Картотека дидактических игр и упражнений для закрепления понятия форма


Картотека дидактических игр и упражнений для закрепления понятия форма

Дидактические игры и упражнения

для закрепления понятия формы

«Найти предмет указанной формы»

Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

«Из каких фигур состоит машина?»

Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

«Коврик»

Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.

«Найди предмет такой же формы»

Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки,

пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).

«Какая фигура лишняя?»

Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур.

Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др.

Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

Варианты:

— группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.

«Составь целое из частей»

Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.

Варианты:

⎯ составить конструкцию по памяти, по описанию;

⎯ составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).

«Определи правильно»

Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит замок.

«Зрительный диктант»

Дети запоминают орнамент из 3—4 геометрических фигур, складывают его по памяти.

Варианты:

⎯ дети запоминают и воспроизводят комбинации фигур (в том числе и из объемных геометрических фигур).

«Определи форму предмета»

Перед ребенком разложены карточки с изображением предметов: телевизор, дом, стол, люстра, торшер, кровать и др. Педагог предлагает в соответствующую прорезь перфокарты с вырезанными геометрическими фигурами подобрать мебель, изображение которой похоже на данную геометрическую фигуру.

«Отгадай на ощупь геометрическую фигуру»

На цветной картон пришиваются пуговицы в форме геометрических фигур.

Для каждой карточки шьется чехол, в который легко вставить и вытащить карточку. Чехол должен быть не прозрачный.

Возраст детей: 3-7 лет.

Цели и задачи:

Развивать мелкую моторику рук.

Учить узнавать и называть геометрические фигуры: 2 младшая и средняя группы– круг, квадрат, треугольник; старшая и подготовительная к школе группы – круг, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, многоугольник.

Ребенок должен на ощупь определить, какая фигура лежит в чехле, затем достать и проверить. По мере изучения новых фигур, фигуры добавляются.

«Катится – не катится»

Цель игры: познакомить с объемными геометрическими телами – кубом шаром детям постарше добавляем цилиндр.

Оборудование: кубики и шарики, цилиндры разного размера и цвета.

Ход игры: покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится — вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у него есть углы, потрогайте их». Тоже самое проделать с цилиндром. Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол, на стол, друг на друга, покатать и т. д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую, цилиндры в третью.

«Фигуры играют в прятки»

Цель игры: познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром и учить подбирать нужные формы.

Оборудование: картонная коробка среднего размера (1 – 2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями; кубики и шарики одинакового размера и фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, Волшебный комод с прорезями для фигур.

Ход игры: покажите детям коробку и научите их проталкивать в прорези – сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться в коробку». Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно . В волшебный комод дети в прорези проталкивают фигуры квадратов, треугольников и т.д. Затем комодик открывается и все вместе проверяют, правильно ли ребята разложили фигуры по домикам.

Воспитатель показывает фигуру, а ребенок говорит что может быть формой такой фигурой (например, колпачок – треугольный; холодильник – прямоугольный; мяч – круглый и. т. д.)

«Найди предмет такой же формы»

Цель: учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Дети впервые учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круглой формы (мячи, шары, пуговицы), квадратной (строительный материал, платок, карточки лото), треугольной (строительный материал, флажок, морковь), овальной (яйцо, огурец, игрушка кит).

Ход игры: Геометрические фигуры лежат на одном столе, предметы — на другом. Воспитатель просит детей подойти к столу (они встают вокруг стола), обращает внимание на различные предметы, лежащие на столе, и объясняет задание. Сначала показывает фигуру и предлагает одному ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить его рядом. Если ребенок правильно нашел предмет и положил его около соответствующей фигуры, все дети хлопают в ладоши. На одном занятии каждому ребенку можно подобрать не более трех форм. Если он ошибается, то воспитатель предлагает ребенку обвести пальцем фигуру и предмет. Этот прием помогает ребенку правильно выполнить задание.

