Зкологический уголок в детском саду. Оформление
Оформление экологического уголка в ДОУ своими руками
Автор:
Кресс Наталья Яковлевна, воспитатель МКДОУ «Большеплотавский детский сад», д. Большие Плоты, Ефремовский район, Тульская область. Данная работа предназначена для педагогов ДОУ. Я хочу поделиться опытом оформления экологического уголка. Уже много лет работаю в разновозрастной группе детского сада, где воспитываются дети от 3 до 7 лет, поэтому в экологическом уголке мной собраны материалы, учитывающие возраст детей 3-7 лет. В групповой комнате я соорудила «грибочек» — шкафчик с пособиями. В качестве грибной ножки использовала небольшой шкафчик с полочками, который обклеила самоклеющейся пленкой. А шляпку сделала из картона. Она тоже стала полочкой.
В этом импровизированном «грибочке» разместила материалы для ознакомления детей с миром природы. Здесь находится дидактический материал, детские книги о природе, самодельные книжки, семена и плоды растений, гербарии. В экологическом уголке находится книжка «Комнатные растения», которую мы сделали вместе с детьми. В ней собрана информация о комнатных растениях, находящихся в групповой комнате. Каждому растению посвящен один «листочек», на котором представлена фотография растения и его название, а с обратной стороны его описание. В уголке дети старшего дошкольного возраста могут познакомиться с гусеницей, которая «расскажет» о двенадцати месяцах года.
Также в уголке находится папка с гербариями, которые мы сделали вместе с детьми. В ней собраны образцы растений нашей родной деревни.
Промаркировали все комнатные растения цветными кружочками. На отдельных подставках сделала списки комнатных растений нашей групповой комнаты с маркировкой.
На пенечке у крота-огородника есть все необходимое для ухода за комнатными растениями.
Общий вид экологического уголка.
Иметь такой уголок в групповой комнате очень удобно. Дидактический материал для организации НОД или индивидуальной работы с детьми всегда рядом, под рукой. А дети могут самостоятельно рассмотреть понравившиеся картинки, книжки, поиграть с дикими и домашними животными.
Рекомендуем посмотреть:
Мини-музеи в моей в группе детского сада Изготовление зажима для штор своими руками Организация игровой деятельности в разновозрастной группе Организация игровой деятельности в разновозрастной группе
Похожие статьи:
Оформление группы в детском саду своими руками
Панно Осень своими руками
Уголок «Эколята-дошколята»
Елена Горбунова
Уголок «Эколята-дошколята»
«Эколята – молодые защитники природы»
в дошкольных образовательных организациях
В целях экологического воспитания, экологической культуры и просвещения дошкольников, в МДОУ д/с №5 «Звездочка»
, город Фурманов, Ивановской области, несколько лет назад, творческой группой педагогов был создан
Уголок «Эколята-дошколята»
.
Уголок является одним из мест в ДОУ, где наши воспитанники могут наблюдать и экспериментировать. Здесь они имеют возможность максимально проявить любознательность, активность и самостоятельность.
В Уголке имеется логотип «Эколята»
, рядом расположены Гимн
Эколят и Клятва Эколят.
Свидетельство «Эколят-дошколят»
может получить каждый дошкольник, который принимает активное участие в природоохранных акциях, мероприятиях и проектах ДОУ.
Фотографии Природоохранных акций и экологических праздников, викторин и других событий по Экологическому календарю располагаются в «Экодневнике»
и на стенде
«Природоохранные проекты»
(
«Соберем бумагу-сбережём дерево!»
,
«Берегите елочки»
,
«Кормушка для пичужки»
,
«День Земли»
и другие).
Рядом со Стендами, в Уголке,расположены сказочные обитатели — герои Азбуки Природолюбия: Шалун, Умница, Елочка и Тихоня, которые помогают формированию у воспитанников экологической культуры и культуры Природолюбия. А также в игровой форме решают задачи, стоящие перед воспитателями,знакомящими детей с природой: формирование элементарной системы знаний о природе, формирование трудовых навыков и умений, любви к природе.
