Конспект занятия по конструированию из природного материала в детском саду. Старшая группа


Конструированию из природного материала

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе №2 по

конструированию изприродного материала

.
Тема: «
Лесные птицы
»
Автор конспекта ННОД:

УстиноваВалентина Николаевна, воспитатель, г. Михайловск МБДОУ «Детский сад №20»

Цель:

Формирование у детей навыков конструирования. Составлять образ животного из частей (природный материал).

Задачи приоритетной образовательной области:

Образовательные:

продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения: соединение частей при помощи пластилина, дополнять изображение деталями; отбирать самостоятельно средства выразительности.

Развивающие:

развивать у детей воображение, творчество, мелкую моторику, интерес к красоте птиц, умение радоваться созданным поделкам.

Воспитательные

: воспитывать интерес к живой природе, доброе отношение к объектам живой природы, желание оказать посильную помощь.

Интеграция образовательных областей

Физическое развитие: повышать двигательную активность детей в игре, развивать способность к умению соотносить слова с движениями.

Речевое развитие: развитие активного словаря, закреплять умение образовывать от существительного – прилагательное, подбирать слова-синонимы.

Социально-коммуникативное развитие: формирование доброжелательных отношений между детьми, воспитание эмоциональной отзывчивости.

Художественно-эстетическое развитие: продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения: соединение частей при помощи пластилина, дополнять изображение деталями; отбирать самостоятельно средства выразительности.

Познавательное развитие: развивать внимание, любознательность, формировать представление об окружающем мире.

Методы и приёмы:

игровой, словесный (беседа, постановка проблемных вопросов, задание), наглядный (атрибуты, демонстрационный материал).

Предпосылки учебной деятельности

: развивать внимание, умение внимательно слушать, выполнять задание, согласно словесному объяснению и показа схемы.

Словарная работа:

Проговорили прилагательные о весне.Солнечная, жаркая, теплая, (подбор слов-синонимов), рассказали о птицах в стихотворении. Проговорили прилагательные о птицах. Однотонная, разноцветная или пёстрая,( подбор слов-синонимов).

Индивидуальная работа:

работа с Дашей Б. — помочь прикрепить крылья птицы, с Олегом С. — проговаривание слов и заучивание стихотворение.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, отгадывание загадок о птицах, рассматривание фотографий готовых поделок из природного материала с выделением деталей поделок; рассматривание природного материала и экспериментирование с ним; изготовление поделок по замыслу в совместной с воспитателем деятельности.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Аппликация из природного материала в детском саду»

Конструирование из природного материала — творческое и полезное занятие, в процессе которого дети создают оригинальные изделия, совершенствуя при этом свои аналитические способности, проявляя фантазию и талант изобретателя.

Дети, кроме того:

  • изучают свойства природного материала,
  • учатся планировать последовательность своих действий,
  • учатся подбирать материал,
  • учатся продумывать оптимальный вариант соединения деталей поделки в целостный образ,
  • учатся творчески подходить к оформлению изделия.

Процесс придумывания и изготовления таких поделок является источником радости и вдохновения, обогащает личность ребёнка и способствует её гармоничному развитию, а также воспитывает терпение и целеустремлённость.

Задачи обучения для старшей группы:

  1. Сформировать навыки вдумчивого отбора природного материала для конструирования будущей поделки (например, подобрать шишки, корешки и веточки, листья нужного размера и формы и т. д.)
  2. Учить видеть целостный образ поделки и выстраивать его путём «опредмечивания», используя основные приёмы конструирования.
  3. Обучать конструированию по замыслу, умению комбинировать поделки в единую сюжетную композицию.
  4. Развивать любознательность и творческое мышление.

Подготовительная группа:

  1. Закрепление и совершенствование навыка конструирования по собственному замыслу с учётом особенностей материала, общего сюжета и детализации.
  2. Моделирование целостного образа способом «включения», когда ребёнок анализирует природный материал, учится видеть в нём не только основу (например, туловище медвежонка), но и дополнительную важную деталь, например, колокольчик или корзинку.

Виды поделок по технике исполнения:

  • Конструирование — создание объёмных поделок путём соединения отдельных фрагментов и элементов в целостный образ.

Виды конструирования и аппликации из природного материала:

Предметное конструирование — единичная объёмная фигурка или аппликация (бабочка, цветок, ослик, кошечка, гномик и т. д.).

Сюжетная композиция ( «В зоопарке», «Лесная школа», «День рождения принцессы» и т. д.) — дети работают в подгруппах или коллективно, сочиняют и рассказывают сказочные истории, дают словесные характеристики своим героям, создают живые образы (добрая черепаха, шаловливый зайчик, важный слон), составляют из отдельных фигурок единую композицию на основе самостоятельно придуманного сюжета или «оживления» героев любимых сказок и мультфильмов.

