Использование этой части предметно-развивающей среды направлено на:
- развитие дисциплинированности и способности завершать начатое;
- улучшение внимания, мыслительных процессов, воображения и речевых навыков;
- фиксирование приобретенных знаний и умений;
- формирование умения работать в команде, дружелюбности и способности к сотрудничеству.
Использование игр позволяет выявить сферу интересов детей, определяя их предпочтения во время игры. Разнообразный материал учит дошкольников обобщать предметы по определённому признаку, отличать их друг от друга в зависимости от применения и назначения. Также ребенок в ходе игры замечает взаимосвязи между предметами и учится составлять целое из полученных частей.
Важным игровым моментом является необходимость выбрать себе партнера для взаимодействия и найти своё место в группе. Дети распределяются на пары или тройки, при этом большое количество воспитанников в группе существенно усложняет задачу.
Воспитателю отводится роль направляющего в игре, он подталкивает детей к правильным действиям, а не руководит процессом. Также не стоит забывать о похвале и поощрении успехов дошкольников.
В картотеку настольно-печатных игр для детей в возрасте 5-6 лет, используемых в детском саду, относят следующие материалы:
- домино;
- шашки;
- паззлы с разным количеством деталей;
- картинки, складывающиеся из кубиков, рисунок на гранях которых относится к определенному изображению;
- мозаики;
- дидактические игры в картинках.
Использование игр затрагивает зрительное восприятие, которое является важным элементом образовательного процесса в ДОУ. Для включения печатного педагогического материала в деятельность детей необходимо помнить, что принцип визуализации подразумевает наличие наглядного образца. То есть, чтобы собрать паззл, ребёнку потребуется исходная целая картинка в качестве примера.
Визуальное восприятие развивают такие игры, как мозаики, карточки с изображениями животных и растений, сюжетные картинки. С этой же целью включаются в работу дидактические материалы в виде карты-поля с набором фишек и кубиков.
Картотека дидактических игр для детей старшей группы
Дидактические игры для детей старшей группы
Карточка№1.
«Геометрические фигуры»
Цель
: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.
Материал
: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. Д. из геометрических фигур.
Ход игры
. После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего раскрасить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: «Шарик круглый, окно квадратное…»
Карточка№2
. «Найди и назови фигуру»
Цель
: упражнять детей в знании геометрических фигур.
Материал
: карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры
. Предложите ребенку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив ее из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает, и цвет, который он выбрал для раскрашивания.
Карточка№3.
«Флажки и гирлянды»
Цель игры:
развивать логическое мышление детей, упражнять в знании цветов и геометрических фигур.
Материал
: карточки с изображением гирлянды из флажков и других геометрических фигур.
Ход игры
. Предложите детям закрасить, каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуры, изображенные пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите ребенка показать и назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасил.
Карточка№4.
«Куриное семейство»
Цель игры
: упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур, развивать логическое мышление детей.
Материал
: сюжетная картинка с изображением куриного семейства, карточка с изображением геометрических фигур.
Ход игры.
Рассмотрите с ребенком сюжетную картинку (заранее раскрашенную). «Кто нарисован? Кто в семье папа, мама? Где детки? Сколько цыплят? Какого они цвета?» Затем предложите карточку с изображенными геометрическими фигурами и попросите отыскать в ней те фигуры, которые надо вырезать и приклеить к изображению курицы, петуха, цыплят. Помогите ребенку вырезать, а наклеит пусть он сам. По окончании работы порадуйтесь его успехам. Можно предложить ребенку показать на картинке самый большой круг, круг поменьше и самые маленькие кружочки. В конце игры уточните, какую геометрическую фигуру выполняли. Предложите найти предметы круглой формы в окружающем пространстве. Пусть ребенок начертит круги пальчиком на столе, на полу, в воздухе. Можно предложить нарисовать круги на бумаге
Карточка№5.
«Паруса»
Цель игры
: познакомить детей с формой «треугольник», развивать мышление.
Материал
: сюжетная картинка с изображением лодочек из геометрических фигур, карточка с геометрическими фигурами.
Ход игры.
Предложите детям рассказать о том, что нарисовано на картинке, затем обвести карандашом паруса. Спросите, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие еще геометрические фигуры им известны. После этого дети отыскивают маленький треугольник, затем большой. Помогите им, если они затрудняются, раскрасить, вырезать и наклеить фигуры на изображение. В конце игры уточните, какую геометрическую фигуру вырезал. Предложите найти предметы треугольной формы в окружающем пространстве. Пусть ребенок начертит треугольники пальчиком на столе, на полу, в воздухе. Можно предложить нарисовать треугольник на бумаге.
