Особенности поделок
Главная цель таких поделок – осознание детьми необходимости правильного поведения на дорогах и освоение правил дорожного движения (ПДД). Они могут делаться в детском саду под руководством воспитателя или дома с родителями. Такие поделки можно отнести в школу при проведении тематических занятий или использовать в играх. Лучшие творения представляются на конкурс.
Выделяется 2 основные категории поделок по ПДД:
- Предметные и единичные изделия: светофор, дорожный знак, фигурка регулировщика и т.п.
- Композиции или сюжетные поделки: город, перекресток, переезд, движение по улице и т.д.
В работе используется такая техника:
- рисунок с применением цветных карандашей, фломастеров, гуаши, акварели, красок, мелков;
- аппликация из цветной бумаги ткани, пластика и других материалов:
- коллаж – сочетание аппликации с рисованием, лепкой, оригами и другими приемами с применением фото, элементов иллюстраций, природных и подручных материалов;
- объемное макетирование – склеивание объемных фигур, лепка, вырезание и т.п.
- шитье, вязание и вышивание – поделки из фетра, ткани, ниток.
Поделки по ПДД можно делать практически из любого материала (бумага, картон, фанера, пластик, ткань и т.д.). Широко используются подручные средства (пластиковые бутылки и стаканчики, одноразовая посуда, старые вещи и игрушки, древесные элементы и плоды растений). Важно подбирать материал для творчества с учетом возраста ребенка и его способностей. Например, для детей 2-4 лет подходит бумага и пластилин. Первые поделки должны быть очень просты и доступны малышу.
Перекрёсток своими руками для младших школьников. Мастер-класс с пошаговыми фото
Моделирование «Перекрёсток». Мастер-класс
Автор: Прудникова Ольга Ефимовна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ГЦД(Ю)ТТ города Кемерово»Описание: данный мастер-класс предназначен для детей младшего школьного возраста, старших дошкольников, воспитателей, учителей начальных классов, родителей. Назначение: пособие, макет для изучения Правил дорожного движения
Моделирование «Перекрёсток» для младших школьников. Мастер-класс
Цель: Пропаганда Правил дорожного движения Задачи: • познакомить с понятием «перекрёсток»; • закрепить представление об элементах дороги, дорожной разметке, светофоре, пешеходном переходе; • упражнять детей в моделировании перекрёстка, в ориентировании на листе бумаги; • дать детям понятие и определение дорожной разметки («зебра», стоп-линия, сплошная линия, прерывистая линия). • формировать навыки безопасного поведения в улично-дорожной сети; • развивать глазомер, мелкую моторику, память, логическое мышление, интерес, сообразительность, наблюдательность, творческие способности; • воспитывать аккуратность, дисциплинированность, культуру поведения на дороге. Актуальность. Актуальность и практическая значимость обучения и воспитания и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подчёркивается высокими статистическими показателями. Моделирование макета своими руками, решение дорожных ситуаций на практике, способствует усвоению понятий, терминов, формированию навыков безопасного поведения на дороге. Дорожный словарь. дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. пешеход – лицо, находящиеся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу; пешеходный переход – участок проезжей части, обозначенный знаками «Пешеходный переход», и (или) разметкой «зебра» и выделенный для движения пешеходов через дорогу; проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств; разделительная полоса – элемент дороги, выделенный конструктивно, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенные для движения и остановки транспортных средств; тротуар — элемент дороги, расположенный выше уровня ее проезжей части, отделен от нее бордюром, имеет дорожное покрытие и предназначен для движения пешеходов; бордюр – барьер из камней, отделяющий проезжую часть от тротуаров; «зебра» — линии дорожной разметка и обозначает пешеходный переход; стоп-линия – линия разметки указывает место, где водитель должен остановиться и пропустить пешеходов; сплошная линия – обозначает край проезжей части; разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах; прерывистая линия – линия разметки (короткие штрихи) и обозначает полосы движения в пределах перекрестка; светофор – электрическое устройство для регулирования движения транспортных средств и пешеходов; перекрёсток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. регулируемый перекрёсток – перекрёсток, который регулируется светофорами или регулировщиком. Перекрёсток, перекрёсток, Как тебя мне перейти? Автобусы, машины, Трамваи на пути. Едут вправо, едут влево, Разбегаются глаза Перейти дорогу надо: В школу мне идти пора!
