Консультация для воспитателей организация дежурства в ДУ


Трудовые поручения в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Цель: совершенствовать умение самостоятельно поддерживать порядок в группе (уборка строительного материала, игрушек). Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.
«Порядок в шкафу с игрушками» Цель: учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

«Помогаем няне» Цель: Учить убирать посуду со столов после еды, приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых.

«Дежурство по столовой» Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

«Дежурство по занятиям»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.

«Порядок в игрушках» Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться для блага других.

«Дежурство в уголке природы» Цель: совершенствовать умение самостоятельно ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю. Воспитывать чувство ответственности. Учить соблюдать правила безопасности и личной гигиены.

«Чистые поддоны для цветов» Цель: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться. Учить соблюдать правила безопасности и личной гигиены.

«Стираем салфетки»

Цель: учить детей навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, продолжать формировать культуру труда. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

«Порядок в шкафу раздевальной комнаты» (вместе с помощником воспитателя) Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

«Ремонт книг» Цель: приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками. Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам и игрушкам.

«Чистые стульчики» Цель: учить детей поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

«Стирка кукольной одежды» Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.

«Мытье кукол» Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье кукол: полоскать замоченные куклы, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

«В шкафу порядок» Цель: Приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды.

Проект в средней группе «Уголок дежурства »

Проект в средней группе

«Уголок дежурства в группе»

Название организации, реализующей проект: г. Черногорск МБДОУ «Теремок»

Время выполнения: длительность проекта: 1год

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.

Актуальность проекта:

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. Главная цель трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста — это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, выполнять несложные обязанности дежурного.

Дежурства — это одна из форм организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Цель проекта Пополнение РППС группы оборудованием и инвентарем для трудового воспитания. Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Задачи проекта 1. Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование трудовых навыков и умений, чувства ответственности за свою трудовую деятельность. 2. Создать Уголок дежурства в группе, условий для реализации трудового воспитания детей. 3. Создавать необходимые условия для проявления трудовой деятельности каждого ребёнка, пробуждать у детей желание трудится, помогать взрослым, положительно относится к результатам своего труда и труда сверстников. 4. Приобщить родителей к воспитательному процессу. Заинтересовать родителей в участии в проекте, в оказании помощи по организации и пополнении РППС группы, изготовлении необходимого материала для «Уголка дежурства» 5. Участие детей и родителей в акциях и выставках в ДОУ

Необходимые материалы: • дидактические игры; • специальная методическая литература; • оборудование для уголка дежурств; • материал для изготовления фартуков, косынок, колпаков и салфеток; • материал для оформления «Уголка дежурств» в группе. Образовательные области проекта: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Предполагаемый продукт проекта: 1. Создание «Уголка дежурства» в группе. 2. Изготовление разного рода дидактических игр 3. Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию 4. Изготовление фартуков, косынок, колпаков, салфеток для уголка дежурств, оснащение необходимыми материалами и оборудованием 5. Проведение бесед по трудовому воспитанию 6. Фотоотчет о проделанной работе 7. Систематизированный литературный и иллюстративный материал по теме. 8. Разработанные консультации и буклеты для родителей по трудовому воспитанию и развитию самостоятельности у детей.

Ожидаемый результат Дети получают представление о труде и его видах (самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе, знакомиться с трудом взрослых) . Сформированного ответственного отношения к полученному заданию. Выполнять коллективные и индивидуальные поручения, понимать значение результатов своего труда, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных. Уметь выполнять посильный труд, помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование. Повысить родительскую культуру в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста. Продуктивное взаимодействие родителей с детьми. Пополнить РППС группы. Список литературы 1. Бондаренко, Т. М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие / Т. М. Бондаренко. — Москва: ИЛ, 2014. — 208 c. 2. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. — М. : Мозаика-Синтез, 2011. — 136 c. 3. Буре, Роза Дошкольник и труд / Роза Буре. — М. : Мозаика-Синтез, 2014. — 2004 c. 4. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. — Москва: Высшая школа, 2009. — 719 c. 5. Лабутина, Н. В. Трудовое воспитание дошкольников: методическое пособие для педагога детского сада. / Н. В. Лабутина, А. А. Иванова, Н. П. Гусева. — Москва: Гостехиздат, 2021. — 2481 c. 6. Маханева, М. Д. Учим детей трудиться / М. Д. Маханева, О. В. Скворцова. — М. : Сфера, 2012. — 2727 c. 7. Воспитание дошкольников в труде // Под ред. В. Г. Нечаевой. – М., 1999. 8. Л. В. Куцакова Трудовое воспитание в детском саду. -М., 2014.

9. Сергеева Д. В. Воспитывать детей в процессе трудовой деятельности. – М., 2000.

