ТРИЗ технологии в обучении детей среднего дошкольного возраста рисованию


ТРИЗ технологии в обучении детей среднего дошкольного возраста рисованию

С помощью речи дошкольник выражает отношение к своему рисунку, например его эстетическую оценку.

Речь постепенно начинает контролировать, планировать и регулировать процесс рисования, помогая ребенку стимулировать и воплотить замысел. Малыш рисует, что получится, затем в речи называет изображенное. На вопрос: «Что ты рисуешь?» — отвечает: «Нарисую, тогда узнаешь». Появление замысла связано с тем, что речь переходит с конца процесса рисования на его начало и дает дошкольнику возможность заранее определить, что он будет рисовать. Но определение темы рисунка недостаточно для того, чтобы был создан и воплощен замысел. Для воплощения замысла необходимо выделить его содержание, отобрать материалы, наметить последовательность работы, оценить результат с точки зрения того, насколько полно осуществлен замысел.

Замыслы младших дошкольников очень неустойчивы. Внешние раздражители, возникшие трудности заставляют ребенка отказаться от первоначальной цели.

Старший дошкольник не только констатирует результат рисования и формулирует замысел, но и реализует его. Но без специального обучения замыслы детей даже в 5-7 лет часто не детализированы и развиваются по мере создания изображения.

Воплощение замысла, кроме того, что оно определяется умением спланировать этот процесс, связано с наличием полных представлений об окружающем, а также с уровнем развития ручной умелости.

Реализация замысла, самостоятельное нахождение средств для его воплощения, новое оригинальное решение в создании образа характеризуют проявления творчества в детском рисовании.

В то же время речь может отрицательно влиять на оригинальность рисунка. Называние определенным словом фигуры не дает ребенку возможности зрительно проанализировать ее очертания и побуждает к повторению известного графического шаблона, когда дом изображается как соединение квадрата с треугольником сверху.

По мере освоения изобразительной деятельности у ребенка создается внутренний идеальный план действия, который отсутствует в раннем детстве. Поэтому важно отметить, что изменения, происходящие в психике ребенка в процессе рисования, имеют, гораздо более важное значение, чем сам рисунок.

Рисование, отражая знания и представления ребенка о действительности, в то же время помогает ему освоить, является средством познания. Целенаправленное обучение изобразительной деятельности определит содержание детских рисунков, которое обусловлено постепенным освоением технических умений и навыков. Например, дети третьего года жизни рисуют дорожки, ниточки к шарикам, учась изображать прямые линии. В начале дошкольного возраста в рисунках все чаще появляется изображение человека, что, видимо, тоже связано с обучающими моментами. Примерно до 5 лет ребенок рисует одни и те же предметы, которые взрослые его научили изображать. После 5 лет, также при помощи взрослого, дети начинают преодолевать сложившиеся шаблоны. Подолгу рисуя, они создают огромное количество рисунков, отражая все, что происходит на земле, на воздухе и на море. В содержание рисунков теперь входят сюжеты любимых сказок, эпизоды их собственного опыта, образцы, увиденные на картинках, в фильмах. Словом, в рисовании наблюдается та же тенденция, что и в развитии игры и сочинительства: причудливые переплетения реального и фантастического. Появляются игры с продолжением, придумываются и изображаются продолжающиеся истории. Полюбившиеся персонажи изображаются неоднократно в разных ситуациях, ребенок «обустраивает» их быт, рисует происходящие с ним события.

ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников

Эффективнымисредствами

для решения задач по развитию творчества детей дошкольного возраста является следующий
стиль работы:
— соблюдение планомерности, постепенности в занятиях, систематичности;

— создание необходимых условий для применения знаний, умений, навыков, полученных на занятиях, в повседневной жизни;

— позиция ребёнка, при которой он имеет возможность свободно и активно действовать на занятии и вне занятий

-прежде чем познакомить детей с элементами ТРИЗ, взрослому нужно самому, «прочувствовать» этот инструмент и быть творческой личностью.

Прежде чем начать свою работу, был поведен тест креативности (предлагается дорисовать фигуры: круг, квадрат, цель которого — определить уровень развития креативности у ребёнка. Выявив уровень развития творческого воображения у детей, была разработана серия занятий с использованием элементов ТРИЗ. Серия занятий: «Необычный зоопарк»(МРО, «Нарисуй противоположности», «Волшебники», «Дед жара» (противоречия, «Украсим платье для весны», «Одежда» (ММА, «На что похож ёж» (аналогия, «Клоуны»(противоречия, «Если бы я был птицей» (эмпатия).»Что может танк»(ВПР).

Я использую следующие инструменты ТРИЗ, которые помогают детям постигать диалектические закономерности:

1. Методы решения изобретательских задач (системный анализ, ресурсы, вепольный анализ.

2. Методы активизации творческого воображения (синектика, морфолгический анализ, моделирование маленькими человечками, метод проб и ошибок, метод мозгового штурма). 3Синектика (прямая аналогия, личностная аналогия, фантастическая аналогия).4Противоречия (принцип динамичности, копирования, «наоборот», дробления).

