Региональный компонент в системе дошкольного образования


Что представляет собой национально-региональный компонент в ООД?

Будем мыслить вместе логически. Для этого разберемся, что такое национально-региональный компонент в процессе ООД – организованной образовательной деятельности.

Итак, современные образовательные программы обязательно включают региональный компонент в процесс обучения, развития и воспитания для реализации принципа целостности и интеграции дошкольного образования с учетом этнокультурных, климатических, географических, исторических особенностей конкретного региона. А реализуется этот компонент через разнообразную деятельность детей в ДОУ.

Региональный компонент состоит из трех направлений: изучение этнокультуры своего края, второго национального языка и истории региона.

Рассмотрим виды деятельности, через которые реализуется национальный компонент:

  • Игровая деятельность – тематические национальные сюжетно-ролевые игры;
  • Изобразительная деятельность – лепка, рисунок, аппликация с национальными мотивами и вступительными беседами соответствующей тематики;
  • Физическая культура – подвижные народные игры;
  • Специальные мероприятия: праздники, утренники, гулянья с национальным уклоном;
  • Познавательная деятельность: экскурсии, посещение музея, выставок народного искусства;
  • Образовательная и развивающая деятельность – беседы, чтение художественной литературы на тему истории, культуры, языка региона, пальчиковые народные игры, потешки, стихи;
  • Музыкальные занятия – разучивание народных песен, танцев, знакомство с этноинструментами.

Из этого следует, что региональный компонент не осуществляется как обособленный вид совместной деятельности воспитателя и дошкольников, а как постоянный элемент образовательного процесса. Допустим, лепка национальной игрушки, рисование узора рушника, аппликация народный кувшин – это и есть реализация национального компонента.

А перед занятием мы делаем вводную беседу, в которой знакомим деток с каким-либо аспектом национальной культуры, истории. Что касается изучения второго национального языка, то для этого есть специальные программы. Честно, я не очень компетентна в этом вопросе. Возможно, помимо ежедневной деятельности по обычной программе, на изучение родного языка отводится дополнительное время.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Реализация регионального компонента в образовательной деятельности ДОУ

Татьяна Алексеевна Виканова, заведующий МБДОУ – детского сада «Сказка» села Шипуново Шипуновского района Алтайского края

На этапе реализации ФГОС ДО, педагоги творчески осмысливают новое содержание дошкольного образования, находят более эффективные пути, формы и методы организации профессиональной деятельности, как творческого процесса. Образовательное учреждение «Сказка» работает в инновационном режиме по теме «Реализация регионального компонента в образовательной деятельности ДО». В условиях внедрения ФГОС, педагогический коллектив первостепенными решает задачи по введению в образовательный процесс новых форм и технологий работы; обеспечению высокого уровня методического сопровождения образовательного процесса; организации социально-бытовой и предметно-пространственной среды ДОУ.

Для реализации регионального компонента созданы достаточные условия, которые в настоящее время приводятся в соответствие с ФГОС. На территории дошкольного учреждения расположены уголок леса и уголок сада, где дошкольники знакомятся с деревьями и кустарниками местности, в которой живут, имеется большое количество цвIMG_6160етников, за которыми ухаживают воспитанники. В каждой возрастной группе оформлены уголки Родины, в которых находится иллюстративный материал, открытки, фотоальбомы по ознакомлению дошкольников с семьей, детским садом, селом, краем, их символикой, столицей Алтайского края – Барнаулом, животными и растениями Алтайского края, где дети в условиях свободного доступа могут пополнять и закреплять свои знания о малой родине. В изоуголках материал, собранный детьми, для изобразительного творчества. В уголках книги подобраны сборники произведений для детей шипуновской поэтессы В.Ю. Золоторевой, журналы, книги о родном крае. Кроме того, в ДОУ оборудована «Русская горница», в которой представлены предметы старины и быта. В музыкальном кабинете имеется аудиотека «Родимая сторонушка», видеотека «Моя малая Родина». В костюмерной – несколько вариантов русских народных костюмов. В методическом кабинете в помощь воспитателям оформлены дидактические материалы, наглядные пособия, иллюстрации, картины, образцы полезных ископаемых края, района. Проведенная тематическая проверка по теме «Изменения предметно-развивающего пространства соответствующие требованиям ФГОС» показывает, что в ДОУ ведётся работа по обогащению безопасного, многофункционального и насыщенного предметно-развивающего пространства по требованиям ФГОС.

Следует отметить, что важным преимуществом сельского детского сада, в реализации регионального компонента, является наличие естественных природных условий, способствующих активному взаимодействию и обогащению эмоционального мира ребенка при общении с живой природой – лесом, полем, рекой, дети учатся слушать голоса родной природы, чувствовать запахи, любоваться первозданной красотой. Всё это имеет место в организации образовательного процесса. Осенью педагоги и дети, собирают семена цветов, природного материала для использования в продуктивных видах мзодеятельности (шишек, камней, засушенных растений). Малыши не просто наблюдатели, в семейном воспитании им знакомы сложности труда хлебороба, овощевода, животновода, они участники «взрослой» жизни, обретающие чувство ответственности за порученное дело, заботу о рядом живущих домашних животных, усваивающие закономерности ритма сельской жизни, ее традиции.