Результат проекта. Перспективный план реализации проекта Этап Действие, мероприятие Участники, ответственные Результат Сроки 1 этап: подготовительный 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта Воспитатель Выявление проблемы 1 сентября 2. Подбор материалов, изучение методической литературы по данной теме Воспитатель Методическое обеспечение проекта С 1 по 23 сентября 3. Перспективное планирование проекта. Разработка перспективного плана работы. Воспитатель, родители Распределение обязанностей для успешной реализации проекта С 23 по 30 сентября 4. Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатель, родители Распределение обязанностей для успешной реализации проекта С 23 по 30 сентября 5. Диагностика знаний родителей по выбранной теме Воспитатель Анализ результатов, пути решения в течении сроков проекта 6. Организация РППС создание «Уголка дежурств» Воспитатель, родители Среда для осуществления проекта в течении сроков проекта 7. Консультация родителям по трудовому воспитанию детей Воспитатель. Помочь родителям понять значимость трудового воспитания детей в течении сроков проекта 8. Повышение уровня самообразования педагога. Воспитатель Пополнение предметно- развивающей среды разного рода дидактическим материалом и пособиями в течении сроков проекта 2 этап (основной, формирующий, практический) 1. Работа с родителями о привлечении к пополнению «Уголка дежурств» группы. Воспитатель, родители Привлечь родителей к пополнению РППС группы в течении сроков проекта 2. Изготовление схем, алгоритмов, пособий Воспитатель Родители Схемы, алгоритмы, пособия: • Алгоритм сервировки стола • Алгоритм моем игрушки • Алгоритм моем руки • Алгоритм заправляем кровать • Алгоритм складываем вещи правильно в шкаф • Алгоритм одевания по сезонам • Схемы дежурств в уголке по столовой и др. в течении сроков проекта 3. Изготовление консультаций по трудовому воспитанию, проведение работы с родителями по данной теме Воспитатель, родители Консультации: • «Совместный труд детей и родителей» • «Дежурство, как форма организации трудовой деятельности дошкольников» • «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста» • «Трудовое воспитание детей в семье» • «Эффективные советы для приобщения детей к труду» • Рекомендации родителям по трудовому воспитанию в течении сроков проекта 4. Разработка конспекта «Дежурные » Воспитатель Дети Конспект 6. Изготовление дидактических игр Воспитатель Родители Разнообразные игры:

• Найди по силуэту • Разложи по порядку • Назови ласково • Сервировка стола • Умение пользоваться столовыми приборами

• Что перепутал художник • Сварим суп, компот • Супермаркет • Подбери тень • Что из чего и другие игры в течении сроков проекта

7. Размещение информации по трудовому воспитанию на сайте ДОУ и на педагогических порталах Воспитатель Материал для сайтов в течении сроков проекта 8. Воспитатель, дети Конспект, фотоотчет. 9. Разработка картотеки игр по трудовому воспитанию Воспитатель Картотека. 10. Изготовление календаря дежурств в группе Воспитатель Календарь дежурств ( столовая, занятия) сентябрь-октябрь. 11. Разработка графика дежурств Воспитатель График дежурств в группе сентябрь 12. Разработка бесед по трудовому воспитанию Воспитатель Картотека бесед в течении сроков проекта 13. Чтение литературы по трудовому воспитанию Воспитатель, дети. Формировать представление детей о труде в течении сроков проекта 3 этап: контрольно-диагностический тический, заключительный 1. Отчет на педсовете о проделанной работе Воспитатель Фотоколлаж (презентация) 2. Участие в конкурсе ДОУ «Уголок дежурств» Воспитатель Представление опыта и методических разработок на уровне ДОУ 3. Публикация проекта, консультаций, пособий в Интернет-ресурсах

В средней группе в первую половину года обычно вводят дежурство по столовой. Усложнение идет за счет увеличения объема работы (полная сервировка стола). Со второй половины года детей начинаем обучать дежурству по подготовке материалов к занятиям.

В группе, конечно же, необходим уголок дежурных. В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки. Вазочки для салфеток и хлебницынаходятся на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования. Вот так выглядит уголок дежурных в нашей группе.

Приложение

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В МЛАДШИХ ГРУППАХ

· Дежурства имеют большое значение в воспитании детей:

. Дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Формирует желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.

· Дежурство по столовой формирует у детей нравственно-волевые качества и навыки, умение принимать цель и достигать результата.

· С 2-х летнего возраста дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить за стол стульчики, на середину столов – тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки.

· Дежурство по столовой проводится со 2 младшей группы.

· Задачи: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Раздать ложки, поставить хлебницы, вазочки с салфетками.

· Перед тем, как ввести дежурство, педагог организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению.

· Во время дежурства воспитатель объясняет необходимость потрудиться, поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.

· Напоминает об очерёдности в выполнении порученного дела:

«Сегодня Ира позаботится о своих товарищах, будет дежурным за своим столом. На этот стол будет накрывать Дима…Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра – другие дети».

· Воспитатель обучает детей выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому.

Воспитатель в доброжелательном тоне говорит: «Коля, не торопись. Зачем ты так спешишь? Ты всё успеешь. Разложи ложки внимательно, всем детям».

Руководя работой дежурных, воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов: «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола поставь хлебницу, чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать».

· «Давай посмотрим, как ты разложил ложки. Никого не пропустил?»

· Воспитатель поддерживает нерешительных детей, поощряет:

«Я знаю, Надюша, ты сейчас хорошо накроешь на стол. Начинай раздавать ложки: и Кате, и Саше, и своей подружке Ане».

· Не стоит постоянно ставить в пример одних и тех же детей и назначать их дежурными. К ним можно предъявить чуть повыше требования.

· По мере освоения детьми навыков, роль воспитателя в руководстве дежурными меняется. Первоначально он напоминает малышам приёмы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом.

· Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.

· Важно, чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и умелые.

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

· Задачи:

-Формировать ответственное отношение за порученное дело.

-Воспитывать заботу друг о друге, желание оказать помощь пом. воспитателя, работать аккуратно и старательно.

-Уметь правильно сервировать стол.

· Ребёнок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе блюдо; собрать посуду.

· В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования.

· В средней группе ножи впервые появляются в сервировке стола, и навык обращения с ними ещё не сформирован.

· Объём работы в средней группе увеличивается: дети расставляют блюдечки, чашки с раздаточного стола на детские столы, наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы (ложки, вилки, ножи).

