Проект по окружающему миру в старшей группе «Такая разная бумага»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Творческо-исследовательский проект «Волшебный мир бумаги»

Подготовила: Карамуллина Альмира Мавлетзяновна, воспитатель.

Тип проекта: долгосрочный, групповой.

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.

Участники проекта:

Воспитанники старшей, подготовительной группы: участие в поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности, изготовление из бумаги экспонатов для мини-музея.

Воспитатель: анализ литературы по теме проекта, разработка конспектов по ознакомлению воспитанников с видами бумаги, ее свойствами, назначением и т.д.; проектирование и организация образовательной деятельности с детьми.

Родители (законные представители) воспитанников: участие в создании экспонатов мини-музея, создание единой образовательной среды в рамках реализации проекта.

Проблема: Дети по своей природе исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познать. С раннего детства детей бумага привлекает своим многообразием, необычностью, многофункциональностью. И этот интерес детей к бумаге подвел меня проекту «Волшебный мир бумаги». Почему «волшебный»? Потому что ребенок для выявления свойств бумаги проделывает поистине чудесные превращения, открывает завесу истории, мастерит интересные вещи.

Выбор темы проекта также неслучаен. Он обусловлен тем, что 2017 год назван Годом экологии в России. Жизнь современного человека без бумаги была бы не полноценной. Мы повседневно сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. С бумагой связаны многие наши действия. Порой мы уже не замечаем, как не бережно относимся к бумаге и не экономим ее. И дети – дошкольники, в силу своего возраста, не понимают масштабов этой проблемы Человечества. Если дать каждому ребенку с дошкольного возраста возможность опытным путем, в собственной исследовательской деятельности изучить бумагу, которая с одной стороны является миром необычной красоты, с другой – причиной гибели лесов — то ребенок, как минимум, полюбит ее, захочет не только беречь и экономить бумагу, но дерево и лес, из которого делают ее.

Цель: создание условий для развития познавательной активности дошкольников через расширение представлений детей о бумаге, ее видах, свойствах, возможностях ее применения людьми.

Задачи:

  1. Познакомить с разнообразием видов бумаги, ее свойствами, о широком спектре использования бумаги людьми: дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гам, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
  2. Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.
  3. Расширять представления детей об окружающем мире, уточнить представления детей о музее как месте хранения предметов истории.
  4. Формировать у детей осознание необходимости бережного отношения к бумаге, понимание ограниченности ресурса в природе.
  5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  6. Активизировать речевую деятельность детей.
  7. Развивать навыки художественно-продуктивной деятельности.

Актуальность:

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.

Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Предметы характеризуются признаками, которые ребёнок познаёт сенсорным путём, т.е. зрительно, осязательно, тактильно и с помощью мыслительных операций. Именно это обеспечивает развитие его личности.

По мнению О.В. Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Гипотеза:

Применение разнообразных эффективных методов по ознакомлению со свойствами, качеством и видами бумаги повышает интерес детей к окружающей действительности, стремление к самостоятельному познанию.

Ожидаемый результат:

  1. Знакомство с историей создания бумаги, обобщение знаний о бумаге – как материале, который имеет определённые свойства и качества, знакомство с новыми видами бумаги (копировальная, наждачная, калька), увеличение интереса детей к познанию окружающего мира.
  2. Закрепление знаний о причинно-следственных связях экологического состояния Земли и жизнедеятельности человека;
  3. Обогащение предметно-пространственной среды группы.
  4. Улучшение взаимоотношений между детьми, между взрослыми и детьми.

Содержание проекта:

1 этап – подготовительный

Воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

  • Поиск информации: энциклопедии «Почемучка», «Я познаю мир» (раздел «История создания бумаги», «Использование бумаги»), интернет-ресурсы.
  • Рассказ воспитателя «Путешествие в прошлое» (знакомство с берестой) и опытно-исследовательская деятельность, на чём удобнее писать – на бумаге или бересте.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, музеев, экспонатов, готовых поделок из бумаги, активизация словаря по теме.
  • Упражнение-беседа по кругу «Для чего нужна бумага, где используется, какая бывает».

