Картотека сюжетно-ролевых игр: как упорядочить развивающую деятельность в детском саду?


Что представляют собой карточки по сюжетно-ролевым играм?

Поскольку как вы знаете, игра является самым главным методом обучения дошкольников, я стараюсь максимально разнообразить игровые моменты для деток, но при этом процесс должен быть не спонтанным, как Бог на душу положит, а упорядоченным и соответствовать требованиям по ФГОС. Дидактические материалы в садике – это обязательный атрибут в работе воспитателя. Каждое свое слово, жест мы сопровождаем наглядными пособиями.

Немудрено, что такому большому пласту в воспитательной работе как игры по сюжету посвящена отдельная картотека. Это может быть папка с вложенными картонными листами, на которых размещена информация о конкретной забаве, или коробка, где удобно хранить карточки.

Можно вставить каждый лист в файл или заламинировать, чтобы обеспечить долгую «жизнь» карточкам. Вообще этот дидактический материал – своеобразная шпаргалка для воспитателя. Мы сами для себя записываем все моменты, которые нужно учитывать при организации детской развивающей забавы.

Строгих требований к оформлению нет. Но структура, в принципе, одинаковая: на одной стороне может быть картинка, изображающая сценку из сюжетной игры, на второй стороне – конкретные данные об игре:

  • Название и задачи сюжетной забавы, иными словами – программное содержание;
  • Атрибуты или игровой материал;
  • Краткое описание подготовительной работы: перечисление тематических стихов, рассказов, тематик бесед, возможно – экскурсии и т.п.;
  • Перечень предполагаемых ролей по сюжету игры;
  • Перечисление возможных тематических подсюжетов;
  • Краткое описание действий во время игры.

Я пишу, как мне удобно, но вместе с тем предполагаю, что мои материалы будут просматривать коллеги, руководство, поэтому стараюсь делать все красиво и четко. В детском саду обычно воспитатели либо заимствуют идеи оформления у других или стремятся выделиться, сделав что-то эксклюзивное, не такое, как у всех.

Можно наклеить вместо тематических картинок фотографии воспитанников во время ролевой забавы, это будет более интересно, я считаю. Возможно, кто-то из читателей захочет поделиться своим опытом составления картотеки? Буду очень признательна!

Принципы оформления игровой комнаты в ДОУ

1. Зонирование
. Необходимо разделить игровую комнату на зоны с различными типами игрушек. Это позволит не смешивать игровые и образовательные процессы.

2. Безопасность

. В комнате не должно быть опасных мест. Следует наклеить мягкие уголки на острые углы, использовать заглушки для тяжелых дверей (стопперы), установить ограничители на окна для проветривания, приобрести шторки для розеток, скрыть всю проводку, а также уделить внимание полу — он должен быть ровный и теплый.

3. Комфорт

. Обустройство игровой комнаты начинается с подготовительных работ. Важно обеспечить подходящий микроклимат: температуру, влажность, освещение, приток свежего воздуха. Для контроля показателей среды лучше установить метеостанцию.

4. Насыщенность и вариативность

. Оборудование игровой комнаты должно быть разнообразным и красочным. Это не только даст детям возможность выбора, но и украсит помещение. Желательно, чтобы инвентарь обеспечивал все виды активности: двигательную (включая мелкую и крупную моторику), познавательную, исследовательскую, творческую, совместную. Также не забывайте периодически обновлять игровой материал.

5. Доступность

. Инвентарь игровой комнаты следует располагать в пределах досягаемости ребенка, чтобы он в любой момент мог самостоятельно им воспользоваться. Игрушки должны быть исправны, соответствовать возрасту, а при необходимости и ограничениям возможностей детей.

6. Трансформируемость и полифункциональность

. Рационально использовать бюджет вам позволит инвентарь, который интересен разновозрастным детям и имеет различные варианты использования. Например, мягкие модули подходят для эстафетных и строительных игр, а также для отдыха. При этом их любят и малыши, и дети постарше (дошкольники).

Интернет-новинки из мира обучающей и методической литературы

К слову, об оформлении картотеки. Если есть деньги, но нет желания заморачиваться с карточками, можно спокойно купить готовые наборы по темам, например, в «УчМаге» я нашла разрезные карты на тему «Больница». Не сказать, что прямо копейки, но раз в жизни можно закупить материалы и пользоваться все свою трудовую деятельность.