Использовала в работе игры по системе ТРИЗ (игры на знакомство с противоречиями, на нахождение внешних ресурсов, системного анализа, функционально-стоимостного анализа) и проблемные ситуации.

Основыными приемами, которые я использую в своей работе являются:

ТПФ (типовые приёмы фантазирования) и РТВ (развитие творческого воображения), которые предлагаю вашему вниманию.

Антропоморфизм

.
Когда очеловечиваем природные объекты.
Например, «в далёкой стране жил злой волшебник, который очень не любил людей. В одно далеко не прекрасное утро ему надоело слушать смех и гомон, он взял и превратил всех людей в деревья. У вас, ребята, есть возможность расколдовать их, но с условием — нужно отгадать, какого человека в какое дерево волшебник превратил».

Дети рассматривают картинки с изображением деревьев и вносят предположения, какой человек, в какое дерево был превращён. Дуб представляется богатырём, тяжелоатлетом, даже культуристом, спортсменом, потому что он большой, кряжистый, сильный. Рябина – хозяюшка, потому что кормит птиц зимой ягодами, или модница, потому что наряжается в яркие бусы. Ёлку в последний раз назвали Золушкой, потому что в жизни она простая, а на Новый год её наряжают, как принцессу.

Семинар — практикум для педагогов ДОУ «Технология «ТРИЗ»»

В дошкольном детстве дети любят создавать что – то новое и очень этим гордятся. Однако, наблюдая за детьми в группе, мы не редко замечаем, что не все работы отличаются самостоятельностью, оригинальностью и проявлением творческих способностей.

Как развить у детей творческое начало, как помочь ребенку, какие условия создать для его творческого роста, для того, что бы ребенок ни терялся, а радовался, оставшись один на один со сложной задачей.

(Слайд) В этой работе используйте «Технологию решения изобретательских задач», которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ — педагоги это: — формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности, а именно, развитие у воспитанников с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Таким образом, методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз — творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

(Слайд) Основной критерий в работе с детьми при использовании ТРИЗ – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем.

Зачастую, вы — педагоги уже используете данную технологию, даже не подозревая об этом.

В настоящий момент теория решения изобретательских задач в ДОУ имеет большое количество конкретных выражений. Наибольшей популярностью характеризуются следующие методы и приёмы.

  • (Слайд)Мозговой штурм — коллективное генерирование идей. Наиболее эффективно мозговой штурм действует тогда, когда дети погружаются в выдуманную ситуацию, где какому-либо герою, обязательно положительному, якобы требуется помощь, совет, спасение, рекомендация и пр. (поможем Аленушке/котенку, Незнайке, Красной Шапочке/задумавшемуся Принцу…»).

Основными правилами МШ являются:

  • исключение серьезной критики;
  • поощрение максимально неординарных и невероятных предложений;
  • возможность модернизации чужих идей;
  • наличие совместных обсуждений, посредством которых из всех ответов группа выбирает самые оптимальные и позволяющие решить проблему с минимальными потерями.

Для лучшего закрепления опыта итоги, полученные в ходе мозгового штурма, следует облечь в форму практической деятельности и создать какой-либо продукт, напоминающий о проведенной игре: рисунок, поделку и пр.

(Слайд) Метод синектики (усовершенствованный мозговой штурм)

Понятие «синектика» означает «объединение разнородных элементов», а суть самой техники заключается в поиске постоянных аналогий.

Виды связей между объектами могут быть разными:

  1. Личностные (эмпатические). Здесь дошкольнику обычно предлагается представить себя в образе какого-либо предмета или явления внутри проблемной ситуации. Порой задания оказываются более конкретными и легкими («изобразить кошку, которой не понравился купленный корм»), порой – более абстрактными и сложными («изобразить нежелание Чунги-Чанги питаться одними кокосами и бананами»).
  2. Прямые. Ребята находят такие пары из разных областей знаний, в основе которых лежат одни и те же закономерности. Например, подводная лодка похожа на рыбу, вертолет – на стрекозу, самолет – на птицу, каски и шлемы – на панцири черепах, улиток и других существ.
  3. Фантастические. Здесь воспитателем и его подопечными создаются свои собственные правила и нормы, которые игнорируют существующую рациональность. Например, ребятам предлагается «подумать, на что похожа любовь/радость/счастье/волнение» и нарисовать это. В результате аналогии, которые обретут воплощение на бумаге, окажутся абсолютно разными: кто-то нарисует растение, кто-то – человека, кто-то – животное и т.д.

(Слайд) Метод каталога

Цель: Развивать навыки анализа и синтеза, творческое воображение, фантазию.

Сущность метода:

Усовершенствование предметов, через присвоение качеств других предметов. (машина — часы (свойства) — круглые, ходят, блестящие; галоши- блестящие, черные, непромокаемые, удобные)

Группирование предметов (отбираем предметы для чайной посуды — выделение лишнего: кастрюля, сковорода).

(Слайд) Метод ресурсов

Цель: Развитие фантазии, умения моделировать.

Сущность метода:

Замена вредного действия энергии «полей» на объект (предмет).

