Билет № 2. Образовательные программы дошкольного образования, виды образовательных программ


Образовательная программа в ДОУ

Бабаева Наталия Владимировна .

Образовательная программа в ДОУ

1 Образовательная программа: понятие, структуры

Образовательная программа – документ в виде нормативного текста, в котором определены цели и ценности образования на соответствующей его ступени, пути их достижения, содержание образования определенного уровня и направленности, объем допустимой нагрузки на учащихся и требования к уровню их подготовки. Образовательная программа показывает, как с учетом конкретных условий в образовательном учреждении создается собственная модель обучения, воспитания и развития учащихся. Образовательная программа школы является сугубо индивидуальной, так как призвана учитывать потребности конкретных обучаемых, их родителей.

Структура образовательной программы представлена в форме модулей. Количество и содержание модулей образовательным учреждением определяется самостоятельно исходя из специфики образовательного процесса и условий его организации.Набор модулей: цели и ценности образовательной программы; адресность образовательной программы; учебный план образовательного учреждения; учебно-программное обеспечение, учебные программы; освоение ФГОС; программы внеурочной деятельности, система воспитания; организационно-педагогические условия образовательного процесса; технологии образовательного процесса; ожидаемые результаты освоения образовательной программы; система диагностики результатов освоения образовательной программы; общественно-государственное управление; организационно-методические условия образовательного процесса; образовательный кодекс.

Содержание образовательной программы формируется с учётом требований ФГОС к ступеням общего образования, образовательных запросов обучающихся и родителей, социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

Образовательная программа ДОУ рассматривается как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника и учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или)

психическом развитии детей.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей

Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, работающем по основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных образовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или)

психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

II часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса,отражает: видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или)

психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется
образовательный процесс.
Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65 % до 80 % времени пребывания детей в группах с 12-часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса — не более 20 % общего объема Программы.

2 Вариантность образовательных программ для детей дошкольного возраста

Основные программы для ДОУ: комплексные (общеразвивающие)


программы, направленные на формирование у ребенка общеуниверсальных способностей и развитие их до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества («Радуга»
,
«Развитие»
, Истоки»,
«Детство»
,
«Из детства в отрочество»
и др.); специализированные
(парциальные, локальные)
включают в себя одно или несколько направлений развития ребенка (
«Гармония»
,
«Синтез»
,
«Я-человек»
,
«Юный эколог»
,
«Детская одаренность»
,
«Музыкальные шедевры»
и др.). Дополнительные
программы для ДОУ – программы по одному или нескольким направлениям для оказания дополнительных услуг за рамками основных образовательных программ в студиях, кружках, и т д.
Внедрение новых нормативных документов обусловило значительные перемены в организации образовательной работы современного детского сада, а именно самостоятельную деятельность учреждения по разработке основной общеобразовательной программы. Однако в научной и методической литературе достаточно подробно представлены особенности разработки обязательной части основной программы дошкольного образования: определена ее структура, прописано необходимое содержание каждой структурной единицы. При этом проблема разработки части, формируемой участниками образовательного процесса (вариативной, почти не рассматривается. Разработка данной части – это творческая работа педагогов, и воспитатели вольны самостоятельно выбирать структуру и содержательное наполнение своей части программы, ориентируясь на ранее существовавшие требования к документам подобного рода.

Вариативность остается одним из главных признаков нового периода в развитии программно-методического обеспечения системы дошкольного образования в обязательной части, которая разрабатывается на федеральном уровне и реализуется всеми дошкольными образовательными учреждениями. Она отражается в выборе тем, форм, средств и методов образования с учетом индивидуальных особенностей развития воспитанников. В части, формируемой участниками образовательного процесса, — через дополнительный объем и содержание дошкольного образования при реализации приоритетных направлений деятельности и специфику осуществления образовательного процесса. Вариативная часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает вариативность современного дошкольного образования, и составляет не более 40% от ее общего объема,так как отражает: видовое разнообразие учреждений системы дошкольного образования; наличие приоритетных направлений деятельности детского сада, обеспечивающих развитие интегративных качеств дошкольников и равные стартовые возможности для дальнейшего обучения детей в общеобразовательных учреждениях; особенности проведения санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур в конкретном детском саду с учетом условий, которыми располагает учреждение; особенности физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей конкретной группы с учетом их интересов, желаний, потребностей и способностей, а также запросов родительской общественности; специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс конкретного ДОУ.