Данный макет можно выполнить в 3 этапа. 1 этап Материалы, необходимые для работы: — 2 листа белой бумаги А3; — самоклеющаяся плёнка (очень удобная в работе), или бумага (белая, коричневая, с любым оттенком), зелёная; — ножницы, — линейка; — простой карандаш, фломастер
Пошаговый процесс выполнения работы: На листе бумаги А3 обозначаем элементы дороги: тротуар, проезжую часть
Вот на этом самом месте Перекрёсток, словно крестик
Вырезаем трафареты. Берём чёрную бумагу, вырезаем по трафарету, такого же размера «крестик» и приклеиваем. Это проезжая часть. Вырезаем прямоугольники коричневого цвета и приклеиваем. Это тротуар. Из коричневой бумаги другого оттенка нарезаем тонкие полоски. Это бордюр. Приклеиваем, отделяем тротуар от проезжей части. Отступив от прямых углов 4 см в сторону, приклеиваем короткие зелёные полоски бумаги шириной 2 см, это разделительная полоса (в данном случае газон) разделяет противоположные направления движения транспорта (в одну сторону и в другую).
Это дорога и её элементы (проезжая часть, тротуар, бордюр, разделительная полоса) Наносим на проезжую часть дорожную разметку. Нарезаем полоски белой бумаги размером : 5 х 1 см (3) – стоп-линия; 14 х 0,5 см(2) – сплошная линия; 0,5 х 1 см (12)- прерывистая линия
Берём самые широкие и одинаковые полоски, выкладываем дорожную разметку «зебра» и приклеиваем.
Всем знакомые полоски Знают дети, знает взрослый, На ту сторону ведёт – Пешеходный переход!
Приклеиваем с правой стороны ближе к тротуару полоску 5х1см Она называется «стоп-линия» и указывает водителю, чтобы перед перекрёстком он остановился и пропустил пешеходов. На нашем макете их будет 3.
Стоп, машина! Стоп, мотор! Тормози скорей, шофёр! Дальше ты не мчись, Перед стоп-линией остановись!
Самые длинные и узкие полоски приклеиваем посередине проезжей части дороги. Это сплошная линия (двойная сплошная). Она обозначает край проезжей части. За эту линию нельзя заезжать. Сплошная линия разделяет противоположные потоки движения. Транспорт едет в одну сторону и в другую.
Налево, друг мой, посмотри, До сплошной линии дойди, Потом направо посмотри И дальше ты переходи!
Приклеиваем самые узкие и короткие полоски. Прерывистая линия (с короткими штрихами и равными промежутками) — обозначает полосы движения в пределах перекрёстка. Полос движения может быть одна, две и более. Транспорт едет каждый по своей полосе движения. Получился крестообразный перекрёсток.
2 этап работы. Светофор регулирует дорожное движение. Чтобы перекрёсток был регулируемый, а движение на перекрёстке было безопасным, для водителей и пешеходов, нужно установить светофоры.
Материалы, необходимые для работы:
— коктейльные трубочки или трубочки из коробочек детского сока; — крышки от пластмассовых бутылок (шилом делаем отверстия с диаметром трубок);
— кусочки яркой разноцветной самоклеющейся бумаги (красной, жёлтой, зелёной), серого или чёрного цвета.
Нарезаем прямоугольники разного размера из тёмной бумаги. Для транспортных светофоров размером 3 х 2 см, пешеходных – 2 х1,5 см Вырезаем небольшие разноцветные кружочки, диаметр 1см.
На прямоугольниках располагаем кружки по-разному. На одних зелёные будут внизу, на других красные вверху. На прямоугольниках больших в середине — жёлтый кружок.
Нарезаем трубочки по 8 см. Приклеиваем к трубочке наверху с двух сторон прямоугольники с одинаковыми сигналами (красными). Перпендикулярно к ним, внизу, приклеиваем прямоугольники с сигналами пешеходного светофора, также с двух сторон (зелёные).
Трубочки вставляем в отверстия крышек. Вот такие получились светофоры.