Вы также сможете отыскать карточки по теме семья (игра для детей 3-4 лет и старше). Также родителям будет удобно планировать свои игровые занятия с использованием карточек… «УчМаг» еще подготовил специальный обучающий компакт-диск с информацией на тему: «Игровое пространство как эффективное условие развитие ребенка», материалы будут интересны педагогам и активным родителям, которые хотят развивать малыша согласно «последнему слову науки».

Мамам и папам с активной позицией также рекомендую прекрасную книгу Натальи Краснощековой «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста». Я считаю, что такое пособие обязательно должно быть не только в домашней библиотеке, но и лежать на прикроватном столике для постоянного изучения в свободную минуту.

Еще одна неплохая методичка «Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет» серии «Растем гражданами и патриотами». Здесь представлены, если можно так выразиться, глубокие материалы по нашей теме.

Кстати, забыла сказать, что эти две книги можно купить в «Лабиринте.ру» – хороший портал для читающих людей.

Вообще организация НОД (непосредственной образовательной деятельности) в детском саду невозможна без качественных дидактических материалов, которые являются показателем профессионализма воспитателя. Как говорит руководство: любо-дорого смотреть на картотеку или папки, упорядоченные, грамотные, аккуратные, солидные.

Руководство игрой

Уже доказано, что умение играть не возникает у ребенка спонтанно. Поэтому так важна роль воспитателя при организации сюжетно-ролевых игр в детском саду.

Прежде всего, он должен познакомить ребятишек с окружающей действительностью. Игра в повара будет намного интереснее после экскурсии на кухню, поводом для игры в полярников может стать прочтение книг о Северном полюсе. Затем готовятся необходимые атрибуты, нередко с привлечением к этому самих детей.

Организуя игру в младших группах, педагог берет инициативу на себя. Он продумывает сюжет, распределяет роли между воспитанниками, сам превращается в одного из ключевых персонажей. Однако, если так происходит каждый раз, детская инициатива, свободное творчество гасятся.

Поэтому важно создать условия для возникновения самостоятельных игр. Чтобы способствовать этому, педагог через некоторое передает свою роль одному из воспитанников. Или предлагает проблемную ситуацию, найти выход из которой дети должны самостоятельно.

Какие разделы должны быть в картотеке сюжетно-ролевых игр?

Я уж столько писала о сюжетных забавах для деток разного возраста, что внимательные читатели могут легко перечислить самые популярные из них. Понятно, что с возрастом количество сюжетов растет, они становятся более сложными. Но перечень основополагающих сюжетов для игр практически неизменный для всех возрастных групп.

Каждый общий сюжет, например «Семья», для деток младшей группы содержит пару-тройку подсюжетов (мама готовит ужин, мама укладывает ребенка спать, папа идет на работу и т.п.), а для деток постарше данная категория может включать 10 подсюжетов.

Я сейчас перечислю примерный список тем для сюжетно-ролевых игр, которые обязательно нужно включить в картотеку, а потом подробно расскажу о каждой категории отдельно:

  • Семья;
  • Магазин (супермаркет);
  • Больница (поликлиника);
  • Детский сад;
  • Парикмахерская (салон красоты);
  • Кафе;
  • Зоопарк;
  • Почта;
  • Профессии (водители, строители, моряки, космонавты и т.д.)

В подготовительной группе логично добавить игру в школу, правила дорожного движения. Естественно, что каждый воспитатель на свой выбор добавляет свои сюжеты, если есть собственные хорошие наработки и атрибуты. Но базовый перечень игр необходимо отрабатывать в любом случае, ведь такие игры – это путь малыша во взрослую жизнь.

Чем вообще регламентирован выбор именно этих тем для сюжетно-ролевых игр? Если вы заметили, то тематика охватывает самые наши «животрепещущие» реалии. Иногда меня спрашивают: зачем, мол, играть с детками в забавы по реальным сюжетам, ведь и так дети наблюдают наши реалии ежедневно. Например, если малыши посещают детский сад, нужно ли еще и играть, изображая привычные условия?

В этом и весь смысл сюжетно-ролевых игр, что именно через проигрывание бытовых ситуаций ребята осознают свое место в мире, учатся взаимодействовать с другими людьми, «тренируются», как они будут вести себя в самостоятельной жизни.

Развивающий фактор

Как мы видим, цель сюжетно-ролевой игры, которую неосознанно преследуют ребятишки, — моделирование социальных отношений. Вживаясь в роль, дети учатся регулировать свое поведение в соответствии с правилами общества, координировать действия с другими играющими. Все это понадобится им для дальнейшего обучения в школе. Ребенок ощущает себя активным лицом, которое может повлиять на окружающую действительность.

