных?

Дети: 8.

Воспитатель: Кто сможет показать 1 вертикаль? А 3? А 6? И т. д.

Дети тренируются показывать сначала вертикали, потом горизонтали.

Физминутка.

Воспитатель: А сейчас все встали. Покажите руками горизонталь кто догадался, как это можно сделать? (Руки в стороны). Опустили руки. Еще раз покажите горизонталь. Молодцы.

А как можно показать вертикаль? (Одна рука внизу, другая вверху).

Воспитатель: Присаживайтесь на свои места.

Давайте с вами поиграем в игру «Самый внимательный». Вам нужно при помощи кругов выложить вертикали и диагонали.

Д/и «Горизонтали и вертикали». Двое играющих по очереди выкладывают горизонтальные и вертикальные линии шахматной доски (фишками или кружками разного цвета: например, вертикаль – выложить зелеными кружками, горизонталь- желтыми).

Воспитатель:А теперь давайте посмотрим сказку «Лена, Оля, Баба Яга и шахматы».

Просмотр презентации И.Г. Сухин «Лена, Оля, Баба Яга и шахматы» (часть 1) -о горизонталях, вертикалях.

Воспитатель: А к нам в гости кто- то стучится. (Почтальон принес конверт с заданием).

Воспитатель: Ребята, это письмо от жителей шахматного Королевства.Они оставили для нас маленькие шахматные доски, только они какие-то странные, все белые. (Показывает заранее приготовленные расчерченные бумажные доски). Наверное, жители Черно-белого Королевства хотят, чтобы мы раскрасили доски, правильно чередуя черные и белые поля. Справитесь?

Дети: Да!

Дети раскрашивают свои маленькие шахматные доски.

3. Итог.

Воспитатель: Отлично, все справились с заданием, но вот кто живет в Черно-белом Королевстве, мы узнаем только на следующем занятии.

До свидания.

Литература

1. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

2.Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1.- 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 80с., ил.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]