Консультация по теме » Оздоровительные игры для дошкольников»

Беда, когда болеют дети. Их неокрепший организм борется, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у лучших специалистов, достаем эффективные лекарства, стараемся обеспечить покой.

Все это правильно при сложном течении заболевания. Однако есть еще ряд моментов, которые ускользают от нашего внимания. Так, очень важную роль играют психофи-зиологические особенности детского организма. И это значит, что выздоровление во многом зависит от психоэмоционального состояния ребенка. Если у взрослых людей более 70% заболеваний имеют психосоматическую основу, т.е. являются реакцией организма на наши эмоциональные проблемы, то дети зачастую «отвечают» болезнью на беспокойство и озабоченность родителей. А именно в таком состоянии мы пребываем, когда болеют дети. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению.

Другая особенность организма ребенка — постоянный рост органов. Следовательно, интенсивнее развиваются те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, т. е. к органам, находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система в раннем возрасте тесно связана с главными регуляторными механизмами. Ограниченное движение негативно сказывается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограничение движений (ребенок болеет или только что выздоровел, и ему нужен покой) сказывается на осанке, ослабляет функции дыхания, кровообращения. Пассивность в движении ведет к уменьшению потока раздражений, воспринимающихся нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. А значит, ослабляется организм в целом, что ведет к более частым заболеваниям.

Эти наблюдения о роли движения в развитии и здоровье человека нашли отражение в целой области медицины — лечебно-профилактической физкультуре. Однако психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно заниматься. Именно поэтому мы представляем адаптированные, измененные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике забо-леваний. Эффект от них — не только в лечении детей, такие игры-упражнения способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.

Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искреннюю радость и у детей, и у родителей. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви и заботы. Это является мощ-нейшим терапевтическим фактором.

Следует учесть, что оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях (3 — 4 месяца по 2 — 3 раза в день).

Игры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

«Пальчик о пальчик»
Цель. Уравновешивание нервных процессов, укрепление тормозных реакций, вы-полнение действий по команде, координация движений рук.

Ход игры. Ребенок сидит перед вами. Под вашу песенку повторяет за вами движения:

Пальчик о пальчик тук да тук, (Повторить 2 раза)

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай! (Хлопают в ладоши)

Ножками топай, топай! (Повторить 2 раза)

Спрятались, спрятались(Закрыть лицо руками)

Пальчик о пальчик тук да тук. (Повторить 2 раза).

Оздоровительно-развивающие игры для детей дошкольного возраста

Игра — единственная всепоглощающая и самая любимая деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Разнообразие детских игр безгранично. Игра позволяет ребенку удовлетворять многие потребности — потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получении новых ощущений, самоутверждении. Игра способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, раскрывая возможности для того, чтобы ребенок расширял и совершенствовал приобретенные ранее умения. Игра требует от ребенка проявления таких качеств, как инициативность, общительность, способность, координировать свои действия с действиями сверстников, закладывая, таким образом, основы социальных отношений.

Подвижные игры занимают особое место в комплексной программе лечебной физической культуры для детей с различными заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья. Эти игры получили название-оздоровительно-развивающие.

Их применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, оздоровлению, закреплению достигнутых социальных отношений.

В процессе оздоровительно — развивающих игр улучшается эмоциональное состояние детей, дети получают удовольствие от процесса и результатов игры, формируются навыки честного соперничества. Высокий эмоциональный фон создает хорошие условия для ускорения процессов выздоровления.

Оздоровительно-развивающие игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Эти игры создают дополнительную обучающую ситуацию.

Использование оздоровительно – развивающих игр при плоскостопие.

Ежегодные медицинские осмотры детей дошкольного возраста выявляют значительное число детей, имеющих плоскостопие. Цель игр для детей, имеющих разные степени плоскостопия, — закрепить навыки правильной установки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях. Задачи, решаемые при использовании оздоровительно-развивающих игр при плоскостопии у детей дошкольного возраста:

-укреплении мышц пальцев стопы и голеностопного сустава ;

-выполнение упражнений с заданной амплитудой движения, преимущественно в разгрузочных исходных положениях (сидя, на коленях, на четвереньках)

Почитайте об оздоровительно – развивающих играх

1. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э. И. Адашкявичене. – М., 1992.

2. Козырева О. В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры дошкольных образовательных учреждений / О. В. Козырева. – М., 2007.