«Узнай фигуру»

Цель игры: совершенствовать восприятие формы, развивать произвольное внимание, быстроту движений.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур – квадрата, треугольника, круга или предметы, похожие на эти фигуры, — колесо, пирамидка, модули.

Ход игры: Воспитатель знакомит детей с заготовленными геометрическими фигурами, которые раскладывает в разных частях зала, и объясняет правила игры. По сигналу дети произвольно перемещаются по залу, выполняя различные движения. После того как воспитатель называет одну из фигур, например «Квадрат», дети должны быстро построиться вокруг этой фигуры.

«Чудесный мешочек»

Цель игры: Упражнять детей определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме.

Ход игры: Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также можно спрятать в него геометрические фигуры, ребенок должен угадать на ощупь, какая фигура спрятана.

«Кто первый соберет фигуры»

Дидактические задачи: закрепление знания геометрических фигур, выработка понимания конкретной инструкции, развитие концентрации внимания, общей и мелкой моторики.

Оборудование: рассыпанные на ковре геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы).

Ход игры. Каждому из играющих воспитатель дает карточки с фигурой которые он должен собрать .

Побеждает тот ребенок, который быстро и без ошибок соберет свои фигуры.

«На что похоже?»

Дидактические задачи: закреплять знание геометрических фигур, развивать наблюдательность, мышление.

Ход игры. Игра с мячом. Дети стоят по кругу. Ведущий в центре круга. Ведущий бросает игроку мяч и задает вопрос.

Вы послушайте, ребята,

Во что будем мы играть.

Я сейчас задам вопросы,

А кто-то будет отвечать!

1. Солнце в небе, какую фигуру напоминает? (круг)

2. А окно на что похоже? (квадрат)

3. Когда ты строишь дом, какую фигуру кладешь вместо крыши? (треугольник)

4. Если к двери подойдешь, какую фигуру вспомнишь? (прямоугольник)

5. Когда мячик ты берешь, какую форму вспоминаешь? (шар)

6. Подзорная труба на что похожа? (цилиндр)

7. Без какой фигуры нельзя построить дом из конструктора? (куб)

Любой предмет, окружающий ребенка имеет форму, поэтому вопросов может быть очень много.

Правила: Отвечать нужно, бросая мяч воспитателю.

Варианты: 1. Вопросы можно задавать в обратном порядке: на что похож квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр.

2. Водящим может быть воспитатель или ребенок.

Игра «Какая фигура лишняя фигура»

Ребёнку предлагается несколько полосок, например:

на 1-ой: 4 больших круглых пуговицы и 1 маленькая круглая пуговица;

на 2-ой: 3 фигуры красного цвета и 1 зеленая;

на 3-й: 2 квадрата и 1 треугольник.

Педагог спрашивает:

— Какая фигура является здесь лишней? Почему?

Применяются полоски с признаками различия формы и величины. Например:

на 1-й:

на 2-й: и т.п.

Игра «Построим забор»

Игра может проводиться на улице у песочницы. Набор формочек-геометрических фигур соответствует программным требованиям для каждой возрастной группы.

Цели

: уточнение знаний о геометрических фигурах и формах предметов. Упражнения в различении фигур и формах предметов. Упражнения в различении фигур (круг, квадрат, треугольник), форм предметов (круглый, квадратный, треугольный) и их правильном назывании. Развитие логического мышления.

Оборудование:

песочница, формочки разных цветов по числу детей, совочки по числу детей.

Ход игры

Педагог собирает детей возле песочницы и показывает им уже знакомые формочки. По предложению педагога дети рассказывают, какого цвета формочки, какой формы (круглая, квадратная, треугольная). Педагог предлагает детям построить забор из куличиков вокруг песочницы, чередуя куличики таким образом: круглый, квадратный, треугольный, круглый и т.п. Можно напомнить детям, как правильно делать куличики, чтобы они не рассыпались. Дети строят забор все вместе, а оптом украшают его природным материалом.