Виды «полей»

Механическое; Химическое;

Аккустическое; Электрическое;

Тепловое; Магнитное.

Например: Воспитатель предлагает детям заменить (внести) действие любого «поля» для предотвращения неблагоприятного действия и получения благополучного результата.

Например: Сказка «Три поросенка»

1.Химическое поле:

«Взял Наф-Наф дезодорант с запахом перца и разбрызгал его вокруг своего домика. Подошел волк к домику, да как начал чихать…..»

2.Механическое поле:

«Вырыл Нуф – Нуф вокруг своего дома глубокий ров, а по краю посадил шиповник. Пришел волк….»

3.Аккустическое поле:

«Расставил Ниф-Ниф вокруг своего домика звуковые датчики. Пришел волк, а датчики как завоют пожарной сиреной…..»

(Слайд) Моделирование маленькими человечками (ММЧ)

Одним из самых наглядных воплощений технологии ТРИЗ в действии относится метод моделирования маленькими человечками. Благодаря нему дошкольники учатся представлять, как изнутри выглядят объекты живой и неживой природы, что за процессы в них совершаются, какими являются наполняющие их вещества. Маленькие человечки могут представать в виде рисунков, игрушек или самих детей. Этот метод используется, когда воспитателю требуется объяснить, например, процесс таяния сосульки: зимой крошечным жителям холодно, и они крепко держатся за руки, в то время как с установлением весенней теплоты они приходят в движение, превращаясь в воду. (уже не держатся за руки, а слегка касаются друг друга). При переходе в газообразное состояние , МЧ начинают двигаться , разбегаясь в разные стороны. Эта технология развивает сообразительность, внимательность, наблюдательность, а также учит моделировать и схематизировать.

(Слайд) Метод «Системный анализ”

Помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элементу.

Например: Система «Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем. Воспитатель задает вопросы: «Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, «Для чего они нужны?”, «Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

(Слайд) Метод противоречий. Восприятие одного и того же предмета (действия, явления…) в качестве противоположных оценок (хорошо- плохо; опасно – неопасно..)

Выбирается любой объект (действие, явление…) и выявляются положительные, и, в то же время, отрицательные моменты. Например, книга — что хорошо, а что плохо.

(Слайд) Метод фантазирования: сделать наоборот, увеличить – уменьшить, динамика – статика и др. Прием «увеличения”. Проснувшись однажды утром, жители нашего города увидели, что трава в городе «выросла до пятого этажа”. Что будет происходить дальше? Кому это понравится, а кому нет? Какие проблемы возникнут у жителей города? Какие будут последствия?

(Слайд) Коллаж из сказок (придумывание новых сказок на основе уже известных детям сказок, знакомые герои в новых обстоятельствах, сказка от стишка, спасательные ситуации в сказках, сказки от «живых” капель и клякс).

Вот мы с вами рассмотрели несколько методов ТРИЗ.

Уважаемые коллеги! Сейчас я вас приглашаю принять участие в творческой игре, где вы сможете проявить чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на закреплении теоретических знаний ТРИЗ.

  1. Задания на проверку инерции мышления Требуется быстро отвечать на вопросы заданий. Подумать при этом можно, но не долго. 1. Сколько пальцев на 2-х руках, а на 4-х?
  2. На болоте сидит по-французски говорит. Кто это? (объясни с каких пор лягушки стали говорить, да еще и по-французски).
  3. Решите проблемную ситуацию: (мозговой штурм)

— Кузнечик прыгал – прыгал и ножку повредил. Как ему помочь?

— Как директору зоопарка точно и быстро можно измерить ядовитую змею?

  1. Загадывание желаний (Метод фантазирования)

— Если бы я был птицей, я бы…

— Если бы я был музыкальным инструментом, я бы…

  1. Что произойдет? (Метод фантазирования)

Что произойдет, если животные будут говорить человеческим голосом?

Что произойдет если горы будут превращаться в сахарные?

  1. Что случится если… (Метод фантазирования)

Жизнь человека никогда не кончится?

Каждый человек носит все, что у него есть?

  1. Метод эмпатии:

Можно использовать слова, пантомиму, мимику.

— Что чувствует цветок, когда его поливает дождь?

— А если люди прошли по полянке, на которой растет цветок?

  1. Помоги Золушке (мозговой штурм или спасательные ситуации в сказках)

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.

  1. Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить? Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе . . . Особенно его хорошо видно на снегу . . . Теперь ему только под землей надо жить . . . Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . . Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)
  2. Спасательные ситуации в сказках.

«Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.

  1. (Системный анализ)
      В этом задании вам предлагается система. Необходимо, подобрать как можно больше слов, входящих в эту систему. Первой команде система ЛЕС, второй команде РЕКА. (Лес — охотник, волк, деревья, кусты, тропа; Река — берег, рыба, рыбак, вода, тина).
  2. Составьте рекламное объявление для газеты так, чтобы слова начинались на одну букву. Пример: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.

Таким образом, мы сегодня убедились, что использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.

Спасибо за внимание и участие!

Документы для скачивания:

50022_seminar-praktikum TRIZ tehnologii.doc Формат: .doc

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]