Герои-Эколятапредставлены в двух вариантах: одни — маленького размера, находятся в разных секторах Уголка (например Шалун любит цветы, поэтому он находится в секторе комнатных растений, другие — ростовые, которые предназначены для работы с дошкольниками вне Уголка (на Экологической тропе, на участке и в групповых помещениях ДОУ).
Наш Уголокразбит на несколько секторов:
Эко-вернисаж, на котором располагаются работы детей, в соответствии с Экологическим календарем и комплексно-тематическим планированием детского сада (здесь могут располагаться рисунки, поделки из природного или бросового материала).
В секторе комнатных растений дети знакомятся с многообразием комнатных растений,учатся элементарному уходу за ними: полив, очищение от пыли, рыхление почвы.
В «огороде»
осенне-зимний период растет лук, рассада овощей и цветов.
Для ухода за комнатными растениями в уголке имеются кисточки, лейки, грабельки, пульверизатор.
В секторе экспериментальной деятельности создана мини-лаборатория, занятия в которой способствуют развитию у детей познавательного интереса, повышению интереса к исследовательской деятельности и способствуют формированию основ научного мировоззрения.
В секторе коллекционирования дети с удовольствием играют с экспонатами коллекций, рассматривают их, классифицируют, обогащают свои знания (коллекции пуговиц, камней, ракушек, летающих семян, тканей, бумаги и другие).
Самым любимым местом для ребят является сектор «Живой уголок»
. Обитателями живого
уголка могут быть: рыбки, черепаха, хомячки, попугаи. Ребята с удовольствием наблюдают за ними, участвуют в кормлении.
Также в Уголке расположены авторские пособия и игры (д/и «Круговорот воды в природе»
, сказка своими руками
«Путешествие капельки»
, Дидактическое дерево
«Времена года»
, лэпбук
«Мир природы»
, макеты
«Природные зоны»
и другие).
В литературном секторе собраны различные энциклопедии, художественные произведения о природе, загадки, плакаты, иллюстрации с изображением животных, птиц, насекомых, рыб, грибов. Опорные карточки по ознакомлению с природными объектами. Диски с мультфильмами и экологическими интерактивными играми) материалы экологических проектов, методические материалы и пособия для проведения занятий, литература для детей и педагогов по экологии, дидактические игры.
Создание экологического уголка для детей дошкольного возраста
Елена Шубина
Создание экологического уголка для детей дошкольного возраста
Мир вокруг — это неисчерпаемый источник познания. И основной функцией дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)
является обучение малышей пользоваться этим кладезем во благо. Знакомство с окружающим миром, родным краем становится первостепенной задачей образования в детском саду. Одним из средств для её реализации выступает
экологический уголок (центр)
в группе, оформление которого требует соблюдения определённых эстетических и методических требований
Цели и задачи создания уголка природы
Миссия создания центра экологии в группе состоит в:
• расширения кругозора детей относительно окружающего мира (если в младших группах работа носит ознакомительный характер, то в средней, старшей и подготовительной эта работа состоит в более детальном освоении полученных ранее знаний);
• развитии речи (в ходе работы в уголке дети обогащают свой словарный запас, учатся строить диалог, монолог);
• стимулировании интереса к познанию, проявлению любознательности (дети старшей группы с удовольствием находят дополнительную информацию в энциклопедиях);
• развитие логического мышления, внимания и наблюдательности (уже в младшей группе ребята в ходе наблюдений за комнатным цветком, могут прийти к выводу о том, что если зелёный питомец опустил побледневшие листья, то его следует полить);
• формирование представлений о прекрасном, творческого видения мира (растительный и животный мир вокруг помогает малышам увидеть совершенные, изысканные формы, а также научиться гармоничному сочетанию цветов);
• приобретение трудовых навыков по уходу за растениями и животными (если у ребёнка есть обязанность поливать цветок, кормить рыбок в аквариуме, то эти действия становятся для него привычными, обыденными, а значит, не вызывающими отрицания и дома);
• воспитание инициативности, ответственности за порученное дело (так, заполнение календаря природы, начиная со второй младшей группы, готовит ребят к подобным видам работ в школе);
• оздоровление микроклимата помещения за счёт зелёных насаждений. Если цели организации экологического центра едины для детей всех возрастов, то задачи будут носить преемственный характер и варьироваться в зависимости от возраста ребят, а также содержательной стороны программы экологического воспитания в группе.
