ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
МБДОУ «Детский сад «Ромашка»
1сл. “Здоровьесберегающие технологии” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Для грамотного подхода к решению задач по здоровьесбережению в нашем МБДОУ был составлен долгосрочный проект «Использование здоровьесберегающих технологий как предпосылку здорового образа жизни», который стал инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива к будущим желаемым результатам, но уже с позиции сегодняшнего дня, с учетом перспективы.
2сл. Актуальность проекта: В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания. Физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей. Более 50 % дошкольников имеют те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья. 15-20 % имеют хронические заболевания, снижающие потенциал ребенка к социализации
3сл. Цель проекта: Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Создать условия для сохранение и совершенствование здоровья ребенка – дошкольника.
4сл. Задачи проекта:
- Сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственно работоспособности;
- Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
- Обеспечить условия для сохранения и совершенствования здоровья;
- Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;
- Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
5сл. Сущность проекта: Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания).
6сл. Основные принципы проекта:
- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик)
- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей)
- активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников)
- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью)
- единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных)
- систематичности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели)
- целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели)
— оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).
7сл. Проект реализуется через следующие разделы:
- укрепление материально – технической базы ДОУ
- работа с детьми
- работа с педагогами
- работа с родителями
8сл Укрепление материально – технической базы:
- музыкальный зал, в котором для проведения занятий имеется: пианино, музыкальный центр, телевизор, проектор, несколько гимнастических скамеек, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, массажные коврики для профилактики плоскостопия, резиновые коврики, массажеры для стоп, мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, кегли и другое.
На территории детского сада оборудована спортивная площадка для физического развития детей, для занятий на воздухе, она оснащена необходимым инвентарем и оборудованием (спортивный комплекс, горки, лиана).
В детском саду есть различные виды картотек: подвижные игры с необходимыми шапочками и другими атрибутами; для развития основных видов движений, картотека физкультминуток и пальчиковых игр и др.
В каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются самостоятельно, так и под наблюдением педагогов.
9сл. Работа с детьми осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинским работником, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом, учителем – логопедом, музыкальным руководителем. Она включает в себя: диагностику; полноценное питания; систему закаливания; организацию двигательной активности; создание условий организации оздоровительных режимов для детей; создание представлений о здоровом образе жизни.
- Диагностику проводят: медицинский работник; воспитатели групп; учитель – логопед; педагог – психолог; инструктор по физическому воспитанию; музыкальный руководитель.
- Принципы организации полноценного питания: гигиена приема пищи; выполнение режима питания; ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания; индивидуальный подход к детям во время питания.
- Закаливание детей включает систему мероприятий: элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, проветривание помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе); специальные мероприятия (водные, воздушные и солнечные).
- Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
- Создание условий организации оздоровительных режимов для детей:
- повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, укладывание на дневной сон, общая длительность пребывания ребенка на свежем воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
- индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
- достаточный по продолжительности сон детей.
- организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
- Санитарно – просветительская работа с сотрудниками и родителями.
10сл Работа с педагогами:
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:
- актуализация внимания воспитателей на том, что у них главная социальная роль
- просветительная работа по направлениям проекта
- консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый ребёнок; здоровый педагог – больной ребёнок; больной педагог – больной ребёнок
Обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном аспекте, а также методике обучения дошкольников приемам личной самодиагностики.
11 сл. Организационные методические мероприятия:
- Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста;
- Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуально – психологическом подходе;
- Внедрение новых здоровьесберегающих технологий, методов и упражнений для психического и физического развития детей;
- Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп;
- Внедрение сбалансированного разнообразного питания. Организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приемам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов и привитие дошкольникам чувства ответственности за свое здоровье.
12сл. Здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ:
1. технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- Ритмопластика — проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры — проводятся ежедневно для всех возрастных групп, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности.
- Релаксация — проводится для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
- Пальчиковая гимнастика — проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
- Гимнастика для глаз — проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
- Дыхательная гимнастика — обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
- Бодрящая гимнастика — проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.
- Артикуляционная гимнастика — Занятия по профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми проводит учитель — логопед.
2. технологии обучения здоровому образу жизни:
- Утренняя гимнастика — проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
- Физкультурные занятия — проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин.
- Занятия из серии «Здоровье» — проводятся 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
- Самомассаж — проводится в игровой форме ежедневно, в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.
- Активный отдых — физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья».
- Коммуникативные игры — проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
3. коррекционные технологии:
- Технология музыкального воздействия — проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей.
- Арт-терапия — проводится сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней группы.
- Игротерапия — проводится в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом.
- Сказкотерапия — проводится 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы.
- Технологии коррекции поведения — Проводится как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач.
- Психогимнастика — проводится по специальным методикам, 1-2 раза в неделю для старших дошкольнико
35сл. Методические рекомендации по оздоровлению:
Необходимо широкое использование игровых приемов создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.
36сл. Работа с родителями
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.
Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
- повышение педагогической культуры родителей
- пропаганда общественного дошкольного воспитания
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания
- установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребенка
- вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары
- валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье
— включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.
37сл. результаты реализации проекта:
Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.
Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
Обеспечение статистического учета, контроля и анализ на всех уровнях.
Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.
Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональный двигательной активности.
Следующая > |
Технология формирования ответственного отношения дошкольника к своему здоровью.
- Правильная осанка.