Игры «Волшебные фигуры»

Игра может быть проведена во время прогулки у песочницы или в уголке экспериментирования в групповом помещении.

Цель:

уточнение представлений о геометрических фигурах

Оборудование:

песочница или контейнер с мелким песком, листы бумаги по числу детей, клеевой карандаш.

Ход игры

Педагог приглашает детей к песочнице или контейнеру с песком. Он раздает детям листы бумаги и быстро рисует на них клеевым карандашом геометрические фигуры (в соответствии программными требованиями для каждой возрастной группы). Затем педагог предлагает детям положить листы на землю или на столы и засыпать их слоем песка, а потом аккуратно поднять листы и стряхнуть с них песок в песочницу или в контейнер. Вместе с детьми педагог удивляется тому, что на листах появились геометрические фигуры. По предложению педагога дети рассказывают, какие фигуры у каждого из них.

Усложняя игру, можно нарисовать не фигуры, а различные изображения из геометрических фигур, например домик из квадрата и треугольника или снеговика из трех кругов разного размера. Тогда дети рассказывают, что за изображения возникли у них на листах, из каких фигур они состоят.

Когда изображения высохнут, можно использовать их для развития осязания. Тогда по предложению педагога дети закрывают глаза, а педагог кладет перед каждым из них лист с «песчаной» фигурой. Дети ощупывают изображения, называют их, а потом открывают глаза и проверяют правильность своего ответа.

Досочки « Сегена»

Развивающая игра — головоломка для детей «Досочки СЕГЕНА», по смыслу напоминающая методику известного педагога Эдуарда Сегена и методику раннего развития Марии Монтессори. В наборе 9 планшетов — игровых полей, на каждом из которых 8 «досочек» с пустыми — квадратами, овалами, кругами, прямоугольниками, ромбиками, треугольниками по середине. Игра предназначена для детей старше 3 — х лет, можно играть и взрослым.

Игра усложняется разными узорами — фигурку нужно вложить, учитывая цвет, рисунок, орнамент.

Занятия с досочками Сегена развивают внимание (поиск фигурки того же цвета), память, цветовосприятие, способствуют изучению геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, ромб, овал), стимулируют развитие образного мышления (из частей сложить целый узор, орнамент, рисунок).

Различать формы предметов осознанно дети начинают уже на 2-м году жизни, но способны запомнить и правильно назвать круг, прямоугольник или квадрат только к 3 годам. Именно этот период является самым благоприятным для изучения элементарных геометрических фигур.

Дети данного возраста более внимательно рассматривают предметы, определяют такие их отличительные черты, как размер, цвет и, конечно, форма. Но такие умения нуждаются в постоянной тренировке.

Занятия и дидактические игры, направленные на формирование понятий о форме предметов, следует проводить еженедельно, постепенно усложняя задания и тем самым совершенствуя навыки детей.

Воспитателю нельзя забывать о том, что ребята будут легче усваивать материал, если под рукой окажутся яркие и красивые игрушки. Они помогут не только сосредоточить внимание, но и разовьют желание играть с ними, а это так важно в младшем дошкольном возрасте.

К 4–5 годам представления детей об основных геометрических фигурах намного шире, поэтому можно их знакомить с такими предметами, как ромб, трапеция. При этом пока можно не говорить название фигуры, а просто выявлять ее отличительные черты.

В дальнейшем в старшем дошкольном возрасте ребята будут способны самостоятельно сравнивать предметы, находить среди них похожие фигуры.

Удивительные круги

Цель игры:

познакомить ребят с такой геометрической фигурой, как круг, повторить названия основных цветов (красный, синий, зеленый и желтый) и размеров предметов, развивать мелкую моторику пальцев, память, умение сосредотачивать внимание на определенном предмете, обучить складыванию целого из имеющихся деталей под рукой (например, снеговика).

Оборудование:

кружки, вырезанные из бумаги, разного цвета (красные, синие, желтые и зеленые) и разного размера (большие, средние и маленькие).

