«Реализация интегрированного подхода в воспитательно-образовательном процессе»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №468 комбинированного вида»
Новосибирской области г.Новосибирска
Автор: Сильнягина Валентина Павловна, воспитатель
«Реализация интегрированного подхода в воспитательно-образовательном процессе»
В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.
Внедрение инноваций в работу нашего образовательного учреждения — важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность в нашем ДОУ развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новых методик. Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.
Авторы примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова и др. считают, что «только в том случае, когда педагог методично и целенаправленно использует в работе принцип интеграции образовательных областей, развитие дошкольников будет полным и разносторонним».
Нам интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. Реализация интегрированного подхода в воспитательно – образовательном процессе, я понимаю как процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса.
В настоящее время мы разрабатываем не интегрированную деятельность через синтез образовательных областей, а целостный интегративный процесс взаимодействия с детьми на определенную тему, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира (это можно проследить по календарным планам). Это принципиально новый подход к дошкольному образованию. При этом я понимаю, что образовательным областям придаёт целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или нескольких) в другую.
Это дает нашим детям возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные навыки, формирует умение свободно высказать свою мысль, а главное, развивает у детей познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни. Главная задача моя заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знание для их дальнейшей интеграции. Количество видов деятельности определяю я сама, они не имеют чёткой структуры, но имеют отличительные особенности. В обучение дошкольников, обязательно использую в воспитательно — образовательном процессе формы адекватные психофизиологическим особенностям моих детей: разнообразные игры, досуги, мини экскурсии, викторины, экспериментирование, моделирование, образовательные проекты и т. Интегрированная деятельность – как одна из форм осуществления интегрированного подхода при реализации образовательного процесса с детьми с ЗПР и ОВЗ. В моей группе дети с задержкой психического развития — это многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью — до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации.
Работая в детском саду компенсирующего вида, а именно в группе для детей с ЗПР, ОВЗ, перед нами становится очевидным ряд проблем при организации работы с детьми.
— проблема реализации комплексного подхода при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми с ЗПР и ОВЗ, УО, т.е согласованную работу разных специалистов. Это предполагает согласованную работу разных специалистов: логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, врачей разного профиля (психиатра, невропатолога).
— проблема реализации интегрированного подхода при реализации образовательного процесса с детьми с ЗПР, ОВЗ, с УО.
Я использую в своей работе интегрированную деятельность, которая позволяющего нам сэкономить время детям для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности.
Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин.
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Использование интегрированного подхода в деятельности развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения деятельности нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение деятельности поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности деятельности. Деятельность с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные мои педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
4. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников.
5.Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Для интегрированной деятельности характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами. (Конспект интегрированной деятельности) Структура интегрированной деятельности отличается от структуры обычной, и я предерживаюсь следующим требованиям:
— чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждой деятельности;
— взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
— информативная емкость образовательного материала, используемого в деятельности;
— систематичность и доступность изложения материала;
— необходимость соблюдения временных рамок деятельности.
В своей работе придерживаюсь основных принципов взаимодействия с детьми:
1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.
2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.
3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.
4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).
5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.
Также важным для меня при проведении интегрированной НОД это определение соотношения знакомого и нового материала. Новый материал обязательно основывается на уже изученном и хорошо усвоенном, что будет способствовать быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенком к решению проблемной ситуации своего собственного опыта, актуализации имеющихся знаний. НОД носить игровую форму. Именно она дает глубину восприятия и эмоциональную окрашенность. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, сталкиваясь с трудностями, «скрытой» учебной задачи. При реализации интегрированного подхода на НОД использую разнообразные дидактические игры для познавательного и речевого развития.
Это помогает развитию творческой активности воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи. Наибольший эффект интегрированная деятельность дает тогда, когда проводятся в системе. Следует отметить, что проведение интегрированной деятельности требует особенной подготовки от меня и уже сформированного запаса знаний, умений у детей по соответствующей теме. Поэтому проведение такой деятельности каждый день с детьми ЗПР, ОВЗ, УО является очень сложным.
В основе интегрированного подхода у меня всегда присутствует игра, потому что это основная форма познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ, активизирующая их мыслительные процессы и двигательные возможности, она создает положительный эмоциональный фон и мотивирует детей на деятельность. Одновременно создаётся возможность закрепления имеющихся у детей познавательных знаний, умений и навыков в деятельности, т.е. создание ситуаций (жизненных, нестандартных, игровых), где дети могут выступать как субъекты деятельности. А в основе лежит интересный для детей, увлекательный, игровой сюжет. Использую разнообразные интерпритации: сюжетные комплексы общеразвивающих упражнений, подвижные игры, спортивные эстафеты, психогимнастика, музыкальные этюды-тренинги, и др.
Моя цель интегрированной деятельности:
— систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка,
— обеспечить освоение новых способов действий, для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты,
— создать условия для использования имеющихся знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях (жизненных, игровых, специально созданных).