Человек, человек охраняй природу!
Чтоб спокойно на Земле, могли жить и я и ты!
Человек, человек береги природу!
Чтоб достойно на Земле, могли с тобою!
Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:
- В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Например, фикус, примула, бальзамин, колеус, герань.
- В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Например, аспарагус, агава, хлорофитум.
- В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы. Например, традесканции, плющ, амариллис и другие.
- В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.
Содержание экологических центров в группах ДОУ
Наталья Сугрина
Содержание экологических центров в группах ДОУ
угрина Н. Ф. ,
старший воспитатель
МБДОУ № 102
Содержание экологических центров в ДОУ
Обострение экологических проблем вызывает необходимость формирования у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в ДОУ- первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру»
, к себе и к окружающим людям. Детская деятельность не может быть полноценной вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление познавать новое, появятся апатия и агрессия. Избежать их поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. Составной частью этого пространства в дошкольном образовательном учреждении является
эколого-развивающая предметная среда.
Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое»
общение с природой и животными, наблюдение за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы
(через книги, слайды, картины, дидактические игры и т. д.)
также имеет важное имеет значение: его задача заключается в расширении и дополнении впечатлений, которые ребенок получает от непосредственного общения с природой. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо создание
экологических центров, как важных составляющих эколого-развивающей среды.
Главная задача развивающей экологической среды – создание условий для формирования у детей осознанно-правильного отношения к природе. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается самостоятельными наблюдениями, проведением опытов, стремлением у ребенка рассказать о своих переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности.
У нас в каждой группе созданы экологические центры. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать их для проведения эколого-педагогическихмероприятий и организации различных видов детской деятельности: продуктивной, коммуникативной, трудовой, игровой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, двигательной, восприятия художественной литературы.
Рассмотрим содержание экологических центров в контексте детских видов деятельности.
Для организации продуктивной деятельности экологического содержания созданы картотеки моделей для изодеятельности, собран природный материал для конструирования, атрибуты для нетрадиционного рисования, макеты природных зон, биоценозов, макеты по произведениям писателей В. Бианки, К. Ушинского и др.На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, перья, уголь и так далее.
Для организации игровой и коммуникативной деятельности в группах подобраны игры на развитие навыков общения у дошкольников с экологическим содержанием, сюжетно-ролевые игры «Туристы»
,
«Подводный мир»
,
«Сельский двор»
.Воспитатели придумали и изготовили различные дидактические игры:
«На дереве- на земле»
,
«Домашние и дикие животные»
,
«Животные и детеныши»
,
«Подбери лист к дереву»
,
«Муравейник и его обитатели»
,
«Весенние цветы»
,
«День-ночь»
,
«Обезьянки на дереве»
,
«Времена года»
.
Познавательно-исследовательская деятельность играет большую роль для развития познавательного интереса дошкольников и их творческой активности. Во всех группах для организации детской исследовательской деятельности в природе созданы уголки ученого. Даже дети первой младшей группы вместе с воспитателем проводят простейшие опыты. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Детское экспериментирование обеспечивает детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и дает возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для организации экологически грамотного ухода за выращиваемыми растениями.
На территории нашего ДОУ уже много лет работает экологическая тропа- специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для познавательно-исследовательской деятельности. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять. Особое значение озелененная территория дошкольного образовательного учреждения имеет в условиях городской среды, где дети максимально изолированы от естественной природы.