Возраст

: 3 года.

Когда дети сосредоточатся на занятии, их следует спросить, что они увидели у себя на столах, как называется эта фигура. Если ребята знакомы с кругом, то сразу дадут правильный ответ, но если нет, то необходимо им объяснить.

Затем руководитель проверяет, насколько хорошо малыши помнят названия цветов. Когда дети готовы к игре, можно рассказать правила игры, которые заключаются в том, чтобы быстро сказать, как называется определенная фигура, какого она размера и цвета.

Малыш, который дал наиболее полный и правильный ответ, становится водящим, выбирает следующую фигуру определенного цвета и просит остальных ребят найти подобную на своем столе и поднять над головой, затем подробно описать ее свойства.

Таким образом, водящие постоянно меняются, а у воспитателя есть время, чтобы проследить за каждым малышом.

В конце игры можно попросить ребят самостоятельно собрать снеговика, используя при этом только 3 кружочка разного размера. Глазки, носик и ротик можно нарисовать карандашом.

Ход игры:

воспитатель предлагает ребятам поиграть вместе, но сначала необходимо занять свои места за столиками и внимательно рассмотреть приготовленный материал.

Разноцветные квадраты

Цель игры:

познакомить ребят с такой геометрической фигурой, как квадрат, повторить названия основных цветов и размеров предметов, развивать мелкую моторику пальцев, память, наблюдательность.

Оборудование:

картонные квадраты разного цвета (красные, белые, синие, желтые и зеленые), разного размера (большие, средние и маленькие); несколько кругов, выполненных из того же материала; квадрат-образец размером 30 х 30 см.

Возраст

: 3 года.

Ход игры:

руководитель предлагает детям выслушать правила игры, с помощью которой они научатся правильно определять квадраты и находить их среди других фигур.

Для этого воспитатель показывает ребятам большой квадрат-образец и просит внимательно рассмотреть и рассказать, что же особенного в данной фигуре. Если дети не увидели, что стороны этой фигуры одинаковые, то об этом нужно обязательно сказать, так как это главная отличительная черта квадрата.

Когда ребята усвоят данный материал, можно попросить их распределить все фигуры, имеющиеся на их столах, на категории. В одну сторону положить красные квадраты, в другую – синие, в третью – зеленые. Когда работа будет выполнена, воспитатель должен проверить ее и похвалить каждого ребенка.

Можно дать задание распределить имеющиеся квадраты на группы в зависимости от их размера. Здесь у детей тоже получится 3 категории.

К концу игры ребята, как правило, очень хорошо усваивают название и форму квадрата, поэтому можно провести небольшую проверку: попросить малышей перемешать между собой квадраты и круги, а затем за короткое время разложить круги отдельно, а квадраты отдельно.

Волшебные прямоугольники

Цель игры:

познакомить ребят с прямоугольником, повторить названия основных цветов (красного, синего и желтого) и размеров предметов, развивать мелкую моторику пальцев, память, наблюдательность. Развивать речь детей и умение строить сложные предложения.

Оборудование:

прямоугольники, вырезанные из картона, разного цвета (красные, синие, желтые и зеленые) и разного размера (большие, средние и маленькие) для каждого ребенка; круги и квадраты для сравнения; большой прямоугольник 20 х 40 см для образца.

Возраст

: 3 года.

Ход игры:

у детей на столах лежат наборы прямоугольников разного размера и цвета. Воспитатель предлагает ребятам внимательно рассмотреть их и сказать, на какую фигуру, изученную ранее, прямоугольники больше похожи – на круг или квадрат (дети говорят, что на квадрат).

Следующим этапом дети сравнивают прямоугольники по размеру и говорят, что из них можно построить большую пирамидку. Можно предложить сделать это задание самостоятельно, но сначала руководитель объясняет, что внизу должен находиться самый большой прямоугольник, затем – поменьше и на самом верху – самый маленький.