Преимущество организации такой деятельности:
-количество и продолжительность строго не регламентируется,
— я сама определяю: содержание, руководствуюсь, в первую очередь, общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, с учетом диагностических данных и состоянием их здоровья,
— место в режиме дня, исходя из сетки и психофизиологических требований СанПин к работе с детьми дошкольного возраста,
— связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направленные на развитие личности ребенка, т.к. создают такие условия для детей, где они имеют возможность применить свои знания в деятельности.
Методика проведения деятельности с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на такой деятельности использую различные методы и приемы.
Примерная структура интегрированного занятия
- Мотивация, нацеливаю детей на содержание, вызываю у них желание взаимодействовать со мной в процессе деятельности. Определяя мотивацию, я в первую очередь руководствуюсь интересами, потребностями, желаниями детей своей группы, учитываю текущие проблемы и дела.
- Содержание — доступное пониманию детей. Детям даю или новые знания или закрепляю уже имеющиеся на основе содержания разных образовательных областей с обязательной опорой на наглядность.
- Анализ или оценка. Детям предлагаю практическую деятельность, на закрепление полученной информации или актуализация ранее усвоенной. Даю понять детям, с какой целью они занимались этой деятельностью, чему научились, что почерпнули для себя, для других. В деятельности создаем какие -то продукты деятельности, их стараюсь презентовать: (коллективная поделка, рисунок, макет, книга, рассказ (рассказать, что он для себя приобрел, чему научился, как это может быть использовано, кому это может быть полезным и т.д. по вопросам моим – т.к. дети некоторые еще плохо разговаривают). Формы интегрированной деятельности игровые: игры-путешествия, ситуации общения, проекты, события и т.д. А обучение дошкольников рассматриваю, как управление развитием личности ребенка, где я соучастник, где моя позиция «не над ребенком», «не рядом с ребенком», а «вместе с ребенком», а главной составляющей совместной деятельности является «взаимодействие», «сотрудничество детей и воспитателя. При проектировании интегрированной деятельности учитываю следующее:
— выделить в программе по каждому направлению сходные или единые темы;
— определить задачи развития детей на данный период;
— определить области, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;
-проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;
— продумать развивающие задачи;
— использовать разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом.
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом в деятельности решаю несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Методика проведения деятельности с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычной ННОД. В процессе обучения на такой деятельности я использую различные методы и приемы.
Наиболее эффективны из них следующие:
— сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность -творческая деятельность, в которой ребёнок выступает в роли исследователя, направленная на создание им суждений, рисунков, макетов, поделок и достижение личностных новообразований (знаний, чувств, способностей, опыта). Основными характеристиками такой деятельности выступают: преднамеренность, наличие проблемной ситуации или творческой задачи, субъективная новизна и оригинальность продукта деятельности, личностная значимость).
— Частично-поисковый (эвристический метод обучения) – это организация активного поиска решения познавательных задач, выдвинутых в процессе обучения или самостоятельно сформулированных.
— Эвристический метод обучения – это организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даю в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно: идей, поделки, исследования, художественные произведения, конкурсы и др.
— проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;
— разнообразные дидактические игры для познавательно-речевого развития: знакомства с речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления окружающей действительности, воспитания чувства уверенности в своих силах;
— использование нетрадиционных форм обучения, как во время деятельности так и после них:
Элементы Су-Джок терапии — Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук, механический массаж, ручной массаж кистей и пальцев рук, массаж кистей и пальцев рук с помощью различных предметов (орехи, карандаши, зубная щётка, массаж стоп). Цветотерапия — использования цвета, медитация на цвет, релаксации с помощью цвета, (красный, желтый, оранжевый цвета стимулируют активность, придают уверенности и даруют жизненную силу; «холодные» тона — они стабилизируют нервную систему, вдохновляют и активизируют ум.
Арт терапия (многие психические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Арт-терапия позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения с миром. Т.е. утраченные способности восстанавливаются.) Всевозможная деятельность искусством не только раскрывают творческий потенциал ребенка, но и способствуют формированию у него правильного мировоззрения. В общем и целом, арт-терапия направлена на развитие логики, мышления, памяти, воображения, речи и внимания. В процессе деятельности ребенок избавляется от стрессов и психического напряжения, а также учится быть внимательным и сосредоточенным.
Реализация этой формы арттерапии мой кружок «Волшебная бумага». Одной из главных задач арт-терапии и моего кружка — обучения и воспитания детей прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Сказко терапия —
- Чтение сказки с дальнейшим обсуждением темы и персонажей;
- Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание ее;
- Разбор сказки, ее чтение группе и постановка заданий (нарисовать, о чем была сказка, нарисовать понравившегося героя, рассказать суть сказки и ее мораль, найти героя или действие в сказке, которое требует исправления и прокомментировать его);
- Переигрывание сказки (чтение оригинала сказки, а затем сочинение ее альтернативного содержания с исправленными недостатками героев). Ребенок учится, каким следует быть и как поступать правильно. Ребенок берет примеры из сказок и проецирует это на собственную жизнь.