· В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол.

Таким образом, дежурства повторяются часто, и поэтому дети быстрее и лучше осваивают необходимые навыки. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и уровень сформированности их трудовых навыков.

Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру и вернуться в помещение после прогулки.

Когда основная часть детей ещё только начинает собирать игрушки, педагог напоминает дежурным об их обязанностях и посылает в группу.

Там их встречает помощник воспитателя (в это время она уже протёрла столы и поставила на каждый стол посуду стопкой).

Воспитатель и помощник воспитателя учат дежурных правильно раскладывать приборы.

Дежурные расставляют тарелки, каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.

· Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата.

Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.

Маленькую ложечку – в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола, ручка ложки должна быть справа.

· Воспитатель должен быть терпеливым, поощрять дежурных:

«Серёжа сегодня был настоящим дежурным, обо всех позаботился, всё помнил сам, ни о чём не забыл».

· Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному.

· Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребёнок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.

· В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.

· Важно, чтобы дети дежурные не только выполняли свои обязанности, но и сами поели без спешки и перерывов. Поэтому, когда столы накрыты, дежурным наливают суп раньше других детей. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.

(Скатерть дежурные складывают на столе пополам, а затем ещё раз пополам и только потом складывают по длине).

ДЕЖУРСТВО ПО ЗАНЯТИЯМ

Конспект занятия с детьми средней группы

Цели:

Оборудование: рисунки для мольбертов с изображением оборудования для занятий по изодеятельности и элементарной математике. Значки для фланелеграфов с изображением карандашей, кистей, баночек, красок, линеек для счета, счетного материала… Наборы оборудования для рисования, для лепки, для аппликации, для элементарной математике.

Предварительная работа. Выполнение отдельных поручений при подготовке к занятиям. Наблюдение за дежурством старших детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Пока старшие дети готовят к занятию конторки, давайте посмотрим в окно.

Проводится краткая беседа о погоде (о состоянии неба, земли, деревьев). За окном дети замечают Карлсона (игрушку), рассматривают через стекло. Воспитатель втягивает Карлсона за леску через форточку. Дети здороваются, задают любые вопросы, комментируют ситуацию.

Карлсон. Я хочу дружить с вами. Давайте познакомимся!

Дети называют свои имена.

Воспитатель. Карлсон, у нас сейчас будет занятие, поэтому я прошу тебя посидеть на подоконнике. Помещает его в учебную зону рядом с конторками. После занятия ты сможешь поиграть с детьми. (Обращается к детям) А кто из вас знает, как называют детей, которые готовят все необходимое для занятий?

Дети. Дежурные.

Воспитатель. Да это дежурные. Оказывается что дежурить можно не только по столовой, но и по занятиям. Посмотрите, пожалуйста, что изображено на картинках на первом мольберте.

Дети. Краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

Воспитатель. А как вы думаете, для какого занятия дежурные приготовили эти предметы.

Дети. Для рисования.

Воспитатель. А теперь подумайте и скажите, какое занятие можно провести с предметами, нарисованными на картинках второго мольберта?

Дети. Математику.

Воспитатель. А почему вы так думаете?

Дети высказывают соображения.

Воспитатель. А кто все это приготовил?

Дети. Дежурные.

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, а к какому занятию дежурные приготовили материал, изображенный на третьем коромысле?

Дети. К аппликации.

Воспитатель. Попробуйте вспомнить и назвать, кто раскладывает на конторки нужные к занятиям предметы?

Дети. Дежурные.

Воспитатель. Оказывается у дежурных по занятиям очень много работы . Вы уже выросли и тоже можете дежурить по занятиям. Дежурить надо уметь, знать к какому занятию какие предметы приготовить. Давайте потренируемся: я буду называть предмет, а вы будете определят для какого занятия они понадобятся. Перечисляет: глина, карандаши, клей, краски, металлофон, мяч, ножницы, обруч, счеты…

Дети называют соответствующие занятия.

Воспитатель. Дежурные должны быть внимательными во время работы. Как вы думаете, почему?

Дети высказывают свои мысли, предположения. С помощью воспитателя приходят к выводу, что правильное дежурство помогает всем детям хорошо заниматься.

Воспитатель. Я знаю, что у каждого из вас есть свое любимое занятие. Давайте с вами поиграем. Представьте, что вы все дежурные. На фланелеграфах каждый из вас прикрепит те предметы, которые нужны для его любимого занятия. А я попытаюсь угадать ,что это за занятие. Только вы мне не подсказывайте. Договорились?

Воспитатель наблюдает за работой детей, определяет занятие. Незаметно с каждого стола убирает по одному предмету и складывает их возле Карлсона. По мере выполнения задания детьми, называет занятия, обосновывает свои догадки. Дети подтверждают или опровергают предположения воспитателя.

Воспитатель. А сейчас найдите то место за столом, которое подготовлено именно к вашему занятию. Вы можете там позаниматься своим любимым делом.

Дети ищут нужные места, приступают к занятиям. Воспитатель наблюдает за тем, когда каждый обнаружит нехватку оборудования, как отреагирует на это. При необходимости задает наводящие вопросы типа: «почему не начинаешь клеить, резать, закрашивать…», помогает выяснить причину невозможности выполнить задание. Вместе делают вывод о том, что дежурные должны быть очень внимательны и добросовестны, иначе занятие не получится.

Карлсон. Ребята, это я виноват. Я решил пошутить и убрал несколько предметов с ваших столов. Ваши дежурные не виноваты, они все сделали правильно. А я их подвел. Извините меня, пожалуйста. По очереди назовите кому чего не хватает для работы а я вам верну недостающий предмет.

