Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «сказки а.с.пушкина»


«Сказки Пушкина»проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Проект

«Сказки А. С. Пушкина»

в подготовительной группе

воспитатель: Горбушина Т.Б.

Актуальность проекта. Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль в развитие речи дошкольника. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другого вида творчества, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин. Творчество А. С. Пушкина открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей развивается мышление и воображение, происходит обогащение эмоций. Огромно его воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так, как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, сказки и стихи А. С. Пушкина воздействуют на личность детей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Творчество А. С. Пушкина помогает развить ребенку высокий уровень культуры речи, способствует развитию образной речи, восприятию разнообразных сюжетов. Обогащение и активизация словаря направлено на понимание смыслового богатства слова, помогает подчеркнуть его образность. Задача взрослых познакомить детей с творчеством поэта, как можно раньше и сделать его стихи, сказки частью внутреннего мира ребенка. Проблема проекта: • Дети проявляют интерес к сказкам, однако необходимо разнообразить представления дошкольников о разных видах сказок. • Недостаточно высокий уровень читательского интереса, читательской культуры детей. Проблемные вопросы: • Любите ли вы сказки и почему? • Какую пользу они приносят? • Нужны ли сказки в жизни? • Кто пишет сказки? Цель: Приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А. С. Пушкина. Задачи: Образовательные: • Познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина. • Учить понимать мораль каждой сказки, знакомить с человеческими пороками и добродетелью. • Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст. Развивающие: • Сформировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта. • Закрепить правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка. • Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности. Воспитательные: • Воспитывать чувство прекрасного по произведениям поэта. • Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию. Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель. Сроки реализации: 1 месяц Ожидаемый результат: • Знакомство с жизнью и творчеством А. С. Пушкина. • Понимание морали каждой сказки, знакомство с человеческими пороками и добродетелью. • Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, умение слушать и понимать художественный текст. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Тип проекта: информационно-познавательный, творческий. Вид проекта: творческий. Методы проекта: • Наблюдения: групповые, индивидуальные; • Наглядные: иллюстрации, картины; • Словесные: беседы, чтение художественной литературы. Форма проведения: игровая деятельность, беседы, чтение художественной литературы, выставка книг, детских рисунков, выполненных в разных техниках ( рисование, аппликация, аппликация с использованием различных материалов на темы произведений А. С. Пушкина. Виды работы: • Отбор художественной литературы. • Подбор иллюстративного материала. • Организованная и неорганизованная деятельность. • Совместная и самостоятельная деятельность. • Создание уголка по теме проекта. • Презентация проекта. Подготовительный этап. • Анкетирование родителей и опрос детей о том, какие книги дома читают; есть ли в домашней библиотеке произведения А. С. Пушкина. • Обсуждение целей и задач проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. • Составление плана работы. • Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта. • Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности детей. Основной этап. Организованная деятельность. Беседы с детьми: • Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? • Для чего нужны сказки? • Какие бывают сказки? • Мое отношение к сказкам. • Какая ваша самая любимая сказка? Почему? • Чему учат сказки? • Почему в сказках животные разговаривают? Художественная литература. Чтение: • «У Лукоморья дуб зеленый… ». • «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». • «Сказка о царе Салтане». • «Сказка о рыбаке и рыбке». • «Сказка о Золотом петушке». • «Сказка о Попе и работнике его Балде» Заучивание: • стихов А. С. Пушкина: «Волшебница-зима» «Уж небо осенью дышало… » Отрывок из стихотворения «Зимний вечер» Занятия Сроки 1. «Александр Сергеевич Пушкин — великий русский сказочник». Цель: Расширить и углубить знания детей о великом русском поэте А. С. Пушкине и его творчестве для детей; приобщение детей к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка. Октябрь 2. « Чтение отрывков из сказок А.С.Пушкина ». Цель: Формирование интереса и положительного отношения к творчеству А. С. Пушкина. Октябрь 3. Лепка «Золотая рыбка». Цель: Закреплять знания детей овальной формы, приемов лепки: раскатывание прямыми движениями ладони, лепка пальцами. Закрепить приёмы раскатывания пластилина прямыми и круговыми движениями, научить изобржать чешуйки рыбки способом раскатывания пластилина круговыми движеними и сплющивания. Учить детей логически мыслить. Вызвать у детей желание любоваться красотой рыбок. Воспитывать аккуратность в работе. Октябрь 4. «Путешествие по сказкам Пушкина». Цель: Учить детей понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения, говорить красиво и правильно. Закрепить знания о творчестве А. С. Пушкина, его стихах и сказках. Октябрь Игра – фантазия «Если б я поймал золотую рыбку». Конкурс чтецов (отрывки из произведений А. С. Пушкина). Игра – драматизация «У Лукоморья дуб зеленый… » Игра «Сказка наоборот» Художественно – продуктивная деятельность Рисование «Там, на неведомых дорожках… ». Лепка «Жители сказок А. С. Пушкина». Коллективная аппликация «Золотая рыбка». Выставка рисунков «Моя любимая сказка» • Выставка детских работ «Сказки А. С. Пушкина в картинках». Создание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина Д/и: • «Найди предмет из сказок • А. С. Пушкина» • «Узнай сказку по иллюстрации» • «Сложи сказку» • «Найди отличия» Выставка книг с произведениями А. С. Пушкина. Игры: • «Доскажи словечко» • «Кто такой? » Октябрь Работа с родителями. • Пополнение и подборка материала по теме для книжного уголка. • Совместная работа родителей и детей по созданию альбома ««Ах! Что за прелесть эти сказки! » • Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта. • Консультация для родителей «Сказки А. С. Пушкина в жизни ребенка» Заключительный этап. • Анализ результатов проделанной работы (отчёт и фотоотчёт по реализации проекта)

