Познавательно-исследовательский проект «Воздух-невидимка» в старшей группе.


Познавательно-исследовательский проект «Воздух-невидимка» в старшей группе.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Кузя! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Кузя: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель: Конечно, Кузя! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

Кузя: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

(дети поочерёдно достают из Кузиного сундучка игрушки и раскладывают на 2 подноса)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Кузе! Теперь ты знаешь, Кузя, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.

Кузя: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)

Воспитатель: Кузя, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

Кузя: Конечно же, мыло!

Воспитатель: Ребята, прав ли Кузя? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Кузя: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Проект в старшей группе «Воздух-невидимка»

Галина Монастырева

Проект в старшей группе «Воздух-невидимка»

Проект «Воздух – невидимка»

Девиз проекта: Все интересно — что неизвестно!

Актуальность: Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.

Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах средствами поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

• познакомить детей с воздухом, с его свойствами и ролью в жизни человека и животных;

• углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов;

Развивающие:

• создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования;

• развивать у детей речевую активность, наблюдательность, умение делать выводы, прогнозировать результаты;

• формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путём;

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе;

Ожидаемый результат:

дети обогатят свои представления о некоторых свойствах воздуха;

научатся самостоятельно ставить задачу:

придумывать и ставить опыты из предметов – заместителей; от замысла идти к конкретному результату.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: исследовательский, краткосрочный (2 недели)

.

Содержание работы над проектом по этапам:

Подготовительный этап.

Определение цели и задач проекта.

Составление плана основного этапа проектирования.

Основной этап.

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Заключительный этап.

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

Планирование и организация деятельности:

1-й этап – подготовительный.

п/п Содержание деятельности Ответственный Сроки выполнения

1 Определение темы проекта: знакомство детей с основными понятиями. Воспитатель 1-й день

2 Составление плана работы по реализации проекта «Воздух — невидимка»

. Воспитатель родители 1-й день

3 Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций. воспитатель 2-й день

4. Подбор наглядно — дидактических пособий, игр, демонстративного материала для занятий. воспитатель 2-й день

2-й этап — основной

п/п Содержание деятельности Ответственный Сроки выполнения

1 Беседа на тему: «Как услышать воздух

. Чтение стихотворения

С. Маршака «Мыльные пузыри»

. Опыты
«Поиск воздуха»
,
«Что в пакете?»
. Воспитатель 3-й день

2

Изготовление веера (ветерка)

из бумаги. Игровое упражнение
«Ветер дует нам в лицо»
Воспитатель 4-й день

3 Наблюдение за ветром. П/и «пузырь»

. Опыт
«Как работает воздух
Воспитатель 5-й день

4 Консультация для родителей «Экспериментируем дома»

Чтение сказки Ирис Ревю «Добрый воздух»

Воспитатель 6-й день

5 Открытая НОД по рисованию с использованием нетрадиционных техник (рисование способом выдувания + свеча)
«Зимний парк»
. Воспитатель 7-й день

6 Чтение И. Токмакова «Ветрено, ветрено»

. Опыт
«Подпрыгивающая монета»
. Просмотр презентации
«Воздух»
. Воспитатель 8-й день

7 Беседа «Как работают вещи благодаря воздуху»

Опыт
«Буря в стакане»
. Воспитатель 9-й день

8 Опыт «Воздух имеет вес»

Просмотр мультфильма «Формула ума»

Воспитатель 10-й день

9 Беседа «Охрана воздуха»

. Загадки о
воздушном транспорте. Запуск «фонариков»
. Воспитатель 11-й день

3-й этап – заключительный

п/п Содержание деятельности Ответственный Сроки выполнения

1 Выставка рисунков «Нам нужен чистый воздух»

. Воспитатель, родители 12-й день

2 Обработка и оформление материалов проекта. Воспитатель 13-й день

3 Анализ результативности. Оформление альбома «Мы экспериментируем»

. Воспитатель 14-й день

Фотоотчет

Опыт «Буря в стакане»

Опыт «В шарике тоже есть воздух«

Опыт «Что в пакете»

Ветер — это движение воздуха. Делаем ветерок из бумаги.

Совместная творческая деятельность детей и родителей «Нам нужен чистый воздух«

Воздух-невидимка

Ключевые слова: воздух, атмосфера, энциклопедия.

Введение. Меня зовут Аня, я хожу в детский сад. У меня много друзей, с которыми я люблю играть, заниматься всякими интересными делами — проводить опыты и эксперименты. Я очень хочу поделиться с Вами впечатлениями от самого интересного исследования в моей жизни! Однажды я смотрела мультфильм перед сном «Почемучки. Что такое воздух?» В этом мультфильме я услышала, что воздух, это — то, чем мы дышим, он не имеет запаха, вкуса и формы. Я решила, во что бы то ни стало, все разузнать о воздухе.

Цель: познакомиться со свойствами воздуха и создать мини — музей «Воздух».

Мне необходимо было решить следующие задачи:

  1. Собрать сведения о воздухе;
  2. Узнать, где есть воздух, какими свойствами он обладает;
  3. Выяснить, кому и для чего нужен воздух;
  4. Представить сверстникам результаты исследования.
  5. Оформить мини-музей «Воздух».

Я предположила следующее: если я узнаю о свойствах воздуха, то смогу создать мини-музей «Воздух».