Логоритмика (преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций на основе сочетания слова, музыки и движения. В моей практике это малоподвижные игры, пальчиковые игры, подвижные игры. Это развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти, развитие речи детей, развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха. Игры и упражнений предлагаю детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
Фоноритмика — (Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата, раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность. Дети, у которых есть проблемы с произношением, часто бывают слишком напряжены, они отличаются сверхвозбудимостью или, наоборот, расслабленностью. Научиться чередовать расслабление и напряжение. Фонетическая ритмика помогает ребенку:
- нормализовать речевое дыхание;
- менять высоту, силу голоса в различном темпе.
- воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
- воспроизводить звуки в заданном темпе;
- воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
- учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.
- Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств.Это я осуществляю с помощью таких игр: Игра: «Угадайте, что я делаю?», «Найди игрушку». Один ребенок выходит из группы, дети прячут игрушку. Водящий ищет ее по хлопкам детей (тихим и громким). Элементы кинезиотерапии. Процесс обучения детей осуществляю с учетом возможности широкого привлечения сохранных функций анализаторов для получения информации об окружающем. В целом, осваивая различные упражнения (как динамические, так и статические), оттачивая технику их выполнения, получая возможность свободно владеть своим телом, ребенок значительно повышает самооценку. Такая гармонизация самооценки является одной из важных целей регулярных упражнений психофизической тренировкой: «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Зеркальное рисование», «Замок», «Мельница», Точечный массаж, Упражнения для глаз.
Использую проектный метод – один из методов интегрированного обучения дошкольников. Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Здесь я свободна в выборе способов и видов деятельности. Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Мой педагогический опыт показывает, что ребенок лучше усваивает то, что является его личной целью. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определённая проблема. Проектирование образовательной деятельности является актуальным в настоящее время. Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов. Мы реализовали в нашей группе такие проекты: «Что растет на подоконнике?» Информационно-исследовательский проект для подготовительной группы «Комнатные растения».
Цель: Развития познавательной активности у детей Задачи: Сформировать у детей компетенции в мире комнатных растений. Расширить представления детей о разнообразии комнатных растений через самостоятельную и совместную деятельность детей.
Проект «Валеологическое сопровождение педагогического процесса в группе компенсирующего вида для детей с ОВЗ».
1. Здоровьесберегающие технологии.
2. Проект «Игровой самомассаж».
3. Проект «Безопасное лето». Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей. (Дорожно-транспортный травматизм)
4. Проект «Белоствольная красавица».
Сейчас я начала реализовывать – Проект «Березка – символ Родины моей». Любовь к природе — это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Цель проекта:
- Воспитание любви к природе родного края, Родине через ознакомление с березой, как одним из главных символов России.
- Формирование самостоятельной, мотивированной, познавательно-исследовательской и музыкально-художественной деятельности детей;
- Гармонизация отношений воспитателей с детьми и родителями в совместной творческой деятельности.
- Приобщение детей к истокам русской культуры, русским традициям.
- Осуществление комплексного подхода к воспитанию дошкольников в духе патриотизма, показать образ русской берёзы как символа России. Берёза считается символом и гордостью русского народа, что она является олицетворением нашей Родины, что берёза и Россия — эти два понятия неразделимы.
- Воспитание любви, гордости к русской березке.
Задачи: Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России — берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой. Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе. Развивать у детей познавательную активность. Активизировать и обогащать словарь. Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения. Предполагаемый результат: Сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители.
В своей работе использую современные образовательные технологии.
Технология исследовательской деятельности. Цель исследовательской деятельности — сформировать у детей основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
Информационно-коммуникационные технологии: образование с использованием современных информационных технологий (компьютер, телевизор, интерактивная доска, планшет и др.). Информатизация общества ставит перед нами педагогами — дошкольниками задачи:
- идти в ногу со временем,
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
- наставником в выборе компьютерных программ,
- сформировать основы информационной культуры его личности,
- повысить компетентность родителей.
Личностно — ориентированная технология реализуется в развивающей среде. Выявление темпов развития позволяет мне поддерживать каждого ребенка на его уровне развития, чтобы воспитательно-образовательный процесс гарантировал достижение поставленных целей.
Игровая технология — в деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаю последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
На мой взгляд, самыми эффективными в плане профессиональной активизации воспитателей и создания у них мотивации к успешному овладению знаниями и навыками в работе, с соблюдением требований — являются интерактивные формы работы с детьми. Одна из важных для дошкольного возраста деятельность – это общение. Оно — необходимое условие развития личности. Поэтому задача педагога и воспитателя — специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого.