От воспитателя в значительной степени зависит, какая осанка будет у ребенка. В доступной форме рассказать детям о том, какое значение для здоровья и хорошей работоспособности имеет правильная осанка. В мотивации необходимости самоконтроля за своей осанкой нужно использовать разные приемы:
- эстетические – на стройного, прямо держащегося человека приятно смотреть, это красиво;
- медицинские – при прямой осанке лучше работают все органы, весь организм человека. Выбора профессии, достижения жизненной цели – неправильная осанка затрудняет выбор профессии актрисы, офицера, мешает достижениям в некоторых видах спорта. Ребенок должен иметь ясное представление о том, что такое правильная осанка и как ее воспитать. Для самоконтроля можно рекомендовать воспитанникам наблюдать за своей осанкой в зеркало;
- игровые – с помощью специально подобранных игр можно доступно объяснить ребенку какое большое значение имеет правильная осанка.
- Мытье рук
– простая, но подчас основная мера предупреждения кишечных инфекций и, в первую очередь, дизентерии. Но, оказывается, научить, как мыть руки, еще недостаточно, нужно объяснить, когда и почему это следует делать, воспитать потребность в выполнении этой процедуры. Как же убедить ребенка мыть руки? Может быть так: «Если будешь есть грязными руками, то заболеешь», или еще категоричнее: «Поешь грязными руками – заболеешь», или более обоснованно: «На грязных руках микробы, которые проникают в организм человека, и он заболевает». Для дошкольников такое объяснение неприемлемо. Из своего опыта ребенок уже знает, что он ел немытыми руками и не заболел. Наблюдения показали, что для выработки внутренней потребности мыть руки гораздо сильнее и точнее действует «эстетическая мотивация»: грязные руки некрасивы, неприятны, противны. И самое важное воспитать у ребенка привычку мыть руки как норму поведения. Нельзя садиться за стол с немытыми руками, руки нужно мыть после игры, после туалета, после занятия с животными, после гуляния.
- Закаливание.
Особое внимание следует обратить на детей, часто болеющих простудными заболеваниями. Закаливание имеет не только оздоровительное, но и большое воспитательное значение. Ребенку нужно прилагать регулярно определенные усилия, пока закаливающие процедуры не станут обычными, ребенок видит конкретные результаты: раньше вода 30 градусов казалась прохладной, а теперь 19 градусов – теплой. Дети очень любят сами наблюдать за показаниями водного термометра. Достижение результата (закаленности) может служить стимулом в стремлении к другим конкретным результатам: в учебе, внеклассных занятиях и т.д. У ребенка формируется чувство уверенности в своих силах.
- Чистка зубов
. Напоминать детям о необходимости чистить зубы. Практика показывает, что в последнее время в связи с выпуском специальных детских паст дети стали охотнее чистить зубы, чем раньше зубным порошком. Гораздо сложнее прививаются другие навыки. Очень трудно отучить детей грызть орехи, конфеты, сахар. Чтобы убедить ребенка не делать этого, показывать фотографии и рисунки, на которых изображены поврежденные зубы. Нужно подчеркнуть, что неокрепшие зубы ребенка легко травмируются при раскусывании леденцов, орехов и т.п. Использовать такой метод, как полоскания рта после еды. Обратить внимание на то, что чистить зубы нужно не менее 2-3 минуты, тогда будет и достаточный массаж десен. Целесообразно продемонстрировать таблицу стадии разрушения зубов. Это поможет убедить детей важности регулярного посещения стоматолога. В заключение заметим, что некоторые родители имеют неверную точку зрения, что лечить молочные зубы необязательно. При работе с родителями следует объяснить им, что молочные зубы очень важны не только для выполнения основной своей функции, т.е. пережевывания пищи, четкого произношения слов, но и как основа для правильного прикуса.
- Охрана зрения
. Рекомендуется проводить с учащимися целенаправленную воспитательную работу по охране зрения. Например, провести игру с воспитанниками на тему «Как надо заботиться о сохранении хорошего зрения», в ходе которой необходимо рассказать детям, что:
1. При помощи глаз мы узнаем о цвете, форме, размерах предмета. Глаза помогают нам познавать окружающий нас мир, учиться выполнять различную работу. Человеку с плохим зрением труднее стать летчиком, моряком, достичь успехов в спорте, на сцене. Зрение нужно беречь.
2. Зрение портится во время работы при плохом освещении, при малом расстоянии до книги (тетради), чтении лежа, длительном просмотре телевизионных передач, при работе с компьютером. Мы вместе с детьми освоили приемы самоконтроля за посадкой, гимнастику и отдых для глаз. Говорим об уходе за глазами, отмечаем, что при утреннем умывании следует промывать и глаза, нельзя тереть и трогать глаза руками. Появление у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как к единому целому; расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Разрабатывая проект «Будь здоров!», я стремились к тому, чтобы разработанная нами система оздоровительной работы с детьми, включающая в том числе и инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, и, самое главное, нравилась бы детям.
Проект определяет основные направления оздоровления детей в ДОУ, задачи, а также пути их реализации.
Здоровьесберегающие технологии, которые я применяю в своей работе,
1.Каскад успешности:
— сказки зарядки,
— ритмические движения,
— мотивационный психологический настрой.
2.Радость движения
: — динамические паузы
3.Чудесные касания: —
«Су-джок — мячики» «Су-джок — колечки»
4.Радость эмоций: —
познавательные игры
5.Источник силы и энергии: —
физминутки
6.Релаксатор: —
аутогенные тренировки