ТРИЗ технологии в обучении детей среднего дошкольного возраста рисованию
С помощью речи дошкольник выражает отношение к своему рисунку, например его эстетическую оценку.
Речь постепенно начинает контролировать, планировать и регулировать процесс рисования, помогая ребенку стимулировать и воплотить замысел. Малыш рисует, что получится, затем в речи называет изображенное. На вопрос: «Что ты рисуешь?» — отвечает: «Нарисую, тогда узнаешь». Появление замысла связано с тем, что речь переходит с конца процесса рисования на его начало и дает дошкольнику возможность заранее определить, что он будет рисовать. Но определение темы рисунка недостаточно для того, чтобы был создан и воплощен замысел. Для воплощения замысла необходимо выделить его содержание, отобрать материалы, наметить последовательность работы, оценить результат с точки зрения того, насколько полно осуществлен замысел.
Замыслы младших дошкольников очень неустойчивы. Внешние раздражители, возникшие трудности заставляют ребенка отказаться от первоначальной цели.
Старший дошкольник не только констатирует результат рисования и формулирует замысел, но и реализует его. Но без специального обучения замыслы детей даже в 5-7 лет часто не детализированы и развиваются по мере создания изображения.
Воплощение замысла, кроме того, что оно определяется умением спланировать этот процесс, связано с наличием полных представлений об окружающем, а также с уровнем развития ручной умелости.
Реализация замысла, самостоятельное нахождение средств для его воплощения, новое оригинальное решение в создании образа характеризуют проявления творчества в детском рисовании.
В то же время речь может отрицательно влиять на оригинальность рисунка. Называние определенным словом фигуры не дает ребенку возможности зрительно проанализировать ее очертания и побуждает к повторению известного графического шаблона, когда дом изображается как соединение квадрата с треугольником сверху.
По мере освоения изобразительной деятельности у ребенка создается внутренний идеальный план действия, который отсутствует в раннем детстве. Поэтому важно отметить, что изменения, происходящие в психике ребенка в процессе рисования, имеют, гораздо более важное значение, чем сам рисунок.
Рисование, отражая знания и представления ребенка о действительности, в то же время помогает ему освоить, является средством познания. Целенаправленное обучение изобразительной деятельности определит содержание детских рисунков, которое обусловлено постепенным освоением технических умений и навыков. Например, дети третьего года жизни рисуют дорожки, ниточки к шарикам, учась изображать прямые линии. В начале дошкольного возраста в рисунках все чаще появляется изображение человека, что, видимо, тоже связано с обучающими моментами. Примерно до 5 лет ребенок рисует одни и те же предметы, которые взрослые его научили изображать. После 5 лет, также при помощи взрослого, дети начинают преодолевать сложившиеся шаблоны. Подолгу рисуя, они создают огромное количество рисунков, отражая все, что происходит на земле, на воздухе и на море. В содержание рисунков теперь входят сюжеты любимых сказок, эпизоды их собственного опыта, образцы, увиденные на картинках, в фильмах. Словом, в рисовании наблюдается та же тенденция, что и в развитии игры и сочинительства: причудливые переплетения реального и фантастического. Появляются игры с продолжением, придумываются и изображаются продолжающиеся истории. Полюбившиеся персонажи изображаются неоднократно в разных ситуациях, ребенок «обустраивает» их быт, рисует происходящие с ним события.
ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников
Эффективнымисредствами
для решения задач по развитию творчества детей дошкольного возраста является следующий
стиль работы:
— соблюдение планомерности, постепенности в занятиях, систематичности;
— создание необходимых условий для применения знаний, умений, навыков, полученных на занятиях, в повседневной жизни;
— позиция ребёнка, при которой он имеет возможность свободно и активно действовать на занятии и вне занятий
-прежде чем познакомить детей с элементами ТРИЗ, взрослому нужно самому, «прочувствовать» этот инструмент и быть творческой личностью.
Прежде чем начать свою работу, был поведен тест креативности (предлагается дорисовать фигуры: круг, квадрат, цель которого — определить уровень развития креативности у ребёнка. Выявив уровень развития творческого воображения у детей, была разработана серия занятий с использованием элементов ТРИЗ. Серия занятий: «Необычный зоопарк»(МРО, «Нарисуй противоположности», «Волшебники», «Дед жара» (противоречия, «Украсим платье для весны», «Одежда» (ММА, «На что похож ёж» (аналогия, «Клоуны»(противоречия, «Если бы я был птицей» (эмпатия).»Что может танк»(ВПР).
Я использую следующие инструменты ТРИЗ, которые помогают детям постигать диалектические закономерности:
1. Методы решения изобретательских задач (системный анализ, ресурсы, вепольный анализ.
2. Методы активизации творческого воображения (синектика, морфолгический анализ, моделирование маленькими человечками, метод проб и ошибок, метод мозгового штурма). 3Синектика (прямая аналогия, личностная аналогия, фантастическая аналогия).4Противоречия (принцип динамичности, копирования, «наоборот», дробления).