Дети называют недостающие предметы и забирают их у Карлсона. Работают за столами по собственному замыслу.

Воспитатель. Сегодня я учила вас быть хорошими дежурными по подготовке к занятиям. Скажите, пожалуйста, какую работу выполняют эти дежурные?

Дети перечисляют.

Воспитатель. Какими должны быть дежурные, чтобы все правильно подготовить?

Дети. Внимательными, знать к какому занятию что подготовить…

Воспитатель. А о том, что дежурные должны делать после занятий, мы с вами поговорим в следующий раз.

Консультация «Дежурства как форма овладения дошкольниками трудовыми навыками»

Дежурства — это одна из форм организации труда детей. Несмотря на

кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

Выделяют три вида дежурства: дежурство по столовой, дежурство по занятиям и дежурство в уголке природы.

Дежурство по столовой вводится в младшей группе, начиная со второго полугодия. Перед ребенком — дежурным ставят только одно условие: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Ребенок раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Руководя детьми, педагог опирается на интерес к процессу деятельности, создает эмоционально-положительное отношение к нему.

Основное внимание воспитатель уделяет обучению детей последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремится к созданию спокойной обстановки.

В младшей группе воспитатель закрепляет дежурного за каждым столом.

В средней группе дети продолжают дежурить по столовой, и также как в младшей группе за каждым столом назначается свой дежурный, который раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками.

Оценивая работу дежурного, воспитатель подчеркивает, насколько тот проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям. Он разъясняет, что работа дежурных очень нужна, что дети должны помогать взрослым в их работе, опирается на положительные примеры поведения детей в труде.

Во второй половине года, когда навыки у детей станут прочными, можно увеличить объем работы. Дежурным поручается расставлять чашки (по 2 чашки), принесенные помощником воспитателя носить их с раздаточного стола на детские столы. Дежурные сами наполняют салфетницы салфетками.

Дети средней группы убирают посуду после еды. Дежурные убирают со стола хлебницы, салфетницы с салфетками, сметают крошки со стола, складывают скатерти. Воспитатель учит детей приему складывания скатерти: взявшись за концы, сложить ее на столе пополам, а затем еще раз

пополам и только потом складывать по длине.

Помощник воспитателя убирает сложенные стопкой тарелки и уносит чашки.

Во второй половине года в средней группе вводится дежурство по занятиям.

Дежурство старших дошкольников постепенно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. Дети старших групп дежурят по столовой, по занятиям и по уголку природы. Обычно на каждый вид дежурства ежедневно назначаются по два ребенка.

В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности. После приема пищи – составляют посуду (без остатков пищи) после еды в стопку на каждом столе, убирают хлебницы, салфетницы. Сметают крошки со стола.

Очень важно, чтобы и помощник воспитателя опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.

Распределение обязанностей в процессе организации дежурства в ДОО

Эффективное использование для воспитательных и развивающих целей такого режимного момента,как организация питания, во многом зависит от рационального распределения обязанностей между взрослыми.

Составляющие процесса организации питания Возраст детей ВОСПИТАТЕЛЬ ПОМОЩНИК ВОСПИТАТЕЛЯ
Сервировка стола Младший Организует наблюдения детей за сервировкой стола Сервирует
Старший, средний Наблюдает, чтобы дежурные самостоятельно сервировали стол, используя схемы-модели Сервирует стол вместе с дежурными
Организация дежурства детей Средний и старший Назначает дежурных. Следит, чтобы дежурные первыми разделись после прогулки, пошли мыть руки. Помогает дежурным распределить обязанности между собой, надеть форму.
Руководство процессом дежурства детей Наблюдает за выполнением дежурными своих обязанностей и поручений, приучает их к самостоятельности и аккуратности. Следит за тем, как они сервируют стол, если необходимо, помогает.

Консультация для родителей

Трудовое воспитание детей в семье

Цель: познакомить и приобщить родителей к информации о трудовом воспитании в семье. Назначение: данный материал предназначен для родителей дошкольников, а также будет полезен воспитателям. Актуальность. «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни.» (К. Д. Ушинский). Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Для того, чтобы ребёнок получил полноценное воспитание, необходимы не только совместная деятельность с взрослым, двигательная активность и стремление к знаниям, но также важен и труд. Трудолюбие прививается с младенчества. И тут необходим вклад не только воспитателей, но и родителей. Стремление к труду изначально прививается родителями. А уже в дальнейшем развивается в детском саду и школе. Если ребёнок сам стремиться трудиться или выполнять трудовые поручения, то этим он воспитывает любовь к труду, чувство долга. У него воспитывается характер, умения, и навыки в труде развиваются быстро и главное – с интересом для самого ребёнка. Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым. Успехом в воспитания трудолюбия можно назвать вырабатывание привычки у детей выполнять обязанности самостоятельно. Ребёнка необходимо научить тому, что его дела он должен делать сам, тогда у него будет развиваться чувство значимости. А наша обязанность – обязанность взрослых – развивать самостоятельность, трудолюбие и стремление к успеху.

Кто он, как его зовут? Кто на свете самый главный Самый добрый; самый славный? Кто он? Как его зовут? Ну\ конечно, Это труд! Кто на свете самый умный, Самый старый; самый юный? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, Это труд! Кто на все века и годы Настоящий царь природы? Царь полей, заводов, руд? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, Это труд!