Таким образом, программа должна показать как с учетом конкретных условий, происходит обновление содержания образовательной деятельности детского сада.

Перед коллективом встала задача разработать вариативную часть со следующими приоритетными направлениями: нравственно-патриотическим, экологическим, физкультурно-оздоровительным и социальным (ПДД, которые были названы, как самые важные в воспитательно-образовательном процессе, при опросе родителей и утверждены педагогами на пед. совете.

3 Участники процесса реализации образовательных программ

Участниками образовательного процесса ДОУ являются воспитанники, их родители (законные представители, педагогические работники. При приеме детей в ДОУ последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей)

с уставом, лицензией на осуществление
образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Установление платы, взимаемой с родителей (законных представителей)
за содержание ребенка в ДОУ, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отношения между ДОУ и родителями
(законными представителями)
регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. Отношения воспитанника и персонала ДОУ строятся на основе сотрудничества, уважения личности воспитанника и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями. Порядок комплектования персонала ДОУ регламентируется его уставом. Права работников ДОУ и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской Федерации, уставом и трудовым договором.

4 Роль родителей в осуществлении задач дошкольного образования

В настоящее время российское дошкольное образование переживает сложный, по сути, переломный период в своей истории. Повод для грядущих перемен хорошо известен педагогам и родителям — это изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»

и сопутствующий ему Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования. В законе предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка. В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть и на взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья — детский сад»
для их равноправного и заинтересованного партнёрства.

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Историко-педагогический анализ и анализ научно-исследовательской литературы по данной теме свидетельствует о том, педагоги дошкольного образования уже много лет изучают аспект взаимодействия семьи и ДОУ, и пришли к выводу, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома — просмотр мультфильмов и прогулка.

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии. Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать. Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет постоянно поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (ст. 63-67)

«родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей». В Федеральном законе
«Об образовании в Российской Федерации»(ст. 44, 45)
говорится о том, что «родители
(законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления,
образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям)
несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

Ведущая цель взаимодействия детского сада и семьи — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей: изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области)

; поощрение родителей за внимательное отношение к
разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Основные направления и формы работы с семьей:

-Взаимопознание и взаимоинформирование.

-Стенды.

-Непрерывное образование воспитывающих взрослых.

-Мастер-классы.

-Совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

-Семейные праздники.

-Проектная деятельность.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показывает, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка.

5 Проект «путеводителя для родителей»

Проект «путеводителя для детей дошкольного возраста и их родителей «Я, моя семья, мой город»

Цель создания путеводителя: формировать у ребенка собственный образ родного города.

Задачи путеводителя:

-формировать систему знаний ребенка по географии, истории, культуре родного города;

-воспитывать патриотизм и гражданские чувства у ребенка на основе развития интереса к истории своей семьи, истории родного города;

-способствовать формированию позиции субъектов деятельности у ребенка и каждого члена семьи;

-приобщать к культуре своего народа, традициям семьи;

-повышать ценность семьи в глазах ребенка;

-способствовать установлению доверительных отношений ребенка и близких ему членов семьи, эмоциональному сближению с ними;

-содействовать развитию связной речи ребенка и пополнению его активного словарного запаса.

Проблемы, на решение которых направлено создание путеводителя

-тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка;

-распад межпоколенных связей, исчезновение семейных традиций;

-эмоциональное неблагополучие ребенка, приводящее к стрессам, неврозам, агрессивности у детей;

-искаженные представления о смысле человеческой жизни, истинных ценностях у молодого поколения воспитывающих взрослых и, как следствие, трудности в воспитании у подрастающего поколения духовно-нравственных жизненных ориентиров, в том числе патриотизма и гражданственности;

-нехватка методических материалов для педагогов города по изучению с детьми истории, географии, культуры города;

-отсутствие доступной литературы с разработками для родителей по изучению с детьми истории города и, как ее части, семейной истории, возрождению семейных традиций и передачи их своим детям.

Путеводитель предназначен

-для детей дошкольного возраста и их родителей, бабушек и дедушек;

-может также использоваться родителями в работе с детьми младшего школьного возраста;

-будет интересен воспитателям детских садов, социальным педагогам, координаторам по работе с семьей, учителям начальных классов;

-может служить хорошим средством расширения представлений о семье у детей в патронатных семьях, а также средством наиболее успешной адаптации приемных детей в семье.