2 этап — деятельностный

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

  • Формирование островка для исследования разных видов и сортов бумаги (ножницы, ёмкости для воды, краски, карандаши, трафареты, клей). «Коллекционер бумаги»: расширять представление детей о разных видах и сортах бумаги. Поиск бумаги разной фактуры. Изготовление коллекции бумаги.
  • Изготовление лэпбука «Эта удивительная бумага», мини-музея «Волшебный мир бумаги» (определение местонахождения в игровой комнате).
  • Активизация познавательной деятельности. Беседы с презентацией «Происхождение бумаги», «Как сегодня делают бумагу?», проведение опытов с бумагой «Сравнение бумаги», рассматривание коллекции «Виды бумаги», организация и проведение «Вечера фокусов с бумагой».
  • Активизация речевой деятельности детей, игрового опыта. Организация и проведение открытой организованной образовательной деятельности на темы: «Волшебница бумага», «Знакомство с копировальной бумагой». Организация и проведение дидактических игр: «Волшебная бумага», «Бумажная фея», «Что изменилось?», «Найди похожий», «То сначала, что потом?», «Из какой бумаги сделано?», упражнение «Чудесный мешочек» (угадать на ощупь вид бумаги). Речевые игры: «Закончи предложение» «Скажи наоборот», «Бумажная, бумажный, бумажные», «Так не бывает». Сюжетно – ролевая игры «Экскурсия на бумажную фабрику», «Магазин бумажных изделий». Ситуативные беседы: «Что будет, если закончится лес, который используют для изготовления бумаги?», «Нужно ли собирать макулатуру?»
  • Активизация продуктивной деятельности детей. Ознакомление детей с пластическими свойствами бумаги, с разными видами, фактурой бумаги в художественно-продуктивной деятельности: Чтение Б.Житков «Откуда пришла бумага?», чтение стихов С. Михалкова «Чистый лист бумаги», Б. Окуджава «Бумажный солдат», разгадывание загадок о бумаге. Рисование «Был листочек белым, стал цветным». Аппликация «Украсим бумажную салфетку». Конструирование – оригами «Hello, Китти», «Грач», «Пионы из бумаги», «Сердечко для мамы».
  • Взаимодействие с родителями:

Подбор информационного и наглядного материалов о бумаге.

Совместное изготовление с детьми поделок для мини — музея «Волшебный мир бумаги».

Консультации для родителей «Бумажная фантазия», «Мастерим игрушки вместе», «Влияние экспериментальной деятельности на развитие познавательной активности ребенка».

3 этап – заключительный

Итоги работы над проектом «Волшебный мир бумаги» представляются в форме мини-музея «Волшебный мир бумаги» и выставки «Поделки из бумаги». Воспитатель готовит презентацию по деятельности проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке мини-музея, выставки поделок, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

За время проведения проекта заметно улучшились показатели познавательного развития. Накопилась познавательная активность детей, желание узнать что-то новое об окружающем мире. Внедрение проектного метода дал позитивные результаты в организации воспитательно-образовательной работы с детьми: у детей улучшились такие нравственные качества, как бережливость, заботливость, аккуратность, трудолюбие.

Следующая >

Проект по окружающему миру в старшей группе «Такая разная бумага»

Название: Проект по окружающему миру в старшей группе «Такая разная бумага» Номинация: Детский сад, Методические разработки,проектная деятельность, Старшая группа детского сада Автор: Куракалова Любовь Сабировна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Теремок» Месторасположение: Томская область. Александровский район. Село Александровское

Проект по окружающему миру «Такая разная бумага»

Участники проекта: дети и родители старшей группы

«Солнечные зайчики»

Руководитель проекта: воспитатель высшей категории

Куракалова Любовь Сабировна

Вид проекта: познавательно – творческий.

Длительность проекта: краткосрочный (с 5 по 9 октября 2015г).

Возрастная группа: старшая(дети с 5 до 6 лет).

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Познавательное развитие;

Цель проекта:

Формировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Систематизировать представления о свойствах бумаги. Упражнять в согласовании существительного и прилагательного в роде и числе. Уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Использование бумаги в жизни человека. Развивать обследовательские действия и умения устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду). Заинтересовать детей работой с бумагой

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, внимание и память.
  • Развивать элементарные исследовательские способности, познавательные интересы.

Воспитательные:

  • Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру и природе.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Актуальность проекта:

Бумага — доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в жизни ребенка. Дети рисуют на бумаге, занимаются аппликацией, сталкиваются с бумагой в разных ситуациях в течении дня. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. Дети не имеют понятия, откуда появилась бумага, как ее изготавливают, не знают видов бумаги. Поэтому и возникла необходимость в создании данного проекта, для того, чтобы разнообразить знания детей о таком вроде бы знакомом материале – бумаге.

Планируемые результаты:

Дети узнают историю создания бумаги;

обобщат знания о бумаге – как материале, который имеет определённые свойства и качества и узнают новое свойство бумаги – размокать в воде;

увеличиться интерес детей к познанию окружающего мира;

закрепят знания о причинно-следственных связях экологического состояния Земли и жизнедеятельности человека;

дети научатся изготовлять бумагу «в домашних условиях».

Педагоги смогут:

Наладить удачное сотрудничество с родителями;

Организовать высокий содержательный и организационный уровень проекта;

Обогатить предметно – развивающую среду;

Гипотеза:

Применение разнообразных эффективных методов по ознакомлению со свойствами, качеством и видами бумаги повышает интерес детей к окружающей действительности, стремление к самостоятельному познанию.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

— подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видео

Творческий проект «Волшебная бумага»

Творческий проект «Волшебная бумага»

Вид проекта:

долгосрочный, творческий, групповой.

Участники проекта:

ученики начальных классов, родители.