Создание больших композиций на территории детского сада: плоскостных (ковёр из листьев, палочек, камешков, ракушек), а также объёмных (средневековый город с замком и домами, окружённый крепостью, подъёмными мостами и рвами или космодром с ракетами и роботами). Это групповая работа, которая занимает до нескольких недель.

Приёмы моделирования поделки:

  • смена расположения в пространстве — ребёнок внимательно рассматривает материал, представляет, какую фигурку напоминает естественная конфигурация, вертит корешки, веточки в разные стороны;
  • метод «достраивания» образа — ребёнок фиксирует на подставке материал в определённом пространственном положении и дополняет оригинальный образ с помощью деталей из другого природного материала или пластилина, создавая, например, фигурку ёжика, собачки, принцессы или акробата;
  • метод комбинирования — создание сюжетных композиций из нескольких фигурок;
  • способ «убрать лишнее» — ребёнок отламывает лишние веточки, а далее добавляет необходимые детали, например, голову, и получает образ клоуна.

Материал, как правило, собирается летним или осенним днём в парке, саду, лесу, на дачном участке, в поле — во время семейного отдыха, приятных прогулок или увлекательных экскурсий. Стоит помнить, что фактура и форма недозрелых ягод и семян при высыхании видоизменяется.

Природа щедро дарит нам богатый материал для творчества. Стоит только включить свою фантазию — и обыкновенные каштаны, причудливой формы веточки и корешки, пушистые шишки превратятся в удивительных сказочных человечков или преобразятся в оригинальное украшение для интерьера. Занятия по изготовлению поделок из природного материала в детском саду не только развивают мелкую моторику, аналитическое мышление, сенсорику и тренируют глазомер, но и дарят каждому малышу море положительных эмоций и радость от соприкосновения с миром прекрасного.

Следующая >

Художественное конструирование из природного материала в детском саду

В конструктивной деятельности детей дошкольного возраста широко используется разнообразный природный материал. Основная задача педагога – научить чувствовать специфику природного материала, видеть разнообразие его красок, форм, фактуры и на этой основе создавать разнообразные художественные образы.

Реализация задач, с одной стороны, развивает воображение, творчество, с другой стороны, подводит детей к овладению обобщенным способом построения образа с опорой на наглядность.

В исследованиях развития соображения детей дошкольного возраста О. М. Дьяченко выделяет два основных качественно различных способа действия по построению воображаемого образа:

1) «опредмечивание», когда в незавершенном рисунке ребенок усматривает определенный предмет;

2) «включение», когда заданная на рисунке фигура превращается во второстепенный элемент воображаемого образа.

Для развития творческого воображения принципиально важно:

— развивать у детей умение анализировать материал вначале как основу будущего образа, создаваемого способом «опредмечивание», затем – как деталь, значимую для построения целостного образа способом «включение»;

— сформировать такие навыки и приемы конструирования, как «достраивание» образа, «изменение пространственного положения», «убирание лишнего», «комбинирование».

Основные задачи первого этапа обучения

конструктивным умениям изготовления поделок из природного материала:

— формировать умение анализировать природный материал как основу будущей поделки (отбирать корни, ветки, сучки);

— обучать трем основным приемам построения образа способом «опредмечивание»: умение изменять пространственное расположение, достраивать, убирать лишнее.

Способ «опредмечивание» — основополагающий, поскольку позволяет формировать умение видеть целое раньше частей.

1-2-е занятия:

— рассматривание природного материала;

— выделение в конфигурациях всевозможных образов;

— конструирование на одной основе двух-трех образов.

3-4-е занятия:

— даются задания проблемного характера: ставится задача создать поделки с опорой на заданную основу;

— предлагаются новые материалы: куски древесной коры разных размеров и конфигураций, сухие древесные грибы (в качестве основы).

5-6-е занятия:

— проводится конструирование по замыслу.

Определив замысел, дети самостоятельно отбирают природный материал: крупный используют как основу поделки, мелкий в качестве деталей.

На втором этапе

решаются следующие основные задачи:

— формировать умение строить образ способом «включение»;

— анализировать природный материал не только как основу будущей поделки, но и как деталь, значимую для построения целостного образа (один и тот же материал может быть и основой поделки, и ее деталью).

1-е занятие: конструирование по собственному замыслу из собранного на экскурсии материала.