Вывод: Данный проект должен решить следующие поставленные задачи. • Беседы, обсуждения, участие в различных видах деятельности наравне со взрослыми — расширить кругозор воспитанников, сплотить детский коллектив. • Вызвать у детей желание читать сказки, быть добрее, верить в волшебство. • Подключить родителей воспитанников к проектной деятельности, вовлечь в живое и непосредственное участие на всех этапах проекта. Литература: • А. С. Пушкин. «Стихи и сказки». Изд. Детская литература • И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»; Издательский дом «Цветной мир».

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Творческий проект «Сказки А.С. Пушкина»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 398 «Ласточка» комбинированного вида»

Воспитатель 1 категории: Сысенко Т.И.

  • Сценарий литературных посиделок «Там, чудеса, там сказка бродит».
  • Консультация для родителей «Воспитание сказкой».
  • Фото-вернисаж.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА.

Тип проекта:

— по составу участников: групповой (дети, родители, педагог, коллеги).

— по целевой установке: познавательно – творческий, участники проекта знакомятся с литературно-сказочным наследием А. С. Пушкина (собирают библиотеку, видеотеку, организуют выставку детских работ, участвуют в литературных посиделках)

Участники проекта:

  1. Воспитатели, специалисты.
  2. Дети старшей группы в количестве 20 человек.
  3. Родители.

Место проведения ДОУ № 398 «Ласточка» г. Новосибирск

Организация деятельности участников проекта: взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта

Сроки реализации: С 12. 05. 12017г. по 06. 06. 2021г. (среднесрочный)

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Сказка ложь да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

А. С. Пушкин.

Данный проект разработан для детей старшей группы, в преддверии юбилея великого русского поэта А. С. Пушкина.

Прошло два столетия с тех пор, как Саша Пушкин услышал старинную сказку про завистливых сестёр и жадную старуху, но она по-прежнему увлекает читателя чудным вымыслом и добрыми чувствами.

Легко представить радость человека, взявшего в руки книгу прекрасных поэтических сказок. Впечатление от такой встречи незабываемо – так велико эмоциональное воздействие стихотворного спектакля, который развёртывает перед глазами читателя, на страницах книги, великий русский поэт А. С. Пушкин. Его чудесный дар правдоподобно рассказать о самых невероятных событиях захватывает читателя, заставляя сопереживать героям, радоваться и горевать вместе с ними.

Открывая книгу, маленький читатель, как бы открывает волшебный ларец с драгоценностями – так красивы, празднично нарядны эти сияющие всеми красками поэтические строки. Сказочный мир поэта глубоко индивидуален и вместе с тем ни в чём не расходится со сказочным русским миром. По народной канве Пушкин рисовал свой многоцветный сказочный узор. Как и в других областях литературы, А. С. Пушкин и в сказке стал открывателем новых путей. Именно он, дав классические образы жанра, определил облик сказки, её законы, показал меру соотношения народных источников с вытекшими из них ручьями и реками письменной сказки. Сказки великого русского поэта не забываются на протяжении всего жизненного пути. Они отмечены высоким смыслом и поэтическим мастерством, заставляя помнить лучшие моменты окружающей действительности: добро, красоту, любовь к жизни.

ПРОБЛЕМА:

После прочтения одного из красивейших произведений А. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» от детей посыпались вопросы: «Кто такой А. С. Пушкин?», «Где и когда он жил?», «А какие сказки у него еще есть?»

