Опыт работы «Использование мнемотаблиц в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»


Развитие фантазии

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) можно использовать мнемотаблицы для развития мышления и воображения. Начинать стоит с простых табличек, на которых изображены предметы, обозначаемые одним словом или словосочетанием. Всего 4 таблички. Дальше задание усложняется. Воспитатель должен расположить карточки в виде квадрата. Следуя по дорожке квадрата, дети должны составить небольшой рассказ из двух-трех предложений. На первых порах можно задавать детям наводящие вопросы. Дальше уже можно предложить мнемотаблицы, с помощью которых составляется целый рассказ. Также по этим таблицам можно упростить задачу запоминания рассказа или стихотворения.

На первых порах мнемотаблицы составляет воспитатель. Когда дети достаточно вникнут в суть мнемотехники, их можно начинать приобщать к процессу создания таблиц.

Что такое мнемотехника

Понятие связывают с системой, которая помогает усвоить большие массивы информации. Это упражнения, которые помогают вызвать ассоциации и запомнить. Ассоциации бывают кинестетические (осязательные), визуальные (видимые), аудиальные (слуховые).

Как запомнить дату по истории?
Представьте, что это день и месяц «вашего знакомства» с историческим персонажем. Или день, когда «вы побывали» на месте исторического события.

Ассоциировать могут все по-разному. Задача родителей — научить ребенка самому отыскать ассоциацию на основе примеров и запомнить ее. А потом воспроизвести в памяти.

Младшая группа

В младшей группе можно использовать мнемотехнику для легкого запоминания последовательности разных процессов (здесь уже работает метод аудиализации, а не визуализации). Например: последовательность мытья рук. Открыть кран → взять мыло → намылить руки → сполоснуть руки → закрыть кран → вытереть руки полотенцем.

Этот же метод можно использовать при обучении последовательности одевания, чистки зубов и т. д.

С помощью мнемосхем хорошо рассказывать детям о животных, насекомых, птицах. С помощью мнемотаблиц можно составить загадку. Нужно закрыть несколько карточек, чтобы дети догадались, что на них изображено. Например: На картинке изображен заяц. Воспитатель закрывает следующую картинку и спрашивает, где живет заяц (в лесу). Чем питается заяц? (травой, стеблями, корой деревьев). Какого цвета шубка у зайца? (серая, белая). После того как дети ответили на вопрос картинку нужно открыть. Если дети затрудняются ответить, воспитатель дает подсказки или отвечает сам.

Книги по мнемотехнике для детей

  1. «Учимся по сказке», Т.В. Большакова;
  2. «Суперпамять для всех», Е.Е. Васильева, В. Ю. Васильев;
  3. «Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти», Артур Думчев;
  4. «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей», Роджер Сайп;
  5. «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания», Джоуа Фоер;
  6. А. Р. Лурия. «Маленькая книжка о большой памяти»;
  7. «Как развить суперпамять», Доминик О’Брайен.

Книги подробно описывают распространенные приемы, авторские методики, дают советы по освоению и демонстрируют работу на примерах.

Средняя группа

Все чаще в ДОУ этой техникой пользуются не только воспитатели и логопеды, но и другие специалисты: музыкальный руководитель, физработник, преподаватель ИЗО. Очень важно использование мнемотехники для дошкольников в работе дефектолога.

В средней группе мнемотехника может использоваться для развития внимания, фантазии, творческих способностей. Также, используя мнемотаблицы, детей можно учить запоминать стихи. С помощью мнемотехники у ребят развивается вкусовая, осязательная, зрительная, двигательная и слуховая память.

С каждым годом появляется все больше деток с ограниченным словарным запасом. Речь детей состоит из простых предложений с использованием нелитературных слов. Нередко бывает, что ребенок не может правильно сформулировать свой вопрос или ответ. Многие детки не способны пересказать даже небольшой текст. Использование мнемотехники для дошкольников помогает воспитателям решить эти проблемы.

Для мнемотехники в средней группе используют не только картинки, но и геометрические фигуры, условные обозначения, планы, силуэтные изображения. С помощью мнемотехники можно научить ребенка не только отгадывать, но и загадывать загадки, что тоже положительно скажется на развитии речи.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения МОИМ_ВНУКАМ_ПОЛЕЗНОСТИ

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Мнемотаблицы — замечательная методика для составления описательных рассказов и заучиванию стихов
От себя скажу — очень хорошая штучка для по теме РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Особенно это помогает при составлении описательных рассказов и заучивании стихов. И, конечно, автоматизации звуков.

Наш логопед Елена Николаевна на каждом занятии даёт нам коротенькие стишки, а я (хотя и не художник ни разу) рисую, а чаще копирую простые картинки из инета, составляю мнемотаблицу и распечатываю. И мы с внучкой учим. В дневнике сейчас собираю много картинок, а также готовых мнемотаблиц по разным темам.