Светофоры устанавливаем на перекрёстке так, чтобы в одну сторону движение транспорта и пешеходов было разрешено, в другую запрещено. Регулируемый перекрёсток.
К перекрёстку мы подходим, Со светофора глаз не сводим. Он команды отдаёт Кому стоять — а кому идти вперёд.
3 этап работы Пешеходный переход обозначается дорожной разметкой «зебра» и дорожным знаком «Пешеходный переход». Материалы, необходимые для работы: — крышки, — коктейльные трубочки, — готовые напечатанные дорожные знаки «Пешеходный переход», где человечки шагают в разные стороны, размером 3х3 см,
Аналогично делаем стойки для дорожных знаков. Вырезаем дорожные знаки и приклеиваем к стойкам (трубочкам) так, чтобы с одной и с другой стороны человечки шагали в одну сторону. Они показывают направление движения пешеходов. Устанавливаем дорожные знаки на перекрёстке, перед «зеброй»
Этот знак совсем несложный, Но зато такой надёжный. На ту сторону ведёт «Пешеходный переход»!
Можно расставить фигурки пешеходов и транспортные игрушки, разыграть дорожные ситуации. — сигнал светофора запрещает движение пешеходов (красный); — зелёный разрешает движение транспорту; — движение пешеходов и транспорта через перекрёсток.
Где для машин зелёный свет, Там пешеходам хода нет.
Автомобили выезжают из гаражей. Пешеходы двигаются по тротуарам. Движение автомобилей и пешеходов через перекрёсток, в соответствии с сигналами светофоров.
Светофор сменил сигнал И теперь подумай сам. Кому зелёный свет горит, Тому значит — путь открыт
.
Пешеход, пешеход, Помни, ты про переход!
Рекомендуем посмотреть:
Тексты с ответами для бесед по ПДД в 1 классе Дидактическое пособие по ПДД для детского сада своими руками Макет светофора из бумаги своими руками для детей с пошаговыми фото Поделка из спичечных коробочек «Перекрёсток» своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото
Похожие статьи:
Классный час «Правила поведения на улице», 1 класс
ПДД в начальной школе
Викторина по ПДД для начальной школы с ответами
Сценка по ПДД для учащихся 3 — 4 класса
Инсценировка по ПДД для начальной школы
Дорожные знаки
Одно из самых важных направлений – формирование у детей умения ориентироваться в дорожных знаках. Именно они помогают оценивать ситуацию на улице, а изготовление таких поделок позволяет ребенку понять их значение.
Простые поделки:
- Стенд . На лист ватмана приклеиваются готовые дорожные знаки, вырезанные из печатных изданий (например, цветные вкладыши к ПДД). Важно, чтобы ребенок сам крепил картинки и заучивал названия знаков. В дальнейшем стенд используется для проверки знания.
- Нарисованные знаки. Для малышей надо подобрать простые по исполнению изображения (например, «Проезд запрещен»). В более сложных рисунках вначале прорисовываются контуры участков разного цвета и фигур. Если ребенок пока не может сделать это сам, то взрослый помогает ему. Самостоятельно дети закрашивают элементы в нужный цвет карандашами или акварелью (гуашью). Можно использовать цветные мелки.
- Аппликация. Для таких поделок вырезается основание нужной формы (круг, треугольник или прямоугольник) из картона белого, желтого или синего цвета. Элементы знака выполняются из цветной бумаги и приклеиваются к основанию. Например, для ребенка важен знак, запрещающий переход дороги. Для него вырезается круг из белого картона. В центре приклеивается фигура пешехода, вырезанная из черной бумаги. По окружности клеится ободок из красной бумаги, закрепляется красная бумажная полоска, перечеркивающая черную фигуру человека.
Для усвоения важного правила ребенка важно увлечь. Малыш должен знать, где можно переходить дорогу. Для знака «Переход» готовится прямоугольное основание из белого картона. В листе синей бумаги такого же размера, как основание, в средине вырезается треугольник. Заготовка без средней части приклеивается на картон, формируя в центре белое треугольное окно. В нем приклеивается фигурка пешехода и полоски «пешеходной зебры» из черной бумаги.