При этом бурно развивается воображение. Дети используют палочку вместо ложки, сооружают машину из стульев и сами сочиняют захватывающий сюжет. Игра позволяет выйти за рамки повседневности, творчески переработать полученный опыт. Для этого приходится задействовать имеющиеся знания, решать возникшие у персонажей проблемы, выражать словесно свое мнение, договариваться, переживать богатую палитру эмоций. Именно через такие игры происходит всестороннее развитие дошкольника.

Какие задачи выполняют сюжетно-ролевые игры?

  • Активное коммуницирование со сверстниками, взрослыми людьми, обучение правилам общения, внимательности к другим участникам процесса;
  • Развитие способностей к творчеству через поиск интересных сюжетных линий в игре, придумывание нестандартных решений, подбор атрибутов;
  • Обучение самоорганизации путем самостоятельного распределения ролей, решения конфликтов споров;
  • Выработка чувства такта и уважения к товарищам;
  • Активизация умственной деятельности, умения анализировать и планировать свои действия;
  • Выявление разнообразных талантов, интересов, наклонностей к выразительному чтению, актерской игре и т.п.;
  • Пробуждение интереса к профессиям и занятиям взрослых, уважение к труду;
  • Воспитание положительных человеческих качеств: сопереживание, доброта, желание прийти на помощь;
  • Проявление чувства юмора и воспитание доброжелательного отношения к чужим и своим ошибкам;
  • Повышение самооценки детей, путем выявления перед коллективом их талантов и способностей;
  • Воспитание чувства локтя и сплочение детей в группе;
  • Формирование умения использования предметов-заместителей с целью развития фантазии и нестандартного мышления;
  • Приучение к аккуратному и бережному использованию игрушек и раздаточного материала;
  • Обучение основам актерской игры посредством передачи характера роли по сюжету;
  • Вырабатывание навыков дисциплины и умения следовать установленным сообща правилам игры;
  • Закрепление стойкого интереса к сюжетно-ролевым играм как наиболее важному способу познания мира.


Но вернемся к картотеке сюжетно-ролевых игр. Поскольку на каждой карточке с названием игры желательно указывать цели, которые ставит перед собой воспитатель, предлагая детям ту или иную забаву, вполне логично воспользоваться приведенным выше перечнем задач и просто вписывать некоторые из них, чередуя в зависимости от направления игры.

Младшая группа

Приблизительно с 2,5 лет появляются зачатки сюжетно-ролевой игры. Целью малыша становится воспроизведение действий определенного персонажа (мамы, доктора). При этом он еще не обозначает свою роль словесно. На этом этапе важна целенаправленная работа педагога.

Внимание ребятишек по привычке приковано к предметам: они увлеченно перевязывают больному руку, ставят градусник. Взрослый должен переориентировать их на взаимодействие с партнером по игре. С этой целью используется минимум игрушек, чтобы они не отвлекали внимание. Для вживания в нужную роль широко применяются специальные костюмы, маски. Взрослый первоначально сам становится партнером ребенка, побуждает его вступить в диалог, а затем уступает свое место другому малышу.

К четырем годам дети уже осознанно принимают на себя ту или иную роль, строят простейшие диалоги со сверстниками, выполняют специфические для своего персонажа действия. Сюжеты игр берутся из жизненного опыта малышей: поездка на машине, поход в гости, посещение врача, покупка продуктов в магазине.

Содержание карточек по сюжетно-ролевым играм

Сейчас я подробно расскажу о том, что именно можно написать в карточки по конкретным ролевым забавам. Поскольку самое значимое в жизни каждого человека – это его семья, то начну с этого раздела картотеки.

Семья. Игра для детей 4-5 лет не должна иметь сложных сюжетных линий. Лучше поделить многогранное понятие на подсюжеты и строить свою работу по небольшим сюжетикам. Я приведу примеры подсюжетов, а вы выбираете для каждой возрастной группы детей наиболее понятные им: Утро в моей семье; Время обеда; Как проходят выходные? Папа (мама) на работе; У меня появился младший брат (сестра); Мама (папа) возвращается с работы; Моя папа – строитель (водитель, пожарный, полицейский); Мама (папа, ребенок) заболела; Мы убираем в доме; Помогаем маме стирать белье; Помогаем папе мастерить табуретку; Принимаем гостей; Празднуем семейные праздники; В доме появился питомец.

Эти сюжеты годятся для игр в средней группе, младшеньким деткам не стоит предлагать много подсюжетов игры. Берем, например, «Мама заболела» и «Помогаем маме стирать белье» и проводим сюжетно-ролевую игру.