Карточка№6.
«Выкладывание картинок»
Цель игры
: развитие логического мышления детей, закрепление знания геометрических фигур.
Материал:
карточки-образцы с рисунками из геометрических фигур, пустые карточки, вырезанные геометрические фигуры разного цвета и размера.
Ход игры
. Рассмотрите с детьми рисунки. Предложите отыскать на них знакомые геометрические фигуры. Вырежьте из цветной бумаги фигуры в двух экземплярах и из одного сделайте вместе с детьми аппликации. Второй комплект фигур предложите детям для выкладывания изображений. Не забудьте во время игры закрепить в памяти детей названия цветов. Для второго изображения вырезайте фигуры так, чтобы их форма была одинаковой, а цвет разный, чтобы ребенок отыскивал деталь и по форме, и по цвету.
Карточка№7
. «Конструирование по схеме»
Цель игры:
развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста.
Материал:
карточки с контурными схемами, детали строителя.
Ход игры.
Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данные изображения из крупных деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.
Карточка№8.
«Конструируем из палочек»
Цель:
закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.
Материал:
карточки с контурным изображением предметов, палочки разной длины.
Цель игры
. Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.
Карточка№9
. «Найди фигуру»
Цель игры:
ознакомление детей с названиями геометрических фигур, познакомить с конусом, цилиндром и призмой.
Материал
: набор строительного конструктора, карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры.
Попросите ребенка найти и принести кубик, кирпичик, затем длинную пластину (используется обычный строительный материал для конструирования). Покажите ребенку конус и предложите отыскать такую же деталь (потом цилиндр, затем призму). После этого дайте ребенку карточку и предложите найти эти детали.
Карточкка№10.
«Найди пару»
Цель игры
: развитие логического мышления, упражнять в назывании цвета и названии геометрических фигур.
Материал:
карточки с изображением геометрических фигур разделенные на 8 частей, не разрезанные карточки по числу играющих
Ход игры
. Предложите ребенку поиграть в игру. (Одна из карт разрезается на восемь частей.) Наложить разрезанные карточки на целую карточки на карту, (фигуры, одинаковые по форме, но разные по цвету и размерам). Поднимайте ту или иную карточку и просите найти такую же деталь, но другого цвета или размера. При выполнении задания упражняйте детей в назывании цветов.
Карточка№11.
«Построй по схеме»
Цель игры
: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы.
Материал
: схемы построек, строительный набор.
Ход игры
. Вспомните с детьми строительные детали, которые они знают, продемонстрируйте им их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки. Важно, чтобы детали были изображены в натуральную величину.
Карточка№12 .
«Накладываем детали»
Цель игры:
учить детей выкладывать изображения способом накладывания.
Материал:
карточки с контурными рисунками, строительный набор или плоскостные геометрические фигуры.
Ход игры.
Детей учат выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок. Предложите детям карту и попросите создать красивые картинки (покажите на примере установки одной детали).
Карточка№13
. « Выкладывание фигур»
Цель игры
: упражнять детей в выкладывании изображений из геометрических фигур используя схемы.
Материал:
карты-схемы изображений, строительный набор.
Ход игры
. Детям предлагают схемы и геометрические фигуры для выкладывания изображений. После выполнения задания спрашивают: » Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой ракеты? Сколько здесь одинаковых фигур?»
Карточка№14.
«Найди лишнее»
Цель игры:
развивать логическое мышление дошкольников.
Материал:
карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры.
На карте изображены ряды геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть их и определить, что на них лишнее, затем обосновать, почему.
Карточка№15
. «На что похоже?»
Цель игры:
развивать наглядно- образное мышление детей.
Материал
: набор плоскостных геометрических фигур.
Ход игры.
Воспитатель поочередно показывает вырезанные геометрические фигуры, называет их и просит сказать, на что они похожи. Например: шар — колобок, солнышко, лицо, воздушный шар и т.д
Карточка№16. «Конструируем из палочек»
Цель игры
: развитие логического умения детей.
Материал:
палочки разной длины трех размеров, карточки с изображением простейших картинок.
Ход игры.