Сроки реализации проекта:

1 год

Образовательные области:

художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Актуальность проекта:

Слабая моторика рук развивает проблему письма. Детям с трудом даётся правильное начертание букв и цифр. Руки быстро устают, детям приходится прикладывать много усилий, чтобы научиться писать. Наряду с проблемой письма возникает проблема речи. Так как речевые и двигательные центры головного мозга расположены в непосредственной близости, то стимуляция двигательного центра способствует развитию речевого центра головного мозга.

Для улучшения качества образования и индивидуального развития каждого ученика разработан творческий проект «Волшебная бумага». Бумага — доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. Когда мы говорим о бумаге, то каждый из педагогов знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда мы взрослые, используем ее возможности. Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у школьников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т. п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук, логического и пространственного мышления, произвольного внимания, речи, а также на формирование таких качеств, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, коммуникабельность. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Бумага открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Цель проекта:

создание условий для развития детского художественного творчества и развития моторики рук у детей младшего школьного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой.

Задачи проекта:

— обратить внимание школьников на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни;

— познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности;

— познакомить детей с различными техниками работы с бумагой;

— обратить внимание на необходимость бережливого использования бумаги;

— развивать познавательную активность, любознательность, эмоциональную заинтересованность;

— развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику рук;

— воспитывать чувство взаимопомощи, инициативу, самостоятельность, терпение, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, бережное отношение к результатам труда.

Ожидаемые результаты:

для детей:

дети получат знания о видах бумаги и способах работы с ней, научаться беречь и экономить бумагу, разовьются творческие способности, мелкая моторика, воображение, пространственное мышление.

для педагогов:

познакомятся с различными нетрадиционными техниками работы с бумагой и будут применять их в своей работе.

для родителей:

родители будут вовлечены в совместную деятельность с детьми.

для ОУ:

организованы выставки детских работ, участие ОУ в творческих конкурсах.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

1. Разработка проекта.

2. Подбор литературы и иллюстративного материала, составление презентаций по теме.

3. Подготовка материально-технической базы проекта.

4. Разработка занятий.

Основной этап:

организация кружковых занятий с детьми, знакомство с различными нетрадиционными техниками работы с бумагой.

Занятие 1 «Такая разная страна бумажная»

Дети знакомятся с историей возникновения бумаги, узнают, из чего делают бумагу, для чего нужна бумага, что можно изготовить из бумаги. Рассматривание альбома «Удивительный мир бумаги».

Занятие 2 «Эксперименты с бумагой»

Дети сравнивают бумагу разных видов и выясняют её свойства, пробуют её резать, скручивать, рвать, мять и т. д. Выясняют, вся ли бумага намокает одинаково быстро, какую бумагу легче разрезать ножницами.

Занятие 3 «Бумажные комочки»

Дети занимаются конструированием из бумажных комочков и жгутов. Из мягкой цветной бумаги (салфеток, гофрированной бумаги) путём сминания делают разные по величине шарики и придумывают различные игрушки, поделки: «Гусеница», «Грибы», «Зайчик», «Снеговичок» и др.

Занятия 4 — 7 «Аппликация в технике торцевание»

Познакомить детей с техникой торцевание – аппликацией из маленьких квадратов гофрированной бумаги. Дети учатся создавать композицию, подбирать оттенки цветов. Развивается воображение, творческие способности и мелкая моторика рук.

Занятия 8 — 17 «Гофротрубочки»

Познакомить детей с техникой гофротрубочки. Обучать приёмам работы с гофрированной бумагой. Создавать композицию. Развивать мелкую моторику рук и глазомер. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

Занятия 18 — 20 «Волшебные полоски»

Дети учатся делать различные поделки и игрушки из готовых цветных полосок. В ходе работы с бумажными полосками дети учатся складывать полоски пополам, находить середину полоски — это подготовит детей к освоению более сложной техники: оригами.

Занятия 21 — 27 «Поделки в технике оригами»

Познакомить детей с техникой оригами. Дети осваивают два способа конструирования — складывание квадрата пополам с совмещением противоположных сторон и углов (базовая форма — книжка) и складывание квадрата по диагонали (базовая форма — треугольник). Сначала дети учатся складывать базовую форму, а затем конструируют на основе базовой формы какие-либо игрушки и поделки. Развивать умение складывать бумагу по словесной формулировке и наглядному показу. Знакомить детей со схематическим изображением последовательности изготовления поделки, учить понимать условные знаки. Развивать воображение и пространственное мышление. Воспитывать бережное отношение к своим работам и работам друзей. Воспитывать бережное отношение к своим работам и работам друзей.

Занятия 28 — 36 «Квиллинг»

Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга (глаз, капля, лист и др.). Обучать различным приемам работы с бумагой. Формировать умения следовать устным инструкциям. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг. Развивать внимание, память, воображение. Развивать мелкую моторику рук и глазомер. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Заключительный этап:

Организация выставки работ детского творчества, участие в творческих конкурсах, презентация проекта на родительском собрании, украшение групповых комнат продуктами детского творчества.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]