Игрушки-заместители для сюжетно-ролевых игр дошкольников.консультация по теме


Игрушки-заместители для сюжетно-ролевых игр дошкольников.консультация по теме

Игрушки-заместители для сюжетно-ролевых игр дошкольников

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Часто говорят, что ребенок играет, когда, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно когда это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой.

Игрушка встречается не только в игре ребенка, но и в повседневной жизни взрослого человека. Часто игрушка является другом, спутником жизни, источником радости, орудием или материалом игры. В игрушке в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, в том числе людей и животных, которые требуют соответствующих действий с ними. Так, например, кукла – обобщенный образ ребенка, позволяющий детям воспроизвести целый ряд соответствующих действий: купать, кормить, переодевать и т.д.

Игрушки разнообразны по типам, материалу, технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Изображение в игрушках условно и обобщено. Характер, степень обобщенности и условности зависят от типа игрушки, её конкретного назначения. Игрушки по степени усложнения и обобщенности делятся на три группы:

  1. Реалистические игрушки (собачка конкретной породы).
  2. Условно-образные игрушки (собачка неопределенной породы, кукла как обобщенный образ человека).
  3. Игрушки-заместители (палочка вместо градусника, стул вместо коня).

Анализируя особенности игровой деятельности дошкольника, необходимо помнить, что её развитию способствует освоение знаковой функции сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. Предпосылкой освоения знаковой функции служит овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета ребенком-дошкольником. Поэтому, кроме игрушек, изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием. К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.д. Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.

Для развития у детей мышления, воображения, речи и для того, чтобы поднять игру на более высокий уровень особую ценность представляют разные игрушки-заместители. Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку, но и кирпичик из строительного материала. Заместители игрушек могут быть деревянные и пластмассовые кружочки, колечки диаметром 3-5 см, дощечки, полоски картона, заменяющие предметы, любимые лакомства детей – конфеты, яблоки и т.д. Вместе с педагогом дети могут изготовить игрушки-заместители и атрибуты для игр – вырезать из картона, пенопласта «блины», «котлеты», «рыбу», «винегрет» из мелко нарезанного цветного поролона, используя все это в играх, имитирующих трудовой процесс. Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, мы создаем ситуацию, в которой ребенок окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет способствовать его активному развитию.

Ценность этой игрушки в том, что дети впервые самостоятельно оперируют условными понятиями. Игровые действия с игрушкой-заместителем опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые. Пользуясь такой игрушкой, ребенок обобщает свой предшествующий игровой опыт. Игрушка-заместитель требует более схематичных обобщенных игровых действий и обозначения её словом для того, чтобы она вошла в контекст игры и была понятна другим.

Игрушки-заместители изготавливаются из различных материалов. Куклы и игрушки-животные могут быть сделаны не только из ткани, но и из природного материала (соломы, дерева, травы и др.) Нужны предметы-заместители из любого природного материала (каштаны, шишки, ракушки, солома и т.д.) Для игр можно подготовить разные комплекты игрушек, объединенные общим сюжетом. Например, для игры с куклой: кукла, одеяло, коляска, мебель (кровать, стол, стул); для игры с игрушкой собачкой: миска для кормления, коврик для сна, поводок для прогулок и др.

Например, если ребенок играет с куклой, то ему можно предложить вместо нее чурочку, завернутую в одеяльце. Играя с такой «куклой», ребенок показывает отсутствующие, но представляемые им основные части тела человека: ноги снизу игрушки, голова сверху. Он играет с ней, как с обычной куклой и постепенно слово все чаще начинает обозначать и заменять отсутствующие, но необходимые для игры предметы, их качества, воображаемые свойства и состояния.

Как научить ребенка играть с такой игрушкой? Сначала игрушку-заместитель называет взрослый, а затем ребенок. Он называет её так, как требуется по замыслу игры.