Оздоровительно – развивающие игры при плоскостопии.

Игра «Каракатица»

Цель: Быстро пробежать этап, перекатывая стопами гимнастическую палку. Инвентарь: Деревянные или пластмассовые гимнастические палки. Содержание игры: Ребёнок принимает положение сидя на ягодицах, ноги вперед, согнуты в коленях, руки в упоре сзади. По сигналу взрослого «Марш!» ребенок, опираясь на кисти и пятки, начинает движение до поворота, разворачивается и возвращается обратно, не прекращая стопами перекатывать гимнастическую палку.

Игра «Дружные пальчики»

Цель: Быстро переложить карандаши в обруч.

Инвентарь: Карандаши и обручи.

Содержание игры: Вокруг обруча располагается. вся семья. Перед обручем на расстоянии 1-2 м разложены лоточки с десятью карандашами. По сигналу ведущего игроки берут пальцами стоп каждой ноги по карандашу, быстро доходят до обруча, опускают в него карандаши и бегом возвращаются к оставшимся. Если игрок в движении теряет карандаш, он останавливается, подбирает его и продолжает движение. Правила: Выигрывает тот, который первым завершают перенос карандашей.

Игра «Волшебные круги»

Цель: Двигаться по обручу, касаясь его только серединой стопы.

Инвентарь: Обручи. Содержание игры: По комнате разложены обручи. Участники игры стоят серединой стопы на обруче, спиной в центр, дети и родители приставными шагами идут по кругу, стараясь пальцами и пяткой не касаться пола.

Игра «Собачка»

Цель: Достать мяч. Инвентарь: Мяч. Содержание игры: Игроки встают в круг, и перебрасывают мяч друг другу, задача «собачки» — завладеть мячом, потерявший мяч сам становится «собачкой».

Для здоровых детей дошкольного возраста и детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, данные игры использую как в завершении основной части занятия по физическому воспитанию.

Оздоровительно-развивающие игры помогают детям получать удовольствие, раскрепощать воображение, овладевать ценностями культуры, вырабатывать определенные навыки. Также способствуют формированию у ребенка осознанного отношения к собственному здоровью, способствуют развитию уверенности ребенка в собственных силах. В условиях ненапряженного соперничества приобретаются навыки сотрудничества и сопереживания, повышается рост самооценки ребенком своих поступков и самого себя.

Виды и формы игротерапии

В зависимости от психологических принципов, выделяют следующие виды методики:

  • для построения отношений;
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • отреагирования;
  • примитивная;
  • и др.

В зависимости от используемых игрушек и особенностей приемов, выделяют очень много видов игротерапии. Рассмотрим основные:

  • Песочная. Ее цель – дать ребенку раскрыться, такая методика наиболее эффективна при работе с детьми с задержками психического развития. Песочная игротерапия способствует развитию фантазии, эмоций, мелкой моторики, речи, она позволяет побороть страх, агрессию, излишнюю активность, тревожность. Подробнее вы можете прочитать в нашей отдельной статье про песочную терапию.
  • Сказкотерапия. Общая характеристика такой игротерапии – лечение сказкой. Один из самых эффективных и доступны методов коррекции поведения ребенка, его сознания. При такой терапии детям читают терапевтические сказки. Это специальные истории, иллюстрирующие переживания и проблемы ребенка, его трудности в повседневной жизни, а также содержащие поучительные выводы и ненавязчивую мораль. Благодаря сказкотерапии, ребенок видит, что существует множество способов достичь своей цели, решить казавшиеся сложными задачи, раскрывается его творческий потенциал, появляется уверенность в себе, самоконтроль. Проводить такую терапию можно малышам с самого раннего возраста, когда они уже понимают речь. Для детей постарше сюжеты усложняются.
  • Куклотерапия. Метод лечения куклами, применяемый для развития самовыражения, коррекции отношений с родителями, саморегуляции.
  • Терапия отношениями. Основное – это подход к ребенку как личности, которая может управлять собой, имеет внушительный запас внутренних сил. Дети учатся понимать свои чувства, мысли, переживания, осознают себя как любимых и любящих людей.
  • Шахматная терапия. Это одновременно и творчество, и соревнование, и изучение стратегий.

Подвижные игры и их коррекционно-развивающая направленность

Дозировка нагрузки.