Формы организации интерактивного взаимодействия:
1) Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно);
2) Парная (задание выполняется в паре);
3) Групповая (задание выполняется в подгруппах);
4) Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно);
5) Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).
Методы интерактивного обучения
Формы и методы групповой работы для обучения. Наиболее известные из них:
— анализ конкретных, практических ситуаций;
— интерактивные и ролевые игры:
— «мозговой штурм»;
— дискуссии и дебаты;
— метод проектов;
— метод ассоциаций.
Эти формы/методы эффективны в том случае, если в деятельности обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у детей имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.
Использую совместную и самостоятельную деятельность детей в режиме дня в рамках ФГОС — система взаимоотношений и взаимодействия.
Совместную деятельность разделяют:
-непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
-совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
— совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и ухода.
В группе совместную деятельность планирую с учетом интеграции образовательных областей в процессе организации ННОД (в форме: подгрупповая, групповая, индивидуальная) и разных видах деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская, двигательная, трудовая, музыкально-художественная, игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы и в процессе режимных моментов. Самостоятельная деятельность – явление полностью свободное для ребенка, но не свободное для меня, я создаю условия для безопасной свободы ребенка, т.е. предметно-развивающую образовательную среду, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. А также — это организованная деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей — это может быть эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др. В нашей группе есть различные центры для детской деятельности: изобразительная, экспериментирования, игровые и т. д. Моя задача правильно организовать деятельность в различных центрах, заинтересовать ребенка. А именно: мы наполнили эти центры картотеками алгоритмов, схемами, мнемотаблицами по развитию речи, пооперационными картами, образцы рисунков которые нам помогают в организации самостоятельной деятельности. Детям не надо объяснять, напоминать, мы просто говорим: «обратите внимание» …. Разумеется, в начале совместной деятельности все проговариваем, объясняем, учим детей «читать» эти схемы, алгоритмы. Постепенно будем доводить это до привычного времяпровождения.
Интеллектуальные карты
Определение 2
Интеллектуальная карта – это структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, внутри которой отражены связи ключевых понятий с остальными понятиями данной темы, образующие неразрывное единство.
Такие карты помогают в раскрытии сущности понятия, которое изучают на занятии, и его взаимосвязь с другими объектами, процессами и явлениями. Разработанная карта – это основа для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий.
Например, для проведения интегрированного занятия по теме «Море», основное понятие, вокруг которого будет строиться карта – море, а от него будут отходить слова, раскрывающие его сущность – морские жители, морской транспорт, свойства морской воды и пр.
Такие схемы могут составляться из подготовленных материалов в процессе проведения занятий вместе с детьми. В таком случае лучше использовать различные картинки.
Необходимо отметить, что проведение интегрированного занятия предполагает особенную подготовку от воспитателя и уже сформированного у него запаса знаний, умений, имеющихся у детей в изучаемой теме. В связи с этим проведение таких занятий каждый день очень затруднительно.
Интегрированное занятие как форма интерактивного обучения
«Только система дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет»
К. Д. Ушинский.
Цель мастер-класса:
познакомить педагогов с методами и формами проведения интегрированного занятия
Задачи мастер-класса:
- представить опыт проведения интегрированных занятий;
- сформировать представление об интегрированном занятии как одной из форм интерактивного обучения
- обсудить преимущества и недостатки интегрированных занятий с участниками мастер-класса.
Сценарий мастер-класса
1 этап. Мотивация
Ведущий.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня для вас будет проведен мастер-класса. Этапы его проведения представлены на слайде.
Обратите внимание на экран. Итак, на нем представлены схемы, характеризующие два метода обучения. Как вы думаете какие?
Участники мастер-класса
. Отвечают на поставленный вопрос.
Ведущий.
Совершенно верно – активные и интерактивные.
Новые требования, выдвинутые в рамках Федерального государственного образовательного стандарта 3 поколения, ставят для всей системы профессионального образования основную задачу – подготовку компетентного специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.
В инновационном образовательном процессе студент должен иметь высокий образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональную мобильность, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач, то есть обладать определенными федеральными стандартами профессиональными и общими компетенциями.
Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.
Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия.
Сегодня мастер-класс будет посвящен не в целом интерактивным методам обучения, а интегрированным занятиям как форме интерактивного обучения.
Цель и задачи данного мастер-класса представлены на слайде.
Обратите внимание, на столах у вас находятся карточки. Поднимите соответствующую карточку,
которая отражает:
— вы готовы к изучению технологии развивающего обучения — вы сомневаетесь, но сможете ответить на этот вопрос после изучения технологии | — вам это не интересно |
2 этап. Теоретическая часть
Ведущий.
Обратите внимание на конспекты в раздаточном материале, в них отражены тезисы по рассматриваемой теме, в рабочей карте, прикрепленной к ним, вы можете фиксировать необходимую вам информацию.
Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует ту группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению дидактических задач, которые он ставит на занятии. Интегрированное занятие как форма интерактивного обучения является одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность.