Основное требование к игрушке-заместителю – удобство в выполнении игровых действий, соразмерность с другим игровым материалом. Если условно-образную и реалистическую игрушки можно купить, то внесение игрушек-заместителей в игру детей зависит от фантазии взрослого, от его проникновения в содержание детской игры. Дети с большим любопытством наблюдают, как взрослый, поняв их игровой замысел, из природного материала создает нужный для игры предмет. Важно, чтобы игрушка-заместитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или каким-либо типичным свойством, характерной деталью, необходимой для отображения игровых ситуаций («Котенок» может быть сделан из мягкой махровой ткани, если её скатать и завязать «на шее» бантик; вместо миски для кормления котенка можно предложить кружок картона, пластмассовую крышку и т.п.).

Часто дети не только с увлечением используют предложенные взрослыми игрушки-заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать: «Это кошка», «Это миска», «Это будет мама – большая кошка, а это её котенок». Играя такими игрушками, ребенок пытается объяснить другим детям, что обозначает предмет-заместитель: «Это кошка, потрогай, какая пушистая, не видно глазок, наверное, она спит».

Игровые заместители предметов могут иметь с ними значительно меньшее сходство, чем, например, сходство рисунка с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя. При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается, например, что полспички будет мишуткой, целая спичка – мишкой-мамой, коробок – постелькой для мишутки. Но он ни за что не примет такого варианта, где мишуткой будет коробок, а постелью – спичка. «Так не бывает», — обычная реакция ребенка.

Итак, общение взрослого с ребенком должно быть направлено на формирование прогрессивных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач. Деятельность детей должна протекать в усложняющихся игровых проблемных ситуациях, опирающихся на практический и игровой опыт. Детям, усвоившим способы решения первых игровых задач, следует усложнить задание. Например, не просто напоить куклу чаем, а усадить её за стол, сначала приготовить обед и т.д. По мере усвоения игровых задач, решаемых в наглядно-действенном плане (показателем чего служит детская самостоятельная игра), необходимо демонстрировать новые, более обобщенные способы их решения с помощью игрушек-заместителей. Например, вместо тарелки предложить кукле, которая очень хочет есть, листок с дерева. Позднее следует демонстрировать детям новые способы решения игровых задач с использованием нарисованных предметов (взрослый берет изображенное на рисунке мыло для купания и т.д.) И наконец, необходимо показывать игровые действия с воображаемым предметом (дать кукле воображаемое яблоко).

Ознакомление с окружающим и обучающие игры создают почву для возникновения игры, но самостоятельная игра детей определяется соответствующей организацией предметно-игровой среды и активизирующим общением взрослого с ребенком по ходу её. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, который активизирует в памяти ребенка недавние впечатления, направляют ребенка на самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным способам её реализации и воспроизведения действительности. Предметно-игровая среда изменяется с учетом практического и игрового опыта детей. Важно своевременно расширять не только ассортимент игрушек, разных по тематике, но и своевременно дополнять игровой материал. Самостоятельная сюжетная игра формируется более успешно, если игрушки в неё вводятся постепенно (условная игрушка, более реалистическая, игрушка-заместитель). Умение использовать в игровой деятельности предметы-заместители является необходимым элементом в развитии детской игры. Очень важно иметь в групповой комнате уголок конструирования «Строим сами», куда входят наборы различных строительных материалов, конструктор типа «лего», набор кубиков; уголок театрализованной деятельности, где имеются маски, игрушки би-ба-бо, разные костюмы для сюжетно-ролевых игр; различный бросовый материал: коробки разной формы и размера, природный материал, набор различных тряпочек, ниток, катушек и т.д. Например, можно сделать из кубиков и строительного материала стол, стулья, диванчик для кукол, можно сделать домик и многое другое. Счетные палочки превращаются в ложки, поварешки, пистолеты и даже макароны. Кирпичики служат телефонами, кусочками хлеба, пирожными, а конусы превращаются во вкусное мороженное. Из кусочков ткани стелятся постельки, из картона и поролона – еда для кукол.

Таким образом, игрушки-заместители развивают у ребенка воображение, мышление, речь, способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками. Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображение. А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Это, во-первых. А во-вторых, умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.

ВИДЫ ИГРУШЕК.

