ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
- Воронкова Наталья Анатольевна
- Фролова Наталья Викторовна
Воспитатель МОУ Детский сад № 254 г. Волгоград
Очень много времени проводят современные дети возле телевизора совсем потеряв интерес к чтению. Родителям некогда читать с детьми, проще купить новый диск с мультяшками и чадо будет занято просмотром весь вечер. Столкнувшись с проблемой малого интереса к книгам у воспитанников мы организовали в группе центр книги. Не такой как у всех в детских садах — обычные полочки с детской литературой. Мы постарались, чтобы это было необычное место, куда каждому ребенку было бы всегда интересно заглянуть. Приобщение детей к чтению позволяет им повысить интерес ко всему что их окружает, познакомить с культурой России, познать мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, Родине. Работа в центре книги помогает стимулировать развитие речи, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.
Целевая группа: дети 4 -7 лет с задержкой психического развития, с общим недоразвитием речи. Ведущая образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре книги» – речевое развитие.
Ежедневно в центре книги мы читаем разные произведения, проводим игры — инсценировки по сюжетам знакомых произведений, рассматривание иллюстраций в книгах. Приучаем неукоснительному правилу-бережному обращению с книгами. В целях приобщения к труду и развития мелкой моторики проводим деятельность по ремонту книг. У нас есть сундучок «Скорая помощь для книжки», в котором все необходимое для ремонта: клей, скотч, ножницы, полоски бумаги, ластик. Одно из любимых занятий воспитанников это деятельность по иллюстрированию литературных произведений. В центре есть все для художественной деятельности. После каждого прочтения книги делаем зарисовки. Стараемся после каждого прочтения провести беседу-анализ, узнать, что больше понравилось, что запомнилось.
Л. Выготский сказал: Не само по себе чтение влияет, а переживание ребенка в процессе чтения влияет на его развитие.
Выясняем какой герой по мнению детей хороший, какой плохой. Какие поступки героев можно повторять а какие нет. Ребята сами высказывают на кого им хочется быть похожими. Часто мы придумываем, какой бы мог быть другой конец у сказки или рассказа. В зависимости от сезона, лексической темы, предстоящих праздников непременно меняем литературу. О временах года много стихов, которые мы разучиваем наизусть. Многие произведения представлены в нескольких вариантах (разные издания), по несколько одинаковых экземпляров, чтобы детям можно было одновременно наблюдать иллюстрации и составлять свои пересказы. А иногда просто кому- то непременно захочется именно такую же книжку полистать. Обязательно включаем дополнительное освещение вечером. А еще в нашем центре есть небольшое место для уединения. Это зонтик, который крепится на веревочке к потолку, он накрыт балдахином, можно зайти в середину, прикрыть балдахин и побыть наедине. Внутри есть пуфик на нем можно посидеть и вспомнить знакомые строки стихотворения.
Организовывая центр мы придерживались принципа — удовлетворение многообразных интересов детей. У нас есть книги и энциклопедии о животном мире-для любителей всего живого. Сказки русские народные и народов мира, стихи, рассказы, картинки художников иллюстраторов, книжки-малышки, энциклопедии из серии «Хочу все знать» и многое другое.
Ежедневно мы знакомимся с новыми книгами. Прочитав книгу дети могут выразить, все что почувствовали в творческой деятельности: мастерим героев сказок, драматизация сказок, работа с книжками-раскрасками, драматизация сказок с использованием варежкового театра, придумывание сказок с использованием кукол-колечек, работа с фланелеграфом, драматизация прочитанной сказки с использованием разных видов театров. Нашими достижениями считаем выступление перед воспитанниками других групп с постановкой по сказке А.Пушкина «О рыбаке и рыбке», с постановкой по мотивам сказки «Заюшкина избушка», где ребята смогли почувствовать себя артистами. Неоценимую помощь нам оказал музыкальный руководитель подобрав музыкальное оформление и обеспечив костюмами. Мы регулярно проводим непосредственную образовательную деятельность по речевому и познавательному развитию именно в центре книги. Так как нашу группу посещают дети с диагнозом задержка психического развития, занятия проводятся по подгруппам, поэтому мы можем разместиться в центре свободно. Здесь есть и столики, и ширма для театра, и наборы разных кукол- варежковые, колечки, би-ба-бо, деревянные фигурки, картонные для фланелеграфа, резиновые, топотушки. Проводимые занятия носят развивающий характер, обеспечивают максимальную активность и самостоятельность процесса познания. Проводятся в определенной системе и имеют связь с повседневной жизнью детей.
Например, фрагмент занятия по ознакомлению с книгой. Воспитатель: «Книги бывают разные: о природе, рассказы, сказки, стихи. А какие вы читали книги: о природе?, сказки?, стихи? (Ответы детей.) Знаете ли вы чем отличаются рассказы от сказок, а стихи от рассказов? (Ответы детей.) Скажите мне ребята, кто пишет рассказы? стихи? сказки? (Ответы детей: писатель, поэт, сказочник.) Есть книги, которые помогают нам, учат нас. Кто из вас знает, что это за книга такая? Какие книги помогают нам учиться рисовать? (Раскраски.) Когда вы пойдете в школу, в нашу группу придут малыши. Нужно оставить для них книжки в полном порядке. Люди всегда ценили и берегли книги. Книги своим детям передавали родители. Говорят, что, «чтение – лучшее учение» и что «книга – лучший подарок». Вы поняли о чем говорят эти пословицы? (Ответы детей.) Много загадок существует про книги, вот например:
Не дерево, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не поле, а засеяно, Не человек, а рассказывает.
Книги любят чистоту, порядок, они помогают узнать много нового. В книгу вложен труд человека, их нужно беречь.