А для детей старшей группы можно дать сразу несколько подсюжетов и объединить их в одну игру. Итак, написали название игры, выписали задачи. Затем указываем инструментарий – те атрибуты, которые имеются в группе. Обычно это мебель, посуда, куклы, машинки и т.п.

Роли: папа, мама, ребенок, может, бабушки-дедушки, если мама заболела, то приходит врач. Если нужно идти в аптеку, то аптекарь еще нужен.

Предварительная работа: беседы на тему семья, стихи, рассказы (конкретные названия).

Далее описываем игровые действия: мама пришла с работы и сказала, что у нее болит горло (голова, нога и т.д.). Папа предлагает маме лечь и дает ей градусник или кладет на ногу (голову) компресс. Далее можно вызвать врача, можно вместо мамы постирать белье, приготовить ужин и принести маме.

Короче, что-то в этом роде пишем и доводим до какого-то логического завершения. Например, бабушка сделала маме лечебный чай, и у мамы горло перестало болеть.

Атрибуты

Доктору требуются инструменты и белый халат, повару — посуда, шоферу — автомобиль. Правильно организованная среда в группе способствует развитию детской игры. Воспитателю следует запастись атрибутами для сюжетно-ролевых игр:

  • Готовыми наборами врача, кассира, слесаря и т.д.
  • Бросовым материалом: сломанными приборами, коробками и банками от продуктов, пузырьками из-под лекарств, флаконами из-под кремов, масок, шампуней. Все это пригодится для игр в домик, аптеку, магазин, салон красоты.
  • Самодельными предметами. Микроволновая печь из коробок, пирожные из поролоновых губок, удочки из прутьев… Такие атрибуты для сюжетно-ролевых игр старшие дошкольники могут изготовить своими руками.
  • Костюмами продавцов, полицейских, парикмахеров и моряков. Их можно сделать из старых рубашек или выкроить накидки из подкладочной ткани. Окончательно прояснит принадлежность костюма соответствующая надпись или символическое изображение профессии.
  • Масками, настоящими и самодельными, коронами, головными уборами, платками.

Чем младше ребятишки, тем больше атрибутов им требуется для игры. Старшие дошкольники способны сами проявить фантазию и найти предметы-заместители.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Магазин для детей 3-4 лет – любимая забава после дочки-матери, конечно. Этот сюжет тоже делится на подсюжеты по видам магазинов: супермаркет, зоомагазин, спортивных товаров, одежды и т.д. Либо по причине, по которой нужно идти в магазин: покупаем Маше подарок на День рождения, папе нужны новые ботинки, мама выбирает новое платье, Денис хочет купить попугайчика и т.п.


Задачи игры стандартные, плюс – можно написать об обогащении словарного запаса путем ведения новых слов. Так и запишем: словарь – касса, товар, витрина, чек и т.п.
Инструментарий – чем богаты, то и записываем. Помните, я уже писала статью о том, как сделать атрибуты своими руками? Вот, проявляем смекалку и фантазию!

Роли: члены семьи, продавцы, покупатели, шоферы автобуса или грузового транспорта. Предварительная работа: читаем стихи, рассказы, проводим беседу, можно пойти на экскурсию в ближайший магазин. Если есть тематические настольные игры, записываем и это.

Игровые действия: Продавцы приходят на работу и готовятся к открытию, раскладывая товары на полки. Семья едет на автобусе в большой магазин, чтобы купить продуктов на несколько дней. Покупатели заходят в продуктовые отделы, берут разные товары и складывают в тележку или корзинку. Затем идут к кассе и платят за покупки.

Грузовик подвозит партию нового товара, его шофер разгружает и передает продавцам. Для подготовительной группы можно придумать сюжет, вроде приезжает корреспондент и спрашивает покупателей, довольны ли они работой продавцов и качеством товара. Заканчиваем игру тем, что магазин закрывается или семья, совершив необходимые покупки, складывает их в автомобиль и уезжает домой.

Средняя группа

В возрасте 4-5 лет дети осваивают сюжетно-ролевые игры с несколькими персонажами, учатся ориентироваться в отношениях между ними. Желательно, чтобы сюжет предполагал наличие одного главного героя (например, ветеринара) и 2-3 второстепенных (медсестра, хозяева животных, аптекарь, продающий выписанные лекарства).

Отлично, если персонажей больше, чем детей. Тогда по ходу игры им придется менять свое поведение, изображая то матроса, то водолаза. В конце можно ввести еще одну роль, аналогичную основной. Так, если обыгрывается путешествие на корабле, можно организовать встречу с проплывающим мимо судном. Капитаны расскажут друг другу о своих приключениях, а дети глубже осознают взаимоотношения различных ролей.