Уважаемые родители! Разрешите предоставить вашему вниманию буклет по теме

« Трудовое воспитание дошкольников» ЧТО ЗНАЧИТ подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными словами, без этого нет счастья. Только в труде, систематическом и упорном, формируется личность, выковываются ее лучшие качества. Работая вместе с другими детьми, помогая им и получая их помощь, ребенок становится более отзывчивым, чутким. Ежедневное решение той или иной практической задачи развивает умственные способности, любознательность, настойчивость.

Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь о нем, заботьтесь о том, чтобы он был трудолюбив!

Ошибаются родители, которые думают, что пора трудового воспитания наступает, когда ребенок достигает школьного возраста или становится еще старше. Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело направлять. Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты.

Советы родителям • Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше; • Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность; • Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей; • Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение; • Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда; • Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой; • Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам; • Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний; Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитание бережного отношения к общественному достоянию

Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе.

Нина Гелингер

Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе.

Карточка № 1.

«Порядок в шкафу с игрушками и пособиями»

Цель: учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

Карточка № 2.

Цель: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 3.

Цель: Учить застилать постельное белье приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Карточка № 4.

«Дежурство по столовой»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного ; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов и подметать пол. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 5.

«Дежурство по занятиям»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 6.

«Порядок в игрушках»

Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 7.

Цель: учить детей навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, продолжать формировать культуру труда

(опрятность в процессе деятельности)

Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 8.

«Порядок в шкафу раздевальной комнаты (вместе с помощником воспитателя)

»

Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 9.

Цель: приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками.

Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам и игрушкам.

Карточка № 10.

Цель: учить детей помогать няни поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Карточка № 11.

«Стирка кукольной одежды»

Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 12.

Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье расчёсок: полоскать замоченные расчёски, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой.

Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Конспект по организации трудовой деятельности в подготовительной группе. «Все вместе наведем порядок в группе» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «Сказка» Конспект по организации трудовой.

Организация дежурства детей дошкольного возраста в ДОУ

Валентина Амельченко

Организация дежурства детей дошкольного возраста в ДОУ

Организация дежурства детей

дошкольного возраста в ДОУ

Дежурства — это одна из форм организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Важной задачей организации дежурства в дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитывать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде. Дежурство дошкольников постепенно усложняется по содержанию труда, по формам объединения, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных в том, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным. Он обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы.

Таким образом, по содержанию труда дежурство делится на

-дежурство в столовой;

-подготовка к занятиям;

-дежурство в уголке природы.

Вторая младшая группа Дежурства в детском саду организуют со второй младшей группы – вторая половина года. Малыши привлекаются к участию в подготовке процесса питания,выполняют простейшие поручения: правильно поставить стульчики к столам, на середину – тарелочки с хлебом, стаканы с салфетками.

Давая поручения детям 4-го года жизни, педагог воспитывает у них умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала учат детей ставить на стол салфетницы и хлебницы, затем раскладывать ложки. После того, как малыш освоит эти действия, его учат расставлять тарелки.

На первоначальных этапах привития навыков дежурства используются такие приемы, как накрывание столов вместе с ребенком, в дальнейшем – с незначительной помощью воспитателя,а так же дидактические игры: «Накроем стол для кукол»

,
«День рождения Мишки»
,
«Маша обедает»
,

«Кoрмление кукол»

и др.

В первые месяцы необходимо учить дежурныхправильным приемам работы: напомнить, что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками и пр.

Перед ребенком — дежурнымставят только одно условие: помочь помощнику воспитателя накрыть на столы. Ежедневно за каждым столом работает дежурный. Вымыв руки с мылом, надев фартук и колпачок (косынку, ребенок помогает раздавать ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками, заранее приготовленные взрослым на раздаточном столе. Руководя детьми, педагог опирается на интерес к процессу деятельности, создает эмоционально — положительное отношение к нему. Воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремится к созданию спокойной обстановки, контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные возможности.

Средняя группа

В средней группе дети продолжают дежурить по столовой, назначается двое дежурных,которые полностью накрывают на столы: раздают индивидуальные салфетки, ложки, вилки, ставят хлебницы, стаканы с салфетками, заранее приготовленные на раздаточном столе. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками.

Во второй половине года в средней группе вводится дежурство по занятиям (разложить кисточки, поставить баночки с клейстером, постелить индивидуальные салфетки и т. д., так же помогают убрать материал после занятий.

Воспитатель подчеркивает, насколько ребенок проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям. Он разъясняет, что работа дежурных необходима, что дети должны помогать взрослым в их работе, опирается на положительные примеры поведения детей в труде.

Старшая группа

Старшая группа на дежурство по столовой назначается так же по два ребёнка. Дежурные заходят пораньше (быстро переодеваются, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол посудой, заранее приготовленной помощником воспитателя на раздаточном столе, в соответствии с числом детей. Процесс обязательно контролируется взрослым.

Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на край стола, чашку относит на раздаточный стол как и в средней группе. При этом важно понаблюдать, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали беспорядка.

Дежурные должны после еды убрать салфетницы, хлебницы, помочь убрать ложки и вилки и смести крошки со столов.

Дети благодарят дежурных за оказанную помощь. Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.

Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей. Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют, кто и что будет делать.

Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.

Дежурства по подготовке к и занятиям. Помощь может быть оказана как перед занятием, так и накануне. Перед занятием дежурные должны узнать, какие материалы будут нужны, помогают раздать необходимый материал, налить клей, принести в группу пособия для занятия. Накануне для занятия помочь вырезать геометрические фигуры, принести наглядный материал, помочь стереть пыль, расставить стульчики.

Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела.