Использовала в работе игры по системе ТРИЗ (игры на знакомство с противоречиями, на нахождение внешних ресурсов, системного анализа, функционально-стоимостного анализа) и проблемные ситуации.
Основыными приемами, которые я использую в своей работе являются:
ТПФ (типовые приёмы фантазирования) и РТВ (развитие творческого воображения), которые предлагаю вашему вниманию.
Антропоморфизм
.
Когда очеловечиваем природные объекты.
Например, «в далёкой стране жил злой волшебник, который очень не любил людей. В одно далеко не прекрасное утро ему надоело слушать смех и гомон, он взял и превратил всех людей в деревья. У вас, ребята, есть возможность расколдовать их, но с условием — нужно отгадать, какого человека в какое дерево волшебник превратил».
Дети рассматривают картинки с изображением деревьев и вносят предположения, какой человек, в какое дерево был превращён. Дуб представляется богатырём, тяжелоатлетом, даже культуристом, спортсменом, потому что он большой, кряжистый, сильный. Рябина – хозяюшка, потому что кормит птиц зимой ягодами, или модница, потому что наряжается в яркие бусы. Ёлку в последний раз назвали Золушкой, потому что в жизни она простая, а на Новый год её наряжают, как принцессу.
Семинар — практикум для педагогов ДОУ «Технология «ТРИЗ»»
В дошкольном детстве дети любят создавать что – то новое и очень этим гордятся. Однако, наблюдая за детьми в группе, мы не редко замечаем, что не все работы отличаются самостоятельностью, оригинальностью и проявлением творческих способностей.
Как развить у детей творческое начало, как помочь ребенку, какие условия создать для его творческого роста, для того, что бы ребенок ни терялся, а радовался, оставшись один на один со сложной задачей.
(Слайд) В этой работе используйте «Технологию решения изобретательских задач», которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ — педагоги это: — формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности, а именно, развитие у воспитанников с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Таким образом, методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз — творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.
(Слайд) Основной критерий в работе с детьми при использовании ТРИЗ – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем.
Зачастую, вы — педагоги уже используете данную технологию, даже не подозревая об этом.
В настоящий момент теория решения изобретательских задач в ДОУ имеет большое количество конкретных выражений. Наибольшей популярностью характеризуются следующие методы и приёмы.
- (Слайд)Мозговой штурм — коллективное генерирование идей. Наиболее эффективно мозговой штурм действует тогда, когда дети погружаются в выдуманную ситуацию, где какому-либо герою, обязательно положительному, якобы требуется помощь, совет, спасение, рекомендация и пр. (поможем Аленушке/котенку, Незнайке, Красной Шапочке/задумавшемуся Принцу…»).
Основными правилами МШ являются:
- исключение серьезной критики;
- поощрение максимально неординарных и невероятных предложений;
- возможность модернизации чужих идей;
- наличие совместных обсуждений, посредством которых из всех ответов группа выбирает самые оптимальные и позволяющие решить проблему с минимальными потерями.
Для лучшего закрепления опыта итоги, полученные в ходе мозгового штурма, следует облечь в форму практической деятельности и создать какой-либо продукт, напоминающий о проведенной игре: рисунок, поделку и пр.
(Слайд) Метод синектики (усовершенствованный мозговой штурм)
Понятие «синектика» означает «объединение разнородных элементов», а суть самой техники заключается в поиске постоянных аналогий.
Виды связей между объектами могут быть разными:
- Личностные (эмпатические). Здесь дошкольнику обычно предлагается представить себя в образе какого-либо предмета или явления внутри проблемной ситуации. Порой задания оказываются более конкретными и легкими («изобразить кошку, которой не понравился купленный корм»), порой – более абстрактными и сложными («изобразить нежелание Чунги-Чанги питаться одними кокосами и бананами»).
- Прямые. Ребята находят такие пары из разных областей знаний, в основе которых лежат одни и те же закономерности. Например, подводная лодка похожа на рыбу, вертолет – на стрекозу, самолет – на птицу, каски и шлемы – на панцири черепах, улиток и других существ.
- Фантастические. Здесь воспитателем и его подопечными создаются свои собственные правила и нормы, которые игнорируют существующую рациональность. Например, ребятам предлагается «подумать, на что похожа любовь/радость/счастье/волнение» и нарисовать это. В результате аналогии, которые обретут воплощение на бумаге, окажутся абсолютно разными: кто-то нарисует растение, кто-то – человека, кто-то – животное и т.д.
(Слайд) Метод каталога
Цель: Развивать навыки анализа и синтеза, творческое воображение, фантазию.
Сущность метода:
Усовершенствование предметов, через присвоение качеств других предметов. (машина — часы (свойства) — круглые, ходят, блестящие; галоши- блестящие, черные, непромокаемые, удобные)
Группирование предметов (отбираем предметы для чайной посуды — выделение лишнего: кастрюля, сковорода).
(Слайд) Метод ресурсов
Цель: Развитие фантазии, умения моделировать.
Сущность метода:
Замена вредного действия энергии «полей» на объект (предмет).