Когда ребята научатся выделять прямоугольники из предложенных фигур, можно предложить им сыграть в игру, правила которой заключаются в том, чтобы хлопнуть в ладоши, когда будет показан прямоугольник, и сидеть тихо, если это любая другая фигура.

Воспитатель по очереди показывают детям разные фигуры, а они в свою очередь хлопают или не реагируют на нее в зависимости от того, что было показано.

Треугольники, или крыши

Цель игры:

познакомить ребят с такой геометрической фигурой, как треугольник, повторить названия основных цветов (красный, синий и желтый), а также размеров предметов, развить память, наблюдательность, мелкую моторику пальцев.

Оборудование:

картонные треугольники разного цвета (красные, синие, желтые и зеленые) и разного размера (большие, средние и маленькие); набор кубиков разной формы для строительства домика, игрушка (слоненок).

Возраст

: 3 года.

Ход игры:

руководитель собирает ребят вместе и предлагает помочь слоненку построить домик. Для этого необходимо выложить стены, не забыть про окошечко и дверь. Затем воспитатель интересуется, чего не хватает в построенном домике, на что дети отвечают: «Нет крыши». Теперь следует поинтересоваться у ребят, какой формы должна быть крыша – круглая или треугольная. Когда малыши ответят на вопрос, можно попросить их выбрать необходимый кубик из набора и достроить дом. Так дети приходят к выводу, что треугольник похож на крышу дома, что помогает лучше запомнить особенность фигуры.

После этого необходимо закрепить знания ребят о новой для них форме предмета – треугольной. Для этого следует предложить сыграть вместе. Правила игры следующие: руководитель показывает фигуру любой формы (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник), а ребята находят в своих наборах такую же и говорят ее название. Если воспитатель показывает треугольник, то его нужно поместить отдельно от остальных. Таким образом, у ребят получается две группы предметов: треугольники и все остальные.

Если ребята хорошо усвоили разницу между треугольником и, например, прямоугольником, то можно попросить их самостоятельно найти отличия, которые заключаются прежде всего в количестве сторон и углов в фигуре.

Собери домик

Цель игры:

развивать мелкую моторику пальцев, память, умение сосредотачивать внимание на определенном предмете, обучить плетению различными нитями, развивать речь детей, обучить различению таких фигур, как треугольник, квадрат и прямоугольник.

Оборудование:

картонные пластины размером 20 х 30 см с проделанными отверстиями на расстоянии 2–3 см друг от друга, детали для сбора домика (квадрат, окошечко, большой треугольник), толстые нити для плетения, образец сбора домика для каждого малыша.

Возраст

: 3–4 года.

Ход игры:

воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть образец, который показывает он всем, и те предметы, которые приготовлены на столах.

Следующим этапом руководитель предлагает выбрать из предложенных только те детали, которые понадобятся для сбора домика (треугольник, квадрат, прямоугольник). Далее необходимо взять толстую нить, наложить квадрат на дощечку таким образом, чтобы отверстия в деталях совпадали. Теперь ребята аккуратно пришивают деталь. Затем таким же образом прикрепляется крыша и окошечко.

Изготовление домика подобным образом не только развивает мелкую моторику детской руки, но и помогает стать более внимательными, научиться сосредотачиваться на предмете довольно длительное время.

Назови фигуру

Цель игры:

развивать воображение, память, внимание, умение определять предмет по его признакам, увеличивать словарный запас детей, развивать логическоге мышление, систематизировать знания детей о таких геометрических предметах, как треугольник, прямоугольник, круг и квадрат.

Оборудование:

большой лист с нарисованными кошками, выполненными из разных геометрических фигур: головы – круги, носы – треугольники, глаза – овалы, рот – прямоугольник и т. д. Можно изобразить несколько кошек, выполненных по-разному.

Возраст

: 4–5 лет.

Ход игры:

воспитатель показывает ребятам плакат и просит внимательно рассмотреть рисунки, затем сказать, что на них изображено. Не смотря на то, что животные выполнены по-разному, дети говорят, что это кошки, так как у них своеобразные ушки-треугольники, которые бывают только у этих животных.