Хотелось бы отметить, что тема мастер-класса выбрана не случайно, поскольку мною накоплен значительный опыт в организации интегрированных занятий.
Методику их проведения, а так же все преимущества и недостатки их внедрения я изучаю вместе с коллегами в рамках творческой проблемной группы (ТПГ), которой я руковожу — «Внедрение инновационных форм обучения в процессе формирования компетенций».
Полученные нами теоретические знания по изучаемой проблеме, мы подтверждаем проведением учебных занятий. Вы можете наблюдать их на экране.
Интегрировать (лат. integrare восстанавливать, восполнять) — производить интеграцию, объединять части в одно целое.
Интеграция — средство интенсификации занятия, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний студентов в родственных предметах.
Идея использования междисциплинарных связей не нова.
В российской педагогике она прошла три стадии.
Интеграция предметов – это организация предметной деятельности, предполагающая использование системного подхода, ориентированного на формирование системного типа мышления. Главное в интегрированном занятии — вычленить проблему. Проблема должна быть комплексной, жизненной, социально значимой.
При проведении интегрированных занятиях, следует учитывать, что интеграция — это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более дисциплин. Одному из них надо потесниться, вобрав в себя второй, и, осветившись им, по-новому раскрыть себя.
Интегрированным занятием присущи значительные возможности. Именно здесь обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных дисциплин. На интегрированном занятии имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной дисциплины в другую. Это в свою очередь формирует умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности.
Реализовать потенциал, который присущ интегрированным занятиям можно при следующих дидактических условиях:
а) правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения, он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь;
б) тесное сотрудничество преподавателей при подготовке занятия;
в) руководство работой обучающихся, готовящихся выступать на интегрированном занятии;
г) на всех этапах занятия активизация мыслительной деятельности и обязательное использование приёмов обратной связи.
д) обеспечение преемственности между каждой частью занятия на основе общего подхода.
Далее рассмотрим классификацию интегрированных занятий:
- конструирование и проведение занятия двумя и более преподавателями разных дисциплин;
- конструирование и проведение интегрированного занятия одним преподавателем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
- создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.
Можно выделить следующие варианты формирования содержания интегрированных учебных занятий.
- Содержание занятия формируется из содержания учебных дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом содержание одной дисциплины не превышает содержание другой; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах.
- Содержание занятия формируется из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области.
- Содержание занятия формируется из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и выступающих “на равных”.
- Содержание занятия формируется на основе дисциплин из близких образовательных областей, но одна дисциплина сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.
Остановимся на проведении учебного занятия, для которого был выбран вариант формирования содержания интегрированных учебных занятий на основе учебных дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области. Вы можете ознакомиться с методической разработкой данного учебного занятия, структурой его проведения.
Учебное занятие проводилось на основе следующих дисциплин: Экономической теории и Экономики организации (предприятия), при этом Экономическая теория являлась предметом обеспечивающим.
Одним из условий проведения интегрированного занятия является правильное вычленение междисциплинарного объекта изучения: он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь. Таким объектом была выбрана тема — «Рынок труда».
Эта тема, согласно учебному плану и рабочим программам, отдельно рассматривается как в Экономической теории, так и в Экономике организации. Она является весьма актуальной в современных экономических условиях, входит в число приоритетных направлений развития экономики страны.
Была выбрана форма проведения занятия – урок-диалог с элементами исследования.
Целью учебного занятия являлось формирование знаний о рынке труда на основе сопоставления, анализа и обобщения теорий классиков экономической мысли и современных социально-экономических и статистических знаний.
Основными задачами при проведении данного учебного занятия являлись:
— формирование общих и профессиональных компетенций;
— применение теоретических знаний по теме при реализации своих общих и профессиональных компетенций.
— умение систематизировать и анализировать учебный материал;
— активизация мыслительной деятельности и обязательное использование приемов обратной связи,
— обеспечение преемственности между каждой частью занятия на основе общего подхода.
На каждом этапе проведения занятия использовались межпредметные связи дисциплин экономическая теория и экономика организации по вопросам трактовки понятий рынка труда, концептуальных подходов к анализу его функционирования и т.д.
В результате проведен анализ, синтез, сопоставление полученных знаний по рассматриваемым вопросам, сделаны обобщающие выводы и внесены предложения.
А сейчас давайте обсудим с вами услышанное.
— Знакомы ли вам данная тема?
—
Способствует ли выделение междисциплинарных связей повышению эффективности обучения?
—
Используете ли вы при изучении своих дисциплин междисциплинарные связи?
—
Проводили ли вы занятия, основанные на междисциплинарных связях (интегрированные, бинарные)?
Участники мастер-класса
. Обсуждение изученного материала.
3 этап. Практическая часть. Групповая работа по кафедрам.
Ведущий.
Итак, мы переходим к третьему этапу, практической работе, которая будет заключаться в групповой разработке структуры интегрированного урока.