Основная часть

Читая энциклопедию с Айгуль Рахимовной, я узнала, что воздух окружает нас повсюду: на улице, в группе, в любой комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если резко взмахнуть рукой, резко наклониться, побежать. Почувствовать его и тогда, когда дует ветер, потому что ветер — это движение воздуха. Из книг и рассказов я узнала, что человек издавна научился использовать воздух как источник энергии. Воздух обладает силой и подвижностью. Земля окружена слоем воздуха, который называется атмосферой. Воздух состоит из нескольких газов. Один из них кислород, который необходим людям и животным для дыхания и жизни. Вместе с мамой мы нашли в сети Интернет информацию о воздухе: Земля окружена слоем воздуха, который называется атмосферой. Воздух состоит из нескольких газов. Один из них кислород, который необходим людям и животным для дыхания и жизни. Из всего, что я узнала, мы предположили, что воздух:

− это не твёрдое тело, не жидкость, а что — то другое;

− невидим;

− находится везде;

− ощутим;

− нужен всем.

В группе мы приступили к проверке своих гипотез.

  1. Воздух — это не твёрдое тело, не жидкость, а что-то другое?

Мы взяли в руку камень и попытались сжать его.

Камень — это твёрдое тело. А можно ли взять воздух в руку и сжать его? Нет, нельзя.

Подтверждаем нашу гипотезу: воздух — не твёрдое тело.

Мы взяли стакан с водой, посмотрели, понюхали. Вода умеет течь, журчать, струиться, бежать. Значит, вода — это жидкость. А ещё мы знаем такие жидкости, как: сок, молоко, кисель, кефир. Воздух не течёт, его нельзя пить, значит, он не жидкость. Можно сделать вывод: воздух – не жидкость.

В энциклопедии мы узнали, что воздух — это газ.

  1. Воздух невидим.

Для того чтобы это определить, мы взяли полиэтиленовый пакет он был пустой. Когда мы начали скручивать пакет с открытого конца, то он надулся, стал выпуклым. Значит, в пакете что-то есть. Мы пришли к выводу, что в пакете что-то есть, но мы этого не видим. Таким образом, наша вторая гипотеза подтвердилась — воздух прозрачный и невидимый.

  1. Воздух везде.

Мы думаем, что воздух есть повсюду. Проверим это.

Возьмём резиновую игрушку, сожмём её в руке. Мы услышали свист. Это воздух с шумом выходит из груши. Закроем пальцем отверстие резиновой игрушки и попытаемся сжать её. Она не сжимается. Что же этому мешает? Воздух.

Вывод: находящийся в игрушке воздух мешает её сжать.

Интересно, есть ли воздух в меле?

Мы думаем, что в меле есть воздуха, так как он твёрдый. Для того, чтобы это проверить, мы взяли стакан с водой и опустили в него кусочек мела. Видно, что из мела выходят пузырьки воздуха. Вывод: воздух в меле есть.

Вывод: воздух есть везде.

  1. Мы можем воздух ощущать.

Из энциклопедий мы узнали, что движение воздуха в природе называют ветром. Движение воздуха мы можем ощущать. Для того, чтобы это проверить мы взяли веер и помахали им около лица. Мы ощутили, что дует ветерок. Помахали ладонью около лица, подули на ладонь и почувствовали ветерок.

Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать.

  1. Воздух нужен всем.

Мы провели опыт: сделали глубокий вдох… затем выдохнули. Задержали дыхание, почувствовали, что без воздуха нам плохо. Мы пришли к выводу: воздух нужен, чтобы дышать. Все животные дышат. Я наблюдала, как дышат мои собака и кошка после пробежки: пасть приоткрыта, длинный язык свешивается и шевелится в такт дыханию.

А как же те животные, которые обитают в воде? Например, рыбы. Они дышат воздухом, который растворён воде.

Воздух необходим всему живому (человеку, животным, птицам, растениям), без дыхания нет жизни.

Наши открытия:

  1. Воздух не твёрдое тело, и не жидкость. Воздух — это газ.
  2. Воздух невидимый.
  3. Воздух есть везде: в пакете, стакане, меле, груше.
  4. Движение воздуха мы можем ощущать.
  5. Воздух нужен, чтобы дышать. Воздух нужен всему живому, без дыхания нет жизни.

Заключение

В детском саду я рассказала детям про все свойства воздуха, с которыми я познакомилась. И вместе с Айгуль Рахимовной мы создали мини-музей, посвященный воздуху, и назвали его «Воздух-невидимка». С помощью этого музея все ребята из моей группы смогут познакомиться со свойствами воздуха.

Для ребят мы также с Айгуль Рахимовной сделали схемы про воздух, по которым они легко смогут вспомнить о свойствах воздуха.

Впереди, я знаю, меня ждут еще очень интересные опыты и открытия, потому что у меня появился огромный интерес к разным исследованиям, и я поняла, что на любой вопрос можно найти ответ, если очень постараться!

Литература:

  1. Аластар Смит, Пауль Доусвелл, Мэрит Клэридж. Энциклопедия «Неизвестное об известном». М., 1999. 128 с.
  2. Энциклопедия «Воздух вокруг нас». https://murzim.ru/jenciklopedii/detskaja-jenciklopedija-ot-a-do-ja/7037-vozduh.html
  3. Энциклопедия «Кругосвет». https://www.krugosvet.ru/
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]