Региональный компонент, является областью освоения ребенком мира, где его ценности показаны через культуру и историю своего края. В соответствии с ФГОС и с учетом парциальной программы «От родного порога» (ред. Е.В. Затеева) в ДОУ разработана образовательная программа «С чего начинается Родина?» (далее ОП) по воспитанию детей на традициях культуры русскоязычного населения Алтайского края. В ОП раскрывается развитие детей по всем образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, физическое, речевое и художественно-эстетическое. Программа основана на принципах культуросообразности (предполагается максимальное использование в образовательном процессе элементов культуры русскоязычного населения Алтайского края), природосообразности (организация педагогического процесса реализуется в соответствии с законами природы: ее ритмами, циклами – по народному календарю); с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка (опережая развитие, но не выходя за пределы возрастных «сензитивных периодов»), принципа «народности», принципа сотрудничества (взаимодействие взрослого и ребенка как равноправных партнеров).

В рамках реализации ОП, сотрудничество с семьями воспитанников и социумом оформлено Договором и совместно разработанным планом на текущий год. Социальными партнерами по формированию у дошкольников представлений о своей малой родине являются образовательные учреждения (школа им. А.В. Луначарского), учреждения дополнительного образования (музыкальная школа им В.Т. Христенко, центр детского творчества, спортивная школа), культурно-общественные учреждения (библиотека, музей, культурно-досуговый ); правоохранительные структуры (ГИБДД, МЧС); муниципальные учреждения (почта России, районное потребительское общество, автотранспортное предприятие, центр социальной помощи семье и детям, дом-интернат для престарелых и инвалидов). Совместно проводимые мероприятия способствуют развитию активной гражданской позиции и желанию участвовать в жизни детского сада и родного села: тематическая неделя по пожарной безопасности, выступление на празднике села «100летие села Шипуново», выставка творческих работ к 90 летию Шипуновского района и др. Бесценный вклад в реализацию регионального компонента вносит сотрудничество с районным краеведческим музеем и музеем школы им. А. В. Луначарского. Музей приобщает дошкольников к историческому прошлому малой Родины и оказывает большое воспитательное значение. В плане сотрудничества не только экскурсии, но и ежемесячные «Музейные занятия». Например, «Для вас, земляки!» по ознакомлению с творчеством шипуновских художников С.А. Боженко, А.Г. Гикал и др., «Братья наши меньшие» о растительном и животном мире малой Родины.

Основу организации образовательного процесса по ОП «С чего начинается Родина?», составляет комплексно-тематический план с ведущей деятельностью «игра» и учетом возрастных возможностей детей. Воспитательно-образовательная работа распределена по блокам — «Я и моя семья», «Мой детский сад», «Моё село-Шипуново», «Алтайский край», «Экология малой родины», «Декоративно-прикладное искусство Алтая», «Обычаи и традиции», «Родная армия», «Труженики села», «Знаменитые земляки». Работа по каждому блоку решает определённые задачи. Например, блок «Я и моя семья» формирует духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, прежде всего к матери; блок «Труженики села» воспитывает уважительное отношение к человеку-труженику и результатам труда людей своего села, края; «Экология малой родины» расширяет представление о природе и ее законах, учит видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, не нарушая ее ритма и пр. Решение задач ОП осуществляется в формах совместной деятельности взрослых и детей (непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов), в самостоятельной деятельности дошкольников и во взаимодействии с семьями воспитанников. Разнообразные мероприятия проводятся в соответствии с комплексно-тематическим планом: театрализованное представление «В стране русских народных сказок», народный праздник «Рябинник»; выставки совместных работ с родителями «Безопасность детей на улице», «Семейный альбом»; семейные спортивные праздники «День здоровья», марафон «День бега», детские проекты «Столовая для птиц», «Моя малая Родина», праздник «День матери», концертная программа ко Дню работников сельского хозяйства в районном доме культуры, экскурсии на хлебозавод, в аптеку, швейную мастерскую, чтение художественных произведений, в том числе писателей-земляков. По темам проводимых мероприятий оформляется фотовыставка для родителей «Жизнь в детском саду». Воспитывать любовь к Родине, родному селу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Таким образом, гражданско- патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОУ.

Организуется и дополнительная работа с учётом регионального компонента, например, план работы фольклорной группы «Зернышки» разработан по народному календарю. В фольклорных произведениях отражается национальная самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине, к истокам народной культуры. Кроме плановых мероприятий, ежегодно в октябре месяце дети готовят концертную программу ко Дню пожилого человека, и выступают в «Доме-интернате для престарелых и инвалидов» села Шипуново.