У вас на столах находится Информационная карта технологии «Интегрированное обучение», которая поможет вам при разработке структуры урока, который вы можете так же отразить в рабочей карте.
Ведущий.
А сейчас я попрошу озвучить результаты вашей практической работы.
Вызвала ли у вас данная работа сложности, если да, то какие.
Участники мастер-класса
. Представление и обсуждение разработок урока.
4 этап. Рефлексия.
Ведущий.
Мастер-класс подходит к концу и мне хотелось бы услышать ваше мнение о нужности и полезности увиденного и услышанного сегодня, а так же вместе с вами определить достоинства и недостатки интегрированного обучения.
Ведущий. Участники мастер-класса
.
Преимущества интегрированного обучения заключаются в том, что оно:
— способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса обучающихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
— в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесс;
— не только углубляют представление о дисциплине, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
— интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения обучающихся в различных дисциплинах.
—
структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе проводимого занятия, большой информативной емкостью материала.
Затруднения, которые могут возникнуть:
Во-первых,
правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения
Во-вторых
, если занятие готовиться двумя преподавателями, при составлении плана занятия следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента.
В-третьих,
психологическая и методическая совместимость педагогов, участвующих в подготовке и проведении занятия.
В-четвёртых
, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного занятия.
Ведущий.
На основе выше изложенного можно сделать вывод, что интеграция положительно сказывается на учебном процессе, расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокой и детальной проработки содержания учебных дисциплин, способствует возрастанию роли самостоятельной работы студентов и их инициативы в проведении исследовательской деятельности, и как следствие росту их общих и профессиональных компетенций.
С помощью карточек ответьте на вопросы.
— готовы применять технологию интегрированного обучения — не готовы применять | — сомневаюсь |
Спасибо всем участникам! Я рада была общению с Вами.
Приложение
Информационная карта технологии
Теоретическое обоснование | Характеристика |
Определение | Совокупность действий, способствующих целостному осознанию мира и приросту креативного потенциала личности обучающегося |
Цель | На основе интегративного типа познания формирование в учебном процессе системного мышления |
Типы | 1. Межпредметная интеграция 2. Внутрипредметная интеграция |
Этапы | 1. Определение интегрированных целей 2. Согласование видов деятельности 3. Определение интегративного содержания 4. Организация процесса обучения на интегративной основе. |
Приемы и методы | 1. Актуализация личностного опыта 2. Обращение к образу 3. Обращение к чувственной сфере личности 4. Умение составлять и воспроизводить пересказ, опираясь на картинный план (свой рисунок) 5. Создание информационного образа, который
|
Формы работы | Интегрированные уроки; интегрированный учебный день; комплексные семинары; комплексные лабораторные знания. |
Методы и приемы | оперирование понятиям; установление взаимосвязей между предметами и явлениями; абстрагирование; создание образов на разном материале; перенос Установленных знаний; выявление закономерностей; творческий синтез; дополнительное конструирование и др. |
Педагогический результат | Сформированность синтетического мышления, умения исследовать объекты комплексно, целостно. |
вопрос 1 — вы готовы к изучению технологии интегрированного обучения вопрос | вопрос 1 — вы готовы к изучению технологии интегрированного обучения вопрос |
вопрос 1 — вам это не интересно вопрос 2 — вы не готовы применять технологию интегрированного обучения | вопрос 1 — вам это не интересно вопрос 2 — вы не готовы применять технологию интегрированного обучения |
вопрос 1 — вы сомневаетесь, но сможете ответить на этот вопрос после изучения технологии. вопрос 2 — сомневаюсь. | вопрос 1 — вы сомневаетесь, но сможете ответить на этот вопрос после изучения технологии. вопрос 2 — сомневаюсь. |
вопрос 1 — вы готовы к изучению технологии интегрированного обучения вопрос | вопрос 1 — вы готовы к изучению технологии интегрированного обучения вопрос |
вопрос 1 — вам это не интересно вопрос 2 — вы не готовы применять технологию интегрированного обучения | вопрос 1 — вам это не интересно вопрос 2 — вы не готовы применять технологию интегрированного обучения |
вопрос 1 — вы сомневаетесь, но сможете ответить на этот вопрос после изучения технологии. вопрос 2 — сомневаюсь. | вопрос 1 — вы сомневаетесь, но сможете ответить на этот вопрос после изучения технологии. вопрос 2 — сомневаюсь. |
Список литературы
- Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 2006.
- Данилюк, А. Я. Теория интеграции образования / А. Я. Данилюк — Ростов на Дону: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000/
- Данилюк, А. Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании / А. Я. Данилюк // Педагогика. №2. -1998/
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. М. : Народное образование, 1998.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Тема: Система методик изобразительного алгоритма на основе инновационной модели ИЗО-студии в рамках технологии интегрированного обучения.