Так же в старшей группе вводится еще один вид дежурства – дежурство в уголке природы. (начинается с начала года)

. Разъяснить значение этого вида
дежурства можно на занятии при знакомстве с растениями и их потребностями, а так же с условиями содержания этих растений, Воспитатель подчеркивает важность тщательного постоянного ухода за растениями; только при этом условии им будет хорошо в группе. На занятии воспитатель может показать и некоторые новые приемы работы дежурных: как опрыскивать растения из пульверизатора (какие нужно опрыскивать, а какие нельзя, почему, как подсаживать лук вместо срезанного, как заготавливать воду для полива растений и т. д.
Когда воспитатель переходит к организации общего труда дежурных, он объединяет детей в пары. Зачастую воспитатели объединяют детей в пары по принципу «умелый с неумелым»

. Но это не всегда дает положительный результат. В старших группах у
детей проявляется избирательное отношение друг к другу и это следует учитывать, поручая им дежурить вместе.
Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных, с тем, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным и необходимым для коллектива. Воспитатель обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы. Так перед занятием воспитатель, обращаясь к детям,говорит: «Дежурные так быстро приготовили все необходимое, что можно сразу начинать заниматься. Спасибо вам, молодцы!».В другой раз он может обратиться к ним с вопросом: «Ну как, можно начинать занятие? Приглашайте детей на занятие».

Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение педагогом их действий укрепляет уверенность в своих силах.

Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду. Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает их важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела. Этому способствуют и беседы на тему «Как мы дежурим»

.

Время от времени воспитатель подчеркивает растущие умения детей, обсуждает с ними, что они еще могут делать; в беседе он особенно выделяет случаи проявления доброжелательного отношения к сверстникам, желания помочь помощнику воспитателю. Очень важно, чтобы и помощник воспитателя опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.

Одежда и оборудование необходимое для дежурства и трудовой деятельности детей

Для того чтобы дети могли дежурить по столовой, в уголке природы, готовить материалы и пособия для занятий, необходим разнообразный инвентарь.

По столовой: фартуки и косынки (для мальчиков – колпачки или банданы.

В уголке природы: клеенчатые фартуки, нарукавники.

Весь инвентарь хранится в доступе детей в соответствии с их ростом.

Трудовая деятельность в старшей группе на занятиях

Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе — важный метод социализации, интеллектуального и морального развития дошкольников. Придерживаясь правил трудовой деятельности ребенка, подключая к ней родителей можно достичь максимальных результатов. Благодаря разнообразной систематической занятости, ребята готовятся к постижению профессий, учатся самостоятельности.

Как организовать трудовую деятельность в старшей группе

Согласно ФГОС, организовывая трудовую деятельность, воспитатель учитывает ее принципы:

  • регулярность;
  • участие всех детей;
  • посильность вклада детей;
  • недопустимость переутомления ребят;
  • увлекательность занятий;
  • ненавязчивый контроль.

Одежда куклы будет чистой

Нельзя допускать формирования негативного отношения ребенка к трудовым задачам.

Наблюдение и работа в уголке природы

Нужно воспитать любовь к осознанным регулярным наблюдениям за природой. Для этого ведут «Дневник живого уголка». В нем дежурные оставляют замечания об изменениях в растениях, о повадках животных. Иногда стоит всей группой анализировать заметки. Большую часть наблюдений и работы в уголке осуществляют перед завтраком и после сна.

Важно! Детям озвучивают правило: в дневнике можно писать только дежурным. Описываются лишь действия в уголке и изменения его жителей.

Труд в природе приносит удовольствие малышам, положительно влияет на их разностороннее развитие. В ходе работ формируется уважение, любовь к природной среде, умение проявлять о ней заботу. Укрепляется интерес к труду, ответственное и сознательное отношение к нему.

Живой уголок можно оформить креативно

Труд в природе (с домашними живыми существами и на улице) — важный образовательный метод. Он стимулирует интеллектуальное развитие, расширяет кругозор, развивает сенсорное восприятие мира. Работая в природной среде, дети познают свойства, состояния, характеристики объектов, учатся устанавливать и анализировать их.

Педагог учит отталкиваться от свойств природных объектов в ходе выполнения трудовых задач. Например, определяя потребность растения во влаге, ребенок учитывает состояние стебля, листьев: их плотность, упругость, цвет. У ребят формируются эталонные представления об особенностях объектов окружающей среды.

Дежурить в живом уголке ребята начинают в старшей группе. Это позволяет улучшать трудовые навыки, правильно социализировать, мотивировать ребенка.

Трудовые поручения

Привлекая ребят старших групп к трудовой деятельности, часто применяют поручения. Для их выполнения педагог предлагает группе детей выполнить задание. Навыки самоорганизации у этой возрастной категории еще недостаточно сформированы, поэтому воспитатель планирует труд детей вместе с ними. Оговаривают такие вопросы:

  • с чего нужно начать;
  • что нужно подготовить (инструменты и материалы);
  • как организовать труд, чтобы выполнить качественно;
  • как работать, чтобы не пачкаться и не мусорить;
  • распределение заданий между участниками.

Важно! Учитель не навязывает исполнителям способы выполнения задачи, не распределяет роли, а лишь помогает и подсказывает, контролирует.

Разновидностью коллективных поручений являются систематические дежурства в живом уголке. Они выполняются весь учебный год, вводятся в сентябре-октябре. Предварительно воспитатель беседует с учениками о видах растений из живого уголка, особенностях ухода, условиях их полноценного развития, повседневных задачах дежурных. На этапе формирования навыка ухода за живыми существами педагог назначает дежурных ежедневно. Их число определяется количеством объектов уголка.