Затем руководитель говорит малышам, что нужно назвать те фигуры, из которых состоят кошечки, и сравнить предложенные рисунки между собой. Когда дети выполнят поставленные задачи, можно попросить их нарисовать на доске мелом любое другое животное, используя при этом только прямоугольники, квадраты, круги и треугольники. Данное задание довольно сложное, поэтому малышам потребуется помощь воспитателя.

Сделай сам!

Цель игры:

развивать у дошкольников воображение, речь, желание пользоваться уже имеющимися знаниями, закреплять навыки счета до 10, умение играть в коллективе сверстников, развивать самостоятельность при сборе различных геометрических фигур.

Оборудование:

10 счетных палочек для каждого ребенка, образцы сбора квадрата, прямоугольника, треугольника, пятиугольника и трапеции или ромба.

Возраст

: 5–6 лет.

Ход игры:

воспитатель собирает ребят и предлагает сыграть вместе в игру, которая потребует от них сосредоточенности и наблюдательности. Сначала дети внимательно разглядывают образцы сбора из счетных палочек квадрата, прямоугольника и треугольника (если группа детей достаточно развита, то можно предложить им самостоятельно собрать трапецию или пятиугольник).

Затем дети обращают внимание, сколько требуется палочек, чтобы собрать различные фигуры, и начинают самостоятельно делать квадраты. После того как воспитатель проверит и оценит все работы, можно приступать к выполнению прямоугольника или ромба.

Таким образом, ребята в течение одного занятия не только собирают геометрические фигуры из имеющегося материала, но и лучше усваивают их отличительные свойства.

Подобную игру можно организовать немного иначе. Сначала следует разделить ребят на 2 команды и придумать каждой название, которое было бы связано с темой игры. Далее воспитатель предлагает группам детей задания, которые могут быть следующими:

1) сложите из 10 имеющихся палочек как можно больше фигур;

2) какую фигуру можно сделать из 5 счетных палочек? Соберите ее;

3) как разделить квадрат при помощи 1 палочки на 2 треугольника?

4) попробуйте собрать 2 квадрата, используя для этого всего 7 счетных палочек;

5) другие задания.

Найди все треугольники

Цель игры:

продолжить ознакомление детей с такими геометрическими фигурами, как квадрат, прямоугольник и треугольник, закрепить знания об основных цветах (красном, синем, зеленом, желтом), вызвать у ребят желание играть вместе, развивать мышление, память, внимание, речь.

Оборудование:

равносторонний треугольник с длиной сторон 30–40 см, начерченный на ватмане или вырезанный из плотного картона. Особенность его состоит в том, что он разделен тремя толстыми линиями, выходящими из углов треугольника; по 2–3 небольших треугольника для каждого малыша.

Возраст

: 5–6 лет.

Ход игры:

руководитель предлагает ребятам рассмотреть подготовленную фигуру и сказать ее название. Затем воспитатель обращает особое внимание ребят на то, что данный треугольник разделен тремя линиями на части. Необходимо сказать, какие фигуры при этом получились.

Если ребятам трудно увидеть эти треугольники, то их можно раскрасить в разные цвета, что поможет сосчитать количество полученных фигур. Когда дети выполнят задание, можно попросить их самостоятельно сложить из 2–3 треугольников новую фигуру (это может быть треугольник, квадрат и прямоугольник).

Отгадай предмет

Цель игры:

развивать воображение, память, внимание, умение играть в коллективе сверстников, умение определять предмет по его признакам, увеличивать словарный запас детей, развивать логическоге мышление, систематизировать знания детей о таких геометрических предметах, как треугольник, прямоугольник, круг и квадрат.

Оборудование:

несколько знакомых детям игрушек, мешочек, в который будут сложены подготовленные предметы.

Возраст

: 6–7 лет.