Автор: Кветкина Елена Юрьевна педагог дополнительного образования МБУДО «Центр творчества» г.о. Красногорск Московской области
Тема: Система методик изобразительного алгоритма на основе инновационной модели ИЗО-студии в рамках технологии интегрированного обучения.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом, отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления, поэтому важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. В своей работе я использую различные педагогические технологии. Одна из актуальных для меня на сегодняшний день технология интегрированного обучения.
Потребность в интеграции объясняется рядом причин:
- форма проведения интегрированных занятий нестандартна и интересна, снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности;
- усиливаются межпредметные связи, и за счет этого увеличивается познавательная активность детей, коммуникативные способности, развитие мышления, что в дальнейшем позволяет объективно видеть целостную картину мира;
- интеграция дает возможность самореализации, самовыражения, творчества педагога и его воспитанников.
Цель: дать обучающимся целостное представление об окружающем мире, средством комплексного изучение различных видов деятельности изобразительного искусства и межпредметных связей.
Задачи:
- научить воспитанников самостоятельно применять знания из разных дисциплин (основного и дополнительного образования) при решении новых проблемных задач в изобразительном искусстве;
- способствовать формированию у детей целостной картины мира и познавательного интереса.
- развивать воображение, мышление и творческую активность детей в изобразительной деятельности.
Одним из средств достижения этих задач является необычность модели изостудии, разделенной на творческие зоны и позволяющей более рационально и с пользой использовать время занятия. Она дает возможность детям с разным уровнем подготовки углублять и расширять знания в изобразительном искусстве.
Синтез искусств, способствует осознанному пониманию различий в видах и жанрах изобразительного искусства. У детей повышается интерес к работе механического характера, закрепляются навыки создания изображения и композиции.
Описание опыта внедрения технологии.
Педагогом дополнительного образования я работаю с 1997 года после прохождения обучающего курса на базе экспериментальной площадки МГГУ им. Шолохова в московском детском саду № 923.
Именно там, под руководством доктора педагогических наук, профессора, автора многочисленных программ и методик по изобразительной деятельности Комаровой Т.С. я и освоила систему методик изобразительного алгоритма на основе инновационной модели студии в рамках интегрированной технологии. Свое практическое применение данный проект студии нашел в МБДОУ д/с № 32 города Красногорска, где я успешно применяю свои знания и опыт в течение 23 года, как педагог дополнительного образования от «Центра творчества».
В целях качественного улучшения воспитательно – образовательного процесса в детском саду созданы комфортные условия для развития художественно — творческих способностей детей: реализован проект изостудии и разработана дополнительная общеобразовательная программа «Красочный мир детства» на основе типовых программ и методических рекомендаций. Она является модифицированной и адаптированной к конкретным условиям изостудии. Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Предлагаемая модель изостудии предусматривает занятия с детьми по подгруппам, где на 25 — 30 минутном занятии осуществляются различные задачи изобразительной деятельности.
Программа предусматривает осуществление изобразительной деятельности детей в тесной взаимосвязи с другими видами искусства: музыкой, театрализацией, образным художественным словом, пластики.
Традиционного деления учебного материала на рисунок, живопись, лепку и аппликацию — нет. Это объясняется ситуативной сменой желаний дошкольника и стремлением повысить творческий потенциал ребенка со средними способностями. Реализация программы может быть осуществлена при использовании специальных методов активизации детей – «изобразительного алгоритма» — способа создания композиции, предполагающего сочетание разных изобразительных действий на одном занятии. Дети в течение одного занятия сменяют виды деятельности и свободно передвигаются по ИЗО-студии. Согласно проекту студия делится на 9 творческих зон и занимает просторную комнату, а также прилегающие к ней помещения. (Приложение № 1) В прилегающих помещениях находятся экологическая и выставочная зоны.
Творческие зоны ИЗО-студии:
- Информационно – эскизная. Это место, где дети располагаются на диване или вокруг стола педагога. Рядом размещены: мольберт, школьная доска для показа и отработки незнакомых формообразующих движений и закрепление новых приемов рисования, импровизации или перевода предметного изображения в сюжетное (рисование пальцем в воздухе или мелом на доске). Здесь же дети получают различную информацию об окружающем мире, предметах, форме, цвету, жанрах живописи. Рассматривают репродукции картин и наглядные материалы по темам, а так же идет показ создания композиции.
- Живописно – графическая. Эта творческая зона представлена в виде сдвинутых столов в форме овала (так педагогу легче передвигаться и контролировать творческий процесс). На рабочем месте постоянно присутствует набор кистей, фломастеров, цветных карандашей и краски гуашевые и акварельные, подставки для кистей, по мере необходимости добавляются сангина, уголь, масляная и обычная пастель, восковые мелки, тушь, гелевые ручки, тычки и штампы, поролоновые спонжи. За этими столами выполняется графическое или живописное изображение.