Детям раздают палочки разной длины, предлагают разложить их по размеру на три части. Затем дают картинки (реальные изображения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с парусом, тачка, цветок, ваза и др.) и просят выложить изображение этих предметов палочками.
Карточка№17.
«Сопоставь»
Цель игры:
развитие логического мышления дошкольников.
Материал
: рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам.
Ход игры.
Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру «На что похоже?» — отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.
Карточка№18
. «Вспомни, на что похоже»
Цель игры:
упражнять детей в назывании геометрических фигур.
Материал:
карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры
. Детям предлагают карточки с изображением строительных деталей. Воспитатель просит назвать деталь и вспомнить предметы, имеющие с ней сходство, обосновать при этом, почему он эти предметы указывает.
Карточка№19.
«Посчитай и сконструируй»
Цель игры:
Развитие логического мышления дошкольников.
Материал
: карточки с изображением роботов из геометрических фигур, строительные наборы или плоскостные геометрические фигуры.
Ход игры
. Детям показывают рисунок с изображением роботов из геометрических фигур. Воспитатель предлагает сосчитать, роботов человечков, спрашивает, сколько роботов-собачек. Просит выбрать любого робота, рассказать, из каких фигур он составлен, сколько на него пошло одинаковых фигур-деталей. Затем детям дают геометрические фигуры и просят выложить из них понравившиеся изображения.
Карточка№20
. «Обустрой комнату»
Цель игры:
развитие логического мышления дошкольников.
Материал:
лист бумаги (35* 45см), строительный набор, плоскостные геометрические фигуры
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям лист бумаги (З5*45 см) и говорит, что это пол кукольной комнаты, просит обстроить его кирпичиками (стены комнаты), оставив промежутки для окна и двери. После того как дети сделают это, вынимает лист и кладет его рядом с построенной комнатой. Затем достает геометрические фигуры и предлагает разложить их на бумаге, подбирая похожие по форме на предметы мебели (квадрат — табуретка, прямоугольник — кровать и т.д.). Воспитатель рассматривает с дошкольниками получившуюся схему и просит расставить по ней «мебель» в комнате, обстроенной кирпичиками. По окончании работы дети сравнивают изображение с постройкой.
Карточка№21
. «Назови величину»
Цели:
формировать у детей дифференцированное восприятие качеств величины.
Ход игры:
дети стоят вокруг стола. На столе разложены картинки с изображением предметов разной величины по кругу. Например: карандаш длинный и короткий. В середине круга лежит стрелка. Дети ее раскручивают и говорят слова: «Стрелка, стрелка покружись, всем картинкам покажись. Покажи нам поскорее, какая из них тебе милее. Дети берут картинку, на которую указывает стрелка и называют величину предметов.
Карточка№23
. «Соотношение геометрических тел и фигур»
Цель игры:
учить детей соотносить изображения геометрических фигур и строительные детали конструктора.
Материал:
Карточки с изображением геометрических фигур, строительный набор.
Ход игры
. Дошкольникам предлагают рассмотреть изображения геометрических тел, а затем геометрические фигуры, изображенные ниже. Воспитатель просит отыскать строительные детали, изображенные на карточке, и показать те стороны, которые имеют форму геометрических фигур, изображенных под карточкой. Задание усложняется, если детям предложить соотнести геометрические фигуры и тела, не используя строительные детали.
Карточка№24
. «Накладываем детали»
Цель игры
: развитие логического мышления дошкольников.
Материал
: карточки схемы, строительные детали.
Ход игры
. Дошкольникам дают две карточки: на одной в виде схемы изображены различные теремки, на другой — строительные детали, которые следует отобрать для решения данной задачи. Цель задания: уложить детали в контуре так, чтобы они соприкасались с поверхностью листа одной из граней. В процессе решения задания воспитатель уточняет, какие детали использует ребенок, какого цвета, какая форма граней у той или иной детали, сколько граней у детали, сколько деталей пошло на сборку изображения.
Карточка№25
. «Назови форму предмета»
Цели:
закреплять умение зрительно соотносить форму предмета с эталоном.
Ход игры
: дети делятся на две команды. Одна команда называет предметы прямоугольной формы, а другая- квадратной. За каждый названный предмет дети получают фишку. В конце игры выясняется, сколько фишек заработала каждая команда.
Карточка№26
. Кто больше запомнит».