Особенности путеводителя

-опора на личный опыт детей, полученный ими в практической деятельности;

-доступность материала для детей дошкольного возраста (отсутствие большого количества сведений энциклопедического характера)

;

-максимальная включенность родителей в работу по ознакомлению дошкольников с родным городом;

-интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание путеводителя:

Историческая справка;

Семейная летопись;

Нам есть чем гордиться;

Традиции города в нашей семье.


Структура образовательной Программы дошкольного образования

Как было показано в прошлом материале «Что такое федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)» федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», включает в себя требования к:

  • структуре образовательной Программы дошкольного образования и ее объему;
  • условиям реализации образовательной Программы дошкольного образования и
  • результатам освоения образовательной Программы дошкольного образования.

Рассмотрим в данном материале особенности первого из указанных требований ФГОС ДО — требования к структуре образовательной Программы дошкольного образования и ее объему.

Требования ФГОС ДО к структуре образовательной Программы дошкольного образования

Образовательная Программы дошкольного образования определяет:

  • содержание и
  • организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Образовательная Программы дошкольного образования обеспечивает:

  • развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и
  • должна быть направлена на решение задач, определенных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).

Структурные подразделения (группы) в одной образовательной организации дошкольного образования:

  • могут реализовывать разные образовательные Программы дошкольного образования.

Образовательная Программы дошкольного образования формируется как программа:

  • психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,
  • развития личности детей дошкольного возраста и
  • определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования — объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Образовательная Программы дошкольного образования направлена на:

  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития,
  • развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Образовательная Программы дошкольного образования разрабатывается и утверждается:

  • образовательной организацией дошкольного образования самостоятельно
  • в соответствии с ФГОС ДО и с учетом Примерных программ дошкольного образования.

При разработке образовательной Программы дошкольного образования образовательная организация дошкольного образования определяет:

  • продолжительность пребывания детей в образовательной организации дошкольного образования,
  • режим работы образовательной организации дошкольного образования в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности,
  • предельную наполняемость групп в образовательной организации дошкольного образования.

Образовательная организация дошкольного образования может разрабатывать и реализовывать в группах образовательной организации дошкольного образования различные образовательные Программы дошкольного образования с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе:

  • групп кратковременного пребывания детей,
  • групп полного и продленного дня,
  • групп круглосуточного пребывания,
  • групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет,
  • в том числе разновозрастных групп.

Образовательная Программа дошкольного образования может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в образовательной организации дошкольного образования.

При круглосуточном пребывании детей в группе реализация образовательной Программы дошкольного образования осуществляется не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей.

Содержание образовательной Программы дошкольного образования:

  • должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

    социально-коммуникативное развитие;

  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие детей образовательной Программы дошкольного образования направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая:

  • моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации дошкольного образования;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие образовательной Программы дошкольного образования предполагает:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие образовательной Программы дошкольного образования включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие образовательной Программы дошкольного образования предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие образовательной Программы дошкольного образования включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

  • двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
  • способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание указанных образовательных областей образовательной Программы дошкольного образования зависит:

  • от возрастных и индивидуальных особенностей детей,
  • определяется целями и задачами образовательной Программы дошкольного образования и
  • может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).

Содержание образовательных областей образовательной Программы дошкольного образования:

  • в младенческом возрасте (2 месяца — 1 год):

    непосредственное эмоциональное общение с взрослыми, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

  • в раннем возрасте (1 год — 3 года):
      предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
  • экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
  • для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет):
      ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и
  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
  • Содержание образовательной Программы дошкольного образования должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

    • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
    • характер взаимодействия со взрослыми;
    • характер взаимодействия с другими детьми;
    • система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

    Образовательная Программа дошкольного образования состоит:

    • из обязательной части и
    • части, формируемой участниками образовательных отношений.

    Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

    Обязательная часть образовательной Программы дошкольного образования предполагает:

    • комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях ФГОС ДО.

    В части образовательной Программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений:

    • должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений образовательные Программы дошкольного образования, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (парциальные образовательные программы),
    • методики, формы организации образовательной работы.