Наиболее важным звеном по реализации ОП, инновационной темы, введению ФГОС ДО является педагогический коллектив. Разнообразные формы методической и образовательной работы позволяют каждому педагогу проявлять имеющиеся способности, а подключение к сети Интернет и использование в образовательной работе ИКТ, позволяет повысить профессиональный уровень педагогических кадров, улучшить качество образовательного процесса. Активность педагогов проявляется в методической работе ДОУ например, Совете педагогов «Социализация ребёнка-дошкольника через организацию наблюдений, экскурсий и целевых прогулок», в работе районного объединения воспитателей по теме «Русская народная игра, как педагогическое явление», где оформлена и представлена народная игра «Краски», в работе стажёрской площадки.

В рамках работы стажёрской площадки педагоги делятся опытом работы по теме «Государственно-общественное управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО». Для слушателей подготовлен информационный буклет «Гражданско-патриотическое воспитание детей в условиях реализации ФГОС ДО», организованы открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности «Моя семья», «Моя Родина – Россия!», дополнительной работы с детьми интегрированное занятие фольклорной группы «Зернышки» и изостудии «Весёлый карандаш», мастер-класс по проектированию образовательной программы ДОУ (на примере «С чего начинается Родина»), представлен проект «Шипуново – моя малая Родина!».

Освоение регионального содержания рассматривается через реализацию системно-деятельностного подхода, когда дети не просто усваивают сведения из истории своего села, а проживают реальные эмоциональные события. В связи с этим в ДОУ организована презентация детской книги «Песенка-чудесенка» шипуновской поэтессы В.Ю. Золотаревой (председателя районного клуба «Созвучие», автора нескольких книг). До запланированной встречи дети ознакомились с содержанием книги, по мотивам стихотворений создали рисунки, которые стали иллюстрациями в книге, а на встрече дети прочли полюбившиеся стихотворения. Трудно переоценить важность такого – двустороннего – живого диалога автора и читателя. Беседа коснулась не только литературных аспектов, но наглядно ребята почувствовали взаимосвязь литературы с жизнью – с той жизнью, которая их повседневно окружает. Так дети познают особенности культуры своего села, проявляют искренне заинтересованное внимание к людям, которые живут рядом и прославляют родное.

Традиционно в Шипуновском районе, ко Дню народного единства, проводится фестиваль патриотической песни «Пою моё Отечество» вокальная группа «Росиночка» представила художественный номер «Я живу в России». Кроме того, активная жизненная позиция детей, педагогов и родителей, формируется через организацию и участие во многих конкурсах. Например — Зимняя районная спартакиада «Папа, мама, я — спортивная семья!», районный конкурс декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Рождественская звезда», районный конкурс декоративно-прикладного и изобразительного, технического творчества «Созвездие чудес нерукотворных», всероссийская занимательная викторина «Сказки водят хоровод», «Времена года» и др. В целом, за указанный период, 150 детей приняли участие в различных конкурсах и фестивалях, все имеют дипломы победителей или сертификаты участников. Являясь участником разных видов деятельности, ребенок социализируется, осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, растет духовно и физически.

Посещая дошкольное образовательное учреждение «Сказка», каждый ребенок получает возможность полноценно развиваться, быть участником в специфически детских видах деятельности: игровой и продуктивной, двигательной и познавательно-исследовательской, проживать замечательный возрастной период «детство», а не готовиться к дальнейшей жизни.

Результаты работы по инновационной теме «Реализация регионального компонента в образовательной деятельности ДО» рассматриваются как целевые ориентиры, которые представляют собой социально — нормативные возрастные характеристики достижений детей на этапе завершения уровня дошкольного образования. Проявляют патриотические чувства, ощущают гордость за свою малую родину и её достижения; имеют первичные представления о семье, традиционных семейных ценностях; обладают начальными представлениями о природном и социальном мире, в котором они живут.

Следующая >

Кружковая работа как способ реализации национально-регионального компонента программы

Обычно кружковая деятельность в садике организовывается по решению руководства и родителей воспитанников. В начале учебного года или в конце предыдущего делается опрос по поводу необходимости дополнительного образования для деток в виде кружков во второй половине дня. Это могут быть разные направления, в том числе – изучения языка, народных промыслов, творчества, истории края.

Это все не должно происходить стихийно, как нам захочется. Но, по желанию воспитателя, он может инициировать создание кружка и вести его, если утвердит сие желание руководство. По моему опыту, народных кружков почти не наблюдается, дети вне программы дополнительно занимаются иностранными языками, танцами, спортом, также практикуется кружок по грамоте, счету.

Вывод: региональный компонент отдельно не прописывается, а в рамках ежедневной образовательной программы, но возможно, по желанию вести кружок по национальному направлению.

Надеюсь, ответила на вопрос? Если что не так, пишите, дополню информацию или уточню. Подписывайтесь на обновления и делитесь статьей с друзьями. До встречи!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]