Любимыми играми этого возраста остаются «Больница» и «Магазин». Однако педагог должен расширять опыт детей, знакомить их с новыми ситуациями: «Скорая помощь», визит в зоопарк, экскурсия по городу, посещение театра. Сюжет не продумывается воспитателем заранее, а развивается по законам импровизации.

Ролевая игра «Больница (поликлиника)»

К сожалению, поликлиника или больница – место, где с детками дошкольного возраста мы бываем частенько. Возможные сюжеты: поранил Мишка лапу, болит ушко у Зайчика, вызываем врача домой, Лисенку нужно сделать прививку, у мамы болит горло.

Задачи игры: формирование интереса к профессии врача, вырабатывание навыков доброжелательного общение, развитие творческих способностей и актерского мастерства, развитие речи и еще выбираем несколько пунктов из моего списка.

Словарь: прививка, фонендоскоп, витамины и т.д. Понятно, что для каждой возрастной группы слова соответственно возраста.

Инструментарий: все, что относится к больнице. Я как-то рассказывала, как из компакт-диска сделать зеркало лор-врача, а из деревянной палочки от мороженого – градусник. Но не забываем о предметах-заместителях!

Я к родителям обращаюсь: не думайте, что использование палочки вместо игрушечного градусника – это удел бедных детей, которым родители не могут купить игрушки. Использование предметов-заместителей является важным этапом в формировании воображения, фантазии, смекалки. Не бегите сразу в магазин, если видите, как малыш трогательно приспособил крышечки от пластиковых бутылок под чашечки и тарелки для кукол. Пусть воображает, что это посуда!

Роли: родители, ребенок, врач, медсестра, водитель скорой помощи.

Предварительная работа: как обычно, стихи, рассказы, посещение медкабинета в садике, изготовление атрибутов к игре.

Игровые действия: все, как в жизни. Вызываем по телефону врача, медсестра накладывает бинт, ставит укол, делает прививку. Врач слушает жалобы, выписывает рецепт.

Дизайн интерьера и архитектура

На все материалы в игровой комнате, включая строительные, должны быть сертификаты, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность для здоровья. Также материалы должны быть устойчивы к влажной уборке и дезинфекции. В соответствии с этими требованиями возможны следующие варианты для элементов дизайна и архитектуры игровой комнаты:

1) пол, стены, потолок

. Согласно нормам, площадь помещения игровой комнаты для групп раннего возраста (дети до 3-х лет) определяется из расчета не менее 2,5 × 2,0 м на одного ребенка, для дошкольного возраста (дети 3–7 лет) — не менее 2,0 × 2,0 м. В качестве напольных покрытий допускаются: линолеум, паркет, пробковый пол, ковролин. Сверху можно класть, например, коврик-пазл. Для покраски стен выбирают матовые светлые тона: песочный, бирюзовый, кремовый, кофейный, светло-розовый, лиловый и пр. Стены можно украсить детскими изображениями, виниловыми наклейками, бумажными аппликациями, плакатами и т. д. Потолок допускается как обычный побеленный, так и окрашенный, плиточный и тканевый натяжной;

2) окна, освещение, мебель

. На окнах обязательны шторы или жалюзи светлых тонов. Освещение (теплое, возможно, с желтоватым тоном) должно быть общим и равномерным, без открытых точечных светильников и резкого света. Размеры ящиков, шкафов, стеллажей и другой мебели подбирают в соответствии с возрастом детей. При этом цвет мебели допускается яркий.

Сюжетная игра «Салон красоты (парикмахерская)»

Эту игру очень любят девочки, а мальчишки выступают в роли клиентов. Уголок «Парикмахерская» есть в каждой группе, я думаю, как и уголок «Больница». Принцип заполнения карточек такой же.

Задачи: вызвать интерес к профессии парикмахера, сформировать понятия о мужской и женской стрижке, показать ценность труда, расширить словарный запас, воспитать культуру общения и все в этом роде.

Сюжеты: мама едет к парикмахеру, делаем прически на новогодний утренник, папа идет к мужскому мастеру, стилист делает прически куклам и т.п.

Словарь: стрижка, укладка, фен, мастер, пелерина, маникюр.

Атрибуты: все, что относится к теме игры. Я как-то рассказывала, какие в продаже есть классные наборы для игры в салон красоты. Если нет фондов в группе, то хотя бы пелерину сшить и зеркало с полочкой повесить можно. Также сгодятся пустые флаконы от косметических средств, расчески.