Виды «полей»
Механическое; Химическое;
Аккустическое; Электрическое;
Тепловое; Магнитное.
Например: Воспитатель предлагает детям заменить (внести) действие любого «поля» для предотвращения неблагоприятного действия и получения благополучного результата.
Например: Сказка «Три поросенка»
1.Химическое поле:
«Взял Наф-Наф дезодорант с запахом перца и разбрызгал его вокруг своего домика. Подошел волк к домику, да как начал чихать…..»
2.Механическое поле:
«Вырыл Нуф – Нуф вокруг своего дома глубокий ров, а по краю посадил шиповник. Пришел волк….»
3.Аккустическое поле:
«Расставил Ниф-Ниф вокруг своего домика звуковые датчики. Пришел волк, а датчики как завоют пожарной сиреной…..»
(Слайд) Моделирование маленькими человечками (ММЧ)
Одним из самых наглядных воплощений технологии ТРИЗ в действии относится метод моделирования маленькими человечками. Благодаря нему дошкольники учатся представлять, как изнутри выглядят объекты живой и неживой природы, что за процессы в них совершаются, какими являются наполняющие их вещества. Маленькие человечки могут представать в виде рисунков, игрушек или самих детей. Этот метод используется, когда воспитателю требуется объяснить, например, процесс таяния сосульки: зимой крошечным жителям холодно, и они крепко держатся за руки, в то время как с установлением весенней теплоты они приходят в движение, превращаясь в воду. (уже не держатся за руки, а слегка касаются друг друга). При переходе в газообразное состояние , МЧ начинают двигаться , разбегаясь в разные стороны. Эта технология развивает сообразительность, внимательность, наблюдательность, а также учит моделировать и схематизировать.
(Слайд) Метод «Системный анализ”
Помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элементу.
Например: Система «Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем. Воспитатель задает вопросы: «Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, «Для чего они нужны?”, «Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).
(Слайд) Метод противоречий. Восприятие одного и того же предмета (действия, явления…) в качестве противоположных оценок (хорошо- плохо; опасно – неопасно..)
Выбирается любой объект (действие, явление…) и выявляются положительные, и, в то же время, отрицательные моменты. Например, книга — что хорошо, а что плохо.
(Слайд) Метод фантазирования: сделать наоборот, увеличить – уменьшить, динамика – статика и др. Прием «увеличения”. Проснувшись однажды утром, жители нашего города увидели, что трава в городе «выросла до пятого этажа”. Что будет происходить дальше? Кому это понравится, а кому нет? Какие проблемы возникнут у жителей города? Какие будут последствия?
(Слайд) Коллаж из сказок (придумывание новых сказок на основе уже известных детям сказок, знакомые герои в новых обстоятельствах, сказка от стишка, спасательные ситуации в сказках, сказки от «живых” капель и клякс).
Вот мы с вами рассмотрели несколько методов ТРИЗ.
Уважаемые коллеги! Сейчас я вас приглашаю принять участие в творческой игре, где вы сможете проявить чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на закреплении теоретических знаний ТРИЗ.
- Задания на проверку инерции мышления Требуется быстро отвечать на вопросы заданий. Подумать при этом можно, но не долго. 1. Сколько пальцев на 2-х руках, а на 4-х?
- На болоте сидит по-французски говорит. Кто это? (объясни с каких пор лягушки стали говорить, да еще и по-французски).
- Решите проблемную ситуацию: (мозговой штурм)
— Кузнечик прыгал – прыгал и ножку повредил. Как ему помочь?
— Как директору зоопарка точно и быстро можно измерить ядовитую змею?
- Загадывание желаний (Метод фантазирования)
— Если бы я был птицей, я бы…
— Если бы я был музыкальным инструментом, я бы…
- Что произойдет? (Метод фантазирования)
— Что произойдет, если животные будут говорить человеческим голосом?
— Что произойдет если горы будут превращаться в сахарные?
- Что случится если… (Метод фантазирования)
— Жизнь человека никогда не кончится?
— Каждый человек носит все, что у него есть?
- Метод эмпатии:
Можно использовать слова, пантомиму, мимику.
— Что чувствует цветок, когда его поливает дождь?
— А если люди прошли по полянке, на которой растет цветок?
- Помоги Золушке (мозговой штурм или спасательные ситуации в сказках)
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.
- Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить? Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе . . . Особенно его хорошо видно на снегу . . . Теперь ему только под землей надо жить . . . Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . . Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)
- Спасательные ситуации в сказках.
«Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.
- (Системный анализ)
- В этом задании вам предлагается система. Необходимо, подобрать как можно больше слов, входящих в эту систему. Первой команде система ЛЕС, второй команде РЕКА. (Лес — охотник, волк, деревья, кусты, тропа; Река — берег, рыба, рыбак, вода, тина).
- Составьте рекламное объявление для газеты так, чтобы слова начинались на одну букву. Пример: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.
Таким образом, мы сегодня убедились, что использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.
Спасибо за внимание и участие!
Документы для скачивания:
50022_seminar-praktikum TRIZ tehnologii.doc Формат: .doc