  1. Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных, предметы домашнего обихода).
  2. Игрушки – орудия труда (совок, лопатка, сачок).
  3. Технические игрушки с программным или беспрограммным управлением (транспортные агрегаты, машины).
  4. Игровые строительные конструкторы – сборно-разборные.
  5. Дидактические игрушки и игры.
  6. Игрушки для спортивных и подвижных игр (мячи, скакалки).
  7. Театральные и декоративные игрушки (персонажи кукольных театров, костюмы, украшения).
  8. Игрушки-забавы.
  9. Звучащие музыкальные игрушки.
  10. Игровые материалы и игрушки-самоделки.
  11. Игровое оборудование (домики, макеты).
  12. Компьютерные игрушки и игры.
  13. Развивающие игрушки (игры-головоломки).

В процессе организованных взрослыми игр малыш двух-трех лет:

  • знакомится с предметным окружением,
  • узнает их название (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства),
  • учится называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, пластмасса),
  • сравнивает знакомые предметы (разные варежки, шарфики, обувь),
  • подбирает предметы по тождеству («Найди такой же, подбери пару»),
  • группирует их по способу использования (из тарелки едят, из чашки пьют).

Ребенок углубляет свои представления о явлениях общественной жизни: семья, детский сад, родной город (поселок, село), труд взрослых. У малыша формируются элементарные экологические представления, воспитывается бережное отношение к животным, птицам.

Уважаемые родители, педагоги! Вы хотите, чтобы ваш ребенок был интеллектуально развит, был веселым, здоровым и любознательным, легко двигался, любил музыку, литературу? Добиться этого очень просто — играйте вместе с детьми! Представляя вашему вниманию авторские игры, мы надеемся, что они помогут вам насладиться общением с ребенком, а также процессом превращения малыша в гармонично развитую личность [2].

Ниже перечисленные игры в детском саду рассчитаны на занятия в детском саду с детьми 2 — 2,5 лет. Игры также подходят и для «домашнего обучения».

Игры в детском саду: ВОДИЧКА, ВОДИЧКА, УМОЙ МОЕ ЛИЧИКО

Подобные игры в детском саду учат подражать действиям взрослого, развивают гигиенические навыки. Для игры необходимо: мыло, полотенце

Ход игры. Умойтесь при ребенке — это вызовет у него желание подражать вам. Не забудьте отрегулировать воду для мытья рук и лица, объясняйте ребенку, как именно надо умываться. Можно для начала умыть куклу, показывая на ней алгоритм действии. Если ребенок затрудняется, возьмите его ручки в свои и помогите. Можно мылом поставить малышку точку на щеке или провести черточку на лбу и предложить самостоятельно смыть. Предложите ребенку умывать куклу, затем умываться самому. Радуйтесь, видя умывшегося малыша, хвалите его. Умывая ребенка, можете приговаривать:

Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

С гуся вода, С лебедя вода, С моего дитя Вся худоба — На пустой лес, На большую воду, Под гнилую колоду!

Шла баба из заморья, Несла кузов здоровья. Тому-сему — помаленьку, А Ванюшке — весь кузовок.

Игры в детском саду: СОБАЧКА БЕЖИТ К ТЕБЕ

Подобные игры в детском саду развивают речь ребенка. Для игры необходимо: заводные игрушки: машинка, собачка, цыпленок, кошечка и т. п.

Ход игры. Сядьте с малышом на пол. Вытяните ноги, расставив их, попросите сидящего напротив малыша сделать то же самое. Ваши стопы должны соприкасаться, образовывая замкнутое пространство. Заведите игрушку и направьте ее в сторону малыша, комментируя происходящее, например:

— Собачка бежит к тебе,

— Машинка едет к тебе,

— Ой, как цыпленок упал.

Если ребенок может сам завести машинку и направить ее к вам, пусть сделает это. Если же ему нужна ваша помощь, заведите игрушку, но направит ее пусть все-таки ребенок.

Игры в детском саду: УЛЫБАЮЩЕЕСЯ ЛИЧИКО

Подобные игры в детском саду помогают малышу научиться понимать эмоции людей. Для игры необходимо: книги и журналы с иллюстрациями.