Роли: клиенты, мужской и женский парикмахер, маникюрщица, уборщица.

Предварительная работа: беседа на тему профессии парикмахера, чтение тематических рассказов и стихов, создание своими руками атрибутов для игры и альбома причесок. Отлично было бы сходить в ближайшую парикмахерскую на экскурсию.

Игровые действия: клиенты приходят в салон, садятся в кресло и рассказывают мастеру, какую прическу они хотят. Далее все, как мы привыкли в жизни: моем голову, стрижем или завиваем локоны, сушим. При этом комментируем свои действия, как настоящие мастера. Уборщица убирает после стрижки. Клиенты благодарят парикмахеров.

Я все этапы описываю чисто схематически. Любой воспитатель отлично знает, как организовать сюжетно-ролевую игру. Просто когда дело доходит до заполнения карточек, то по своему опыту знаю, что как-то теряешься и не можешь сформулировать предложение.

Определение

Детям свойственно желание поскорее вырасти и вместе со взрослыми принимать активное участие в общественной жизни. В силу возраста они пока не могут сами печь торты, нянчить малышей, водить машину или летать в космос. Противоречие разрешается через участие в детских сюжетно-ролевых играх.

В их центре — вымышленная ситуация. Сюжеты игр разнообразны: это и визит в салон красоты, и полет на Луну, и спасение мира Человеком-пауком. Ребенок берет на себя роль определенного персонажа и действует от его имени. Чаще всего малыши превращаются во взрослых или любимых героев. При этом игрокам приходится договариваться между собой, действовать в соответствии с ролями (мама и малыши, злодей и герой, доктор и пациент).

Как заполнить карточку на игру «Ферма (зоопарк)»?

Выбор тематики сюжетно-ролевых игр зависит и от местности, в которой живут дети. Лучше подбирать сюжеты о том, что детки знают. Например, если в вашем поселке есть ферма, то играйте в нее. Деткам будет понятней. А вот зоопарк для малышей, которые никогда там не были, не подойдет. Они растеряются и не поймут, что от них требуется. Это касается младшей группы.

Детки постарше уже отлично знают и про зоопарк и про ферму, даже если не видели собственными глазами домашних или диких животных.

Итак, задачи сюжетно-ролевой игры «Ферма»: познакомить детей с животным миром, рас ширить словарный запас, развить теплые чувства к домашним животным, сформировать потребность ухаживать за животными. Научить взаимодействовать во время игры. И далее выбирайте из уже знакомого вам списка задач.

Словарь: домашние и дикие животные (названия), фермер, ветеринар, загон для скота. Роли: фермер, скотовод, ветеринар, тракторист, свинарки, животновод, доярка.

Предварительная работа: чтение тематической художественной литературы, просмотр мультфильмов о животных, беседы, изготовление атрибутов для игры. Если есть возможность – посещение фермы или скотоводческого хозяйства.

Игровые действия: фермер и его помощники утром идут кормить животных, если животное заболело – приглашают ветеринара для осмотра и лечения. Тракторист привозит корма животным, разносит по кормушкам. Помощники подметают скотный двор, убирают за животными. Доярки наливают молоко в бидоны и тракторист отвозит бидоны в магазины.

Вообще описание игровых действий зависит от выбранного конкретного сюжета.

Ясельная группа

Дети раннего возраста только учатся манипулировать игрушками. Организация сюжетно-ролевой игры пока невозможна, так как малыши не умеют взаимодействовать друг с другом. В течение первого полугодия воспитатель учит их производить простые игровые действия: качать куклу, катать машину, кормить мишку. При этом активно используются предметы-заместители: брусок вместо утюга, кусочки бумаги вместо каши. Игры предполагают задействование одного ребенка или группы малышей, каждый из которых выполняет одинаковое действие.

Со второго полугодия педагог учит выстраивать цепочки из двух-трех ситуаций: куклу надо покормить, а потом укачать и уложить в кроватку. Сначала он сам проигрывает сюжет на глазах детей. Затем, покормив куклу, просит одного из малышей укачать ее, а другого — отнести в постель и укрыть одеялом. Все действия должны быть хорошо знакомы ребятишкам из собственного опыта.

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Малыши всегда охотно воображают, что они кого-то кормят, угощают или готовят лакомства. Помните, как можно сделать пирожные, пиццу, пельмени, яичницу из волока, хозяйственных губок и салфеток? Эти атрибуты отлично подойдут для игры «Кафе».