Уход за домашними растениями в садике

Воспитатель и дежурные вместе распределяют обязанности группы. Контроль за работой, поддержка со стороны руководителя осуществляется ненавязчиво, доброжелательно, своевременно. В первые недели дежурств педагог участвует более активно в работе групп, а далее — по необходимости.

Уход за комнатными растениями включает их пересадку и размножение, которые проводятся весной. Готовятся к такому труду заранее. Дети и руководитель осматривают растения, отбирают нуждающихся в пересадке, подготавливают почву (песок, землю), подыскивают горшки необходимого размера, совки, раствор марганцовки, заточенные палочки. Основная часть работы выполняется преподавателем. Ребята занимаются очисткой почвы от мусора, камней, щепок. Желательно землю просеять.

Важно! Образовательная составляющая таких уроков — закрепление знаний о строении растений (цветок, лист, стебель, корень).

Метод художественного труда в старшей группе

Художественный труд — деятельность по удовлетворению эстетических потребностей ребенка. Он представляет собой изготовление изделий из природного сырья, ткани, картона, бумаги, дерева. Можно создавать аппликации, настольные игры, кукольный театр. Такой труд стимулирует фантазию, развивает креативность, улучшает мелкую моторику, воспитывает настойчивость, выдержку, умение доводить работу до конца. Результаты труда дети могут преподносить близким в виде подарков.

Разъяснились правила работы дежурных групп в детсадах в нерабочие дни

Минпросвещения РФ направило рекомендации регионам: «Обязательное предписание для каждого субъекта – организовать дежурные группы в детских садах. Каждый регион должен обеспечить мониторинг потребностей родителей в работе детских садов в этот период… Во всех регионах должен быть сформирован список работающих детских садов и обеспечено информирование родителей».

«МК» выяснил, как это будет выглядеть на практике.

Во-первых, от родителей в ряде регионов потребуют документы о том, что у них «бесперебойное производство» и не с кем оставить дитя дома. То есть работающим в частных фирмах, не относящихся к «привилегированным» сферам, а также мамам, которые являются домохозяйками, но водят ребенка в сад, могут отказать. Очевидно, что таким образом власти попытаются ограничить количество детей, которых захотят привести в садик в объявленные нерабочие дни.

Во-вторых, далеко не в каждом саду будет дежурная группа. В-третьих, в дежурных разновозрастных группах малыша будут окружать незнакомые дети более старшего возраста, а воспитатели будут меняться.

Ангелина – мать-одиночка, воспитывающая четверых детей разных возрастов. Она не работает, ей надо ухаживать за детьми, тем более что 8-летняя Катя имеет инвалидность и с ней надо часто ходить по врачам. Младшая дочка, трехлетняя Соня, только в сентябре отправилась в детский садик. Их сад объявил, что с 28 октября до 3 ноября будет организована дежурная группа для детей – но лишь для тех, чьи родители официально работают, причем позже уточнили, что взрослые должны быть заняты «на госслужбе и бесперебойном производстве». Такие родители должны написать заявление на имя директора дошкольной организации с указанием места работы, которое будет рассмотрено администрацией.

По словам мамы, очень много детей сейчас болеет. «В нашей группе осталось 4 человека из 19», – говорит Ангелина…

Как сообщают в Министерстве образования и науки Калужской области, в детсадах 1, 2 и 3 ноября будут работать дежурные группы, но в них примут детей только тех родителей, для которых дополнительные выходные остались рабочими днями. Их попросили заранее предупредить администрацию детсада о том, что они приведут детей. Та же история и в Костромской области: власти региона пообещали «создать дежурные группы в детсадах для детей работающих родителей».

Однако в каких-то регионах не будут вводить столь жесткие ограничения по приему детей в дежгруппы в зависимости от рабочего статуса родителей. Министерство образования и науки Самарской области сообщает, что «детские сады будут работать в режиме дежурных групп, кроме праздничных дней с 4 по 7 ноября. О необходимости посещения дошкольного учреждения нужно заранее предупредить воспитателя, при этом не надо предоставлять никакие справки от работодателя».

Сад № 92 в Ярославле сделал объявление, что «1, 2, 3 ноября работает в штатном режиме» и попросил предупредить, кто из детей придет в садик, для определения количества продуктов».

Впрочем, еще не все регионы определились. Например, в Липецкой области решение о том, будут ли созданы дежурные группы в детских садах и в каких именно, власти примут в начале следующей недели.

Перспективное планирование. Картотека занятий по трудовой деятельности

Карточки и цели занятий по трудовой деятельности выглядят следующим образом:

  • Карточка 1 «Протирание листиков растений»

Цель: учить аккуратно работать с водой: надевать передник, засучивать рукава, не брызгать, не проливать воду; учить правильно работать с тряпкой: мочить, выжимать, ополаскивать при загрязнении; развивать трудолюбие, трудоспособность, аккуратность; воспитывать взаимоуважение во время совместной трудовой деятельности в старшей группе.

  • Карточка 2 «Дежурство после занятия»

Цель: учить самостоятельно старательно выполнять обязанности во время дежурства: раскладывать принесенные воспитателем материалы, очищать и ставить их на место после занятия; воспитывать уважение к труду, желание работать для блага коллектива.

  • Карточка 3 «Стирка салфеток»

Цель: вырабатывать навык намыливать материал, застирывать пятна, ополаскивать салфетку, отжимать до легкой влажности; формировать культуру аккуратного труда, личной гигиены; развивать умение замечать загрязнения, применять воду для их удаления; воспитывать способность трудиться коллективно, дружно.