Ход игры. Просматривая с ребенком иллюстрации, изучайте лица людей. Спрашивайте у ребенка, что выражает то или иное лицо. Найдите изображение улыбающегося ребенка. Опишите малышу эмоции, отражающиеся на лице этого ребенка, а потом попросите его показать улыбающееся личико. На следующий день сделайте упор на другие эмоции: возбуждение, грусть, удивление. Ищите лица, выражающие те чувства, которые ваш ребенок переживает на данный момент.

Игры в детском саду: ЕЖИК И ЗАЯЦ

Подобные игры в детском саду развивают фонематический слух, учат двигаться под определенный ритм. Для игры необходимо: картинки с изображениями ползущего ежика и скачущего зайца, бубен.

Ход игры. Покажите малышу картинку с ежиком и объясните, что двигается он медленно — так, как звучит сейчас бубен. Малыш имитирует походку ежика под медленный стук бубна. Затем покажите картинку с изображением зайца и скажите, что он скачет быстро, и быстро стучите в бубен. Ребенок поскачет, как заяц. Со сменой стука ребенок двигается соответственно.

Игры в детском саду: УЧИМСЯ ВЕШАТЬ ПРЕДМЕТЫ

Подобные игры в детском саду развивают мелкую моторику пальцев рук. Для игры необходимо: предметы, которые ребенок может повесить на крючок, например куртка, прихватки для посуды, кухонные полотенца, сумки.

Ход игры. Предоставьте ребенку возможность практиковаться в развешивании различных предметов. Вешалку на куртке малыша можно увеличить и сделать более крепкой. Крючок или детскую вешалку следует укрепить на удобном для ребенка расстоянии от пола. Крючок обязательно нужно выделить: пусть это будет красивый жесткий крючок, например, в виде чей-то лапки, рядом можно приклеить яркую картинку или поместить игрушку. Первое время помогайте малышу повесить куртку, направляйте его ручки и корректируйте движения. Ребенок должен увидеть последовательность действий: пришел с прогулки, повесил куртку.

Игры в детском саду: НАЛИВАЕМ ВОДУ

Подобные игры в детском саду развивают мелкую моторику пальцев рук. Для игры необходимо: небольшой кувшинчик с водой, стакан (можно использовать кукольную посуду), раковина.

Ход игры. Покажите ребенку кувшин с водой, научите брать кувшин, наклонять его, чтобы жидкость вылилась в стакан, затем дайте потренироваться у раковины. Предложите малышу наливать воду в стакан из заполненного наполовину кувшинчика. Вода может быть теплой и холодной, подкрашенной — главное, чтобы малыш был заинтересован в игре. Когда ребенок освоится с переливанием жидкости, попросите его помочь вам полить комнатные цветы, налить воды кошке или собаке в миску.

Игры в детском саду: СЪЕДОБНОЕ — НЕСЪЕДОБНОЕ

Подобные игры в детском саду формируют представления о съедобных и несъедобных предметах. Для игры необходимо: игрушки или картинки, изображающие съедобные и несъедобные предметы.

Ход игры. Положите перед малышом два предмета, один из которых несъедобен, и спросите: «Что можно кушать?» Далее вы демонстрируете картинки, предлагая ребенку сделать выбор. Если вы видите, что малыш взял что-то в рот, попросите, чтобы он вынул предмет, и объясните, почему брать в рот посторонние предметы нельзя. Если во время игры малыш ничего не потянул в рот, похвалите его за это.

Игры в детском саду: НАДЕНЬ КОЛГОТКИ

Подобные игры в детском саду способствуют освоению действий, связанных с одеванием. Для игры необходимо: детские колготки, кукла с колготками.

Ход игры. Возьмите детские колготки, покажите малышу вначале, как натягивать колготки на каждую ногу поочередно. Помогите малышу, действуя его руками. Когда колготки окажутся на ногах, подтяните их (для этого малышу нужно встать). Можно постепенно учить ребенка «набирать» колготки в руку. Если малыш справляется хотя бы с частью этой задачи, вам обязательно нужно похвалить его. Далее можно дать ребенку куклу и попросить его надеть кукле колготки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]