Цели
: закреплять у детей умение зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развивать зрительное внимание, память.
Ход игры
: В игре принимают участие несколько детей. Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет.
Карточка№27
«Коробочки».
Цели:
развивать умение зрительно соотносить предметы по цвету, развивать цветоразличение, внимание.
Ход игры:
Играет 5-6 человек. На подносе лежат мелкие игрушки четырех основных цветов. Педагог показывает 4 коробочки. На дне каждой есть кружок определенного цвета (из 4х). Идя по кругу, педагог открывает одну из коробочек. Дети должны взять с подноса и положить в эту коробочку игрушку такого же цвета, какого цвета кружок в коробочке. Слова: «На донышке в коробочке огонек горит, какие брать игрушки. Он нам говорит. Смотри не перепутай, внимательно следи, что такого цвета, в коробочку клади.
Карточка№28
. «Подбери предмет по цвету»
Цели
: закреплять умение соотносить цвет — как основной признак с цветностью предметов, развивать зрительное внимание, память, ориентировку в пространстве.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. В середине стоит стол. На нем лежит карта с кружками разного цвета ( в зависимости от возраста). В середине карты –стрелка. Карта круглая. Дети по очереди поворачивают стрелку, приговаривая слова «стрелка, стрелка покружись, всем кружочкам покажись. И какой тебе милее, укажи нам поскорее! Стоп!» На какой цветной кружок укажет стрелка, такого цвета предмет на картинке надо положить рядом с кружком. Карточки с контурами и силуэтами предметов лежат на другом столе. Например: стрелка остановилась на бордовом кружке. Рядом с этим кружком нужно положить силуэт или контур свеклы. Стрелку крутят все по очереди. Усложнение: можно подбирать к цветному кружку несколько силуэтов или контуров предметов данного цвета.
Карточка№29.
«Разложи, как я скажу»
Цель:
развивать зрительную память, дифференцировку плоских геометрических фигур, зрительное внимание, ориентировку в микро пространстве.
Ход игры:
Перед детьми лежат разные геометрические фигуры. Педагог убеждается, что дети знают их названия. Затем педагог предлагает детям выложить эти фигуры в определенном порядке. Порядок может быть самый разный: слева направо, сверху вниз, по образцу, по памяти, в определенной последовательности , по счету( выложить так, чтобы второй была трапеция, четвертым- ромб и т. д.).
Карточка№30
. «Раз, два, три, как ты шел — назови».
Цель:
развитие ориентировки в микро пространстве, по направлениям (право, лево, верх, низ).
Ход игры
: Детям показывают лабиринт. Нужно помочь зайке пройти к зайчихе. Чтобы помочь, надо провести пальчиком по лабиринту и сказать слова: « С лабиринтом я играю, по дорожке пробегаю. Пальчик мой идет, идет, но куда он приведет? Раз, два, три, как ты шел- назови». Ребенок рассказывает, как сначала пальчик шел вправо, потом вверх, потом налево и т. д. Усложнение: лабиринт перекрещивается лабиринтом другого цвета. Можно усложнить направления.
Карточка№31
. «Двенадцать месяцев».
Цель
: развивать ориентировку во времени (названиях месяцев), временах года, слуховое внимание.
Ход игры
: педагог раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраивают по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они превратились в 12 месяцев. Педагог задает вопросы: «Первый месяц- как тебя зовут?». «Двенадцатый месяц- как тебя зовут?» «Шестой месяца тебя как зовут?» и т. д. Можно сделать подсказку- на обратной стороне написать первую букву месяца.
Карточка№32
. «Угадай-ка».
Цель
: развивать представление о том, что один и тот же предмет выглядит по-разному в зависимости от наблюдателя.
Ход игры
: дети сидят парами за столами напротив друг друга. На середине каждого стола стоит предмет, имеющий ярко выраженные различия передней и задней сторон (часы, неваляшка, чайник и т. д. ) Выбирается один водящий. Он отворачивается и произносит считалку. Остальные дети в это время схематично зарисовывают стоящий перед ними предмет так, как они его видят. Затем все рисунки перемешиваются и произносятся слова: «угадай-ка, угадай, чей рисунок — отгадай» Водящий поворачивается, берет рисунок и старается найти автора.
Карточка№33.
«Определи место игрушки»
Цель
. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из пяти-шести слов. Развитие длительного речевого выдоха.