Ход игры:

руководитель предлагает детям сыграть в разведчиков, но для этого нужно выбрать водящего. Затем можно объяснить правила игры, которые заключаются в том, чтобы отгадать предмет на ощупь.

Воспитатель вносит в группу мешочек с игрушками, которые дети уже видели раньше и хорошо с ними знакомы. Затем водящий опускает руку в узелок и выбирает одну из игрушек, но не вынимает ее, а пытается определить на ощупь.

Если малыш отгадал, что за предмет находится в мешочке, то вынимает ее и получает шанс отгадать еще одну игрушку, но не более двух раз подряд. Затем ход переходит другому участнику. В случае, если малыш не смог отгадать с первого раза, воспитатель начинает подробно описывать все свойства предмета, а остальные участники пытаются отгадать, что именно там лежит.

Если данная игра окажется довольно простой для малышей, то ее можно немного усложнить, сложив в мешочек игрушки, которые малыши видели только несколько раз. Если и это окажется им по силу, то воспитатель может, не показывая предмета, подробно о нем рассказывать, а дети при этом задают наводящие вопросы. Побеждает ребенок, который быстрее всех догадался, о чем идет речь.

Какой фигуры не хватает

Цель игры:

развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами, повторить названия цветов и их оттенков, развивать речи детей.

Оборудование:

лист ватмана, разделенный на 12 равных прямоугольников таким образом, чтобы по горизонтали находилось по 4 клетки, а по вертикали – по 3; 12 небольших карточек – прямоугольников, квадратов, кругов и треугольников разных цветов.

Возраст

: 6–7 лет.

Ход игры:

руководитель предлагает ребятам внимательно рассмотреть фигуры, которые лежат на столах и сказать их название и цвет.

Затем воспитатель при помощи детей заполняет пустые клетки таблицы. Для этого руководитель просит одного из детей поднять любую свободную фигуру и поместить ее в свободную ячейку. Когда карточки закончатся, дети внимательно разглядывают получившееся полотно и запоминают, в каком порядке расположены предметы.

После этого руководитель просит ребят закрыть глаза на несколько секунд. В это время воспитатель убирает одну из карточек, затем предлагает детям восстановить порядок фигур. Если ребята не могут вспомнить, какая фигура и какого цвета находилась в ячейке, то они могут вычислить ее, ведь всех фигур было поровну и все они были разного цвета.

Чтобы проверить наблюдательность малышей, можно поместить в ячейки 2 одинаковые карточки, пока ребята закрывают глаза, а затем попросить найти их. В игре побеждают самые быстрые, наблюдательные и ловкие ребята.

Найди лишнее

Цель игры:

научить детей группировать предметы по общему признаку, развивать умение выделять предметы, не отвечающие тем или иным требованиям.

Оборудование:

различные геометрические фигуры для вывешивания на магнитную доску – квадраты разного размера, прямоугольники, четырехугольники и пятиугольники разной формы, треугольники равносторонние, равнобедренные, прямоугольные, круги, овалы и др.

Возраст

: 6–7 лет.

Ход игры:

руководитель размещает на магнитной доске подготовленные геометрические фигуры по одной и просит ребят сказать, как они называются. Затем воспитатель размещает несколько фигур в ряд (например, квадрат, четырехугольник, ромбы и треугольник), а затем спрашивает, что здесь лишнее. Если ребята затрудняются ответить, то руководитель может предложить сосчитать количество сторон и углов у предложенных фигур.

Следующим этапом воспитатель раскладывает геометрические фигуры в другом порядке (например, среди разных по форме треугольников помещает круг или овал) и предлагает детям определить, что там лишнее и почему. Можно предложить и другие комбинации фигур:

1) круги, овалы разных размеров и квадрат;

2) четырехугольники, и треугольник, пятиугольники;

3) прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция и треугольник;

4) другие варианты.

Подобная игра может проводиться не только с геометрическими фигурами, но и с различными предметами, имеющими разные свойства.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]