Величина нагрузки зависит от направленности, характера, эмоциональности игры. В малоподвижных играх нагрузка незначительная, в играх с большим количеством перемещений, ускорениями, прыжками нагрузка может быть высокой. Величину индивидуального воздействия подвижной игры можно определить по частоте сердечных сокращении, а регулировать нагрузку — временем игры, снижением или увеличением общей подвижности участников, продолжительностью интервалов отдыха, суммарным количеством подвижных игр, их чередованием и т.п.

Окончание игры.

Продолжительность игры регламентируется ее содержанием, она может быть продолжительной по времени и очень короткой. Игра прекращается, как только появляются первые признаки утомления, и снижается интерес к ней. Так как утомление наступает неодновременно у всех играющих, то вполне возможно для уставших досрочное окончание игры. Ведущий должен отслеживать состояние играющих детей, чтобы вовремя отреагировать на внезапные изменения.

12.Подведение итогов.

Если подвижная игра носит соревновательный характер, то в конце объявляется команда-победительница. Если побеждает один человек, в следующей игре он в качестве награды может быть назначен капитаном. В большинстве игр подведение итогов сводится к анализу и оценке игровой деятельности участников. К такому анализу привлекаются и дети, это способствует развитию наблюдательности, уточнению правил игры, приучает к осмысленности действий и сознательной дисциплине.

При подготовке к проведению подвижных игр педагог должен учитывать следующие моменты: – содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физическая нагрузка) должно быть доступным и отвечать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоциональному состоянию и личным интересам детей; – подвижные игры допускают варианты усложнения, но процесс насыщения новыми действиями должен осуществляться постепенно по мере овладения простыми формами движений; – содержание игр должно предусматривать комплексный характер действия – коррекцию двигательных нарушений, физических качеств, координационных способностей, укрепление и оздоровление всего организма в целом; – в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка [12]. Большое оздоровительное значение имеют игры, которые проводятся на открытом воздухе. Они являются эффективным средством активного отдыха. Дети в играх активные и сообразительные, подчиняются правилам, повышают свой интеллектуальный уровень. Игры с пением, музыкой повышают не только эмоциональный тонус, но и способствуют эстетическому воспитанию. В играх раскрываются позитивные и негативные черты характера детей, создаются предпосылки для их коррекции. Игры привлекают своей эмоциональностью, возможностью проявлять личные качества, активность, инициативность, стремление к победе и наилучшим результатам [3]. На уроках гимнастики, легкой атлетики и др. применяются такие игры, в которых встречаются родственные за структурой и характером движения. При этом дети приобретают в упрощенной форме элементарные умения и навыки, которые улучшают процесс овладения программным материалом. Подвижные игры «Сиамские близнецы», «Робот», «Ну-ка отними!», «Веселые старты» помогают корректировать нарушение пространственной ориентации, координацию, равновесие. Большое значение для развития моторики рук имеют игры с мелкими предметами (малыми мячами, эстафетными палками), которые способствуют повышению тактильных и мышечно-суставных ощущений, совершенствуют движения пальцев и рук («Фокусник», «Снежная баба», «Рычи, лев, рычи»). Подвижные игры применяются с целью развития двигательных способностей детей. Для развития ловкости необходимо обновлять знакомые игры, предлагать новые задания на координацию движений, проводить игры с более сложными правилами коллективных и индивидуальных действий. Для развития быстроты применяются игры с активной двигательной составляющей, с бегом на короткое расстояние, с быстрой двигательной реакцией на речевые сигналы, хлопки: «Лохматый пес», «Воробьи и кот», «Собери слово», «Обгони», «Кто быстрее?», «Заячий прыжок». Скоростно-силовые качества развиваются в играх с прыжками, метаниями, выносливость – в играх с непрерывной двигательной деятельностью средней или ниже средней интенсивностью длительностью 3-5 минут [18]. В процессе физического воспитания с умственно отсталыми детьми можно применять и командные игры. При формировании команд необходимо обращать внимание на то, чтобы дети были конкурентоспособны. Если кто-то из детей слаб в подготовке, то для него задание в игре упрощается. Подвижную игру или даже несколько игр можно включить в подготовительную часть урока, используя их как разминку и подготовку к основной части. Так, например, если в основной части необходимо научить любым построениям, то в подготовительной части можно провести игры «У детей порядок суров!», «Быстро равняйсь!», «Делай как я!», «Стой прямо!», «Идти прямо!» и т. п. Однако вовсе не обязательно применять игры в подготовительной части, движения которых повторяют структуру упражнений основной части. Иногда такое сходство может негативно повлиять на качество учебы. При выполнении нового упражнения будут воссоздаваться стихийно усвоенные в игре технически неправильные приемы. Подвижными играми можно решать специфические задачи заключительной части урока – приведение организма в относительно спокойное состояние, организованное окончание урока (такие игры, как «Слушай сигнал!», игры на внимание). В зависимости от различных отклонений в развитии следует проводить индивидуальные занятия по коррекции этих заболеваний. Это такие игры, как: для стопы – «По лестнице», «По канату»; для осанки – «Стой прямо»; развития дыхания – «Дунем раз»; для развития внимания и речи – «Мяч говорит, что…!», «Сообразительные», «Тебя спрашивают – отвечает сосед». Обучая игре, необходимо неоднократно повторять детям ее правила и показывать, как она выполняется. Слишком долго и слишком часто повторять игру не рекомендуется – она может надоесть. В младших классах на протяжении года можно разучить пять-шесть игр, потом добавлять по две-три игры в год, постепенно усложняя их, применяя разные варианты игр, изменяя начало, середину или конец игры. Руководить игрой необходимо объективно, применять такие игры, где признаки победы или поражения достаточно очевидны для учеников, чтобы не создавать противоречивых ситуаций, соперничество в игре не перерастало в личную неприязнь. Хорошо усвоенная игра может применяться и во внеурочное время. Оптимальное время игры на занятии от 5 до 15 минут в зависимости от поставленных заданий, возраста и подготовленности детей. В младших классах рекомендуется применять подвижные игры на каждом уроке или через урок, в средних и старших классах – несколько реже. Подвижные игры, которые проводят в массовых школах, чаще не подходят для учеников специализированных школ. Очень осторожно следует подбирать игры для детей с задержкой умственного развития, следить за дозированием нагрузки, содержанием, правилами. Полезно проводить игры на открытом воздухе, в разные времена года. Проводить игры следует в безветренную погоду или, в крайнем случае, при слабом ветре, ориентируясь на температуру. При организации и проведении игр зимой необходимо уделять внимание длительности, темпу игры, состоянию снежного покрытия, температуре воздуха, подготовленности учеников, возрасту детей и особенностям физического развития. Таким образом, средства и методы адаптивной физической культуры при их рациональном использовании служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развитии познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармонического развития личности, что создает реальные предпосылки социализации детей с нарушением интеллекта.

