Познавательно-исследовательский проект «Воздух-невидимка» в старшей группе.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Кузя! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Кузя: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
Воспитатель: Конечно, Кузя! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!
Кузя: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»
(дети поочерёдно достают из Кузиного сундучка игрушки и раскладывают на 2 подноса)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Кузе! Теперь ты знаешь, Кузя, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Кузя: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.
Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)
Воспитатель: Кузя, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?
Кузя: Конечно же, мыло!
Воспитатель: Ребята, прав ли Кузя? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Кузя: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Проект в старшей группе «Воздух-невидимка»
Галина Монастырева
Проект в старшей группе «Воздух-невидимка»
Проект «Воздух – невидимка»
Девиз проекта: Все интересно — что неизвестно!
Актуальность: Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.
Цель: формировать представления детей о воздухе и его свойствах средствами поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
• познакомить детей с воздухом, с его свойствами и ролью в жизни человека и животных;
• углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов;
Развивающие:
• создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования;
• развивать у детей речевую активность, наблюдательность, умение делать выводы, прогнозировать результаты;
• формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путём;
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе;
Ожидаемый результат:
дети обогатят свои представления о некоторых свойствах воздуха;
научатся самостоятельно ставить задачу:
придумывать и ставить опыты из предметов – заместителей; от замысла идти к конкретному результату.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Тип проекта: исследовательский, краткосрочный (2 недели)
.
Содержание работы над проектом по этапам:
Подготовительный этап.
Определение цели и задач проекта.
Составление плана основного этапа проектирования.
Основной этап.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Заключительный этап.
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Планирование и организация деятельности:
1-й этап – подготовительный.
№
п/п Содержание деятельности Ответственный Сроки выполнения
1 Определение темы проекта: знакомство детей с основными понятиями. Воспитатель 1-й день
2 Составление плана работы по реализации проекта «Воздух — невидимка»
. Воспитатель родители 1-й день
3 Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций. воспитатель 2-й день
4. Подбор наглядно — дидактических пособий, игр, демонстративного материала для занятий. воспитатель 2-й день
2-й этап — основной
№
п/п Содержание деятельности Ответственный Сроки выполнения
1 Беседа на тему: «Как услышать воздух?»
. Чтение стихотворения
С. Маршака «Мыльные пузыри»
. Опыты
«Поиск воздуха»
,
«Что в пакете?»
. Воспитатель 3-й день
2
Изготовление веера (ветерка)
из бумаги. Игровое упражнение
«Ветер дует нам в лицо»
Воспитатель 4-й день
3 Наблюдение за ветром. П/и «пузырь»
. Опыт
«Как работает воздух?»
Воспитатель 5-й день
4 Консультация для родителей «Экспериментируем дома»
Чтение сказки Ирис Ревю «Добрый воздух»
Воспитатель 6-й день
5 Открытая НОД по рисованию с использованием нетрадиционных техник (рисование способом выдувания + свеча)
«Зимний парк»
. Воспитатель 7-й день
6 Чтение И. Токмакова «Ветрено, ветрено»
. Опыт
«Подпрыгивающая монета»
. Просмотр презентации
«Воздух»
. Воспитатель 8-й день
7 Беседа «Как работают вещи благодаря воздуху»
Опыт
«Буря в стакане»
. Воспитатель 9-й день
8 Опыт «Воздух имеет вес»
Просмотр мультфильма «Формула ума»
Воспитатель 10-й день
9 Беседа «Охрана воздуха»
. Загадки о
воздушном транспорте. Запуск «фонариков»
. Воспитатель 11-й день
3-й этап – заключительный
№
п/п Содержание деятельности Ответственный Сроки выполнения
1 Выставка рисунков «Нам нужен чистый воздух»
. Воспитатель, родители 12-й день
2 Обработка и оформление материалов проекта. Воспитатель 13-й день
3 Анализ результативности. Оформление альбома «Мы экспериментируем»
. Воспитатель 14-й день
Фотоотчет
Опыт «Буря в стакане»
Опыт «В шарике тоже есть воздух«
Опыт «Что в пакете»
Ветер — это движение воздуха. Делаем ветерок из бумаги.
Совместная творческая деятельность детей и родителей «Нам нужен чистый воздух«
Воздух-невидимка
Ключевые слова: воздух, атмосфера, энциклопедия.
Введение. Меня зовут Аня, я хожу в детский сад. У меня много друзей, с которыми я люблю играть, заниматься всякими интересными делами — проводить опыты и эксперименты. Я очень хочу поделиться с Вами впечатлениями от самого интересного исследования в моей жизни! Однажды я смотрела мультфильм перед сном «Почемучки. Что такое воздух?» В этом мультфильме я услышала, что воздух, это — то, чем мы дышим, он не имеет запаха, вкуса и формы. Я решила, во что бы то ни стало, все разузнать о воздухе.
Цель: познакомиться со свойствами воздуха и создать мини — музей «Воздух».
Мне необходимо было решить следующие задачи:
- Собрать сведения о воздухе;
- Узнать, где есть воздух, какими свойствами он обладает;
- Выяснить, кому и для чего нужен воздух;
- Представить сверстникам результаты исследования.
- Оформить мини-музей «Воздух».
Я предположила следующее: если я узнаю о свойствах воздуха, то смогу создать мини-музей «Воздух».