    Объем образовательной Программы дошкольного образования

    Объем обязательной части образовательной Программы дошкольного образования рекомендуется:

    • не менее 60% от ее общего объема;
    • части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

    Образовательная Программа дошкольного образования включает три основных раздела:

    • целевой,
    • содержательный и
    • организационный,

    в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

    Целевой раздел образовательной Программы дошкольного образования включает в себя:

    • пояснительную записку и
    • планируемые результаты освоения Программы.

    Пояснительная записка образовательной Программы дошкольного образования должна раскрывать:

    • цели и задачи реализации Программы;
    • принципы и подходы к формированию Программы;
    • значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

    Планируемые результаты освоения образовательной Программы дошкольного образования:

    • конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также
    • особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.

    Содержательный раздел образовательной Программы дошкольного образования представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

    Содержательный раздел образовательной Программы дошкольного образования должен включать:

    • описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
    • описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
    • описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

    В содержательном разделе образовательной Программы дошкольного образования должны быть представлены:

    • особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
    • способы и направления поддержки детской инициативы;
    • особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
    • иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

    Часть образовательной Программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательных отношений может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

    Данная часть образовательной Программы дошкольного образования должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

    • специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
    • выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
    • сложившиеся традиции образовательной организации или группы.

    Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в образовательную Программу дошкольного образования, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Данный раздел образовательной Программы дошкольного образования должен содержать:

    • специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья,
    • в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей,
    • использование специальных образовательных программ и методов,
    • специальных методических пособий и дидактических материалов,
    • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и
    • осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

    Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

    • обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
    • освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

    Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны:

    • учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

    В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей:

    • выделение данного раздела не является обязательным;
    • в случае же его выделения содержание данного раздела определяется образовательной организацией самостоятельно.

    Организационный раздел образовательной Программы дошкольного образования должен содержать:

    • описание материально-технического обеспечения Программы,
    • обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также
    • особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
    • особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

    В случае если обязательная часть образовательной Программы дошкольного образования соответствует примерной программе:

    • она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную Программу.

    Обязательная часть образовательной Программы дошкольного образования:

    • должна быть представлена развернуто в соответствии с ФГОС ДО, в случае если она не соответствует одной из примерных Программ.

    Часть образовательной Программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательных отношений:

    • может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

    Дополнительным разделом образовательной Программы дошкольного образования является:

    • текст ее краткой презентации;
    • краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей детей и доступна для ознакомления;
    • в краткой презентации Программы должны быть указаны:

      возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа образовательной организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

    • используемые Примерные программы;
    • характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

    В следующем материале будут рассмотрены требования ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования.

    Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

    ПРАВО НА ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16»

    ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

    на заседании педагогического приказом заведующего МБДОУ

    совета от «____»______ 20___г. «Детский сад комбинированного вида № 16»

    №____ от «___»_____» 20___г. №______

    И.И.Федюшина

    П О Л О Ж Е Н И Е

    об Основной образовательной программе

    МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 16»

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12, приказом № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 16» .

    1.2. Дошкольное образовательное учреждение (далее ДОУ) самостоятельно разрабатывает и реализует образовательную программу на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, основных общеобразовательных программ дошкольного образования, согласно условиям, целям и задачам своей деятельности.

    1.3. Образовательная программа ДОУ (далее Программа) принимается педагогическим советом образовательного учреждения и утверждается приказом руководителя.

    1.4. Образовательная программа ДОУ направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

    1.5. Освоение образовательной программы ДОУ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

    2. Цели и задачи Программы:

    2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

    2.2. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

    Задачи:

    1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

    2. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

    3. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее

    — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

    4. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

    5. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

    6. формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

    7. обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

    8. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

    9. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

    2.3. Структурные подразделения в одном учреждении могут реализовывать разные образовательные программы.

    2.4. Образовательная программа ДОУ формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

    2.5. В Образовательной программе ДОУ определена продолжительность пребывания детей в ДОУ, режим работы, предельная наполняемость групп.

    3. Содержание и структура Образовательной программы ДОУ.

    3.1. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах детской деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

    — социально-коммуникативное развитие;

    — познавательное развитие;

    — речевое развитие;

    — художественно-эстетическое развитие;

    — физическое развитие.