Ход игры
: Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки (машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.). Вызывая ребенка, он спрашивает: «Между какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов взрослый меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры можно по одной заменять игрушки другими. Методические указания. Проводя игру, педагог следит, чтобы дети говорили неторопливо, не отделяя большими паузами одно слово от другого. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например: «Мяч лежит между куклой и мишкой».
Карточка№34.
Упражнение «Ныряльщики»
Цель.
Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания.
Ход игры
: Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом. Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнение не больше двух-трех раз.
Карточка№35. «
Угадай, как надо делать»
Цель.
Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. Развитие умения определять на слух изменение темпа речи.
Ход игры:
Педагог несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит педагог. Так же обыгрываются следующие фразы: «Наши ноги ходили по дороге», «Дети плавали в реке» и т. п.
Методические указания. Взрослый должен произносить фразу плавно, слитно, повторяя ее 2-3 раза подряд в любом темпе, чтобы детям легче было выполнить движения.
Карточка№36
. «Вьюга».
Цель.
Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому. Изменение силы голоса.
Ход игры
: Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в зимний вечер. По сигналу педагога «вьюга начинается» дети тихо говорят: «ууу…»; по сигналу «сильная вьюга» громко говорят: «ууу…»; по сигналу «вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» замолкают.
Методические указания. Желательно, чтобы дети на одном выдохе произносили звук у тихо, затем громко и снова тихо, поэтому взрослый быстро сменяет один сигнал другим.
Карточка№37
. «Птицеферма»
Цель.
Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе: произносить 3-4 слога.
Ход игры
: Взрослый показывает детям игрушки и воспроизводит 3 — 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам… (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «га-га-га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания. Методические указания. Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех-четырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря- кря) дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2-3 звукоподражания, другие – 3 — 4.
Карточка№38
. «Дует ветер»
Цель.
Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.
Ход игры:
Дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у…» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.
Методические указания. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.
Карточка№39.
«Кто внимательный?»
Цель
. Учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.
Ход игры:
Дети сидят в 3 ряда напротив стола педагога. (Первый ряд на расстоянии 2-3 м). На столе лежат различные игрушки. Взрослый говорит: «Дети, сейчас я буду давать задания тем, кто сидит в первом ряду. Говорить я буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы всем было слышно. Я вызову каждого по имени и дам задание, а вы проверяйте, правильно ли оно выполняется. Будьте внимательны. Вова, возьми мишку и посади в машину». Методические указания. Педагогу надо следить, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания нужно давать короткие и простые.
Карточка№40.
«Умею — не умею».
Цели:
акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.
Оборудование:
мяч.
Ход игры:
Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».
Карточка№41.
« Угадай, кто позвал?»
Цели:
тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.
Оборудование
: Мяч.
Ход игры:
Ведущий, стоя спиной к детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен.
Карточка№42.
« Найди пару».
Цель
: подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям (с завязанными глазами).
Оборудование:
пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие предметы.
Ход игры:
правильно определить на ощупь разные материалы.
Карточка№43
. « Отгадай загадку по картинке».
Цели:
помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.
Оборудование
: картинки с изображением опасных предметов.
Ход игры:
Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.
Карточка№44.
Найди опасные предметы.
Цели:
помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними.
Оборудование:
нож, ножницы, иголка, утюг.
Ход игры
: В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности: Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место; Нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара; Ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд; Нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды , соду, хлорку; Опасно одному выходить на балкон.
Карточка№45.
Скорая помощь.
Цель:
закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
Оборудование:
картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).
Ход игры
: Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, появилась температура, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.
Карточка№46
. Подбери пару.
Цели:
соотносить предметы на картинках, с действиям; закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.
Оборудование:
предметные картинки: пылесос, расческа, батарея, мыло, шкаф для игрушек; сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки.
Ход игры:
Дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор.
Карточка№47
. Что ты знаешь.
Цели:
рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.
Оборудование:
мяч, поощрительные призы. Х
од игры:
Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… ( например, о сердце)?» ребёнок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.
Карточка№48
. «Заколдованный город»
Цель игры
: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.
Материалы
: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.
Ход игры:
«расколдовать» город. Рассказать детям о зданиях и сооружениях родной станицы. Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу: -Как называется наша страна? -Как называется город, в котором вы живёте? -Как давно был основан наш город? -Какие улицы города вы знаете? -Как называется улица, на которой ты живёшь? -Какие памятники нашего города вы знаете? -Какие памятники старины есть в нашем городе? -Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете? -Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал? -Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе? Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например: контур здания Планетария — фотография здания планетария.