В каждой группе с февраля высаживаются «огороды на окне»
, где есть лук, чеснок, зерновые культуры, цветочная рассада. Детям очень нравится наблюдать за растениями. Кроме наблюдательности, у них формируется чувство ответственности за начатое дело. Ежедневно отмечают состояние природы, выставляют соответствующую картинку в календаре. Мы стараемся поощрять детей, отмечаем наиболее наблюдательных, старательных и активных.
Для организации трудовой деятельности в экологическом центре собраны материалы и оборудование для трудовой деятельности (фартуки, тряпочки, губки, клеенка, пульверизатор, лейки, грабельки и т. д.) При их подборе мы учитывали, что материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Музыкально-художественная деятельность экологического содержания наиболее полно отражается в детских праздниках «В гостях у Осени»
,
«Волшебница-вода»
,
«Встречаем птиц!»
,
«День Земли»
и другие. Проведение таких праздников способствует формированию у детей чувства сопричастности ко всему живому на планете, воспитывает бережное отношение к природе. Во время таких мероприятий обычно проводятся соревнования, игры, конкурсы, устраиваются выставки детских рисунков, фотоматериалов, что также способствует эмоционально-положительному отношению детей к природному окружению.
В экологическом центресобраны художественные произведения о природе: сказки, рассказы, загадки, стихи, пословицы и поговорки, а также модели для рассказывания стихов, сказок.
Успех экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. При организации работы в разных объектах эколого-развивающей среды педагоги нашего ДОУ используют различные методы и формы работы с детьми,такие как: дидактические игры, систематизированные наблюдения, создание проблемных ситуаций, опытническая деятельность, организация интегрированных занятий, бесед природоведческого характера, использование природоведческой литературы, проектная деятельность, организация экскурсий и походов, природоохранных акций, проведение праздников и досугов, трудовая деятельность по уходу за объектами природы.
Таким образом, в результате применения современных подходов к экологическому образованию дошкольников, повышается уровень их экологической воспитанности, который выражается в качественно новом отношении к природе. Ведущим личностным достижением ребенка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности- Жизни.
Литература
1. Николаева С. Совместная деятельность взрослого и детей // Дошкольное воспитание. 2000. № 5. С. 36-38.
2. С. Н. Николаева. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез. 2004.
3. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное- рядом – М.: Творческий центр Сфера, 2001.
4. Н. А. Рыжова. Не просто сказки. -М.: Линка-пресс, 2002.
5. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. — №4. 2005.
«Рекомендации по оформлению экологического пространства в ДОО»
Рекомендации для оформления экологического пространства в ДОО (комнаты природы, зоны природы, живого уголка, зимнего сад и др.)
«Экологическое пространство»
— это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение. Наиболее традиционными «экологическими пространствами» как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы.
Рекомендации для оформления
центра природыв группе детского сада
Главная особенность и преимущество центра природы — непосредственная близость его обитателей к детям. Его можно расположить в групповой комнате или раздевальном помещении. В младшем дошкольном возрасте центр природы можно оформить: комнатными растениями и аквариумом с водными обитателями. Рыбки в аквариуме должны быть яркими, заметными, достаточно крупными, чтобы маленькие дети могли их увидеть, сосредоточить на них свое неустойчивое внимание. Это могут быть: золотые рыбки, крупные меченосцы, барбусы, скалярии, тетрагоноптерусы. А на непродолжительное время можно принести птицу в клетке или морскую свинку.
В средних группах кроме аквариума и растений центр природы можно оформить декоративной птицей и морской свинкой, что позволит детям увидеть разнообразие животного мира и способов ухода за живыми существами. Из птиц подходят: канарейки и амадины. На примере морской свинки дошкольники учатся вступать в контакт с животными, общаться, активно заботиться о них. В старших группах цетр природы можно оформить аквариумом с рыбами, птицей в клетке, хомяком, черепахой и растениями. Подойдут золотые рыбки, караси, что позволит показать хорошую приспособленность дикого животного и ее отсутствие у декоративной разновидности. В подготовительных группах центр природы оформляются аквариумом с рыбками (гуппи, меченосцы, сомики, барбусы); сухопутной черепахой, золотистым хомячком, птицей (волнистые попугаи); растениями. Также центр природы можно украсить мини-городом на окне. Оформление центра природы зависит от его оборудования, которое хранится в шкафу, чтобы не нарушать эстетику.