Создаем мини-город для изучения ПДД
Макет имеет сложную конструкцию. Он получится большим и объемным, но на его создание потребуется немного материалов. Эта поделка на тему правил дорожного движения будет хорошим дидактическим материалом. Мини-город изготавливается из картона и цветной бумаги с использованием акварельных красок, кисточек, ножниц и клея.
Техника изготовления макета города
- Приготовьте картонные коробочки разных размеров. Оклейте их цветной бумагой и оформите окошками, вырезанными из простой белой бумаги.
- Срежьте верхушку большой коробки и оформите ее дно согласно плану будущего города.
- Если в проекте предусматривается река, закрасьте ее синим или голубым цветом.
- Закрасьте дорогу в черный цвет, нанесите белую разметку.
- Вырежьте из картона кружочки и нарисуйте на них знаки ПДД. Для установки рядом с дорогой приклейте на подставку из проволоки.
- Светофор создается из картонного прямоугольника, на который приклеиваются цветные кружочки: красный, желтый и зеленый.
- Через дорогу можно протянуть проволоку, которая будет служить проводом для подвесных светофоров. Ее концы приклеиваются поверх домов.
- Из пластилина слепите деревья, кустарники и цветы. Создайте дополнительные элементы: лавочки во дворах, мостик через речку, фонтанчик.
Такая поделка поможет не только выучить правила безопасности, но и цвета. Чтобы макет стал более реалистичным, используйте фигурки Лего и игрушечные модели автомобилей.
Общественный или специализированный транспорт можно создать из спичечных коробков с наклеенной на них цветной бумагой. Вместо фар на коробок клеятся небольшие пуговички.
Макет города для игры
Вместо большого города можно создать небольшую конструкцию для игры в правила дорожного движения, которая подойдет детям дошкольного возраста:
- Вырежьте из большой картонной коробки игровое поле, на которое поставьте дома и знаки, а через дорогу нанесите пешеходные переходы.
- Придумайте интересное задание для пешехода.
- В качестве персонажей можно использовать фигурки из киндера.
- Вырежьте и склейте кубик для игры, нанеся на каждую сторону нужное количество точек от одной до шести.
Хорошего пути и приятного времяпрепровождения!
Усложненные поделки дорожных знаков
Более сложные поделки можно использовать для игр во дворе. Дорожный знак «Пешеходный переход» можно изготовить следующим образом:
- В качестве основания вырезается прямоугольник из белой пластиковой панели.
- Скачивается изображение знака из интернета и распечатывается на принтере (можно в черно-белом исполнении) в нужном размере.
- Распечатанная картинка переводится на самоклеющуюся бумагу, из которой делается трафарет. Для этого вырезаются все зоны, которые требуют окрашивания, а оставшаяся часть приклеивается на пластик.
- На вырезанные участки трафарета наносится акриловая краска (синяя для окантовки и черная для центральных элементов).
- Трафарет удаляется после высыхания краски.
- По всему периметру знака закрепляется пластиковый профиль. Он маскирует срез панели и формирует ровную белую окантовку.
- Заготовка закрепляется вертикально на деревянной рейке или пластиковой трубе. Для устойчивости внизу изготавливается основание (крестовина).
Эффектно смотрятся поделки со светоотражающим элементом. Такой материал можно приобрести в виде наклеек, термопереводных картинок и лент. Для изготовления дорожных знаков лучше всего подходит последний вариант с клеевым слоем. Лента режется на отрезки нужной длины и приклеивается в качестве окантовки знака. После снятия защитной пленки такая поделка будет светиться в темноте.
Пешеходный переход
Одна из основных задач по ПДД – научить ребенка правильно переходить проезжую часть. В этом направлении важную роль играют поделки на тему «Переход». Они включают пешеходную зебру, светофор, соответствующий дорожный знак.
В частном доме, на даче, в детском саду или школе такую поделку для детей можно сделать во дворе. Нужно выделить место, где чаще всего ребенок пересекает основную, бетонную или асфальтированную дорожку. Здесь прямо на ее поверхность акриловой краской наносится разметка в виде белых полос («зебра»).