2-е занятие: конструирование по собственному замыслу из полученного определенного природного материала в качестве элемента будущей поделки;

3-е занятие: достраивание фигуры на основе крестообразно скрепленных палочек-веточек;

4-е занятие: достраивание фигуры на основе двух соединенных желудей, ольховых шишек на ветке, соломы, перетянутой в определенном месте, кусочков коры с закрепленной в центре палочкой.

Основные задачи третьего этапа

:

— расширять основные способы и приемы построения образа;

— формировать умение воплощать замысел, учитывая общий сюжет, детализирующий и обогащающий образ, специфику природного материала.

Обучение конструированию по собственному сюжету является основной целью.

1-2-е занятия:

— конструирование по сюжету придуманной сказки или истории.

Художественное конструирование из природного материала

Средняя группа

Основные задачи

— формировать умение анализировать природный материал как основу будущей поделки;

— обучать трем основным приемам построения образа способом «опредмечивание»: изменение пространственного расположения, достраивание, убирание лишнего.

Технические умения детей

Крепление пластилином; крепление клеем.

Помощь педагога

Помогает отломать, отрезать лишние части; помогает прикрепить дополнительные детали, углубить щель (пасть, клюв).

Материал для работы

Корни, ветки, сучки, куски древесной коры, сухие древесные грибы, мелкий природный материал.

Старшая группа

Основные задачи

— формировать умение строить образ способом «включение»;

— формировать умение анализировать природный материал не только как основу будущей поделки, но и как деталь, значимую для построения целостного образа, путем ее включения в эту целостность;

— расширять основные способы и приемы построения образа;

— формировать умение воплощать замысел.

Технические умения детей

Крепление пластилином; крепление клеем; крепление цветной тонкой проволокой.

Помощь педагога

Работа с шилом; работа с ножом; лакировка.

Материал для работы

Шишки, желуди, каштаны, ракушки, ольховые шишки на ветке, солома, кора, мелкий природный материал.

Этапы введения природного материала

Этапы введения природного материала в средней группе:

1-й этап

Вид материала:

корни, ветки, сучки, мелкий природный материал.

2-й этап

Вид материала:

куски древесной коры разных размеров и конфигураций, сухие древесные грибы, мелкий природный материал.

Способ действия

«Опредмечивание»: изменение пространственного расположения; достраивание; убирание лишнего.

Этапы введения природного материала в старшей группе:

3-й этап

Вид материала:

шишки, желуди, каштаны, ракушки, мелкий природный материал.

Способ действия

«Включение»: использование природного материала не только как основы будущей поделки, но и как части целого; многофункциональное использование.

4-й этап

Вид материала

: две палочки-веточки, скрепленные посередине.

Способ действия

Достраивание фигуры.

5-й этап

Вид материала: два соединенных желудя, ольховые шишки на ветке, солома, перетянутая в определенном месте, кусочки коры с закрепленной в центре палочкой.

Способ действия

Достраивание фигуры.

6-й этап

Разнообразный природный материал.

Способ действия

Применение всех способов.

Конструирование в детском саду: примерное перспективно-календарное планирование / под общей ред. Т. А. Кругленя. – 2-е изд. – Минск: Зорны Верасок, 2021. – 67 с., стр. 12-14.

Конспект НОД по конструированию в старшей группе. Зимующие птицы

Конспект НОД по конструированию «Зимующие птицы»
Интеграция образовательных областей – познавательное, речевое, социально — коммуникативное, физическое и художественно-эстетическое развитие Цель: формировать пространственное и зрительное представление и закрепить знания о зимующих птицах. Задачи: — расширить представление детей о зимующих птицах; — закрепить умение выделять основные части и характерные детали конструкций; — действовать по алгоритму с опорой на схему; — действовать по словесной инструкции; — совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения; — воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе, умения сотрудничать с другими детьми. Материал: фильмы «Снегирь» и «Синицы», конструктор ТИКО «Малыш» на каждого ребёнка, индивидуальные карточки – схемы плоскостных фигур «Птицы». Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная. Предварительная работа: игры с конструктором ТИКО, чтение художественной литературы про зимующих птиц.
Ход занятия.
Воспитатель: — Ребята, какое сейчас время года? Как вы догадались? (Ответы детей) Сегодня на занятии мы поговорим о птицах, которые остаются и живут рядом с нами, несмотря на холодную снежную зиму. • Спиною зеленовато, Животиком желтовато, Черненькая лапочка И полоска шарфика. (Синица) (Ответы детей сопровождаются фотослайдами) • Каждый год я к вам лечу Зимовать у вас хочу Ведь ещё красней зимой Ярко-красный галстук мой. (Снегирь) Воспитатель: С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями, потому что появляются вместе со снегом. Увидеть зимой этих птиц нетрудно; их красные грудки, голубоватые серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут в лесу. Совьют там гнёзда, выведут, выкормят птенцов. • В серой шубке перовой И в морозы он герой. Скачет, на лету резвится. Не орёл, а всё же птица. (Воробей) — Воробей – маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробей – шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза. — Воробей, синица, снегирь…Какие это птицы? (Зимующие) — А каких ещё зимующих птиц вы знаете?(Голубь, ворона, дятел, сорока, клёст, кукушка т.д.) (Выставляются картинки зимующих птиц.) — Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.) — Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.) — Чем покрыто тело птиц? — Для чего нужны перья? — У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря? А какая синица? Что можно сказать про воробья? — А вы знаете, как эти птицы подают голоса? — Воробей – чирикает. Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона – каркает. Голубь – воркует. Сорока – трещит. — Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки. Дидактическая игра «Скажи наоборот». У воробья туловище мелкое, а у вороны — …(крупное) У вороны клюв большой, а у воробья — … . У воробья хвост короткий, а у вороны — … . У воробья лапки тонкие, а у вороны — … и т.д. Физминутка. Птички прыгают, летают, Дети прыгают, «летают»,
Птички прыгают, поют,
«поют»,
Птички крошки собирают.
«собирают»,
Зёрнышки клюют.
«клюют»,
Пёрышки почистили, Клювики почистили, Клювики почистили, Дальше полетели
«улетают»,
И на место сели.
садятся.
1. Конструирование ТИКО «Птичка».