    3.2. В содержание Программы указываются аспекты образовательной среды:

    — предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

    — характер взаимодействия со взрослыми:

    — характер взаимодействия с другими детьми;

    — система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

    3.3. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми для реализации федерального государственного образовательного Стандарта дошкольного образования.

    1) В Обязательной части раскрывается комплексность подхода, для обеспечения развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом, физическом развитии):

    2) Часть формируемая участниками образовательных отношений

    — представлена выбранными и/ или разработанными самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы, специфику национальных, социокультурных условий, традиции учреждения, группы.

    3.4. Объем обязательной части Программы занимает не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%

    3.5. Образовательная программа ДОУ содержит три основных раздела:

    1. Целевой

    2. Содержательный

    3. Организационный

    В каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

    Целевой раздел состоит из:

    • Пояснительной записки, в которой раскрываются цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию Программы; значимые для разработки и реализации Программы характеристики особенностей развития детей.

    • Планируемые результаты освоения программы — конкретизируются требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной и части формируемой участниками образовательных отношений

    Содержательный раздел раскрывает общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей и включает:

    • Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, содержит перечень используемых вариативных примерных основных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

    • Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

    • Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей;

    В содержательном разделе представлены:

    • Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

    • Способы и направления поддержки детской инициативы;

    • Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

    3.6. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу и содержит специальные условия, механизмы адаптации Программы, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.

    Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и/ или режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды.

    3.7. В случае, если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть представляется развернуто, в случае если она не соответствует одной из примерных.

    3.8. Часть Программы формируемая участниками образовательных отношений может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

    3.9. Рабочие учебные программы по образовательным областям разрабатываются в соответствие с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, парциальными программами и с учетом регионального компонента.

    4. Презентация Программы.

    4.1. Дополнительным разделом Программы является текс ее краткой презентации.

    4.2. Краткая презентация ориентирована на родителей (законных представителей) и размещается на сайте ДОУ.

    4.3. Структура Презентации:

    • Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа;

    • Используемые Примерные программы;

    • Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

    5. Механизм реализации образовательной программы.

    5.1. На заседании педагогического совета (август) рабочие программы принимаются и утверждаются.

    5.2. Руководитель утверждает по образовательному учреждению перечень учебных программ и разрешает их реализацию в текущем учебном году. Основанием для приказа является решение педагогического совета. Ответственность за работу педагогического совета и издания приказа возлагается на руководителя дошкольного учреждения.

    5.3. Учебно-методические комплекты (далее УМК), необходимые для организации образовательного процесса выбираются педагогами ДОУ из Федерального перечня, рекомендованного Министерством образования и науки РФ и региональными органами управления образования.

    5.4. Педагоги ставят в известность родителей (законных представителей) об использовании УМК.

    6. Сроки реализации Образовательной программы ДОУ.

    6.1. Образовательная программа ДОУ разрабатывается на срок 1 год.

    6.2. В ходе реализации Программы возможны изменения, вызванные технологизацией процесса обучения, необходимостью обновления

    содержания образования, внедрением новых методик. Ежегодно утверждаемые учебные планы, программы, если они не меняют в корне концепцию и направленность дошкольного образования, приоритетные направления образовательной деятельности, являются дополнениями к образовательной программе.

    7. Организация контроля за реализацией образовательной программы.

    7.1. Контроль выполнения учебных программ, программ дополнительного образования педагогами и освоение их воспитанниками осуществляется заместителем заведующего в соответствии с должностными обязанностями не менее двух раз в год и организуется в соответствии с положением о системе мониторинга качества образовательного процесса.

    7.2. Общее руководство реализацией образовательной программы ДОУ осуществляется руководителем. Вопросы о ходе реализации рассматриваются на административных совещаниях, заседаниях педагогического совета.

    7.3. Ответственность за реализацию образовательной программы возлагается на администрацию ДОУ.

    7.4. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение несет ответственность, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетентности, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования выпускников ДОУ, а также за жизнь, здоровье воспитанников, работников образовательного учреждения.

    7.5. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод воспитанников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников, нарушение требований к учреждению и осуществлению образовательной деятельности образовательное учреждение и его должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Срок действия настоящего положения: до внесения изменений в законодательные акты, регламентирующие организацию образовательной деятельности

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]