Занятие по речевому развитию в средней группе детского сада на тему: Перелётные птицы
Тема: «Перелётные птицы».
Цель:
Учить составлять рассказ – описание и вводить его в повествовательный текст; Учить пересказывать текст, подбирать слова – признаки и слова – действия к предмету; Расширение и активизация словаря по теме: «Птицы»; Понимать причинно – следственные связи в явлениях природы; Развивать память, внимание, мышление, применять знания в практике речевого общения.
Оборудование:
предметные картинки по теме «Птицы», мяч, распечатка (Воробьёва с. 24)
1.Орг. момент: Сядет тот, кто вспомнит перелётных птиц. -Какие перелётные птицы живут у нас? -Видели ли вы, как улетают птицы? Какие птицы уже улетели? -Почему перелетный птиц называют гостями? -Почему первыми прилетают грачи и улетают тоже? -Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. Что это за птица? (грач).
2. Послушайте рассказ. Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края. У нашего окна опустело гнездо ласточек. Не видно скворцов. Но ещё не улетели грачи. По вечерам они собираются в шумные стаи – обучают птенцов полёту. То грачи несутся сомкнутым строем, то разлетаются в разные стороны. Далеко слышен многоголосый крик грачей. Они готовятся в далёкий путь.
3.Беседа. -Куда от нас улетают перелётные птицы? -Какие птицы уже покинули свои гнёзда? -Какие птицы ещё не улетели? -Как они собираются в далёкий путь?
4. «Скажи иначе»
- Осенью птицы улетают на юг (в тёплые края).
- В гнезде не видно ласточек (гнездо ласточек опустело).
- Нет нигде скворцов (не видно скворцов).
- По вечерам грачи слетаются (собираются) в шумные стаи.
- Грачи быстро летят (несутся) сомкнутым строем.
- Птицы поднимаются (взмывают) высоко в небо.
- Птицы собираются (готовятся) в далёкий путь.
5.Игра «Дружные слова» -Грачи какие? (чёрные, шустрые, весёлые, дружные, полезные, перелётные, заботливые). -Грачата какие? (чёрные, маленькие, крикливые, неопытные)
6.Подвижная игра (физминутка) Дети изображают, как грачи учатся летать: разводят руки в стороны, поднимают до уровня плеч – вдох через нос, опускают руки – выдох. Высоко в небо взлетели грачи – выполняют частые движения руками с подъёмом рук вверх; упали вниз – «бросают» руки, резко опускают их вниз, приседают.
7.Составление рассказа – описания о граче по плану:
- Кто это?
- Величина.
- Чем покрыто тело и цвет оперения?
- Части тела птицы.
- Семья.
- Чем питается?
- Какую пользу приносит?
8.Работа с распечаткой (Воробьёва с. 24)
9.Итог занятия.
Домашние задания по теме «Перелётные птицы».
1.Родителям рекомендуется: Познакомить детей с перелётными птицами (журавлём, гусем, уткой, соловьём, ласточкой, грачом); Объяснить, почему они называются перелётными, рассказать, куда и когда они улетают и почему (птицы улетают не потому, что им холодно зимой, а потому, что им нечем питаться, т.к. они едят насекомых или лягушек); Обратить внимание на тех птиц, которые остаются с нами зимовать. 2.Игра «Улетают – не улетают» Взрослый называет птицу, а ребёнок отвечает – улетает она или нет на зиму. 3.Выучить или близко к тексту уметь пересказать рассказ. Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края. У нашего окна опустело гнездо ласточек. Не видно скворцов. Но ещё не улетели грачи. По вечерам они собираются в шумные стаи – обучают птенцов полёту. То грачи несутся сомкнутым строем, то разлетаются в разные стороны. Далеко слышен многоголосый крик грачей. Они готовятся в далёкий путь. 4.Нарисовать или наклеить картинки перелётных птиц. Подписать описание к каждой по плану: кто это?, величина, цвет оперения, части тела, чем питается, какую пользу приносит.
Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе на тему «Перелетные птицы»
Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах.
Задачи по ОО:
ОО «Познавательное развитие» Расширять и обогащать знания детей о перелетных птицах и особенностях их гнездования; выработать и закрепить правила поведения в природе.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» Формировать умение работать сообща, воспитывать внимательное и бережное отношение к живому (птицы).
ОО «Физическое развитие» Закреплять умение действовать по сигналу. Обеспечить максимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности (выполнение действий по инструкции).
ОО «Речевое развитие» Развивать связную речь по теме, совершенствовать звукопроизношение и грамматический строй (словоизменение, употребление предложно-падежных форм). Пополнять номинативный (названия перелетных птиц: аист, дрозд, жаворонок, ласточка, славка, трясогузка, грач, скворец, зяблик, малиновка, пеночка, каменка) и предикативный (петь, летать, вить, выводить, высиживать, строить, клевать) словарь детей.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» Формировать интерес к музыке в природе через слушание записи голосов птиц.