- Аппликационная. Здесь также сдвинуты столы в овал, на которых постоянно лежит набор фломастеров, маркеров, ножницы, клеенки и салфетки для клея, тарелочки под клей и подносы для обрезков бумаги. Дети делают аппликацию из бумаги, картона, ткани.
- Зона свободного творчества. На отдельных столах расположены раскраски, обычная белая бумага, бумага для аппликации и оригами, клей-карандаши, набор кистей, фломастеров, цветных карандашей, ножницы и все для аппликации, шаблоны и трафареты. Ребенок, закончивший работу раньше остальных детей, может выбрать себе занятие по вкусу.
- Экологическая. В этой зоне располагается два аквариума с черепашками и рыбками, много цветов. Декоративное оформление стен помогает ребенку окунуться в мир природы. Дети могут наблюдать за флорой и фауной ЭКО-зоны. А также там может происходить начало занятия или его окончание.
- Игровая. В игровую зону входят: мягкие игрушки, настольные и дидактические игры (по ИЗО). Эта зона создает комфортные условия для отдыха ребенка.
- Литературная зона представлена наличием детских книг известных писателей, сказок, а также авторские книги детей, созданные за длительный период существования изостудии. Ребенок может взять самостоятельно книгу почитать или рассмотреть иллюстрацию. Также эта зона может становиться частью занятия.
- Зона декоративно — прикладного искусства. Здесь расположены подлинные предметы русских народных промыслов и работы, выполненные детьми. Подлинники используются как наглядный материал, а детские работы как выставочный.
- Выставочная зона находится в коридоре, в фойе детского сада, музыкальном зале. Здесь проходят выставки: тематические, по жанрам живописи, по временам года. К изостудии прилегает мини –Третьяковская галерея, где собраны репродукции русских художников. В ней проходят беседы, ознакомление с творчеством и обучение рассказыванию по картине.
Дети работают в одной из зон 5-10 минут, а затем самостоятельно или при помощи педагога перемещаются в другие. Они могут передвигаться по всей изостудии, тихо переговариваться, пользоваться различными материалами и оборудованием, они не сидят и не ждут своих товарищей по окончании работы, а самостоятельно выбирают род деятельности для свободного времени. В течение занятия звучит музыка специально подобранная по теме, например при росписи включаются народные наигрыши, при рисовании пейзажа – классическая музыка и т.д..
Занятие начинается с вводной части в информационно-эскизной зоне студии, где дети свободно размещаются на диване или вокруг педагога. Она может проводится как игра-драматизация или сюжетно-ролевая. Часто используются сюрпризные моменты. Все это мотивирует ребенка на творческий процесс.
Рабочая часть занятия состоит из нескольких этапов и проходит в различных творческих зонах. Например, начинается в живописной зоне (рисуется фон), а затем переходим в аппликационную, где дети создают композицию. Или, наоборот, в аппликационной зоне — приклеивается какой-то элемент, а потом он дополняется графическим или живописным сюжетом.
На каждом занятии, в каждой индивидуальной работе ребенка решаются задачи и отработки технических приемов, логической и эстетической завершенности, что позволяет использовать рисунок или поделку, как экспонат выставки. Часто дети своими руками создают коллективные художественные композиции, которые служат украшением учебных и игровых кабинетов дошкольного учреждения, а так же в различных общественных помещениях (детских поликлиниках, библиотеках).
Образовательные задачи решаются эффективно и являются гармоничным сочетанием методик по развитию речи, ознакомлению с природой и окружающим предметным миром, обучению элементарных математическим представлениям, музыкальному образованию.
Результативность применения системы методик изобразительного алгоритма в рамках технологии интегрированного обучения.
В течение учебного года я провожу аттестацию освоения образовательной программы, которая состоит из: диагностического материала на начало и конец учебного года, оценку продуктов творческой деятельности, участие детей в выставках и конкурсах (Приложение № 2).
Опыт работы по данной системе методик изобразительного алгоритма позволяет сделать выводы о результативности интегрированного обучения, которые сводятся к следующему:
- формирует комплексный подход к различным предметам по программе;
- повышает качество знаний и умений воспитанников;
- расширяет кругозор детей, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала.
Вывод: изобразительный алгоритм помогает широко обследовать натуру, вводить ее в сюжетное рисование. Этот метод помогает творчески мыслить и рассуждать вслух, активно включаться в деятельный процесс, оценивать работы сверстников, аргументировать свою оценку. Занятия по ИЗО, проводимые в условиях изостудии по методу изобразительного алгоритма, способствуют раскрепощению ребенка, формированию его как личности, способной иметь свое мнение и точку зрения. Благодаря, такой постановке занятия дети продолжительное время не чувствуют усталости, навыки усваиваются лучше и являются более глубокими.
Используемая литература:
- Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998. – 256с.
- Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
- Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
- Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
- Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
- Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с. 10. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2001.
8. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой.
9. Юдина Г., Виноградова Л.С., Карунова Л.А. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Открытия».
Следующая > |