Задачи игры: познакомить детей с особенностями профессии повара, кондитера, официанта. Привить ребятам умение вести себя в общественном месте, делать заказ, аккуратно кушать, благодарить официанта, проявлять заботу о других людях. Обогатить словарный запас, научить взаимодействовать в игре, проявлять внимание и тактичность к другим ребятам.

Словарь: обслуживание, кондитерская, официант, меню, аниматор.

Подготовительная работа: беседы, чтение тематической литературы, изготовление атрибутов своими руками.

Роли: официанты, посетители, уборщица, кондитер (повар), водитель, аниматоры.

Игровые действия: кукла Маша пригласила друзей на День рождения в детское кафе. Игрушки приходят в кафе, их встречают аниматоры, дарят воздушные шары, развлекают. Все поздравляют Маша и дарят подарки. Затем все усаживаются за столики и выбирают из предложенного официантом меню разные лакомства.

Официанты все приносят, красиво раскладывают. Куклы кушают, не забывают аккуратно вытирать ручки салфетками, благодарить официантов, правильно пользоваться приборами. Покушав и потанцевав, игрушки садятся в такси и едут домой.

Я думаю, вы поняли, как заполнять карточки на сюжетно-ролевые игры, не так ли? Всё просто, если выработать определенный алгоритм. Я не стала подробно описывать все виды сюжетно-ролевых игр, думаю, по аналогии вы все сделаете.

Вдруг вам понравилась статья, прошу кликнуть по значкам соцсетей и показать материалы друзьям. Подписка тоже все еще актуальна!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Классификация

В педагогике выделяют пять видов сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте. К ним относятся:

  1. Бытовые игры, воспроизводящие семейные отношения (приготовление обеда, день рождения ребенка, купание куклы).
  2. Общественные игры, связанные с профессиональной деятельностью людей (школа, полет на самолете, строительство дома).
  3. Патриотические игры, когда малыши представляют себя участниками войны или отважными космонавтами.
  4. Игры, в основу которых ложится сюжет сказки или мультфильма.
  5. Режиссерские игры, когда ребенок придумывает историю и разыгрывает несколько ролей одновременно при помощи игрушек.

Действуем с умом

Если игры старших дошкольников бедны по содержанию, причин тут две: неразвитое воображение и недостаток знаний. Поэтому воспитателю необходимо расширять представления детей об окружающем мире через чтение книг, просмотр мультфильмов, экскурсии, встречи с представителями разных профессий.

Чтобы дети быстрее включились в новую сюжетно-ролевую игру, вместе с ними подготавливается группа, создаются макеты корабля, дома, ракеты. Важно с самого начала задать тон, предложить детям интересную игровую ситуацию. Ключевые роли лучше раздать ребятишкам с богатой фантазией. Во время игр воспитатель не должен называть реальные имена детей, все указания и замечания делаются с учетом выбранного сюжета. Сам он вскоре выходит из игры, вмешиваясь в двух случаях:

  • При возникновении конфликта.
  • При угасании интереса к игре. В этом случае можно предложить неожиданный поворот сюжета (на корабль напал огромный спрут) или ввести нового персонажа (в парикмахерскую приходит Баба-яга).

Задача взрослых — не допустить исчезновения из жизни детей сюжетно-ролевой игры. Ведь именно через нее происходит социализации ребенка, развиваются воображение, умение регулировать свое поведение в соответствии с исполняемой ролью.

Нестандартное игровое оборудование своими руками для детского сада

Сегодня хочу поделиться с Вами маленьким фотоотчетом из жизни моей группы… Я уже на страницах блога писала про сюжетно-ролевые игры, немного показывала своих ребятишек в моменты игры. Уже писала о том, что многое в группе сделано своими руками. Мне очень повезло с моей помощницей — младшим воспитателем Татьяной Александровной. Если бы не она, многие идеи так и остались бы невоплощенными в жизнь. Правильно говорят: «одна голова — хорошо, а две- лучше!» Это про нас. Порой, мы, «гуляя» по просторам всемирной паутины, черпаем огромное количество идей, которые приносим в группу. Каждый из нас озвучивает сотню различных идей и в ходе бурного обсуждения рождаются, порой, шедевры. Иногда это полезно и интересно только нам:))) ну и приятно глазу окружающих. А бывает так, что это полезно и приятно, а еще и нужно нашим детям. Сегодня я хочу показать вам в своем фотоотчете именно такие идеи, реализованные на практике. Где-то нами доработанные и усовершенствованные. Итак, нестандартное игровое оборудование, поселившееся в нашей групповой комнате… Для этого нам понадобилась… всего лишь изолента. Идею подсмотрели в интернете. Увидели, как делают классики изолентой на полу. Классики на нашем втором этаже мы делать отказались. А вот лабиринт — с превеликим удовольствием! По этому лабиринту не только наши детки с удовольствием ходят, но и каждый взрослый, попавший в группу, считает своим долгом преодолеть это препятствие! При этом, мы решили усложнить задачу… Мы же не хотим, чтобы лабиринт изучили и забыли… Из крышек от пятилитровых бутылок мы сделали шайбы. И теперь ребетня старательно пытается шайбу клюшкой довести от входа до выхода. Не поверите, это очень им трудно! Надо следить, чтобы шайба не «убежала» за границу линии, иначе придется вернуться в начало пути!!! А пока следишь за шайбой, можешь и нужный поворот пропустить, приходится быть предельно внимательным и сосредоточенным! Как только освоют этот вариант игры, вместо шайб предложим маленькие мячики… и так с усложнением.