Средства игротерапии

Обязательно присутствие взрослого, который будет ведущим – родитель, игротерапевт. Ведущий предоставляет ребенку средства, чтобы он мог в игровой форме раскрыться, подобранные строго индивидуально. Это могут быть: лепка из пластилина, танцы, рисование, куклы, песок, конструкторы, ролевые сюжеты, подвижные игры. Кроме того, могут подбираться и любые другие средства, чтобы раскрыть личность ребенка, его внутренний мир, смоделировать проблемные ситуации и разрешить конфликты – внешние и внутренние.

Источники:

  1. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4825459/ The Effect of Group Play Therapy on Social-Emotional Skills in Pre-School Children. Ahdieh Chinekesh, Mehrnoush Kamalian, Masoumeh Eltemasi, Shirin Chinekesh, and Manijeh Alavi
  2. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2989834/ Play Therapy Considerations and Applications for the Practitioner. Ritesh Kool, MD and Timothy Lawver, DO
  3. О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Показания к применению метода

Для маленьких детей все – игра. Поэтому существенных показаний выделить нельзя, так как игры – это основной досуг малышей. Когда дети играют, они находятся в хорошем настроении, не расценивают это как что-то неприятное и отталкивающее. Средства игротерапии эффективны в следующих случаях:

  • фобии;
  • необщительность, замкнутость;
  • агрессия к окружающим и животным;
  • непослушание или чрезмерное послушание;
  • проблемы в отношениях с родителями, братьями и сестрами и др.;
  • отсталость в речевом развитии;
  • вредные привычки (например, грызть карандаш во время рисования);
  • постоянные стрессы;
  • проблемы с успеваемостью;
  • проблемы с чтением.Источник: О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]