  • Карточка 4 «Порядок на полках с игрушками»

Цели: самостоятельная уборка, протирание пыли; умение поддерживать порядок, не допускать хаотичного расположения предметов в шкафу; развитие способности замечать непорядок, трудолюбия; воспитание альтруизма, эстетического вкуса.

  • Карточка 5 «Дежурный по столовой»

Цель: уметь самостоятельно качественно выполнять обязанности: надевать форму дежурного, хорошо мыть руки; сервировать стол по выученным правилам, видеть неправильную сервировку и исправлять недочеты; убирать использованные приборы и посуду, протирать столы, подметать; развивать трудовые умения; воспитывать желание поддерживать чистоту для собственного комфорта и на благо коллектива, бережное отношение к предметам быта.

Сервировка стола в столовой

МБДОУ «Д/с № 47»

Рекомендации по работе дежурных групп

Из Указа Губернатора Красноярского края от 04.04.2020 № 81-уг

«Министерству образования Красноярского края, главам муниципальных образований Красноярского края, частным образовательным организациям обеспечить с 6 апреля 2021 года по 30 апреля 2021 года включительно работу дежурных групп для воспитанников дошкольных образовательных организаций (детских садов), родители (законные представители) которых выполняют трудовые функции в организациях, осуществляющих деятельность в сферах, в отношении которых решениями Президента Российской Федерации или настоящим указом не были приняты ограничительные меры».

  • В период объявленных нерабочих днях с 7 апреля по 30 апреля 2020 г. в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (далее – ДОО), организовать дежурные группы для воспитанников по запросам родителей (законных представителей), которые оба (или в неполной семье один) работают в структурах, обеспечивающих необходимую жизнедеятельность общества, определенных УказомГубернатора Красноярского края от 27.03.2020 № 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края»,Указом Губернатора Красноярского края от04.04.2020 № 81-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 № 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края».
  • Для зачисления ребенка в дежурную группу работодателю необходимо предоставить сведения в управление образования, родителям (законным представителям) необходимо предоставить в ДОО следующие документы:
  • — заявление на имя руководителя дошкольной образовательной организации (приложение 1), если это ребенок с другого детского сада;
  • — справку работодателя (приложение 2), утвержденную Постановлением Правительства Красноярского края «Об утверждении Порядка установления и соблюдения предписаний и ограничений гражданами режима самоизоляции в период распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Красноярского края» № 188-п от 01.04.2020 .
  • В случае если у родителя нет справки работодателя, он направляется в свою организацию к работодателю.
  • Дети принимаются в ДОО со справкой, которую родители могут получить в кабинете доврачебной помощи в поликлинике по месту жительства, начиная с 07.04.2020.
  • Дежурные группы работают по 5-дневной рабочей неделе (с выходными днями в субботу и воскресенье).
  • Количество дежурных групп в ДОО устанавливается приказом руководителя.
  • Наполняемость группы составляет не более 15 воспитанников.
  • Дежурные группы могут быть сформированы как по одновозрастному, так и по разновозрастному принципу.
  • Дежурные группы функционируют в соответствии с режимом и продолжительностью работы ДОО.
  • Организация работы дежурных групп предусматривает обязательное наличие необходимых санитарно-гигиенических, противоэпидемических условий, соблюдения правил пожарной безопасности.
  • Прием воспитанников сопровождается измерением температуры («жесткий утренний фильтр»). При приеме детей сотрудники детского сада, медицинские работники используют индивидуальные средства защиты (маски, перчатки).
  • Обязательно наличие медицинского работника в ДОО на весь период функционирования дежурных групп (график работы медицинских работников, возможность смены работников в течение дня, а так же в период работы дежурной группы).
  • Ограничить допуск родителей (законных представителей) в помещения ДОО. Прием детей осуществляется при входе в ДОО. Для оптимизации порядка приема около входа должен находиться дежурный администратор (либо несколько дежурных воспитателей ), которые провожают воспитанников в группы.
  • Воспитанники дежурных групп обеспечиваются полноценным питанием в соответствии с утвержденным 10-дневным (20-дневным) меню.
  • Педагогами дежурных групп ведётся учёт посещения группы воспитанниками, поступающими в дежурные группы, в установленном порядке, определенными локальными актами ДОО.
  • В дежурных группах в данный период осуществляется присмотр и уход за детьми в соответствии с режимом дня, действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с учётом возраста воспитанников. Образовательная деятельность не ведется. Непосредственная организованная деятельность заменяется игровой, музыкальной ,физкультурной, продуктивной деятельностью, наблюдением. Прогулки проводятся в соответствии с Сан ПиН, соблюдая дистанцию не менее 2 метров от других групп. Строго на игровых площадках.
  • Работа сотрудников ДОО осуществляется согласно графику на период нерабочих дней.

Анализ и самоанализ результатов хозяйственно-бытового труда в старшей группе

Учитель может проанализировать достижения детей в трудовом развитии за полгода. Педагог выявляет наиболее и наименее успешные виды деятельности ребенка, его активность, инициативность. Для этого можно применить таблицу «Диагностическая карта». Примерный вариант такой карты представлен ниже.

Важно! Карта фиксирует все разновидности трудовой деятельности учащихся в старших группах.

Источники:

https://ped-kopilka.ru/blogs/blog60781/kartoteka-trudovyh-poruchenii-v-starshei-grupe.html https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-hozjaistveno-bytovoi-trud-v-starshei-grupe.html https://vospitanie.guru/trudovoe/hozajstvenno-bytovoj-trud-v-starsej-gruppe

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]