Со стороны родителей тоже возник интерес к творчеству великого поэта. Они попросили педагогов помочь восполнить вакуум в литературном прочтении произведений А. Пушкина.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА:

  • Приобщение детей к русской классической литературе посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина
  • Развитие эстетических и познавательных устремлений детей старшего дошкольного возраста через лучшие образцы отечественного искусства

— Развитие творческих способностей в художественно-речевой, музыкально-художественной и продуктивной деятельности детей и взрослых.

ЗАДАЧИ:

1. Познакомить детей с творчеством Александра Сергеевича Пушкина,

его сказками для детей.

Способствовать развитию умения заинтересованно слушать сказки, осмысливать услышанное, заучивать отрывки сказок и стихотворений.

2. Развивать традиции семейного чтения; формировать интерес и желание детей отражать свои впечатления в изобразительной и музыкальной деятельности.

3. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

У детей развит интерес к художественной литературе через знакомство с новыми книгами — сказками А. С. Пушкина. Они внимательно и заинтересованно слушают и смотрят сказки, стихи Пушкина А.С. в детском саду и дома с родителями. Выразительно, с естественными интонациями читают стихи, отрывки из сказок. Участвуют в чтении текста и разыгрывании сценок по знакомым сказкам, используя куклы, элементы костюмов, декорации, с удовольствием выступают перед сверстниками, родителями и другими гостями. Дети знакомы с понятием «народное искусство», «народные промыслы».

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I этап — подготовительный:

  • беседа с родителями об актуальности семейного чтения с детьми;
  • теоретическое исследование по данной проблеме;
  • постановка цели, разработка плана реализации проекта; определение способа представления результатов.

II этап — формирующий (практический)

  • пополнение развивающей среды (сбор информации, материала, изготовление народных костюмов, его элементов, пополнение фонотеки и фильмотеки);
  • знакомство с различными формами фольклора, приобщение к традициям народного творчества;
  • усвоение характерных движений народной пляски;
  • разучивание русской народной подвижной игры «Золотые ворота»;
  • оснащение краеведческого мини-музея «Русская изба»;
  • организация и проведение литературных посиделок с дошкольниками;
  • приобщение и взаимодействие с педагогами и родителями.

III этап — Итоговый, презентация проекта.

  • литературные посиделки с дошкольниками «Там чудеса, там сказки бродят»;
  • выставка поделок детей и взрослых;
  • выставка книг по произведениям А.С. Пушкина.

С ДЕТЬМИ, ПЕДАГОГАМИ, РОДИТЕЛЯМИ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА.

В реализации проекта приняли участие: дети старшей группы и их родители, сотрудники детского сада.

Были получены следующие результаты: с восторгом были прочитаны все сказки великого поэта. Воспитанники и их родители познакомились с историей жизни и творчеством великого соотечественника. Возросло желание продолжить чтение других произведений А. Пушкина — не только сказок, но и стихов. Были изготовлены атрибуты и костюмы для театрализованной деятельности. В группе организована библиотека и видеотека по мультфильмам, стихам и сказкам А. С. Пушкина, которая постоянно пополняется. Расширилось представление детей о народном искусстве, фольклоре, музыке. Итогом всей работы над проектом можно считать проведение литературных посиделок «Там, чудеса, там сказка бродит.

ВЫВОДЫ.

Результаты нашей работы показали, что сказки в жизни ребёнка занимают важное место. У нас получилось заинтересовать сказочной жизнью не только детей, но и их родителей. Сказка вернулась в дом, в семью, в жизнь. Надеемся, что заложенные сказкой в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты будут определять жизненный путь дошкольников, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Давыдова О. И., Майер А. А. Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьёй. М. Сфера, 2012.
  2. Парфенова Е. В. Развитие речи детей в театрализованной деятельности. М.: Сфера, 2013.
  3. Деркунская В. А., Ошкина А. А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2013.
  4. Богатырёва Ю., Богатырёв А. Дошкольникам о Пушкине. Гном и Д, 1999
  5. Ушакова О. С., Арушанова А. Г. Занятия по развитию речи в детском саду. М., 1998.
  6. Сказки Пушкина. Новый формат. 2003.
  7. Сказки русских писателей. Детская книга. 1985.

ВИДЕОТЕКА.

Союзмультфильм 1950 г. «Сборник мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина»

Следующая >

Сказки Пушкина. Сказки Александра Сергеевича Пушкина. — презентация


Сказки Пушкина Сказки Александра Сергеевича Пушкина

Цели презентации: 1.Проверить знание содержания текстов сказок А.С.Пушкина. 2.Развивать интерес к чтению литературных произведений. 3.Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Отец поэта Сергей Львович Пушкин Мать поэта Надежда Осиповна Пушкина Маленький Саша Пушкин. Миниатюра неизвестного художника.