Наполняемость центра природы:
- Живые объекты (рыбки в аквариуме, черепаха и др, временные объекты в группе);
- Оборудование для ухода за живыми объектами;
- Комнатные растения;
- Календарь природы;
- Альбомы и гербарии;
- Художественная литература о природе;
- Дидактические игры природоведческого характера;
- Природные материалы;
- Образование для организации опытов;
- Модели, отображающие предметы и явления природы.
Рекомендации для оформления
комнаты природыв ДОО
Помимо центров природы в помещении детского сада могут быть создана комната.
Это должно быть небольшое чистое помещение, где следует расположить вольеры с птицами, большие аквариумы с различными водными обитателями или черепахами, большие клетки с курами или кроликами. На полу и на стенах можно расположить растения.
Пространство на окне можно заполнить созданием огород, при этом необходимо дополнительное освещение в виде лампы. В огороде на окне можно выращивать лук, овес, разнообразную зелень и овощи.
В комнату природы дети приходят с разными целями: наблюдать, трудиться, общаться с животными. В комнате должны быть рабочие места для труда, шкафы и полки для хранения оборудования, стулья или скамейки, сидя на которых дети смогут наблюдать за животными и просто отдыхать, при этом у них снижается уровень нервно – психических нагрузок.
Рекомендации для оформления
кабинета природыв ДОО
Кабинет природы – это разновидность комнаты природы с тем лишь отличием, что кабинет оборудован еще и столами для занятий с дошкольниками. Он может быть использован и для кружковой работы со старшими дошкольниками. То есть кабинет природы должен быть оформлен также как и комната природы, но дополнением служат столы.
В равной степени это «экологическое пространство» может использоваться для отдыха и для углубленной познавательно – ознакомительной деятельности детей и взрослых, для нравственно-трудового воспитания дошкольников.
Рекомендации для оформления
зимнего садав ДОО
Так как в зимнем саду преобладают растения, то в помещении, где он находится должно быть достаточно освещения, большие просторные окна. В этом случае можно выращивать самые различные растения. В зимний сад входят экзотические растения и плодовые растения: комнатный лимон, мандарин, декоративный гранат, фейхоа, инжир, банановая пальма, кофейное дерево, чайный куст, лавр и др.
Возле южных солнечных окон хорошо устроить уголок пустыни, создав композицию из суккулентов. Если есть небольшой бассейн или фонтан, то можно подобрать влаголюбивые растения и создать тропическую композицию.
Также можно найти уголок для птиц или даже аквариума.
Зимний сад, так же как и комната природы, используется в разных целях -для занятий, труда, отдыха и общения с природой. Поэтому зимний сад можно оформить (оборудовать) стульями или скамейки, которые позволяют расслабиться в наблюдении за рыбами, птицами, растениями.
В нем могут быть следующие демонстрационные материалы: набор открыток «Полевые цветы», наборы картинок: фруктов, овощей, ягод, деревьев, домашних и диких животных, птиц, грибов, рыб и растений.
Рекомендации для оформления
площадки природына участке ДОО
Площадка природы противоположна по своему функциональному значению физкультурной площадке. Дети могут приходить небольшими группами, чтобы в тишине и покое пообщаться с природой, понаблюдать за насекомыми, насладиться красотой растений.
Чтобы микроклимат был благоприятным необходимо хорошо озеленить территорию, а вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, являющиеся преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни. При этом следует сажать различные породы деревьев, обладающих разными качествами: клен имеет крупную и красивую листовую пластинку, дает густую тень; ясень интересен гроздьями семян, которые остаются на всю зиму; липа прекрасна своим ароматом в разгар лета; рябина красиво цветет и расцвечивает листья, дает гроздья ягод, которые привлекают птиц; у осины необычно дрожит листва; тополь быстро растет и является хорошим пылесборником; черемуха замечательно цветет, пахнет и выделяет фитонциды.