Это настолько важная тема, что я МНЕМОТЕХНИКУ в дневнике выделила в отдельную рубрику .

ОТ АВТОРА: «Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Мнемотехника помогает развивать: — ассоциативное мышление!!!!!!!! — зрительную и слуховую память!!!!!! — зрительное и слуховое внимание!!!!!!! — воображение!!!!! Примером мнемотехники может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Мнемотаблицы для разучивания стихов

(кстати, обратите внимание, насколько простые рисунки, справится даже «ни-разу-не-художник»)

4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов. ВРЕМЕНА ГОДА. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ПО МНЕМОТАБЛИЦАМ Весна: Буква «В»- обозначает, что настала весна. Солнце – пригревает сильней и становится тепло. Буква «У», снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи. Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде. Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран возвращаются перелетные птицы.

Лето: Буква «Л» — настало лето. Солнце – ярко светит, греет, припекает. Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч, строят из песка башни. Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи. Осень: Буква «О» — наступила осень. Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи. Зонтик – часто идут дожди, дуют сильные ветры. Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья. Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю. Зима: Буква «З» — обозначает что? (настала зима) Тучка – небо скрыто темными тучами. Снежинки – часто идет холодный снег. Девочки, мальчики и буква «У» – они гуляют на улице. Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу. Коньки, санки – катаются на коньках и санках

Лето

Осень


Зима


Весна

Мнемотаблицы для автоматизации звуков

Для автоматизации звука Л


Серия сообщений «.МНЕМОТЕХНИКА, МНЕМОТАБЛИЦЫ»:
Часть 1 — !!!!!!!! Автоматизация звуков, звуковые таблицы Часть 2 — Заучивание стихов с использованием мнемотаблиц … Часть 6 — Мнемотаблицы — очень просты в исполнении!!! Часть 7 — МНЕМОТЕХНИКА Часть 8 — Мнемотаблицы — замечательная методика для составления описательных рассказов и заучиванию стихов Часть 9 — УЧИМ СТИХИ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦЫ Часть 10 — Заучивание стихов с использованием мнемотаблиц

Автор-оформитель: Татьяна Белан

Мнемотаблицы служат прекрасной подсказкой для успешного запоминания содержания песен, благодаря которым ребенок намного быстрее и эффективнее усваивает материал, обогащается и активизируется словарный запас, зрительное восприятие, благодаря ярким последовательным иллюстрациям. Вашему вниманию предлагается 18 красочно оформленных мнемотаблиц для работы над осенним песенным репертуаром на музыкальных занятиях в детском саду с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Нотный и тектовый материал для работы по нашим таблицам без особых затруднений можно найти и скачать в сети интернет, мы предлагаем только подобранный и графически оформленный иллюстративный комплект.

1. «Ах, какая осень», муз. и сл. З. Роот 2. «Грибок», муз. А. Белобородова, сл. О. Высотской 3. «Золотая песенка», муз. Г. Вихаревой, сл. З. Петровой 4. «Мокрый день», муз. В. Волкова, сл. Е. Карасева 5. «Осенины-имениы», муз. и сл. Е. Гомоновой 6. «Осенние слезинки», муз. и сл. Г. Вихаревой 7. «Осенний вальс», муз. и сл. Е. Шаламоновой 8. «Осень наступила», муз. и сл. С. Насауленко 9. «Осень, осень», муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой 10. «Осень-художник», муз. и сл. З. Роот 11. «Сарафан надела осень», муз. Т. Потапенко, сл. И. Черницкой 12. «Что нам осень принесет?», муз. З. Левиной, сл. Я. Акима

В комплекте — 18 таблиц для цветной печати в формате А4, обложка+ лист с перечнем песенного репертуара

Рекомендации по работе с таблицами — файл в формате PDF

Материалы отправляются в электронном варианте — файл сжатый архив, для самостоятельного скачивания и распечатывания (картинки в формате JPEG).

Размер файла — 57 МБ

  • Доставка материалов осуществляется автоматически в течении нескольких минут после оплаты на Ваш электронный адрес, указанный при оформлении заказа.
  • Если письма нет в папке «Входящие», проверьте пожалуйста папку «Спам».
  • При заполнении формы заказа просьба убедиться в корректности своего e-mail адреса!

СТОИМОСТЬ КОМПЛЕКТА — 180 рублей

После нажатия на кнопку будет осуществлен переход на страницу товара в Robo.market


Оплата осуществляется через платежную систему Robokassa

по защищенному протоколу. Вы можете выбрать любой удобный способ оплаты.

Перед покупкой пожалуйста ознакомьтесь с условиями предоставления материалов и ответами на часто задаваемые вопросы

Как оформить и оплатить заказ

Охраняется законом об авторском праве.

Копирование, передача третьим лицам, выкладывание в открытый доступ интернета,

а также коммерческое использование материалов сайта строго ЗАПРЕЩЕНО.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]