Основная часть
Читая энциклопедию с Айгуль Рахимовной, я узнала, что воздух окружает нас повсюду: на улице, в группе, в любой комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если резко взмахнуть рукой, резко наклониться, побежать. Почувствовать его и тогда, когда дует ветер, потому что ветер — это движение воздуха. Из книг и рассказов я узнала, что человек издавна научился использовать воздух как источник энергии. Воздух обладает силой и подвижностью. Земля окружена слоем воздуха, который называется атмосферой. Воздух состоит из нескольких газов. Один из них кислород, который необходим людям и животным для дыхания и жизни. Вместе с мамой мы нашли в сети Интернет информацию о воздухе: Земля окружена слоем воздуха, который называется атмосферой. Воздух состоит из нескольких газов. Один из них кислород, который необходим людям и животным для дыхания и жизни. Из всего, что я узнала, мы предположили, что воздух:
− это не твёрдое тело, не жидкость, а что — то другое;
− невидим;
− находится везде;
− ощутим;
− нужен всем.
В группе мы приступили к проверке своих гипотез.
- Воздух — это не твёрдое тело, не жидкость, а что-то другое?
Мы взяли в руку камень и попытались сжать его.
Камень — это твёрдое тело. А можно ли взять воздух в руку и сжать его? Нет, нельзя.
Подтверждаем нашу гипотезу: воздух — не твёрдое тело.
Мы взяли стакан с водой, посмотрели, понюхали. Вода умеет течь, журчать, струиться, бежать. Значит, вода — это жидкость. А ещё мы знаем такие жидкости, как: сок, молоко, кисель, кефир. Воздух не течёт, его нельзя пить, значит, он не жидкость. Можно сделать вывод: воздух – не жидкость.
В энциклопедии мы узнали, что воздух — это газ.
- Воздух невидим.
Для того чтобы это определить, мы взяли полиэтиленовый пакет он был пустой. Когда мы начали скручивать пакет с открытого конца, то он надулся, стал выпуклым. Значит, в пакете что-то есть. Мы пришли к выводу, что в пакете что-то есть, но мы этого не видим. Таким образом, наша вторая гипотеза подтвердилась — воздух прозрачный и невидимый.
- Воздух везде.
Мы думаем, что воздух есть повсюду. Проверим это.
Возьмём резиновую игрушку, сожмём её в руке. Мы услышали свист. Это воздух с шумом выходит из груши. Закроем пальцем отверстие резиновой игрушки и попытаемся сжать её. Она не сжимается. Что же этому мешает? Воздух.
Вывод: находящийся в игрушке воздух мешает её сжать.
Интересно, есть ли воздух в меле?
Мы думаем, что в меле есть воздуха, так как он твёрдый. Для того, чтобы это проверить, мы взяли стакан с водой и опустили в него кусочек мела. Видно, что из мела выходят пузырьки воздуха. Вывод: воздух в меле есть.
Вывод: воздух есть везде.
- Мы можем воздух ощущать.
Из энциклопедий мы узнали, что движение воздуха в природе называют ветром. Движение воздуха мы можем ощущать. Для того, чтобы это проверить мы взяли веер и помахали им около лица. Мы ощутили, что дует ветерок. Помахали ладонью около лица, подули на ладонь и почувствовали ветерок.
Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать.
- Воздух нужен всем.
Мы провели опыт: сделали глубокий вдох… затем выдохнули. Задержали дыхание, почувствовали, что без воздуха нам плохо. Мы пришли к выводу: воздух нужен, чтобы дышать. Все животные дышат. Я наблюдала, как дышат мои собака и кошка после пробежки: пасть приоткрыта, длинный язык свешивается и шевелится в такт дыханию.
А как же те животные, которые обитают в воде? Например, рыбы. Они дышат воздухом, который растворён воде.
Воздух необходим всему живому (человеку, животным, птицам, растениям), без дыхания нет жизни.
Наши открытия:
- Воздух не твёрдое тело, и не жидкость. Воздух — это газ.
- Воздух невидимый.
- Воздух есть везде: в пакете, стакане, меле, груше.
- Движение воздуха мы можем ощущать.
- Воздух нужен, чтобы дышать. Воздух нужен всему живому, без дыхания нет жизни.
Заключение
В детском саду я рассказала детям про все свойства воздуха, с которыми я познакомилась. И вместе с Айгуль Рахимовной мы создали мини-музей, посвященный воздуху, и назвали его «Воздух-невидимка». С помощью этого музея все ребята из моей группы смогут познакомиться со свойствами воздуха.
Для ребят мы также с Айгуль Рахимовной сделали схемы про воздух, по которым они легко смогут вспомнить о свойствах воздуха.
Впереди, я знаю, меня ждут еще очень интересные опыты и открытия, потому что у меня появился огромный интерес к разным исследованиям, и я поняла, что на любой вопрос можно найти ответ, если очень постараться!
Литература:
- Аластар Смит, Пауль Доусвелл, Мэрит Клэридж. Энциклопедия «Неизвестное об известном». М., 1999. 128 с.
- Энциклопедия «Воздух вокруг нас». https://murzim.ru/jenciklopedii/detskaja-jenciklopedija-ot-a-do-ja/7037-vozduh.html
- Энциклопедия «Кругосвет». https://www.krugosvet.ru/