С обеих сторон перехода устанавливаются светофоры. Их можно сделать разными способами. Простой вариант – использование пластиковых бутылок емкостью 1,5-2 л. Следует выбрать более темную тару (коричневую или черную). Прозрачную бутылку придется покрывать черной краской (лаком). В баклажке вырезается 2 или 3 окружности. В пешеходном светофоре достаточно 2 отверстия, а в автомобильном – 3. Напротив каждого отверстия закрепляется лампочка от фонарика, соединяется с батарейкой и оборудуется отдельной кнопкой для включения. Отверстия закрываются цветным стеклом или другим прозрачным материалом нужного оттенка (для пешеходного светофора выбираются красный и зеленый цвета, а для автомобильного добавляется желтый). С помощью кнопки ребенок зажигает нужную лампочку, разрешающую или запрещающую проход. Поделка декорируется со стороны горлышка и устанавливается на трубу. Ее можно вкопать в землю или сделать переносной.
Светофор из пакетов
Вариант немного посложнее, но достаточно интересен.
Потребуется:
- Пакеты (можно мусорные или целлофановые)
- Ножницы
- Крышка пластиковая
- Нить
Ход работы:
- Нужно сложить пакеты ровной стопочкой, аккуратно отрезать от них дно и верхушку, чтобы получить ровные прямоугольники. Нарезаем их на ровные полоски.
- Далее возьмем пластиковую крышку и вырежем из нее два кольца. Прикладываем их друг к другу и обматываем поло сачками. Затем разрезаем все по внешнему краю, раздвигаем кольца и завязываем помпоны нитью. Обрезаем края делая помпончики ровными.
- У нас должно получится три помпончика разных цветов. Нужно соединить между собой их ниткой. И наш светофор готов.
- Очень забавные поделки получаться так же из дисков, можно связать светофор крючком, а можно просто сделать его из клубков ниток. Многое зависит от вашей фантазии, а подручных средств всегда хватит.
Миниатюрный город
Небольшой город можно собрать даже в крышке от картонной коробки. Такая композиция включает несколько дорог и тротуаров, дома, школу или садик, магазины. Обязательно надо создать перекрестки и пешеходные переходы.
Мастер-класс создания одного из районов мини-города:
- На крышке коробки составляется схема микрорайона. Основа – 2 широкие дороги, пересекающиеся в центре композиции.
- Дороги формируются из широких полос черной бумаги в форме креста. Параллельно им закрепляются узкие черные полоски – тротуары.
- Из бумаги делаются объемные дома. На них приклеиваются окна, двери, декор, вывески. Выделяются важнейшие для ребенка объекты: детский сад, школа, магазин, игровые залы и т.д. Дома закрепляются на дне коробки, образуя кварталы.
- Из веточек, зубочисток и пластилина изготавливаются деревья и устанавливаются вдоль улицы и во дворах.
- Один из участков желательно выделить под парк. Здесь надо установить деревья, приклеить гладь небольшого озера, из бумаги сделать аттракционы.
- Выполняется разметка дороги. По центру из тонкой белой полоски делается разделительная полоса. Возле перекрестка из небольших белых полосок размечаются «пешеходные зебры».
- Переходы и перекресток оборудуются светофорами и нужными дорожными знаками.
- Из пластилина или бумаги делаются машины. Можно использовать маленькие игрушечные машинки.
Таких поделок можно сделать несколько. Они составляются вместе, создавая городок. Дороги надо состыковать для обеспечения «проезда» машин по всему мини-городу.
Стенгазета
Прекрасная поделка для наглядной агитации – стенгазета в школу. Она должна быть полностью посвящена ПДД. На фото 6 приведен пример плаката. В нем красочно отображаются дорожные знаки и наиболее распространенные ситуации на дороге. Для этого на листе ватмана делается яркое название, помещаются красочные комиксы и контуры дорожных знаков. Важно, чтобы рисунки состояли из веселых персонажей, способных привлечь детское внимание.
Поделки на тему «ПДД» выполняют важную задачу по обеспечению безопасности детей. При их изготовлении ребенок получает максимум информации о конкретном эпизоде. Готовые поделки должны стать элементом игры, которая позволит усвоить основные правила поведения на дороге. При их создании активное участие должны принимать не только воспитатели детсадов и педагоги, но и родители.