Для родителей помещаем информацию по выбору литературы для чтения дома.
Нас знают в районе, мы участвуем в конкурсах развивающей среды, с представлением своего центра. При необходимости наш центр книги легко трансформируется в мини-музей «Русская горница». В шкафу хранятся музейные экспонаты: настоящие лапти, веретено, самовар, глиняные горшки, валенки и многое другое. Эти экспонаты нам часто пригождаются при прочтении произведений, чтобы познакомить детей с русскими старинными предметами, утварью, одеждой и т.д. Дети знакомятся с русскими обрядами, песенками, потешками, играми, народными праздниками, песенками, закличками. Таким образом мы решаем сразу две важных задачи-приобщаем к чтению и знакомим с русской культурой.
Следующая > |
Многоуровневый порядок
Особенно востребована многоуровневая модель детских библиотек. Когда пространство для чтения организуют по следующим принципам:
- доступность книг;
- наглядность оформленных стендов и уголков;
- оригинально организованное пространство для обеспечения информативности и заинтересованности.
Для каждой возрастной группы детского уголка в детской библиотеке выделяется определенная зона, но при этом без «жестких границ», чтобы читатель мог свободно менять уровни, если захочет.
При этом для самых маленьких рекомендуются ознакомительные экскурсии в библиотеки. Во время них читателям показывают, как оформлен читательский билет, как выдают книги, сколько времени требуется на их прочтение, когда и в каком виде нужно сдавать их обратно.
В библиотеках, устроенных с учетом различных читательских интересов, всегда полно посетителей. На фото вы видите пример удачного зонирования, которое позволяет интересно провести время в детской библиотеке не только детям, но и взрослым.
Выбираем книги для детской библиотеки
Ассортимент детской литературы сегодня очень большой. Легко купить дорогую книги и промахнуться с сюжетом или иллюстрациями. Чтоб избежать подобных неприятностей (и неэффективных трат) старайтесь учитывать следующие моменты при покупке:
внимательно пролистывайте книгу. Если есть возможность — пробегите несколько страниц, чтобы понять насколько близок вам стиль книги, язык автора и т.д.; выбирайте книги с иллюстрациями натуральных цветов. Это очень важно для малышей; самыми качественными считаются глянцевые страницы, но они не всегда удобны именно в процессе чтения — отсвечивающие страницы часто портят впечатление; энциклопедии — отдельный вид книг. Их часто перелистывают, поэтому страницы должны быть прочными, а рисунки яркими и крупными. Хорошая энциклопедия — настоящее украшение библиотеки и отличный подарок.
Портрет читателей нового времени
Многим современным учреждениям данного профиля удается сломать стереотипы о том, что в библиотеке скучно, и кроме пыли и недовольных библиотекарш искать там нечего.
На самом деле, вопреки эпохе популяризации электронных книг, все больше читателей тянутся к бумажным изданиям, идут в читальные залы, коротают свободное вечернее или ночное время в библиотеке. И это не удивительно, ведь все больше людей с рабочих окраин идут в библиотеку. Что же их привлекает? Во-первых — это удовольствие от общения с такими же читателями. Во-вторых, удовольствие бесплатное. В-третьих, развитие интеллектуального уровня еще никому не мешало.
Особое внимание читателей заслуживает детский уголок в детской библиотеке. Ведь наиболее частые нынче посетители — это родители с детьми. Ребенок читает книжечку, а родители идут в клуб по интересам, тут же в библиотеке.
Конечно, не во всех учреждениях есть одновременно залы для взрослых и детей. Но, к примеру, оформить особенный, сказочный или просто нестандартный и креативный уголок для привлечения детей можно даже в маленькой библиотеке. На фото — детский уголок в библиотеке, оформление читального зала с организацией игровой зоны, места для прослушивания музыки или чтения.
Создать ваш собственный логотип для детского сада очень легко
С чего начать
Введите название своей компании и выберите стили, цвета и символы логотипа — это займет всего 2 минуты!
Наш конструктор логотипов на базе искусственного интеллекта будет использовать ваши предпочтения при создании вариантов дизайна.
Выберите
Вам будут представлены сотни различных макетов логотипа на основе ваших пожеланий.
Добавьте несколько из них в избранное и посмотрите, как они смотрятся на футболках, визитках и многом другом.
Доведите до идеала
Используйте наш специальный редактор, чтобы усовершенствовать дизайн и воплотить в жизнь свое видение.
Вы можете легко изменить цвета, шрифты, формы и размеры — никаких навыков дизайна не требуется!
Превратите свое творческое видение в бренд, которым вы будете гордиться. Перейти к созданию логотипа.
Создаем рубрикатор
Рубрикатор, даже условный, нужен в первую очередь для равномерного пополнения содержимого библиотеки. С ним вам будет проще отследить — каких книг много, а каких не очень, что именно нужно докупить для подросшего ребенка.
Реализовать рубрикатор можно по-разному. В большинстве случаев — родители просто выделяют отдельное место на полках для каждого направления.
Чаще всего в домашних библиотеках встречаются следующие категории книг:
книги для самых маленьких; русские народные сказки, стихи русских поэтов; сказки и стихи советских писателей; сказки зарубежных авторов; хрестоматии, сказки народов мира, легенды и мифы; книги о детях; библиотека приключений; энциклопедии; книги для дошкольников; учебная литература и пособия для занятий с детьми; классические книги для детей постарше.
Конкретное содержание каждой категории зависит от ваших предпочтений. Можно ориентироваться только на свое впечатление и проводить часы возле полок в книжном магазине. Более гуманный способ — читать рецензии на книги, знакомиться с отзывами читателей перед покупками.