Методика проведения занятий по ФЭМП в детском саду
В качестве обучающей базы для готовящихся пойти в первый класс, применяют особенные методики:
- последовательность;
- системность;
- индивидуальность;
- логичность.
Знания, которые педагог передает детям, от занятия к занятию все сложнее, учитывая уровень развития воспитанников. Для повтора используют специальные ролевые игры. Математика становится у воспитанников любимым предметом, они с удовольствием занимаются, ищут сходство и разницу в предметах, сосредотачивают внимание на тонкостях, чтобы ответить на вопрос воспитателя.
Игра с воспитателем
Рекомендации по организации занятий
Важно организовать игру позитивно и грамотно. Детсадовский возраст не предусматривает применения неудовлетворительных отметок, порицаний со стороны педагога. Нельзя сравнивать одного ребенка с другим, допускается лишь анализ личностного роста воспитанника.
Воспитатель должен применять в работе те методики и приемы, которые провоцируют интерес. Занятия «по принуждению» бесполезны, формируют отторжение к математике и алгебре.
К сведению. При наличии личного контакта и позитивных отношений между воспитанником и его наставником будет успешный результат.
Пример календарно-тематического плана занятий по ФЭМП
Утром воспитатель беседует о героях сказки «Репка». Вместе участники смотрят картинки с изображением персонажей. Далее на прогулке участники играют в игру «Постройся, как в сказке репка», в обеденное время педагог рассказывает сказку «Репка». В вечернее время сказка обыгрывается, проходит нетрадиционное рисование геометрических фигур. Во время второй прогулки дети и воспитатель играют в «Съедобное-несъедобное» (с мячиком), собирают пазл «Репка». Создают костюмы к сказке «Репка».
ФГОС для детских садов содержит перечень тех понятий, которые должны формироваться у выпускников дошкольных образовательных учреждений.
Развивать логическое мышление, закреплять количественный и порядковый счёт в пределах 5. Закреплять знание цифр в пределах 5. Формировать умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров; умение менять игровую роль. Расширять знания детей о труде работников кафе. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Ход игры
— Дети, вы когда-нибудь были в кафе? Вам там понравилось? Давайте откроем кафе в нашей с вами группе, а потом в него поиграем.
— Ребята, давайте вместе решим, что нужно для нашего кафе? (столы, стулья, еда) Помните, мы с вами уже разговаривали о том, как расставлять мебель в кафе, чтобы удобно было всем посетителям. А сегодня мы будем обустраивать кафе по этому плану. (Воспитатель подводит детей к месту, где стоят столы)
— Посмотрите, какой формы крышки у наших столов? (круглые, квадратные). Давайте мы расставим их так, как указано в нашем плане.
— Какая фигура нарисована первой? (круг)
— Какой формы должна быть крышка первого стола? (круглой)
— Мальчики, ставьте первым стол с круглой крышкой.
— Какая фигура нарисована второй? (квадрат)
— Какая форма крышки будет у второго стола? (квадратная). Поставьте стол с квадратной крышкой. Какая форма крышки будет у третьего стола? (круглая). Ставьте третий стол с круглой крышкой.
— Посмотрите, ребята, на плане нет четвертой фигуры, вместо неё стоит вопрос. Подумайте и скажите, какая должна быть форма крышки четвертого стола? (ответы детей)
— Чтобы в нашем кафе было красиво, давайте каждый стол накроем скатертью. Посмотрите, скатерти какого цвета у нас есть? (красного и желтого). Чтобы узнать как правильно
расстелить скатерти, мы должны с вами посмотреть вот на эту карточку.
— Какого цвета первая фигура на карточке? (красного). Значит, первый стол мы накроем красной скатертью. Скатертью какого цвета мы накроем второй стол? А третий?
— Как вы думаете, скатертью какого цвета нужно накрыть четвертый стол? (ответы детей)
— Ребята, в кафе посетителям заказы разносят официанты, чтобы им удобно было работать на каждом столе стоят цифры. Давайте и мы поставим цифры на наши столы. (Дети с воспитателем расставляют цифры).
— Столы мы с вами расставили, подумайте, что ещё нам необходимо сделать? (Расставить стулья)
— Дети, вот стоят стулья, на каждом из них цифра. Расставьте стулья за столы.
— Ребята, столы и стулья мы с вами расставили. Чего нам не хватает, чтобы открыть наше кафе? (Еды). Правильно, а чтобы приготовить еду, нам нужны продукты. Как вы думаете, где нам их взять? (в магазине). За продуктами мы отправим Антона и Егора, они у нас будут водителями. А я буду продавцом. Вот вам мальчики карточки, на них указано, сколько и каких продуктов вы должны будете закупить и привезти на машинах.
— А вы, девочки, будете официантками и накроете столы. Поставьте на каждый стол чашки с блюдцами и не забудьте украсить стол цветами. (Девочки сервируют столы, мальчики «закупают» продукты).
— А теперь я буду директором кафе и хочу проверить, все ли необходимые продукты нам привезли водители (проверка).
— А сейчас я проверю работу наших официантов, правильно ли они накрыли столы. Итак, я довольна работой и водителей, и официантов. Наше кафе готово к встрече посетителей.
— Девочки, вы можете взять своих подружек, дочек и привести в наше кафе.