Предварительная работа: беседы с показом иллюстраций перелетных птиц и знакомством с особенностями их гнездования; чтение художественной литературы по теме, знакомство с правилами поведения в природе.
Оборудование: запись пения птиц, 2 мольберта, указка, мяч, схемы «Измени слово», «Где предмет?», надписи названий птиц, разделенные на две части; вывески для физ. минутки: «Парк», «Улица», «Береза», «Поляна», «Поля»; коробка с ветками, листьями, сухой травой, соломой, камнями, перьями, мхом, глиной.
Ход:
1. Орг.момент.
Дети в кругу на ковре. Звучит пение птиц. П.: Ребята, что это? Д.: Это поют птицы. П.: А почему они поют? Д.: Потому что пришла весна, стало тепло, и птицы вернулись в родные края. П.: Верно, а почему птицы вернулись сейчас, весной? Д.: Потому что появляются насекомые и у птиц будет корм. П.: Ребята, а каких перелетных птиц вы знаете? Ответы детей. П.: Ребята, сегодня Ваня принес в детский сад интересную коробку, давайте заглянем в нее! Дети с педагогом разглядывают содержимое коробки. П.: Кому уже все это пригодиться? Д.: Птицам! П.: Верно, а каким именно мы узнаем по ходу нашего разговора.
2. Д/игры «Измени слово».
П.: Чтобы раздать птицам содержимое коробки, потренируемся изменять названия птиц. Дети (2-3 человека) изменяют слово по падежам, следуя схеме: например, есть соловей, нет соловья, иду к соловью, вижу соловья, думаю о соловье, любуюсь соловьем. П.: Молодцы, поиграем еще? Дети стоят к кругу на ковре. П.: Мяч лови и отвечай, Отвечай и не зевай! Что умеет делать птица?
3. Д/игра «Что умеет птица?»
Д.: летает, поет, вьет, высиживает, откладывает, выводит, строит, выстилает, утепляет, клюет, прыгает и др.
4. Д/упр. «Где птица?»
П.: Поиграем со скворцом и его домиком – как он называется? Д.: Скворечник. П.: Назовите, где скворец относительно скворечника, грач относительно гнезда, пользуясь нашей схемой: П.: Вы, наверное, устали? И поэтому все встали! Каких птиц называют вестниками весны? Д.: Грачей. П.: Превращаемся в грачей и «летаем» по группе, читая вывески и слушая мои инструкции.
5. Физ. минутка.
По группе развешаны таблички: Парк, Улица, Береза, Поляна, Поля. Педагог направляет детей, произнося фразы, а дети следуют по маршруту и выполняют инструкции:
- Ранней весной грачи вернулись в Парк.
- На Улице стало шумно от громкого крика грачей – «грак!, грак!»
- На верхушке Березы грачи ремонтируют прошлогодние гнезда.
- На просторной Поляне грачи и грачихи собирают сухую траву для выстилки гнезд.
- На распаханных Полях грачи собирают жуков, личинок, червяков.
П.: Отдохнули, полетали и названия птиц в слова собрали.
6. Д/упр. «Сложи слово».
Посмотрите, на мольбертах начало слова и конец, вы части слова соберите, и название птицы прочтите. Дети подходит к мольбертам и складывают слоги в слова: Пе – ночка, а – ист, ка – менка, трясо – гузка, мали – новка, жаво – ронок, слав – ка, зяб – лик, лас – точка, скво – рец. П.: Какие птицы к нам прилетели? Дети читают получившиеся слова. П.: Пришло время помочь птицам, заглянем к коробочку и подарим каждой птичке то, что ее пригодится для строительства гнезда.
7. Д/игра «Кому подарок?»
Дети достают по одному предмету и «раздают» птицам, объясняя свой выбор: Камни – каменке, глина – ласточке, ветки – аисту, перья – пеночке, трава, солома – жаворонку, славке, мох – зяблику, листья – скворцу, малиновке, трясогузке.
8. Итоги.
Звучит пение птиц. Дети сидят на ковре. П.: Как радостно поют птицы! Скажите, чему они радуются? Д.: Они вернулись в свои гнезда, у них есть все для ремонта и строительства своих жилищ. П.: Верно, птицы благодарят вас, ребята, и всегда рады видеть вас в лесах, парках, скверах, только нужно помнить о правилах поведения. А вы их знаете? Д.: Нельзя шуметь, кричать, рвать листья, цветы, ломать ветки, разорять гнезда и т.п. П.: Вы правы, а наше путешествие с птицами подошло к концу, молодцы!
Иванова Анна Владимировна Учитель-логопед, МДОУ «Детский сад №176» г. Ярославль