Рекомендуем посмотреть:

Конструирование для старших дошкольников Конспект интегрированного занятия по конструированию из различных материалов в старшей группе Конспект НОД по конструированию в детском саду в старшей группе Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Зимующие птицы

Похожие статьи:

Раскраски «Зимующие птицы» для детского сада

Конструирование как вид детского творчества

Определение 1
Конструирование – это процесс построения объекта, приведения в определенное взаиморасположение разнообразных частей, элементов и предметов.

Конструирование представляет собой такой вид детской деятельности, во время которой ребенок осуществляет построение определенного объекту (по схеме, замыслу, спонтанно и т.д.). Построение происходит посредством составления частей или элементов (кубики, строительный материал, природный материал, бросовый материал и т.д.) в каком-либо порядке, в зависимости от типа конструирования.

Конструирование имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста, в овладении им разнообразных видов практической деятельности. По своей природе конструирование относится к продуктивным видам детской деятельности.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Основной особенностью конструирования является то, что оно имеет созидательный характер, так как направлено на получение конкретного ожидаемого продукта. Кроме того, конструирование определяют и как особую экспериментально-исследовательскую, поисковую деятельность, направленную на получение совокупного продукта, состоящего из отдельных элементов. Так же, ряд исследователей, рассматривают конструирование и с творческой точки зрения.

В процессе конструирования, ребенок использует разнообразные материалы, которые имеют различные характеристики (размер, форму, тактильные ощущения и т.д.). Конструируя из различных материалов, ребенок учится обобщать, овладевает универсальными навыками к построению единого целого из совокупности элементов.

Определение 2

Творческое конструирование – это сложная система практических и умственных действий, направленных на решение определенной конструктивной задачи.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Конструирование из природного материла как средство развития детского творчества 410 ₽ Реферат Конструирование из природного материла как средство развития детского творчества 260 ₽ Контрольная работа Конструирование из природного материла как средство развития детского творчества 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Творчество в конструировании состоит в том, что ребенок, занимаясь постройкой, осуществляет такие процессы как обдумывание и планирование своей предстоящей деятельности, воплощение зарожденного умственного замысла в реальный творческий продукт.

Замечание 1

Таким образом, детское творческое конструирование оказывает всестороннее влияние на развитие ребенка. Оно способствует формированию разнообразных практических навыков деятельности, а также развитию речи, памяти, мышления, воображения и фантазии ребенка.

Подготовка природных материалов для создания поделок

Принесенные из леса материалы тщательно очищаются от насекомых и мусора. Шишки просушиваются в духовке при температуре 2500 в течение получаса или в микроволновке 1 мин. на максимальной мощности, чтобы они раскрылись.

Листья сушатся либо проглаживанием горячим утюгом между слоями бумаги или по старинке – между страницами книги.

Ракушки обычно моются во время отдыха, но по приезду их следует еще раз промыть с добавлением хлорки (можно использовать «Белизну») и просушить на бумаге.

Камни следует вымыть водой с мылом и просушить.

Семена, мох, лишайник можно просушить на бумаге на столе или подоконнике, а веточки просто поставить в вазу без воды.

Просушенные материалы, если они сразу не идут в дело, убрать в большую коробку или контейнер, чтобы не ломались и не пылились.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]