Большую роль в жизни поэта сыграла простая крепостная крестьянка, няня Арина Родионовна. Ей А.С.Пушкин посвятил многие строчки своих стихотворений. …Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем ты, Мой друг, утомлена? Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила. Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Няня поэта Арина Родионовна

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» /А.С.Пушкин/ Назовите самые известные сказки А.С.Пушкина. Их должно быть пять.

«Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Узнай сказку по словам Узнай сказку по словам: белка грамота бочка скорлупки золотые комар лебедь

Узнай сказку по словам: «Сказка о рыбаке и рыбке» просто- филя просто- филя невод окиян- море окиян- море сварли- вая баба сварли- вая баба

Узнай сказку по словам: «Сказка о попе и работнике его Балде» бесёнок толоконный лоб верёвка оброк

К какой сказке относится данная иллюстрация? «Сказка о золотом петушке»

«Сказка о царе Салтане…»

К какой сказке относится данная иллюстрация? «Сказка о царе Салтане…»

Какие слова кричал петушок из «Сказки о золотом петушке»? «Кири-ку-ку, царствуй, Лёжа на боку!»

Сколько лет жили в ветхой землянке старик со старухой из «Сказки о золотой рыбке»? Ровно тридцать лет и три года.

С какими словами обращалась к зеркальцу царица из «Сказки о Мёртвой царевне и о семи богатырях»? «Свет мой,зеркальце! Скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»

К кому обращался царевич Елисей в поисках своей невесты? Он обращался к Солнцу, Месяцу,Ветру.

Назовите кличку собаки у семи богатырей. Соколко

В какой сказке А.С.Пушкин сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок.» «Сказка о золотом петушке»

Отгадайте кроссворд: 1.Кому служил Балда? 2.Какое дерево украшала «златая цепь»? 3.Птица-чародей, убитая стрелой царевича. 4.Что бросила царевне в руки нищая черница? 5.На чём сидел Золотой петушок? 6.Как звали царя, подслушавшего мечты трёх девиц?

Отгадайте кроссворд: 1.Кому служил Балда? 2.Какое дерево украшала «златая цепь»? 3.Птица-чародей, убитая стрелой царевича. 4.Что бросила царевне в руки нищая черница? 5.На чём сидел Золотой петушок? 6.Как звали царя, подслушавшего мечты трёх девиц? поп

Отгадайте кроссворд: 1.Кому служил Балда? 2.Какое дерево украшала «златая цепь»? 3.Птица-чародей, убитая стрелой царевича. 4.Что бросила царевне в руки нищая черница? 5.На чём сидел Золотой петушок? 6.Как звали царя, подслушавшего мечты трёх девиц? поп дуб

Отгадайте кроссворд: 1.Кому служил Балда? 2.Какое дерево украшала «златая цепь»? 3.Птица-чародей, убитая стрелой царевича. 4.Что бросила царевне в руки нищая черница? 5.На чём сидел Золотой петушок? 6.Как звали царя, подслушавшего мечты трёх девиц? поп дуб коршун

Отгадайте кроссворд: 1.Кому служил Балда? 2.Какое дерево украшала «златая цепь»? 3.Птица-чародей, убитая стрелой царевича. 4.Что бросила царевне в руки нищая черница? 5.На чём сидел Золотой петушок? 6.Как звали царя, подслушавшего мечты трёх девиц? поп дуб коршун яблоко

Отгадайте кроссворд: 1.Кому служил Балда? 2.Какое дерево украшала «златая цепь»? 3.Птица-чародей, убитая стрелой царевича. 4.Что бросила царевне в руки нищая черница? 5.На чём сидел Золотой петушок? 6.Как звали царя, подслушавшего мечты трёх девиц? поп дуб коршун яблоко спица

Отгадайте кроссворд: 1.Кому служил Балда? 2.Какое дерево украшала «златая цепь»? 3.Птица-чародей, убитая стрелой царевича. 4.Что бросила царевне в руки нищая черница? 5.На чём сидел Золотой петушок? 6.Как звали царя, подслушавшего мечты трёх девиц? поп дуб коршун яблоко спица Салтан Какое «ключевое» слово получилось?

Итоги викторины:

Акростих Сегодня сон приснился мне, Как будто я в другой стране, А там по городу идёт рыбак, За ним – учёный кот, Который белочку несет, И белка песенки поёт. Петушок взлетел повыше, Увидал царевну с крыши. Шагает Балда, сам не зная куда. Князь Гвидон сидит на троне, И королевич Елисей идёт с невестою своей На двор, где ждут его друзья… Ах, как чудесна та страна!

Источники информации: 1. «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»,Москва, «Детская литература», «Начальная школа», 5, 2003, с «Дошкольное воспитание», 2, 2004, с.96

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]