На площадке природы в разных ее углах можно обустроить ручеек, цветник, озелененную беседку, песочный дворик. Здесь дети могут учиться созерцать природу, учиться приобщаться к труду по уходу за растениями и животными.
Рекомендации для оформления
хвойного борана участке ДОО
Чтобы получился «Хвойный бор» необходимо светлое и свободное пространство засадить хвойными деревьями – елью и сосной. В бору можно наблюдать за елками, проводить зимние праздники. В нем сложится своя экосистема, определяемая хвойными деревьями: шишки привлекут клестов, дятлов, появятся насекомые, мхи и лишайники покроют почву, приживутся кислица, перелеска, плаун, а также черника, копытень. Ухоженный «хвойный бор» также будет способствовать оздоровлению, так как будет очищаться воздух от болезнетворных бактерий.
Рекомендации для оформления
фруктового сада и огородана участке ДОО
Урожай, который можно вырастить на участке, а затем его собрать в огороде и саду, вполне пригоден для кормления животных, которые содержатся в дошкольном учреждении. На огороде следует сажать кормовые корнеплоды, кукурузе салату. Можно высаживать и злаковые культуры.
Фруктовый сад — это всегда красивое зрелище; кроме того, его плоды привлекают птиц, поэтому с детьми круглый год можно проводить познавательные и трудовые мероприятия.
Рекомендации для оформления
цветниковна участке ДОО
Обязательно в ДОО нужно создавать цветники. Их должно быть много: при входе на территорию, чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение; на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение и т.д. В цветниках можно оформить однолетние (ноготки, космея, бархатцы, эшольция, петуния, настурция) и многолетние растения (незабудки, золотые шары, топинамбуры, лилии, ирисы, пионы). из однолетних.
Рекомендации для оформления
мини – фермыв ДОО
Педагог может создать мини – ферму, для этого необходим сарай, если там будут жить небольшие домашние животные в виде кроликов, кур, уток. Рядом с сараем необходимо создать луг для выпаса животных и заготовки сена. Дети могут участвовать в разных трудовых операциях: давать корм, чистую воду. Или же мини – фермой может быть теплица, в которой дети вместе с педагогом будут высаживать овощи.
Рекомендации для оформления
экологической тропыв ДОО
Создание тропы необходимо начинать с создания карты – схемы маршрута с запланированными экологическими объектами. Затем необходимо подготовить оборудование для новых экологических объектов тропы. От объекта к объекту нужно проложить дорожку, она может быть из камней, песка, или украшена концами от пластиковых бутылок (цветы). Если на протяжении маршрута, устанавливаются какие – либо таблички, то они должны быть крупными и яркими. Все объекты должны быть эстетичными: чистыми, красивыми, ухоженными, не сломанными.
Использование уголка природы при формировании экологической культуры старших дошкольников
Дети дошкольного возраста могут усваивать закономерные связи живых организмов с окружающей средой и понимать правила общения с живыми существами, гуманно, бережно относиться к природе. Мир растений является той областью природы, в которой проявляются основные закономерности: целостность, взаимообусловленность явлений, их изменение и развитие.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Это позволяет использовать их для формирования экологических понятий. Некоторые из комнатных растений являются лекарственными, другие ядовитыми, некоторые выделяют фитонциды. Эти факты можно использовать для ознакомления детей с ролью растений и их влиянием на человека и животных.
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Педагогическая стратегия должна быть направлена на развитие чувства сопричастности, чувства общности с природой. Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребёнку простую и убедительную мысль: «Люди-это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь».
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы.
Труд и наблюдение детей за растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной).
Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями. Уголок природы представляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу.
Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними. Наличие уголка природы позволяет наглядному материалу учить дошкольников ответственности, осознанности по отношению к живому окружающему миру.
При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые программой, по которой работает ДОУ. Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.
Уголок живой природы обогащает и расширяет знания детей, даёт возможность сформировать у них практические умения и навыки.