Карточка№49
. Путешествие по городу
Цель:
знакомить с родным городом
Материал
: альбом фотографий родного города
Ход игры:
Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их
Карточка№50.
Загадки о городе
Цель:
знакомить с родным городом
Материал:
Карточки с загадками о городе или своей родной станицы.
Ход игры
: Воспитатель загадывает детям загадки из жизни родного города.
Карточка№51
. Флаг России
Цель:
способствовать закреплению знания флага своей страны
Материал:
полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры:
Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
Карточка№52.
Где находится памятник?
Цель
: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.
Материал:
изображения памятников
Ход игры:
Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
Карточка№53
. Птицы нашего города
Цель
: знакомить детей с птицами родного города
Материал:
карточки с изображениями птиц
Ход игры:
Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет
Карточка№54.
«Коровы, собаки, кошки»
сройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.
Карточка№55
. «Пресс-конференция»
Цели:
развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.
Ход игры
: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д. Один из участников пресс-конференции – «гость» — садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников. Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.
Карточка№56
. «Секрет»
Цели:
формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.
Ход игры
: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,… . Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …)
Карточка№57.
«Встреча»
Цель:
Развивать коммуникативные способности
Ход игры
: Дети разбиваются на пары и рассказывают друг другу о том, как они утром шли в детский сад.
Карточка№58
. «Пусть всегда будет»
Цель:
содействовать улучшению общения со сверстниками.
Ход игры:
Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «ПУСТЬ». Все дети хором кричат: «Пусть всегда будет … », а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.
Карточка№59.
«Вулкан»
Цель:
содействовать улучшению общения со сверстниками.
Ход игры
: Один из ребят — «вулкан» — садится на корточки в центр круга. Он спит. Затем он начинает тихо гудеть и медленно поднимается — просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими утробными звуками — звуками земли. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг; ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал, — может быть, это были ненужные чувства, мысли, а может быть, что-то другое?
Карточка№61.
«Дрозды»
Цель:
развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.
Ход игры:
Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия: Я дрозд, Показывают на себя .И ты дрозд. Показывают на своего партнера. У меня нос, Дотрагиваются до своего носа. У тебя нос. Дотрагиваются до носа своего партнера. У меня губки сладкие, Дотрагиваются до своих губ. У тебя губки сладкие. Дотрагиваются до губ своего партнера. У меня щечки гладкие, Гладят свои щеки. У тебя щечки гладкие. Гладят щеки своего партнера.
Карточка№60. «
Я знаю пять имен своих друзей»
Цель:
содействовать улучшению общения со сверстниками.
Ход игры:
Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имен моих друзей. Ваня — раз, Лена — два … » и т. П., а затем передает мяч другому ребенку. Тот делает то же самое и передает мяч следующему. Мяч должен обойти всю группу.
Карточка№62
. «Здороваемся без слов»
Цель:
развивать умение использовать жест, позу в общении.
Ход игры
: Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.). Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.
Выбор игры с учётом особенностей возрастного развития ребенка
Выбор игрового материала обусловлен возрастной группой детей. В возрасте 5-6 лет настольно-печатные игры учитывают такие особенности развития, как:
- необходимость работы в небольших группах (2-4 человека). Для этого подойдут лото и домино с картинками, кубики, паззлы (например, «Сложи узор»).
- осознанность командной работы. Этой особенности отвечают игры из предыдущего пункта и другие, например, игры с картой-полем. Активно используются материалы на закрепление знаний о видах транспорта, использовании предметов;
- в этом возрасте возможно проявление нетерпимости в отношении помощи воспитателя или другого взрослого, что требует самостоятельности в игровом процессе. У старшего сохраняется роль ведущего. Подойдет занятие с обозначением противоположных понятий, задания на усвоение профессий.
При работе с детьми следят, чтобы всем хватило реквизита. У каждого ребенка должен быть свой набор карточек, фишек или часть паззла. При первом знакомстве с материалом воспитанникам понадобится время на изучение предложенного прежде, чем начнется игра. В старшей группе детям предлагаются разные сюжеты паззлов, поскольку сам процесс объединения элементов уже отходит на второй план. При наличии свободного времени дети могут обменяться наборами элементов мозаики.