На самом деле вариаций с лабиринтом огромное множество можно придумать. Включить в процесс различные психомоторные функции ребенка! Здесь можно и логопедические задачи решать, например отрабатывать звукопроизношение на каждый шаг….ну это придумано на скорую руку, в данный момент… при желании — огромное поле для деятельности. Идея следующей серии фотографий тоже почерпнута в интернете. Идея нанесенного рисунка на полу группы. Помещение у нас не большое. И расположить уголок ПДД где-то отдельно не представляется возможным. В прошлом году мы уже смастерили дорожные знаки. Вернее специальные стойки с возможностью смены знаков на них. Для этого нам потребовались обычные пластиковые трубы, соединительные элементы к ним, банки из-под сметаны и балончик с серебристой краской.Знаки отпечатали и заламинировали. Позже в детском саду проводился конкурс по оснащению уголков по сюжетно-ролевым играм. Родилась вот такая заправка: Очень простая. Большая коробка, обклеенная цветной самоклейкой, два стаканчика от йогурта, сливной шланг для стиральной машинки, две банки от моющего средства и изолента… В этом же году, мысль об уголке ПДД не давала покоя. Рассматривая фотографии девочек-коллег, с их макетами на отдельных столах, завидовала белой завистью… К тому моменту наш лабиринт был уже готов… Так родилась идея дороги на полу…


Вот вам и изучение ПДД и куча различных подтем к игре «Шоферы»


У нас даже дома выстроились высотные из обычных мягких модулей. При желании окна и двери снимаются (на двустороннем скотче к материалу прилипают и отлипают хорошо).


На фото не зафиксировала, к сожалению, но с торцов домов у нас теперь есть еще и названия мини-магазинчиков, которые расположились на первых этажах домов.


Отсюда, исходя из представленных вывесок, представляете сколько вариантов развития сюжета игры может пойти?!!!! Оставлю тему сюжетных игр на Вашу фантазию, придумывайте! Не обхожу стороной и развитие интеллектуальной составляющей своих ребятишек. Люблю я головоломки! В предыдущей своей записи в блоге, я знакомила Вас с приобретенными игрушками, а сейчас хочу вместе с Вами вспомнить замечательную старую и добрую игру «крестики-нолики». Хорошо ее помните? Вот и мы с моей помощницей вошли в такой азарт, пока «рисовали» изолентой дорогу, что решили сделать напольную игру в учебной зоне «крестики-нолики».


Сначала сделали поле. Идея фишек пришла позже. Дети играли элементами конструктора. Разного цвета конструктор — и вперед! Но..д…замечательная голова рукам покою не дает! И мы сделали фишки! Веселые, детские.


У нас получилось два игровых поля, поэтому комплектов фишек тоже два. Сделаны они из пластиковых крышек на трехлитровые банки. Каждая фишка состоит из двух крышек. Внутрь мы положили пластилина для весомости фишки, можно внутренности заполнить бумагой, чтоб крышки не проминались. Место стыковки и все ребро обмотали все той же изолентой. На верх и низ фишки сделали картинки цветочков, пчелок, божих коровок. Ребетня играет с удовольствием, главное, научить их, как это делать!


Надеюсь, созданная нами игровая среда, пробуждает познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу у наших ребятишек.

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс. Изготовление колец для жонгляжа Настольная игра для детского сада своими руками Нетрадиционное спортивное оборудование для дошкольников своими руками Нестандартное физическое оборудование для детского сада своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фот

Похожие статьи:

Роль игры в воспитании детей. Сюжетно-ролевые игры для развития и воспитания детей

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]